Фрагмент для ознакомления
1
Введение
Глава 1. Теоретические основы обучения
1.1 Развитие педагогической мысли
1.2 Понятие обучения
1.3 Система методов
1.4 Классный час как форма воспитательной работы
Глава 2. Составление методического пособия по проведению классного часа
2.1 Особенности составления методического пособия по воспитательной работе
2.2 Особенности проведения классного часа по Великой Отечественной войне
Заключение
Список литературы
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Воспитательный процесс сложный и многогранный. Как и любое социально-психологическое и социально-культурное явление, он имеет разные формы организации воспитания, выбор которых зависит от уровня развития детского коллектива и от целей, которые ставит перед собой педагог.
Классный час в современном образовательном процессе является одной из самых важных форм воспитательной работы, которые реализуют просветительскую, ориентирующую, направляющую и формирующую функции. По мнению некоторых исследователей, классный час – это специально организованная ценностно-ориентационная деятельность, которая способствует формированию у школьников системы отношений к окружающему миру.
Актуальность выпускной квалификационной работы обусловлена снижением внимания к Великой Отечественной войне среди школьников и необходимостью подбора форм обучения для исследования этой темы.
Цель выпускной квалификационной работы: представить методическое пособие по теме «Великая Отечественная война» для работы в рамках классных часов.
Задачи выпускной квалификационной работы:
1. Изучить развитие педагогической мысли;
2. Проанализировать понятие обучения;
3. Определить систему методов;
4. Рассмотреть классный час, как форму воспитательной работы;
5. Проанализировать особенности составления методического пособия по воспитательной работе;
6. Проанализировать особенности проведения классного часа по Великой Отечественной войне.
Объект исследования: классный час, как форма воспитательной работы.
Предмет исследования: процесс создания методического пособия.
Методологическая основа исследования: научные теоретические и практические исследования по основам обучения.
Методы исследования:
- аналитический (анализ форм работы и научных исследований);
- систематизация.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
1.1 Развитие педагогической мысли
Становление понятия «педагогика» уходит корнями в глубокую древность. Оно стало неотъемлемым элементом процесса становления человека и общества и прошло несколько этапов.
Сначала сформировалось такое понятие, как «социальное исследование», подразумевающее передачу опыта от поколения к поколению.
Сама система социального наследования предполагает наличие специфического человеческого организма [Корнетов, с.66], который обусловливает возможность усвоения человеком различных видов деятельности. Главный врожденный признак человека — это способность к обучению, которая развивается в виде сознательной психики с помощью возникновения культуры, которая позволяет накапливать получаемый опыт и передавать его из поколения в поколение.
Наряду с культурой появилась система общественных отношений, благодаря которым человек смог овладевать опытом жизнедеятельности других людей.
Социальное наследование осуществляется в рамках процессов значительно более широких, чем педагогическая деятельность. Например, процесс социализации, который обеспечивает превращение индивида в культурное общественное существо.
Педагогическая деятельность в качестве основной деятельности человека — это форма активности субъектов, которые стремятся целенаправленно воздействовать на определенный предмет с помощью специальных средств.
В ходе антропосоциогенеза, наряду со многими процессами, происходило и становление педагогики. Сначала она формировалась как элемент жизни обществе, затем как способность.
Педагогика, на момент своего возникновения, предполагала определение путей осуществления различных целей. Изначально предполагалось, что педагогическая деятельность поможет найти ответы на такие вопросы, как:
- Кто должен осуществлять педагогическую деятельность?
- На кого должна быть направлена педагогическая деятельность?
- Какие цели педагогическая деятельность преследует и с помощью каких средств их достигает? И т. д.
Таким образом, педагогика стала одной из форм духовно-практического освоения мира и истоком материализации педагогических идей.
Изначально педагогические традиции представляли из себя представления о теоретическом образовании, выражаясь в фольклоре, обычаях, обрядах.
Медленное, но эффективное накопление опыта способствовало обогащению практики воспитания и обучения, возникновению школ и профессиональной педагогической деятельности.
Так или иначе, но быстрое развитие общества поставило задачу найти оптимальные пути и способы планирования педагогической деятельности. Необходимо было учесть особенности человека и определить, какими качествами должны обладать люди, которые будут обучать других.
Отделение умственного труда от физического стало не только важной предпосылкой возникновения теоретической педагогики, но и поспособствовало развитию педагогической практики.
Появившаяся письменность позволила накапливать и обобщать знания о способах воспитания и обучения, соответственно, открывая новые возможности для педагогики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апетян, М.К. Психологические особенности и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. - 2014. - с.243-244;
2. Вопросы проблемного обучения в школе. Под ред. М.И. Махмутова. – Казань: Издательство КГу, 1970;
3. Давыдов В.В., Теория развивающего обучения. – М.: ИНТОР. – 544с.;
4. Данилов М.А. Процесс обучения в советской школе. – М.: Педагогика, 1960. – 299с.;
5. Десницкий, В. А. О воспитании патриотизма на произведениях отечественной литературы // Литература в школе. – 1942. – с.11-15;
6. Джуринский, А. Н. История педагогики и образования. – М., 2014. – 250с.;
7. Дистервег Ф.А.В. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956. – 378с.;
8. Ильина Г.А. Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41;
9. Карамашева, Н. С. Реализация воспитательных целей на уроках истории в школе при изучении Великой Отечественной войны // Молодой ученый. – 2021. – с.185-187;
10. Ковалев В.И., Мотивы поведения и деятельности / В.И. Ковалев; отв.ред. А.А. Бодалев. – М.: Наука, 1988. – 193с.;
11. Корнетов, Г.Б. Педагогическая мысль как феномен развития педагогической науки // Историко-педагогический журнал. - 2016. - с.65-90;
12. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: Подход, метод, тип, система / Е.В. Ковалевская. – М.: Издательство НГГу, 2000. – 301с.;
13. Кудрявцев Т.В., Исследование и опыт проблемного обучение в книге «О проблемное обучении». – Вып.2. – М.: Высшая школа, 1969;
14. Лаптиева, Г. Г. Анализ внеурочного занятия как составляющая процесса воспитания // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – с.1-5;
15. Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974. – 64с.;
16. Лернер И.Я., Дидактические основы методов обучения. – М.: Просвещение, 1981. – 186с.;
17. Луцева, И. Ю. К проблеме подготовки классных часов в начальной школе // Время науки. – 2017. – с.180-183;
18. Мартынцова, И. В. Воспитательная работа в школе // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – с.24-28;
19. Махмутов М.И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 80с.;
20. Российская педагогическая энциклопедия: в 2т., Т.1 / В.В. Давыдов. – М.: Большая российская энциклопедия, 1999. – 1160с.;
21. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии: В 2т. Т.2. – М.: Педагогика, 1989;
22. Томина Е.Ф., Педагогические идеи Дж. Дьюи. – Вестник ОГу. – 2011. – №2 (121). – с.1-7;
23. Трошина, Е.А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста как субъектов учебной деятельности // Ваестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2012. - с.30-37;
24. Урсегова, Н. А. Технология проектирования и разработки методических рекомендация // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Межунар.науч.конф. – Казань: Бук, 2018. – с.96-98;
25. Шамова Т.И., К вопросу о методах преподавания и учения. – Советская педагогика. – 1974. - №1;
26. Шищенко, О.С. Развитие идеи воспитания дисциплины в истории педагогической мысли // Концепт. - 2013. - с.1-5;
27. Яковлева С.П., Развитие у учащихся интереса к изучению // страницы истории. – Вузовский сборник научных трудов. – Брянск. – 2011. – Вып.9. – с.2;
28. Ярмакеев, И.Э. Развитие педагогической науки: традиции и перспективы // Филология и культура. - 2006. - с.1-31