Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В наше время проблема развития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическую значимость. Нашему обществу нужны люди, способные самостоятельно, нетрадиционно решать возникающие проблемы, творческие, мыслящие, способные находить выход из сложной ситуации.
Проблема формирования творческих умений и навыков детей младшего школьного возраста в современных социокультурных условиях имеет исключительную важность. Это обусловлено объективными факторами, высокой ролью творчества в познании мира, естественной активностью ребенка, который нуждается в творческой деятельности. При этом творческие умения, рассматриваются как определённый уровень развития интеллекта ребёнка, который позволяет принимать творческие решения, создавать и развивать принципиально новые идеи. Младший школьный возраст – это особый период жизни ребёнка, когда происходит понимание и осознание окружающей среды, на основе полученного им культурного опыта.
Развитие творческих умений и навыков детей на протяжении многих лет привлекало к себе внимание представителей различных областей научного знания – философии, психологии, педагогики и других. Авторы В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матушкин, А.И. Ума и др. современной психолого-педагогической литературы акцентируют внимание на повышение продуктивности познавательной деятельности, организации совместной творческой деятельностью учащихся, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развитие методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Анализ литературы показал, что проводятся многочисленные исследования, направленные развитие творческих умений и навыков детей младшего школьного возраста. Но, при этом проблема относительно работы с детьми при изучении информатики в условиях дистанционного обучения при развитии творческих умений и навыков младших школьников недостаточно исследована. Учитывая это встаёт вопрос необходимости поиска новых эффективных методов при работе с детьми при изучении информатики в условиях дистанционного обучения при развитии творческих умений и навыков младших школьников, которые будут направлены на развитие творческих умений и навыков ребёнка
Цель исследования – изучить и проанализировать развитие творческих способностей обучающихся основной общеобразовательной школы при изучении информатики в условиях дистанционного обучения.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические основы развития творческих способностей обучающихся при изучении информатики;
2) выполнить экспериментальную работу по исследованию роли учебно-творческих задач при изучении информатики в условиях дистанционного обучения на примере СОШ.
Объект исследования - изучение информатики в условиях дистанционного обучения.
Предмет исследования – развитие творческих способностей обучающихся основной общеобразовательной школы.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКИ
1.1 Сущность творчества и творческих способностей
Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.
Что же такое личность как особое социальное качество индивида? Прежде всего, если мы признаем, что личность — это качество индивида, то мы тем самым утверждаем единство индивида и личности и одновременно отрицаем тождество этих понятий (так к примеру, светочувствительность — качество фотопленки, но нельзя сказать, что фотопленка — это светочувствительность или что светочувствительность — это фотопленка).
Далее, «...личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами» [6].
Таким образом, понятие «личность» нуждается в особой характеристике, которая могла бы описать это социальное качество, носителем которого является индивид. И прежде всего надо уточнить, почему о личности можно сказать как о «сверхчувственном» качестве индивида («системное и поэтому "сверхчувственное"»). Очевидно, что индивид обладает вполне чувственными (т.е. доступными восприятию с помощью органов чувств) свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики и т.д.
Творческая личность - это личность человека-творца, то есть того, кто создает некие, принципиально новые, продукты в результате своей деятельности. Творчество - в исходном и научном понимании этого слова - не игра на музыкальных инструментах (вернее - не только и не просто игра), не рисование и не вышивка крестиком. Творчество - это созидающая деятельность. Соответственно, творческая личность - это человек, готовый к такой деятельности и занимающейся ей.
Творческая личность – это креативная личность, которая впоследствии влияния внешних факторов приобрела необходимых для актуализации творческого потенциала человека дополнительных мотивов, личностных задатков, способностей, которые влияют достижению творческих результатов в одном или нескольких видах творческой деятельности
Проблема развития творческого потенциала младших школьников касается огромного спектра вопросов, связанных с феноменом развития личности. Формирование творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы закладывается в детстве и является условием последующего развития 76 личности человека, его успешной творческой деятельности. В связи с этим перед образовательными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность в принятии решений, стремление к свободному самовыражению, уверенность в себе. Развитие творческого потенциала обучающихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого потенциала в младшем школьном возрасте. Это подтверждено в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО), в котором определена одна из основных целей: развитие личности школьника, его творческих способностей [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
2. Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 23.08.2017 № 816
3. Арсалиев Ш.М.-Х. (ред.) Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. №2. г. Волгоград, 2015. — 263 с.
4. Асламов А.С. Формирование гражданской идентичности в урочной и внеурочной деятельности в рамках внедрения ФГОС ООО // Вопросы педагогики. 2016. № 10. С. 5-7.
5. Атаджанова Р. Р. Теоретико-методологические основы развития художественно-творческих способностей младших школьников при помощи педагогического кластера / Р. Р. Атаджанова, М. А. Абдуллаева // Вестник науки и образования. – 2021. – № 10-3(113). – С. 66-70.
6. Барышева Т.А. Креативность. Диагностика и развитие. СПб., РГПУ им. А.И. Герцена, 2016.
7. Богоявленская Д.Б. Психология творческих умений и навыков . М.: Издательский центр «Академия», 2015.
8. Бондарева Н. В. Развитие творческих умений и навыков детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе посредством игровых технологий социально-культурной деятельности / Н. В. Бондарева, В. И. Матис // Проблемы современной науки и образования. – 2021. – № 2(159). – С. 29-33.
9. Бухарова И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
10. Волобуева, С. О. Дополнительное профессиональное образование в формировании творческих способностей младших школьников наглядными средствами обучения / С. О. Волобуева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 3(82). – С. 73-75.
11. Воронич Е. А. Сущность инклюзивного подхода в образовании [Текст]. / Е. А. Воронич. // Периодический журнал научных трудов «ФЭН-НАУКА». – № 1 (16). – Бугульма, 2013. – С. 17-20.
12. Гаврилова Л.В. Эстетическое воспитание детей в контексте внеурочной деятельности // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: Материалы IV Международной научно-практической конференции / Под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. В 2 ч. – 2016. С. 397– 403
13. Горячев А. В. Информатика в играх и задачах – М.: Экспрес, 2007. – 132 с.
14. Гейн А.Г. Основы информатики и вычислительной техники . / А.Г. Гейн – М.: Просвещение, 2013. – 254 с.
15. Гусева А.И. Учимся информатике: задачи и методы их решения / А.И. Гусева – М.: Диалог – МИФИ, 2011. – 156 с.
16. Гуляева О.И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста: учебное пособие // Педагогический опыт: теория, методика, практика : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 19 февр. 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. – 2016.
17. Дополнительное образование детей. Психолого-педагогическое сопровождение : учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Байбородова [и др.] ; ответственный редактор Л. В. Байбородова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 363 с.
18. Дыба Д. П. Особенности развития творческих способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости в процессе изобразительной деятельности / Д. П. Дыба // Вестник науки. – 2020. – Т. 2. – № 12(33). – С. 24-27.
19. Дюшеева Н.К., Кубатбеков М.М. Функциональная грамотность будущего педагога: сущность и содержание. Инновации в науке: сборник статей по материалам LXIV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016; Ч. I, № 12 (61).
20. Егорова Е.В. Проблема ценностных ориентаций в педагогической аксиологии // Педагогика и психология: актуальные проблемы исследований на современном этапе: сб. материалов 11 -й межд. научно-практической конференции, 24 июля 2016 г. Махачкала: Апробация, 2016. С. 4-6.
21. Зубкова Е. А. Развитие творческих умений и навыков у детей младшего школьного возраста / Е. А. Зубкова // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт : ТРИДЦАТЬ ВТОРАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ, Белгород, 26 октября 2020 года. – г.Белгород: ООО ГиК, 2020. – С. 112-114.
22. Илькевич Б.В. (общ. ред.) Образование. Наука. Культура. Материалы международного научного форума (23 ноября 2016 г.). Сборник научных статей. — Гжель: ГГУ, 2017. — 1110. - Текст : непосредственный.
23. Информатика и ИКТ: 3-4 кл.: примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / сост. Шилова Ю.В., Глухова М.В., Кузнецова И.В., Тюканько С.В., Бабич К.И. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк : Истоки, 2018. – 17 с
24. Комарова Т.С. Дети в мире творчества : учебное пособие / Т.С. Комарова. - М.: Мнемозина, 2016. - 235 c.
25. Кононенко А. А. Методические приемы развития творческого мышления младших школьников на уроках информатики и ИКТ / А. А. Кононенко // Дидактика математики: проблемы и исследования. – 2019. – № 49. – С. 83-91.
26. Кочергина К. В. Развитие творческих способностей младших школьников при помощи ментальной арифметики в условиях дополнительного образования / К. В. Кочергина, С. С. Петрова // Современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в ВУЗе и школе. – 2022. – № 35. – С. 178-186.
27. Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства» 20-21 октября 2016 г. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО Институт возрастной физиологии РАО. Гуманизация образовательного пространства: материалы международной научной конференции. — М.: Перо, 2016.
28. Митина А. С. Инновационные технологии на уроках информатики для развития творческих способностей / А. С. Митина, М. С. Можаров // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2020. – № 2(65). – С. 100-104.
29. Мудракова О.А., Браташ Д.В. «Московская электронная школа» – сочетание традиционного образования и цифровых технологий // Педагогический журнал. 2019. № 6А. С. 248–253.
30. Никитина, Е. Е. Развитие творческих способностей и умений младших школьников как условие повышения успешности учебной деятельности / Е. Е. Никитина // Профессиональное образование и общество. – 2021. – № 4(40). – С. 232-253.
31. Паршенкова Н. Л. Развитие творческих умений и навыков у детей младшего школьного возраста средствами арт-терапии / Н. Л. Паршенкова // Актуальные проблемы социально-гуманитарного знания : сборник статей (с международным участием) / Образовательное частное учреждение высшего образования "Гуманитарно-социальный институт". – Москва : Издательство "Перо", 2021. – С. 79-84.
32. Пащенко О. И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе: учебное пособие / О. И. Пащенко. – Нижневартовск : Издво Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 257 с
33. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие / В. И. Петрушин. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 173 с.
34. Привалова Т.Д., Петрова, О.Ю. Развитие творческих способностей детей в системе дополнительного образования: учебное пособие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 11. – С. 1871–1875
35. Психология. Социология. Педагогика 2017 №07 (8) Июль. Научно-практический журнал. — М.: ИНГН. — 46 с.
36. Савенкова, Л.Г. Инновационные тенденции интеграции и гуманитаризации образования: учебное пособие / Л.Г. Савенкова - М.: ИХОиК РАО, 2015. — 294 с.
37. Скафа Е. И. Эвристическое конструирование в современных научных и методических исследованиях / Е. И. Скафа // Эвристическое обучение математике : Материалы IV Междунар. науч.-метод. конф. (19-20 апреля 2018г.). – Донецк : Изд-во ДонНУ, 2018. – С. 5-8.
38. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст]. / кол. Авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с.
39. Современные образовательные технологии: учебное пособие [Текст]. / кол. Авторов ; под ред. Н. В. Бордовской. – М. : КНОРУС, 2010. – 432 с.
40. Субботина Н.А. Приемы развития литературно-творческих способностей первоклассников как средство формирования их коммуникативной компетентности // Пермский педагогический журнал, 2016. - С. 164-170
41. Тихонов В.А., Ворона В.А., Митрякова Л.В. Теоретические основы научных исследований: учебное пособие для вузов. М.: Горячая линия -Телеком, 2016. – С. 32
42. Федосов А.Ю., Мнацаканян О.Л. Сетевые образовательные технологии в организации проектной деятельности обучающихся // Информационное общество: образование, наука, культура и технологии будущего. Сборник научных статей. Труды XIX Международной объединенной научной конференции «Интернет и современное общество». 2016. С. 190–196.
43. Ходанович А.И., Сорокина И.В., Соколов Д.А., Есаулова Е.Е. Технологии мониторинга успешности студентов в интерактивной образовательной среде // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-8. - С. 78.
44. Чайка К. В. Элементы дистанционного обучения при изучении информатики в школе / К. В. Чайка // Достижения науки и образования. – 2017. – № 3(16). – С. 45-47.
45. Черноусова-Никонорова, Т. В. Одна из главных стратегий педагогики XXI века: развитие творческих способностей школьников, творческое саморазвитие / Т. В. Черноусова-Никонорова, Д. В. Шинкарюк // Вопросы устойчивого развития общества. – 2021. – № 8. – С. 328-331.
46. Шебанов Я. О. Внедрение элементов дистанционного обучения при изучении информатики в общеобразовательной школе / Я. О. Шебанов // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 24 апреля – 12 2020 года / Московский педагогический государственный университет. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2020. – С. 240-247.
47. Шергина Т. А. Использование приемов театрализации для развития творческих способностей у младших школьников / Т. А. Шергина, М. М. Попов // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 72-1. – С. 301-304.
48. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбьякова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 146 с.
49. Буслова Н.С. Особенности организации курса «Информатика и информационные технологии» в условиях дистанционного обучения. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organizatsii-kursainformatika-i-informatsionnye-tehnologii-v-usloviyah-distantsionnogoobucheniya
50. Козлова Д.А. Дистанционное обучение как инновационный подход в реализации непрерывного образования. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-kak-innovatsionnyypodhod-v-realizatsii-nepreryvnogo-obrazovaniya
51. Корниенко С.А. Электронное обучение как средство реализации образовательной программы. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5759
52. Яковлева Е.В. Дистанционное обучение в информационной образовательной среде. URL: https://moluch.ru/archive/196/48637/