Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ………………………………………………………………….….6
1.1. Понятие, структура, цели и функции службы управления персоналом……6
1.2. Факторы и показатели оценки результатов деятельности службы управления персоналом……………………………………………………………13
1.3. Методы оценки эффективности деятельности службы управления персоналом………………………………………………………………………….20
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛА-СТИ»….36
2.1. Краткая характеристика организационно — хозяйственной деятельности АО «Лесхоз Иркутской обла-сти»………………………………………………….36
2.2. Анализ трудового потенциала АО «Лесхоз Иркутской обла-сти»………….37
2.3. Оценка эффективности работы службы управления персоналом АО «Лесхоз Иркутской обла-сти»……………………………………………………...41
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕ-ЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ АО «ЛЕСХОЗ ИРКУТСКОЙ ОБЛА-СТИ»………………………………………………………...68
3.1. Ключевой вектор модернизации службы управления персона-лом………...68
3.2. Эффективность предложенных мероприя-тий…………………………….....71
ЗАКЛЮЧЕ-НИЕ…………………………………………………………………….74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУ-РЫ.……………………………....76
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Развитие трудовых ресурсов является ключевой задачей современности. Ведь от качества их зависит устойчивый экономический рост и благосостояние всего государства. Качество трудовых ресурсов тесно связано с качеством работы кадровых менеджеров. Планомерное формирование профессионализма персонала и развитие его в условиях трудовой деятельности, управление этим процессом важный фактор повышения общей эффективной деятельности организации. За последнее десятилетие произошли существенные изменения в экономической, общественной и социальной жизни российского общества. Значительно возрос общий и профессиональный уровень кадровой службы. Ключевой концепцией в управлении персоналом сегодня является человеческий фактор.
Компетенциями кадровиков всех уровней является эффективная организация, как административного управления Компанией в целом, так и всестороннего развития работников. Управленческие функции кадровой службы очень многогранны. Хороший кадровик должен уметь определять потребности в персонале. И не только текущей, но и на перспективу. Развивать персонал, осуществлять анализ содержания труда. Проводить аттестации рабочих мест, быть хорошим психологом и определять соответствие специалиста его рабочему месту. Он должен уметь систематизировать и структурировать работу, уметь мотивировать коллектив на выполнение особо сложных и объемных задач.
Целью работы является более углубленное изучение и анализ работы службы управления персоналом.
Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
изучить понятие, структуру, цели и функции службы управления персоналом;
провести анализ трудового потенциала АО «Лесхоз Иркутской области»;
дать оценку эффективности работы службы управления персоналом АО «Лесхоз Иркутской области»;
разработать Ключевой вектор модернизации службы управления персоналом.
Объект исследования — служба управления персоналом АО «Лесхоз Иркутской области».
Предмет исследования — пути повышения эффективности службы управления персоналом.
В качестве теоретической, методологической и информационной основы исследования были использованы работы российских и зарубежных ученых, а также ряд источников научной литературы различных авторов, среди которых следует отметить следующих: О.С. Виханский, А.П. Егоршин, Н.И. Кабушкин, А.Я. Кибанов, Э.А. Уткин и некоторые другие, а также данные бухгалтерской и статистической отчетности предприятия, данные органов статистики, электронные ресурсы и другие источники.
В качестве теоретической основы исследования выступили законодательные акты РФ, отечественная и зарубежная литература по проблемам экономической теории, управления персоналом и экономики труда.
Методологическая основа заключается в комплексном подходе к анализу проблемы оценки результативности и повышения эффективности деятельности службы АО «Лесхоз Иркутской области».
На различных этапах исследования использовались следующие методы: системный, социологический, сравнительно-аналитический, экономико-статистический.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, заключения и приложений.
В первой главе рассматриваются теоретические подходы к анализу и оценке эффективности функционирования службы управления персоналом.
Во второй главе проводится анализ эффективности функционирования службы управления персоналом АО «Лесхоз Иркутской области».
В третьей главе разработаны основные направления повышения эффективности деятельности службы управления персоналом АО «Лесхоз Иркутской области».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЛУЖБЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
1.1. Понятие, структура, цели и функции службы управления персоналом
Служба управления персоналом — это совокупность отделов организации, которые выполняют функции системы управления персоналом. В настоящее время принято различать следующие основные формы службы управления персоналом:
1. Кадровый центр.
2. Кадровая служба.
3. Отдел кадров.
4. Управление человеческими ресурсами.
5. Департамент управления персоналом.
6. Управление кадрами [35].
В своей сути, служба управления персоналом не принимает непосредственное участие в основной деятельности предприятия, однако она способствует обеспечению его нормального функционирования. Главной целью службы управления персоналом является организация управления персоналом предприятия в соответствии с выбранной кадровой политикой. На основании этого, важно разделять различные направления работы службы персонала: стратегическое и тактическое.
В рамках стратегического направления кадровой службой выполняются задачи, которые связаны с формированием кадровой политики—то есть свод норм и правил, представлений и целей, которые могут определять содержание и направления работы с персоналом. В рамках тактического направления решаются текущие вопросы кадровой службы, которые не зависят от направлений деятельности организации и которые отличаются большим разнообразием.
Важным направлением кадровой службы является то, чтобы в реализации кадровой политики не только руководствоваться интересами организации, но также действовать в соответствии с положениями трудового законодательства и реализации социальных программ, которые принимаются на территориальном и федеральном уровнях. Структура, задачи и функции кадровой службы имеют тесную связь с особенностями экономического развития, а также с пониманием руководящего звена роли персонала в выполнении задач и целей, стоящих перед организацией.
Служба управления персоналом является совокупностью структурных подразделений (функциональных подсистем), которые призваны управлять персоналом в рамках конкретной кадровой политики. Эта служба состоит из руководителей, занятых в области управления персоналом, а также исполнителей и специалистов.
Важными направлениями работы службы управления персоналом являются: гибкость организации труда; распределение ответственности руководством для своих подчиненных; непрерывные процессы повышения квалификации и знаний работников; формирование организационной культуры, которая будет ориентирована на работников организации; ориентирование на инициативную и высококвалифицированную рабочую силу, которая интегрирована в производственные системы; достижение партнерских отношений между участниками производства [12].
Процесс управления работниками всегда ориентируется на конкретные цели. Целью являются идеальные мысленные образы результата работы. В соответствии с В.В. Лукашевичем, в цели управления персоналом отражается желаемое состояние системы службы управления персоналом, которая должна соответствовать определенным требованиям: быть нагруженной, но выполнимой, достижимой; быть согласованной по срокам, ресурсам и исполнителям; не противоречить объективным законам развития природы и общества; обеспечивать концентрацию сил и средств на наиболее перспективных направлениях развития; определяться однозначно и быть понятной исполнителям.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 1 (ч. 1). – Ст. 3.
2. Авдеев В.В. Управление персоналом : технология формирования команды / В.В. Авдеев. – Москва : Инфра-М, 2020. – 125 с.
3. Армстронг М. Основы менеджмента. Как стать лучшим руководителем / М. Армстронг. – Ростов-на-Дону : «Феникс», 2018. – 458 с.
4. Аширов Д.А. Управление персоналом : учеб. Пособие / Д.А. Аширов. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2019. – 432 с.
5. Большаков А.С. Современный менеджмент : теория и практика / А.С. Большаков, В.И. Михайлов. – СПб : Питер, 2018. – 356 с.
6. Веснин В.Р. Управление персоналом : учеб. Пособие / В.Р. Веснин. – Москва : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2018. – 240 с.
7. Герберт А. Менеджмент в организации / А. Герберт [и др.]. – Москва : Экономика, 2019. – 354 с.
8. Гутгарц Р.Г. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия / Р.Г. Гутгарц // Менеджмент в России и за рубежом, – 2019. – №5. – С. 25-29.
9. Демченко Т. Управление персоналом : современные подходы / Т. Демченко // Кадровый вестник. – 2018. – №1.
10. Денисова А.В. Система ключевых стратегических показателей (ССП) эффективности службы управления персоналом / А.В. Денисова // Управление персоналом. – 2018. – № 2. – С. 60- 5.
11. Дизрали Б. Анкетирование при приеме на работу : взгляд со всех сторон / Б.Дизрали, Е. Чутчева // Кадры предприятия, – 2018. –№1. – С. 18-23.
12. Домбровская И. Возможности HR–систем : мифы и реальность / И. Домбровская // Управление персоналом. – 2019. – № 8. – С. 38-41.
13. Егоршин А.П. Управление персоналом / А.П. Егошин. – Н.Новгород : Нижегород. ин-т менеджмента и бизнеса, 2020. – 713 с.
14. Жариков Ю.Н. К вопросу о развитии персонала на предприятиях Германии / Ю.Н. Жариков // Управление персоналом. – 2018. – № 10.
15. Зайцева Т.В. Управление персоналом : учебник / Т.В. Зайцева, А.Т. Зуб. – Москва : ИД «Форум», ИНФРА-М, 2019. – 336 с.
16. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом : учебник / А.Я. Кибанов. – Москва : ИНФРА-М, 2018. – 447 с.
17. Кочеткова А.И. Основы управления персоналом / А.И. Кочеткова. – Москва : ТЕИС, 2019. – 215 с.
18. Кротова Н.В. Управление персоналом : учебник / Н.В. Кротова, Е.В.Клеппер. – Москва : Финансы и статистика, 2020. – 320 с.
19. Магура М.И. Современные персонал – технологии / М.И. Магура, М.Б. Курбатова. – Москва : «Журнал «Управление персоналом», 2018. – 388 с.
20. Маренков Н.Л. Управление персоналом организаций : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Н.Л. Маренков, Н.Н.Косаренко. – Москва : Академический Проект ; Трикса, 2019. – 464 с.
21. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия : учебное пособие / Е.В. Маслов, под ред. П.В. Шеметова. – Москва : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 2018. – 312 с.
22. Матрусова Т.Н. Стратегия всеобщего контроля качества и обучение персонала в японских фирмах / Т.Н. Матрусова // Проблемы теории и практики управления. – 2018. – № 1.
23. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – Москва : Дело, 2018. – 700 с.
24. Музыченко В.В. Управление персоналом. Лекции : учебник / В.В. Музыченко. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 528 с.
25. Овчинникова Н.Н. Инвестиции в обучение персонала как нематериальный актив организаций / Н.Н. Овчинникова // Управление персоналом. – 2018. – N 8. – С. 11-13.
26. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации : учебник / В.П. Пугачев. – Москва : Аспект Пресс, 2020. – 189 с.
27. Пул М. Управление человеческими ресурсами : Энциклопедия / М. Пул, М. Уорнер. – СПб. : Питер, 2019. – 821 с.
28. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая – Минск : «Новое знание», 2019. – 468 с.
29. Статив Ж.Г. Управление персоналом : учеб. Пособие / Ж.Г. Статив. – Москва : МГИУ, 2018. – 196 с.
30. Управление персоналом организации : учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – Москва : ИНФРА –М, 2019. – 534 с.
31. Управление персоналом : учебник / общ. ред. А.И. Турчинова. – Москва : Изд-во РАГС, 2018. – 488 с.
32. Управление персоналом : учебник для вузов / под ред. Т.Ю. Базарова, Б..Л. Еремина. – Москва : ЮНИТИ, 2020. – 560 с.
33. Управление персоналом : учеб. пособие / Н.П. Беляцкий, С.Е. Веселько, П. Ройш. – Мн. : Интерпрессервис, Экоперспектива, 2019. – 352с.
34. Управление персоналом : учеб. пособие / Ю.А. Цыпкин. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 446 с.
35. Управление персоналом : учеб. пособие / Ю.Ф. Гордиенко, Д.В. Обухов, С.И. Самыгин. – Ростов н/Д : Феникс, 2018. – 346 с.
36. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Шлендер П.Э. [и др.] ; под ред. проф. П.Э. Шлендера. – Москва : ЮНИТИ–ДАНА, 2019. – 320 с.
37. Чернышев В.Н. Человек и персонал в организации / В.Н. Чернышев, А.П. Двинин. – СПб. : Энергоатомиздат, 2020. – 426 с.
38. Шекшеня С.В. Управление персоналом современной организации : учеб.–практ. Пособие / С.В. Шекшеня. – Москва : Бизнес-школа «Интел-синтез», 2018. – 363 с.
39. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по персоналу / В.И. Шкатулла. – Москва : Издательство НОРМА, 2018. – 992 с.
40. Шкурко С.И. Стимулирование качества и эффективности производства / С.И. Шкурко. – Москва : Мысль, 2019. – 309 с.
41. Щегорцов В. Плюсы и минусы кадровой политики в США и Японии / В. Щегорцов. – Москва : Наука, 2019. – 87 с.
42. Экономика предприятия / под. ред. проф. Волкова – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 387 с.
43. Экономика труда / под ред. В.В.Куликова [и др]. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 226 с.
44. Энкельман Н.Б. Власть мотивации. Харизма. Личность. Успех / Н.Б. Энкельман. – Москва : Наука, 2020. – 155 с.
45. Юсупов А. Зарплата зависит от качества труда, а не наоборот / А. Юсупов // Человек и труд. – 2019. – №10.
46. Якокка Л. Карьера менеджера / Л. Яккока. – Москва : Прогресс, 2018. – 194 с.
\