Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность.
Внедрение ФГОС НОО особенно остро высветило одно из основных противоречий современного образования - противоречие между «знанниевым» характером учебного материала, его объемом и не желанию детей изучать этот материал. Востребованными становятся другие подходы к современному образованию. Не важно «обучение ради обучения». Важнее дать детям «не рыбу, а удочку», научить самостоятельно приобретать знания, развивать их интеллектуальный потенциал, коммуникативные, творческие умения, формировать научное мировоззрение.
Модернизация процесса обучения требует пересмотра подходов к проектированию и реализации процессуально-технологического компонента образовательного процесса. Это, в свою очередь, актуализирует проблему выбора методов обучения, обеспечивающих реализацию требований Государственного стандарта средствами образовательной области «Математика». Результаты образовательного процесса будут зависеть от качества организации, пока еще основной формы обучения - урока. Поэтому на сегодня актуальным встает вопрос использования активных методов обучения. Рационально подобранные методы обучения должны помочь научить младших школьников анализировать личные познавательные и практические действия, стремиться самостоятельно получать знания, сформировать интерес к предмету, ведь без математических знаний невозможно решить ни одной глобальной проблемы человечества.
Сегодня перед начальным образованием стоит задача формирования у младших школьников компетенций, в частности математической. Качество математического образования младших школьников в значительной мере определяется сформированностью у них умения решать текстовые задачи.
Проблемы обучения математике младших школьников рассматривали М. Богданович, М. Иванцов, М. Козак, Я. Король, Л. Кочина, А. Оноприенко, С. Скворцова и другие. В исследованиях Н. Алексеева, Г. Балла, М. Богдановича, М. Лернера, Л. Фридмана и других затрагиваются и решаются вопросы содержания понятия «задача», структуры задач, методики работы над задачами, в частности, вопросы обучения математике через решение задач [2, с. 56].
Сущность умения решать задачи рассматривалась различными учеными, ее определение находим в научных трудах В. Мизюк, Л. Сафана, С. Скворцовой, Л. Фридмана, С. Царевой и других. В умении решать задачи ученые выделяют общее умение, которое проявляется в процессе решения учеником незнакомой задачи, и умение решать задачи отдельных видов. В научных исследованиях В. Мизюк, Л. Сафана общее умение определено через его операционный состав [5; 7].
Ученые утверждают, что для лучшего формирования умения решать задачи необходимо большее внимание уделять такому приему работы, как составление и преобразование задач, поскольку именно в процессе составления и преобразования задач младшие школьники начинают осознавать не только заданную ситуацию, связь между величинами, а и сам процесс решения задачи (М. Бантова, Н. Истомина, Л. Фридман, С. Царева, П. Эрдниев).
Однако, несмотря на значимость обсуждаемой проблемы, научных исследований и методических разработок, освещающих вопросы составления текстовых задач учащимися начальной школы с целью формирования у них математической компетентности, крайне мало. На наш взгляд, это проявляется в том, что учителя редко организуют творческую работу над задачами на уроках математики, следовательно, не используют мощный потенциал работы по составлению текстовых задач для формирования у младших школьников математической компетентности.
Для реализации поставленных задач решающим является оптимальное использование активных методов обучения.
Проблема использования активных методов в образовательном процессе нашла достаточно широкое отражение в научных трудах известных ученых: А. Матюшкина, И. Лернера, Ю. Кулюткина, А. Савченко, Ш. Амонашвили, Ю. Бабанского, М. Гузика, В. Сластенина, В. Сухомлинского. Внедрению инновационных форм и методов посвящены работы А. Пометун, л. Пироженко, Е. Полат, Л. Подымовой, А. Хуторского и других.
Нами выявлены противоречия между современными требованиями образования и реальной практикой обучения решению текстовых задач в начальной школе:
- между провозглашением функции развития мышления при решении задач и традиционными методами, средствами и формами работы над задачами, пренебрежением учителями исследованием задач и после их решения, и тому подобное;
- между необходимостью овладения младшими школьниками общим умением решать задачи и отсутствием в методической науке соответствующей системы, которая предусматривала бы формирование этих умений.
Следует отметить, что с внедрением ФГОС НОО произошли изменения в методике проведения урока, поэтому актуальным остается обращение педагогов к активным методам обучения. Недостаточная разработанность проблемы обусловили выбор темы нашего исследования «Использование активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач».
Цель исследования: теоретическое и практическое изучение использования активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач.
Объект исследования: процесс решения тестовых задач в курсе начальной школе
Предмет исследования: использование активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие умения решать задачи у младших школьников будет осуществляться успешно при соблюдении следующих условий:
1. Будут учтены возрастные особенности когнитивных процессов младших школьников;
2. Будут предложены методики применения метода проектов и моделирования с учетом программы по математике;
3. Активные методы будут применяться продуктивно (с получением определенных результатов-продуктов).
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие текстовой задачи и ее роль в начальном курсе математики в свете требований стандарта второго поколения;
2. Описать активные методы в обучении младших школьников математике;
3. Предложить содержание работы по использованию активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач
4. Провести практическое изучение использования активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач.
База исследования: МОУ НОШ с. Красная Долина, Забайкальский край.
Теоретическое значение исследования определяется ролью, результатами в развитии методики использования активных методов в образовательном процессе начальной школы. В исследовании показано, что такие качества мышления, как осознанность, самостоятельность, критичность могут быть сформированы при применении активных методов, направленных на анализ текста задачи, детерминирующий процесс ее решения. В исследовании разработана и апробирована методика применения активных методов при обучении решению текстовых задач в курсе математики младших школьников.
Практическая значимость результатов исследования определяется разработкой методической системы формирования у учащихся навыков решения текстовых задач, обеспечивающей эффективное овладение младшими школьниками способами преобразования условий задачи в процессе ее решения, что позволит активизировать самостоятельную мыслительную деятельность учащихся и тем самым повысить успешность усвоения математики как общеобразовательного предмета.
Глава 1. Теоретические основы использования активных форм работы на уроках математики в начальных классах в процессе решения текстовых задач
1.1. Понятие текстовой задачи и ее роль в начальном курсе математики в свете требований стандарта второго поколения
Особое место в обучении математике занимают сюжетные (текстовые) задачи, которые являются традиционным средством обучения. Сюжетные задачи - исторически самый древний вид школьных задач. Задолго до нашей эры в Древнем Египте, Вавилоне, Китае, Индии были известны такие задачи и методы их решения. Сюжетные задачи с тех пор существенно видоизменились и меняются до сих пор. Если в XIX в. цели таких задач были сугубо практическими: научить решать задачи, которые часто встречаются в жизненной практике, то впоследствии цели текстовых сюжетных задач значительно расширились и, кроме практических целей, они начинают использоваться как важное общеобразовательное и методическое средство [4].
Текстовая задача по математике решается арифметическим способом. Бытовало мнение, что слишком много уважь уделять решению арифметических текстовых задач нет необходимости, поскольку в будущем они будут решаться в значительно проще алгебраический способ. В середине XX в. арифметические способы решения задач посчитали анахронизмом. И перешли к раннему использованию уравнений. Такой подход казался, пожалуй, более современным и научным. Методистов-математиков волновало не влияние работы с задачами на развитие мышления и речи учащихся, на развитие их сообразительности (этот момент был поставлен под сомнение), а формирование в процессе работы с типичными задачами таких умений и навыков, развитие которых мог бы подготовить школьника к деятельности, характерной для производства: настройка, управления, контроля, регулирования, рационализации [8].
«Метод уравнений» на долгие годы стал единственным известным ученикам методом решения текстовых задач. Это привело к тому, что ученики не получали должного развития языка, умение анализировать текст задачи, задавать вопросы, отвечать на них, то есть они были лишены возможности лучшего усвоения естественного языка - языка не только общения, но и обучение. Они не учились различать различные типы взаимосвязей известных и неизвестных величин, вести поиск решения задачи, отталкиваясь от условий задачи или от поставленного вопроса.
А. Тоом, анализируя теорию и практику использования текстовых задач на Западе, отмечает необычный подход американских педагогов к использованию текстовых задач: большинство из них считают, что задачи, которые решаются на уроках математики, должны отвечать единственному требованию - быть как можно ближе к повседневной жизни. Они утверждают, что алгебра имеет так много приложений, что фальшивые традиционные текстовые задачи вообще больше не нужны [1]. Многочисленные примеры из публикаций А Тоом свидетельствуют о том, что в массовом зарубежной школе никогда не было того опыта использования текстовых задач, который существовал в нашей школе. Текстовые задачи в зарубежной школе - это, фактически, не задачи, а примеры на выполнение арифметических действий в словесной форме.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Active Learning and Teaching Methods // Nicurriculum URL: http://www.nicurriculum.org.uk/docs/key_stages_1_and_2/altm-ks12.pdf (дата обращения: 10.12.2021).
2. Александрова Е.И. Как учить решать тестовые задачи? / Е.И. Александрова // Начальная школа. - 1999. - №7. – С.103-104.
3. Александрова Е.И. Методика обучения математике в начальной школе / Е. И. Александрова. - М .: Вита-Пресс, 2003.-173 с.
4. Антонова Г.П. Различия в мыслительной деятельности школьников при решении задач / Г.П. Антонова // Типичные особенности умственной деятельности младших школьников / Под ред. С.Ф.Жуйкова. – М. : Просвещение, 1968. – С. 71-124.
5. Артемов А. К. Задачный подход к подготовке учителя к обучению мате¬матике / А.К. Артемов // Начальная школа. — 2002. — № 2. — С. 114-118.
6. Ахтямова Г.С. Активные методы обучения в начальной школе / Г.С. Ахтямова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.01.2022).
7. Ахтямова Г.С. Активные методы обучения в начальной школе / Г.С. Ахтямова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2017. №8 (12). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 05.05.2022).
8. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
9. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. – М.:Просвещение, 1984. – 335 с.
10. Баринова О.В.Уровневая дифференциация в обучении младших школьников решению текстовых математических задач: Дис. канд. ... пед. наук: 13.00.02. – Саранск, 1999. - 187 с.
11. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе / А.В. Белошистая. – Москва : Владос, 2017. - 456 c.
12. Бельтюкова Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике/ Г. В. Бельтюкова //Начальная школа №8. -1990.- с.10-14.
13. Босова. Л.Л. Теория и методика обучения информатике младших школьников: учебное пособие/ Л.Л. Босова. – Москва : МПГУ, 2019. 180 с.
14. Ветошкина Т.А., Шнайдер Н.В. Активные и интерактивные методы обучения / Т.А. Ветошкина, Н.В. Шнайдер. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. – 65 с.
15. Володарская И.Р., Салмина Н.Т. Общий прием решения математических задач / И.Р. Володарская, Н.Т. Салмина // Математика (приложение к газете «1 сентября»). – 2005. – № 23. – С.12-14.
16. Володарская. И. Моделирование и его роль в ре¬шении задач / И. Володарская, Н. Салмина // Ма¬тематика. - 2006. - № 18. -С. 2-7.
17. Габова, М. А. Математика в начальной школе: теория и технологии: учебное пособие : текстовое учебное электронное издание на компакт-диске / М. А. Габова ; Минобрнауки России, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина" (ФГБОУ ВО "СГУ им. Питирима Сорокина"). – Сыктывкар: Изд-во СГУ им. Питирима Сорокина, 2016. – с. 26-29.
18. Гакаева, Р. Х. Активные формы и методы проведения уроков математики в целях развития познавательной деятельности учащихся / Р. Х. Гакаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/9123/ (дата обращения: 05.05.2022).
19. Горбик, А. М. Особенности применения развивающих игр на уроках математики в начальной школе / А. М. Горбик // Артемовские чтения : Материалы X Международной научной конференции, Самара, 15–17 февраля 2018 года / Редколлегия: Л.В. Лысогорова, С.П. Зубова, Н.И. Вьюнова, Н.Г. Кочетова [и др.]. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2018. – С. 98-103. – EDN XSJACL.
20. Гребенникова Н.Л. Особенности обучения решению нестандартных задач на основе курса математики И. И. Аргинской / Н.Л. Гребенникова, Ю.С. Кашина // StudNet. 2020. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-obucheniya-resheniyu-nestandartnyh-zadach-na-osnove-kursa-matemattiki-i-i-arginskoy (дата обращения: 05.05.2022).
21. Гребенникова Н.Л., Гадельшина А.А., Никитина В.Р. Особенности использования интерактивных методов в процессе обучения младших школьников математике / Н.Л. Гребенникова, А.А. Гадельшина // Sciences of Europe. 2021. №62-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-interaktivnyh-metodov-v-protsesse-obucheniya-mladshih-shkolnikov-matematike (дата обращения: 11.01.2022).
22. Зайцева, С. А. Методика обучения математике в начальной школе / С.А. Зайцева, И.Б. Румянцева, И.И. Целищева. – Москва : Владос, 2013. - 192с.
23. Зайцева. С А. Методика обучения матема¬тике в начальной школе : учеб.-метод. пос/ С.А. Зайцева, И.И. Целищева, И.И. Румянце-ва. - М. : Владос, 2008. - 192 с.
24. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 787–792.
25. Инновационные методы обучения и воспитания: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». – 2020. – 234 с.
26. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 288 с.
27. Истомина Н.Б., Шикова Р.Н. Методика обучения решению задач / Н.Б. Истомина, Р.Н. Шикова //Методика преподаваниям математике в начальных классах: Вопр. Частной методики: Учеб. Пособие для студентов-заочников ИИ - ИУ курсов фак. Подгот. Учителей нач. классов / Н.Б. Истомина, Е.И. Мишарева, Р.Н.Шикова, Г.Г.Шмырева; Моск. Гос. Заоч. Пед. ин-т. – М.:Просвещение, 1986. – С. 60-108
28. Ключкина, М. Н. Использование активных методов обучения в начальной школе на уроках информатики / М. Н. Ключкина // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе : материалы международной научно-практической интернет-конференции, Москва, 19–25 апреля 2021 года. – Москва: Московский педагогический государственный университет, 2021. – С. 132-135.
29. Кокорева В.В., Вендина А.А. Графические модели как средство визуализации текстовых задач в начальной школе / В.В. Кокорева, А.А. Вендина // Kant. 2020. №3 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/graficheskie-modeli-kak-sredstvo-vizualizatsii-tekstovyh-zadach-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 25.01.2022).
30. Кузнецов В.И. К вопросу о решении математических задач / В.И. Кузнецов //Начальная школа. - 1999. - №5. – С. 27-33.
31. Куликова, О. В. Активные методы обучения математике / О. В. Куликова // Наука и образование : Материалы VIII Международной научно-практической конференции, Минеральные Воды, 18–19 ноября 2017 года / Научный ред. Шолохов А.В.. – Минеральные Воды: Издательство "Перо", 2017. – С. 97-102. – EDN YOXYTJ.
32. Левенберг Л.Ш. Решение задач различными способами / Л.Ш. Левенберг // Начальная школа. - 1980. – № 11. – С. 50-55
33. Левенберг, Л.Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы / Л.Ш. Левенберг; под ред. М.И. Моро. – М.: Про¬свещение, 1978. – 126 с.
34. Лунева О.А. Активные методы обучения / О.А. Лунева, Ия.В. Симонова // Педагогический опыт: от теории к практике : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 24 июля 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. – С. 16-17.
35. Менчинская Н. А.. Моро М. И. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных класах / Н.А. Менчинская, М.И. Моро. – М.: Просвещение. 1965. – 224 с.
36. Николаева М.А. Активные методы обучения младших школьников математике / М.А. Николаева // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011497 (дата обращения: 11.12.2022 ).
37. Николаева М.А. Активные методы обучения младших школьников математике // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2019/article/2018011497 (дата обращения: 04.05.2022 ).
38. Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах (общие вопросы): Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «Начальное обучение. Дошкольное воспитание» – К.: Пед.пресса, 2001 –– 128 с. – ил.
39. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 192 с.
40. Пичугин, С. С. Решение текстовых задач в курсе математики начальной школы : современные алгоритмы и методические подходы к работе учителя / С.С. Пичугин // Начальная школа. - 2021. - № 5. - С. 26-33
41. Рабаданов Р.Р. Схематическое моделирование в ходе решения текстовых задач / Р.Р. Рабаданов // Известия ДГПУ. Психолого-педагогические науки, 2013. – №4 (25). – с. 45-48.
42. Сабойдалова М.А. Использование активных и интерактивных методов обучения на уроках «Информатики и ИКТ» // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. – С. 120–124.
43. Салмина, Н.П. Знак и символ в обучении / Н.П. Салмина. - М., 1998. - 305 с.
44. Сафонова Л. Л. Обучение общим умениям решения текстовых задач в системе непрерывного образования / Л.Л. Сафонова // Интеграция образования. – 1999. – №3. – С. 41-44.
45. Симонова Е. С. Методы на занятиях в школе / Е.С. Смирнова // Школьный вестник, 2014. – Т.9. – №5. – С.49-51.
46. Смагина Т.И. К вопросу об особенностях организации учебно-познавательной деятельности младших школьников в контексте требований ФГОС НОО / Т.И. Смагина, М.Ю. Подколзина // Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества : материалы II Междунар. науч.-метод. конф. (Чебоксары, 14 нояб. 2018 г.) – Чебоксары: ИД «Среда», 2018. – С. 319-322.
47. Современное математическое образование: концептуальные подходы и стратегические пути развития : сборник материалов XV Межрегиональной научно-методической конференции. Саратов, 27 марта 2020. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2020. – 132 с.
48. Трофимова С. К. Познавательные занятия в начальной школе // Начальная школа, 2012. – №9. – С. 121-124.
49. Федосов А.Ю. Дидактические компьютерные игры в формировании операционного стиля мышления младшего школьника / А.Ю. Федосова // Герценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т.5. №3. С.64–68.
50. Фридман Л.М. Сюжетные задачи по математике: История, теория, методика / Л.М. Фридман. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 208 с.
51. Царева С. Е. Непростые простые задачи / С.Е. Царева // Начальная школа. — 2005. — № I. — С. 49-57.
52. Царева С. Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как сред¬ство реализации современных педагогических концепции и технологий / С. Е. Царева // Начальная школа. — 2004. — №4. — С. 49-56.
53. Царева С. Е. Обучение решению задач / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1998. – № 1. – С. 102-107.
54. Царева С. Е. Одни из способов проверки решения задачи / С.Е. Царева // Начальная школа. – 1998. – №2. – С. 52-56.
55. Царева С. Е. Различные способы решения задач н различные формы записи решения / С.Е. Царева // Начальная школа. — 1982. — № 2. — С. 78—84.
56. Целищева И. Л. Использование модели¬рования в процессе работы с текстовой задачей в 1 классе / И.И. Целищева, С.А. Зайцева // Начальная школа. – 2008. – № 1. – С. 55-63.
57. Цыганкова Е. В. Организация учебной деятельности младших школьников при обучении решению текстовых задач / Е.В. Цыганкова, А.К. Мендыгалиева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 17. – С. 711–715. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46317.htm.
58. Шевкин, А.В. Текстовые задачи в школьном курсе математики / А.В. Шевкин // Математика (приложение к газете «1 сентября»). – 2005. – № 17. – С.22-30.
59. Ярмоленко, Г. Г. Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников / Г. Г. Ярмоленко, О. Л. Эпова. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). – Казань : Молодой ученый, 2021. – С. 23-30. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16510/ (дата обращения: 11.01.2022).
60. Ярмоленко, Г. Г. Применение технологии «Модерация» и активные методы обучения как средство повышения учебной мотивации — одно из условий достижения высоких предметных и метапредметных результатов младших школьников / Г. Г. Ярмоленко, О. Л. Эпова. – Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы XII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). – Казань : Молодой ученый, 2021. – С. 23-30. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/393/16510/ (дата обращения: 25.01.2022).