Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена той ролью, которую играет социализация в развитии личности. В данном процессе важное значение приобретают общение и деятельность: взаимодействие с окружающими, апробирование сил в конкретных делах способствует усвоению и присвоению (интериоризации) общественного опыта. В психолого-педагогических исследованиях доказано, что наиболее оптимально процесс социализация происходит в детском коллективе, что подтверждается выводами, сделанными в трудах А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.И. Новиковой, И.П. Иванова, А.В. Мудрика, В.А. Сластёнина, Е.И. Шиянова и др. Элементарные знания об основах человеческого общежития как продуктивного взаимодействия в рамках некоей группы формируются в дошкольный период. Существенным дополнением к имеющейся информации станет 1-й класс. В школе притираются характеры, вырабатываются ценности, закладываются традиции. Формирование детского коллектива происходит разными средствами, к числу которых также относится самоуправление.
Один из первых опытов ученического управления известен по деятельности в латинской школе В. Тротцендорфа, жившего в XVI столетии. Форма самоуправления в этой организации – ученический «сенат»: назначенный орган ежемесячно решал насущные проблемы, разбирал конфликтные ситуации среди учеников. Чешский педагог-гуманист XVII века Я.А. Коменский в организации самоуправлении в школе выстраивал прообраз государства. Дальнейшие идеи развития самоуправления в образовательной практике тесно связаны с воззрениями Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци А. Дистервега. В российской педагогике идеи ученического самоуправления получили развитие в конце XIX – начале XX веков, что объясняется ростом демократических настроений в обществе, выразившихся в стремление создать в школе атмосферу взаимного доверия, равенства и взаимопомощи между учениками, без чего не может быть успеха в деле воспитания и обучения. На этом настаивали П.П. Блонский, Л.C. Выготский, И.И. Горбунов-Посадов и др.
В советский период развитие идей самоуправления охарактеризовано в трудах С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, В.А. Караковского, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлинского и др. Значительный вклад в осмысление искомого вопроса внесли педагоги-новаторы 60-х – 80-х годов: Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, С.Н. Лысенко, И.П. Волков, В.Ф. Шаталов, Е.Н. Ильин и др. Среди педагогических экспериментов последней четверти XX столетия следует выделить достижения В.А. Караковского, разработавшего технологию «ключевых дел», основанную на организации ученического самоуправления. Благодаря опыту Н.П. Капустина в одной из школ Москвы создана система самоуправления, в которой действуют органы педагогического, ученического, родительского самоуправления, а также совместные органы самоуправления. Экспериментальная работа по моделированию системы самоуправления в системе общего образования, начатая Е.А. Ямбургом, позволила выстроить «адаптивную модель» школы, в которой идет приспособление учебной системы к возможностям и потребностям учеников. Различным аспектам самоуправления в образовании посвящены труды М.А. Александровой, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной, Ю.А. Конаржевского, В.М. Коротова, Г.М. Логутенко, Л.И. Новиковой, Т.В. Орловой, М.М. Поташника, М.И. Рожкова Е.Н. Степанова, Н.К. Твердохлебова, A.M. Филь и др.
Объект исследования – процесс формирования детского коллектива в 1 классе.
Предмет исследования – организация самоуправления в процессе формирования детского коллектива в 1 классе.
Цель исследования – разработать и реализовать комплексную программу, содержание которой позволяет осуществить организацию самоуправления в процессе формирования детского коллектива в 1 классе.
Гипотеза исследования – организация самоуправления в процессе формирования детского коллектива в 1 классе будет эффективной, если разработать и реализовать комплексную программу, ориентированную на:
родителей младших школьников (консультации и обсуждение кейсов, моделирующий поведение детей в классе);
учащихся (занятия по подгруппам в зависимости от типа проблемы, выявленной в ходе диагностики, игровые тренинги).
Задачи исследования:
1) осмыслить проблему самоуправление в детском коллективе с точки зрения психолого-педагогической науки;
2) представить характеристику детского коллектива первоклассников;
3) обобщить передовой педагогический опыт по формированию детского коллектива в 1 классе посредством самоуправления;
4) организовать экспериментальную работу по формированию детского коллектива в 1 классе посредством самоуправления, проанализировать результаты.
Методы исследования:
общенаучные: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение;
теоретические: анализ литературы по теме исследования, систематизация передового педагогического опыта;
эмпирические: формирующий педагогический эксперимент, количественная и качественная оценка результатов.
База практики: школа №39.
Структура исследования. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава I. Теоретические аспекты формирования детского коллектива в 1 классе посредством самоуправления
1.1 Самоуправление в детском коллективе как психолого-педагогическая проблема
Человек, будучи существом социальным, практически с рождения включается в малые и большие группы. Первичной является семья, затем детский сад, школа, колледж или университет, трудовой коллектив. Кроме этого, он может находиться в составе творческих объединений (например, художественная самодеятельность), среди членов спортивного клуба, инициативной группы жильцов своего подъезда, в определенных условиях также образующих коллектив, как, допустим, при организации товарищества собственников жилья, и проч. Как видно, людям важно осознавать свою принадлежность к остальным, особенно в детском возрасте. Для ребенка быть в коллективе значит приучаться взаимодействовать со сверстниками, отстаивать собственную позицию, достигать компромисса между личными интересами и позицией большинства. Будучи микромоделью социума, детский коллектив дает возможность понять, как устроено общество и по каким законам функционирует. Именно поэтому необходимо обращение к искомому вопросу.
Прежде всего, посмотрим, как трактуется понятие в справочных изданиях. В словаре по педагогике, составленном Г.М. Коджаспировой, сказано: «коллектив (от лат collectius – собирательный) – группа людей, взаимно, влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива» [13, с. 126]. Достаточно сходное определение встречается в педагогическом словаре В.И. Загвязинского: «Коллектив – группа, объединенная общественно значимой деятельностью, в которой реализуются общественно ценные и личностно значимые цели» [26, с. 82]. Согласно словарю педагогических понятий, составленному Е.А. Коняевой и Л.Н. Павловой, под коллективом понимается «высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство» [14, с. 62]. Из содержания определений становится понятным: в разных источниках прослеживается близость позиций относительно представлений о коллективе, под которым имеют в виду группу, имеющую определенный набор критериев, позволяющих легко идентифицировать такое объединение.
Учитывая вышеприведенные формулировки, уточним, что такое детский коллектив. В словаре Г.М. Коджаспировой дано два определение: первое относится к системе воспитания в условиях детского коллектива, второе – к самому объединению. Детским коллективом является «детская группа высокого уровня развития, где межличностные отношения опосредованы общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» [13, с. 127]. С точки зрения заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.А. Сластёнина, детский коллектив есть не что иное, как «организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех детей, и в которой межличностные отношения опосредуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности [30, с.320]. В понимании Л.П. Крившенко, действительного члена Международной педагогической академии, анализируемое понятие необходимо связывать с объединением учащихся, «имеющих общественно значимые цели, организующих разнообразную совместную деятельность, имеющих органы управления и связанных коллективистическими отношениями [15, с.143].
Вполне очевидно, что в условиях школы совместная деятельность представлена учением, трудом, общественно полезной работой, спортом и проч. Поскольку в образовательной организации деятельность ребенка направляется специалистами, детский коллектив «состоит из двух взаимосвязанных частей: педагогического коллектива и детского коллектива» [25, с. 10]. Таковы выводы, сделанные Ю.А. Корневской, чье методическое пособие посвящено педагогике детского коллектива. По убеждению исследователя Н.В. Семеновой, определение детского коллектива следует связывать со специально организованной средой, являющейся «действенным фактором развития индивидуальных и социальных сил ребенка как равноценных, взаимодействующих и взаимообусловленных» [29, с. 53]. В работе указанного автора перечислены условия, при которых детский коллектив обретет воспитательный потенциал.
Во-первых, жизнедеятельность класса должна осуществляться на основе самоуправления. Во-вторых, ученическое сообщество должно придерживаться высоких нравственных законов. В-третьих, «культивируется равная ценность личности и общества, индивидуального и социального, что помогает одновременно и сохранению собственного «Я», и ценности коллектива для личности» [29, с. 53]. В-четвертых, подчинение члена коллектива общим решениям происходит на добровольной основе и сопровождается самоконтролем. В-пятых, взаимодействие между взрослыми и детьми основывается на идее субъект-субъектных отношений. В-шестых, во всех сферах жизнедеятельности коллектива личность проявляет активность.
Советский педагог А.С. Макаренко полагал, что коллектив подобен живому организму, так как формируется, развивается, распадается. На первой стадии, согласно Макаренко, происходит становление класса: отношения учащихся обусловлены характером совместной деятельности, целями и задачами. Ведущая роль принадлежит наставнику, так как он должен сформировать «органы управления коллективом, разработать правила, положения и принципы, обязательные для исполнения всеми членами» [17, с. 11]. На второй стадии, когда учащиеся привыкнут друг к другу, выдвигаются лидеры: актив выполняет требования педагога, но и сам создает правила, исходя из представлений об общей пользе и вреде. Говоря иначе, действие приводятся механизмы самоорганизации и саморегуляции. Третья стадия связана с расцветом коллектива: учащиеся имеют общий опыт, дают сходные оценки происходящему; такое объединение формирует целостную, нравственную личность. Четвертая стадия ассоциируется с движением: благодаря усвоенному коллективному опыту каждый умеет предъявлять к себе высокие требования; процесс воспитания переходит на уровень самовоспитания. Между описанными этапами нет четких границ: последующая стадия как бы наращивается на предшествующую. На всех стадиях каждый член детского коллектива оказывается под одновременным воздействием трех сил – наставника, актива, своих товарищей. В целом же можно отметить, что А.С. Макаренко была создана особая социокультурная среда, которая служила благодатной основой для «здорового, духовно богатого устойчивого воспитательного организма, а каждый ребенок был его органической частью» [8, с. 217].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Азаров В.Н. Анкетная методика измерения импульсивности // Новые исследования в психологии. – 2013. – №2. – С. 52-63.
2) Богуцкая Т.В. Внеурочная деятельность как потенциал формирования сплоченности коллектива младших школьников // Воспитание как стратегический национальный приоритет: матер. межд. науч.-образоват. форума. – Екатеринбург, 2021. – С. 275-279.
3) Божович Л.И. Проблемы формирования личности: хрестоматия / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Воронеж: МОДЭК, 2017. – 352 с.
4) Горынцева Л.П. Организация самоуправления в начальной школе // Образование Ямала. – 2016. – №12. – Режим доступа: http://yamal-obr.ru/articles/ organizaciya-samoupravleniya-v-nachalnoy/. – Дата обращения: 22.01.2022.
5) Гостева С.А. Как сплотить первоклассников // Вестник науки и образования. – 2020. – №20(98). – С. 54-57.
6) Детская практическая психология: метод. пособ. / Под ред. проф. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2016. – 255 с.
7) Дзюбаева Е.Т. Развитие самоуправления в начальных классах // Солнечный свет: сетевое издание. – Режим доступа: https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/razvitie-samoupravleniya-v-nachalnyh-kla.870374272/. – Дата обращения: 23.01.2022.
8) Добрынина Т.Н. Анализ опыта А.С. Макаренко в современной социокультурной среде // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 6. – С. 216-220.
9) Дрожжинова В.В. Общие особенности нравственных представлений младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – №9. – С. 166-170.
10) Дьякова А.Ю. Способы сплочения детского коллектива обучающихся начальной школы // Молодой ученый. – 2020. – № 26.1(316.1). – С. 10-13.
11) Дьяченко А.А. Особенности организации детского самоуправления в начальной школе / А.А. Дьяченко, А.М. Смоличева // Научный поиск: первые шаги: матер. науч.-исслед. работ. – Иркутск, 2021. – С. 55-58.
12) Классное руководство: метод. рек. для учит. нач. классов / Под ред. В.П. Сергеевой. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
13) Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебн. для академ. бакалавриата. – 4-е изд., перераб. и доп. – Ростов/н/Дону: МарТ, 2019. – 719 с.
14) Коняева Е.А. Краткий словарь педагогических понятий / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. – Челябинск: ЧГПУ, 2017. – 131 с.
15) Крившенко Л.П. Педагогика. – М.: Юрайт, 2019. – 400 с.
16) Круглов В.В. Детское самоуправление в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т.2. – №1(36). – С. 125-130.
17) Кулагина С.С. Развитие идеи ученического самоуправления в педагогическом наследии А.С. Макаренко: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 26 с.
18) Лазарев М.А., Савченко О.А. Формирования коллектива первоклассников в учебной и внеурочной деятельности: экспериментальное исследование. – М.: МАО, 2018. – 56 с.
19) Лидерство в детском коллективе / авт.-сост. Л.М. Волкова, А Р. Борисевич, В.Н. Пунчик. – Минск: Красико-Принт, 2018. – 128 с.
20) Ляхова В.А. Проблема лидерства в детском коллективе // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сб. материал. междунар. науч.-практ. конф. – Новосибирск, 2017. – С. 54-56.
21) Малова Е.Н. Составление психолого-педагогической характеристики класса: методич. рекомендации / Е.Н. Малова, Л.Ю. Сиднева. – Владимир: ВГГУ, 2017. – 57 с.
22) Молчанова О.Н. Самооценка: Теоретические проблемы и эмпирические исследования: монография. – М.: ФЛИНТА, 2016. – 392 с.
23) Науменко Н.М. К вопросу об организации ученического самоуправления в детском коллективе / Н.М. Науменко, О.С. Шаврыгина // Вопросы педагогики. – 2020. – №7(2). – С. 105-111.
24) Немов Р.С. Психология. В 3-х книгах. Кн. 3. – М.: Владос, 2015. – 640 с.
25) Педагогика детского коллектива: методич. комплекс / Сост. Ю.А. Корневская, О.В. Дроздова. – Минск: БГПУ, 2019. – 75 с.
26) Педагогический словарь / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Академия, 2018. – 352 с.
27) Рудяева Т.С. Самоуправление как средство формирования лидерских качеств у младших школьников в детском коллективе / Т.С. Рудяева, А.Ю. Королева // Современная наука: актуальные вопросы и перспективы развития: матер. заоч. науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2019. – С. 459-462.
28) Селюкова Е.А. Формирование коллектива учащихся в школьной среде // Символ науки. – 2018. – №6. – С. 118-121.
29) Семенова Н.В. Детский воспитательный коллектив как педагогический феномен // Евразийский Союз Ученых. – 2016. – №5(26). – С. 51-54.
30) Сластенин В.А. Педагогика. – М.: Академия, 2016. – 576 с.
31) Степанова М.А. Детское самоуправление в современной начальной школе // Вестник научных конференций. – 2019. – №6-2(46). – С. 115-116.
32) Чурикова И.Э. Проблема лидерства в детском ученическом коллективе [Электронный ресурс]. – Рязанский институт развития образования. – Режим доступа: http://rirorzn.ru/publication/psikhologiya_sub/problema-liderstva-v-detsk om-uchenicheskom-kollektive/. – Дата обращения: 23.01.2022.
33) Фалалеева И.В. Организация деятельности классного сообщества как условие формирования социально активной личности младшего школьника // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – №1(7). – С. 187-190.
34) Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. – Великий Новгород: НовГУ, 2016. – 88 с.