Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 6
1.1. Основные формы, методы и направления методической работы в ДО 6
1.2. Нетрадиционные формы методической работы в условиях ДОУ 16
Выводы по Главе 1 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВНЕДРЕНИБ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 28
2.1. Особенности внедрения нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций (на примере межвозрастного общения дошкольников) 28
2.1.1. Задачи и методика констатирующего эксперимента 28
2.1.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 31
2.2. Проектирование работы по внедрению нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций (на примере межвозрастного общения дошкольников) 50
2.2.1. Задачи и принципы методического сопровождения педагогов (на примере организации межвозрастного общения дошкольников) 50
2.2.2. Этапы и содержание проекта методического сопровождения педагогов (на примере организации межвозрастного общения дошкольников) 53
Выводы по Главе 2 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 78
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Условия развития современной образовательной организации таковы, что основным конкурентным преимуществом и главным стратегическим ресур¬сом образовательного учреждения являются люди. Разработчики Федераль¬ного государственного образовательного стандарта дошкольного образова¬ния главным условием перехода на стандарт называют кадровые условия.
Современным обществом востребован педагог, владеющий профессиональ¬ными и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессио¬нальными умениями и навыками, компетенциями.
Помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готов¬ностью к решению сложных задач в системе образования, к повышению сво¬его педагогического мастерства призвана специально организованная мето¬дическая работа.
Особая роль методической работы проявляется в активизации человеческо¬го фактора - личности и творческой деятельности педагогов. Поэтому глав¬ные ориентиры методической работы в настоящее время - управляемый каче¬ственный рост профессионального мастерства каждого педагога, рост инте¬грационных возможностей всего коллектива ДОУ.
Повышение эффективности методической деятельности необходимо для достижения результативности образовательной деятельности педагога. Ис¬пользуя различные формы работы с педагогическими кадрами, можно обеспечивать непрерывность образования педагогов дошкольных учреждений.
Разнообразие форм методической работы определяется сложностью стоя¬щих перед ней целей, многоликостью конкретных условий, в которых нахо¬дятся дошкольные образовательные учреждения.
Традиционные организационные формы такой работы, такие, как педагоги¬ческий совет, семинар, практикум, консультирование, давно известны всем, кто имеет представление о методической работе.
Традиционные формы методической работы, в которых главное место отво¬дилось докладам, выступлениям утратили свое значение из-за низкой их эф¬фективности и недостаточной обратной связи. Именно поэтому сегодня возникает необходимость использовать новые, ак¬тивные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в дея¬тельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями.
Работа в сфере дошкольного образования требует от педагога постоянного поиска путей самосовершенствования, развития профессионализма и педагогического мастерства. Условия работы в дошкольных учреждениях предполагают организацию рабочего процесса таким образом, который позволяет педагогу не только осуществлять собственные должностные обязанности, но и развиваться в творческом направлении, реализовывать себя, как личность, и как педагога.
Таким образом, неоспоримо актуальным становится вопрос реформирования системы дошкольного образования, в том числе оптимизации управления ДОУ. Методическая работа в условиях ДОУ требует поиска новых решений, который, в свою очередь, предполагает поиск ее новых форм.
Цель исследования: изучить особенности осуществления методической работы в ДОО с применением нетрадиционных форм;
Объект исследования: методическая работа в ДОО;
Предмет исследования: нетрадиционные формы методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы применения нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций
2. Указать особенности внедрения нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций;
3. Спроектировать работу по внедрению нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что по внедрение нетрадиционных форм методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций будет способствовать повышению профессиональной компетенции воспитателей в соответствующих образовательных областях.
Методы исследования:
• теоретические: анализ психологической и педагогической литературы по проблеме исследования;
• эмпирические: педагогический эксперимент;
• обработка экспериментальных данных.
База исследования:
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и размещена на 86 страницах.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1. Основные формы, методы и направления методической работы в ДОО
Методическая работа - это систематическая коллективная и индивидуальная деятельность педагогических кадров, направленная на повышение их научно-теоретического, общекультурного уровня, психолого-педагогической подготовки и профессионального мастерства.
Согласно современным представлениям, методическая работа в ДОУ - это целостная, основанная на достижениях науки и педагогического опыта, на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя (включая мероприятия по управлению профессиональной самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива ДОУ в целом, а в конечном итоге на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижений оптимального уровня воспитания и развития конкретных детей (Полат Е. С., 1999).
Методический кабинет дошкольного учебного заведения - является центром методической помощи практическим работникам и распространение научно-психолого-педагогических знаний среди родителей по развитию, воспитания и обучения детей дошкольного возраста (Белая К. Ю., 2007).
Смирнова М. В. указывает, что методическая служба выполняет совместно с администрацией и педколлективом и по их запросу следующие функции:
обеспечение профессиональной информацией;
организация методической и научно-исследовательской работы ДОО;
поддержка экспериментальной работы педагогов в ДОО;
диагностика и анализ учебно-воспитательного процесса;
организация индивидуального консультирования и профессиональной поддержки педагогов;
помощь педагогам в подготовке к аттестации;
организация повышения квалификации;
помощь в повышении качества образовательного процесса;
выявление, поддержка и распространение педагогического опыта;
участие и организация семинаров, конференций, мастер-классов;
выявление, поддержка и распространение педагогического опыта;
помощь, участие в разработке и проведении экспертизы инновационных программ, методик, учебных планов;
методическая помощь в проведении открытых мероприятий помощь в проведении профессиональных конкурсов (Белая К. Ю., 2004).
Таким образом, методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса носит непрерывный характер, следует из реальных проблем, возникающих в педагогической деятельности, и включает широкий набор видов, форм и содержания деятельности.
Картотека методических и дидактических материалов, игр, оборудования, технических средств обучения, и описание должно состоять из названия материала и инструкции. Для обеспечения свободного доступа и быстрого ориентирования в наполнении методического кабинета все материалы группируются по разделам:
нормативно-правовые документы;
отраслевые нормативно-правовые и инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность дошкольного учреждения (приказы, распоряжения, письма, рекомендации, положения Министерства образования России, местных органов исполнительной власти и другие нормативно-правовые акты);
ФГОС России (государственный стандарт дошкольного образования), программы (основные и дополнительные), учебные, учебно-методические, методические пособия по разным содержательным направлениям дошкольного образования;
научная литература по различным отраслям знаний (педагогика, психология, медицина, биология, социология и др.);
документация воспитателя-методиста, определенной соответствующим приказом Министерства образования России;
опыт работы дошкольных учебных заведений города, района, области, страны. Все эти материалы обязательно аннотируемых. В аннотации (которую составляет воспитатель или заведующий) кратко излагается содержание опыта и даются рекомендации по его использованию).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. — МОДЭК, 2000 (Воронеж: Воронеж, ИПФ).
2. Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]/ Г.М.Андреева. - М.: Асток-Пресс. 1998.-С. 89-99.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципи общепсихологического анализа. - М.: Издательство МГУ, 1990. - 367 с.
4. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ// Управление ДОУ. – 2004. № 3. С. 82-85.
5. Белая К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации //Библиотека журнала «Управление ДОУ». - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 128с. С. 30¬45.
6. Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы. - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
7. Бордовский Г.А., Радионова Н.Ф. Концепция педагогического образования в Российском Государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена//Учитель в эпоху перемен: Коллективная монография. СПб: изд. РГПУ им. А.И.Герцена, 1999.-С.45-53.
8. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие. М., Айрис-пресс, 2008.-192с.
9. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1948. - 365с.
10. Гаджиева Н.А., Нуриева А.Р., Миннуллина Р.Ф. Нетрадиционные формы методической работы в условиях дошкольных образовательных организаций // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №65-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-metodicheskoy-raboty-v-usloviyah-doshkolnyh-obrazovatelnyh-organizatsiy (дата обращения: 28.01.2022).
11. Галигузова Л.Н.. Смирнова Е.О. «Искусство общения с ребенком от года до шести лет: Советы психолога» [Текст]/ Л.Н.Галигузова. Е.О. Смирнова. - М.: АРКТИ. 2004. - 160 с.
12. Галич Т.Н. Нетрадиционные формы методической работы в
условиях ДОУ / Т.Н. Галич // «Научно-практический электронный журнал Аллея Науки» №9(36) 2019 Alley-science.ru
13. Глаголева Е.В. Использование методов активного обучения и нетрадиционных форм в работе с педагогами ДОУ. nsportal. ru. 2013. Электронный ресурс: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/09/20/ispolzovanie-metodov-aktivnogo-obucheniya-i-netraditsionnykh
14. Годовикова Д.Б. Влияние общения с взрослыми на обшение детей со сверстниками [Текст]/Д.Б. Годовикова. -М.: Просвещение. 1980.-198 с.
15. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в ДОУ. М., 2004. -75 с.
16. Давыдчук А.М., Тамбовцева А.Г. Формы организации обучения в разновозрастной группе детского сада -К., 1992.-36 с.
17. Дехтярь М.С. Нетрадиционные советы педагогов — путь к совершенствованию педагогического мастерства. Первое сентября. Открытый урок. Электронный ресурс:https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312 231/
18. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников [Текст]/ под ред. Я.Л. Коломинского. Е.А. Панько. - Минск. 1997.-306с.
19. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения [Текст]/А.Б. Добрович. -М.: Просвещение. 1987.-160с.
20. Дуброва В. П., Милошевич Е. П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 2005.
21. Дуброва В.П., Милашевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении. М., 1995. 90 с.
22. Дьяченко М. Психологический словарь-справочник/ М.Дьяченко, Л.Кандыбович. - Мн.:Харвест, М.:АСТ, 2001. - 576 с.
23. Ермолаева М.В. Психология развития [Текст]/ М.В. Ермолаева.- М.: Просвещение. 2000.-254с.
24. Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка [Текст]/ А.В. Запорожец //Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /под ред. А.В.Запорожца. Я.З.Неверович. Науч. исслед. ин-т дошкольного воспитания. Акад. пед. наук СССР.- М.: Педагогика. 1986. - С.7-32.
25. Зимняя А. А. Вербальное общение в общественно— коммуникативной деятельности / А. А. Зимняя // Мышление и общение : Матер, всесоюз. симп. Алма-Ата : Мектеп, 1973. -С 217-220.
26. Зиневич-Евстигнева Т.Д., Нисневич Л.А. Как помочь особому ребенку [Текст]/ Т.Д.Зинкевич-Евстигнева. Л.А. Нисневич. - М: Просвешение. 2001.-187С.
27. Ильенко Л.П. Новые модели методической службы в общеобразовательных учреждениях: Книга для учителя М., 1999.- 64 с.
28. Каган М. С. Мир общения : проблема межсубъектных отношений / М. С. Каган. — М. : Политиздат, 1988. - 319 с.
29. Киреева Т.А. Консультация для старших воспитателей «Нетрадиционные формы методической поддержки педагогов ДОО». nsportal. ru. 2017. Электронный ресурс: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/12/03/konsultatsiya-dlya-starshih-vospitateley-netraditsionnye-formy
30. Козлова С.А. Дошкольная педагогика [Текст]/С.А. Козлова.- М.: АСАРЕМА. 2000.-693С
31. Коломенский Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений [Текст]/ Я.Л. Коломенский. - Минск. 1984.-421с.
32. Корчагина С.А. Нетрадиционные формы организации методической работы в ДОУ. Дошкольник. РФ, 2015. 2 с.
33. Кузнецова Е.Б. Инновации в управленческой деятельности руководителя ДОУ // Управление ДОУ. 2009. № 4. – С. 10-19.
34. Куницына В. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Куницына, Н.Казаринова, В.Погольша. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.
35. Купецкова, Е. Ф. Обогащение содержания образа мнра у дошкольников: Автореф. дисс. на соиск. учен, степ, к.п.н. / Е.Ф. Купецкова. — М, 1997. — 17 с.
36. Купецкова, Е.Ф. Ребенок и весь мир. Программа обучения, воспитания иразвития детей раннего и дошкольного возраста / Е.Ф. Купецкова — Изд-во ИПКиРО, Пенза, 2006.-361 с.
37. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М. : Изд—во МГУ, 1991.-211 с.
38. Леонтьев А. Избранные психологические произведения. В 2 - х томах. Т.2 / А.Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 405 с.
39. Лисина М. К Проблемы онтогенеза общения / И. М. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. -143 с.
40. Лосев П. Н. Управление методической работой в современном ДОУ. -М.: Твор. центр, 2004. - 156 с.
41. Майер А.А. ДОУ как открытая развивающаяся система // Управление ДОУ. - 2006. -№ 8. - С. 12—14.
42. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8 т. - М.: Педагогика, 1983-1985.
43. Мамаева Н. Ю. Формирование гуманистической направленности поведения дошкольников через организацию межвозрастного общения детей // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. №26 С.028-030.
44. Маханева М.Д. Управление развитием ДОУ. - М., 2006.
45. Межличностные отношения ребёнка от рождения до семи лет /под ред. Е. О. Смирновой. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
46. Мельникова С. И., Яворовская Л. Н. Игровые формы учебных занятий. - X., 1993.
47. Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: Методическое пособие. - М.: Айрис-Пресс, 2007. – 144 с.
48. Микляева Н.В. Инновации в детском саду: Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-Пресс, 2008. – 160 с.
49. Некрасова И. В., Кораблева Т. И. Основные подходы к организации методической работы в ДОУ // Ментор. - 2006. - №1. – С. 18 – 19.
50. Новицкая В.А. Методическое сопровождение воспитателя в условиях современного дошкольного образовательного учреждения: автореф. дис. канд. пед. наук - СПб., 2007.
51. Общение детей в детском саду / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. -М., 2009.
52. Петрова И.В. Формы и методы методической работы в ДОУ. nsportal. ru. 2018. Электронный ресурс: https: //nsportal .ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2018/02/14/formy-i-metody-metodicheskoy-raboty-v-dou
53. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологи: учеб.-метод. пособие / В. Ю. Питюков. – [3-е изд., испр. и доп.]. – М. : Издательство «Гном и Д», 2001. – 192 с
54. Проскокова Н.В. Современный подход к управлению в ДОУ. // Педагогический вестник ЕАО. - № 2. – 2005. – С.12-13.
55. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под.ред.проф. Ульенковой. - СПб.:Питер, 2007.-304 с.
56. Рубинштейн С. Основы общей психологии / С.Рубинштейн // Составители, авторы комментариев и послесловия А.Брушлинский, К.Абульханова-Славская. - СПб: Издательство «Питер», 2000. - 309с.
57. Русан Л., Колосинська Г. разновозрастных группах в детском саду. - М., 2007.
58. Семенюк Л. Хрестоматия по возрастной психологии: Учебное пособие для студ. / Л.Семенюк / Под ред. Д.Фельдштейна: издание 2-е, дополненое. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
59. Смирнова Е. Детская психология: Учеб. Для студ. высш. лед. учеб. Завед / Е.Смирнова. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - 368 с.
60. Смирнова М.В. Модель методической службы ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 2. – С.21 – 23.
61. Смольникова Г. Все вместе дружат, как ладошки // Дошкольное воспитание. - 2000. - №11. - С.10-11.
62. Соковнин В. М. О природе человеческого общения : Опыт философского анализа / В. М. Соковнин. — Фрунзе: Мектеп, 1974. — 146 с.
63. Социальное развитие // Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М.Гришиани, Н.ИЛапина; Сост. З.М.Коржева, Н.Ф.Наумова. - М.: Политиздат, 1988.-С.272-273.
64. Ставцева Ю. Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ // Гаудеамус. 2016. №2. С.109-117
65. Субетто А. И. Основы социального менеджмента качества образова¬ния. - СПб.; Оренбург: ЦПКПС, ОГУ, 2004. - 60 с.
66. Сухомлинский В.А. Избранные произведения. М .: Просвещение. 1976.-Том 1.
67. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. - М., 1981.
68. Сухомлинский В.А. Труд и нравственное воспитание. - М .: Просвещение. 1962.
69. Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ. – М.: Линка-Пресс, 2009.
70. Фалюшина Л. И. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ. М., 2004.
71. Шмонина Л.В. Инновационные технологии в методической работе ДОУ. Планирование, формы работы. - М.: Учитель, 2010. - 92 с.
72. Шумакова К. С. Научно-методическое сопровождение педагогической деятельности воспитателей и руководителей ДОУ // Образование и наука. 2008. №7. С.61-68
73. Яковлева Г.В. Управление инновациями в ДОУ// Управление ДОУ. - 2008. - №2. – С.21-23.
74. Миннуллина Р.Ф., Газизова Ф.С., Шаймарданова М.А. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессилональной компетенции педагогов ДОО // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №68-4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-formy-metodicheskoy-raboty-kak-sredstvo-povysheniya-professilonalnoy-kompetentsii-pedagogov-doo (дата обращения: 28.01.2022).
75. Белая К.Ю. Методическое обеспечение системы дошкольного образования в Москве // Дошкольное воспитание. - 2018. - №2. - С. 25-31.
76. Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами. - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.
77. Волобуева Л.М., Газина О.М., Фокина В.Г. Организация работы методиста детского. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 80 с.
78. Драганова О.А., Климова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС. Липецк, 2018. - 39 с.
79. Дубцова М.В. Методическое сопровождение педагога в условиях современного дошкольного учреждения // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: международная заочная научно-практическая конференция. - 2015 г. - С. 55-58.
80. Елжова Н.В. Система контроля и методическая работа в дошкольном образовательном учреждении. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д.: Феникс, - 2016.
81. Шестакова Т.П. Нетрадиционные формы методической работы как средство повышения профессиональной компетенции воспитателей ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 7. – С. 54-56.