Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что экономическая безопасность страны занимает одно из центральных мест в вопросах национальной безопасности страны. Это объясняется тем, что воздействие экономической сферы на другие имеет большую значимость, чем влияние этих сфер на нее. Это связано с тем, что экономическая сфера является основополагающей и определяет систему жизнеобеспечения прочих сфер.
Россия является активным участником глобальных экономических процессов, в связи с этим экономика страны сильно зависит от конъюнктуры мировых рынков. В XXI в. экономика и банковский сектор России испытали воздействие ряда негативных внешних шоков. Первым серьезным шоком стал мировой финансово-экономический кризис. Проблемы в экономиках развитых стран перекинулись в страны с формирующимся рынком, в том числе и Россию. Банковская системы страны оказалась на пороге кризиса.
В 2020 г. российская экономика, как и мировая, испытала воздействие нового негативного внешнего шока – пандемии коронавирусной инфекции (COVID-19), сопровождавшегося очередным падением цен на нефть.
В марте 2022 года ввиду военной операции России на Украине многие российские предприниматели оказались в сложных условиях ограничений ввоза товара из Европы и США, что негативно отразилось на их бизнесе и экономической безопасности.
Таким образом, быстро меняющиеся внешние условия и необходимость обеспечения финансовой стабильности заставляют переоценить политику, проводимую Банком России для защиты банковского сектора от внешних шоков и сформулировать предложения по ее совершенствованию. В связи с усилением действия внешних шоков после 2014 года и обострением внешнеполитической ситуации в 2022 году тема работы приобретает особую актуальность.
Степень разработанности проблемы. Изучению особенностей развития мировой финансовой системы и банковских систем стран с формирующимся рынком в условиях глобализации посвящены работы таких отечественных и зарубежных исследователей, как Архипова В.В., Бажан А.И., Кулакова В.К., Ноздрев С.В., Усоскин В.М., Худякова Л.С., Гопалан С., Клаессенс С., Мескута М., Ремолона Е., Синха А., Торос М., ванХорен Н., Шим И. и др.
Среди специалистов, исследующих тенденции и проблемы развития банковского сектора РФ в условиях открытости экономики, можно выделить Абалкину А.А., Ведева А.Л., Верникова А.В., Лаврушина О.И., Ларионову И.В., Мамонова М.Е., Орлову Н.В., Пестову А.А, Солнцева О.Т., Хромова М.Ю., Шабалина А.О., Эзроха Ю.С. и др.
Целью исследования является выявление роли банковского сектора в формировании экономической безопасности государства.
Для достижения обозначенной цели исследования были поставлены и решались следующие задачи:
изучить систему экономической безопасности;
рассмотреть понятие банковского сектора;
раскрыть влияние банковской системы на экономическую безопасность страны;
представить характеристику деятельности «Сетелем Банк» ООО ;
дать оценку роли «Сетелем Банк» ООО в формировании экономической безопасности государства;
разработать пути совершенствования деятельности «Сетелем Банк» ООО, направленной на формирование экономической безопасности государства;
представить оценку эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования выступает банковский сектор.
Предметом исследования является роль банковского сектора в формировании экономической безопасности государства.
Теоретическую базу работы составляют работы российских и зарубежных ученых в области банковского сектора в формировании экономической безопасности государства.
Методологическую основу исследования составляют принципы формальной логики, методы сравнительного статистического и системного анализа, синтеза и обобщения.
Информационную и статистическую базу исследования составляют статистические данные Центрального банка Российской Федерации, Банка международных расчетов.
Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, списка использованных источников.
1. Теоретические основы роли банковского сектора в формировании экономической безопасности государства
1.1. Система экономической безопасности
Исследованию теоретических аспектов экономической безопасности посвящено большое количество трудов отечественных ученых.
Так, с точки зрения академика Л. А. Абалкина, экономическая безопасность – это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
И.Я. Богданов определяет термин «экономическая безопасность» как«состояние экономики страны, которое, во–первых, по объемным и структурным параметрам достаточно для обеспечения существующего статуса государства, его независимого от внешнего давления политического и социально–экономического развития и, во–вторых, способно поддерживать уровень легальных доходов, обеспечивающий абсолютному большинству населения благосостояние, соответствующее стандартам цивилизованных стран».
Таким образом, экономическую безопасность можно определить, как достижение такого состояния экономики, которое будет обеспечивать достаточно высокий устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение экономических потребностей, контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов, защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях[5, с. 48].
Чтобыопределитьсистемунаправленийобеспеченияэкономическойбезопасности России, её нужно разделить на части. Основными элементамиэкономическойбезопасностиявляются:
1. Энергетическая безопасность. Она заключается в стабильности поставок энергоносителей для нужд экономики и оборонного комплекса. Энергетическая составляющая экономической безопасности государства включает в себя недопущение, выявление и быстрое ликвидирование событий, которые могут нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Российская экономика имеет топливно-сырьевой характер. В настоящее время топливная промышленность не готова увеличить объёмы своей продукции. Требуется новая, четкая политика ТЭК, в которой главным приоритетом является обеспечение экономической независимости страны. Энергетическая система страны в современных условиях рынка, конкурентных отношений нуждается в усовершенствовании и реформировании с учётом использования отечественного и зарубежного опыта. Также к числу проблем влияющих на снижение энергетической безопасности государства относится изношенность основных фондов, масштабы приватизации отрасли, рост аварийности на предприятиях ТЭК страны, ценовой разрыв на энергоносители как внутренний, так и мировой.
2. Продовольственная и сырьевая безопасность – обеспечение продовольствием и сырьём в объёмах, необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства. Одна из основных проблем обеспечения продовольственной и сырьевой составляющей является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов.
3. Технико-производственная безопасность включает в себя предотвращение и недопущение негативных последствий в случае внешнеэкономических нарушений и внутренних потрясений страны, а также направлена на устойчивый процесс расширенного производство, удовлетворение общественной и оборонной потребности государства.
4. Транспортная составляющая – безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества, государства в сфере транспортного комплекса от незаконных актов вмешательства [15, с. 59].
Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты инфраструктуры.Государственный контроль и надзор в области обеспечения транспортной безопасностиосуществляетсяуполномоченнымфедеральныморганомисполнительнойвласти в соответствиисзаконодательствомРФ.
5. Управленческая безопасность представляет собой совокупность умений и навыков, необходимых менеджерам для управления. Эти навыки и умения подразделяются на две группы:
1) Реализация управленческого цикла, направленного на успешное решение проблем, определение перспективных целей, рациональное планирование своей работы и работы своих подчиненных, чёткая постановка задач для подчиненных, недопущение текучести кадров, соблюдение режима и условий труда.
2) Коммуникативные функции – это умение общаться с людьми и подчинёнными, налаживание деловых контактов с партнёрами, различными организациями и государственными структурами, умение выслушать собеседника, контролировать свои эмоции, владение письменной и устной речью. В современном мире очень большое влияние на экономическую безопасность, определяется качеством управленческого потенциала и эффективностью управления [17, с. 22].
6. Устойчивость экономического роста и экономическая безопасность государства возможна лишь при инвестиционном типе развития национального хозяйства. Исходя из этого, встает проблема инвестиционной безопасности государства. При этом в качестве основных составляющих инвестиционной безопасности обычно рассматриваются две характеристики: инвестиционный риск и инвестиционный потенциал. В этой связи следует заметить, что Россия обладает большим инвестиционным потенциалом, реализация которого пока ещё сдерживается имеющимся инвестиционным риском. Например, в 2022 году ввиду санкционных ограничений многие инвестиционные проекты российских компаний за рубежом были остановлены в одностороннем порядке, что поставило под угрозу деятельность этих предприятий.
7. Демографическая безопасность тесным образом связана с другими видами национальной безопасности – экономической, социальной, политической, экологической, информационной, правовой.
Демографическаябезопасностьгарантируетсяконституционнымизаконодательными мерами защиты, интересов личности, общества и государства от различных внешних и внутренних угроз.
8. Экологическая безопасность:
1) это мероприятия, процессы, действия, состояния, которые никаким образом не должны приводить к серьёзным убыткам, наносимым природной среде, людям и всему человечеству;
2) комплекс действий, который обеспечивает экологический баланс в мировом территориальном пространстве;
3) совокупность свойств окружающей среды, при которых, с учётом допустимых нагрузках на биосферу, а также, учитывая социальные и экономические факторы, обеспечивается полноценная жизнедеятельность людей, предусматриваются и исключаются негативные последствия антропогенного влияния для последующих поколений.
Экологическая безопасность является одной из составляющих не только национальной, но и транснациональной безопасности. Она определяет правачеловеканабезопаснуюдляздоровьяокружающуюсреду,атакжеобеспечивают условия использования природных ресурсов с помощью регулирования техногенной деятельности. Экологическая безопасность характеризует географические и экологические системы всех иерархических рангов [21, с. 84].
9. Информационная безопасность – это состояние защищённости информации и поддержание информационной инфраструктуры от непреднамеренных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, которые могут нанести неприемлемый ущерб субъектам информационных отношений.
10. Технологическая безопасность представляет собой состояние защищённости важных интересов общества, государства, личности от внешних и внутренних угроз, связанных с реализацией имеющихся или новых технологий в производственной деятельности, включая средства и меры, которые обеспечивают уровень развития технологий для обеспечения суверенитета, социально-экономического развития государства и его национальной безопасности.
Обеспечение технологической безопасности предполагает:
– В условиях международного разделения труда технологическую независимость страны;
– единство образовательной, промышленной, государственной научно-технической политики;
– определение критических технологий федерального уровня и реализацию приоритетных направлений развития техники и науки;
– перестройку промышленности;
– модернизацию национальной технологической базы;
– управление технологическим развитием и его информационное обеспечение [24, с. 153].
11. Финансовая безопасность России – способность самостоятельно осуществлять финансовую политику в соответствии с национальными интересами, формировать финансовые потоки в тех объёмах, которые необходимы для выполнения государственных задач.
Условием обеспечения финансовой безопасности является нейтрализация влияния финансовых кризисов на социально-политическую и экономическую системы, предотвращение вывоза капитала за границу, предотвращение конфликтов при распределении национальных бюджетных средств, привлечение средств иностранных инвесторов.
Рассмотренный механизм экономической безопасности – это целостнаясистема,припомощикоторойосуществляетсяформированиеобщественныхотношений в различных сферах производства, потребления, распределения, направленных на улучшение материальных благ.
Экономически эффективным можно назвать только государство, отстаивающее свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики. На законодательном уровне была разработана доктрина экономической безопасности, «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».
В доктрине четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы экономике страны, основные параметры и критерии различных состояний финансового сектора, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения экономической безопасности невозможно решить серьезные вопросы внутри страны и на межгосударственном уровне [41, с. 151].
В настоящей Стратегии определяются вызовы и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности. Настоящая Стратегия направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения.
Показатели экономической безопасности представлены на рисунке 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86–ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Российская газета. – 2002. – № 127.
3. Федеральный закон Российской Федерации от 02.12.1990 № 395 – 1 «О банках и банковской деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 6.
4. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
5. Абрамова, М. А. Финансы, денежное обращение и кредит. / М. А. Абрамова, Л. С. Александрова. – М., 2020. – 410 с.
6. Ачкасов, А. И. Активные операции коммерческих банков / А. И. Ачкасов. – М.: АО Консалтбанкир, 2020. – 80 с.
7. Батраков, Л. Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка. Учебник для вузов. / Л. Г. Батраков. – М.: Логос, 2020. – 450 с.
8. Белотелова, Н. П. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н. П. Белотелова. – М.: «Дашков и К», 2020. – 400 с.
9. Бигжанова, А. М. Угрозы экономической безопасности национальной экономики России: проявления, нейтрализация / А.М. Бигжанова // Молодой ученый. –2021.– №13. – С. 221–225.
10. Бобылева, А. З. Финансовый менеджмент: учебник / А. З. Бобылева. — М.: «КНОРУС», 2020. — 656 с.
11. Варюха, А. О. Современные угрозы экономической безопасности России / А.О. Варюха // Молодой ученый. –2020.– №8. – С. 3–5.
12. Ведев, А. Л. Российская банковская система. Кризис и перспективы развития. / А. Л. Ведев, И.С. Лаврентьева. – М.: Веди, 2020. – 235 с.
13. Гамидов, Г. М. Банковское и кредитное дело / Г. М. Гамидов. – М.: Банки и биржи. – 2020. – 94 с.
14. Герасимова, Е. Б. Анализ банковских ресурсов методом коэффициентов. Финансы и кредит / Е. Б. Герасимова. – 2020. – С. 23–30.
15. Жуков, Е. Ф. Банки и банковские операции / Е. Ф. Жуков. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2020. – 196 с.
16. Иванов, А. Н. Анализ надежности банков / А. Н. Иванов. – М.: Русская деловая литература.– 2020. – 160 с.
17. Казак, А. Ю. Финансы и кредит / А. Ю. Казак. – М.: Капитал, 2020. – 184 с.
18. Каранина, Е. В. Определение пороговых значений индикаторов экономической безопасности региона в рамках разработки региональной стратегии экономической безопасности / Е.В. Каранина // Экономика и управление: проблемы, решения. –2020.– Т. 2. – № 8. – С. 169–177.
19. Кормишкина, Л.А. Экономическая безопасность орг.(предп.): Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, Е.Д. Кормишкин, И.Е. Илякова. – М.: Риор, 2012. – 208 c.
20. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2021.– 56 c.
21. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: Юнити, 2020.– 351 c.
22. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2020.– 352 c.
23. Матвеева, Е. С. Понятие экономической безопасности государства и ее место в системе национальной безопасности / Е.С. Матвеева // Молодой ученый. –2020.– №3. – С. 367–369.
24. Мартыненко, Н. Н., Банковские операции Учебник / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова. – М.: ЮРАЙТ, 2020. – 612 с.
25. Миловидов, В. Д. Современное банковское дело. Опыт США / В. Д. Миловидов. – М: Изд. Москов. универ. 2020. – С. 32.
26. Михайлов, А. Г. Коммерческие банки: методы оценки надежности / А. Г. Михайлов // Банковское дело. – Юрист, 2020. – 28 с.
27. Орехова, Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. – М.: Инфра–М, 2020.– 319 c.
28. Панова, Г. С. Кредитная политика коммерческого банка / Г. С. Панова. – М: ИКЦ «ДИС», 2020. – 328 с.
29. Полушкин, В. К. Анализ доходности коммерческого банка / В. К. Полушкин // Бухгалтерия и банки. – М.: – РАГС, 2020. – С. 25.
30. Поморина, М. А. Проблемы финансового менеджмента российских банков / М. А. Поморина // Банковское дело. – РАГС, 2020. – С. 26–28.
31. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. – М.: Инфра–М, 2021.– 576 c.
32. Проява, С. М. Финансово–кредитная система: учебное пособие / С. М. Проява, Н. М. Бобошко. – М.: «Юнити–Дана», 2020. – С. 240.
33. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. – М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
34. Селиванов, А.И. Методологический комплекс поддержки принятия управленческих решений в сфере обеспечения экономической безопасности / А.И. Селиванов // Безопасность бизнеса. –2021.– № 5. – С. 3–10.
35. Трошин, Д.В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации / Д.В. Трошин // Безопасность бизнеса. –2021.– № 1. – С. 18–24.
36. Шеховцова, Ю. А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, ее преимущества и пути совершенствования / Ю.А. Шеховцова // Экономика, управление, финансы: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). – Краснодар: Новация, 2021.– С. 34–37.
37. Щегорцев, В. А. Деньги, кредит, банки: учебник для вузов / В. А. Щегорцев, В. А. Таран. – М. «Юнити–Дана», 2020. – 415 с.
38. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити, 2020.– 295 c.
39. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. Манохиной Н.В. – М.: Инфра–М, 2021.– 224 c.
40. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д.. – М.: Юнити, 2019. – 384 c.
41. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. МаилянаС.С., Эриашвили Н.Д. – М.: Юнити, 2021.– 320 c.