Фрагмент для ознакомления
2
2.2.Характеристика методик исследования и описание выборки.
Исследование проводилось на базе 2-А и 2 Г класса, 2-А -контрольный, а 2-Г экспериментальный, изначально в 2-А классе был процент выше духовно-нравственного развития, поэтому за основу повышения духовно нравственного развития был взят 2-Г класс, где проводились мероприятия по разработанной программе соответствующие для повышения духовно-нравственного развития.
Нравственную воспитанность младших школьников при исследовании определяют, как личностное интегративное образование, охватывающее совокупность нравственных качеств, которые отражают ценностное отношение младшего школьника к окружающей действительности и проявляются в поведении учащегося. Ценностные отношения, которые представляют собой совокупность отношений к значимым для человека и человечества проявлениям окружающей действительности, носят, прежде всего, избирательный, и, в то же время, обобщающий характер. Такого рода избирательно-обобщающие отношения человека к материальным и духовным ценностям человечества служат идеалом для подражания подрастающему поколению, ориентиром для воспитателей.
Воспитание нравственности младших школьников предполагает формирование у них в воспитательной работе ценностного отношения к окружающей действительности - создание у учащихся целостной системы индивидуальных, сознательных и избирательных связей личности с различными сторонами объективной реальности и установление устойчивых позиций. Нравственные ценности отображаются в таких личностных характеристиках младших школьников, как дружелюбие, заботливость, вежливость, уважение (почтительность) как проявление отношения к человеку, уважение к национальным ценностям.
Большую трудность составляет измерение воспитанности. В качестве эталонных
При определении критериев нравственной воспитанности младших школьников мы руководствовались работами И. Беха, С. Максименко. Так, ученые советуют при изучении нравственной воспитанности младших школьников опираться на такие критерии, как: 1) оперирование моральным понятием при анализе той или иной конкретной нравственной ситуации, взятой из художественного произведения, окружающей жизни или собственного нравственного опыта, умение дать определение понятий, что свидетельствует об осознании школьником существенных признаков, количество нравственных понятий, которыми оперирует ученик.
Нами были определены такие критерии нравственной воспитанности учащихся начальной школы, как: когнитивный (знания о моральных ценностях), эмоционально-ценностный (эмоциональные переживания по поводу нравственных ценностей), деятельностный (реальное проявление моральных ценностей). Согласно указанным критериям охарактеризованы показатели нравственной воспитанности. Так, показателями когнитивного критерия определены: осознание младших школьников о нравственных понятиях «дружелюбие», «заботливость», «вежливость», «почтительность», «уважение», знание правил поведения и культуры общения. Показателями эмоционально-ценностного критерия являются: интерес к национальной культуре, желание осуществлять нравственные поступки. Показателями деятельностного критерия определены: умение реализовать нравственные знания в практической деятельности, проявление дружелюбия, заботливости, вежливости, уважительного отношения к человеку, уважения к национальным ценностям.
Основой диагностики нравственной воспитанности младших школьников могут стать модифицированные методики, представленные в работах Б. Битинаса, Н. Голубева, Т. Григорчук, М. Кикиной, А. Киричука, А. Коберника, М. Красовицкого.
Педагогическое наблюдение, являющееся наиболее доступным методом диагностики и заключающееся в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств, помогает сложить целостное представление об отношении ребенка к человеку и обществу, увидеть процесс формирования нравственных качеств, а также фиксировать действие в момент его завершения, судить об уровне сформированности определенных отношений не по высказываниям детей, а по конкретным проявлениям в делах и поступках.]
Наблюдение должно быть направлено на изучение: духовно-нравственных ценностей, действующих в коллективе (что составляют нравственное суждение, оценку действий и поступков младших школьников), действий учащихся в ситуациях, предполагающих проявления взаимосвязи в отношениях с другими людьми (одноклассниками, родителями, учителями), а также характера взаимоотношений, действий младших школьников по отношению к собственному образу жизни, результатам труда, природе.
Диагностика проведена путем методик:
1.Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). Цель: выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: младшие школьники
Форма (ситуация оценивания) – фронтальное анкетирование
Детям предлагалось оценить поступок мальчика (девочки, причем ребенок оценивал поступок сверстника своего пола), выбрав один из четырех вариантов оценки: 1 балл - так делать можно, 2 балла - так делать иногда можно, 3 балла - так делать нельзя, 4 балла - так делать нельзя ни в коем случае.
Инструкция: «Ребята, сейчас вам предстоит оценивать разные поступки таких же, как вы, мальчиков и девочек. Всего вам нужно оценить 18 поступков. Напротив каждой ситуации вы должны поставить один, выбранный вами балл. В верхней части листа написано, что означает каждый балл. Давайте вместе прочтем, как можно оценивать поступки ребят. Если вы считаете, что так делать можно, то вы ставите балл (один) …и т.д.». После обсуждения значения каждого балла дети приступали к выполнению задания.
2.Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой отражает пять основных показателей нравственной воспитанности школьника:
• отношение к обществу, патриотизм.
• отношение к умственному труду.
• отношение к физическому труду.
• отношение к людям (проявление нравственных качеств личности).
• саморегуляция личности (самодисциплина).
По каждому показателю сформулированы признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня). Баллы по каждому показателю независимо друг от друга выставляют учитель и родители. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждому показателю и делятся на два (вычисляем средний балл). Полученные средние баллы по каждому показателю вносятся в сводный. Затем средние баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности (УНВ) личности ученика.
На констатирующем и контрольном этапах были приняты следующие определения уровней нравственного развития школьников
• Высокий уровень присущ младшим школьникам, которые характеризуются полными знаниями о таких нравственных понятиях как «дружелюбие», «заботливость», «вежливость», «почтительность», «уважение», правилах поведения и культуры общения, стремлением к их расширению и углублению, высоким уровнем осознания необходимости применения полученных знаний в реальной жизни. Для детей младшего школьного возраста с высоким уровнем нравственной воспитанности характерны устойчивое положительное отношение к обозначенным выше нравственным ценностям, готовность без колебаний проявлять соответствующие нравственные качества своей личности.
• Средний уровень характерен для учащихся с несистематическими знаниями о соответствующих нравственных понятиях, правил поведения и культуры общения. При наличии интереса к национальной духовной культуре, желания осуществлять нравственные поступки ученики этого уровня не всегда реализуют нравственные знания в практической деятельности; проявление дружелюбия, заботливости, вежливости, уважительного отношения к человеку, уважения к национальным ценностям зависит от внешних побуждений старших.
• Низкий уровень нравственной воспитанности проявляется у младших школьников, которые имеют нечеткие и неполные представления о соответствующих нравственных понятиях, правилах поведения и культуре общения. У них отсутствуют интерес к национальной духовной культуре, желание осуществлять нравственные поступки. Такие ученики редко соблюдают соответствующие правила поведения, лишь по требованиям взрослых, почти не проявляют дружелюбия, заботливости, вежливости, уважительного отношения к человеку, уважения к национальным ценностям зависит от внешних побуждений старших.