Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что предприятие, на котором трудятся грамотные специалисты, имеет неоспоримые преимущества оно более конкурентоспособно. Взять на работу первоклассного специалиста недостаточно, так как с течением времени любые, даже некогда самые современные знания устаревают и их необходимо обновлять. Сокращение сроков актуальности профессиональных знаний приводит к тому, что сотрудникам в процессе выполнения их трудовых функций становится недостаточно знаний, полученных во время обучения в учебных заведениях. При этом в настоящий момент наблюдается смещение обучения в сторону развития компетенций, всё большую популярность приобретает модель «70-20-10» [16], отражающая тенденцию переноса процесса обучения на рабочие места. Это обусловлено тем, что таким образом компании получают возможность превратить обучение в непрерывный процесс.
Внутрифирменное обучение занимает важное место в системе управления персоналом в организациях, обеспечивает необходимый уровень квалификации сотрудников. В той или иной форме внутриорганизационное обучение проводится в абсолютном большинстве современных организаций.
Одним из основных аспектов управления персоналом является качество персонала, его квалификация и совокупность знаний, навыков и навыков. На организационном уровне внутреннее обучение позволяет обеспечить соблюдение этих условий эффективности.
Кроме того, внутренняя подготовка позволяет поддерживать профессиональные навыки сотрудников как специалистов на уровне, необходимом для их работы. Это важно для самих сотрудников, которые сохраняют и повышают свои профессиональные качества в процессе обучения, остаются конкурентоспособными на рынке труда.
Высокая квалификация персонала выступает одним из ключевых факторов успешной деятельности любого предприятия, в связи с этим выбранная тема «Технологии внутрифирменного обучения и развития персонала» является актуальной.
Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности внутрифирменного обучения и мероприятий по развитию персонала на предприятии.
В связи с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
-рассмотреть понятие и сущность системы обучения персонала;
-изучить методы и инструменты внутрифирменного обучения и развития персонала;
-провести анализ системы внутрифирменного обучения и развития персонала предприятий;
-разработать мероприятия по улучшению технологий обучения и развития персонала.
Объект исследования организация внутрифирменного обучения
Предмет исследования: технологии внутрифирменного обучения персонала.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам развития и обучения персонала, материалы аналитических и исследовательских сайтов, периодическая литература по теме работы, материалы сети Интернет, статистическая информация, содержащаяся в научных публикациях, данные российской и зарубежной периодики.
В работе применялись методы анализа и синтеза, системный метод, экспертный метод, сравнительный анализ, статистические методы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и сущность системы обучения персонала
Обучение персонала можно определить как "целенаправленный, организованный, систематически и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками под руководством опытных специалистов, наставников" [15].
Обучение персонала является одним из элементов управления персоналом. Возрастающая роль кадровой политики в российских организациях вызвана радикальными изменениями социально-экономических условий. Качество рабочей силы стало основным фактором, определяющим эффективность организации. В настоящее время принципы иерархического управления, жесткая система административного воздействия уходят в прошлое, внедряются новые принципы управления персоналом, основанные на эффективной мотивации персонала, продуктивной организации труда, профессиональном и социальном развитии персонала. Как отмечают современные авторы по кадровым вопросам, "увеличение отдачи от человеческих ресурсов может быть достигнуто только в том случае, если будут разработаны четкие алгоритмы работы с персоналом, надежно обеспечивающие достижение заданных результатов, аналогичные технологиям, используемым на производстве" [23].
Управление персоналом осуществляется как на стратегическом уровне расчеты о необходимой численности персонала, принципах кадровой политики, так и на оперативном уровне реализация задач с помощью конкретных механизмов и инструментов. К ним относятся подбор персонала, развитие персонала, сертификация, внедрение программ адаптации для новых сотрудников, формирование условий труда, анализ кадровой ситуации на рынке труда, совершенствование процесса подбора персонала, выявление и продуктивное использование невостребованного потенциала сотрудников и т.д.
Ш. Майтал [24] указывает на три основных направления в управлении персоналом современной компании: 1) Создать условия для развития человеческих компетенций со всех сторон; 2) Обеспечить полную мобилизацию для для выполнения задач; 3) Постоянное и беспрерывное развитие сотрудников компетенций в соответствии с долгосрочными целями развития компании.
А.Я. Кибанов [14] отмечает, что функции обучения персонала могут выполняться различными структурными подразделениями в зависимости от размера и структурной организации компании. На базе традиционных служб создаются новые службы – отделы кадров, организации труда и заработной платы, отдел охраны труда и техники безопасности – отдел обучения и развития персонала, отдел сертификации персонала и другие. Задачами новых служб являются реализация кадровой политики в соответствии, осуществление мероприятий по управлению человеческими реcурсами в cоответствии с целями и направлениями деятельности организации.
В исследовательской литературе по теме управления персоналом цели и задачи обучения персонала различаются с позиции компании и c позиции сотрудников.
C позиции компании затраты на обучение рассматриваются как инвестиции в развитие персонала, в результате которых ожидается повышение эффективности деятельности сотрудников, и, соответственно, повышение эффективности деятельности компании в виде прибыли. М.И. Магура и М.Б. Курбатова [23] подчеркивают, что обучение персонала это не самоцель для компании, а одна из составляющих развития организации в динамичной среде, с внедрением новых технологий, повышением требований рынка, а также с другими направлениями работы с персоналом и системой стимулирования труда.
М.И. Магура и М.Б. Курбатова [10] считают, что потребности организации в обучении возрастают в условиях:
1) обучение выступает как наиболее адекватный и наиболее эффективный способ решения кадровых проблем и общего развития компании;
2) обучение является наиболее экономически эффективным способом достижения целей– стоящих перед организацией;
3) обучение это наиболее эффективный способ повысить отдачу сотрудников.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Авдеев, В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: учеб. Пособие. – Москва: Финансы и статистика, 2019. – 544 с.
2.Алавердов, А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: Учебник. – Москва: МФПУ «Синергия», 2020. – 234 с.
3.Андруник, А.П., Суглобов, А.Е., Кадровая безопасность. инновационные технологии управления персоналом.– Москва.: Дашков и Ко, 2020. – 508 с.
4.Башанкаев, Б.Н. Актуальные проблемы правового регулирования управления медицинским персоналом и пути их решения в современных условиях. Учебное пособие. – Москва: Проспект, 2020. – 160 с.
5.Белогаш, М.А., Дубинина, Г.А., Кондрахина, Н.Г. Английский язык в профессиональной сфере: Управление персоналом. Часть 2. Учебное пособие. — Москва: КноРус, 2020. – 244 с.
6.Бобинкин, С.А., Филинова, Н. В., Акатова, Н.С. Управление персоналом: учебное пособие Москва: Директ-Медиа, 2017. – 320 с.
7.Богомолова, И.П., Кривенко, Е.И. Роль первичного обучения работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций // Управление персоналом. – 2020. – №7. – С. 10-13.
8.Валиуллина, В.Э. Современные особенности профессионального развития персонала // Молодой ученый. – 2020. – №12. – С. 393-395.
9.Варламова, Е. Как и зачем обучают персонал // Кадровое дело. – 2011. – N 2. – С. 41 – 47.
10.Воротынцева, Т., Неделин, Е. Строим систему обучения персонала. – Москва: Речь, 2018. – 456 с.
11.Галузо, Е.А. Проблема конкурентоспособности персонала в рамках эффективной системы обучения персонала // Управление персоналом. – 2019. – N 24.
12. Герасимов, М.В. Внутрифирменное обучение: теоретический аспект // Молодой ученый. – 2020. – №5. – С. 319-323.
13.Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: Учебник. – Москва: Изд-во Андреевский изд. дом, 2019. – 251 с.
14.Головина, Я.О. Роль и задачи обучения и развития персонала [Электронный ресурс] // Экономическая среда. – 2018. – № 4. – С. 31-34.
15.Горленко, О.А., Ерохин, Д.В., Можаева, Т.П. Управление персоналом. Учебник для академического бакалавриата. – Москва: Юрайт, 2019. – 250 с.
16.Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: учебник / А.В. Дейнека. – Москва: Дашков и К°, 2017. – 288 с.
17.Дирксен Дж. Искусство обучать: как сделать любое обучение нескучным и эффективным. — Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2018. – 276 с.
18.Дуракова, И.Б., Родин, О.А., Талтынов, С.М. Теория управления персоналом: традиционные и новые подходы к планированию, обучению персонала и формированию кадровых служб: Учебное пособие. Воронеж: Изд-во ВГУ, 2019. – 103 с.
19.Егоршин, А.П. Организация труда персонала: Учебник. – Москва: ИНФРА-М, 2018. – 320 с.
20.Жигалова, А.А. Разработка рекомендаций по созданию эффективной системы внутрифирменного обучения и повышения квалификации в компании Концепт, 2021. – № 6. – С. 176-180.
21.Задонская, И.И. Экономические основы внутрифирменного обучения персонала // Инновационная наука, 2020. – № 3-1. – С. 94-95.
22.Исаева, О.М., Припорова, Е.А. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – Москва: Юрайт, 2019. – 168 с.
23.Кибанов, А.Я. Концепции и виды обучения персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – № 9. – С. 37.
24.Кибанов, А.Я., Ивановская, Л.В. Кадровая политика и стратегия управления персоналом. Учебно-практическое пособие. — Москва: Проспект. 2020. – 64 с.
25.Колесникова, К. Как создать эффективную систему корпоративного обучения? // Управление персоналом. – 2019. – N 17. – С. 35-39.
26.Колесниченко, Е.А. Совершенствование методов обучения персонала в организации // Бюллетень науки и практики. – 2018. – N 5. – С. 474-484.
27.Коновалова, В. Мировые тенденции обучения и развития персонала и ситуация в России // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2018. – N 9. – С. 31-34.
28.Консультирование и коучинг персонала в организации : учебник и практикум для вузов. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 370 с.
29.Королева, О.Б. Оценка результативности подготовки персонала // Стандарты и качество, 2019. – №5. – С. 31-34.
30.Кузина, И.Г., Панфилова, А.О. Социология управления персоналом. Учебное пособие. – Москва: Проспект, 2020. – 160 с.
31.Куликова, Е.А. Эффективное внутрифирменное обучение − основа профессионального развития персонала // Современные научные 74 исследования и инновации. 2020. – № 1 – С. 25-29
32.Кязимов, К.Г. Управление персоналом. Профессиональное обучение и развитие. – Москва: Юрайт. 2019. – 202 с.
33.Кязимов, К.Г. Управление человеческими ресурсами: профессиональное обучение и развитие: учебник для вузов. – Москва: Юрайт, 2020. – 202 с.
34.Магура, М.И. Организация обучения персонала. – Москва: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2018. – 264с.
35.Майк Уиллс. Корпоративный тренинг. – Москва: ГИППО. 2009. – 368 с.
36.Максимов, Е. Оценка качества и эффективности обучения персонала // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2019. – N 12. – С. 41-44.
37.Маслова, В.М. Управление персоналом. Учебник и практикум для СПО. – Москва: Юрайт, 2019. – 432 с.
38.Моргунов, Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение: Учебник. – Москва: Изд-во «Юрайт», 2019. – 561 с.
39.Музыченко, В.В. Управление персоналом: Лекции: Учебник. – Москва: Академия, 2020. – 528 с.
40.Некрасов, Н.Е. Обучение персонала как фактор повышения эффективности производства. – Москва: Лаборатория книги, 2019. – 68 с.
41.Одегов, Ю.Г. Аудит и контроллинг персонала: Учебник. – Москва: Изд-во «Альфа-Пресс», 2020. – 560 с.
42.Оноприенко, А.В. Роль и место внутрифирменного обучения персонала в системе кадрового менеджмента // Журнал «Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения». – 2021. – №6. – С.37-41.
43.Панова, Д.С. Разработка системы обучения и развития персонала // Молодой ученый. – 2019. – № 1 (239). – С. 90-92.
44.Папонова, Н.Е. Обучение персонала компании. – Москва: Финпресс, 2020.
45.Певзнер, М.Н. Корпоративная педагогика: учебное пособие. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 304 с.
46.Пичугин, В.Г. Психология влияния в управлении персоналом. Учебное пособие. – Москва: Прометей, 2020. – 144 с.
37.Подлинова, Е.Н. Выявление и анализ проблем по организации внутрифирменного обучения в образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2020. – № 19 (123). – С. 492-495.
48.Поляченкова, М. Разработка положения об обучении и развитии персонала // Кадровик. Кадровое делопроизводство. – 2021. – N 12. — С. 31-34.
49.Пугачев, В.П. Управление персоналом организации. Учебник и практикум для академического бакалавриата. – Москва: Юрайт, 2019. – 402 с.
50.Пыжова, Л.А. Управление развитием персонала как фактор роста эффективности труда // Молодой ученый. 2021. – №4. – С. 565-567.
51.Руденко, А.М., Котлярова, В.В., Латышева, А.Т. Управление персоналом. Учебное пособие. – Москва: Феникс, 2020. – 320 с.
52. Рулевский, В.И. Анализ сущности и содержания внутрифирменного обучения персонала субъекта предпринимательства // Научный вестник МГИИТ, 2020. – № 6. – С. 118--123.
53.Семенихин, В.В. Кадровый вопрос. Обучение и повышение квалификации персонала. – Москва: Гросс Медиа, РОСБУХ, 2021.
54.Сироткин, Д.М. Роль повышения квалификации персонала на предприятии. – Москва: Лаборатория книги, 2020. – 147 с.
55.Слободской, А.Л. Обучение персонала организаций: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2019. – 124 с.
56.Столяров, В.И. Управление персоналом. – Москва: ИНФРА-М, 2019. – 295 с.
57.Сысолятин, А.В. Оценка эфффективности обучения персонала // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – № 9. – С. 87-89.
58.Технологии обучения и развития персонала в организации: учебник / под ред. М.В. Полевой. – Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2020. – 256 с.
59.Травин, В.В. Менеджмент персонала предприятия: Учебно-практическое пособие. – Москва: Дело, 2018. – 272 с.
60.Трубицын, К.В. Внутрифирменная система непрерывного профессионального образования персонала // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Экономические науки. 2020. – № 3. – С. 67-73.
61.Францева, М.Б. Профессиональное развитие и обучение персонала // Отдел кадров коммерческой организации. – 2019. – N 12.
62.Чернопятов, А.М. Маркетинг персонала: учебник. – Москва: Берлин Директ-Медиа, 2019 – 277 с.
63.Цыпкин, Ю. Управление персоналом: Учебное пособие. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. – 326 с.
64.Шекшня, С.В. Управление персоналом современной организации: Учебно-практическое пособие. – Москва: Интел-Синтез, 2020. – 368 с.