Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Исторически сложилось, что мировая торговля всегда была двига-телем прогресса. А вот попадут или нет определенные товары на рынок того или иного государства в большей степени зависело от внутренней та-моженной политике этого государства. Поэтому исследование процесса регулирования таможенной политики, разработки различных преферен-ций, позволяющих в определенных случаях менять таможенные тарифы является очень актуальным . Эффективное таможенное регулирование вле-чет за собой увеличение международной торговли и как следствие, рост внутреннего валового продукта. Это в свою очередь ведет к тому, что страна занимает более хорошие позиции на мировом рынке и увеличивает долю участия страны в мировом товарообороте.
Таможенное регулирование – это всегда компромисс двух и более стран, участвующих во внешнеторговой сделке. Это связано с тем, что надо учитывать взаимовыгодные условия сотрудничества и укрепление политических международных связей.
Преференциальная система является важным элементом таможенно-тарифного регулирования , который предполагает возможность изъятия преференций, в виде снижения ставок или полной отмены ввозных тамо-женных пошлин в отношении товаров, импортируемых из стран-получателей как на взаимной основе, так и в одностороннем порядке. Преференциальная система - мощный инструмент стратегического регули-рования внешнеэкономических связей. Он дает возможность получить до-полнительные преимущества доступа на внешние рынки.
Из всего вышеперечисленного следует, что изучение нормативного регулирования тарифных преференций является очень актуальной задачей на сегодняшний день. В настоящий момент рынок очень волатилен. Поли-тическая ситуация нестабильна, поэтому рассматривать систему таможен-ных преференций имеет смысл на конкретный текущий момент времени. При работе внутри ЕАЭС очень остро стоит вопрос модернизации систе-мы преференций, т.к. старая уже устарела и не дает должного эффекта.
Если оценивать степень проработанности данной проблемы и рас-смотрения вопроса о функционировании системы таможенных преферен-ций в научной литературе, то можно смело говорить, что на эту проблему обращали внимание многие авторы. На сегодняшний день, тема тарифных преференций освещена в работах следующих авторов Е.М. Графовой, В.Е. Ковалева, С.В. Халипова, А.Н. Козырина, А.В. Пащенко, Ю.А. Максимо-ва, , О.В. Гутариной и других. Конкретные вопросы, касающиеся действия тарифных преференций в процессе присоединения России к ВТО описаны в трудах следующих авторов А.П. Джабиева, И.И. Дюмулена, В.П. Го-регляда, А.Н. Захарова, А.П. Джабиева. Прогнозы развития системы та-рифных преференций ЕАЭС, а также взгляд на состояние ее функциониро-вания на сегодня показаны в трудах С.А. Хапилина, П.А. Кадочникова, М.Г. Пташкиной, О.А. Морозовой и др.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Предмет исследования - это тарифные преференции и их практиче-ское применение в настоящее время.
Цель исследования – оценка механизма предоставления тарифных преференций и выявление его особенностей.
Среди задач следует рассмотреть:
- правила и сложности при начислении и уплате таможенных платежей в рамках Таможенного союза ЕАЭС;
- разобраться со спецификой тарифных льгот и особенностями их фактического применения;
- сравнить опыт и эффект применения тарифных преференций в рамках Таможенного союза ЕАЭС и со странами дальнего зарубежья;
-
- найти сложные моменты, требующие доработки в префенци-альной системе ЕАЭС и предложить возможные направления ее совершен-ствования.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВА-НИЯ
1.1 Таможенные платежи и налоги в системе ВЭД
Уплата таможенных платежей – является обязательным условием, невыполнение которого не позволит переместить товарам и транспортным средствам международной перевозки пересечь таможенную границу. Т.е. без обязательной уплаты таможенных платежей, независимо от того им-порт это, экспорт или другой режим таможенного оформления, груз и транспортное средство не сможет пересечь границу. Это условие поимено-вано в части 1 статьи 70 Таможенного кодекса Таможенного союза (при-ложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принято-му Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав гос-ударств от 27.11.2009 № 17) (далее ТК ТС). В ней указан закрытый пере-чень всех возможных платежей, которые мы считаем таможенными, и без уплаты которых перемещение не произойдет. Стоит также отметить, что перечень закрытый – это означает, что условий по уплате нет. Стоит также отметить, что термина «таможенный платеж» нет ни в одном нормативно-правовом документе, регулирующим деятельность таможенных органов. Однако, данный термин употребляется в других нормативных актах РФ, которые регулируют бюджетные и налоговые взаимоотношения субъек-тов. Кроме того, в нашем законодательстве предусмотрена администра-тивная и уголовная ответственность за ненадлежащее исполнение правил уплаты таможенных платежей.
Т.о. уже четко понятно, что уплата таможенных платежей является своего рода пропуском в другую страну ЕАЭС.
Все платежи, относящиеся к таможенным перечислены в законе. Следует различать платежи при ввозе и при вывозе. Так при импорте уплачиваются в обязательном порядке: ввозная таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз (акцизы)и таможенные сборы. При вывозе список короче. Он состоит из вывозной таможенной пошлины и таможенных сборов.
Так как таможенный кодекс не дал нам определения таможенных платежей, но платить их все же надо, рассмотрим составляющие части со-вокупности таможенных платежей.
Первой составляющей таможенных платежей является таможенная пошлина. Все таможенные пошлины делятся в зависимости от направления перемещения груза на ввозные, вывозные и транзитные.
Транзитные (плата за проезд по территории страны) применяются только в небольшом количестве развивающихся стран. В целом, в мире они отменены. Ввозные и вывозные есть во всех странах. Ставки их диф-ференцированы и зависят от направления (ввозим или вывозим) и от ха-рактеристик самого товара .
Ввозные пошлины призваны оптимизировать структуру импортных операций. Т.е. государство вводя ту или иную ставку на конкретный вид импортного товара, в первую очередь определяет потребность в этом то-варе для страны и обеспеченность аналогичным товаром путем использо-вания внутренних ресурсов и лишь потом определяет ставку. Если внут-реннего товара много, то ставка будет высокой, если, наоборот, в стране есть дефицит определенного товара, то здесь возможно установить более низкую ставку ввозной таможенной пошлины. С экспортом все наоборот. Если внутреннего товара много, то экспортная пошлина будет ниже, если мало, то она будет высока. Т.е. таможенная пошлина призвана регулиро-вать оптимальное соотношение ввоза и вывоза товара.
Также таможенные пошлины используются для регулирования со-отношения цен на данный продукт на внутреннем и внешнем рынках.
Но при этом следует помнить, что товар (даже если его мало) быва-ет выгодно продавать на экспорт, т.к. это обеспечит существенный приток денежных средств в страну. Сложившаяся практика международной тор-говли ограничивает случаи злоупотребления ставками таможенных по-шлин.
Страны объединяются в союзы, чтобы упростить процедуры пере-мещения грузов и взаимно поднять экономику этих стран. Для более каче-ственной работы в странах, входящих в союз всегда применяется единый таможенный тариф. С момента образования ЕАЭС таможенный тариф ис-пользуемый на территориях стран-союзников единый. Он рассчитывается на основании решения принимаемого Евразийской экономической комис-сией.
Ставки таможенной пошлины бывают отличаются не только в зави-симости от группы товара но и по способу расчета. Они могут устанавли-ваться:
- в процентном соотношении к стоимости (адвалорные ставки)
- в установленной сумме за единицу товара держащиеся в таможен-ном(специфические ставки)
- с применением и того и другого метода (комбинированные ставки) .
Также таможенные пошлины в зависимости от сезонности могут де-литься на постоянные временные и сезонные. Это деление связано с необ-ходимостью государства в определенный момент времени закупать боль-ше или меньше определенного товара с целью урегулирования экономиче-ской обстановки внутри страны.
Нормативно-правовая база для взимания последнего вида пошлин закреплена в следующих документах:
-Федеральном законе от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" и приня-тых в соответствии с ним федеральных законах;
-Таможенном кодексе Таможенного союза, международных дого-ворах государств - членов Таможенного союза, а также решениях Евразийской экономической комиссии, регулирующих таможенные отно-шения в Таможенном союзе;
-Законе РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе», Федеральном законе от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном ре-гулировании в Российской Федерации» и принимаемых в соответствии с ним иных федеральных законах.
Также в таможенные платежи входят два косвенных налога поиме-нованные в налоговом кодексе. Это НДС и акцизы. Согласно данным ста-тистики о структуре таможенных платежей на долю косвенных налогов приходится 25% всех таможенных платежей. Правила взимания косвен-ных налогов регулируются не таможенным, а налоговым кодексом РФ. В этом случае таможенные органы являются лишь исполнителями норматив-ных актов, разработанных другими ведомствами.
НДС – является косвенным налогом и взимается в порядке, преду-смотренном ст. 151 НК РФ Ставками НДС бывают 0%, 10% и 20%.
Акцизы – это значительная часть косвенных налогов, взимаемых при перемещении товаров через границу. Не все товары подлежат акциз-ному сбору. Перечень подлежащих определен в 181 статье налогового ко-декса РФ На таможенные органы возложена обязанность взимать акцизы, проверять маркировку таких товаров .
Также в состав таможенных платежей включаются таможенные сбо-ры. Они подразделяются на два вида: сборы, непосредственно за оформ-ление и сборы за таможенное сопровождение.
Страны, участники Таможенного Союза могут применять и другие виды сборов, если это закреплено в национальном законодательстве.
В странах ЕАЭС документами, содержащими такую информацию, являются:
- Федеральный закон "О таможенном регулировании в Россий-ской Федерации";
- Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. N 443 "О таможенных сборах";
- Кодекс Республики Казахстан "О таможенном деле в Республи-ке Казахстан";
Например, В РФ к вышеупомянутым добавляются еще таможенные сборы за хранение.
Сборы за таможенное оформление уплачиваются непосредственно при таможенном декларировании. Т.е. другими словами, если нет декла-рации (декларирование не обязательно), то и сбора нет. Также некоторые отступления от этого правила внесены для физических лиц. Физические лица не уплачивают таможенные сборы за таможенное оформление, даже при декларировании товаров, предназначенных для личного пользования и перемещаемых через границу.
Сбор за таможенное сопровождение взимается в случаях, когда по решению руководителя таможенного органа осуществляется таможенное сопровождение груза от места пересечения границы до конкретного скла-да. Т.е. должностные лица таможенного органа сопровождают груз. Это делается с целью обеспечения выполнения норм законодательства, а также с целью обеспечения сохранности данного груза.
Сбор за хранение представляет собой, платеж, осуществляемый ор-ганизацией за хранение груза на складе, подчиненном таможенным орга-нам. Этот склад является складом временного хранения, туда в некоторых случаях выгружаются товары из транспортных средств до момента прове-дения особой проверки или до момента уплаты всех необходимых тамо-женных платежей или выполнения других условий.
1.2 Проблемы таможенно-тарифного регулирования
Сегодня к сложностям таможенно-тарифного регулирования можно отнести следующие две проблемы:
1) нормативная база в странах-союзницах существенно отличает-ся. Ее надо приводить к единому виду;
2) после вступления России в ВТО нормативную базу также при-дется переделывать в соответствии с требованиями ВТО
Союз – это более зрелая ступень развития взаимоотношений не-скольких стран. Он позволяет больше интегрировать ресурсы в экономику других стран в обмен на какие-то другие блага. Происходит постоянный товарообмен и поэтому таможенно-тарифная политика становится наибо-лее актуальной, т.к. призвана обеспечивать взаимовыгодные правила тор-говли, с оглядкой на в внутренние экономические потребности стран-союзниц.
Исходя из вышеуказанных целей становится понятным почему сравнительно-правовые исследования таможенно-тарифного регулирова-ния очень важно.
На сегодняшний день общим законодательством таможенного сою-за разрешается возможность применения всего двух методов регулирова-ния. Это тарифный метод и нетарифный.
Мы уже отмечали выше, что самого понятия таможенные платежи в таможенном кодексе нет и под таможенными платежами мы понимаем со-вокупность сборов, взимаемых таможенными органами при осуществле-нии своих функций контроля за перемещением товара через границу.
Деятельность таможенных органов регулируется таможенным зако-нодательством, которое представлено такими документами, как:
1) Таможенный кодекс;
2) международные договоры государств-членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе;
3) решения Евразийской экономической комиссии, регулирующие таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соот-ветствии с Таможенным кодексом и международными договорами госу-дарств-членов Таможенного союза .
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Марракешское соглашение об учреждении Всемирной торго-вой организации от 15.04.1994 г. (Вместе с "Многосторонними соглаше-ниями по торговле товарами"). - URL: Официальный интернет-портал пра-вовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012.
2. Протокол от 16.12.2011 г. "О присоединении Российской Фе-дерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торго-вой организации от 15 апреля 1994 г.". - URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.07.2012
3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Дого-вору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от
27 ноября 2009 г. N 17) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официаль-ный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 8 мая 2015г.). - URL: Официальный интер-нет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015
5. Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Офици-альный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.08.2015
6. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. - URL: Офици-альныйинтернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 13.01.2015
7. Договор о зоне свободной торговли (Подписан в г. Санкт-Петербурге 18.10.2011) // Собрание законодательства РФ. - 01.10.2012, N 40, ст. 5340;
8. Соглашение стран СНГ от 15.04.1994 «О создании зоны сво-бодной торговли» // Бюллетень международных договоров. - N 9, 1994;
9. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной тамо-женной пошлины отдельных категорий товаров». - URL: Официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 23.03.2012
10. Решение Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728 «О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза» (ред. от 23 ноября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
11. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отноше-нии товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лица-ми через таможенную границу, и отражении факта признания таких това-ров не находящимися под таможенным контролем» (ред. от 6 октября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был.
12. Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Рес-публики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» (ред. от 2 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тант плюс»; документ опубликован не был;
13. Протокол от 12.12.2008 «О единой системе тарифных префе-ренций таможенного союза» // Собрание законодательства РФ. - 14.06.2010, N 24, ст. 2938;
14. Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосудар-ственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Та-моженного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2015г.). - До-ступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
15. Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развиваю-щихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции (утв. Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от
27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130). (ред. от 14 апреля 2014г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
16. Перечень развивающихся стран - пользователей системы та-рифных преференций Таможенного Союза (утв. Решением Межгосудар-ственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Та-моженного союза от 27.11.2009 № 130) (ред. от 23 апреля 2015г.). - До-ступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
17. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
18. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31 января 2016г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
19. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 1 февраля 2016г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
20. Федеральный закон Российской Федерации N 311-ФЗ от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тант плюс»; документ опубликован не был;
21. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах госу-дарственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ред. от 13 июля 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
22. Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс»; документ опубликован не был;
23. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (ред. от
28 ноября 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультант плюс»; документ опубликован не был;
24. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 № 438 «О Ми-нистерстве промышленности и торговли Российской Федерации» (ред. от 25 декабря 2015г.). - Доступ из справочно-правовой системы «Консуль-тант плюс»; документ опубликован не был;
Правоприменительная практика
25. Решение Суда Евразийского экономического сообщества от
10.07.2013 «О применении статей 5, 6, 8 Соглашения о тамо-женно -тарифном регулировании от 25.01.2008, положений пп.7.1.11 и 7.4 пункта 7 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, пунктом 1 и 3 Решения комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 № 728». - URL: Официальный сайт Суда Евразийского экономического со-общества http://sudevrazes.org, 10.07.2013
26. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 октября 2010 г. по делу № А43-3714/2010. - Доступ из правового портала «Гарант»;
27. Постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2013 г. по делу № А40-82159/12-152-395 - Доступ из правового портала «Гарант»;
28. Постановление ФАС Центрального округа от 15 октября 2013 г. по делу № А62-7565/2012. - Доступ из правового портала «Гарант»;
Справочная литература
29. Таможенная служба Российской Федерации в 2014 году. Спра-вочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. М., 2015. - 73 с.;
Специальная литература
30. Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. Экономика, политика, право: монография.- 3-е изд., доп. М.: ВАВТ, 2012. - 360 с. - ISBN 978-5-9547-0118-0;