Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. 17 октября 2013 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [21].В нем одним из принципов дошкольного образования указывается «учет этнокультурной ситуации развития детей».[21] В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что «Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования» [21]. Решение этих задач невозможно без всестороннего овладения родным языком.
Дошкольный возраст - наиболее благоприятен для речевого развития. Это период, когда механическая память ребенка легко воспринимает огромные объемы информации, создавая основной лексический запад для всей будущей жизни человека. Кроме того, усвоение речевых навыков здесь происходит органично, без дополнительного усилия, в игре, общении, в деятельности, которая продиктована собственным интересом ребенка, его познавательной инициативой. Ребенок 3-5 лет не просто активно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действительность, не только накапливая языковой материал механически, но интуитивно усваивая правила синтаксиса и морфологии языка.
Но речь дошкольника ценна не только сама по себе – она служит активному развитию всех остальных психических процессов, в частности мышления, она является показателем общего психического развития дошкольника. Формируясь у ребёнка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов. Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, правильно сформированного речевого окружения и от целенаправленного воспитания культуры речи.
Проблема овладения родным языком – одна из основных проблем дошкольного детства. Многочисленные исследования современных ученых- лингвистов доказывают, что дошкольники очень чутки к слову.
Проблемой развития речи детей занимались: К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева., Е. А. Флерина, О. И. Соловьёва, М. И. Лисина, А. В. Запорожец, А. М. Бородич, Э. Г. Пилюгина, А. М. Прихожан и другие.
Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены также исследования В.В. Гербовой, В.И. Логиновой, Ю.С. Ляховской, Н.П. Савельевой, А.А. Смаги, Е.М. Струниной, В.И. Яшиной и др.
В исследовании мы обращались к методологическим работам Л.С. Выготского («Мышление и речь»), П.Я. Гальперина («К вопросу о внутренней речи»), Ю.Н. Караулова («Русский язык и языковая личность») которые освещают связь развития речи с функционированием различных психических процессов, а так же частным статьям современных исследователей-практиков, освещающих вопрос специфики речевого развития дошкольника в условиях современного социума (Е.С. Полат, В.В. Тимохин и др). Теоретический материал, обосновывающий роль фольклора в формировании речи дошкольника, опирается на исследования Горелова А. А., Немеровского Е. В. («Интеграция народного творчества в режиме двигательной активности дошкольников»), Бацких А. В. («Русское устное народное творчество в формирование развития личности ребенка дошкольного возраста») и др.
Не случайно в новом Федеральном государственном образовательном стандарте ставится задача развивать речь детей, как средство общения и культуры; обогащать словарь [21]. Таким образом, работа над развитием речи детей – одна из многочисленных задач, которую ставит государство перед дошкольными образовательными учреждениями на современном этапе. Одним из важнейших факторов развития речи детей всегда было и остается знакомство с фольклором. «Он развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка»[2, с. 409]. Детский фольклор, русские народные сказки – часть великой русской литературы. Они знакомят детей с красочностью и образностью родного языка [3, с. 130]. Сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт нашей старинной культуры, у людей появляется потребность к изучению истории России, ее традиций и этноса. Поэтому воспитание и обучение детей на основе нашего исторического наследия становится как никогда актуальным. Произведения детского фольклора, русские народные сказки подходят для решения этих задач для детей дошкольного возраста, ведь они доступны детскому пониманию, интересны, образны, учат добру. Сказанное актуализирует следующую тему для выпускного квалификационного исследования: «Использование фольклора как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста».
Проблема исследования, исходя из вышесказанного, формулируется следующим образом: при каких условиях овладение родным языком на материале русского фольклора может быть эффективным средством речевого, а так же всестороннего познавательного развития дошкольника?
Проблема исследования заключается в разрешении следующих противоречий:
1. между потребностью в овладении детьми речью и недостаточным разнообразием методов речевой работы педагога с дошкольником;
2. между требованиями, предъявляемыми к дошкольнику начальным школьным образованием, и падением общего уровня речевого развития детей;
3. между ранним падением интереса ребенка к обучению и необходимостью усвоения ключевых речевых навыков, обеспечивающих гармоничное интеллектуальное развитие;
4. между новыми требованиями, предъявляемыми к педагогу стандартом образования, и необходимостью поиска новых творческих решений в работе с дошкольником;
5. между потенциальными возможностями средств фольклора в речевом воспитании ребенка и неполной их реализацией в условиях педагогической поддержки.
Объект исследования – процесс развития словаря детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – фольклор как средство развития словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки.
Цель исследования – теоретическое изучение особенностей развития словаря детей младшего дошкольного возраста; разработка и апробация условий организации и проведения различных видов деятельности с использованием фольклора, способствующего развитию словаря детей, и создание методических рекомендаций для воспитателей по использованию фольклора в развитии словаря детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать современные научные подходы к проблеме исследования, обосновать содержание и сущность понятий: «педагогическая поддержка», «смысл слова», «значение слова», «количественный рост словаря», «качественное развитие словаря», «фольклор», «малые фольклорные жанры», «русские народные сказки».
2. Выявить особенности развития словаря детей младшего дошкольного возраста, охарактеризовать показатели и критерии оценки.
3. Разработать и апробировать конспекты различных видов детской деятельности с использованием фольклора, обеспечивающего развитие словаря детей младшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки.
4. Определить эффективность педагогических условий процесса развития словаря детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора, выявить результативность проделанной работы.
Гипотеза исследования – мы предполагаем, что развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора, будет более эффективной при соблюдении следующих условий:
- проявление со стороны педагога внимания к детям, заботы о поддержании индивидуальных возможностей каждого ребёнка;
- при подборе различных видов детской деятельности с использованием фольклора, направленных на развитие словаря детей младшего дошкольного возраста, учёта уровня сложности видов детской деятельности;
- при систематической педагогической поддержки в ходе проведения детской деятельности с использованием фольклора, с опорой на личностные достижения детей в развитии словаря.
Методы исследования:
Теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме; сравнительный анализ; обобщение педагогического опыта воспитателей ДОУ.
Практические: педагогические наблюдения, беседы, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученной информации.
Организация и база исследования: ГБДОУ №31 общеразвивающего вида Кировского района, старшая дошкольная группа воспитуемых, педагог, музыкальный руководитель.
Структура работы: исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития словаря детей младшего дошкольного возраста посредством фольклора в условиях педагогической поддержки
1.1. Понятие словарной работы и ее значение в развитии личности ребенка
Обучение родному языку – одна из важнейших задач развития детей дошкольного возраста. Когда ребенок обучается родной речи, одновременно развивается его интеллект, а развитый интеллект – основа для успешного обучения в школе, что будет способствовать успешности ребенка в будущей взрослой жизни.
Речевое развитие имеет ключевое значение в формировании личности ребенка, его индивидуальной и национальной идентичности. По мнению А. А. Леонтьева, речевая деятельность представляет собой особый вид деятельности, который невозможно сопоставить или соотнести с «классическими» видами деятельности, такими как труд или игра. [14]
Речевая деятельность в форме отдельных речевых действий обслуживает все виды деятельности, входя в состав актов трудовой, игровой, познавательной деятельности.
«Речевая деятельность как таковая имеет место лишь тогда, когда речь самоценна, когда лежащий в ее основе побуждающий ее мотив не может быть удовлетворен другим способом, кроме речевого» [14, с. 53], – такое уточнение представляется крайне важным в аспекте методики преподавания, поскольку мотивация в теории речевой деятельности непосредственно связана с тем или иным видом речевого действия и верное определение и формирование мотивации у учащихся позволяет добиться эффективности и высоких результатов обучения.
Речевая деятельность определяется как достаточно сложная самоорганизующаяся система. Основным доказательством этого является тот факт, что при получении новой информации речевого плана человек не просто обрабатывает ее и запоминает, но переориентирует всю систему своего речевого опыта и коммуникативного поведения в соответствии с новыми данными. Такая трактовка речи человека впервые была дана в науке Л. С. Выготским [5].
Речь возникает, по Л. С. Выготскому, «в процессе общественной практики»: она является следствием сосуществования человека в объективной реальности, само по себе явление речи не зависит от отдельной личности, оно присуще человеческому обществу в целом, но не постольку, поскольку общество является социальной структурой, а постольку, поскольку процессы, протекающие в человеческой психике, универсальны для представителей всех народов и языков; таким образом, возникновение речи не является следствием деятельности отдельной личности, а обусловлено общей природой существования человека.