Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
За последние десять лет в России автомобильный парк, особенно легкового транспорта, возрос в несколько раз. С ростом автомобильного транспорта по различным причинам увеличивается и количество пожаров, возникающих в нем. Необходимо отметить также, что если прирост легкового автомобильного транспорта за последние 2 года несколько сократился, то рост количества пожаров, а особенно на открытых автомобильных стоянках, даже возрос в среднем на 12%.
Как показывает статистика, из семи миллионов пожаров, ежегодно происходящие в мире, около 10 % относятся к автомобильным транспортам. Пожары автомобилей занимают втрое место после пожаров в жилом секторе. Последствия от них для людей и окружающей среды приобрели большое социально-экономическое значение, особенно в крупных мегаполисах.
Пожары на открытых автостоянках и стихийных стоянках в жилом секторе составляет до 25 % от общего числа. Возгорании легкового и грузового топлива вызывает его повреждение и пожары рядом стоящих автомобилей, пожар автобуса и автоцистерны топливом нередко приводят к групповым загораниям автомобилей. От 10 % до 32 % пожаров автомобилей происходят вследствие поджогов. Получили распространение массовые поджоги, в результате которых сгорели и были повреждены тысячи легковых автомобилей и автобусов. При этом большинство этих автомобилей находились на уличных магистралях и жилом секторе.
В количественном отношении лидирующее место среди причин таких пожаров занимает нарушение правил устройств и эксплуатации транспортных средств. Второе место среди причин пожаров на автотранспорте занимает поджог, уничтожение автомобилей остается самым доступных способом сведения счетов или запугивания конкурентов. Затем следует нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования.
Возникновение и распространение процесса горения по веществам и материалам происходит не сразу, а постепенно. Источник горения воздействует на горючее вещество, вызывает его нагревание, при этом в большей мере нагревается поверхностный слой, происходят активация поверхности, деструкция и испарение вещества, материала вследствие термических и физических процессов, образование аэрозольных смесей, состоящих из газообразных продуктов реакции и твердых частиц исходного вещества. Образовавшиеся газообразные продукты способны к дальнейшему экзотермическому превращению, а развитая поверхность прогретых твердых частиц горючего материала способствует интенсивности процесса его разложения.
Цель работы являлось анализ особенностей пожарной безопасности на открытых автостоянках.
Поставлены следующие задачи:
1) Проанализировать пожарные риски на открытых автостоянках и требования пожарной безопасности, предъявляемых к автостоянкам открытого типа;
2) Изучить требования к пожаротушению открытых парковок;
3) Провести расчет пожарных рисков для автостоянок открытого типа.
1.2 Характеристика пожарной опасности автотранспортных средств
Автомобили можно отнести к объектам повешенной пожарной опасности, что связано с одновременным присутствием в них большого количества горючих материалов с потенциальными источниками, а также возможностью создания условий для образования горючей среды [2, 3].
При оценке пожарной опасности автотранспорта, следует подробно рассмотреть горючую нагрузку, сосредоточенную в нем. Как известно под горючей нагрузкой представляют всю совокупность горючих материалов. Пожарная опасность таких материалов характеризуется способностью воспламеняться, образовывать взрывоопасные концентрации, взрываться и гореть от источника зажигания, при взаимодействии с другими веществами и окислителями, особенностями взаимодействии со средствами пожаротушении. Традиционно принято подразделять пожарную нагрузку на временную и постоянную [5,10,69]. Постоянная обуславливается горючими и трудно горючими материалами, из которых изготовлены конструкций, агрегаты и оборудование автомобиля, а временная - присутствующим топливом и перевозимыми грузами. При этом горючая нагрузка в автомобиле распределена не равномерно [4]. Рассмотрим распределение пожарной нагрузки по разным отсекам автомобиля.
1. В моторном отсеке постоянную горючую нагрузку составляют различные резиновые и пластиковые элементы систем топливного питания, двигателя и электрооборудования, изоляция участков электропроводов к временной относятся топливо, масла и смазки [5].
В салоне автомобиля постоянная горючая нагрузка состоит из естественных, искусственных и синтетических полимерных материалов его отделки и звукоизоляции, изоляции электропроводов. Большинство из них относятся к горючим.
Багажный отсек автомобиля помимо полимерных материалов отделки и изоляции, проходящих в нем проводов, содержит значительное количество временной пожарной нагрузки, к которой помимо перевозимых грузов относится запасное колесо канистры с маслами и запасом топлива.
Отдельно следует выделить электросистему двигателя, в которой пожарную нагрузку составляют помимо изоляции электропроводов, платы и радиодетали электронных узлов, а также горючие материалы, из которых изготавливаются корпуса и конструкционные элементы электрооборудования. Как показывает экспертная практика, различные марки автомобилей характеризуются своим специфическим набором данных материалов.
Основной частью автомобиля является кузов. При этом применяемые при его изготовлении и отделки материалы могут меняться в зависимости как от марки автомобиля, так и от типа кузова [6]. У значительной части автомобилей кузов металлический, сварной, несущий, основные элементы которого изготавливаются как литьем, так и штамповкой.
Основой силовой схемы кузова является каркас. Он состоит из основания с рамой и моторным отсеком, передка, задней панели, крыши и боковин, приварных брызговиков и задних крыльев. Все эти детали проходят обязательную поверхностную обработку. Обычно внешняя и внутренняя поверхности элементов кузова фосфатированы, при этом на них образуется слой нерастворимых в воде фосфорнокислых соединений. Этот слой закреплен грунтом. Нижняя наружная часть кузова, брызговики колес, внутренние полости крыльев для защиты от коррозии покрыты битумным составом. Аналогичным образом обрабатываются пол, багажник, полости дверей и другие полости кузова, имеющие контакт с агрессивной внешней средой.
Термо- и шумоизоляция корпуса осуществляется оклейкой (изнутри) наружных панелей дверей и щитка передкаполимерными звукоизоляционными, чаще всего вспененными, материалами. Иногда для этих целей используют вафельный картон, поролон, искусственную кожу, дублированную войлоком. Обивка внутренней части кузова, то есть салона, может, в зависимости от марки и класса автомобиля, выполняться из дерева, текстиля, искусственной и натуральной кожи, декоративной поливинилхлоридной пленки и других материалов.
В моторном отсеке легкового автомобиля расположены силовой агрегат и детали систем, обеспечивающих работу двигателя и автомобиля в целом. Для изготовления относящихся к нему соединительных патрубков применяются, как металлы, так и органические материалы - резина, пластик. Расширительные бачки систем двигателя изготавливаются из различных полиолефинов – полиэтилена, полипропилена и других. Большая часть корпусов оборудования, расположенного в моторном отсеке выполнена из наполненных пластиков [7].
Салон автомобиля содержит самые разнообразные материалы. Расположенные в нем сидения имеют металлический каркас, с закрепленными на нем поролоновыми подушками. Их обивка, а также обивка оголовника, может осуществляться различного рода тканевыми материалами, искусственной и натуральной кожей, другими синтетическими материалами. В процессе эксплуатации сидения автомобиля обычно дополнительно покрываются декоративными чехлами из тканевых материалов, в том числе с дополнительными поролоновыми прокладками. Перед сиденьями в передней части салона автомобиля смонтирована приборная панель, основу которой составляет металлический каркас с зафиксированным на нем пластмассовым корпусом с нишами, в которые вмонтированы комбинация контрольно- измерительных приборов, детали системы кондиционирования салона, аудиосистема, отдельные гаджеты и детали электросистемы, а также вещевые ящики. Корпуса этого оборудования обычно сделаны из пластмассы [8].
Таким образом, в конструкциях автомобилей сконцентрировано большое количество пожароопасных материалов [9].
В специальной литературе, посвященной пожарной опасности АТС, обычно рассматриваются вероятности возникновения пожаров:
- в моторном отсеке,
- кабине или салоне,
- кузове и багажном отсеке,
- на внешней поверхности.
Имеющаяся статистическая информация о распределении пожаров по месту нахождения очага показывает, что наибольшее число пожаров на АТС связано с возникновение горения в салоне, на долю таких пожаров приходится 28 %. В основном данные пожары связаны с поджогами, они сопровождаются предварительным вскрытием злоумышленником дверей или разрушением стекол. Так же к пожарам, возникшим в салонах АТС, относится часть происшествий связанных с аварийным режимом работы электросети и электрооборудования. Если очаг пожара находится в салоне, то он в большинстве случаев выгорает очень сильно, крыша деформируется, при таком пожаре могут частично или полностью пострадать моторный отсек и багажник, которые, тем не менее, сохраняются лучше салона.
С поджогами обычно связано начало горения на внешней поверхности АТС, на долю таких пожаров приходится 23 %. Значительная часть таких пожаров происходит в гаражах или на автостоянках - 22 %. Помимо поджогов к таким пожарам относятся те, когда горение начинается от внешнего высокотемпературного воздействия, например горения находящихся рядом горючих материалов или других машин [10].
К пожарам, причиной которых стало возникновение горения в моторном отсеке, относится 23 % происшествий, в основном причиной таких пожаров являются внутренние источники зажигания, связанные с электротехническими причинами или разгерметизацией топливной системы [11].
При нахождении очага в моторном отсеке, в нем обычно наблюдаются сильные сосредоточенные поражения, выгорание резиновых изделий, прокладок, расплавление силуминовых деталей. У автомобилей с передним расположением двигателя чаще всего выгорают передние колеса, но лучше сохраняются задние. Горение может перейти в салон, салон выгорит, но багажник, особенно на периферийных участках, пострадает меньше.
Возможные места случайного пожара в двигателе или возле него – это топливный насос, карбюратор, реже воздухоочиститель, система контроля вспрыска топлива, электропроводка. Очаг пожара вдали от этих узлов – признак поджога.
Возгорание в карбюраторе, как правило, выжигает краску на капоте, оставляя круглый след над сгоревшей деталью.
При нахождении очага пожара в багажнике обычно выгорают багажник, салон, а моторный отсек только закоптится, но более сильные поражения (в том числе расплавления) в нем возникают редко.
Дополнительную информацию по очагу может дать осмотр ее электропроводки. Как и на всех прочих объектах, на обгоревших автомобилях очаг пожара следует искать в зоне нахождения оплавлений наиболее удаленных от источника питания.
Причем в автомобилях этот принцип приобретает особенно важное значение, ввиду очень разветвленной и обширной электросети такого сравнительно небольшого объекта. Если при осмотре после пожара автомобиля с генератором и аккумуляторной батареей в моторном отделении повреждения электрической дугой обнаруживаются возле фар или рулевого колеса, то можно констатировать, что пожар начался не в моторном отделении и не в приборной панели. В противном случае - при возникновении пожара в моторном отсеке - обгорание проводов в моторном отсеке должно было привести кобесточиванию автомобиля раньше, чем горение выйдет за пределы моторного отсека [12].
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» - СПС Гарант, 2010.
2. Автомобильные материалы: Справочник / Мотовилин Г.В., Масилин М.А., Суворов О.М. – М.: Транспорт, 1989 – 464 с., Зернов, С.И. Расчетные оценки при решении задач пожарно- технической экспертизы: Учебное пособие / С.И. Зернов. – М.: ЭКЦ МВД России, 1992. – 88 с.,
3. Исследование причин возгорания автотранспортных средств. Учебное пособие / под ред. А.И. Колмакова – М.: ЭКЦ МВД РФ, 2001.
4. Неразрушающий контроль: справочник: В 8т. / Под общ. ред. В. В. Клюева. Т. 2: В 2 кн. Кн. 2: Ю. К. Федосеенко, В. Г. Герасимов, А. Д. Покровский, Ю. Я. Останин. Вихретоковый контроль. – 2-е изд., испр. – М.: Машиностроение, 2006. – 688 с.
5. Автомобильные материалы: Справочник / Мотовилин Г.В., Масилин М.А., Суворов О.М. – М.: Транспорт, 1989 – 464 с.
6. Пожар в автомобиле: как установить причину?: Практическое пособие // Под науч. ред. профессора С.И. Зернова. – М.: ООО «НПО«ФЛОГИСТОН», 2006. – 224 с.
7. Роговцев, В.Л. Устройство и эксплуатация автотранспортных средств: Учебник водителя / А.Г. Пузанков, В.Д. Олдфильд. – М.: Транспорт, 1991. – 432 с.
8. Чешко, И.Д. Анализ экспертных версий возникновения пожара. В 2-х книгах. Кн.2 / И.Д. Чешко, В.Г. Плотников. – СПб: Береста, 2012. – 364 с.
9. ГОСТ 12.1.044 – 89 ССБТ. «Пожаровзрывобезопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения».
10. Таубкин, И.С. Пожаровзрывобезопасность автомобильных сливно- наливных эстакад и экспертный анализ нормативно-технических документов, ее регламентирующих / С.И. Таубкин. – М. РФЦСЭ, 1999. – 76 с., Таубкин, С.И. Пожар и взрыв, особенности их экспертизы / С.И. Таубкин. – М.: ВНИИПО МВД РФ, 1999. –599с.
11. Пожарно-техническая экспертиза: Учебник / Галишев М.А., Бельшина Ю.Н., Дементьев Ф.А и др – СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2014. – 53 с.
12. Чешко, И.Д. Анализ экспертных версий возникновения пожара. В 2-х книгах. Кн.2 / И.Д. Чешко, В.Г. Плотников. – СПб: Береста, 2012. – 364 с.
13. Булочников, Н.М. Рекомендации по исследованию пожаров на автотранспорте / Н.М. Булочников, А.А. Становенко, Ю.П. Черничук. – М.: УГПС ГУВД г. Москвы, 1999 – 54 с.
14. Шестопалов С.К. Устройство автомобиля. В 2 частях. Часть 1. Классификация и общее устройство автомобилей, двигатель, электрооборудование. М.: Академия, 2011. – 304 с.
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 г. № 272 «О порядке проведения расчетов по оценке пожарного риска» - СПС Гарант, 2010.
16. Приказ МЧС от 10.07.2009 г №404 «Методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» - СПС Гарант, 2010.
17. СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.
18. СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
19. Федеральный закон №122-ФЗ «О пожарной безопасности» от 22.08.2004г.
20. Корольченко А.Я. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средства их тушения: Справочник.- М.: «Наука», 2000 г. 713с.
21. НПБ 88-2001 «Установки пожаротушения и сигнализации. Нормы и правила проектирования».
22. Собурь С.В. Установки пожаротушения автоматические. - М.: Спецтехника. 2001 г. 435 с.
23. Теребнев В.В, Артемьев Н.С, Корольченко Д.Н. Промышленные здания и сооружения. Противопожарная защита. М.: «Наука», 2006 г. 260 с.
24. Техногенный риск: Анализ и оценка: учебное пособие для вузов. - М.: ИКЦ «Академкнига»,2004 г. 118с.
25. Федоров Н.В., Переслыпких Ф.Ф. Автоматические пожарные установки - Киев: Издательство Техника, 2009 г. 520 с.
26. Филимонов В.П. Пожаровзрывобезопасность. – М.: Стройиздат, 2003 г. 602 с.
27. Фомин В.И. Пожарная автоматика. Пожарная безопасность. Средства обеспечения пожарной безопасности. - М.: «Наука», 2006 г. 120 с.
28. Фомин В.И. Обслуживание установок пожарной автоматики. Пожарная безопасность. - М.: «Наука», 2006 г. 115 с.
29. ГОСТ 30403-96 Конструкции строительные. Метод определения пожарной опасности. - СПС Гарант, 2010.ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
30. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования.
31. ГОСТ Р 12.3.047-98 Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
32. Приказ МЧС от 30.06.2009 г №382 «Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и строениях различных классов функциональной пожарной опасности» - СПС Гарант, 2010.