- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование культуры общения младших школьников во внеурочной деятельности"?50 страниц
50 источников
Добавлена 02.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
1. Проблема культуры общения младшего школьника в современной педагогике 7
1.1. Возрастные особенности психики младшего школьника и роль общения в его развитии 7
1.2. Подходы к формированию культуры общения школьника 15
1.3. Специфика организации внеурочной деятельности в младшей школе 20
2. Исследование возможностей внеурочной деятельности в формировании культуры общения школьника 27
2.1. Выявление актуальной проблематики в культуре общения младшего школьника 27
2.2. Планирование цикла внеурочных занятий со школьниками 34
2.3. Анализ результатов реализации занятий 40
Заключение 45
Литература 47
Фрагмент для ознакомления 2
Навыки в области культуры общения являются не каким-то абстрактным требованием, предъявляемым к ребенку образовательными институтами, эти навыки обеспечивают его дальнейшую успешность в жизни и конкурентоспособность. На сегодняшний день речевое развитие обретает все большее значение в жизни человека.
С развитием технологий ростом международной технической и культурной интеграции, все более востребованы специалисты, гибко владеющие коммуникативными навыками, способные работать в коллективе, приходить к компромиссам. И это требование актуально не только для больших международных компаний, но для любого производства, поскольку от межличностного общения в коллективе во многом зависит и успешность выполняемой работы.
В современном мире, ориентированном на коммуникацию, неудивительно активное внимание образовательных структур к развитию школьника в этом направлении. Школьное образование предполагает усвоение знаний, согласно критериальной базе учебной программы, но вместе с тем, оно призвано обучить ребенка некоторым общим социальным, культурным навыкам, которые сделают его полноценным членом общества, носителем национальной культуры.
Таким образом, формирование культуры общения способствует расширению горизонтов познания во всех сферах интересов личности, а не только в процессе школьного образования. Работа с учащимися начальной школы требует от преподавателя чуткой ориентации на потребности детей этого возраста и их психические особенности, поскольку познавательные способности младшего школьника качественно отличаются от способностей ученика средней или старшей школы.
Одной из основных потребностей ребенка, вступившего в школьную жизнь, является общение. Круг его контактов расширился в сравнении с дошкольным детством, изменился контингент людей, с которыми взаимодействует ребенок. Потому навыки в сфере культуры общения чрезвычайно востребованы именно для учащихся начальной школы.
Особое место в обучении младшего школьника занимает внеурочная деятельность, которая дает творческий простор в проработке различных социальных навыков и является удобнейшей почвой для общения и формирования специфических умений в этой сфере. Внеурочная деятельность не так строго регламентирована требованиями усвоения программы, поэтому и для педагога, и для ребенка, является удобным полем деятельности.
Работа по формированию культуры общения может быть приурочена к разноплановым событиям внеурочной деятельности, кроме того, ее тематика настолько широка и касается общечеловеческих ценностей, что сама культура общения может стать полноценной темой для внеурочного занятия.
В представленном исследовании нами была рассмотрена возможность использования внеурочных занятий в процессе обучения младшего школьника культуре общения.
Актуальность исследования определяется тем, что в современных условиях, когда коммуникативные навыки обретают все большее значение для успешности человека в социальной жизни и самореализации, необходимо найти эффективные методы формирования у школьника культуры общения, как универсального навыка, влияющего на все сферы развития личности.
Говоря о степени разработанности тематики культуры общения в начальной школе, следует отметить, что в этой сфере представлены довольно глубокие и непредвзятые исследования, среди них можно отметить работы Головей Л. В., Гусевской О. В., Казанцевой Д. Б. Кроме того, методология обучения младшего школьника общению освещена и в классических работах Асмолова А. Г., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Володарской И. А. и других.
Анализ методической литературы позволил выявить противоречие между большим количеством материалов о формировании у ребенка культуры общения на языковых и культурологических занятиях и слабой их адаптированностью к ситуации внеклассного занятия.
Проблема исследования заключается в необходимости сформировать у младшего школьника культуру общения в соответствии с уровнем его социального развития и потребностями его общественного взаимодействия.
Цель исследования: выявить методический потенциал внеклассных мероприятий при освоении культуры общения младшим школьником.
Научная новизна исследования заключается в выявлении методического потенциала внеклассной работы в организации обучения культуре общения.
Объект исследования – обучение младшего школьника культуре общения.
Предмет исследования – специфика использования внеурочной деятельности в работе по обучению учащихся начальных классов культуре общения.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс изучения культуры общения младшим школьником будет успешным, если:
- выявлены особенности развития познавательных способностей в представленном возрасте;
- средством развития навыков выступает внеурочная деятельность;
- обучение затрагивает культурную и эмоциональную составляющую формирования личности школьника.
Задачи исследования:
1. Проанализировать методическую литературу по проблеме обучения культуре общения младшего школьника;
2. Выявить особенности развития культуры общения младших школьников;
3. Разработать серию внеклассных мероприятий в рамках формирования культуры общения у младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ научной литературы, сравнение, анализ, эмпирический эксперимент, выявление корреляции.
Теоретическая значимость изучения проблемы заключается в углублении и расширении научных представлений о работе по формированию культуры общения у младшего школьника.
Практическая значимость заключается в разработке и апробации внеклассных занятий в рамках изучения школьниками культуры общения.
Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях и методических семинарах по исследуемой проблеме.
Структура выпускной квалификационной работы: исследование состоит из введения, теоретической главы, освещающей методологической исследования по заявленной теме, практической главы, где представлен эксперимент по формированию навыков культуры общения у школьников, заключения, списка использованной литературы.
1. Проблема культуры общения младшего школьника в современной педагогике
1.1. Возрастные особенности психики младшего школьника и роль общения в его развитии
Накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых необходимого социального опыта способствует раскрытию возрастного потенциала школьника, успешной подготовке к обучению в средней школе, где требования становятся более сложными и разноплановыми из-за необходимости сотрудничать со многими педагогами, а так же – к взрослой жизни.
Из этого следует, что именно в младшем школьном возрасте закладываются основы социальной зрелости ребенка, его коммуникативные умения, определяя траектории развития и успешной адаптации в меняющемся социуме [42, 14].
Образовательное учреждение как социально-педагогическая система входит в состав социального института образования и рассматривает проблемы культурного развития и социализации детей. По мере освоения культурных, нравственных правил и закономерностей общественной жизни происходит развитие культуры общения ребенка – способности эффективно взаимодействовать с окружающими, соблюдая нормы общественного поведения, выстраивать конструктивные отношения, чувствовать уместность своего поведения в той или иной ситуации.
В новой редакции «Федерального Закона об образовании» сказано, что образовательные программы школы направлены на разностороннее развитие детей для успешного их включения в социальную среду, что невозможно без овладения культурой общения [48, 18].
Навыки общения ребенка, ориентированные на его социализацию, способствует расширению горизонтов во всех сферах интересов личности, а не только в процессе школьного образования, культура общения напрямую влияет на социальное благополучие ребенка, его умение познавать мир, устанавливать контакты и воспринимать новую социальную информацию.
Приобщение ребенка к культуре общества, его социализация, усвоение общепринятых норм определяются множеством факторов, среди них: его собственная компетентность в социальном взаимодействии, внешняя социальная среда, круг общения, индивидуальные особенности психики и возрастные особенности, общие для всех детей на различных этапах развития, степень систематизации работы по культурному развитию школьника.
Младший школьный возраст традиционно считается эмоционально насыщенным. Это связано с тем, что с поступлением в школу расширяется круг событий, инициирующих общение ребенка с другими.
Ко второму классу ребенок полностью ориентируется в системе учебной деятельности и школьных требований, что дает основания назвать социально-педагогическую ситуацию его развития стабильной [35, 137].
Одной из характерных особенностей младшего школьного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на вопросы: «Откуда все взялось?», «Зачем люди живут?».
В этом возрасте формируется опыт межличностных отношений, основанный на умении ребенка принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения. Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными, формируется система ценностей. Заметно преобладание в группе общения со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.
Внимание ребенка этого возраста неустойчиво. Свой вклад в перегрузки учащихся вносит принятая сейчас длительность урока. Наблюдения за поведением детей в течение урока показывают, что за первые 30 минут урока ребенок отвлекается более чем в три раза меньше, чем за 15 последних [37, 38].
С физиологической точки зрения – это время физического роста, когда дети быстро тянутся вверх, наблюдается дисгармония в физическом развитии, оно опережает нервно-психическое развитие ребенка, что сказывается на временном ослаблении нервной системы. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движениях.
Социальная ситуация в младшем школьном возрасте:
1. Учебная деятельность становится ведущей деятельностью.
2. Завершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению.
3. Отчетливо виден социальный смысл учения (отношение маленьких школьников к отметкам).
4. Мотивация достижения становится доминирующей.
5. Происходит смена референтной группы.
6. Происходит смена распорядка дня.
7. Укрепляется новая внутренняя позиция.
8. Изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
В работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Н.Ф. Талызиной отмечается огромная роль общения в развитии личности, которая не может развиваться и проявлять себя автономно, а напрямую подчиняется воздействию среды.
Младший школьный возраст наиболее благоприятен для социального развития личности ребенка. В этом возрасте уже на высоком уровне сформированы речевые навыки, потому ребенок активно выстраивает взаимодействие со взрослыми и со сверстниками.
Он вступает в разнообразные социальные контакты и задача взрослого, педагога, здесь – научить школьника нормам такого взаимодействия, которые обеспечат его успешность в общении и самореализации, а так же позволяет ему выстраивать общение с собеседником комфортно для последнего [35, 137].
Период обучения в младшей школе – это период, когда память ребенка легко воспринимает огромные объемы информации, в том числе социальной, создавая основные поведенческие модели, которые будут использованы в дальнейшей жизни личности.
Кроме того, усвоение навыков общения здесь происходит органично, без дополнительного усилия, в игре, в обучении, в деятельности, которая продиктована собственным интересом ребенка, его познавательной инициативой.
Школьное обучение отличается не только особой социальной значимостью деятельности ребенка, но и опосредованностью отношений со взрослыми образцами и оценками, следованием правил, общих для всех, приобретением научных понятий.
В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий (планирование в уме, умение анализировать).
Восприятие также характеризуется непроизвольностью, хотя элементы произвольного восприятия встречаются уже в дошкольном возрасте.
Восприятие отличается слабой дифференцированностью (путают предметы, их свойства).
В младшем школьном возрасте нарастает ориентация на сенсорные эталоны формы, цвета, времени. Воображение в своем развитии проходит две стадии: на первой – воссоздающее (репродуктивное), на второй – продуктивное. В первом классе воображение опирается на конкретные предметы, но с возрастом на первое место выступает слово, дающее простор фантазии.
Возраст 7-8 лет – сензитивный период для усвоения моральных норм (ребенок психологически готов к пониманию смысла норм и правил, к их повседневному выполнению). Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
Большое значение имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности. У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие отметки снижают уверенность в себе, в своих возможностях. У них возникает компенсаторная мотивация. Дети начинают утверждаться в другой области – в занятиях спортом, музыкой.
Ребенок 7-10 лет не просто активно овладевает социальным пространством – он творчески осваивает окружающую действительность, не только накапливая информационный материал об отношениях механически, но интуитивно усваивая правила поведения в обществе, общения с другими людьми.
Культура общения формируется у ребёнка по мере овладения языком, проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему, в рамках которой ребенок приходит от требования удовлетворения своих потребностей к пониманию необходимости соотносить эти потребности с желаниями окружающих [39, 175].
Культура общения ребёнка создается под влиянием взрослых и в огромной степени зависит от количества взаимодействия с ними и его качественных характеристик, эмоционального наполнения взаимодействия, инициативы всех участников общения, правильно сформированного окружения и от целенаправленного воспитания культуры, поскольку зачастую взрослые могут подавать не только положительный пример.
В значительной мере развитие ребенка происходит в новой для него учебной деятельности, которая является ведущим видом деятельности для данного возраста.
В школьном обучении ребенок этого возраста реализует свой познавательный потенциал, формирует свою самооценку, знание о себе, как личности, сравнивает себя со сверстниками, учится выстраивать межличностное общение, сталкиваться с конфликтами и находить компромиссы.
В жизни личности выделяют сензитивные периоды, когда психика предрасположена к восприятию информации по определенному каналу, и эти особенности возраста используют в педагогике для воздействия на обучающихся.
Проблемами сензитивности возраста занимались Б. Г. Ананьев, М. М. Кольцова, Д. Б. Эльконин и др. Период обучения в младшей школе сензитивен для овладения социальным пространством человеческих отношений на высоком культурном уровне, сопоставимом с уровнем взрослого человека. Младший школьник участвует в общественной жизни уже практически наравне со взрослым, с той разницей, что профессиональную деятельность для него заменяет деятельность учебная.
В остальном же перед ним встают такие же сложные проблемы общественного взаимодействия, как перед взрослым человеком, а зачастую они кажутся даже сложнее, поскольку ребенок обладает еще достаточно скудным социальным опытом и со многими ситуациями вынужден столкнуться впервые.
Младший школьный возраст характеризуется быстрым развитием волевой сферы, отвечающей за произвольность действия, а так же самосознания (по Л. С. Выготскому) или эго-идентичности (по Э. Эриксону), что обеспечивает надежную почву для усвоения и усвоения социальных паттернов поведения и формирования у ребенка культуры общения [40, 42].
Это возраст, когда ребенок уже успешно преодолел возрастной кризис осознания себя и воспринимает себя как отдельную самостоятельную личность с собственными взглядами и желаниями, потому готов по своей инициативе вступать во взаимодействие с другими людьми и предъявлять к социальному взаимодействию свои специфические требования.
Одновременно, он готов и активно усваивать требования, предъявляемые к нему обществом и правилами общения в обществе. Для ребенка важно найти социальную нишу, примерить разные социальные статусы (что он активно делает в ролевой игре и инсценировках), понять свой собственный статус, он мечтает о самовыражении, о признании и похвале со стороны взрослого и соучеников. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.
Именно на развитии произвольности действия в этом возрасте строится обучение ребенка культуре общения. Такая работа была невозможна, например, с младшим дошкольником, который еще не умел контролировать свои эмоциональные состояния и действия. Но она возможна со школьником, который овладел произвольностью на достаточном уровне, чтобы контролировать свое поведение, сдерживать эмоциональные реакции, соотносить свое состояние с состоянием собеседника.
Механизм управления своим поведением проявляется и в других видах деятельности, но в эмоциональном общении ребенка наиболее заметен этот прогресс волевой сферы [15, 175].
При этом у ребенка еще не сформированы зрелые формы учебной мотивации, не раскрывается смысл любой деятельности как пути к самообразованию и самосовершенствованию. Ребенок ориентирован на более бытовые переживания, потому что абстракции еще сложны для его восприятия.
Общение воспринимается школьником как возможность вызвать внимание к своим интеллектуальным достижениям, вступить во взаимодействие, вести диалог, пережить ситуацию успеха, поделиться своими чувствами, разделить с другим интересы. Эмоциональный компонент здесь задействован сильнее, чем знаниевый [17, 44].
Потому, формируя у ребенка культуру общения, имеет смысл обращаться к его эмоциональным оценкам ситуации, а не транслировать ему знания о культуре общения как сухие тезисы.
Плодотворное направление работы в этом возрасте – попытка построить взаимосвязь обучающей и развивающей, культурной деятельности так, чтобы они не конкурировали за время школьника, и не существовали одна в ущерб другой, а качественно взаимодополняли друг друга.
1.2. Подходы к формированию культуры общения школьника
Различные аспекты культуры общения и процесса ее формирования изучались в рамках философии и культурологии (М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, И.А. Ильяева, М.С. Каган, О.Е. Савельева, Э.В. Соколов и др.), психологии (К.А. Абульханова-Славская, М.И. Бобнева, А.А. Бодалев,
A.А. Брудный, Л.C. Выготский, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.В. Рыжов и др.).
В том или ином аспекте проблематику общения и формирования его культуры затрагивали в своих трудах отечественные и зарубежные педагоги -классики (П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др. )
В 70 - 80-е годы интерес к детальному изучению культуры личности в целом и культуры общения в частности резко возрос. В этот период разрабатываются как общие проблемы, связанные с педагогическим и межличностным общением в учебно-воспитательном процессе, так и проблемы формирования культуры общения педагогов (В.А. Кан-Калик, А.А. Леонтьев, Н.Н. Обозов и др.) и школьников разного возраста (Б.В. Бушелева, Я.Л. Коломинский, А.В. Мудрик и др.), правда при этом термин «культура общения» употребляется довольно редко, чаще упоминаются «культура поведения», «нравственная культура», «культура взаимоотношений» и др.
На современном этапе направления научных исследований по данной теме характеризуются следующими особенностями. Во-первых, произошедшая смена идеологических установок с коллективизма на индивидуализм породила перестройку системы образования и воспитания, поиск новых основ построения моделей воспитания, поэтому некоторые выводы и аргументация базовых теорий общения в педагогике и психологии потребовали переосмысления.
В последние годы внимание педагогов и психологов было обращено на особенности общения младших школьников (ранее анализу подвергалось в основном общение старших и младших подростков) [12, 56].
Вопрос о выборе методов формирования культуры общения и ребенка – один из актуальнейших вопросов современного образования, имеющий исключительно прикладное значение в жизни общества.
В условиях социально-экономических изменений перед образованием поставлена задача не просто дать воспитанникам определенный уровень знаний, умений и навыков по основным направлениям развития, но и обеспечить способность и готовность жить в современном обществе, достигать социально-значимых целей, эффективно взаимодействовать и решать жизненные проблемы.
Младший школьник ориентирован на межличностное общение со сверстниками, оно является основой для получения опыта социального взаимодействия. Ограничение в таком общении (например, когда ребенок не посещает школу или часто болеет) негативно сказывается на всем развитии ребенка, неудачи в общении сильно угнетают его, могут являться причиной подавленного состояния, иногда даже психосоматических заболеваний, заикания [8, 107].
Младший школьник довольно конформно относится к мнению взрослого и группы сверстников, поскольку у него еще нечетко сформированы собственные духовные и культурные ценности, и он учится взаимодействию на примере окружающих.
Соблюдение взрослым человеком культуры общения здесь является важнейшим фактором формирования этой культуры у школьника, поскольку подражание поведению взрослого происходит зачастую даже непроизвольно, и, имея перед глазами достойный пример, ребенок легче усваивает культуру общения, воспринимая ее как должное, а не как навязанную ему условность.
Если общество демонстрирует ребенку неправильные паттерны общения (ругань и конфликты в семье), то он усваивает их как должное, не умея объективно оценить их уместность и эффективность, и отказаться от их использования, а затем сам реализует эти паттерны в общении [2, 74].
Ребенок во многом ориентирован на восприятие ценностей глазами значимых взрослых, родители являются для него наиболее важными фигурами и мерилом взаимодействия. Острый период межличностных отношений со взрослым (кризис трех лет) уже позади и до подросткового возраста у ребенка сохраняются достаточно близкие и доверительные отношения с родными.
Благоприятно воздействует на развитие культуры общения школьника та семья, где родители не препятствуют ребенку в его стремлении разнообразить круг своего общения, предоставляют ему возможность участвовать в различных детских объединениях (спортивных, творческих и др.), а так же привлекают к собственной социальной деятельности. Поход в магазин, музей, совместная покупка билетов, другое общение с окружающими дает ребенку простор для обучения культуре общения с разными людьми в различных ситуациях.
В процессе взаимодействия с коллективом сверстников у ребенка так же формируются навыки культуры общения, но только под чутким руководством взрослого, поскольку младшеклассники находятся примерно на одном уровне развития, и продемонстрировать им какие-то глубокие социальные знания может только взрослый, но не сверстник. Но при этом общение в среде сверстников является прекрасной возможностью отработать навыки общения, полученные ранее.
Потребность занимать уважаемое положение среди товарищей вызывает у ребенка потребность в самопрезентации, потому младший школьник охотно воспринимает информацию о культуре общения, если она подается с точки зрения значимости для его социального статуса («если ты будешь вежлив, то добьешься большего уважения и будешь вызывать симпатию») [2, 112].
Поскольку морально-этические нормы ребенка еще находятся в стадии формирования, то имеет смысл выстраивать с ним диалог, подробно разъясняя причинно-следственные связи между спецификой поведения человека и формирующимся к нему отношением. Это станет для ребенка дополнительной мотивацией в сфере усвоения навыков культуры общения, и одновременно поможет ему создать более полную картину социальных отношений между людьми.
Большой потенциал для формирования культуры общения школьника имеет художественная литература. Детская художественная литература представляет нам прекрасные образцы культуры общения, а в период обучения в младшей школе у ребенка уже развита способность к идентификации с людьми, образами героев художественных произведений. Школьник часто прибегает к необдуманному копированию внешних проявлений – одежды, каких-то ярких поведенческих и речевых стереотипов. Этим явлением можно воспользоваться, демонстрируя ребенку правильные стереотипы, на которые он будет ориентироваться.
В процессе сюжетно-ролевой творческой игры, которая сохраняется в работе с учащимися начальной школе на уроках иностранного языка, литературы и других, дети берут на себя некие роли и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Такие тематические игры, направленные на отработку диалогов, усвоение предметных знаний, могут быть подспорьем и для обучения ребенка культуре общения.
В итоге теоретического анализа видно, что формирование культуры общения – достаточно широкая психолого-педагогическая проблема, которая рассматривается как в рамках организации педагогической деятельности, так и в учебном процессе, где серьезное внимание уделяется практическому развитию речи школьников, формированию речевого этикета, культуры взаимодействия [8, 109].
Имея эту теоретическую базу, мы можем перейти в дальнейшем к рассмотрению практических особенностей культуры общения у детей младшего школьного возраста во второй главе исследования.
Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.
Культура общения предполагает не только делать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке, такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководясь чувством уважения к окружающим.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей младшего школьного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
Жизнь ребенка социальна с момента его рождения. Между развитием ребенка и характером его общения с взрослым существует двусторонняя связь: с одной стороны, общение с взрослым является источником нормального личностного, социального, культурного развития, с другой стороны, усвоение норм общества открывает ребенку возможности для разнообразных новых форм общения [1, 59].
Именно поэтому взрослые (родители, педагоги) должны стать эталоном, грамотным примером для подражания в привитии ребенку культуры общения.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Агапова И.А., Давыдова М.А. В гостях у праздника: Внеклассные мероприятия в начальной школе. Глобус, 2007. – 368 с.
2. Агафонова А.Д. Классные часы по этикету для учащихся 1-4 классов. М.: Академия Развития, 2009. – 130 с.
3. Алферов А.Д. Психология развития школьника. Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 384 с.
4. Архангельский Г.А. Организация времени. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (9–10 лет). – М.: Баласс. – 13 с.
5. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: АРКТИ, 2000. – 78 с.
6. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников // Ярославский педагогический вестник. 2003. №1. С.90-94
7. Баранова Л.И. Внеклассные занятия по воспитанию нравственной культуры младших школьников. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей. – Мозырь: Содействие, 2011. – 200 с.
8. Бекболатова З. А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2013. №2. С.106-110
9. Богачкина Н.А., Давыдов С.Г. и др. Внеклассные работы в начальных классах. М.: Глобус, 2006. - 208 с.
10. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Буду настоящим читателем. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). – М.: Баласс. – 28 с.
11. Валеева Г.В., Дедова Г.Ф. Знаковая система взаимодействия. Психологический практикум. – Челябинск: Искра-Профи, 2014. – 75 с.
12. Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности. 1-4 классы. М.: Вентана-Граф, 2011. – 168 с.
13. Гайдина Л.И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. (авт.-сост.) Патриотическое воспитание: Сценарии мероприятий: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2009. – 224 с.
14. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 256 с.
15. Головей Л. В. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати. Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. – 648 с.
16. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность и проблемно-ценностное общение. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
17. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
18. Гусевская О.В. Брюханова Н.Ю. Условия духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Иркут, 2017. – 162 с.
19. Гусевская О.В., Бабакина М.А. Проблемно-ценностное общение как средство нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности. Иркутск: Изд-во ФГБОУ ВПО «ВСГА0», 2013. – 174 с.
20. Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
21. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
22. Думанская С.Н. Классные часы. 1-4 классы. Х.: Основа, 2008. – 286 с.
23. Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия: 4 класс. 3-е издание перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – 272 с.
24. Захарова О.М. Компьютерная грамотность: Программа кружка по информатике в начальной школе. Курск: МОУ СОШ №28. - 19 с.
25. Иглина Н.И. Всё узнаю, всё смогу. Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста (8–10 лет). – М.: Баласс. – 33 с.
26. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 170 с.
27. Каленик Е.Н. Педагогика спортивно-адаптивной внеурочной деятельности во вспомогательной школе. // Учёные записки ЗабГГПУ. – 2012. – №5. – С.17-22.
28. Калинина Н.В., Лукьянова М.И. Психологические аспекты развития социальной компетентности школьников. Монография. – Ульяновск: УИПКПРО, 2002. – 208 с.
29. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Аркти, 2005. – 64 с.
30. Кошевая Т. Школьные праздники, игры и вечера. 1-4 классы. М.: Книжкин Дом, Астрель, 2008. – 320 c.
31. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1990. – 208 с.
32. Кулинич Г.Г. Сценарии общешкольных и клубных мероприятий: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2006. – 177 с.
33. Лабунская В.А. и др. Психология затрудненного общения. М.: Академия, 2001. – 288 с.
34. Махрова И.А. Теоретические предпосылки и практические формы формирования культуры межнационального общения в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №2. С.164-166
35. Пашкова А. С. Теоретические аспекты формирования навыков общения школьников в процессе музыкальной деятельности // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2. С.135-140
36. Савко Е. С. Формирование культуры поведения младших школьников средствами физической культуры и спорта // Вестник ТГПУ. 2007. №5. С.66-70
37. Славутская Е.В. Закономерности психосоциального развития школьника в предподростковом возрасте. Диссертация … докт. психол. наук. КГУ. Казань. 2015. - 331 с.
38. Смирнова О.Е. Моральное и нравственное развитие дошкольников: лекции 1-4. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006 г. - 52 с.
39. Тарасова С.Е. Проблема формирования культуры общения у дутей младшего школьного возраста // Символ науки. 2016. №10-2. С.174-176
40. Трубайчук Л. В. Формирование общекультурных умений у детей дошкольного возраста // Вестник БГУ. 2014. №4-1. С.41-45
41. Петрова Е.Н. Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова. – Самара: Учебная литература: Изд. дом. Федоров, 2011. – 116 с.
42. Поплевко А.В., Усков С.В., Чесноков Н.А. Туристско-краеведческое направление внеурочной деятельности. Программа для 1-4 класса. ФГОС. М.: Перспектива, 2012. – 40 с.
43. Персидская А.П. Классные часы в 1 - 4 классах. Волгоград: Учитель, 2006. – 204 с.
44. Разумова М.Н. Педагогические условия развития культуры речевого общения младших школьников в процессе музыкально-театральной деятельности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. №1. С.136-140
45. Ускова С.Б. Праздники привычные и необычные. Сценарии. В помощь педагогам начальной школы. М.: Детство-Пресс, 2001. – 160 с.
46. Челышева И.В. Мир социальных сетей и семейное воспитание школьников. Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та имени А. П. Чехова, 2014. – 128 с.
47. Черных Л.А., Созонтова О.В. Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности в ходе реализации ФГОС. Липецк: ЛИРО, 2012. – 94 с.
48. Федосова И.В. Внеурочная деятельность как средство развития у младших школьников компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире. Иркутск: ВСГАО, 2013. – 136 c.
49. Шишкина К.И. Профилактика аддиктивного поведения младших школьников средствами внеурочной деятельности. Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016. – 113 с.
50. Якушева С.Д., Кучкарева С.С. Формирование коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности // Universum: психология и образование. 2015. №5 (15). С.100-114
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней