Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. За последние десять лет в Российской Федерации очень резко ухудшилась экономическая ситуация. Из-за перехода экономики государства на рыночные отношения, в нашей стране появился ряд определенных проблем, среди которых: произошел рост числа безработных граждан, инфляция, увеличение числа малоимущих граждан. Заметно ухудшилось материальное состояние пожилых людей, многодетных семей, а также людей, которые имеют инвалидность.
Согласно Росстату численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, установленного приказом Минтруда России для II квартала 2020 г. (11 468 руб.) составляла 19,9 млн. человек или 13,5% населения страны. Прирост по сравнению с I кварталом составил 5,8% . В тоже время семьи с детьми составляют почти 80% от всех малообеспеченных домохозяйств. Наиболее тяжелое положение в многодетных семьях. Бедными являются более 51% многодетных семей. Среди неполных семей уровень бедности - 28%.
Статистику бедности среди детей Росстат публикует с задержкой в два года. Таким образом, доля детей, живущих в малоимущих семьях, по итогам 2019 года станет известна только в 2021 году, а данные за 2020 год - только в 2022-м. Однако эксперты ожидают, что по итогам 2020 года детская бедность может снова возрасти из-за кризиса, вызванного пандемией.
Малообеспеченные одиноко проживающие граждане и малообеспеченные семьи все больше нуждаются в государственной социальной помощи, потому что они, практически лишены возможности оплачивать различные услуги.
В настоящее время со стороны государства помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, имеет многогранный характер. В первую очередь, речь идет о финансовой поддержке малообеспеченных и многодетных семей в виде выплат, пособий и льгот. Такие финансовые выплаты не являются гарантией выхода семьи из малообеспеченности, поскольку, во-первых, скорее носят временный характер помощи в трудной жизненной ситуации, а во- вторых, содействуют формированию иждивенческих настроений у граждан, привыкающих получать постоянную помощь от государства.
Актуальность выбранной темы определяется тем, что численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в России во втором квартале 2022 года достигла 19,9 миллион человек, то есть 13,5% населения. Рост количества малоимущих граждан требует особого внимания со стороны государства в отношении этой категории населения.
Социальный контракт, направлен на стимулирование малообеспеченных граждан к преодолению трудной жизненной ситуации.
На сегодняшний день одно из самых развивающихся направлений в помощи малообеспеченным семьям - государственная социальная помощь на основании социального контракта.
Социальный контракт, как мера поддержки малообеспеченных семей, позволяет семье не только справиться с временными материальными трудностями, но и значительно повысить в долговременной перспективе свой уровень самообеспеченности.
Степень разработанности темы более подробно отражается в работах отечественных и зарубежных авторов. Теме социальной защиты малоимущих граждан посвящены работы: Е.С. Ковшаревой, Ю.Е. Ковбасюка, Н.Н. Олимских, Н.Ф. Басова, С.Х. Гематаевой, и т.д. Для того, чтобы раскрыть категории малообеспеченности нужно обратиться к работам: Н.Е. Тихоновой, Ю.П. Лежниной, П.Д. Павленка. Однако, хотелось бы отметить, что достаточно мало научных публикаций, посвященных совершенствованию социальной работы с малоимущими гражданами.
Однако, несмотря на большое количество работ, связанных с проблемами социальной защиты населения, все же остаются вопросы, требующие значительного углубленного научного объяснения и обоснования направлений реализации государственной политики по поддержке малоимущих слоев населения.
Цель настоящей работы – систематизация мер оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, на примере МКУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово» и определение перспективных направлений ее развития.
Достижение сформулированной цели потребовало решения следующих задач:
1. Государственная социальная помощь: понятие, значения, виды
2. Социальный контракт, как адресная технология социальной помощи семьям, имеющим детей
3. Анализ практики предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта на примере МКУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово»
4. Порядок ведения Единой государственной информационной системы социального обеспечения или Автоматизированной системы «Адресная социальная помощь»
5. Оценка эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта
Объектом исследования является система государственной политики по поддержке малоимущих слоев населения МКУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово».
Предметом исследования являются отношения, возникающие в процессе социальной помощи на основании социального контракта, на примере МКУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово».
Теоретико-методологическую основу исследования составляет гуманистический подход к исследованию государственной социальной политики как определяющий логику и содержание социальной поддержки малоимущих слоев населения в Российской Федерации. С позиции соответствия гуманистической теоретической традиции были также использованы положения теории неоинституционального подхода (Д. Норт, С.Г. Кирдина), предоставляющего возможность лучше проникнуть в специфику функционирования российского общества, его системы государственного управления в качестве целостной, исторически сложившейся системы.
Эмпирическую базу исследования составил комплекс источников, ставших основными для эмпирической верификации авторских выводов и положений, раскрывающих специфику реализации и перспективы развития государственной социальной поддержки малоимущих слоев населения в современном российском обществе. В работе использованы данные социологических опросов в масштабах страны и на региональном уровне, нашедшие отражение в трудах Ю.Г. Волкова, Е.Ю. Баженовой, М.А. Васькова, М.К. Горшкова, Л.Д. Козыревой, В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок и др.
Нормативно-правовые источники, использованные в работе, представлены такими документами, как «Федеральный закон «О государственной социальной помощи», государственные социальные программы, в которых содержится обширный эмпирический материал, позволяющий судить об основных проектах и алгоритмах действия государства в сфере планирования и реализации социальной поддержки малоимущих слоев населения в Российской Федерации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что предложенная совокупность рекомендаций может быть использована органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в частности при реализации социальной помощи на основании социального контракта, на примере МКУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Кемерово».
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ НА ОСНОВАНИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА
1.1. Государственная социальная помощь – основа социального контракта
В настоящее время реализуются так называемые традиционные технологии, которые сложились на протяжении многих веков. Это социальное обслуживание, социальные выплаты, опека и попечительство, социальное консультирование. В связи с ростом уровня малоимущих семей и одиноко проживающих граждан встала проблема совершенствования и развития технологий социальной работы. Так, с целью преодоления иждивенчества и наиболее успешным выходом граждан из-за черты бедности была разработана инновационная технология социального контракта.
Государственная социальная помощь оказывается в целях:
поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
адресного использования бюджетных средств;
усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан;
создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
снижения уровня социального неравенства;
повышения доходов населения.
Она может осуществляться, в соответствии с законом, единовременно либо в течение определенного периода (не менее 3-х месяцев). Видами ее являются социальные пособия, компенсации и субсидии малоимущим гражданам.
Социальное пособие - это предоставление на безвозмездной основе определенной денежной суммы гражданам за счет выделенных из бюджета средств.
То есть при недостатке денежных средств, как правило, местные власти всегда могут помочь продуктами питания, топливом, обувью, одеждой, медикаментами.
Сложившаяся сегодня экономическая ситуация предполагает необходимость проведения более эффективной социальной политики, решения самых острых социальных проблем, разработки новых механизмов, направленных на реализацию социальной политики, которые обеспечивали бы более рациональное использование материальных и финансовых ресурсов.
Расскажем более подробно о видах социальной помощи. Существует следующая их классификация:
денежные выплаты (компенсации, субсидии, социальные пособия и другие выплаты);
натуральная помощь (одежда, обувь, топливо, продукты питания, медикаменты и др.).
Социальное пособие.
Это предоставление гражданам денежной суммы, выделенной за счет средств бюджетов. Пособия являются безвозмездными. В каждом конкретном случае он определяется законодательством субъекта.
Субсидия.
Важный отличительный признак этого вида социальной помощи - целевое назначение. С определенной целью предоставляются гражданам субсидии. Те, кто их получил, не могут эти денежные средства расходовать по собственному усмотрению, как пособия. Их можно тратить лишь на цели, для которых они были выделены.
Компенсация.
Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими.
В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.
Социальная помощь в натуральном виде.
Как мы уже упоминали, государственная помощь бывает и в натуральном виде. Закон дает органам исполнительной власти, существующим на местах, самые широкие полномочия. Они могут осуществлять помощь, как в натуральной форме, так и в форме денежных выплат.
Фрагмент для ознакомления
3
1. О государственной социальной помощи [Электронный ресурс]; Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ // Консультант-Плюс: [справочно-правовая система]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (дата обращения 02.04.2022).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 07.05.2018 №204. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».
3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/63714.html/ (дата обращения: 25.07.2021).
4. О Единой государственной информационной системе социального обеспечения [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 14.02.2017 №181. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
5. О Единой государственной информационной системе социального обеспечения [Электронный ресурс]: постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2017. Доступ из справ. - правовой системы «КонсультантПлюс».
6. Приказ Минтруда России N 506н, Росстата N 389 от 30.09.2013 (ред. от 25.06.2021) «Об утверждении методики оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2014 N 31214). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153423/(дата обращения 02.04.2022)
7. Борисова Е.В. ЕГИССО как новация в сфере социального обеспечения // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2018. С. 231—233.
8. Веричева О. Н. Теоретические аспекты технологии социальной работы [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://surl.li/mfzr (Дата обращения: 02.04.2022).
9. Вовченко, А.: Социальный контракт помогает гражданам преодолеть бедность [Электронный ресурс]. // URL: https://rosmintrud.ru
10. Газета.ги Бедность не отступает: в России посчитали малоимущих [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2019/08/28/12606739.shtml (Дата обращения: 02.04.2022).
11. Еварестова М.С. Крестьянские (фермерские) хозяйства Ульяновской области: оцен¬ка и тенденции развития / М.С. Еварестова, С.В. Басенкова // Фундаментальные и при¬кладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 1. С. 3-8.
12. Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). [Электронный ресурс]. URL: http://egisso.ru/site/client/#/statistics/measures(дата обращения 02.04.2022)
13. Жернакова М.Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М. : Юрайт, 2019.
14. История и современные проблемы государственного и муниципального управления [Текст]. Материалы научно-практической конференции, посвященной 90- летию выхода в свет книги Л.А. Велихова "Основы городского хозяйства". - Москва, Московский психолого-социальный университет. 2017.
15. Какадий И.И., Просвирина А.И. Управление соци¬альной поддержкой населения как фактор реализации со¬циальной политики государства // Экономика и менеджмент систем управления. 2018. № 29. С. 269-275.
16. Каурова О.В., Малолетко А.Н., Ткач А.В. Место и роль потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности регионов России // Вестник Российского университета кооперации, Научно-теоретический журнал. № 2(40). 2020. С. 51-61
17. Келлер П.А. Социальный контракт как форма госу¬дарственной социальной помощи малообеспеченным кате¬гориям населения // Теории и проблемы политических ис¬следований. 2018. Т. 7. № 2А. С. 122-129.
18. Классификатор мер социальной защиты (поддержки) (утв. Минтрудом России [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Котяков А. Сайт Президента России, 29 сентября 2020 года, Московская область, Ново-Огарево, http://www.kremlin.ru/events/president/news/by-date/29.09.2020.
20. Котяков А.О. О развитии механизмов государствен¬ной социальной помощи гражданам на основе социального контракта. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mintrud. cap.ru/news/2020/09/30/doklad-antona-kotyakova-o-razvitii- mehanizmov-gosu (дата обращения 02.04.2022)
21. Максаев А.А., Суглобов А.Е., Ткач А.В. Предпринимательство хозяйствующих субъек¬тов потребительской кооперации в агропромышленном комплексе // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. Научно-теоретический жур¬нал. 2019. № 5. С. 8-17.
22. Максаев А.А., Ткач А.В. Основные направления экономической деятельности потре¬бительской кооперации в инфраструктуре продовольственного рынка на уровне субъектов России // Вестник Российского университета кооперации, Научно-теоретический журнал. № 3(37). 2019. С. 69-78.
23. Максаев О.В. Каурова А.В. Нечитайлов А.С., Ткач А.В. Инновационный подход к раз¬витию животноводства в регионах страны // Вестник Российского университета коопера¬ции, Научно-теоретический журнал. № 1(39). 2020. С. 50-59.
24. Манина, В.А., Комарова О.И. Социальный контракт как инновационная форма социальной работы с многодетными семьями [Текст]/ В.А.Манина, О.И. Комарова // Управление социальными инновациями: сборник научных статей. /Ответственный ре¬дактор Е.А. Ильина. - Чебоксары. 2019. - С. 201-206.
25. Минтруд России: Доклад А.О. Котякова о развитии механизмов государственной социальной помощи гражданам на основе социального контракта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/social/social/1242 (дата обращения 02.04.2022)
26. Морозова Н.И., Максаев А.А., Ткач А.В. Институциональная модель инновационного развития системы потребительской кооперации: региональный аспект. Институциональ¬ная модель инновационного развития системы потребительской кооперации: региональ¬ный аспект [Текст]: монография / под ред. Н.И. Морозовой, А.А. Максаева А.А., Ткача А.В.; Российский университет кооперации. Волгоград: ПринТерра-Дизайн, 2019. 200 с.
27. Набиева А.Р. Методологические подходы к выбору вида деятельности кооперати¬вов в сельской местности // Российский журнал менеджмента. 2019. Т. 7. № 2. С. 61-65.
28. Набиева А.Р. Особенности механизма закупок сельскохозяйственной продукции потребительской кооперацией и методы его регулирования // Экономика сельскохозяй¬ственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 8. С. 76-81.
29. Набиева А.Р., Ткач А.В. Основные этапы концепции потребительской кооперации в Российской Федерации и проблемы реализации ее потенциала / А.В. Ткач, А.Р. Набиева // Russian Journal of Management. 2019. Т. 7. № 1. С. 61-65. (0,7 п.л.).
30. Нечитайлов А.С., Жукова О.И., Жуков А.С., Ткач А.В. Кооперативное предпринима¬тельство в аграрном секторе // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. № 3(48). 2019. С.118-124.
31. Ойкина, У.В. Проблемы социальной реабилитации малоимущих граждан в рамках социального контракта [Текст]/ У.В. Ойкина// Российский университет в не¬устойчивом мире: глобальные вызовы и национальные ответы. Материалы националь¬ной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Иваново. 2019. - С. 250-255.
32. Официальный сайт Центра социальной помощи семье и детям г. Кемерово» // Режим доступа: https://center-pomoschi.kmr.socinfo.ru/coskontrakt(дата обращения 02.04.2022)
33. Позднякова Н.Ф. Социальный контракт - новая технология по оказанию социальной помощи населению [Текст] // Материалы Ивановских чтений. - 2011. - №1 (1). - С. 229-234.
34. Предпринимательство в продовольственном обеспечении: Монография / Е.И. Балалова, А.А. Максаев, Н.А. Овчаренко, А.Е. Суглобов, А.В. Ткач. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2019. 244 с.
35. Преферанский Н.Г. Новые возможности профессионального использования федеральных информационных сервисов (окончание) / Н.Г. Преферанский, О.В. Симаков, Н.Г. Преферанская // Здравоохранение. 2014. №6. С. 32—41.
36. Пузырёва А.А. Государственная социальная помощь малообеспеченным гражданам, основанная на механизме встречных обязательств (социальный контракт): оценка эф¬фективности и перспективы развития // Вестник ОмГУ Се¬рия. Право. 2018. № 1 (54). С. 139-145.
37. Путин В. Заседание Государственного совета, посвященное аграрной политике госу¬дарства // Сайт Президента России, Заседание Государственного совета, 26 декабря 2019 года, Москва, Кремль http://kremlin.ru/events/president/news/62418. (дата обращения 02.04.2022)
38. Путин поручил к 2021 году внедрить механизм социальных контрактов во всех субъектах РФ // Сайт Будущее России - национальные проекты, 15 января 2020 г., https:// futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/putin-poruchil-k-2021-godu-vnedrit-mekhanizm- sotsialnykh-kontraktov-vo-vsekh-subyektakh-rf. (дата обращения 02.04.2022)
39. Савченко И.А., Николаева А.А., Курлянчик А.А., Ти¬мофеева К.С. Реализация проектов социального партнерства в современной России // Научно-аналитический журнал На¬ука и практика Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2018. Т. 10. № 2. С. 87-98.
40. Социально-экономические индикаторы бедности в 2013-2019 гг. // Росстат. Москва, 2020.
41. Социальный контракт [Электронный ресурс]. - URL: http://council.gov.ru(дата обращения 02.04.2022)
42. Теория социального контракта [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://knowledge.allbest.ru/sociology/3c0a65625b2bc69a5c43b89421206d37.html (Дата обращения: 02.04.2022).
43. Ткач А.В., Нечитайлов А.С. Потребительская кооперация в системе продовольствен¬ного обеспечения // Экономика сельского хозяйства России. № 5. 2017. С. 67-73.
44. Федеральная служба государственной статистики (Росстат) [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/313/document/99486 (Дата обращения: 26.02.2021).
45. Число бедных в РФ во II квартале возросло на 1,3 млн человек [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.interfax.ru/business/727665 (дата обращения 02.04.2022)
46. Щетинина, О.В. Активный поворот региональной социальной политики: внедрение социального контракта [Текст]/О.В.Щетинина //Социально-гуманитарные науки и практики в XXI веке: человек и общество в меняющемся мире: материалы пят¬надцатой международной весенней научной конференции /под общей редакцией В. П. Шалаева. - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2019. - С. 115-117.