Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. На данный момент времени экологическая проблема взаимодействия людей и природы, а также взаимодействия человеческого общества с окружающей средой ухудшилась и приобрела неимоверные масштабы. Не допустить экологической катастрофы можно лишь благодаря деятельности людей, которая была основана на глубочайшем знании законов природы, с учетом бесчисленных взаимодействий в естественных сообществах, осознании того, что человек является только лишь частью природы. Подобное взаимодействие жизнеспособно, если у каждого человека имеется необходимый уровень экологического сознания, формирование которого начинается в младшем школьном возрасте и продолжается на протяжении всей жизни.
В этих условиях большое значение приобретает формирование экологического мышления учащихся в системе общего образования. Идеи приобщения школьников к природе получили дальнейшее развитие в теории и практике советского школьного образования в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Бас, А. М. Степанова, Е. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс. и другие). Учебные пособия М.В. Лучич, М.М. Марковской, рекомендации З.Д. Сизенко долгое время были очень полезны практикам школьного образования; по учебнику С.А. Веретенниковой обучалось не одно поколение учителей.
Многочисленные проблемы, всё более очевидно проявляющиеся в состоянии экологии во многих странах мира, подтолкнули педагогов к поиску новых путей формирования у подрастающего поколения бережного отношения к окружающей среде.
Формирование экологического мышления - это важная составляющая при воспитании ребенка, направленная на овладение экологическими знаниями. Целенаправленной работой со школьниками можно добиться высоких результатов по формированию экологического мышления у детей. Важно понять, что природа - основной источник удовлетворения всех потребностей человека, поэтому важно бережное отношение к природной среде.
Формированию экологического мышления на уроках биологии способствует самостоятельная работа учащихся, в том числе и с дополнительной литературой.
Интерес учащихся к предмету обучения может сохраняться длительное время благодаря использованию учителем разнообразных методических приемов и нестандартных подходов к построению и проведению своих уроков. Стремясь сделать урок ярче, содержательнее и интереснее, учителя нередко использовали образы и картины природы, взятые из художественной и научно-популярной литературы. Такая дополнительная литература используется на уроках многих школьных дисциплин, но предметы естественного цикла, по нашему мнению, нуждаются в ней больше всех остальных.
Цель исследования – изучить возможности самостоятельной работы с дополнительной литературой по экологии как условия формирования экологического мышления школьников.
Объект исследования – формирование основ экологического мышления школьников.
Предмет исследования – самостоятельная работа с дополнительной литературой по экологии.
Гипотеза исследования – формирование основ экологического мышления учащихся будет осуществляться более успешно, если:
- будут определены основные формы и методы работы с дополнительной литературой;
- подобрана литература по экологии с учетом возраста обучающихся.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• изучить понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке;
• выявить этапы формирования экологического мышления школьников;
• проанализировать особенности формирования экологического мышления путем самостоятельной работы с дополнительной литературой по экологии;
• провести диагностику сформированности экологического мышления у учащихся 7-х классов;
• разработать методику формирования экологического мышления путем самостоятельной работы с дополнительной литературой по экологии и определить ее эффективность.
Методологическая основа исследования – формирование экологического мышления обучающихся (А.Ф. Бортник, С.Д. Дерябо, В.П. Каленская, И.Р. Колтунова,Э.А. Турликулов, О.А. Чернухин и др.); идеи приобщения школьников к природе и формирование экологических знаний (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Бас, А. М. Степанова, Е. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс. и другие). .
Методы исследования: теоретический анализ литературы, изучение современного состояния проблемы, экспериментальное исследование, тестирование.
Экспериментальная база исследования – МБОУ СОШ № 5.
Практическая значимость исследования – результаты исследования могут быть внедрены в учебный процесс предмета «Биология».
Структура работы Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования экологического мышления школьников в процессе изучения биологии
1.1. Понятие «экологическое мышление» в современной психолого-педагогической науке
Существующие экологические проблемы все чаще притягивают внимание общественности, сообщения о последствиях загрязнения окружающей среды умножаются каждый день. Немыслимо осознавать, что к чудовищной природной катастрофе привела именно деятельность человека, высшего существа с точки зрения развития живых организмов, обладающего блестящим разумом. К счастью, в современном информационном обществе участилось обсуждение действий по охране окружающей среды и коэволюции человека и природы. Правительствами сотен стран, некоммерческими общественными организациями, Организацией Объединенных Наций разработано множество программ по решению экологических проблем, определенные из которых предстают эффективными, однако без воспитания экологического мышления у человечества они не представляются выполнимыми. Следовательно, одновременно с введением действенных мер по регулированию использования природных ресурсов и загрязнения окружающей среды логично провести работу с восприятием людьми источника благосостояния всего человечества.
В течение жизни человек познает и изучает мир, узнавая что-то новое и интересное. Познание раскрывается с ранних лет, его нужно только развивать. Познание начинается с работы наших органов чувств. Благодаря памяти человек сохраняет и запоминает важную для него информацию, накапливая при этом знания окружающего мира. Человек также и обдумывает, рассуждает, сравнивает, анализирует любую информацию, делая в конце выводы. Благодаря памяти, мышлению, рассуждению человек и познает мир, окружающий его.
Экологическое воспитание - это формирование бережного отношения к природе, заложение правильного отношения к природе и окружающей среде. Формирование экологического воспитания и мышления является одной из главных задач школ в настоящее время .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурахманов Г.М., Гусейнова Н.О., Иванушенко Ю.Ю., Прокопчик С.В., Кадиева Д.И., Солтанмурадова З.И. Образование в интересах устойчивого развития как основа формирования экологического мировоззрения // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12. № 3. С.115-137
2. Андреев М. Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой // Успехи современного естествознания. – 2009. – № 7. – С. 143
3. Андреева Т.В. Преемственность экологического образования // Экология и охрана окружающей среды: Тез. докл. 2-й Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, -1995.
4. Асатрян Л. Основы управления экологическим образованием (на армянском языке). «Артагерс», 2006
5. Барышева Ю.А. Из опыта организации экологической работы. НШ - 1998. - № 6. - С. 92-94.
6. Бровкина Е.Т., Резникова В.З. Формирование у школьников умения работать с учебником биологии // Биология в школе. — 1980. — № 3.
7. Винокурова Н.Ф. Формирование экологических знаний школьников и студентов на основе интегрального подхода // Загрязнение окружающей среды: Проблемы токсикологии и эпидемиологии: Тез.докл. междунар. конф. Пермь, -1993.
8. Воедилова И. А. Экологическая культура как новое качество культуры // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. – № 1. – С. 90-92
9. Гирусов Э. В. Восхождение к экологической культуре: необходимость и сущность // Библиотечное дело. – 2010. – № 3. – С. 6-11
10. Демина, О. В. Проблемы формирования экологического мышления в школе / О. В. Демина // Экологическое образование сегодня. Взгляд в будущее : Сборник материалов и докладов V Всероссийской научно-практической конференции по экологическому образованию, Москва, 20–21 октября 2017 года / Под общ. ред. В.А. Грачева. – Москва: Неправительственный экологический фонд имени В.И. Вернадского, 2018. – С. 1276-1282.
11. Елагина, В. С. Формирование экологической культуры курсантов военного вуза / В. С. Елагина, И. Ю. Апаликова // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 1. – С. 21.
12. Ермолаева П. О. Особенности формирования экологической культуры российских и американских студентов (кросс-культурный проект): автореф. дисс. … канд. социол. наук. – Казань, 2011
13. Захлебный А.Н. Содержание экологического образования в средней общеобразовательной школе: теоретическое обоснование и пути реализации: Автореф. дис….д-ра пед. наук. М., 1986
14. Зверев И.Д. Печко Л.Н. Сидельковский А.П. Взаимосвязь экологического и эстетического воспитания // Экологическое и эстетическое воспитание школьников. - М.: 1984.
15. Иванчихин, В. Г. Экологическое воспитание и формирование экологического мышления школьников в системе подготовки к олимпиадам по экологии // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 90-97. — URL: https://moluch. ru/archive/98/22010
16. Калугин А.И. Методика активизации внеклассного чтения в процессе обучения ботанике и зоологии: дисс ... канд. пед. наук. — Ленинград, 1986. — 222 с.;
17. Кривошеева Е. С. На пути к экологическому сознанию // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. – 2011. – № 1. – С. 177-183
18. Линд К.А. Формирование универсальных учебных действий на уроках биологии через использование различных видов чтения (на примере обучающихся 5-х классов) // Символ науки. 2016. № 2–1. С. 143– 144
19. Масленникова С.Ф. Эколого-гуманистический подход в инженерном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=21078
20. Матвеева, А. Г. Некоторые аспекты формирования экологического мышления у обучающихся / А. Г. Матвеева // Проблемы трансформации естественных ландшафтов в результате антропогенной деятельности и пути их решения : Сборник научных трудов по материалам Международной научной экологической конференции, посвященной Году науки и технологий, Краснодар, 29–31 марта 2021 года. – Краснодар: Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина, 2021. – С. 730-731.
21. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст]: монография / Н.В. Матяш. - М.: Высшее профессиональное образование, Academia, 2014
22. Мельников Н. Н. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы (региональный аспект): дис. Социально-экологические основы гармонизации взаимодействия общества и природы. Канд. соц. наук: 22.00.04. - Самара, 2015
23. Мишакова В.Н., Полькина С.Н. Организация чтения художественных произведений на уроках биологии и литературы // Биология в школе. 2016. № 1. С. 56– 61
24. Мукашева Г.А. Формирование экологической культуры личности в образовательном процессе // Управление в социальных и экономических системах: материалы ХVII Международной научно-практической конференции (г. Минск, 2-6 июня 2008 г.). Минский ин-т управления; редкол.: Н.В. Суша [и др.]. Минск, 2008. С. 408-410.
25. Никишова Е.А. Методические условия повышению эффективности внеклассного чтения в обучении биологии (раздел «Растения»): дисс ... канд. пед. наук. — Москва, 2001. — 177 с.
26. Николаенко Т.Б. Использование художественной литературы на уроках географии и биологии // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 3. С. 34–36
27. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии / А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина, Г.С. Калинова и др. — М.: Просвещение, 1988. — 192 с.
28. Рахматуллаева, М. Д. Формирование у школьников экологической культуры в процессе научно-педагогического исследования / М. Д. Рахматуллаева, М. Мусаканова // Вестник Ошского государственного университета. – 2018. – № 3. – С. 9-15. – EDN YOTPBJ.
29. Региональный опыт экологического образования и просвещения / Анисимова Т.С., Бобровская М.А., Герасимова Г.А., Григорьева Е.Н., Гаянкова И.В. и др.; под ред. Кривошапкиной О.М. - ISBN 978-5-0009-0047-5 изд. - Киров: МЦНИП, 2015
30. Саутиева Ф.Б. Использование комплексного подхода в процессе организации эстетического воспитания школьников средствами ингушского фольклора // Вестник Майкопского государственного технологического университета. 2019. № 2. С. 86–95
31. Софронов Р.П., Попов Н.С. Мировоззренческий аспект экологического воспитания школьников на мифологических образах природы якутов // В мире научных открытий. 2012. № 4-1. С. 143–158
32. Сухарев Ю.И., Тхай В.Д., Апаликова И.Ю., Апаликов В.О. Новые способы обеззараживания воды (статья) // XVII Международная конференция по науке и технологиям. Россия-Корея-СНГ: материалы конференции (г. Южно-Сахалинск, 15-17 июня 2017 г.). Южно-Сахалинск: Изд-во НГТУ, 2017. С. 68-73
33. Телегина, И. А. Психолого-педагогические условия становления экологического мышления у детей в процессе ознакомления с природой / И. А. Телегина. – Екатеринбург : Эксмо, 2012
34. Федеральный государственный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» мая 2012 г. № 413 — URL:http://www.rg.ru/2012/06/21/obrstandart-dok.html /28 октября 2017 13:55:02
35. Чернухин, О.А. Экологическое воспитание школьников в условиях реализации образовательных стандартов второго поколения [Текст]: Учебно - методическое пособие / О.А.Чернухин . - Новосибирск, 2012
36. Шестакова Л.А. Теоретические основания междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов // Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 3: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1(2) С. 47-52.
37. Шигаева И.А., Томачкова А.П. Художественные произведения на уроках литературы и биологии как одна из возможностей воспитания нравственно-экологической культуры // Экология России: на пути к инновациям. 2013. № 8. С. 49–51