- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- ВКР
- Дипломная работа MBA
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Лабораторная работа
- Рецензия
- Решение задач
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Педагогика
Дипломная работа
Хотите заказать работу на тему "Формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности"?56 страниц
40 источников
Добавлена 02.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава I Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности. 6
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России 6
1.2 Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет 23
Глава II Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности 26
2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах России 26
2.2 Содержание методик формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности 30
2.3 Диагностика сформированности у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России 40
Заключение 51
Список используемой литературы 54
Фрагмент для ознакомления 2
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2. п.1), «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» акцентируется внимание на значимости усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, носителями которых являются объекты народного творчества. В «Концепции художественного образования в Российской Федерации» и «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подтверждается актуальность художественного и технологического образования молодого поколения на основе лучших образцов народной культуры.
Традиционный народный промысел представляет собой уникальную художественную систему, представленную совокупностью изобразительных художественных приемов, функционального назначения, творческой интерпретации известных образцов, трудовых ремесленных традиций. Многие исследователи, среди которых Г. Л. Дайн, М. А. Некрасова, И. И. Борисова и др. отмечают, что именно народная игрушка донесла до нас наиболее древние и глубокие народные художественные образы и мотивы.
Изучение стилистических особенностей народных промыслов способствует формированию национального типа восприятия культуры и развитию интереса к образной форме освоения действительности. Весь процесс ознакомления с народными промыслами является творческим, исследовательским и носит воспитательный характер.
Практический материал народных промыслов и их духовной значимости в воспитании детей представлен в книгах И.В. Андреевой, А.О. Гаврилововой, З.И. Зиминой, И.Н. Котовой, А.С. Котовой.
Обращение к народным промыслам актуально для художественной практики и общественной жизни в связи с воспитательным потенциалом народного искусства, что и определило актуальность темы исследования.
Проблематика исследования обусловлена тем фактом, что особенности функционирования текстильной игрушки в современном культурном пространстве недостаточно изучены и, соответственно, недостаточно материалов по систематизации опыта формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности
Объект исследования - изобразительная деятельность старших дошкольников. Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в процессе изобразительной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и практически доказать эффективность формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности
Гипотеза исследования - мы предполагаем, что формирование представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах будет эффективным при создании следующих условий:
формирования у детей интереса и начальных знаний о декоративно - прикладном искусстве, его особенностях и средствах выразительности, к народным промыслам;
- создания эстетической развивающей (декоративной) среды, включающей произведения народных промыслов в разнообразные виды деятельности дошкольников (занятия, общение, игры, досуги, выставки детских работ);
- обогащения эмоционально-познавательного опыта детей и расширение кругозора на занятиях по ознакомлению с народными промыслами; Задачи исследования:
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогические подходы исследователей на формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах;
2) изучить уровень представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах;
3) разработать цикл психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах в процессе изобразительной деятельности;
4) определить уровень представлений у старших дошкольников о народных промыслах после проведенного формирующего эксперимента.
Работа выполнена с учетом поставленных задач, что определило её структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
изучение и анализ литературы;
изучение педагогического опыта;
диагностика обучающихся;
педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальная работа проведена на базе ДОУ (указать).
Практическая значимость исследования заключается в разработке материалов, содержащих основополагающие компоненты необходимые для формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности
Глава I Теоретические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности.
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно - богатой личности. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную воспитательную роль.
В отечественной психологии существует два подхода в осмыслении проблемы способностей.
Первый - это деятельностный подход, приверженцами которого были такие известные ученые как Б.М. Теплов, К.К. Платонов, В.Н. Дружинин. Второй же подход связан с рассмотрением способностей через призму родовых качеств, концепция которого основана на идеях Л.С. Выготского о культурологическом происхождении и развитии способностей. Однако, в спектре характеристик способностей у ученого также фигурирует аспект деятельности, он понимал способности как «существующий в культуре способ взаимодействия с деятельностью.
Согласимся с мнением последователя Б.М. Теплова К.К. Платонова, о том, что «учение о способностях не может не опираться на учение о деятельности и в значительной степени зависит от того или иного понимания последней. Из этого следует, что любая способность является способностью к какой- то деятельности и включает в себя необходимые свойства и качества, соответствующие требованиям этой деятельности. Такая тесная взаимосвязь способностей с деятельностью определяет логику дальнейших рассуждений: изучить сущность и структуру художественно-творческих способностей и особенности их развития в изобразительной деятельности.
Для того, чтобы дать определение термину «художественно-творческие способности» необходимо рассмотреть понятия «творчество», «художество», «способность», при условии, что способность неотделима от деятельности. Итак, под творчеством понимается «создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей», художество (искусство) - это «творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах», а способность - это «природная одаренность, талантливость, умение, а также возможность производить какие-либо действия». Исходя из этих определений, мы можем сказать, что художественно-творческие способности - это совокупность свойств, обусловливающих успешное выполнение художественно-творческой деятельности, то есть такой деятельности, которая направлена на создание субъективно нового и порождающей продуктивное оригинальные идеи в сфере творческая в процессе художественной обработки материалов. В нашем случае, владельцами этих способностей являются дети старшего дошкольного возраста. Стоит сказать, что именно развитие способностей является ключевым ориентиром современного дошкольного образования.
Основными средствами формирования и развития художественно-творческих способностей и эстетического вкуса детей старшего дошкольного возраста традиционно рассматривают театральное и изобразительное искусство, музыку, литературное чтение, декоративно-прокладное и народное искусство. Названные и другие виды художественно-продуктивной деятельности вызывают у ребенка эмоциональный отклик. Так, в процессе создания изображения, он удивляется, расстраивается по поводу своих неудач и радуется своим достижениям. Любой детский рисунок является результатом его взаимодействия с окружающим миром, его переживаний и мыслей по поводу происходящего вокруг него событий. Однако, наиболее важным является тот спектр знаний, навыков и умений, которые ребенок приобретает в процессе создания продукта творчества. Когда создается рисунок или декоративное панно обучающийся получает некоторый объем познавательной информации, знакомится с новыми приемами и техниками изображения, средствами художественной выразительности различных художественных материалов и видов искусства, обобщая представления об окружающем мире, и изучая осознанно применением различных инструментов в процессе творчества.
Особенно важны механизмы изобразительной деятельности в развитии художественно-творческих способностей старших дошкольников. Выделяют следующие функции искусства: общественно-преобразующую, то есть искусство - это деятельность, познавательно-эвристическую, то есть искусство - это знание и просвещение, художественно -концептуальную, то есть искусство - это анализ состояния мира, функция предвосхищения, то есть искусство предсказания, эстетическая, то есть искусство - это инструмент формирования творческого духа и ценностных ориентаций и пр. образом, изобразительная деятельность, изобразительное искусство как вид художественного творчества, является средством развития многих компонентов личности человека, в том числе и способностей.
Изучением приобщения детей к народному творчеству и – как следствие – эстетического воспитания, занимались такие исследователи, как: И. Н. Антоненкова, Н. В. Васильева. А.А. Грибовская, Г.Н. Давыдова, К.В. Тарасова. М.А. Захарова, Е.В. Костина, Т. С. Комарова, Л.А. Парамонова, В. Б. Косминская, Т. Я. Шпикалова.
Методов развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности сегодня множество. Например, нетрадиционные техники рисования, среди которых пальцевая живопись, оттиск печатками из картофеля, рисование ложками, тампование и пр. Также в процессе занятий в ДОУ часто используют такие техники как тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном, пробками, восковые мелки + акварель, отпечатки листьев, рисование ватными палочками. Если говорить о более «взрослых практиках», то опыта занятий со старшими дошкольниками показывает применение таких техник, как рисование песком, мыльными пузырями, мягкой бумагой, кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная и трафаретная, печать по трафарету, пластилинография.
Народное декоративно-прикладное искусство как особый вид изобразительной деятельности является весьма эффективным средством художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения.
Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст - важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. В этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного и эстетического вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного. Все это возможно осуществить через народное декоративно-прикладное искусство.
Изменения в окружающем мире и социуме, быстрые темпы роста объема информации и необходимость ее переработки предъявляют сегодня повышенные требования к интеллектуальным качествам личности. Общество нуждается в людях профессионально компетентных, предприимчивых, имеющих активную жизненную позицию, обладающих гибким и нестереотипным мышлением, способных к самостоятельной творческой деятельности. Творческая личность может обеспечить не только себе достойное место в обществе, но и способствовать прогрессу самого общества. Данный социальный заказ усиливает внимание социальных институтов к созданию более перспективных моделей формированию творческих способностей.
Государственная политика Российской Федерации направлена на поддержку лиц, проявивших выдающиеся способности в творческой деятельности. Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ поставил задачу по организации и проведению мероприятий, направленных на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, пропаганду научных знаний и творческих достижений. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования реализует качественно новую личностно-ориентированную модель развития творческих способностей, содействует формированию у ребёнка способностей искать и находить новые решения, креативные подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации, необычные способы достижения требуемого результата.
Одним из действенных средств формирования творческих способностей по праву можно считать народные ремесла. Каждое изделие народных ремесленников - это уникальное произведение искусства, аккумулирующее в себе положительный заряд добра, энергии, полета творческой фантазии. Использование элементов народных ремесел в учебно-
Как показали исследования, проблема творческих способностей не нова для науки. Идеи о сущности творческих способностей были выдвинуты Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружининым, А.Н. Леонтьевым, A.M. Матюшкиным, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, Е.П. Торренсом; общетеоретические вопросы проблемы развития детского творчества рассматривали JI.C. Выготский, Н.С. Лейтес, Д.Б. Кабалевский, В.Д. Шадриков; разработкой проблем развития способностей и творческого мышления занимались Б.Г. Ананьев, В.В. Дроздина, В.А. Крутецкий, О.И. Мотков, С.А. Леднева; определению творческого климата и мотивов творчества посвящены труды А.Н. Лука, А.В. Хуторского; подготовку детей творческому труду рассматривали О.И. Баранцева, В.И. Ефремов,
Матейко; развитию творческого мышления на основе культурно-исторического опыта народа посвящены работы Г.Н. Волкова, Л.В. Зымалева, А.С. Каргина, Н.М. Конышева,
А. Сластенина, Ю.В. Чернявской.
В наш век стала очень важной личностная готовность человека к инициативным и творческим действиям при любых обстоятельствах. В связи с этим понятен интерес учреждений образования к выявлению индивидуальных особенностей каждого ребенка, созданию условий для максимально свободного воплощения его природных физических, интеллектуальных, эмоциональных задатков, расширению возможностей по оказании помощи детям в духовной и творческой самореализации.
Прежде всего, необходимо конкретизировать понятие «творческие способности» на основе интерпретации современных психологов и педагогов.
Основным показателем творческих способностей, по мнению Д.Б. Богоявленской, является интеллектуальная активность, сочетающая в себе два компонента: познавательный и мотивационный. Стимулом к проявлению и развитию творческих способностей является возникновение проблемной ситуации, которую традиционными способами разрешить невозможно. Это под силу только тем людям, которые обладают гибкостью мышления, критичностью, способностью к сближению понятий, цельностью восприятия. При этом следует отметить, что определенными задатками природа наградила каждого человека, тогда как степень проявления творческих способностей может быть различной - от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Нужно только суметь их раскрыть и развить.
Таким образом, дефиниция «творческие способности» у психологов звучит как порождение чего-то качественно нового, никогда раньше не встречавшегося и не существовавшего на основе сложных личных качеств и высокой степени увлечённости. Характерными предпосылками и основанием для проявления творческих способностей являются впечатлительность, восприимчивость, оригинальность, инициативность, интуиция, фантазия.
С позиции современного образовательного процесса под творческими способностями понимают синтез свойств и особенностей человека, характеризующих уровень соответствия их требованиям учебно-творческой деятельности и достижения результатов. Учащиеся на определённом уровне своего развития и в зависимости от организующей деятельности учителя могут созидать новые ценности. С этой целью педагог должен уметь конструировать специальные педагогические ситуации и создавать условия для творческого решения.
Так, А.В. Хуторской отмечал, что творческие способности можно сформировать на основе расширения информационного пространства; создания правильной атмосферы для творчества, «мозгового штурма», поиска аналогий. Смысл этого понятия и одноименного метода работы с детьми, по мнению С.А. Смирнова, заключается в предоставлении учащимся возможности на основе учебной деятельности развернуть другую, более интересную - творческую деятельность, в которой необходимо проделать работу, раскрывающую и развивающую их особенные креативные свойства.
На основе результатов исследования творческого воспитания и образования на базе решения изобретательских задач В.И. Ефремов считает, что творческий потенциал ребенка основан на дивергентном мышлении, гибкости и скорости в мышлении и действиях, богатом воображении, восприятии неоднозначности вещей и явлений, высоких эстетических ценностях, развитой интуиции, способности рисковать, высказывать оригинальные идеи и изобретать что-то новое.
Таким образом, творческие способности - это комплексные индивидуально-психологические особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им различного рода деятельности и действий, направленных на созидание. Компонентами творческих способностей являются творческое мышление, воображение и деятельность.
Развитие творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности, однако, эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одаренности и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных способностей.
Особенно интенсивно дети фантазируют в возрасте от 5 до 15 лет, а с годами ребенок начинает регулировать свои чувства, сдерживать их проявления. По мнению Л.С. Выготского, очень важно утвердить и закрепить такие духовные начала в ребёнке, чтобы они не были потеряны во взрослой жизни. При этом ученый отмечает, что наиболее оптимальным для развития воображения будет представление детьми конечного результата их деятельности; создание программы поведения в ситуации неопределенности; создание образов описываемых объектов.
В современной образовательной парадигме значительно увеличился интерес к проблемам использования идей и традиций народной культуры и педагогики в воспитании подрастающего поколения. Одним из аспектов формирования у детей творческих способностей, является знакомство с традициями народных ремесел. Передаваясь из поколения в поколение они, несут в себе исторический, духовный, эстетический опыт народа, его морально-нравственные устои, что способствует формированию воображения, развитию мышления и творческой активности.
Педагогика народного творчества, в частности - народных ремесел, неотъемлемая составляющая педагогической науки, вобравшей в себя лучшее традиции воспитательного воздействия на личность средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Л.В. Зымалева и Н.М. Конышева считают, что деятельность, связанная с народными ремеслами, эмоционально стимулирует мозговую активность, обуславливает продуктивное решение нестандартных задач, удовлетворяет эстетические потребности человека.
К факторам, влияющим на творческое развитие детей, ученые А.С. Каргин и П. Торренс относят ориентацию ребенка на творческие решения, снятие преград в проявлении инициативы, поощрения разумных творческих продуктов, возможность действовать с мыслями и предметами, воспитание у ребенка осознания ценности творческих черт своей личности и внимания ко всем свойствам окружающей среды.
На основе овладения народными ремеслами осуществляется развитие чувств и эмоций человека в неразрывной связи с конкретной творческой и духовной деятельностью.
Суть педагогического потенциала народных ремесел в контексте воспитания детей состоит в развитии их творчески активности, самоопределения и самореализации.
Через познание сущности гармонии прекрасного и полезного, через сочетание целесообразности и красоты внешнего облика в изделиях народных ремесел возможно приобщение детей к народному творчеству. Знакомство с образцами старинных работ, орнаментами, изображениями сюжетных сцен, зверей и птиц способствует расширению у детей художественных представлений, духовных потребностей, воображения, формированию навыков оценки произведений искусства, а также развитию их творческой активности. Изготовление даже простых ремесленных изделий требует продумывания модели, комбинирование деталей различных форм, выбор цвета или элементов декора. Все это позволяет учащимся проявлять творческое воображение, художественный вкус, выражать свои взгляды и чувства, осознавать соотношение их личных особенностей с традициями ремесла.
В ходе исследования было выявлено, что процесс формирования творческих способностей детей будет более эффективным при условии, если потенциал народных ремесел рассматривать в сфере образования как средство формирования мировоззрения и творческого начала личности; содержание образования расширить за счет изучения основ народных ремесел, характерных для региона; практическую подготовку проводить в рамках аксиологической, эстетической и методической составляющей процесса освоения народных ремесел; совокупность форм и методов реализации педагогического потенциала народных ремесел осуществлять через личностное, профессиональное и художественное становление, вовлечение в различные виды творческой деятельности.
Развитие творческих способностей - это необходимое условие всестороннего развития личности, однако эффективным оно может быть лишь тогда, когда учитывается своеобразие природных особенностей человека, степень его одаренности и возрастные этапы, на которых возникают оптимальные условия для развития определенных способностей. Формирование творческих способностей имеет уровневый характер, что выявляется и оценивается следующими критериями и показателями: мотивациями, ценностными ориентациями, творческой активностью, совокупностью творческих проявлений и представлений о себе; осознанием собственной значимости в личностном и социальном аспектах, целостностью и гармоничностью,
внутренним единством индивидуальных творческих особенностей; динамичностью и непрерывностью процесса саморазвития личности, становления и самореализации ее как творца.
Определяющими педагогическими условиями, обеспечивающими развитие творческих способностей, являются гуманистическое взаимодействие субъектов педагогического процесса, создание благоприятной атмосферы и уважительного отношения к результатам творческого мышления и воображения детей, предоставлении возможности овладения опытом творческой деятельности, обеспеченность включения в программу обучения элементов народных ремесел, актуализация целенаправленного создания ситуаций творчества.
Система формирования творческих способностей детей включает нетрадиционное содержание уроков, занятий и внеурочных мероприятиях, эвристические методы обучения, исследовательские формы работы. Каждое творчество стимулирует нестандартно мыслить, проявлять любознательность, развивать познавательную активность и воспитывать творческий подход к жизни.
Педагогический потенциал народных ремесел в формировании способности к творческой самореализации у детей в процессе обучения не предполагает получения заранее известного результата, а помогает создавать определенные компоненты творческой самореализации, саморазвития и композиционно-творческие способности. Это способствует формированию позитивной мотивации к творческой деятельности, когда осмысленный поиск определенного творческого решения дает обучающимся особое эмоциональное удовлетворение. Собственно, на этой основе у детей нередко и появляется потребность в поиске таких условий, которые позволяли бы им выражать свои творческие мысли и способности.
В процессе обучения изобразительному искусству у дошкольников развиваются мышление, зрительная память, творческое воображение, художественные способности, нравственные и эстетические чувства, что является необходимым условием успешного формирования мировоззрения.
Культура русского народа - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из основных направлений развития детей является образовательная область, направленная на формирование общей культуры воспитанников, развитие их нравственных, интеллектуальных, физических и эстетических качеств.
Решение сложнейшей проблемы приобщения ребенка к эстетическим ценностям одновременно с обеспечением его национальной самоидентификации, как указано в «Национальной доктрине образования РФ.», возможно через введение национально-регионального компонента образования. В своей диссертации я отмечала, что «необходима переориентировка общеобразовательных школ, дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, вузов на удовлетворение национальных запросов учащихся и их родителей на построение содержания образования на основе этнопедагогики, этнокультуры и воспитание детей как продолжателей национальных традиций». Богатство народной культуры региона должно быть включено в учебный процесс образовательных учреждений в том числе и дошкольных.
Реализация регионального компонента в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, обычаями, промыслами, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, и в определенных этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры и искусства.
Приобщение детей к национальной, народной культуре можно представить, как процесс формирования и развития эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием определенных эстетических объектов.
Успешность реализации регионального компонента образования через знакомство дошкольников с народными промыслами родного края станет возможной только при условии активного взаимодействия детей с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т.е. через игру, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Поэтому работа по ознакомлению с народными промыслами родного края у дошкольников не является изолированной от общего педагогического процесса.
Для того чтобы обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями, научить ребенка понимать прекрасное в народном искусстве, необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных ощущений, необходимо определенное развитие эмоциональных и познавательных процессов.
Знакомство детей с предметами декоративно - прикладного искусства развивает восприятие ребёнка. У детей накапливаются различные образы и ранее сформировавшиеся образы, вступают во взаимодействие с вновь воспринимаемыми и на основе этого у них формируются представления. Решая задачу эстетического развития ребёнка, педагоги должны знать, что лишь на основе эстетического восприятия формируются эстетические образы - представления детей, а декоративно - прикладное искусство, обладая яркой образностью, максимальной выразительностью создаёт для этого хорошую основу.
Уровень овладения детьми разнообразными видами художественно-творческой деятельности также является важным показателем эстетического развития детей, так как овладение детьми изобразительной, художественно - речевой, музыкальной и игровой деятельностью - одна из важнейших задач эстетического воспитания дошкольников.
Одним из наиболее эффективных средств эстетического развития, при ознакомлении дошкольников с декоративно-прикладным искусством, является изобразительная деятельность.
Декоративно-прикладное искусство является неиссякаемым источником для всестороннего развития и воспитания детей. Оно наполнено огромным содержательным моральным, эмоциональным, познавательным, развивающим смыслом. В детском саду очень важно проводить системную работу в этом направлении, чтобы национальная принадлежность впитывалась с самого раннего возраста, как говорится, «с пелёнок».
Любое воспитание и образование исходит прежде всего из интересов самого ребёнка. Если рассматривать основные предпочтения сегодняшних детей, то это, прежде всего, выражаясь простым языком, роботы, игры в интернете, мультики сомнительного и, часто, агрессивного содержания, различные развлекательные мероприятия.
Очень важно с детства «воспитывать» правильные интересы у детей, формировать значимые ценностные ориентировки.
Задачи знакомства детей с народным декоративным искусством следующие:
1. Знакомить детей с бытом, с архитектурой, с праздниками и фольклором древних представителей национальных культур.
2. Знакомить с семантическим содержанием произведений народного искусства, с орнаментами.
3. Знакомить детей с историей создания конкретного промысла, с его необходимостью и предназначением.
4. Учить выделять выразительные средства художественных промыслов: цветовые гаммы, цветосочетания, элементы культорологических символов и их своеобразие, композицию расположения украшений на изделиях прикладных промыслов.
5. Формировать умение создавать свои произведения декоративного творчества по мотивам народного орнамента в соответствии с семантическим содержанием.
6. Формировать умение создавать художественные декоративные композиции по мотивам русских народных сказок, привнося декор в предметный и сюжетный рисунок, в аппликацию и иные виды продуктивной деятельности детей.
Взаимодействие с родителями воспитанников также важно. Их знакомят с задачами, решаемыми на занятиях в детском саду, раскрывают с помощью наглядной информации и словесных бесед, и консультаций смысл художественной деятельности, ее значение для общего развития детей. Необходимо объяснять родителям значимость такой работы для личностного развития дошкольников. Также, каких приоритетов необходимо придерживаться при обучении детей изобразительной деятельности в домашних условиях, как нужно оценивать их работы, чтобы достичь наибольшего воспитательного, образовательного, развивающего эффектов. Родители должны представлять себе весь объём основной деятельности: содержание и формы работы с малышами по данному направлению художественно - эстетического развития в детском саду.
В современных условиях одно из центральных направлений работы с подрастающим поколением - воспитание любви к малой родине, возвращение к вековым корням. ФГОС ДО ориентирует педагогов на включение региональных особенностей в содержание образовательного процесса, способствующее не только гражданскому становлению личности, но и освоению общечеловеческих ценностей. Каждый регион нашей многонациональной страны обладает определенным потенциалом для реализации содержания патриотического воспитания дошкольников. Поэтому необходимо строить образовательную среду в соответствии с возрастными особенностями детей и культурным наследием региона.
Реализация регионального подхода предусматривает обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса позволил легко ввести информацию о регионе и эффективно организовывать усвоение краеведческого материала детьми, учитывая особенности ДОО, сотрудничая с социумом и родителями.
Ознакомление с народными промыслами, посещение выставок художников и мастеров региона, историко-художественного музея, различных мастер-классов обеспечивают создание атмосферы творческого познания и важны для воспитания позитивно-ценностного отношения к родному краю.
Рассматриванию хохломской посуды, изучению элементов росписи, уникальной технологии изготовления, в результате которой посуда становится золотой без применения золота, отводится много времени при организации образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию. Дошкольники с удовольствием любуются произведениями умельцев, стараются повторить элементы росписи: завитки, листочки, ягодки, кудрину. Одним из результатов работы стали рассказы дошкольников о том, как изготавливается посуда. Использование дидактических игр «Собери узор», «Узнай элементы узора», «Разрезные картинки» помогает закрепить знания дошкольников о различных видах росписи. Таким образом формируется ценностное отношение дошкольников не только к традициям, но и к труду людей родного региона, осознание уникальности своей малой родины.
Сотворчество педагогов и детей включает наблюдения окружающего в сочетании с чтением литературы, показом видеоматериалов, репродукций, иллюстраций, заучиванием произведений устного народного творчества. Знакомясь с поговорками, считалками, загадками, пословицами, сказками родного края, дети приобщаются к их родному языку, традициям своего народа. Простой и ясный язык сказок, песенок, пословиц, поговорок понятен детям.
Организация предметно-пространственной среды обеспечивает приобщение дошкольников к устному народному творчеству благодаря организации рассматривания соответствующих бытовых предметов, иллюстраций, образцов народных промыслов, национальной одежды.
Впечатления детей от наблюдений закрепляются в разных видах деятельности. Учёт возрастных особенностей дошкольников побуждает использовать игровые приёмы и игры, важные для развития эмоциональной сферы в познании.
Ознакомлению дошкольников с окружающим способствуют народные игры, знакомящие с бытом, трудом и обычаями людей. Игра сопровождает ребёнка в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. Подвижные народные игры дают детям представления об особенностях той или иной нации, образе жизни, культуре и благотворно воздействуют на формирование культуры общения. Представления детей о родном крае, особенностях культуры, быта, труда народа не только уточняются, закрепляются в народных играх, но и творчески перерабатываются, обогащаются и затем становятся основой поведения и убеждений дошкольников.
Эффективным методом работы с дошкольниками по приобщению к культурным ценностям региона является метод проектов. Проект связывает обучение с жизнью через наблюдение за окружающим и выражение личного отношения к увиденному, способствует воспитанию у детей любви к родной земле и людям труда.
Таким образом, знакомство с культурными ценностями родного региона способствует формированию эстетических, нравственных, моральных качеств воспитанников, активизирует их познавательную активность, повышает стремление к творчеству, закладывает основы любви и осознанного отношения к своей малой родине.
И родители, и педагоги изначально обязаны иметь представление о том, к какому результату они придут за определённый период времени. Этот результат будет примерно таким в старшем дошкольном возрасте (5 - 6 лет):
• дети узнают и называют различные виды декоративных народных промыслов;
• называют средства выразительности;
• высказывают эстетические суждения о произведениях искусства;
• создают индивидуальные декоративные композиции с подсказкой и без помощи педагога, родителя;
• используют в изображении разные материалы и пользуются разнообразными способами декоративного отображения действительности;
• они умеют самостоятельно создавать как реалистические, так и сказочные художественные продукты в ходе рисования, лепки, аппликации, художественного труда и конструирования.
Планомерная, систематическая и последовательная работа с детьми родителей и педагогов повысит интерес детей к народной культуре, к художественному творчеству, укрепит взаимопонимание и сотрудничество в других видах совместной деятельности, повысит у детей самооценку.
1.2 Характеристика изобразительной деятельности элементов росписи в народных промыслах России у детей 5-6 лет
Изобразительная деятельность имеет огромное значение в развитии каждого ребенка. В процессе познания мира через природу, окружающий мир, искусство у детей формируется эстетический вкус, понимание прекрасного. Но особое место в эстетическом развитии ребенка занимает его собственная художественная деятельность, играя важную роль в общем психическом развитии.
Не менее важным является, то что изобразительная деятельность способствует активному развитию мелкой моторики рук, памяти, воображения, так же учит детей думать и анализировать. В процессе занятий изобразительным творчеством у детей сочетаются два вида деятельности: физическая и умственная. Помимо это изобразительная деятельность помогает формировать связную речь, обогащает словарный запас.
Фрагмент для ознакомления 3
1. Авдулова, Т. Игра: ее развитие на современном этапе // Дошкольное воспитание. – 2008. - №8. – С. 28-33.
2. Андреева А.Д. Особенности игровой мотивации современных дошкольников//Психолог в детском саду, 2008, № 3, С. 29-42.
3. Антоненкова, И. Н. Приобщение детей к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства Тульского края: Учеб.- метод. пособие / И. Н. Антоненкова, Н. В. Васильева.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун.-та им. Л. Н. Толстого, 2008.
4. Антоненкова, И. Н. Приобщение младших школьников к эстетическим ценностям при изучении народного декоративно-прикладного искусства родного края: Автореф. дис.... канд. пед. наук / И. Н. Антоненкова.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2005.
5. Арсентьева, В.П. Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. – М.: Форум, 2009. – 142с.
6. Белошапкина, С. Играя, учимся //Дошкольное воспитание. – 2012. - №7. - С. 40-42
7. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2009. - 160 с.
8. Бореев Ю.Б. Эстетика. - 3-е изд. - М.: Политиздат, 2011. - 399 с.
9. Восприятие и деятельность / Под ред. А. Н. Леонтьева.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976.
10. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Смысл; Эксмо, 2004. -56 с.
11. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. - М.: Издательство Скрипторий 2011
12. Гусакова М.А. Подарки и игрушки своими руками: Книга для занятий с детьми ст. дошк. и мл.шк. возр. - М.: ТЦ Сфера, 2000. - 112 с.
13. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Поделки из бросового материала. - М.: Скрипторий, 2006. - 80 с.
14. Доронова Г.Н., Карабанова О.А., Соловьёва Е.В. Игры в дошкольном возрасте. – М.: Изд. дом «Воспитание дошкольника», 2002.
15. Закирова К. Игры разные нужны //Дошкольное воспитание. – 2012. - №6. - С. 91-92.
16. Занимаемся искусством с дошкольниками. Методическое пособие / По ред. К.В. Тарасовой. - М.: ТЦ Сфера, 2011
17. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная пресса, 2010. - 64 с
18. Знакомство с народным изобразительно - прикладным искусством в ДОУ: Сценарии интегрированных занятий в подготовительных к школе группах / Авт. - сост. А.Н. Чусовская. - М.: АРКТИ, 2011
19. Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении. - Череповец, 2002.
20. Кирьянова Р.А. Подготовка ребенка к школе: система игр и упражнений. - СПб., 2003.
21. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. - М.: РАН. Ин-т философии, 2013. - 65 с.
22. Комарова, Т. С. Народное искусство в воспитании детей / Т. С. Комарова.- М.: Рос. пед. агентство, 1997.
23. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности //Детский сад: теория и практика. 2014, №6.
24. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. Формирование личности ребенка в общении. - Питер; СПб: 2009.
25. Лупенко Е. Дидактические игры //Дошкольное воспитание. – 2011. - №8. - С. 83-84.
26. Менджерицкая Д. Детские игры //Дошкольное воспитание. – 2008. - №5. - С. 10-11.
27. Менчинская А.М. Проблемы, обучения, воспитания и психического развития ребенка. – М.: МПСИ, 2004. – 512 с.
28. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Под ред. Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991.
29. Морозова И.А., Пушкарева М. А. Ознакомление с окружающим миром: конспекты занятий. - М., 2006.
30. Павлова Е.Д. Искусство как средство эстетического воспитания // Искусство и образование. - 2007. - № 5. - С. 52-60.
31. Пантелеева, Л. В. Музей и дети / Л. В. Пантелеева.- М.: Изд-во «Карапуз», 2000.
32. Парамонова Л.А. Творческое художественное конструирование /Дошкольное воспитание. - 2004. - № 10.
33. Поддьяков Н.Н. Психическое развитие и саморазвитие ребенка-дошкольника. Ближние и дальние горизонты. - М.: ООО «Образовательные проекты», ООО «Обруч», 2013.
34. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с
35. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. - 2 - е изд., испр. И доп. - М.: Мозаика - Синтез, 2008
36. Сомкова О. Программа «Успех». Образовательная область «Коммуникация» //Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С. 22-33.
37. Страшнова Е. Игра и дошкольник //Дошкольное воспитание. – 2009. - №11. - С. 115-118.
38. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. В. Б. Косминской.- М.: Просвещение, 1985.
39. Трубайчук, Л.В. Компетентностная модель дошкольного образования: коллективная монография. - Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2009. - 229 с.
40. Шпикалова, Т. Я. Народное искусство на уроках декоративного рисования / Т. Я. Шпикалова.- М.: Просвещение, 1979.
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней