Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность этой работы заключается в том, что вопросы транспортной системы занимают важное место в народном хозяйстве на современном этапе общественного развития. Существующие проблемы в сфере транспортного налогообложения требуют немедленного решения, и если они будут решены своевременно и правильно, это приведет к положительной динамике экономического развития страны и пополнению государственного бюджета. Транспортный налог устанавливается и вступает в силу законодательством субъектов Российской Федерации, а также должен уплачиваться на территории субъекта. Этот налог составляет основу Дорожного фонда и регулируется в Российской Федерации главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуемого Налоговым кодексом Российской Федерации). В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации все владельцы транспортных средств (далее именуемых транспортным средством) (физические и юридические лица) должны ежегодно платить налоги. Гражданин может самостоятельно разработать закон о регулировании транспортного налога. Основой для определения расчетной основы при расчете этого налога является мощность двигателя в лошадиных силах. Транспортные средства, допущенные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаются объектом налогообложения. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, скутеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматических и гусеничных транспортных средствах, а также самолеты, яхты, теплоходы и другие водные и воздушные суда. Но есть и объекты, которые не облагаются транспортным налогом. Это гребные и моторные лодки объемом до 5 л. с., легковые автомобили для инвалидов, коммерческие морские и речные суда, транспортные средства, находящиеся в розыске, и другие виды перевозок, указанные в статье 358 Налогового кодекса Российской Федерации. При назначении налога законодательство государств-членов Российской Федерации определяет ставку налога, а также порядок и сроки уплаты налога. Следует отметить, что единой ставки транспортного налога не существует. Региональные власти могут вводить собственные размеры, снижать или повышать ставку, но не более чем в 10 раз превышающие установленные в Налоговом кодексе РФ. В зависимости от вида транспорта (вода, земля, воздух) и наличия двигателя и его мощности скорость может либо снижаться, либо увеличиваться.
Цель исследования – изучить и проанализировать особенности транспортного налогообложения.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты транспортного налогообложения;
2) проанализировать особенности транспортного налогообложения ООО «Биосфера»;
3) предложить перспективы развития предприятия ООО «Биосфера».
Объект исследования – ООО «Биосфера».
Предмет исследования – особенности транспортного налогообложения.
Методы исследования: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, три главы, заключение и список использованной литературы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
1.1 Нормативно-правовое регулирование исчисления транспортного налога в Российской Федерации
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, в целях финансовой поддержки деятельности государства и (или) муниципальных образований [1].
Транспортный налог устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, а также обязателен к уплате на территории субъекта. Данный налог формирует основу дорожного фонда и регулируется в Российской Федерации гл. 28 Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии со ст. 357 НК РФ все владельцы транспортных средств (физические и юридические лица) обязаны ежегодно уплачивать налог. Гражданин может самостоятельно составить акт, регулирующий транспортный налог. При расчете данного налога основой определения налоговой базы является мощность двигателя в лошадиных силах (л. с.).
Транспортный налог является региональным (ст. 14 НК РФ) и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. В силу ст. 356 НК РФ он устанавливается:
- НК РФ;
- законами субъектов РФ об этом налоге.
При установлении налога законами субъектов РФ определяются:
- налоговая ставка (в пределах, установленных гл. 28 НК РФ);
- порядок и сроки уплаты налога.
Законом могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. То есть налог должны уплачивать как физические лица, так и организации.
История развития транспортного налогообложения в СССР началась в 1920-е годы. В 1925 году постановлением Совета Народных Комиссаров РСФСР был утвержден перечень городов - Москвы, Ленинграда, Владивостока, Ростова-на-Дону, - для которых увеличились предельные ставки налоговых надбавок, что свидетельствует о дифференциации между регионами.
В 1959 году Указом Президента Вооруженных Сил СССР владельцев велосипедов исключили из списков плательщиков транспортного налога. А в 1981 году к ним присоединились владельцы лошадей и других ездовых животных. В 1988 году были повышены налоговые ставки по транспортному налогу на некоторые виды транспортных средств: на легковые автомобили на 50 копеек, на мотоциклы и скутеры - на 30 копеек, на грузовые автомобили - на 1 рубль. В 1991 году был принят Закон РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации».
В 2001 году Федеральный дорожный фонд Российской Федерации был упразднен, в связи с этим также перестал действовать Закон "О дорожных фондах в Российской Федерации" и были утверждены новые, повышенные налоговые ставки. С 1 января 2003 года региональный "Налог на пользование транспортными средствами" заменил "транспортный налог". Законом установлено, что органы власти субъектов Российской Федерации могут увеличивать или уменьшать ставки транспортного налога не более чем в пять раз.
В 2010 году Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выступило с предложением дифференцировать базовые ставки в зависимости от экологического класса транспортного средства, однако, эту инициативу не одобрило, как и идею избавления от налога владельцев автомобилей с газовым оборудованием. В 2011 году в некоторых регионах России был отменен транспортный налог для пенсионеров и ветеранов войны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 504 установлены размеры выплат компенсаций за ущерб федеральным автомобильным дорогам грузовым автотранспортом массой более 12 тонн, а также правила взыскания этих компенсаций. В 2022 году изменяется порядок начисления повышенного транспортного налога, так называемого «налога на роскошь». Чтобы понять, попадает ли модель под дополнительный налог, нужно свериться с реестром Минпромторга, который публикуется до 1 марта каждого года.
Данные по новым начислениям планируется опубликовать в марте 2022 года. На сегодняшний момент под начисление повышенного транспортного налога попадают легковые автомобили средней стоимостью от 3 млн руб. По предварительной информации Минпромторг, Минфин и ФНС уже обсуждают изменения в установленных в 2014 году повышающих коэффициентах, так как в списки люксовых автомобилей часто попадают машины, которые покупались при их нахождении в среднем ценовом сегменте. Весной 2021 года Ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) обратилась в Минпромторг с ходатайством рассмотреть вопрос об увеличении пороговых значений стоимости автомобилей, которыеоблагаются повышенным налогом. Базовый диапазон дилеры попросили поднять до 5-7 млн руб. По их мнению, использование неактуальных цен для расчета налогов приводит к тому, что в категорию люксовых машин попадают модели более низких классов. В РОАД указали, что в 2021 году список включает уже более 1300 автомобилей (в 2014 году там была всего 191 машина) [14].
Представители ассоциации называют подобные условия дополнительным фактором снижения покупательского спроса на автомобили определенных брендов и моделей. Государственная Дума приняла в третьем (окончательном) чтении изменение правил налогообложения транспортных средств. В частности, Федеральным законом № 1170972-7 вводится экстерриториальный порядок выдачи отчетов о суммах транспортного и имущественного налогов, исчисленных налоговым органом. Теперь его можно получить в любом налоговом органе. Сообщение направляется руководителю юридического лица или его представителю не позднее чем через пять дней после получения заявления от налогового органа. Поправки также изменяют правила прекращения налогообложения транспортного средства, право собственности на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием по законным причинам (например, судебным приставом или решением суда).
Новые правила предусматривают, что, независимо от времени снятия транспортного средства с регистрации, исчисление налога прекращается с первого числа месяца, в котором оно было принудительно изъято его владельцем. Налогоплательщик должен подать соответствующее заявление в налоговый орган, чтобы прекратить взимание автомобильного налога. Вместе с декларацией также можно будет предоставить документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства [10]. Кроме того, от налогообложения будут освобождены гребные лодки, моторные лодки максимальной мощностью 5 лошадиных сил, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона № 36-ФЗ от 23.04.2012 г.
Мы проанализируем поступления от автомобильного налога в бюджет за последние годы (рис.1)
Рисунок 1 - Поступление от транспортного налога в бюджет за последние годы, млн.руб.
Одобренные поправки в НК РФ предоставят субъектам РФ полномочия по установлению порядка предоставления льгот по транспортному налогу. Как поясняют в ФНС, это позволит регионам в своих законах определять условия беззаявительного предоставления налоговых льгот, например, в отношении одного из нескольких принадлежащих налогоплательщику транспортных средств.
1.2 Объект и сущность транспортного налогообложения
Транспортный налог устанавливается и применяется законодательством субъектов Российской Федерации, а также должен уплачиваться на территории субъекта [9]. Этот налог составляет основу Дорожного фонда и регулируется в Российской Федерации главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации (далее именуемого Налоговым кодексом Российской Федерации). В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации все владельцы транспортных средств (далее именуемых транспортным средством) (физические и юридические лица) должны ежегодно платить налоги. Гражданин может самостоятельно разработать закон о регулировании транспортного налога. Основой для определения расчетной основы при расчете этого налога является мощность двигателя в л.с. [1].
Транспортный налог - это региональный налог, который устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и уплачивается на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Налогоплательщиками являются лица, у которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признанные объектами налогообложения (статья 357 Налогового кодекса Российской Федерации), признанные плательщиками транспортного налога. Предметом налогообложения в соответствии с законодательством Российской Федерации являются автомобили, скутеры, мотоциклы, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматических и гусеничных дорогах, самолеты, теплоходы, вертолеты, лодки, яхты, парусные суда, снегоходы, снегоходы, водные лыжи, моторные лодки, буксирные суда и другие водные и воздушные транспортные средства, установленные в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации. Процедуры зарегистрированы. Не облагается налогом:
- автомобили для инвалидов, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., приобретенные через органы социальной защиты.;
- Морские, речные и воздушные пассажиры и грузы, принадлежащие предприятиям и индивидуальным предпринимателям, основной деятельностью которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок;
- рыболовство морских и речных судов;
- транспортные средства федеральных правоохранительных органов и государственных органов, в которых закон предусматривает военную и эквивалентную службу;
- Тракторы, комбайны, специальное оборудование, зарегистрированное у сельскохозяйственных производителей и используемое на сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;
- самолеты и вертолеты службы скорой помощи и медицинской помощи;
- автомобили, которые разыскиваются, при условии подтверждения факта их кражи (кражи) документом, выданным уполномоченными органами;
- суда, зарегистрированные в российском морском реестре;
- стационарные и плавучие морские платформы, мобильные морские буровые установки и буровые суда;
- воздушные суда, внесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов лицами, получившими статус члена Специального административного региона;
- суда, зарегистрированные в RALS судов лиц, получивших статус участника в специальном административном регионе.
Рисунок 2 – Объект транспортного налога
При расчете транспортного налога определяется налоговая база:
- в отношении транспортных средств с двигателями - мощность двигателя в лошадиных силах;
- для судов без транспорта, валовая вместимость которых измеряется валовой вместимостью;
- в отношении транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя - статический проход реактивного двигателя воздушного судна, измеряемый в кг силы;
- в отношении воздушных судов и плавсредств, отличных от транспортных средств [13].
Объектом налогообложения признается транспортное средство, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном порядке. К ним относятся: автомобили, мотоциклы, скутеры, автобусы и другие самоходные машины и машины на воздушном и гусеничном ходу, а также самолеты, яхты, теплоходы и другие водные и воздушные транспортные средства.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ч.2, принят Государственной думой 19.07.2000 года (в ред. ФЗ от 28.01.2020 №5-П, Постановления Правительства РФ от 01.09.2020 № 1334).
2. Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области: Закон Свердловской области от 29 ноября 2002 №43-ОЗ // Собрание законодательства Свердловской области. 2002. № 11 (2002). С. 1314.
3. О транспортном налоге: Закон г. Москвы от 09.07.2008 № 33
4. О транспортном налоге на территории Краснодарского края: Закон Краснодарского края от 26 ноября 2003 г. № 639-КЗ // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края. № 13 (2). 2004.
5. Закон Рязанской области от 22.11.2002 N 76-ОЗ «О транспортном налоге на территории Рязанской области» (с соответствующими изменениями, действующим в 2022 г.)
6. Азракулиев З.М., Гривас Н.В. Современные подходы к организации бухгалтерского дела предприятии в хозяйствующих субъектах // Актуальные вопросы экономики АПК и пути их решения: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. – Махачкала: Изд-во Дагестанского ГАУ, 2018. – C. 14-18.
7. Астахов В.П. Бухгалтерский учет от А до Я: учебное пособие / В.П. Астахов. – Ростов н/Д: Феникс, 2018. – 479 c.
8. Балашова, Н. Н. Перспективы применения искусственного интеллекта и систем автоматизации в бухгалтерском учете и аудите в реалиях цифровой экономики / Н. Н. Балашова, С. А. Варданян // Аудит. – 2020. – № 4. – С. 42-45.
9. Бернина А. А. Налогообложение транспортных средств в России и Израиле: сравнительный анализ / А. А. Бернина // Вестник науки. – 2021. – Т. 3. – № 5-1(38). – С. 122-124.
10. Васильева А.Г., Иваев М.И., Игнатьева О.И., Колесникова Н.Н., Калайтан Н.А., Цисельская Ю.А., Юдина Г.А. Прикладной кейс «Анализ состава и с труктуры региональных налогоплательщиков на основе открытых данных». В книге: Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин. учебное пособие : сборник кейсов и практических заданий по развитию цифровых компетенций обучающихся среднего профессионального и высшего образования. Иннополис, 2020. С. 53-59.
11. Заболотни Г. И. Налоги и налогообложение: учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2020. 88 c.
12. Зачесса Е. Н. Финансовое право: учебное пособие. Тула: Институт законоведения и управления ВПА, 2018. 93 c.
13. Гапон М.Н., Титова Е.С. Налоговое законодательство: основные изменения с 2021 года / Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 1. С. 387-391.
14. Глебова Д. А. Налоговый режим как элемент налоговой политики предприятия // Вопросы устойчивого развития общества 2020г.- №2-С.136- 140
15. Дандамаев Э. Д. Правовое регулирование налогообложения коммерческих организаций // Вопросы устойчивого развития общества 2020г.- №3(1)- С.319-328
16. Исаева Д.Г., Бузуртанова Л.В. Особенности бухгалтерского и управленческого учета сельскохозяйственного производства // Управленческий учет. -2021. -№ 8-3. -С. 623-629.
17. Керимов В.Э. Бухгалтерский учет. Москва: Дашков и К*, 2019. – 583 с
18. Ключко Е. С. Организация учета расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами / Е. С. Ключко // Наука сегодня: теория, практика, инновации : Материалы XL Международной научно-практической конференции, Москва, 24 октября 2018 года. – Москва: Научный центр "Олимп", 2018. – С. 30-32.
19. Махачева Б.Г. Система налогообложения корпораций (организаций) // Мировая наука. - 2018. - № 5(14).
20. Меньшиков П.В. Бухгалтерия без авралов и проблем. Как наладить эффективную работу бухгалтерии. Практическое руководство для директора и бухгалтера / П.В. Меньшиков. — М. : Изд-во «Добрая книга», 2015. — 344 с.
21. Мусаева Р.А., Митрофанов А.Д., «Организация внутреннего контроля и управления рисками. Основные подходы, методы и процедуры». Финансовая экономика // Всероссийский научно-аналитический журнал. Москва, 2018. № 9. Ч. 2. С. 135 – 140
22. Мусаева Р.А., Тихонова Р.У., Евстигнеева Л.М., Нигматзянова Л.Р., Дербенева А.А., «Method of implementation of independent risk evaluation and internal control» // Журнал «IOP Conference Series: Materials Science and Engineering». Вып. «International Scientific Smart Energy Systems», SES-2019, Kazan. Russian Federation», Scopus и Web of Scence, 2019. изд. IOP Publishing, Международная научно-практическая конференция: «Интеллектуальные Энергетические Системы 2019, Казань, принята экспертной комиссией организационно-научного комитета SES-2019.
23. Мусаева Р.А., Митрофанов А.Д., «Организация внутреннего контроля и управления рисками. Методические инструментарии и основные требования к системе планирования», Финансовая экономика // Всероссийский научно-аналитический журнал. Москва, 2019. № 2. Ч. 4. С. 407 – 410
24. Муслимова М. М. Расчеты с внебюджетными фондами / М. М. Муслимова // European research : сборник статей XXV Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Пенза, 07 февраля 2020 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 34-36.
25. Папалашев А. А. Транспортный налог в России / А. А. Папалашев // Заметки ученого. – 2021. – № 13. – С. 437-439.
26. Ягодина Н. В. Транспортный налог: исторический аспект / Н. В. Ягодина, Н. А. Калайтан // Актуальные вопросы современной экономики. – 2021. – № 12. – С. 645-652.
27. Яловая А. С. Транспортный налог в Российской Федерации: основные проблемы и пути их решения / А. С. Яловая, Ю. И. Чернов // Эпомен. – 2022. – № 68. – С. 356-362.
28. Тимонина В. С. Совершенствование системы налогообложения физических лиц. Транспортный налог // Дневник науки. 2019. № 8 (32). URL: http://www.dnevniknauki.ru/images/publications/2019/8/economy/Timonina.pdf