Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики рук младших школьников с лёгкой умственной отсталостью 5
1.1. Понятие о моторном и психомоторном развитии в психолого-педагогических исследованиях 5
1.2. Особенности моторики детей с легкой умственной отсталостью 9
1.3. Уроки изобразительного искусства как средство развития мелкой моторики младших школьников с умственной отсталостью 18
Глава 2. Методика развития мелкой моторики у детей с лёгкой умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства 23
2.1. Нетрадиционные техники рисования на занятиях по изобразительному искусству с детьми с лёгкой умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства 23
2.2. Коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей с лёгкой умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства 30
2.3. Диагностика уровня сформированности мелкой моторики 49
2.4. Анализ результатов 53
Заключение 60
Список источников и литературы 64
Приложения 71
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное образование уделяет много внимания обучению детей с особыми образовательными потребностями. Образовательный процесс обучающихся с умственной отсталостью, как и образование детей с нормальным уровнем интеллекта имеет, по сути, одинаковые цели: формирование личности и общей культуры, соответствующей общепринятым моральным и социо-культурным ценностям; формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и способностей, благодаря которым, обучающийся может достигать максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни. Однако, полноценное вовлечение обучающихся с умственной отсталостью в процесс обучения влечет за собой множество проблем как теоретического, так и практического характера. Наиболее актуальной является проблема развития мелкой моторики у обучающихся с недостаточным уровнем интеллекта.
Недостаточность двигательных функций у детей с умственной отсталостью может проявляться во всех компонентах моторики: в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в сложных действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах и т. д.; влияет на точность движений и общую ловкость; вызывает затруднения в овладении ручными операциями, в том числе и при выполнении культурно-бытовых действий (застегивание/расстегивание пуговиц, шнуровка обуви и др.). Без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий по коррекции мелкой моторики рук дети с умственной отсталостью испытывают большие сложности в школе при овладении письмом
Как правило, это связано с их индивидуальными психофизическими особенностями. Хорошо сформированная мелкая моторика – это обязательное условие для нормального развития любого ребенка, но особенно актуален этот пункт для обучающегося с умственной отсталостью, т.к. он может стать камнем преткновения, сковывающим весь процесс обучения. Помимо учебных навыков (письмо, рисование, лепка), мелкая моторика играет важную роль и в обычных бытовых действиях (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.д.).
Скованность, нескоординированность, неловкость движений пальцев и кистей рук в целом – это все следствие незрелости, неразвитости моторных функций. Степень развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования определяет степень овладения знаниями, умениями и навыками в процессе обучения, влияет на эффективность и скорость овладения. Другими словами, можно сказать, что на определенном этапе обучения высокий уровень развития мелкой моторики является базисной основой для дальнейшего успешного обучения. Все вышеизложенное подчеркивает актуальность темы работы.
Тема развития мелкой моторики у обучающихся с умственной отсталостью на уровне начального образования неоднократно рассматривалась различными специалистами в области психологии, педагогики, олигофренопедагогики. Л. В. Занков, А. Р. Лурия, М. С. Певзнер, и другие специалисты считают, что нарушение мелкой моторики является одним из характерных симптомов умственной отсталости. Ими отмечена связь между умственной отсталостью и неуклюжестью, отсутствием координированности и точности движений пальцев рук [21].
По данным исследований, проведенных Л. В. Антаковой-Фоминой, М. М. Кольцовой, Б. И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи обучающихся также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук [26]. В целом, вопросам развития мелкой моторики было уделено немало внимания, и эта тема продолжает изучаться до сих пор. Кроме того, особое внимание данному вопросу уделено в Федеральном государственном образовательном стандарте образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у детей с лёгкой умственной отсталостью на уроках изобразительного искусства».
Объект исследования: развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: изобразительное искусство как средство развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
Цель исследования: выявить влияние изобразительного искусства на развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
В соответствии с целью были определены основные задачи нашего исследования.
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы развития мелкой моторики в работах специалистов.
2. Провести анализ в литературе особенностей развития мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта.
3. Изучить влияние изобразительного искусства на развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта.
4. Разработать рекомендации для педагогов, по коррекции мелкой моторики у умственно отсталых учащихся.
Гипотеза исследования: развитие мелкой моторики младших школьников с нарушением интеллекта средствами изобразительного искусства будет успешным, если:
- разработать систему специальных занятий с учетом особенностей развития мелкой моторики у детей с нарушениями интеллекта на основе проведенного анализа в психолого - педагогической литературе;
- использовать нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ научно-методической литературы, нормативно-правовых документов), практические (наблюдение, беседа, педагогический эксперимент и анализ полученных результатов, проективные методы).
Глава1. Теоретические аспекты развития мелкой моторики рук младших школьников с лёгкой умственной отсталостью
1.1. Понятие о моторном и психомоторном развитии в психолого-педагогических исследованиях
Одним из важных элементов психического здоровья человека выступает состояние его психомоторного развития. Праотцом исследований психомоторики не только в российском научном сообществе, но и в мировом традиционно считается знаменитый физиолог И.М. Сеченов.
Его теория рефлекса внесла огромный вклад в целостное понимание человека, психическое состояние которого находит отражение в том числе в мышечных движениях [16]. Убежденный в связи психики и физиологии, ученый в своих трудах выдвинул в качестве аксиомы утверждение, что соматические нервные процессы соответствуют формам психических явлений. Характерной особенностью детского психического развития является пластичность структур головного мозга: даже с нарушениями работы мозга ребенок в состоянии приспособиться к окружающей среде [23].
Данное наблюдение обуславливает необходимость работы по совершенствованию психомоторных способностей с раннего возраста. Тем не менее, в последние годы, ввиду увеличения среднего размера групп дошкольных образовательных учреждений и, следовательно, возрастания нагрузки у работников, педагоги отдают предпочтение настольным развивающим играм по сравнению с двигательными активностями.
И эта тенденция не может не доставлять огорчения, так как статистические данные показывают, что проблема полноценного развития детей не теряет актуальности.
Наше тело – единственное связующее звено между нашим внутренним миром и внешним миром материальных объектов и социальных отношений. Образовательный и воспитательный процесс по сути должен являться посредником между ними. Двигательный опыт, полученный ребенком как до школы, так и в период школьного обучения, является важнейшей базой формирования и развития жизненного опыта. «Движение – универсальное проявление жизнедеятельности, обеспечивающее возможность активного взаимодействия как составных частей тела, так и целого организма с окружающей средой» [6, с. 167]. Современная реальность такова, что тело в качестве важнейшего инструмента познания окружающего мира все больше вытесняется из повседневной жизни детей.
Понижение двигательной активности приводит к серьезному сокращению сенсорных ощущений, дети привыкают к однообразным, односторонним раздражителям. Важно отметить, что в процессе онтогенеза психомоторное развитие подразумевает не только постепенное созревание мозговых структур, но, в первую очередь, формирование на этой базе и с ее помощью индивидуального опыта осуществления разнообразных движений. Этот процесс обогащения психомоторного опыта продолжается на протяжении всей жизни индивида, активно участвуя в освоении человеком новых умений, навыков, развитии его способностей к координации и комбинированию.
В том случае, если психомоторное развитие индивида нарушается, это может приводить в зависимости от возраста, в котором это произошло, либо к нарушению развития в целом, либо к нарушенному развитию той или иной ВПФ. Базовой предпосылкой для формирования таких навыков, как письмо и чтение, которые, в свою очередь, выступают ведущими в структуре учебной деятельности, является хорошо развитая психомоторика. Соответственно, важным является выявление нарушений в моторном развитии ребенка и выстраивание соответствующей коррекционной работы.
Проблемами изучения мелкой моторики в отечественной науке занимались такие исследователи, как Н. А. Бернштейн, Д. Б. Эльконин и другие. Изучением вопроса развития творчества и бумагопластики занимались такие ученые, как С. Е. Большакова, Н. Г. Пищикова, Е. А. Шилкова и др. Однако в современных условиях изучение данной темы в полной мере не нашло своего окончательного решения и вызывает повышенный интерес в научных кругах.
Согласно теории, Н. А. Бернштейна, анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни, завершаясь к двум годам. Далее начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений [2, с. 12].
Мелкая моторика – это движение мелких мышц кистей рук, координация «рука-глаз». Развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин «ловкость: разнообразие функциональных движений от простых жестов, таких, как захват объектов, до очень мелких и тонких движений, от которых, например, зависит почерк человека [26, с. 61].
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным. Вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики.
Сотрудники института физиологии детей АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если у ребёнка с речью не все в порядке, то можно подозревать проблемы с мелкой моторикой.
Запорожец А.Р. Лурия и др.И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, изучали взаимосвязь развития речи и моторики: моторные навыки и умения у ребенка развиваются при участии речи. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга подвержено влиянию кинестетических импульсов от пальцев рук. Она пишет «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказалось тесно связанным с речевой функцией. Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика была роль рук. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно». Онтологически развитие речи ребенка идёт тем же путём [22, с. 94].
Английский психолог Д. Селли также придавал большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.
Анализ научной и педагогической литературы показал, что развитию мелкой моторики уделяют внимание многие детские педагоги: В. В. Цвынтарный, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают прием работы по развитию моторики у детей.
Согласно взглядам, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева и других видных отечественных психологов, психика человека наиболее активно изменяется и перестраивается в процессе деятельности. Результаты исследования ученых показывают, что тонкая моторика – основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов.
А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают рекомендации по формированию дифференцированных движений пальцев рук у дошкольников. Педагоги И. Е. Ермакова, А. Е. Белая, Е. А. Янушко, Т. А. Ткаченко отмечают особую важность развития тонкой моторики для развития речи именно в раннем детстве.
Мария Монтессори, отмечая важность для педагогической практики возрастной периодизации, определяет ранний возраст как сензитивный для развития мелкой моторики; в дальнейшем усваивается речь и развиваются графические навыки. Возрастной период обусловливает типичные психологические и физиологические качества: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, расширяются его возможности в познании окружающего мира.
Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слов; все последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев [13].
Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с развитием речи. Именно при нарушении речи психологи советуют заниматься развитием мелкой моторики. Упражнения на моторику тренируют память, воображение, координацию и раскрывают творческие способности.
Степень развития мелкой моторики рук определяет важнейшие качества для будущего ребенка: речь, внимание, воображение, координацию в пространстве и концентрацию.
1.2. Особенности моторики детей с легкой умственной отсталостью
Чтобы сориентироваться в проблематике данной работы необходимо дать определение умственной отсталости: понять, что именно будет в дальнейшем пониматься под этим термином. На сегодняшний день существует много различных подходов к определению умственной отсталости. Рассмотрим некоторые из них.
Певзнер М.С. считает, что под умственной отсталостью следует понимать «тот вид недоразвития сложных форм психической деятельности, которые возникают при поражении зачатка, либо вследствие органического поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода, или в самом раннем периоде жизни ребенка». В этом определении отражаются патогенетические механизмы и клинические особенности недоразвития. Но такое расширенное определение вызывает ряд возражений [8].
Исаев Д.Н (2010) говорит о невозможности категорического утверждения того, что умственная отсталость - всегда органическое поражение центральной нервной системы (ЦНС). Нет также прямых доказательств недоразвития только сложных форм психической деятельности [51].
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников и литературы
1. Банди, А. Сенсорная интеграция: теория и практика / А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей. – М. : Теревинф, 2019. – 768 с.
2. Безруких, М. М. Еще раз о письме и почерке / М. М. Безруких // Советская педагогика. - 1987. - № 5.
3. Борщанская, М. С. Создание воспитательской системы в школе VIII вида / М. С. Борщанская // Дефектология. - 2021. - № 4. - С. 37 - 39.
4. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие) / Б. П. Брунов - Красноярск, 2019. - 156 с.
5. Буцикина, Т. П. Развитие общей и мелкой моторики как основа формирования графо моторных навыков у младших школьников / Т. П. Буцикина. - М. : Логопед, 2015. - № 3. - С. 84-94.
6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
7. Власова, Т. А. Учителю о детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М. : Академия, 2002. - 480 с.
8. Вовк, В. Н. Поведенческие проявления школьной дезадаптации у подростков с ЗПР / В. Н. Вовк, А. Д. Журавлёв. – Текст : электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedencheskie-proyavleniya-shkolnoy-dezadaptatsiiu-podrostkov-s-zpr
9. Волков, Б. С. Детская психология: логические схемы / Б. С. Волков, Н. В. Волкова - М. : Гуман. изд. центр «ВЛАДОС», 2012. - 180 с.
10. вспомогательной школы / Т. Н. Головина. - М. : Педагогика, 1990. - 120 с.
11. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Собр. соч. в 6-ти томах. Т. 5. Основы дефектологии. - М. : Педагогика, 1983. - С. 257-321.
12. Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. - М. : АПН РСФСР, 1956. - 519 с.
13. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1995. - 527 с.
14. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Г альперин. - М. : Университет, 2019. - 336 с.
15. Гибсон Дж.ГибсонР.^Мы рисуем. - М.: Прогресс, 1988.
16. Глухов, В. П. Основы психолингвистики / В. П. Глухов. - М. : АСТ: АСТРЕЛЬ, 2005. - 351 с.
17. Головина Т. Н. Изобразительная деятельность учащихся Грошенков, И. А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И. А. Грошенков - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.
18. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность школьников. - М.: ИЦ Академия, 1997.
19. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия, 2000.
20. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь. 2019. С. 40.
21. Даргель, И. В. Роль активации коры головного мозга в формировании высших психических функций младших школьников с задержкой психического развития / И. В. Даргель, С. Н. Шилов // Сибирский педагогический журнал. – 2018. – № 5.
22. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. -М.: Просвещение, 1999.
23. Екжанова, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева - М. : Просвещение, 2003.
24. Ефремова, Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка / Т. Ф. Ефремова. - М. : Дрофа, 2000. - 1233 с.
25. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С. Д. Забрамная. - М. : 1998. - 94 с.
26. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей: пособие для психол-мед.- пед. комис. / С. Д. Забрамная. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 32 с.
27. Зак, Г. Г. Система работы по коррекции мелкой моторики у обучающихся с синдромом Дауна («Театр движений») / Г. Г. Зак, А. В. Кубасов, Н. В. Сергеева // Специальное образование. - 2013. - № 3. - С. 62-71.
28. Замский, Х. С. Умственно отсталые дети: История их изучения, воспитания и обучения с древних времён до середины ХХ века / Х. С. Замский - М. , 1995. - 259 с.
29. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В. Занков. - М., 1988. - 25 с.
30. Запорожец, А. В. Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец ; АПН РСФСР. – М. : Акад. пед. наук, 1960. – 430 с.
31. Здравоохранение в России. 2019: Стат. сб. / Росстат. М., 2019. 170 с. 3. Кустова Т.В. Оценка психомоторного развития ребенка раннего возраста / Т.В. Кустова, Т.Е. Таранушенко, И.М. Демьянова // Медицинский совет. 2018. № 11. С. 104-109
32. Илюхина, В. А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме / В. А. Илюхина // Начальная школа. - 2008. - № 8. - С. 16-19.
33. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду: уч.- метод. пос. в 2-х ч.: ч.1. / под ред. Е. Е. Аюповой. - Пермь : ПКИПКРО, 2010. - 96 с.
34. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. - СПб. : Речь, 2003. - 391 с.
35. Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. - М: ТЦ Сфера, 2005.
36. Квинн, В. Прикладная психология / В. Квинн. - СПб. : Питер, 2000. - 560 с.
37. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с "детьми: руководство для детских психологов, педаг огов,
38. Кожохина С. К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). - М: ТЦ Сфера, 2005.
39. Кольцова, М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М. М. Кольцова. - М. : Педагогика, 1973. - 193 с.
40. Коняева, Н. П. Воспитание детей с нарушениями интеллектуального развития / Н. П. Коняева, Т. С. Никандрова. - М. : Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010. - 200 с.
41. Коррекционная педагогика в начальном образовании / под ред. Г. Ф. Кумариной. - М. : Академия, 2003. -320 с.
42. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2000. - 992 с.
43. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. - М.: Просвещение, 1965.
44. Логинова, Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у обучающихся начальных классов с задержкой психического развития: учебное пособие / под ред. Л. С. Волковой. - СПб. : ДЕТСТВО¬ПРЕСС, 2004. - 208 с.
45. Лубовский, В. И. Динамика развития детей-олигофренов / В. И. Лубовский, М. С. Певзнер. - М. : АПН, 1963. - 223 с.
46. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития / В. И. Лубовский. - М. : Педагогика, 1989. - 104 с.
47. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. - М. : Изд-во МГУ, 1973.
48. Лурия, А. Р. Умственно отсталый ребенок / А. Р. Лурия. - М. : Наука, 1990. - 253 с.
49. Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
50. Мелик-Пашаев А. А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педагогических наук. - М., 1995.
51. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук. - М., 1981.
52. Наумова Т.В. Развитие психомоторных способностей детей дошкольного возраста в условиях информационно-образовательной среды: дис. … канд. псих. наук : 19.00.07. Ставрополь, 2020. 220 с.
53. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития / под ред. Б. П. Пузанова. - М. : Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.
54. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе - интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей - 5-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2010. - 312 с.
55. Осипова, Л. Б. Организация и содержание коррекционной работы по развитию осязания и мелкой моторики младших дошкольников с нарушениями зрения / Л. Б. Осипова // Современность и пути развития специального образования - ч. 4: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 45-летнему юбилею Института специального образования / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2009. - С. 34¬42.
56. Османова, Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики : картотека пальчиковых игр / Г. А. Османова. - СПб. : КАРО, 2014. - 160 с.
57. Певзнер, М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / М. Певзнер, Т. А. Власова. - М. : Академия, 2002. - 207 с.
58. Перова, М. Н. Практическая и умственная деятельность детей - олигофренов / М. Н. Перова. - М. : Просвещение, 2001. - 158 с.
59. Петрова, В. Г. Психология умственно отсталых школьников / Г. Петрова, И. В. Белякова. - М. : Академия, 2002. - 160 с.
60. Пинский, Б. И. Формирование двигательных навыков учащихся вспомогательной школы / Б. И. Пинский. - М.: Педагогика, 1977. - 128 с.
61. Потапчук А.А., Волосникова Т.В., Эмануэль Т.С., Андриенко М.М., Эмануэль Ю.В. Оценка психомоторного состояния дошкольников в условиях образовательного учреждения // Адаптивная физическая культура. 2013. №3 (55). С. 31-33.
62. Программы дополнительного образования: Методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. - М 2012. -213с.
63. Родин Ю.И. Проблема психомоторики человека в свете естественнонаучной парадигмы // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Т. 6. № 5А. С. 5-23.
64. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника / С. Я. Рубинштейн. - М. : Просвещение, 1986. - 192 с.
65. Садовникова, И. Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. - М. : АРКТИ, 2005. - 400 с.
66. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте / А. В. Семенович. – М. : Генезис, 2007. – 474 с.
67. Сеченов, И. М. Рефлексы головного мозга / И. М. Сеченов. - М. : Вира-М, 2006. - 246 с.
68. Смоловик, О. В. Влияние метода физического реагирования на мотивацию учащихся / О. В. Смоловик. – Текст : электронный // Образовательные ресурсы и технологии. – 2019. – № 4 (29). – URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vliyanie-metoda-fizicheskogo-reagirovaniya-na-motivatsiyu-uchaschihsya
69. Специальная педагогика / под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Изд. центр «Академия», 2002. - 480 с.
70. Сухарева, Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста / Г. Е. Сухарева. - М. : Медгиз, 1959. - 406 с.
71. Ткаченко, Т. А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков / Т. А. Ткаченко. - М. : ЭКСМО, 2010. - 48 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года. - URL: http://www.edu.ru/db- mon/mo/Data/d_13/m1155.pdf
73. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №2 273-ФЗ . - URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
74. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. - М. : «Юристъ», 1997. .
75. Чернова, Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики / Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева. - СПб. : КОРОНА-Век, 2007. - 32 с.
76. Ю.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие дня воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.