Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Пенсионное обеспечение традиционно яв-ляется одной из наиболее социально-значимых функций государства и вме-сте с тем его обязанностью перед гражданами.
Одним из наиболее актуальных вопросов в реформировании отече-ственной экономики выступает пенсионное обеспечение граждан. Эффектив-ная пенсионная система государства – это преобладающий фактор социаль-но-экономической безопасности граждан государства. Ее основным связую-щим элементом является Пенсионный фонд РФ, от финансовой стабильности которого прямо зависит социальное благосостояние всех граждан в целом.
На сегодняшний день основным государственным институтом, деятель-ность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхо-вания, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Проблемы, возникающие в деятельности Пенсионного фонда РФ, в отечественной пенсионной системе обуславливаются необходимостью обра-зования форм и систем социальной защиты, которые адекватно отражают социально-экономические условия на современном этапе развития, новому соотношению государственных интересов, а также интересов каждого кон-кретного работника и предприятия.
Обеспечение пенсией, к проблемам которой на данный период времени приковано пристальное внимание не только на территории Российской Фе-дерации, но и в большинстве государств, выступает в качестве одной из главных системообразующих механизмов социальной защиты населения.
Повышенный интерес к системе пенсионного обеспечения можно объ-яснить некоторыми причинами, основная из которых – радикальные преоб-разования демографической системы населения в большинстве государств с развитой экономикой, которая выражается в существенном постарении насе-ления, что изменяет соотношение активного в экономическом плане населе-ния и пенсионеров в пользу последних, значительно сокращая количество принимающих участие в образовании национального дохода государства.
Деятельность Пенсионного фонда РФ в пределах механизма распреде-ления пенсий должна быть основана на достаточно точном представлении о том, какой хотелось бы ее видеть в дальнейшем и какие меры последователь-ного характера следует предпринять для практического осуществления за-думанного, учитывая стартовые условия социально экономического харак-тера.
В настоящее время пенсионная система РФ обладает некоторыми недо-статками: не может в условиях кризиса адаптироваться к экономике, опира-ется на низкооплачиваемых и среднеоплачиваемых работников, основана на страховом принципе, не стимулирует к снижению количества рабочих мест с вредными производственными условиями и не создает условия для легали-зации зарплат. Это главным образом свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение имеет две основные проблемы – низкий уровень пенсионного обеспечения, постоянно растущий бюджетный дефицит Пенсионного фонда РФ.
Объект исследования – общественные отношения, связанные с деятель-ностью Пенсионного фонда РФ.
Предмет исследования – правовое регулирование деятельности Пенси-онного фонда РФ: задач и функций.
Цель данной работы – комплексный анализ деятельности Пенсионного фонда в Российской Федерации и за рубежом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:
1) рассмотреть понятие и правовое регулирование пенсионной системы РФ;
2) изучить историю создания, правовой статус и задачи Пенсионного фонда РФ;
3) исследовать функции и основные направления деятельности Пенси-онного фонда РФ;
4) рассмотреть опыт пенсионного обеспечения в развитых зарубежных странах;
5) изучить проблемы и перспективы развития Пенсионного фонда РФ.
Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Россий-ской Федерации», Федеральный закон «О страховых пенсиях» и другие за-коны.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых, как Синявская О. В., Якушев Е. Л., Червякова А. А., Свирская К. В., Берг Н. А., Шевченко М.В., Медведева Т.В., Лазарева Е.Н., Джамаева С.Н., Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А., Захарова О.С., Пушпакова А.С., Гусако-ва Ю.С., Соломин И.И., Ефимова Л. А., Макарова С.Д., Тукмакова Ю.О., Агеева А.С., Алябьева Т.С., Ахметзянов Р.В., Балашев Н. Б., Конивец А. Д., Гусакова Ю.С., Соломин И.И.
Эмпирическую основу исследования составили материалы опублико-ванной судебной практики, а именно Верховного Суда Российской Федера-ции.
Методологическую основу составили общенаучные и специальные ме-тоды исследования: исторический, юридический, структурно-функционального анализа, системного анализа, формально-логический и другие методы научного познания.
Структура работы весьма состоит из введения, двух глав основной ча-сти, заключения, списка использованных источников и литературы, прило-жений.
Глава 1.Общая характеристика правового статуса Пенсионного фонда РФ и пенсионного системы РФ
1.1. Понятие и правовое регулирование пенсионной системы РФ
Пенсионной системой РФ можно признать комплекс формируемых в государстве экономических, юридических, организационных норм и инсти-тутов, обладающих своей целью предоставление гражданам соответствую-щего материального обеспечения в виде выплаты пенсии.
С 1 января 2015 года пенсионная система введена в своем нынешнем виде, она включает в себя правоотношения, связанные с возникновением, назначением и последующей выплатой следующих разновидностей пенсий: страховой пенсии, накопительной пенсии, пенсии по государственному пен-сионному обеспечению.
В пенсионной системе РФ имеется два основных вида пенсий, отлича-ющиеся друг от друга по источнику их финансирования:
1)страховые пенсии, получаемые подавляющим большинством пенсио-неров в РФ из-за уплаты в течение установленного периода времени страхо-вых взносов в систему обязательного пенсионного страхования. Главный ис-точник выплаты – средства, которые возникают за счет этих страховых взно-сов. Пенсии назначаются согласно Федеральному закону «О страховых пен-сиях».
2) пенсии по государственному пенсионному обеспечению, выплачива-емые за счет денежных средств бюджета федерального уровня. Право на по-лучение данных видов пенсий возникает на основе иных обстоятельств, предусмотренных в Федеральном законе «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» .
На данный период времени реализуемая программа пенсионной ре-формы, так же, как и изучаемые предложения по реформе пенсионного обес-печения в среднесрочной перспективе, предусматривает государственное пенсионное страхование так: пенсионное страхование государства признает-ся одной из разновидностей социального страхования, которое реализуется при помощи системы организационных, финансовых мер, норм права, кото-рые направлены на гарантированное государственное обеспечение граждан пенсиями за счет обязательных страховых взносов.
Главная черта пенсионной системы в нашем государстве состоит в том, что существуют специальные пенсионные системы, в структуру которых входят некоторые категории граждан из категории государственных служа-щих: служащие правоохранительных органов, военные, отдельный областей государственной власти и др.
Пенсионные акты законодательства и нормативные акты, которые направлены на их практическую реализацию, обеспечивают, с одной сторо-ны, социально-трудовой ориентир, а с другой – экономическую стабиль-ность системы обязательного пенсионного страхования, ее баланс в рамках рыночной системы экономики РФ.
Основное место в системе юридических актов пенсионной системы от-водится следующим федеральным законам:
1.ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» ;
2. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» ;
3. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» ;
Главным правовым актом законодательства является Федеральным за-кон «О страховых пенсиях в РФ», так как в нем предусмотрены права граж-дан на пенсионное обеспечение, условия назначения, а также размеры всех разновидностей пенсий .
Во время начала пенсионной реформы развитие системы негосудар-ственного пенсионного обеспечения происходило в состоянии отсутствия адекватной нормативно-правовой основы. Это отрицательно сказалось на общем состоянии финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов и уровня доверия граждан к ним.
Стабилизации действующей распределительной системы пенсионного обеспечения можно достигнуть только путем поэтапного увеличения возрас-та выхода на пенсию с одновременной отменой всех существующих льгот.
Во время реформирования следует внести корректировки в норматив-но-правовые акты в связи с вопросами индивидуального учета застрахован-ных лиц в системе пенсионного страхования государства. Система персони-фицированного учета обязана соответствовать требованиям, которые связа-ны с внедрением условно-накопительных и исключительно накопительных счетов граждан в систему пенсионного финансирования. В это же время необходимо конкретизировать подходы к реформированию льготных пен-сий с применением накопительных систем.
Программа преобразований подразумевает создание гибкого механиз-ма эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в т. ч. с применением условно-накопительных счетов граждан, когда более длительная работа, следовательно, снижение ожидаемого срока нахождения на пенсии дает возможность значительно повысить ее ежемесяч-ный размер для получателя. Подобная система стимулов должна принимать во внимание не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изме-нение обстановки на трудовой рынке. Также имеет значение, чтобы предла-гаемые стимулы не превратились в реальности в систему экономического принуждения возрастных (пожилых) граждан продолжать активную трудо-вую деятельность вопреки их возможному желанию .
1.2. История создания, правовой статус и задачи Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд РФ был создан 22 декабря 1990 года на основании постановления ВС РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для финансового государственного управления обеспечением пен-сией на территории России. Его образование позволило претворить в жизнь принципиально новую структур финансирования и выплаты пособий и пен-сий.
Средства выводились в независимый механизм бюджета и начали фор-мироваться за счет поступления страховых взносов обязательного характе-ра. Положение о Пенсионном фонде России, который был утвержден 27.12. 91 года, установило целевое назначение денежных средств Пенсионного фонда России, в дальнейшем был установлен запрет на их изъятие из бюдже-та Пенсионного фонда России на иные цели.
Первоначально главной функцией Пенсионного фонда России был сбор соответствующих страховых взносов на финансирование выплаты пен-сией по случаю потери кормильца, старости и инвалидности.
Однако еще в некоторых регионах государства в 1992 году стартовал эксперимент по образованию единых пенсионных служб, которые осуществ-ляли в это же время назначение и выплату пенсий государства. Дальнейшим развитием данного процесса стад Указ Президента Российской Федерации от 27.09.00 года № 1709 № «О мерах по совершенствованию управления госу-дарственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» . Данный указ рекомендовал органам власти регионов заключить с Пенсионным фон-дом Российской Федерации договоры о передаче компетенции территори-альным органам Пенсионного фонда России по установлению и выплате пен-сий, которые находятся к тому моменту времени у органов соцзащиты каж-дого из регионов.
После этого механизм страховых взносов был установлен ФЗ «Об обя-зательном пенсионном страховании в Российской Федерации» , согласно ко-торому установлено новое правовое положение Пенсионного фонда России, в качестве страховщика и учреждения государства, а также произошло регу-лирование системы уплаты страховых взносов на пенсионное страхование обязательного характера, комплекс прав и обязанностей субъектов правовых отношений в области обязательного пенсионного страхования.
Вместе с тем базовая часть подлежит финансированию за счет средств бюджета федерации, страховая часть компенсируется за счет сумм взносов страхового характера, которые подлежали уплате страхователем за застра-хованных лиц для финансирования страховой части трудовой пенсии, в то время как накопительная часть подлежала компенсации за счет сумм страхо-вых взносов, которые уплачивались страхователями за застрахованных лиц на часть пенсии накопительного характера и последующего дохода от их ин-вестирования. Инвестирование средств накопления пенсий подлежит осу-ществлению Пенсионным фондом РФ посредством управляющих компаний, которые были выбраны гражданами либо пенсионными фондами негосудар-ственного характера.
В дополнение к основной деятельности, с 2000 года Пенсионный фонд России осуществляет финансирование социальных программ в регионах Российской Федерации. В 2008 году на данные цели Пенсионным фондом России было выделено 1 миллиард рублей, в 2009 году – 1,2 миллиарда рублей.
С 2005 года на Пенсионный фонд России были возложены полномочия по начислению гражданам ежемесячных выплат в денежном эквиваленте и практической реализации их прав на получение социальной помощи от гос-ударства в виде набора услуг социального характера.
Из-за принятия летом 2009 года некоторых актов законодательного характера, которые в существенной мере с 1 января 2010 года преобразова-ли отечественную систему пенсий, область деятельности Пенсионного фонда России значительно расширилась. Главным образом, Пенсионный фонд Рос-сии осуществил валоризацию пенсий, то есть переоценку расчетного капита-ла пенсий. К еще одному значительному нововведению 2010 года следует отнести замену единого социального налога страховыми взносами в ПФР, Фонд соцстрахования РФ, а также фонды обязательного медицинского стра-хования.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» еще более увеличил функции Пенсион-ного фонда России и внес конкретные изменения в механизм возникновения и практической реализации прав граждан на получение пенсий. Таким обра-зом, размер страховой пенсии теперь был составлен из трех частей, куда входили: базовая, страховая и накопительная.
Подводя итог данному параграфу, можно отметить, что Пенсионный фонд РФ прошел продолжительный период собственного исторического развития и продолжает путь собственного совершенствования в настоящее время.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет из себя центра-лизованный механизма аккумуляции и перераспределения средств денег, ко-торые применяются по большей части для осуществления выплат разным ка-тегориям нетрудоспособного населения в качестве военных, социальных трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, пособий, связанных с уходом за ребенком до достижения полуторагодовалого возраста, пособий при потере кормильца, а также выплат компенсационного характера.
По мнению профессора Е. Ю. Грачевой, Пенсионный фонд РФ – это фонд средств денег, создаваемый вне бюджета федерации, который предна-значен для финансового обеспечения гражданской защиты от особенного ви-да риска в социальной сфере – утраты заработка либо иного постоянного дохода из-за потери трудоспособности в случае наступления инвалидности, старости, в отношении нетрудоспособных членов семьи – смерти своего кормильца; для определенных категорий трудящихся – продолжительного исполнения конкретной профессиональной деятельности.
Пенсионный фонд Российской Федерации представляет из себя незави-симое учреждение финансово-кредитного характера, которое осуществляет управление государственными финансами в области обеспечения пенсией.
Структуру Пенсионного фонда РФ и его органов по территориальному принципу обладает трехуровневым механизмом:
1)центральный аппарат, куда входит ревизионная комиссия и исполни-тельная дирекция Пенсионного фонда России;
2)отделения Пенсионного фонда России в субъектах РФ;
3)независимые органы Пенсионного фонда России в городах и райо-нах.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ руководит деятельно-стью данного органа Правление Пенсионного фонда РФ, утверждающее нормы об органах фонда по территориальному принципу, выступающие в качестве юридических лиц.
Пенсионный фонд России осуществляет собственную деятельность со-гласно Конституции Российской Федерации , законодательству РФ, указам Президента, а также распоряжениям и постановлениям Правительства Рос-сийской Федерации. Денежные средства ПФР выступают в качестве соб-ственности федерации и не входят в состав бюджетов конкретных уровней, иных фондов и не могут быть изъяты.
Общий бюджет Пенсионного фонда России образует 1/3 бюджета фе-дерации. В Пенсионный фонд России входят отделения по регионам, кото-рые формируются по решению фонда правления для практического осу-ществления управления государственным финансами обеспечения пенсией в республиках, которые входят в состав Российской Федерации, округах, кра-ях, автономных областях, городах федерального значения. Фонд и его отде-ления по регионам выступают в качестве организаций, обладают гербовыми печатями с собственным наименованием, а также валютные, расчетные и другие счета в банках.
К главным задачам Пенсионного фонда РФ следует отнести:
1)осуществление целевого сбора и аккумуляции взносов страхового характера, в том числе финансирование расходов, которые непосредственно связаны с социальной защитой населения;
2)проведение работы по взысканию с граждан и работодателей, кото-рые виновны в нанесении вреда здоровью работников и иных граждан, сумм пенсий государства по инвалидности из-за трудового увечья, по случаю по-тери кормильца либо профессионального заболевания;
3) капитализация денежных средств Пенсионного фонда РФ, а также привлечение в него взносов добровольного характера граждан и организа-ций;
4) контроль за полным и своевременным поступлением в ПФР страхо-вых взносов, в том числе осуществление контроля за рациональным и пра-вильным расходованием его средств;
5) проведение работы научно-исследовательского характера в сфере пенсионного страхования государства;
6) проведение разъяснительной работы среди граждан и организаций по вопросам, которые непосредственно относятся к полномочиям фонда.
Пенсионный фонд РФ может участвовать в финансировании программ соцзащиты пожилых граждан, граждан, являющихся нетрудоспособными и т.д.
Исходя из всего вышеизложенного, можно прийти к выводу, что Пен-сионный фонд Российской Федерации представляет из себя независимое учреждение финансово-кредитного характера, которое осуществляет управ-ление государственными финансами в сфере пенсионного обеспечения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосо-ванием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского го-лосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информа-ции http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) О страховых пенсиях // Российская газета, N 247, 20.12.2001
3. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 08.03.2022) О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации // Рос-сийская газета, N 247, 20.12.2001
4. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 21.12.2021) Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации // Россий-ская газета, N 247, 20.12.2001
5. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 08.03.2022) О страховых пенсиях// Российская газета, N 247, 20.12.2001
6. Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 О мерах по совершен-ствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Рос-сийской Федерации // Российская газета, N 189, 30.09.2000
7. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России) (вместе с По-ложением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России), Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)) // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 30.01.1992, N 5, ст. 180
Научная и учебная литература:
8. Агеева А.С. Нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения в РФ на современном этапе развития // Журнал «Мировая наука». - 2019. - № 5 (26). - С. 119-123.
9. Алябьева Т.С. Особенности пенсионного обеспечения зарубежных стран // Журнал «Символ науки: международный научный журнал». - 2017. - Т. 1. - № 4. - С. 21-24.
10. Ахметзянов Р.В. Пенсионный фонд России: его структура и полно-мочия органов // Журнал «Наука России: цели и задачи». - Сборник науч-ных трудов. - 2020. - С. 33-35.
11. Балашев Н. Б., Конивец А. Д. Проблемы функционирования Пенси-онного Фонда РФ // Журнал «Экономика и бизнес: теория и практика». – 2019. – С.73-74
12. Бобков В.Н. Пенсионная реформа: простота тактических решений чревата стратегическим провалом // Российский экономический журнал. - 2019. - № 1. - С. 31-40.
13. Грачева Е. Ю. Финансовое право: учебник / Е. Ю. Грачева, Э. Д. Соколова. — 5-е изд., испр. и доп. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2019. — 272 с.
14. Гусакова Ю.С., Соломин И.И. Задачи и основные направления но-вой модели реформы пенсионной системы РФ // Журнал «Уральский науч-ный вестник». - 2018. - Т. 11. - № 1. - С. 94-96.
15. Ефимова Л. А., Макарова С.Д., Тукмакова Ю.О. Возможности и ограничения использования зарубежного опыта в процессе реформирования пенсионной системы РФ // Журнал «Экономический анализ: теория и прак-тика». -Выпуск № 24 (375) / 2017. – С. 77-79
16. Жилкина Н. А. К вопросу о правовом статусе Пенсионного Фонда Российской Федерации / Н. А. Жилкина // Вестник науки. 2018. Т. 2. № 9 (9). С. 82–84.
17. Захарова О.С., Пушпакова А.С. Сравнительный анализ пенсионно-го обеспечения России и зарубежных стран // Журнал «КиберЮрист». - 2019. - № 12 (1). - С. 31-39.
18. Ибрагимов С. С. А. Проблемы Пенсионного Фонда России в со-временных реалиях / С. С. А. Ибрагимов // Актуальные научные исследова-ния в современном мире. 2019. № 2–6 (46). С. 73–79.
19. Иванова С. В., Киреев Ю. А., Киреева К. А. История развития пен-сионного обеспечения в России [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 84-85
20. Исмагилов А. Н. Пенсионный фонд Российской Федерации, совре-менные проблемы его функционирования // Журнал «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки». – 2017. – № 12 (60). – С. 428-429
21. Казанкова Т. Н. К вопросу о правовом статусе Пенсионного Фонда РФ / Т. Н. Казанкова, А. Д. Ванюшина // Аллея науки. -2018. -Т. 2. -№ 3 (19).- С. 113–118.
22. Ким А.Е. К вопросу о правовом статусе Пенсионного фонда РФ // Журнал «Молодой ученый». -2020. - № 45 (335). - С. 102-104.
23. Лазарева Е.Н., Джамаева С.Н. Модели построения пенсионных си-стем: опыт зарубежных стран // Журнал «Экономика и управление народ-ным хозяйством (Санкт-Петербург)». - 2019. - № 8 (10). - С. 159-167.
24. Мальцев В.А. Финансовое право: учебник / Мальцев В.А. — Москва : КноРус, 2018. — 237 с.
25. Махиянова Л.Ф. Роль Пенсионного фонда Российской Федерации в социальной защите населения // Журнал «Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки. Сборник статей по материалам LXXXV студенческой международной научно-практической конференции». - 2020. - С. 115-120.
26. Медведева Т.В. Опыт зарубежных стран в формировании систем пенсионного обеспечения // Вестник Тульского филиала Финансового уни-верситета. - 2017. - № 1. - С. 31-33.
27. Пучкова Л.М. Проблемы Пенсионного фонда России. // Вестник Российского университета кооперации. – 2017. - №3. С. 59-61.
28. Свирская К. В., Берг Н. А. Правовой статус Пенсионного фонда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №21. — С. 393-398
29. Семенова М.С. Роль Пенсионного Фонда в реализации социальной политики // Журнал «Социально-экономическое развитие России и регио-нов». – 2017. – С.318-320
30. Синявская О. В., Якушев Е. Л., Червякова А. А. Российская пенси-онная система в контексте долгосрочных вызовов и национальных целей развития: докл. к XXII Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 13–30 апр. 2021 г. / О. В. Синявская, Е. Л. Якушев, А. А. Червякова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. — 120 с.
31. Шевченко М.В. Социальная значимость пенсионной системы РФ // Журнал «Science Time». - 2017. - № 4 (40). - С. 256-262.
Материалы правоприменительной практики:
32. Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2018 N 308-КГ18-13671 по делу N А63-4730/2018 //Документ официально опубликован не был, СПС Консультант Плюс