Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современные отечественные организации (том числе, некоммерческого сектора) для целей ориентации на обеспечение устойчивых позиций и максимально возможного достижения финансовых результатов ориентированы на внедрение систем бюджетирования в системе управления. Внедрение схем бюджетирования особенно актуально ввиду кризиса, который получил развитие в 2014-2015 годах и оказал негативное воздействие на экономико-хозяйственную деятельность российских организаций.
Каждая организация занимается бюджетированием. Этот процесс неотделим от процесса управления. Существует множество определений бюджетирования (бюджетного процесса). Например:
Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов.
Бюджетирование - синоним бюджетного управления, то есть планирования будущей деятельности организации и подготовки управленческих решений на основе анализа отклонений фактических показателей от плановых.
Актуальность выбранной темы работы определена тем, что формирование эффективной системы управления финансами, финансового управления, планирования является залогом перспективного развития деятельности организации. В рамках бюджетирования определяется финансовое планирование деятельности организации путем составления общего бюджета организации, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.
Разработка бюджетов и постановка их на регулярную основу является важней составляющей управления предприятия. Управлять можно только будущими событиями, поэтому такое важное значение отводиться бюджетированию.
Бюджетирование способствуют сокращению нерационального использования средств предприятия. Особенно остро стоит вопрос для промышленных предприятий. Цикл производства замораживает оборотные средства на определенное время, что требует особого планирования финансовой деятельности для обеспечения ритмичности производства.
Бюджетирование является средством самоконтроля по достижению запланированных показателей, по соответствию выбранной стратегии. Одним из важных составляющих бюджетного процесса является построение системы управленческого учета, позволяющей сформировать симметричный плану факт и на основании данных провести анализ.
Целью представленной работы является разработка мероприятий по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов на основании анализ финансовых ресурсов ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических аспектов формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений;
- изучение основных форм и методов планирования расходов бюджетных учреждений и исполнения их смет;
- изучение проблем финансирования бюджетных учреждений в современных условиях;
- изучение краткой характеристики ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области и ее экономические показатели;
- проведение экспресс анализа финансового состояния ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области;
- изучение процесса формирования сметы расходов ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области;
- проведение анализа исполнения бюджета и основных расходов ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области за 2015-2017 гг.;
- изучение направлений совершенствования механизма формирования и использования финансовых ресурсов в бюджетной сфере;
- предложение мероприятий по совершенствованию механизма формирования и использования финансовых ресурсов ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области;
- проведение экономической эффективности предложенных мероприятий.
Объектом исследования в представленной работе является формирование и использование финансовых ресурсов.
Предметом исследования является бюджетное учреждение ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Исходной экономико- статистикой информацией является динамика и объем расходов федерального бюджета РФ и финансовая отчетность ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Результатами данного исследования являются мероприятия, способствующие совершенствованию механизма по формированию и использованию финансовых средств в ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области.
Возможность практического применения результатов исследования возможна как в бюджетном учреждении ФКУ ЛИУ-42 ГУФСИН России по Кемеровской области, так и в любом другом бюджетном учреждении.
Глава 1. Теоретические аспекты организации финансов бюджетных учреждений
1.1 Теоретические аспекты формирования финансовых ресурсов бюджетных учреждений
Государственное учреждение - некоммерческая организация, созданная для управления какой-либо сферой или объектом, обслуживания населения, обеспечения деятельности государственных органов, рассмотрения заявлений, жалоб и иных обращений граждан (учреждение образования ориентировано на предоставление образовательных услуг).
Государственные (муниципальные) учреждения можно классифицировать в зависимости деления их на три типа, которые представлены ниже на Рисунке 1.
Рисунок 1- Типы государственных (муниципальных) учреждений
Исходя из сведений, представленных на рисунке 1 следует, что бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в оперативном управлении учреждения. Бюджетное учреждение может быть профинансировано посредство субсидирования.
Под финансированием понимается безвозмездное и безвозвратное предоставление государством денежных средств в разных формах предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления их текущей деятельности.
В исследование вопросов, связанных с использованием финансовых ресурсов в бюджетном предприятии внесли значительный вклад такие экономисты, как А. И. Бородин, Н.Н. Шаш, О.С. Белокрылова со своей работой «Теоретические аспекты управления собственными средствами в бюджетной сфере», Л.С. Васильева, М.В. Петровская с трудом «Оценка финансового потенциала бюджетного учреждения», а также авторы других работ по данной тематике: Е.В. Попов, В.Ю. Катасонов, В.М. Родионова, Е.А. Неживенко, Л.С. Сосненко, М.А. Федотова, О.С. Федорин, М.Т. Шафиков и другие.
Эффективность использования финансовых ресурсов бюджетным учреждением складывается в финансовый потенциал учреждения. В свою очередь, такие авторы, как Л.Ш. Лозовский, Е.Б.Стародубцева под термином «финансовый потенциал» подразумевают совокупную способность экономики организации осуществлять хозяйственно-производственную деятельность, удовлетворять потребности общества, выпускать продукцию, определяемую вовлекаемыми природными ресурсами, научно-техническим и трудовым потенциалом, накопленным капиталом. А В.В. Ковалев считает, что значение данного термина следует трактовать, как способность фирмы достигать поставленные перед ней цели, при этом используя трудовые, материальные и финансовые ресурсы, которые находятся у нее в распоряжении. Автор выделяет две стороны экономического потенциала: финансовое положение компании, и ее имущественный потенциал [14, с. 115-120]. По его мнению, имущественный потенциал (здесь подразумеваются те ресурсы, которое предприятие приобрело за время прошлых периодов, и от которых оно ждет в перспективе экономической выгоды), как основная составляющая финансового потенциала компании, сопоставима с величиной источников финансирования (заимствованных средств) и в результате этого сопоставления определяется финансовое состояние, которое создает результаты его хозяйственно- финансовой деятельности и определяет возможности развития хозяйствующего субъекта в дальнейшем.
На основании изученного мнения Коокуевой В.В. в отношении проблемы регионального финансирования на федеральном уровне можно выделить следующее мнение автора «Основным источником финансирования бюджетных учреждений является федеральный бюджет государства, бюджет субъектов Российской федерации, бюджеты муниципальных организаций и внебюджетные средства» [19, с. 319-322] так же автор выделяет основную проблему финансирования бюджетных учреждений в современном время: «экономический кризис сказался на снижение уровня финансирования из государственного федерального бюджета, региональный бюджет в данной ситуации оказался заложником ситуации, так как региональный бюджет не в силах перекрыть все потребностью бюджетных учреждений» [19, с. 319-322]
По мнению авторов научной статьи Б.З. Батова, Л.О. Асланова, М.В. Аликаева, А.М. Губачикова основные проблемы финансирваония бюджетных учреждений в РФ в период посткризисного времени заключаются в следующем: «При реализации расходной бюджетной политики до сих пор преобладает экстенсивный подход. За счет бюджетных средств содержится обширная сеть бюджетных учреждений, однако цели ее функционирования, система оценки результативности и эффективности до сих пор не разработаны. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм в рассматриваемой, «объединены в четыре крупные группы: историческо-психологические, политические, финансовые, институциональные» [1, с. 546-550]
Безвозвратность и безвозмездность финансирования отличают его от кредитования, а также от предоставления ссуд на условиях возвратности и возмездности.
Финансирование осуществляется на основе следующих принципов:
целенаправленности;
финансирования в меру исполнения работ, услуг;
соблюдения финансовой дисциплины.
Принцип целенаправленности закрепляет положение, согласно которому все расходы имеют предметно-целевое назначение: заработная плата, командировки, стипендии, текущие расходы и т. д.
Финансирование в меру выполнения работ и услуг означает, что средства выделяются в соответствии с фактическим выполнением работ и услуг, их количественными и качественными показателями.
Бюджетное финансирование – это денежное обеспечение, предоставленное в безвозвратном порядке, денежные средства, выделенные из государственного бюджета на расходы.
Из-за недостатка денежных средств, которые поступали из бюджета, учреждениям необходимо было искать дополнительные внебюджетные источники финансирования за счет осуществления предпринимательской деятельности.
Бюджетные учреждения имели право осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, законодательными актами. К предпринимательской деятельности бюджетных учреждений относятся производство и реализация товаров, работ и услуг, которые предусмотрены в уставе учреждения, реализация и сдача в аренду имущества, внереализационные операции и др.
Бюджетное финансирование представляет собой запланированные расходы денежных средств на оказание государственных услуг, выполнение работ, включая ассигнования на закупку товаров, которые утверждены законом, выделены и закреплены по цели, объему, месту и времени (периоду).
Основными источниками финансирования является федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации. К консолидированному бюджету относится бюджет региона РФ и муниципальных образований.
Существует три модели бюджетного финансирования:
- сметное;
- нормативное;
- финансирование на основе грантовой поддержки.
В России длительное время финансирование образовательных учреждений являлось сметным. Все образовательные учреждения покрывали свои расходы на текущее содержание и развитие за счет средств бюджета на основе смет.
Под бюджетной сметой понимается роспись расходов, которая составляется с использованием кодов бюджетной классификации по определенным статьям бюджетных ассигнований. Бюджетная смета устанавливается распорядителем бюджетных средств.
Лимиты – это объем в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.[1, с. 546-550]
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ функции распорядителя бюджетных средств выполняет орган государственной власти, местного самоуправления, местной администрации, а также органы, которые указаны в ведомственной структуре расходов бюджета. Они имеют право распределять лимиты бюджетных обязательств между получателями бюджетных средств.
Получатели бюджетных средств – это бюджетные учреждения, которые имеют право на принятие и исполнение бюджетных обязательств.
Сметное финансирование предполагает расходы в точном соответствии с нормами затрат и их назначением.
Бюджетная смета – документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.
Бюджетная смета бюджетного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится бюджетного учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетная смета бюджетного учреждения, являющегося органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, утверждается руководителем этого органа.
Утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций бюджетного учреждения.
В рамках сметного финансирования выделяются лимиты бюджетных обязательств. Лимиты бюджетных обязательств – это объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и 3 (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящимся к их основным видам деятельности в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. От выполнения такого задания бюджетное учреждение не вправе отказаться.
Под нормативными затратами следует понимать затраты в стоимостном выражении на реализацию государственных образовательных программ. Нормативные затраты включают в себя утвержденные учредителем нормы трудовых, денежных и материальных ресурсов. Распределяются по видам и категориям образовательных учреждений, в расчете на год. Нормативное финансирование дает возможность рассчитать размеры затрат в сфере образования на одного обучающегося. [2, с. 177-178]
Нормативное финансирование бюджетных учреждений имеет значительные преимущества по сравнению со сметным финансированием.
Главным отличием при нормативном финансировании является то, что образовательные учреждения, получающие финансовые средства, сами определяют направления их использования.
Также важным источником в образовательных учреждениях являются внебюджетные средства. При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности.
Когда образовательное бюджетное учреждение получает внебюджетные средства, оно обязано открыть в территориальных органах федерального казначейства отдельные лицевые счета, где будут учитываться операции с внебюджетными средствами.
Также к приносящей доход деятельности образовательных учреждениям относится выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно – конструкторских работ. [3, с. 115-116]
Однако образовательным учреждениям следует понимать, что от эффективного использования финансовых ресурсов, поступающих из различных источников финансирования, зависит их будущая деятельность.
Таким образом, бюджетное учреждение является некоммерческой организацией. Финансирование бюджетного учреждения осуществляется за счет выделения денежных средств в пользу бюджетного учреждения из государственного бюджета. Но в то же время бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность, которая привлечет дополнительные финансовые средства.
1.2 Основные формы и методы планирования расходов бюджетных учреждений и исполнения их смет
Финансовое планирование является неотъемлемой частью общей системой управления финансами, которая в свою очередь является основным элементом общей системы управления предприятием.
Задачами финансового планирования являются:
использование экономической, правовой, учётной и рыночной информации для разработки финансовых планов (бюджетов);
анализ и оценка взаимосвязи решений о дивидендах, краткосрочном финансировании и инвестициях;
прогноз последствий управленческих решений с целью избежать воздействия негативных событий и чётко представлять влияние долгосрочных и оперативных решений на конечный финансовый результат;
выбор решений, которые выполнимы в рамках принятых финансовых и инвестиционных планов;
сравнительная оценка результатов реализации выбранных решений, отражённых в финансовых планах.
Финансовые планы классифицируются по таким основным признакам: аудитория пользователей, характер объекта, масштаб проблемы, целевое назначение, документальное оформление и ситуативные особенности обоснования.
Процесс составления бюджетов включает в себя ряд этапов, которые представлены на Рисунке 2 [36]
В управленческом учете под бюджетом понимают документ, созданный до того, как предполагаемые действия выполняются. [43, с. 250-254] Объектом бюджетирования является сфера хозяйственной деятельности. Бюджетирование классифицируется в соответствии с видами бюджетов. Бюджетом является директивный план будущих операций и используется для планирования, контроля и оценки эффективности деятельности организации.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Батова Б.З., Асланова Л.О., Аликаева М.В., Губачиков А.М. Проблемы финансирования в бюджетной сфере в России // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5-3. – С. 546-550
2. Бухвостов Г. Бюджетирование / Г. Бухвостов.- М.: АСТ, 2013.- 429 с.
3. Васильева Л.С., Петровская М.Н. Финансовый анализ: Учебник / Л.С. Васильева, М.Н. Петровская. – М.: КНОРУС, 2012.- 499 с.
4. Васютин .Д.ДРааР.Д. Управление на предприятии / Р.Д. Васютин.- М.: Астра, 2013.- 399 с.
5. Вечканова Г.Р., Вечканов Г.С. Микроэкономика. 8-е изд. / Г.Р. Вечканова, Г.С. Вечканова. - СПб.: Питер, 2011. - 208 с.
6. Голонов С.Я. Экономика организации / С.Я. Голонов.- М.: Вид, 2014.- 328 с.
7. Греков М.Д. Финансы организации / М.Д. Греков.- М.: Дело, 2014.-509 с.
8. Гришин Р.И. Финансы предприятий. Книга 1. / Р.И. Гришин- М.: Аист, 2011.-465 с.
9. Гурков, И. Б. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики: теория и методология исследования / И. Б. Гурков. - М.: ИД «Финансы и кредит», 2008. – 216 с.
10. Грязева А.Г. Финансовый менеджмент / А.Г. Грязева.- М.: АСТ, 2011.- 401 с.
11. Давыденко Е.А. Проблемы организации финансового планирования и контроля на отечественных предприятиях// Финансовый менеджмент. – 2014. - №11.
12. Егупова О.А. Проблемы финансирования бюджетных учреждений // Ученые записки. 2009 – № 13 – С. 142-148
13. Иванова Н. А., Жулина Е. Г.Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие / Н.А. Иванова, Е.Г. Жулина.- М.: Дашков и К, 2013.- 272 с.
14. Ковалев В.В. Финансы и кредит: 5-е изд., доп. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 382.
15. Краснов С.С. Финансы предприятий / С.С. Краснов.- М.: АСТ, 2013.- 439 с.
16. Кухарев Л.Ю. Финансы / Л.Ю. Кухарев.- М.: Сириус, 2013.- 428 с.
17. Корноухова Т.В., Гапсаламов А.Р. Формы практико-ориентированного обучения в системе СПО на современном этапе развития экономики РФ // Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. 2016. С. 196-198
18. Куцман Я. Финансы предприятий / Я. Куцман.- М.: Вид, 2013.- 199 с.
19. Коокуева В.В Проблема регионального финансирования на федеральном уровне в Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2013 – №7 – С.319-322
20. Кобец Е.А. Планирование на предприятии. Учебное пособие / Е.А. Кобец.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2011.-539 с.
21. Ларин О.Д. Основы экономики организации: учебник / О.Д. Ларин. – М.: - Экономика, 2013 – 312 с.
22. Лущин Л.Д. Финансы организации / Л.Д. Лущин.- М.: АСТ, 2013.- 99 с.
23. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент - 2-е изд., перераб. и доп. / И.Я. Лукасевич.- М. : Эксмо, 2011. - 768 с.
24. Маркин Д. Государственное и муниципальное управление.- М.: Проспект, 2014.- 399 с.
25. Макаренко Р.Д. Бюджетирование на предприятии.- М.: Викос, 2014.- 329 с.
26. Обанин О. Финансы организации / О. Обанин.- СПб.: Нева, 2013.- 326 с.
27. Пархоменко Л.А. Управление на предприятии / Л.А. Пархоменко.- М.: АСТ, 2013.- 99 с.
28. Пукаев М.С. Финансы предприятий / М.С. Пукаев.- М.: АСТ, 2014.- 439 с.
29. Пурман О. Финансы / О. Пурман.- М.: Дрофа, 2013.- 439 с.
30. Прагин Д.Б. Финансы организаций / Д.Б. Прагин.- М.- АСТ, 2013.- 238 с.
31. Потехина Е.В. Процесс финансирования бюджетных учреждения: механизм и основные направления // Ученые записки. – 2013. – №5 – С.106-109
32. Ременников В.В. Прогнозирование / В.В. Ременников. – М.: Проспект, 2013. -140 с.
33. Романова М.В. Формирование финансовой политики предприятия: Управление финансами // Финансы и кредит. – 2000. – № 8. – С. 25-34.
34. Рузанова С.Ю. Финансы организации.- М.: Проспект, 2014.- 199 с.
35. Раицкий, К. А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 2-е изд. / К. А. Раицкий. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 696 с.
36. Савельев И. Учет макроэкономических параметров в бюджетном планировании / И. Савельев // Консультант.- 2011.- №9, С.3
37. Селезнева, Н. Н. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 456 с.
38. Харман Д. Финансы организаций / Д. Харман.- М.: АСТ, 2012.- 399 с.
39. Ходарев, А. Как привлечь заемные средства // Генеральный директор. – 2009. – №3. – С. 37-41.
40. Цыпляков С.С. Финансы / С.С. Цыпляков.- М.: Астра-М, 2012.- 408с.
41. Чапек, В.Н. Рынок финансовых ресурсов малых организаций / В.Н. Чапек, В.П. Рябошапко, И.С. Веселов, Ю.А. Будницкая. Ростов-на-Дону. – М.: Феникс. – 2008. – С. 221.
42. Шекова Е.Л. Экономика и менеджмент некоммерческих организаций / ШековаЕ.Л..- М.: АСТ, 2009.- 401 с.
43. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент / Е.И. Шохин. – Учебник.- М.: ФБК-Пресс, 2004.- 408 с.
44. Шурков С.Я. Финансы организации.- М.: Пресса, 2015.- 109 с.
45. Шульга, А. Как управлять финансами в условиях кризиса // Генеральный директор. - 2008. – №12. – С. 30-33.
46. Яховский Д.Б. Финансы / Д.Б. Яховский.- М.: Пасон, 2013.- 401 с.
Яровский С.Ю. Финансы организации.- М.: Проспект, 2014.- 329 с.