Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Современное образование в настоящий момент переживает период перехода к деятельностному обучению, в процессе которого формируется личность, способная к самореализации и самоопределению. В соответствии с новыми стандартами необходимо усилить мотивацию ребёнка к получению знаний. Наиболее эффективной формой проведения урока, на наш взгляд, является интеграция. Учебную деятельность в соответствии с новыми стандартами учащиеся осуществляют с помощью универсальных учебных действий (УУД).
Именно интегрированный урок даёт возможность не только сформировать у учащихся нужные УУД, но раскрывает перед ними объёмную картину мира. Интеграция предметов в рамках школьной программы позволяет ребёнку увидеть, что всё в мире взаимосвязано, что нет ни одной области науки, взаимоисключающей другую. Ребёнку важно понять, что знания и умения, полученные на одном предмете, обязательной найдут практическое применение в области других наук. Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий (УУД). Формирование универсальных учебных действий начинается именно на первых ступенях обучения в школе, а для этого у младших школьников необходимо развивать отдельные общеучебные умения. Внедрение универсальных учебных действий в системе образования отвечает запросам общества, которые сформировались в процессе перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. На первый план выходит умение работать с информацией, способность к самообразованию. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.
Цель исследования: дать теоретическое обоснование интегрированным урокам в начальной школе как средству развития познавательного интереса к русскому языку.
Задачи исследования:
1) изучить теоретическое обоснование интегрированных уроков русского языка как средства развития познавательных универсальных учебных действий в условиях инклюзивного образования;
2) проанализировать содержание и организация программы педагогического эксперимента по использованию интегрированных уроков русского языка как средства развития познавательных универсальных учебных действий в условиях инклюзивного образования.
Объект исследования – ученики четвертого класса.
Предмет исследования – теоретическое обоснование интегрированным урокам в начальной школе.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, эксперимент.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОЕРТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие интегрированного урока в педагогической литературе
Родоначальником интеграции считают Я. А. Коменского, который утверждал, что «всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи» [3]. С точки зрения дидактики, интеграция – это не просто соединение двух или более предметов в одном уроке, а органичное взаимодействие этих предметов, благодаря которому более полно охватывается изучаемое явление. Интеграция усиливает практическую составляющую обучения, стимулирует познавательный интерес учащихся, способствует самообразованию. Для эффективной организации интегрированных уроков необходимо выполнение следующих условий:
1. Установление межпредметных связей.
2. Систематизация понятий и явлений.
3. Постановка единых цели и задач и установление целостности предметов.
4. Построение занятия по единой программе.
Цель интегрированного урока – сформировать у учащихся всесторонние (углубленные и расширенные) знания о предмете изучения, его целостную картину [9]. В таком уроке всегда выделяются ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины. Интегрированные уроки могут объединять самые разные дисциплины, как в их полном объеме, порождая интегративные предметы, так и включая лишь отдельные составляющие: содержание, методы [18].
Интегрированное обучение - это процесс, в котором ценится разнообразие и уникальный вклад каждого ученика в классе. В действительно инклюзивной среде каждый ребенок чувствует себя в безопасности и чувствует себя частью группы. Учащиеся и их родители участвуют в постановке образовательных целей и решений, а школьный персонал обладает навыками, поддержкой, гибкостью и ресурсами для воспитания, воспитания и удовлетворения потребностей всех учащихся.
Интегрированное обучение предлагает детям лучшее образование и способствует изменению дискриминационного отношения. Школа знакомит ребенка с миром за пределами его семьи, помогает наладить социальные отношения и взаимодействия. Уважение и понимание растут, когда учащиеся с разными навыками и опытом играют, общаются и учатся вместе.
Интегрированное образование детей не исключает и не разделяет членов команды, не способствует дискриминации традиционно маргинализированных групп. Потому что индивидуальное специальное образование не гарантирует успеха детям, нуждающимся в особом внимании. Школы, которые предоставляют поддержку и соответствующую интегрированную среду обучения, работают намного лучше.
Важнейшие элементы интегрированного обучения:
- Наем помощников, учителей или профессионалов, чтобы помочь учителям удовлетворить все потребности и потребности учеников и работать со всей группой.
- Адаптированная учебная программа для детей с особыми образовательными потребностями.
- Родительское участие.
- Большинство школ стремятся к определенному уровню участия родителей, но это часто ограничивается только четвертью занятий.
Интегрированное обучение - это принятие в общество всех детей, независимо от их физического, умственного, социального или языкового развития. В эту группу часто входят дети из неблагополучных групп, представителей всех рас и культур. Одаренные ученики и дети с ограниченными возможностями прекрасно уживаются в классе. Интеграция не происходит сразу, конечно, она требует тщательного планирования, позитивного отношения, определенного образца поведения, использования необходимой профессиональной поддержки, короче говоря, нужно все, чтобы дети чувствовали себя активно частью школы в образовательном процессе. системы, а затем участвовать в полной мере Стань членом общества.
Основная задача школьных помещений - учитывать разнообразные и особые потребности всех учащихся, распознавать и минимизировать препятствия для обучения и общения, а также создавать атмосферу терпимости и уважения, в которой каждый воспринимается как ценный человек. Цель состоит в том, чтобы предложить всем детям поддержку, в которой они нуждаются, чтобы добиться успеха в будущем и найти себя в современном мире и обществе.
Преимущества интегрированного обучения:
- Развитие индивидуальных навыков каждого ребенка.
- Вовлечение родителей в культурную, образовательную и педагогическую деятельность школы.
- Воспитание школьной культуры, уважения и принадлежности.
- Интегрированное обучение дает возможность распознавать и принимать индивидуальные различия, что исключает риск преследований и издевательств в команде.
- Установление дружеских отношений с множеством других детей, понимание их индивидуальных потребностей и способностей.
Интегрированное обучение не является обязательным. В первую очередь стоит положиться на мнение родителей и желание самого ребенка. Интеграция - это, грубо говоря, объединение отдельных компонентов в единое целое. Что касается образования, то этот процесс нельзя назвать чисто механическим объединением здоровых детей и детей с ограниченными возможностями. Это сложная серия взаимодействий между детьми, педагогами и специалистами по коррекции. Это не локально, так как вам нужен целостный системный подход к организации деятельности школы во всех сферах.
Интеграция академических предметов не отрицает предметную систему. Это возможный способ улучшить его, преодолеть недостатки и направить на углубление связей и зависимостей между объектами. В рамках реализации интегрированного обучения решаются задачи развития умения обобщать, синтезировать знания из смежных научных дисциплин, обеспечивается преемственность знаний, их формирование на более высоком продуктивном уровне, что необходимо для формирования. Не маловажна и выпускная модель как для начальной, так и для средней школы и старшей школы.
Прежде всего, необходимо определить, что такое интегрированный урок в целом, и отделить это понятие от другого, узкого представления о междисциплинарных связях.
«Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность».
Термин «межпредметные связи» в научной литературе имеет несколько значений. Рассмотрим эти значения:
«Межпредметные связи – это связи между основами наук учебных дисциплин, а точнее – между структурными элементами содержания, выраженными в понятиях, научных фактах, законах, теориях.
Межпредметные связи – взаимная согласованность учебных программ, обусловленная системой наук и дидактическими целями».
Приведенные определения понятия межпредметных связей соотносятся с разными предметными областями. Если в первом речь идет о связях между структурными элементами содержания учебных дисциплин, связанных с различными областями знания, то второе определение связано с особенностями преподавания таких дисциплин. Однако, можно сказать, что данные определения отражают разные аспекты одного и того же явления.
Выяснив, что называется интегрированным уроком и межпредметными связями, необходимо определить значение интегрированного урока в начальном звене школы. Здесь понятие «интеграция» может иметь два значения (рисунок 1 в приложении):
Структура интегрированных уроков тождественна структуре уроков в системно-деятельностном подходе. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет структуру урока следующим образом (приложение).
Структура других типов уроков аналогична выше представленной, за тем только исключением, что уроки проверки знаний, например, немного меняют содержание структуры, но в остальном также почти неизменны.
Рассмотрим основные положения комплексной методики обучения (рис.3):
При выборе материалов для комплексного урока преподаватель должен руководствоваться тем, что содержание разных предметов, сгруппированных по одной теме, не является простой суммой знаний. Следует помнить, что компоненты, которые он содержит, действуют как подсистемы, составляющие единое целое в этой системе.
С точки зрения задач интегрированного обучения показаны его результаты: повышение уровня знаний по теме; Изменения в интеллектуальной деятельности; развитие языка школьников за счет взаимного влияния разных учебных предметов; эмоциональное развитие студентов за счет увлечения музыкой, рисованием, лепкой, литературой, пластикой телодвижений; рост познавательного интереса школьников, который проявляется в стремлении к активной и самостоятельной работе в классе и после уроков; вовлечение учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть собственные стихи, рисунки, доски, поделки, отражающие личное отношение к определенным явлениям и процессам.
В настоящее время в процессе образовательной деятельности происходит переход к стандартам по направлениям образования (язык, математика, природа, человек, общество), а не по отдельным научным дисциплинам личности ребенка, формированию целостного мировоззрения. Экологически чистые ценностные ориентации, убеждения, идеалы, поведенческие навыки.
Интеграция - это процесс конвергенции и коммуникации наук, который идет рука об руку с процессами дифференциации и является высокой формой воплощения межсубъективных связей на качественно новом уровне образования, способствующим формированию нового целостного блока, сплав знаний, который является краеугольным камнем мировоззрения, который сопровождает человека на протяжении всей его жизни.
1.2. Интегрированный урок русского языка как средство развития познавательных учебных действий
В педагогической науке познавательная активность личности понимается как "активное состояние человека по отношению к миру, его способность создавать социально значимые преобразования материальной и духовной среды на основе присвоения социально-исторического опыта человечества" [16]. Понятие "познавательная деятельность" чаще всего связано с отношением к учебно-воспитательному процессу.
В процессе обучения студентов возникает проблема назначения, разработки, модернизации существующих методов и внедрения методов, направленных на активизацию познавательной деятельности студентов. Взаимосвязь между "активностью" и "активностью" может быть истолкована по-разному. В большинстве случаев понятия идентифицируются. Другой способ взглянуть на взаимосвязь этих понятий - рассмотреть активность как характеристику деятельности. Кроме того, деятельность рассматривается как результат деятельности. Познавательная деятельность также может быть определена понятием деятельности. Исходя из этих взаимосвязей между понятиями, можно определить познавательную активность как активность, готовность учащегося к учебной деятельности и инициативу [17].
Когнитивная активность или активность считается внутренней движущей силой взаимодействия. В практике обучения остро стоит проблема активизации познавательной деятельности учащихся [20]. В качестве параметра для оценки когнитивной активности можно рассматривать стремление к новизне и его устойчивость [21]. Для теории и практики большое значение имеет формирование и развитие познавательной активности личности в процессе обучения. Для контроля процесса формирования и развития познавательной активности учащихся требуются критерии, по которым можно оценить уровень сформированности познавательной активности учащихся. Познавательная деятельность учащегося должна определить свою сущность и определить свою структуру, чтобы оптимизировать и развивать ее в процессе обучения. Познавательная активность - это свойство личности, состоящее из познавательного интереса и стремления к учебной и познавательной деятельности [21].
Некоторые авторы, рассматривая структуру познавательной деятельности, обращают особое внимание на ее направленность и устойчивость, эффективность в освоении учебного материала и мобилизацию волевых усилий для достижения поставленной цели. В структуре познавательной деятельности основную роль играют эмоциональные и морально-волевые процессы [8]. Познавательную деятельность следует рассматривать одновременно как цель и средство ее достижения, как результат деятельности. Нацеленность индивида на достижение результата является одним из его ведущих качеств [17].
Принято выделять несколько этапов развития познавательной деятельности. Первая стадия развития познавательной деятельности была названа репродуктивной деятельностью. На этом уровне ученик пытается понять, запомнить и воспроизвести полученные знания, выполнить действие в соответствии с шаблоном. На первом уровне познавательной активности волевые импульсы учащихся характеризуются неустойчивостью, отсутствием интереса к более широкому кругу знаний. Второй стадией развития познавательной деятельности является так называемая интерпретативная деятельность. На втором уровне фиксируется желание учащегося понять смысл изучаемого материала, установить взаимосвязь явлений и процессов. Студенты могут применить полученные знания в изменившихся условиях. На втором уровне развития познавательной деятельности учащиеся проявляют высокую устойчивость волевых усилий, доводят дело до конца, ни одна задача не регистрируется, происходит самостоятельный поиск решений и ответов на поставленные задачи. Третья стадия развития познавательной деятельности была названа творческой. На третьем уровне студенты отличаются стойким
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабина С. Н. Подготовка будущих учителей физики и технологии к интеграции технологического и физического образования учащихся: моногр. / С. Н. Бабина. – Москва: Педагогика, 2003. – С. 38–40.
2. Белова А. В. Особенности формирования универсальных учебных действий в начальной школе / А. В. Белова // NovaUm.Ru. – 2021. – № 34. – С. 301-304.
3. Вавилова Л. Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. № 3. С. 46–51
4. Горлова, Л. А. Интегрированные уроки физики: 7-11 кл. / Л. А. Горлова. – Москва: ВАКО, 2010. – С. 25–31.
5. Евладова Е. Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования / Е. Б. Евладова. ‒ М. : Русское слово, 2015. – С. 20-79.
6. Ермакова, Е. В. Исследовательские межпредметные проекты при формировании метапредметных результатов обучения школьников / Е. В. Ермакова, Л. В. Губанова, Л. И. Каташинская // Школьные технологии. – 2019. – № 3. – С. 27–40.
7. Иванова А. И. Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников при изучении геометрических понятий на уроках математики / А. И. Иванова, Т. А. Шергина // Инновационные методы обучения и воспитания : сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2021 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. – С. 55-57.
8. Каташинская Л. И. Интегрированный урок как средство активизации познавательной деятельности учащихся / Л. И. Каташинская, Е. В. Ермакова // Проблемы и перспективы технологического образования в России и за рубежом : Сборник материалов III Международной научно-практической конференции, Ишим, 18–19 февраля 2021 года / Отв. редактор Л.В. Козуб. – Ишим: Ишимский педагогический институт им. П.П. Ершова (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет", 2021. – С. 111-113.
9. Кулешова М. В. Особенности организации и проведения интегрированного урока физической культуры и русского языка / М. В. Кулешова, С. М. Пасашкова // Актуальные проблемы теории и практики спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Самара, 15 апреля 2021 года. – Самара: ООО "Научно-технический центр", 2021. – С. 112-118.
10. Купалов И.И. Формирование личностных универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации групповой работы / И.И. Купалов // Психология младшего школьника. — М.: Проспект, 2020.- 149 с
11. Лапкина О. В. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: учеб. пособие / О.В. Лапкина. — Киев: Витебск, 2019. – 187 с.
12. Машков В.Б. Особенности формирования универсальных учебных действий в практической деятельности / В.Б. Машков. — М.:Иволга, 2017.- 147 с.
13. Немцова А. А. Средства и методы формирования универсальных учебных действий школьника / А.А. Немцова. Коррекционная работа в школе. – 2019. -№7. — С.61- 78.
14. Никитина, А.А. Программы по учебным предметам 1-4 класс / А.А. Никитина. – М.: Изд-во Вариант, 2019. – 285 с
15. Олегов В.С. Базовые понятия и определения в валеологии: Соч. — Т.8. — М.: Академия, 2019. – 157 c.
16. Федорец, Г. Ф. Проблемы интеграции в теории и практике обучения / Г. Ф. Федорец. – Ленинград, 1990. – 178 с.
17. Федорова, Н. Б. Межпредметная интеграция в курсе физики: учебно-методическое пособие / Н. Б. Федорова, О. В. Кузнецова, А. С. Поляков. – Рязань, 2010. – 169 с.
18. Черемных В. И. Интегрированные уроки как инновационная форма преподавания физической культуры в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Молодой ученый. 2015. № 11 (91). С. 1512– 1515.
19. Якунина В. Ю. Особенности использования интерактивных средств обучения в процессе развития универсальных учебных действий у младших школьников в педагогической теории / В. Ю. Якунина // Инновационная наука. – 2021. – № 12-1. – С. 114-116.
20. Ятайкина, А. А. Об интегрированном подходе в обучении // Школьные технологии. – 2001. – № 6. – С. 28–31.
21. Амирханова, Л. Б. Об интегрированном обучении филологическим дисциплинам в школьном образовании / Л. Б. Амирханова, Г. А. Селимова // Современ. проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. – URL: http:// scienceeducation.ru/ru/article/view?id=24245
22. Каташинская, Л. И. Изменение функционального состояния организма школьников в процессе использования на уроках информационных технологий / Л. И. Каташинская, Л. В. Губанова // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3. – URL: http://www.science-education.ru/118-14181