Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальной проблемой в наше время становится полноценное развитие детей с дошкольного возраста. Важную роль в успешности интеллектуального и психофизического развития ребёнка является сформированная мелкая моторика.
В современном образовании в числе одной из важных проблем называется проблема подготовки детей к школе. Организация обучения и воспитания детей в дошкольной образовательной организации претерпевают значительные изменения, что связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования (ФГОС ДОО).
Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс. Одним из важных является готовность к овладению письмом, что требует высокого уровня развития мелкой моторики. У ребенка не может сложиться всестороннее представление об окружающем мире без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве складываются именно с помощью тактильно – двигательного восприятия.
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Актуальность темы исследования обусловлена важностью особенностей формирования мелкой моторики в дошкольном возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию мелкой моторики дошкольника.
Проблема развития мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии всегда волновала педагогов и родителей. Развитие мелкой моторики выступает действенным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого, является целостное развитие [4].
Под влиянием правильно организованной работы над развитием мелкой моторики совершенствуются познавательные процессы: дифференцируются восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций.
Анализ современной психолого-педагогической литературы, в частности, исследований М.М. Кольцовой, А.Р. Лурия, показывает онтогенетическую взаимозависимость между развитием мелкой моторики и речевым развитием детей, в исследованиях указанных авторов отмечается оказание существенного влияния движения руки на развитие речевой функции.
В исследованиях М.М. Кольцовой рассматривается важность работы, направленной на изучение и совершенствование моторной сферы детей дошкольного возраста, автор указывает на относительную самостоятельность и легкую упражняемость моторной сферы, что предоставляет богатые возможности для развития и совершенствования мелкой моторики.
Несмотря на большой интерес к вопросам развития у детей мелкой моторики, проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях по конструированию недостаточно исследована.
Предмет исследования – содержание логопедической работы по коррекции и развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях по конструированию.
Объект исследования – процесс развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии и её влияние на речевое развития.
Цель исследования: обоснование и апробация программы логопедической работы по коррекции мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Гипотеза исследования мы предполагаем, что коррекционно – развивающая работа по развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии будет успешной, если:
обогащена развивающая предметно-пространственная среда оборудованием для конструирования из бумаги;
организована совместная деятельность педагога и детей по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством использования конструирования из бумаги;
разработаны и внедрены этапы работы по конструированию из бумаги;.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1. Изучить клинико – педагогическую характеристику детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
2. Провести теоретический анализ особенностей развития мелкой моторики у детей со стертой формой дизартрии.
3. Рассмотреть конструирование как средство коррекции и развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести обследование мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, проанализировать полученные результаты (констатирующий этап экспериментального исследования).
5. Апробировать разработанную программу логопедической работы по коррекции и развитию мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией (формирующий этап).
6. Провести контрольный срез уровня сформированности мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией, проанализировать эффективность проведенной логопедической работы (контрольный этап).
Выбор методов исследования определяется характером решаемых задач:
а) теоретические методы: изучение и анализ теоретической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение материала, полученного в наблюдениях, беседах, т.е. эмпирическим путём;
б) эмпирические: наблюдение; беседа; изучение опыта работы воспитателей, педагогический эксперимент.
Методологическая основа исследования, включает следующие положения:
− о взаимосвязи в развитии речи и моторики ребенка (Т. В. Верясова, М. М. Кольцова, О. И. Крупенчук, Е. М. Мастюкова, У. Г. Пенфилд);
− о симптоматике и структуре речевого дефекта у детей дошкольного возраста со стретой дизартрией (Е. Ф. Архипова, Л. С. Волкова, Г. В. Гуровец, Л. B. Лопатина, О. Г. Приходько, E. H. Серебрякова,
Е. Ф. Соботович,Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина);
− о коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, В. В. Коркунов, В. И. Лубовский, Ж. И. Шиф).
Новизна исследования: обоснованы потенциальные возможности использования занятий по конструированию в развитии мелкой моторики рук у детей со стертой дизартрией; определены показатели и уровни развития мелкой моторики у детей со стертой дизартрией.
Теоретическая значимость исследования: описаны содержательные характеристики уровней развития мелкой моторики у со стертой дизартрией.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс упражнений с использованием конструирования развития мелкой моторики у детей со стертой дизартрией возраста, может быть использован в учебно-воспитательном процессе в дошкольных образовательных учреждениях.
Экспериментальная база исследования: МДОУ «Детский сад № 40» группа комбинированного вида № 6.
Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии на занятиях по конструированию
1.1 Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии
Дизартрия – нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодии, обусловленное недостаточной иннервацией мышц речевого аппарата: дыхательной, голосовой, артикуляционной. При дизартрии двигательный механизм речи нарушается вследствие органического поражения ЦНС. Структура дефекта при дизартрии представляет собой нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др. Структура дефекта в специальной литературе достаточно изучена.
Вопросы лечения данного контингента детей также широко представлены в медицинской литературе. Наиболее тяжелые степени дизартрии возникают у детей с детским церебральным параличом. Менее выраженные степени дизартрии наблюдаются у детей с умственной отсталостью. Легкие степени дизартрии (МДР - минимальные дизартрические расстройства) очень часто встречаются у детей с ОНР (50-80%); у детей с ФФН (30-40%); у части детей с исходным диагнозом комплексная дислалия в результате тщательного обследования выявляют стертую дизартрию (10%).
В школьном возрасте стертая дизартрия проявляется не только в устной (нечеткой, нечеткой), но и в письменной речи. Характерными дисграфическими ошибками при письме являются пропуски и замены гласных, пропуски согласных при сближении в слове нескольких согласных, недописывание окончаний. Эти ошибки обусловлены недостаточно четкой артикуляцией гласных, которые и в устной речи произносятся редуцированно. Помимо этих ошибок, существуют еще и графические ошибки, в основе которых лежит неполноценность оптико-пространственных представлений.
Стертая дизартрия (легкая степень дизартрии, МДР - минимальные дизартрические расстройства) в логопедической практике является одним из наиболее частых и трудно поддающихся коррекции нарушений произношения речи. Г. Гуцман впервые выделяет среди детей с полиморфным нарушением звукопроизношения категорию детей, у которых нарушена артикуляция и у которых процесс исправления звукопроизношения крайне затруднен.
В дальнейшем Правдина-Винарская и Эйдинова будут анализировать случаи двигательных нарушений. Аббревиатура «МЛУ» была придумана Г.В. Чиркина и И.Б. Карелина для обозначения небольшой (стертой) степени дизартрии. Легкую «стертую» дизартрию выделяют Правдина и Мелехова при обследовании детей со сложной дислалией. Они выделили функциональную, механическую дислалию, а также органическую церебральную дислалию, позже отнесенную к легкой дизартрии и известную как стертая дизартрия.
Авторы отмечают, что при органических мозговых нарушениях фонетического произношения (стертая дизартрия) отмечается недостаточная подвижность отдельных групп мышц речевого аппарата (губы, мягкое небо, язык) и общая слабость всего периферического речевого аппарата вследствие поражения части нервной системы. Изучение анамнеза детей со стертой дизартрией, Мастюковой, Лопатиной, Архиповой, Карелиной и др. позволяет выявить следующие факторы: неблагоприятное течение беременности; Асфиксия, низкая оценка по шкале Апгар при рождении, у подавляющего большинства детей первого года жизни с диагнозом ПЭП - перинатальная энцефалопатия.
В период грудного возраста от 0 до 1 года патологические признаки доречевого развития в психомоторном развитии не распознаются, так как скрининговое исследование психомоторики детей еще не внедрено в практику. В связи с этим психолого-педагогическая и логопедическая поддержка детей раннего возраста с ЭПП не оказывается.
Издано пособие по логопедической работе с детьми раннего возраста, предлагающее скрининговые методы обследования детей.[1]
Изучение анамнестических данных детей раннего возраста свидетельствует о задержке локомоторных функций (моторной неловкости при ходьбе, повышенной истощаемости при выполнении отдельных движений, неумение прыгать, переступать по ступенькам лестницы, схватывать и удерживать мяч).
Отмечается позднее появление пальцевого захвата мелких предметов, длительное сохранение тенденции захватывать мелкие предметы всей кистью. В анамнезе отмечаются трудности при овладении навыками самообслуживания, нелюбовь к рисованию; многие дети в течение длительного времени не умеют держать правильно карандаш. В дальнейшем у них сохраняются стойкие трудности при формировании графомоторных навыков. Интересные данные представлены в исследовании Лопатиной, посвященном изучению психомоторики детей с МДР (минимальные дизартрические расстройства). При исследовании психомоторики детей со стертой дизартрией использовались тесты, предложенные Н.И. Озерецким, Е.Я. Бондаревским, М.В. Серебровской.
1. Проба статической координации движений показывает, что нарушение статики проявляется в значительном затруднении (а иногда и невозможности) удержания равновесия при треморе конечностей. При удержании позы дети часто качаются, стараются удержать равновесие, опускают поднятую ногу и касаются ею пола, встают на цыпочки. Лучший баланс при стоянии на правой ноге. Им трудно сохранять равновесие (в основном, когда они стоят на левой ноге), и они пытаются ухватиться руками за спинку соседнего стула.
2. Тест на динамическую координацию движений. Выполнение динамического теста показывает, что более чем в трети случаев дети бросают мяч в цель не «с вытянутого плеча», без замаха, а снизу. При этом при броске одной рукой другая вытягивается и приводится к корпусу. Количество попаданий пули в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев тест на правую руку проходится с первой попытки, а на левую — со второй и третьей.
Большинство детей со стертой дизартрией способны прыгать через натянутую скакалку с одного места, не бегая. При этом не всегда задача выполняется с первого раза. При проведении теста со второй или третьей попытки касание скакалки осуществляется прыжками ногами, приземлением на пятки. В единичных случаях фиксировалось падение или касание пола руками после прыжка и не прыжки, а перешагивание через скакалку.
Выполнение тестовых заданий по изучению динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных групп мышц, «дерганьем», неуклюжестью выполняемых движений.
3. Тест на изучение скорости движений. Выполнение задания на изучение скорости движения показывает, что более половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук. В основном задание выполняется в замедленном темпе. Дети способны сидеть на полу без помощи рук, но не могут подняться без этой помощи. Они опираются либо на одну, либо на обе руки. Менее чем в половине случаев дети способны быстро и правильно выполнить это задание с первого раза без помощи рук.
Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях. Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, что было выявлено при выполнении других тестов.
4. Тесты на двигательную память. Тест на двигательную память, в котором движения экспериментатора программируют последовательность их выполнения и в то же время оказывают сбивающее с толку действие, у большинства детей вызывает значительные затруднения. При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение. Сбои в двигательной программе начинались уже с третьего и даже
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Архипова, Е. Ф. Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой формой дизартрии [Текст] // Е. Ф. Архипова, Актуальные вопросы теории и практики коррекционной педагогики. — М. , 2017. – 307 с .
2. Бот А.С. «Формирование тонких движений пальцев рук у детей с общим недоразвитием речи» Дефектология. – 1983. – №1. – С. 61.
3. Боскис, P. M. Нарушение письма при некоторых расстройствах артикуляции у детей [Текст] / Р. М. Боскис, Р. Е. Левина. – Изв. АПН РСФСР. 1948. – 191с.
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : изд. Детство-Пресс, 2011. – 272 с.
5. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : учеб для студ. дефектол. фак. педвузов / Л. С. Волкова ; под ред. Л. С. Волковой. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 703 с.
6. Волкова, Л. С. Логопедия [Текст] : Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Л. С. Волкова, С. Н. Шаховский – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
7. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 2015.-157 с.
8. Гвоздев, А. Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка [Текст] / А. Н. Гвоздев. – М. : АПН РСФСР, 1948. – 60 с.
9. Грибова, О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Словарный запас. [Текст] / О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. – М. : АРКТИ, 2019. – 64 с.
10. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у дошкольников [Текст] / Л. Н. Ефименкова М. : ВЛАДОС, 2017. — 336 с.
11. Каше, Г. А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. [Текст] / Г. А. Каше, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичёва – М. : Просвещение, 2018. –– 68с.
12. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г. А. Каше. –– М.: Просвещение, 2015 - 207 с.
13. Кирьянова, Р. А. Шпаргалка для учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения: Справочное пособие для логопеда [Текст] / Р. А. Кирьянова. — СПб. : КАРО, 2018. — 384с.
14. Коноваленко, В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. Пособие для логопедов [Текст] / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко – М. : Издательство ГНОМ и Д, 999. – 96с.
15. Леонтьев, А. Л. Деятельность, сознание, личность. Психология личности [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М. : изд. МГУ, 2012. – 287 с.
16. Лурия, А.Р. Очерки психофизиологического письма. Письмо и речь [Текст] / А. Р. Лурия. – М. : ИЦ «Академия», 2012. – 77 с.
17. Мартынова, Р. И. Сравнительная характеристика детей, страдающих легкими формами дизартрий и функциональной дислалией // Учебное пособие для студентов специальных педагогических учебных заведений [Текст] / В. И. Селиверстова, Л. С. Волковой, – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2017. – 218с.
18. Мастюкова, Е. М Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е. М. Мастюкова. – М. : Просвещение, 2016. – 73с.
19. Методы обследования речи детей. Пособие по диагностике речевых нарушений [Текст] / Г.В. Чиркина. М. : АРКТИ, 2010. -240с.
20. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений [Текст] / М. Ф. Фомичева, Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутепова - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 201с.
21. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Р. Е. Левиной – М. : Просвещение, 2018 – 367с.
22. Основы логопедической работы с детьми: учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Г.В. Чиркиной.- 3-е изд., испр.- М. : РРКТИ. - 2015.-240с.
23. Правдина, О. В. Логопедия [Текст] : Учеб. пособие для студентов дефектолог. факультетов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. / О. В. Правдина. – М. : Просвещение, 2013. – 272с.
24. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова — Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2010. – 192 с..
25. Пятница, Т. В. Логопедия в таблицах и схемах. (В помощь логопеду) [Текст] / Т. В. Пятница – Минск, : Аверсэв, 2016. – 103 c.
26. Репина, З. А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи [Текст] : Учеб. пособие / З. А. Репина; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 121с.
27. Ткаченко, Т. А. В первый класс - без дефектов речи [Текст] : метод. пособие / Т. А. Ткаченко. - СПб. : Детство-Пресс, 2019. - 110c.
28. Ткаченко, Т. А. Логопедическая тетрадь [Текст] : развитие фонемат. восприятия и навыков звукового анализа / Т. А. Ткаченко. – СПб. : Детство-Пресс, 2018. – 31c.
29. Трубникова, Н. М. Логопедические технологии обследования речи [Текст] : Учебно-методическое пособие / Н. М. Трубникова. Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2015. – 50с.
30. Филичёва, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. [Текст] / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. – М. : Издательство «Альфа», 2013. – 87с.
31. Филичева, Т. Б Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений [Текст] / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013. – 232с.
32. Фонематический слух - способность выделять и различать фонемы родного языка на уровне слова. Способность формируется в норме с 6-месячного возраста до 1 года 7 месяцев.
33. Филичева, Т. Б Четвертый уровень недоразвития речи [Текст] / Т. Б. Филичева Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. – М., 2019. – 250 с.
34. Цветкова, Л. С. Нейропсихология счёта, письма и чтения: нарушение и восстановление. [Текст] / Л. С. Цветкова - М.: Юристъ, 2017. – 256с.
35. Чиркина, Г. В. Недостатки письма у детей с дефектами артикуляционного аппарата, пути их преодоления и предупреждения [Текст] / Г. В. Чиркина. – М. : Профессиональное образование, 2013 167 с.
36. Шаховская, С. Н. Преодоление нарушений чтения и письма у детей (По данным специальной зарубежной литературы) [Текст] / С. Н. Шаховская. М., 2019. - С.109-116с.
37. Шеремет М. К., Гулько З. П. Формирование готовности дошкольников с общим недоразвитием речи к обучение в школе в условиях специального дошкольного учреждения // Имидж современного педагога. Научно-практический образовательно-популярный журнал. – 2004. – № 8-9. – С. 82-84.
38. Эльконин, Б. Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского) [Текст] / Б. Д. Эльконин. – М. : Тривола, 2014. – 168с.