Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Политика материально-технического снабжения направлена на обеспечение предприятия необходимыми ресурсами. При этом данная деятельность осуществляется во время всего производственного процесса: от появления необходимости в ресурсах до их использования во время изготовления товаров.
Отделы снабжения компаний функционируют в рамках осуществляемой коммерческой деятельности субъектом хозяйствования, которая заключается в осуществлении различных операций, связанных с закупкой необходимых материалов и продажей производимой продукции. Грамотная организация данных структурных подразделений в некоторой степени определяется использованием производственных средств, увеличением производительности труда работников, понижением себестоимости выпускаемой продукции, ростом показателей рентабельности и прибыльности предприятий. Эти функции выполняют отделы материального снабжения.
Основной задачей политики снабжения предприятий выступает процесс доведения конкретных ресурсов до участников производственного процесса в необходимых количествах и объемах, в точные сроки и с минимальным уровнем затрат. Отделы снабжения имеют адресный характер, определяющийся его направлением деятельности и целями функционирования производственных предприятий. В первую очередь имеются в виду различные потребители продукции, услуг или работ данных субъектов хозяйствования.
Роль и значение деятельности органов снабжения состоят в том, что деятельность соответствующих подразделения предшествует производственному процессу и не только служат для обеспечения ресурсов производственному процессу, но и создают в некотором смысле его стоимость. Такая политика нацелена на определение и формирование как экономических результатов деятельности субъектов хозяйствования, так и потребностей в ресурсах и готовых товарах самих потребителей; обозначение финансовых результатов производственных предприятий. Значительный удельный вес материальных расходов в общих издержках предприятий (около 60%) также указывает на весомость значения материально-технического снабжения.
Актуальность данной темы связана с тем, что политика снабжения современных предприятий материальными ресурсами направлена на обеспечение и с последующее поддержание оптимальных уровней запасов ресурсов, что способствует снижению соответствующих издержек, связанных с их подготовкой, обеспечением точных, оперативных, комплексных и достаточно надежных поставок ресурсов потребителям. Отделы снабжения выполняют функции коммерческого и технологического характера, а также вспомогательные (маркетинговые и юридические) и основные (приобретение ресурсов).
Объектом данной работы выступает политика по снабжению.
Предмет работы – процесс снабжения и закупок предприятия АО «Тандер».
Основной целью работы выступает комплексный анализ механизмов и способов снабжения предприятия с целью выявления основных проблем и методов их решения.
В связи с этой целью ставится ряд задач:
дать понятие и экономическое содержание системы снабжения
определить основные задачи и функции системы снабжения предприятия
дать общую характеристику деятельности предприятия АО «Тандер»
проанализировать процессы снабжения компании
выявить основные направления совершенствования процессов снабжения АО «Тандер»
произвести оценка предложенных мероприятий и рекомендаций.
Работа состоит из трех основных частей. В первой главе рассматриваются теоретические вопросы процесса снабжения и закупок предприятия. Во второй главе проводится анализ логистики снабжения на примере предприятии АО «Тандер». Третья глава посвящена перспективам развития данной системы на предприятии.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области логистики снабжения и закупок, внутренние материалы компании АО «Тандер», ресурсы Интернет.
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТРАТЕГИИ СНАБЖЕНИЯ И ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1.1.Понятие и сущность снабжения и закупок в организации
В современных условиях хозяйствования ни одно предприятие не может функционировать и производить продукцию без осуществления закупок товарно-материальных ресурсов. Закупочная деятельность - это определенный вид деятельности в системе маркетинга предприятия, который связан с процессом управления обменом произведенными предприятием товарами и услугами, с покупателем, оплачивающим последние по оговоренной цене.
Совершенствование процессов закупок и снабжения материальными ресурсами предприятий связано с тем, что принцип эффективного построения закупочной деятельности является важным условием успешной работы предприятий. Развитие рыночных отношений выявляет новые условия для организации этой системы. Показатели инфляции, неплатежей и других кризисных явлений вынуждают предприятие менять свою политику снабжения, искать новые, более надежные способы закупки товаров у поставщиков, предлагающих более низкие цены на качественные материалы, изучать проблемы эффективности использования данных ресурсов. Поэтому для предприятий все существующие способы создания и реализации эффективной закупочной деятельности (закупки, поставка материалов, складирование), приобретают важное значение [12, c.114].
Изучение проблем эффективной закупочной деятельности предприятий значительно расширяет возможность совершенствования системы снабжения, рационально используя предложения новых поставщиков, склады, информационное обеспечение и другие составляющие.
Понятие логистики снабжения содержит в себе одновременно четыре направления [5, c.32]:
- эффективный менеджмент закупок;
- снабжение;
- транспортировка, а также хранение,
- снижение затрат и получение максимального дохода при определении своего развития.
Логистика снабжения использует три основных метода [14, c.65]:
- Позаказный метод, который распространяется на единичный выпуск продукции и наиболее эффективен при исполнении заказа больших партий материалов.
- Детерминированный метод использует плановые задания. Исходя из первичных потребностях в ресурсах, рассчитывают вторичную и дополнительную потребность компании в материальных ресурсах.
- Метод на основе фактического потребления базируется на приобретении дополнительных материалов с целью оперативного устранения любых возникших дефицитов в ресурсах до получения новых партий. Этот логистический метод подразумевает соблюдение своевременного и постоянного пополнения необходимого уровня запасов.
Рисунок 1. Организация логистики снабжения на предприятии
Логистика снабжения зависит от внешних факторов деятельности предприятий, которые определяют степень ее развития, а также от внутренних показателей, например, это условия ведения хозяйственной деятельности.
Экономическое и производственное функционирование компании должно использовать комплексы оперативных мероприятий, который направлены на приобретение материалов [11, c.90].
Логистика закупок решает задачи полного удовлетворения производственных потребностей в ресурсах с максимальными экономическими эффектами. Базой для исполнения поставленных целей служит приобретение материалов хорошего качества по наиболее низкой цене. Существует также потребность в соблюдении сроков поставок, расходов на закупки и т.д. Данный тип логистики является важной составляющей производственного комплекса, которая охватывает большие сектора сфер обращения и обеспечивает процесс транспортировки материальных ресурсов от изготовителей к покупателям.
Закупки являются одним из мощнейших рычагов в решении вопросов успешной деятельности предприятия. Закупка – это основной шаг, который напрямую влияет на уровень доходности от ведения бизнеса и на успешность развития деятельности. Каждый момент, связанный с приобретением товара для работы компании, должен быть обдуман и проанализирован [25, c.11].
Независимо от того, каким видом деятельности занимается компания, в любом случае закупка - это неотъемлемая часть для успешной работы. В свою очередь закупки распределяются на два вида [5, c.16]:
Прямые,
Непрямые.
Прямая закупка – это непосредственное приобретение товаров или услуг, связанных с деятельностью компании. Это может быть готовая продукция, а также элементы для реализации и создания новых источников производства. Под прямыми закупками подразумевается заказ товаров, услуг у компаний-поставщиков с целью полноценной деятельности предприятия.
Непрямые закупки – это то, что необходимо в работе, но не связано непосредственно с деятельностью компании. Например, канцелярские принадлежности, предметы интерьера офиса, аксессуары для организации пространства. Эти закупки также очень важны, ведь без них не получится полноценно обустроить рабочие места персонала и коммуникацию с клиентами.
Не пользуясь дополнительными средствами и программами, уполномоченный представитель фирмы может в телефонном режиме или по электронной почте связаться с продавцом необходимых ресурсов.
В случае, когда закупка осуществляется за счет бюджета государства, схема закупки отличается. В этом случае нет возможности вести переговоры о поставках напрямую с продавцом необходимых товаров или услуг. С 2013 года была внедрена система электронных торгов. Такая схема придумана с целью исключения коррупции из органов законодательной государственной власти. К сожалению, прецеденты были, поэтому ответственные органы за борьбу с коррупцией в государстве нашли метод снижения уровня растрачивания денег страны. С внедрением в систему государственных закупок электронных торгов система заказов стала прозрачной и доступной для каждого. Даже обычный гражданин в этой программе может просмотреть все приобретения в государстве.
В осуществлении закупочной деятельности следует учитывать некоторые факторы [10, c.74]:
- Если покупка крупная, то следует заняться поиском надежных партнеров.
- Не всегда низкая цена говорит о качестве. Поэтому следует правильно расставить приоритеты, чтобы не пострадать потом.
- Оптовая закупка всегда выгоднее.
Организация логистического управления является важным моментом в любой экономической системе, характеризующейся своей комплексностью и целостностью. Поскольку логистика – термин широкий и емкий, то есть закупочная, распределительная, производственная, информационная и транспортная логистика.
Главной задачей системы логистики является комплексное управление материальными потоками, особую роль в данных системах играет закупочная логистика, занимающаяся управлением материальными потоками при обеспечении предприятий необходимыми материальными ресурсами [2, c.32].
Вход материального потока в логистическую систему предприятия осуществляется через подсистемы закупок. Именно поэтому логистика на данном этапе носит название логистики поставок или заготовительной логистики.
Итак, закупочная логистика заключается в грамотном управлении материальными потоками, которое обеспечивает процесс поставок материальных ресурсов на предприятия. Ее задачей выступает полное удовлетворение потребностей производственных систем в материалах с высокой степенью эффективности [15, c.41].
Для правильного использования концепции логистики на этапе осуществления закупок, необходимо понимать изменчивость самой организации процессов производства конечных продуктов, которая должна будет соответствовать действующему и потенциальному уровню спроса на рынке. Логистическая система любого предприятия должна осуществляться в соответствии с правилом расчетов всех параметров производственной деятельности на базе обратного направления. Так, в данном вопросе закупочная логистика представляет собой особую модель производственной логистики. Расчеты потребностей в закупках осуществляется от конечных продуктов до материалов.
Рисунок 2. Место закупочной логистики во внутренней среде предприятия [6, с.113]
Тем не менее, принцип такого информационного потока на предприятии не означает, что система производства и сбыта полностью контролирует процессы снабжения. Она также влияет на конкурентоспособность продукции, на качество предлагаемого на рынке ассортимента. Именно система снабжения является важным источником данных о поставщиках и конкурентах.
Существует определенная логистическая активность, которая связана с управлением процессами закупки. Так, основными целями закупочной деятельности предприятия являются [30, .86-88]:
1. Определить и переоценить потребности. Любые закупки должны сопровождаться тщательным изучением снабженческих сделок и договоров между потребителями и отделами закупок.
2. Оценить и изучить требования потребителей. После определения внутрифирменной потребители в ресурсах, важно установить требования к показателям поставок, к размерам, номенклатурным группам. Нужно устанавливать те требования потребителей, которые способны будут определить уровень сервиса.
3. Принять решение о возможностях производственной системы предприятия.
4. Определить типы закупок, будут они постоянными, модифицированными или абсолютно новыми для компании. Определение их вида способствует упрощению всей работы и процессов закупочной логистики.
5. Проводить анализ рынка.
6. Определить потенциального поставщика определенных видов ресурсов. Необходимо составлять списки компаний, услуги которых могут быть полезны.
7. Оценить все источники поступления материальных ресурсов. Нужно проводить сравнительный анализ предложений разных поставщиков.
8. Окончательно выбрать поставщиков с помощью многокритериальных оценок.
9. Доставить ресурсы (поставка материальных ресурсов нужной номенклатуры, заказы, транспортировка, переработка грузов, складирование и хранение товаров).
10. Контролировать выполнение закупок. Когда процессы доставки завершены, необходимо организовывать контроль качества поступающих ресурсов и оценивать их.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" от 18.07.2011 N 223-ФЗ,
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. – Таганрог: ТРТУ, 2019. – 121 с.
3. Бариленко В. И. и др. Основы бизнес — анализа: учебное пособие. / под ред. В. И. Бариленко. — М.: КНОРУС, 2018. — 272 с.
4. Бердников В. Основы бизнес – анализа. – М.: КНОРУС, 2018. – 495 с.
5. Бузукова Е. Закупки и поставщики. – СПб.: Питер, 2016. – 416 с.
6. Гермацкий А.В. Закупочная логистика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/660779/
7. Дэвенпорт Т. Аналитика как конкурентное преимущество. Новая наука побеждать. – М.: Дашков и К, 2019. – 626 с.
8. Дрожжин А.И. Логистика. – М.: Инфра-М, 2019. – 581 с.
9. Елиферов В.Г. Бизнес – процессы: регламентация и управление. – М.: Дашков и К, 2017. – 386 с.
10. Иванов Д.А. Логистика. Стратегическая организация. – М.: Экономика, 2018. – 139 с.
11. Конрад К. Бизнес – анализ. – М.: Вильямс, 2017. – 576 с.
12. Каменски Х. Методы стратегического анализа. Доступ через http://ecsocman.hse.ru/data/2010/05/18/1214035316/2008-4-5.pdf
13. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 437 с.
14. Литке Х. Д. Управление проектами./ Под ред. Х.Д. Литке, Илонка Кунов. – М.: Омега-Л, 2019. – 337 с.
15. Логистика. Интегрированная цепь поставок/Д.Бауэрсокс, Д.Клосс – М.: Кнорус, 2017. – 227 с.
16. Магданов П.В. Система управления организацией: понятие и определение// ВЕСТНИК ОГУ. – 2017. - №8(144). – с.56 – 67.
17. Модель зрелости закупок. Анализ функции закупок в российских компаниях/Х.Полиньски – М.,KPMG, 2019. Режим доступа: https://home.kpmg.com/
18. Мировые стандарты складской логистики/Э.Фразелли – М.: Инфра-М,2019. – 336 с.
19. Миротина Л.Б. Эффективность логистического управления. – М.: Экзамен, 2017. – 448 с.
20. Нечаев Е.И. Организация производства и предпринимательской деятельности. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 266 с.
21. Николашин В.М. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2018. – 361 с.
22. Оптимизация управления закупками и снабжением [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.logists.by/library/view/optimizaciy-upravleniya-zakupkami
23. Покупки для бизнеса. Что такое снабжение/К.Баррат, М.Уайтхед – М.: Инфра-М, 2018. – 269 с.
24. Роберт Э. Эффективное снабжение. – М.: Инфра-М, 2018. – 403 с.
25. Руководство по закупкам/Н.Димитри, Г.Пига, Дж.Спаньоло – М.: Инфра-М, 2019. – 104 с.
26. Семененко А.И. Основы логистики. – М.: Инфра-М, 2018. – 418 с.
27. Сергеев И. Экономика организаций (предприятий): Учебник для ВУЗов. – М.: Проспект, 2019. – 343 с.
28. Скоробогатова Т.Н. Логистика. – М.: Дашков и К, 2016. – 472 с.
29. Служба закупок на предприятии [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/logistika-1/50.htm
30. Степанов В.И. Материально-техническое снабжение. – М.: Академия, 2019. – 192 с.
31. Стратегическое управление цепочками поставок/П.Кузинс, Р.Ламминг, Б.Лоусон, Б.Сквир – М.: Инфра-М, 2018. – 302 с.
32. Управление закупками и поставками/ М.Линдерс, Ф.Джонсон, А.Флинн, Г.Фирон – М.: Дашков и К, 2018. – 504 с.
33. Яркова А.А. Организация закупочной деятельности// Актуальные проблемы. - №9. – 212 с.
34. Все о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics.ru/
35. Информационный портал о логистике [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistic.ru/
36. Теория и практика логистики [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistics-gr.com/
37. Журнал «Логистика» [электронный ресурс].– режим доступа http://www.logistika-prim.ru/
38. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
39. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
40. «Бизнес – аналитика» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.