Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы обусловлена прежде всего тем, что "состояние социальной сферы позволяет нам судить об уровне и качестве жизни человека, удовлетворении его основных потребностей, обеспечении и реализации прав и свобод".
Развитие и существование поддержки граждан было, есть и остается приоритетной задачей нашего государства. Таким образом, согласно седьмой статье Конституции РФ, Российская Федерация является государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. Наконец, не существует уникальной услуги, которая могла бы удовлетворить различные потребности граждан, поэтому эта концепция включает в себя разнообразный список услуг, подходящих для удовлетворения конкретных потребностей граждан в разных сферах жизни. Исходя из этого, основная задача этой системы заключается в первую очередь в реализации социальных прав и минимальных социальных гарантий, установленных законом в различных областях такого рода. Кроме того, работа этой системы способствует не только поддержанию определенного уровня жизни, но и созданию новых возможностей для его улучшения и, что не менее важно, компенсации социального неравенства между группами населения.
Сегодня социальное обеспечение - это постепенно развивающаяся система. Их модернизацию можно охарактеризовать следующим образом, а именно переходом от традиционного государства к современному. Эти изменения необходимы, поскольку с каждым днем появляются новые потребности в людях, кроме того, государство должно не только удовлетворять новые потребности граждан, но и более рационально использовать свои ресурсы и по возможности умножать их, и это становится все труднее с традиционной формой социального обеспечения.
В России за последние два-три года не произошло заметных политических или экономически потрясений, которые потребовали бы срочного пересмотра основного закона страны. У власти 20 лет стабильно находятся одни и те же лица, Государственная Дума готова принять любой закон, предложенный ей Администрацией Президента, а Конституционный Суд уже давно не рассматривает споры между ветвями власти, поскольку между ними достигнута полная симфония. Зачем в таких условиях кардинально менять положения Конституции, с юридической точки зрения необъяснимо, но вполне понятно с точки зрения политологической. Кирилл Рогов отмечает, что во всех постсоветских странах, где по конституции у президентов было слишком много полномочий, рано или поздно вставал вопрос о пожизненном сроке, и Россия вполне вписывается в этот общий тренд.
Исторический аспект становления и развития законодательства о социальном обеспечении исследовали А.В. Ануфриев, Я.С. Болотова, Т.Б. Кононова, Е.Е. Мачульская, О.И. Русаковаи др.
Объектом – является социальное обеспечения в Российской федерации..
Предмет – разновидность системы социального обеспечения.
Целью работы является значение Конституции РФ в праве социального обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующе задачи:
рассмотреть понятие, классификация и место конституционных социальных прав в системе основных прав и свобод;
изучить понятие и конституционные принципы права человека и гражданина на социальное обеспечение;
рассмотреть законодательное закрепление в Российской Федерации конституционного права на социальное обеспечение;
определить органы, обеспечивающие реализацию и защиту конституционного права на социальное обеспечение ;
изучить механизм реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальное обеспечение .
Теоретико-методологической основой исследования являются принцип системного подхода к изучаемому процессу, а также методы сравнительного и логического анализа, научной классификации, обобщения.
В работе использованы труды отечественных ученых, в которых содержатся идеи и концепции, посвящённые проблемам реализации социальных прав и свобод в Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ; международные договоры РФ, нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты и другие документы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАВ ЛИЧНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие, классификация и место конституционных социальных прав в системе основных прав и свобод
Место личности в системе связей с общественностью значительно изменилось. Личность и ее достоинство выходят на первый план, и это отражено в классификации прав отечественных конституционалистов. Так, С.А. Авакян предлагает следующую классификацию основных прав и свобод:
1) основные права и свободы личности;
2) основные общественно-политические права и основные свободы;
3) основные экономические, социальные и культурные права и свободы;
4) основные права на защиту других прав и свобод .
В классификации с. А. Авакян элементарные социальные права, сопоставляет экономические причины поддельными правами, формально нужно иметь приоритет по отношению к культурным основные права граждан. С другой стороны, в этой тройке прав экономические права являются основополагающими в том смысле, что они обеспечивают (прежде всего) социальные права, а также (прежде всего) культурные права.
При оценке места и роли социально-экономических прав в системе конституционных прав и свобод положением с. А. Авакян поддерживается с некоторыми изменениями M. V. Baglay. Он предпочитает смотреть на проблемы социально-экономических прав через призму государства всеобщего благосостояния"... это должно создать условия для предоставления гражданам работы, перераспределения доходов из государственного бюджета, предоставления людям прожиточного минимума и увеличения числа владельцев малого и среднего бизнеса, защиты наемного труда, заботы об образовании, культуре, семье и здоровье, постоянного улучшения социального обеспечения и
увеличения числа владельцев малого и среднего бизнеса. Права и свободы традиционно делятся на три группы в науке:
1) лично;
2) политический;
3) экономический, социальный и культурный.
M. V. Baglay не считает, что границы между группами конституционных прав безупречно логичны. Мнение M. V. Baglay, что основные права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, придерживается и с. В. Васильева, В. А. Виноградов и В. д. Мазаев без ограничений .
В их классификации основных прав и свобод интерес представляет группа прав и свобод в области образования. На мой взгляд, категория "право на образование" - это синтетическое конституционное право:
"Право на образование" подразумевает "свободу образования" как в личном плане, так и в социальном контексте,
"право на образование" можно рассматривать с точки зрения личного, политического, экономического, социального и культурного права. Ссылка,
"право на образование" в смысле личной свободы означает, прежде всего, свободу выбора будущей профессии.
Свобода образования в более широком социальном контексте, в частности, означает, что преподавателям гарантируется свобода преподавания и научного творчества. Для конкретного кандидата, студента и т. Д. "право на образование" - это, прежде всего, личное право на приобретение определенной специальности и квалификации.
Такое право должно быть обеспечено соответствующим обязательством преподавателей соответствующего учебного заведения обучать и обучать учащихся. В области социальных и гуманитарных профессий право на образование в современную эпоху становится политическим правом, а именно правом политического противостояния между политикой преобладающих идеологических стандартов и политикой альтернативных идеологических стандартов, например, политической конфронтации между теми, кто поддерживает Болонские стандарты в области высшего образования, и теми, кто их поддерживает критиковать.
Экономический аспект права на образование ясно проявляется в том, что в современных условиях большинство студентов выбирают профессии, которые гарантируют достаточный доход, по крайней мере, в будущем, и воспринимаются соискателями и их родителями как особая область инвестиций. Социальный аспект права на образование очевиден для любого прикладного знания: будущий психолог, учитель, врач, юрист, инженер заранее знает, что в будущем он будет решать конкретные проблемы конкретных людей и человеческих коллективов – каждый в своей области. Наконец, культурный аспект права на образование постулирует последнее как право на образование. Хотя социализация всегда начинается в семье и определяется особенностями отношений между ближайшими родственниками, школьные учителя и, в меньшей степени, университетские профессора являются не только (близкими) специалистами, но и педагогами в более широком смысле. На наш взгляд, необходимо отличать социально-экономические свободы от социально-экономических прав (в узком смысле).
Таким образом, "свобода труда" может предполагать субъективное право на труд, если речь идет о свободе выбора профессии. Совсем другое дело, когда потенциальный сотрудник вообще не хочет работать. В этом случае свобода труда, гарантированная ему Конституцией, является отдельной либеральной ценностью и не имеет ничего общего с субъективным правом на труд, которое потенциальный работник должен предоставить по просьбе конкретного (государственного или частного) работодателя.
Система социальной защиты населения и трудящихся описан в приложении 1 .
К сожалению, институт социально-экономических прав страдает от двух имманентных противоречий: во-первых, это проблема взаимодействия двух несовместимых идеологий. С одной стороны, это идеология экономического либерализма, частной собственности и гражданских свобод, закрепленных в принципе правового государства. С другой стороны, когда мы говорим о социально-экономических правах, для нас нет способа обойти идеологию социализма, социальной справедливости и перераспределения социальных пособий: эта идеология конституционно закреплена в принципе государства всеобщего благосостояния. Этот внутренний идеологический разлад фактически разделяет институт социально-экономических прав по субъектам, то есть носителям или бенефициарам.
Конституция 1993 года в статье 2 провозглашает "лицо, его права и свободы как высшую ценность".
"Многонациональный народ Российской Федерации" объявлен носителем суверенитета и единственным источником власти. Благодаря этим положениям стало возможным закрепить в Конституции норму "Российская Федерация - социальное государство". Из вышесказанного можно сделать вывод, что государство играет ведущую роль в решении социальных проблем. Основными целями государственной социальной политики являются справедливое и равномерное распределение доходов, обеспечение достойных условий жизни для всех граждан, улучшение средств к существованию для малообеспеченных граждан, содействие экономическому росту и т. Д.
Следует также отметить, что государство всеобщего благосостояния должно предоставить гражданину возможность требовать от государства эффективной поддержки, если у человека возникают жизненные проблемы. Государство социального обеспечения должно принимать социально-экономические меры, которые гарантируют гражданам, как отмечает А.В. Дертев, "материальную помощь гражданам в пожилом возрасте, при временной инвалидности, при потере кормильца в семье, предоставление пособий и представление пособий женщинам" матери, семьи со сравнительно низким доходом на душу населения и т. д." .
Конституция РФ (часть 2 статьи 7) дополняет гарантии социальной защиты охраной здоровья, труда, минимальной суммой ее оплаты, государственной поддержкой материнства и детства, инвалидам и пожилым людям и т. д. Связь социальной политики государства всеобщего благосостояния с созданием условий для жизни граждан и перспектив социального развития с потребностью в работе, образовании, здравоохранении и жилье определяет экономические критерии эффективности государственной политики, т.е. Успех на мировых рынках, прибыльность, максимизация прибыли. Важность этих пунктов обусловлена тем, что они заложены в основах конституционной системы России и являются основой для остальных норм российской Конституции, а также для всех отраслевых законодательных актов, осуществляющих правоохранительные действия .
Социальная защита граждан и разработка положений статьи 7 отражены еще в двух статьях: статья 38 - защита материнства, детства и семьи и статья 39. По словам М.И. Левиной, "статья 38 носит очень декларативный характер, а статья 39 относится к очень расплывчатым и расплывчатым гарантиям права на социальное обеспечение".
Похоже, что эти статьи нуждаются в исправлении и дополнении. Помимо Конституции РФ, акцент политики на создании достойных условий жизни для человека отражен в федеральных законах, таких как "О государственной социальной помощи" № 178-ФЗ от 17.07.1999, № 181-ФЗ от 24.11. 1995 "О социальной защите населения") и др.
Одним из основных нормативных правовых актов, закрепленных статьей 7 Конституции, является Федеральный закон "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 № 178-ФЗ, регулирующий правовые основы государственной политики в сфере социальной политики, в частности правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи бедным гражданам, социальных гарантий и социальных гарантий. Платежи и т. д.
Этот закон, помимо общих положений, регулирует основы управления бизнесом, права и обязанности участников правовых отношений, экономическое регулирование, вопросы ответственности и т. д. А.А. Сотникова определяет социальную политику следующим образом: "Это система мер, направленная на реализацию социальных программ, поддержание доходов и уровня жизни населения, создание рабочих мест создание, поддержка социальных секторов и предотвращение социальных конфликтов" .
А.Г. Чепурной считает, что социальную политику можно определить с точки зрения функциональности как деятельность государства "по поддержанию такого равенства равноправия, которое способствует сбалансированному развитию общества и обеспечивает стабильность власти" .
По мнению ученых, "политика сокращения неравенства и, следовательно, минимизации потерь человеческого потенциала в России должна быть в первую очередь направлена на улучшение доступа к образованию и здорового образа жизни для разных групп населения".
Система прав человека, закрепленная в Конституции, имеет большое, если не решающее значение для реализации этой политики. Одной из наиболее актуальных проблем в реализации права на социальное обеспечение в Российской Федерации является вопрос сохранения единого подхода к содержанию и реализации этого права во всем государстве. Закрепление принципов равенства и справедливости в Конституции, Государстве всеобщего благосостояния, должно обеспечить адекватный уровень жизни всех жителей России. В преамбуле Конституции Российской Федерации 1993 года говорится, что многонациональный народ России чтит память своих предков, "которые передали веру в добро и справедливость". Для реализации принципов справедливости и равенства государство и его структуры должны принять меры, которые обеспечат преимущества среди их предков Граждане наиболее разумно перераспределяются. Конституция Российской Федерации отсылает социально-политическую норму к тем положениям, которые определяют основы конституционной системы страны. Следует отметить, что российская политика государства всеобщего благосостояния направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Это закреплено в седьмой статье Конституции России.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
1. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Феде-рации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.] (с посл.изм. и доп.) // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
2. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Феде-рации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 21.12.2001г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
3. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Фе-дерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 г. № 54-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 21.10.2001г.] // Официаль-ный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
4. Всеобщая декларация прав человека: принята 10 дек. 1948 г. Генер. Ассамблеей ООН // Права и свободы личности. Библиотечка «Рос. газ.» сов-местно с библиотечкой журн. «Соц. защита». № 11. М., 1995. С. 10 – 17.
5. Российская Федерация. Законы. О негосударственных пенсионных фондах [Электронный ресурс]: федер. закон от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 10.05.1998 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
6. Российская Федерация. Законы. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.01.1996 г. № 10-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 15.01.1996 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
7. Российская Федерация. Законы. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 26.11.1995 г.] // Офици-альный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
8. Российская Федерация. Законы. О государственной социальной по-мощи [Электронный ресурс]: федер. закон от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят ГД ФС РФ 20.07.1999 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
9. Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслужива-ния граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят РФ 30.12.2013 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
10. Российская Федерация. Законы. Об основах соцобслуживания населе-ния РФ [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.12.1995 г. № 195-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят РФ 12.12.1995 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
11. Российская Федерация. Законы. О соцобслуживании граждан пожи-лого возраста и инвалидов [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.08.1995 г. № 122-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят РФ 05.08.1995 г.] // Официальный интернет-портал правовой информации / Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru.
12. Российская Федерация. Законы. О минимальном размере оплаты тру-да [Электронный ресурс]: федер. закон от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ (с посл.изм. и доп.) [принят РФ 20.06.2000 г.] // Официальный интернет-портал
Учебная и научная литература
1. Гвоздева, О.М. Методы управленческой деятельности в обеспечении конституционных социально-экономических прав граждан Российской Феде-рации / О.М. Гвоздева // Вестник Омской юридической академии. – 2017. - № 1. – С. 15-18.
2. Гвоздева, О.Н. Гарантии конституционных социально экономических прав граждан РФ: теория и практика / О.Н. Гвоздева // Вестник Омской юридической академии. 2017. Том 14. № 3. – С. 18 – 22.
3. Гусев, А.Ю. Формы и способы защиты прав граждан в сфере социаль-ного обеспечения / А.Ю. Гусев // Журнал российского права. – 2016. - № 7. – С. 43-52.
4. Зайцева, Л. В., Алиева О. В. Конституционные новации и социальные ценности государства в контексте развития прекаризованной занятости / Л.В. Зайцева // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2021. – Т. 7. № 1. – С. 78–94.
5. Истомина, Е. А. Безработица: правовые позиции Конституционного Суда РФ / Е. А. Истомина // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: право, 2017. — № 2. — Т. 17. — С. 59–62.
6. Истомина, Е. А. Влияние концепции социального риска на правовое ре-гулирование социального обеспечения: дис. … д-ра юрид. наук. Екатерин-бург, / Е.А. Истомина. – 2021.- 500 с.
7. Колесников, Д. А. Роль практики конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в защите и развитии социальных прав че-ловека и гражданина / Д.А. Колесников // Актуальные проблемы российского права. 2019. – № 5. – С. 60–68.
8. Колотова, Н. В. Конституционализация социальных прав – тенденция развития современного права / Н.В. Колотова // Конституционное и муници-пальное право. 2019. № 1. – С. 5–9.
9. Колотова, Н. В. Конституционные новеллы социального характера и перспективы развития законодательства / Н.В. Колотова // Труды Института государства и права РАН. 2021. – Т. 16. № 2. – С. 44–68.
10. Комкова, Г.Н. Проблемы обеспечения равенства и справедливости на современном этапе конституционного развития России / Г.Н. Комкова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2018. № 2 (121). – С. 26−30.
11. Лаврикова, Н.И. Поле общественных проблем и приоритеты реализа-ции государственной экономической политики в социальной сфере: грань взаимодействия / Н.И. Лаврикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 8-1. – С. 154−157.
12. Новопавловская, Е. Е. Практика Конституционного Суда РФ как инди-катор состояния российского законодательства в области социального обес-печения / Е. Е. Новопавловская // Научные труды. Российская академия юри-дических наук, 2019. — С. 257–260.
13. Попов, А. С. Защита Конституционным Судом РФ права на социальное обеспечение / А. С. Попов. // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 248-254.
14. Пресняков, М. В. Проблема содержательной определенности и консти-туционной защиты социальных прав / М. В. Пресняков // Конституционное и муниципальное право. 2020. № 6. – С. 16–23.
15. Рогов, К. От редактора: деконструкция конституции // Деконструкция Конституции: Что нужно и что не нужно менять в российском Основном За-коне / под ред. К.Рогова. М. : Фонд «Либеральная миссия», 2020. – С.6–16.
16. Салыева, Д. Д. Проблемы исполнения решений Конституционного Суда РФ / Д. Д. Салыева // Современная наука и молодые ученые, 2020. — С. 83–85.
17. Скачкова, Г. С. Развитие идеи социального государства и новации ста-тьи 75.1 Конституции Российской Федерации / Г.С. Скачкова // Вестник Тю-менского государственного университета. Социально-экономические и пра-вовые исследования. 2021. Т. 7. № 3. – С. 86–97.
18. Снурницына, А. В. Право на социальное обеспечение в правовой си-стеме современной России: конституционно-правовой аспект / А. В. Снурни-цына // Вестник Международного юридического института, 2018. — № 3. — С. 176–783.
19. Соболева, А. Социальные права в контексте новых полномочий Прези-дента / А. Соболева // Сравнительное конституционное обозрение. 2020. №3(136). – С.82– 96.
20. Ударцев, С.Ф. Экономический кризис и защита социально-экономических прав граждан: международный опыт / С.Ф. Ударцев // Рос-сийский юридический журнал. – 2016. - № 4. – С. 31-42.
21. Филипповская, О.В., Титкова И.К. Актуальные проблемы пенсионной реформы РФ / О.В. Филипповская // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №2(20). – С.179–184.
Материалы судебной и административной практики
1. Российская Федерация. Судебные акты. По заявлению ОАО «Россий-ские железные дороги» об оспаривании предписания государственной ин-спекции труда в г. Москве, которым признаны незаконными изменения кол-лективного договора [Электронный ресурс]: Определение Верховного Суда РФ от 28.01.2009 г. № 5-В08-139 // Судебные и нормативные акты / Режим доступа: http:// www.sudact.ru
Электронные ресурсы
1. Варков, И. А. Роль Конституционного Суда РФ в защите социальных прав человека / И. А. Варков. [Электрон.ресурс] / И. А. Варков // Молодой ученый, 2019. — С. 1–2. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/law/archive/ 327/15003/
2. Вербицкая, Ж. И. Государственное социальное обеспечение: определе-ние содержания и объема понятия [Электрон.ресурс] / Ж. И. Вербицкая // Инженерная экономика и управление в современных условиях, 2019. — С. 34–38. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42326858
3. Левина М.И. Социальное законодательство: проблемы принятия и при-менения. [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/ data/868/679/1219/008Levina.pdf
4. О фирменных наименованиях [Электрон.ресурс]:проект закона Офици-альный сайт: Инновационный центр Санкт-Петербург-скогогосударственного университета. Режим доступа: http://innov.spbu.ru
5. Тематика обращений в Конституционный Суд Российской Федерации [Электрон.ресурс]. — Режим доступа: http://www.ksrf.ru/ru/Petition/Pages/ Statistic.aspx