Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашей стране право на пенсионное обеспечение выступает в качестве одной из основных конституционных прав граждан. При этом реализация соответствующих конституционных прав граждан на социальное (в их числе также и пенсионное) обеспечение неизменно подразумевает наличие максимально четкого механизма, с помощью которого у соответственных государственных органов появляется безусловная обязанность по предоставлению обращающемуся определенную выплату. Конечно же, подобный механизм обязательно должен быть справедливым, экономически подкрепленным экономически, наконец, понятным с позиции получателя выплаты.
В обществе имеются категории граждан, нуждающиеся в особом отношении, так как они свою жизнь посвящают служению стране, нередко при этом рискуя здоровьем и жизнью. Такой категорией граждан являются военнослужащие. Для военнослужащих пенсионное обеспечение имеет особо важное значение. Ведь терпя трудности военной службы, подвергая риску свое здоровье и нередко рискуя жизнью, им необходимо быть уверенными, что после увольнения со службы в запас либо отставку, их ждет достойный уровень жизни. В сущности, достойное пенсионное обеспечение является одним из значимых аспектов привлекательности военной службы. Одновременно значимость в жизни государства и обществ данных структур такова, что именно от них напрямую зависит и национальная безопасность Российской Федерации.
Тем не менее, в пенсионном обеспечении военнослужащих до сих пор остается ряд нерешенных проблем.
Таким образом, особая роль военной службы для национальной безопасности Российской Федерации, значимость пенсионного обеспечения для самих военнослужащих, на также наличие отдельных проблем в этой сфере делают рассмотрение темы «Пенсии военнослужащим: их виды, условия, порядок назначения и выплаты» актуальным.
Объект исследования – общественно-правовые отношения, возникающие в системе пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации.
Предмет исследования – теоретические, правовые и практические вопросы назначения и выплаты пенсий военнослужащим.
Объект наблюдения – военный комиссариат Новосибирской области.
Целью написания дипломной работы является исследование теоретических и практических аспектов назначения и выплаты пенсий военнослужащим.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:
– раскрыть теоретические основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России;
– исследовать порядка назначения и выплаты пенсии по пенсионному обеспечению военнослужащих (на примере военного комиссариата Новосибирской области);
– выявить главные проблемы в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и обозначить пути их решения.
В работе применялись теоретические и практические методы исследования. В рамках теоретических методов выступали следующие: метод анализа и синтеза, метод сравнения, а также метод классификации. Эмпирическими методами стали следующие: метод наблюдения, метод измерения, метод изучения документации военкомата Новосибирской области.
В качестве теоретической базы применялись исследования следующих авторов: Н.В. Антипьевой, Д.Н. Ермакова, В.М. Корякина, Т.М. Малеевой, Н.Д. Потаповой, Е.А. Токаревой, В.А. Трескова, Ю.А. Шахбановой и др.
Правовой основой стали федеральные законы РФ, указы Президента РФ, регулирующие пенсионное обеспечение военнослужащих, а также материалы судебной практики.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты могут быть положены в основу более глубокого изучения пенсионного обеспечения военнослужащих в России на современном этапе.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
В первой главе, посвященной основам системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России, раскрывается сущность пенсионного обеспечения военнослужащих в качестве одного из важнейших элементов государственной политики, освещаются правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих, а также рассматриваются виды пенсий военнослужащих.
Вторая глава отражает результаты изучения порядка назначения и выплаты пенсии по пенсионному обеспечению военнослужащих в военном комиссариате Новосибирской области. В этом случае акцент делается на организационно-правовой характеристике военного комиссариата, условиях назначения и размеры пенсии военнослужащим, а также основных проблемах в сфере пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и путях их решения.
1 Теоретические основы системы пенсионного обеспечения военнослужащих в России
1.1 Пенсионное обеспечение военнослужащих как один из важнейших элементов государственной политики
На современном этапе в числе весьма актуальных экономических и социально-политических проблем, как прямо, так и опосредованно связанных с обеспечением национальной безопасности России, заслуживает особого внимания проблематика пенсионного обеспечения военнослужащих. Пенсионное обеспечение военнослужащих, которое является одним из направлений современной социальной политики Российской Федерации, реализуется в порядке, который несколько отличающемся от общеустановленного.
Так, например, в работе И.С. Грачева был проведен анализ нормативно-правовой базы непосредственно в области пенсионного обеспечения военнослужащих, а также было дано краткое описание мер в обозначенном направлении в некоторых зарубежных стран, наконец, было сделано заключение о недостаточности в Российской Федерации мер социальной поддержки военнослужащих [26].
Весьма подробно российский опыт пенсионного обеспечения военнослужащих был рассмотрен в исследовании Ю.А. Шахбановой [36]. Названным автором было подчеркнуто особое значение пенсионного обеспечения военнослужащих и для них самих, и в целом для государства; были описаны условия, порядок и виды назначения пенсии военнослужащим.
В свою очередь в публикации А.В. Иващенко обозначается отсутствие в отечественном законодательстве общих принципов военно-социальной политики одновременно при наличии заметно большого количества нормативно-правовых актов в сфере социального обеспечения военнослужащих. Данный автор делает вывод о некоторой социально- экономической так называемой «ущемленности» военнослужащих, а также о падении по этой причине престижа военной службы [28].
Но с подобным выводом сложно согласиться, потому как за последние годы отмечается рост числа желающих претендентов поступить в военные вузы, что наглядно свидетельствует о повышении в обществе престижа военных профессий [38].
В настоящее время военнослужащие пенсии получают за выслугу лет, по инвалидности, при том, как члены их семей при наступлении определенных случаев получают пенсии по случаю потери кормильца непосредственно в системе государственного пенсионного обеспечения. Согласно с действующим российским законодательством отдельные лица имеют право рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, к примеру, трудовой по старости, также по государственному пенсионному обеспечению[33].
Действующая на настоящий момент нормативная правовая база четкого определения понятия военной пенсии не содержит. При этом сущностные признаки военной пенсии были включены в общее определение пенсии именно по государственному пенсионному обеспечению. В соответствии с Законом №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 8 марта 2022 г.) военная пенсия представляет собой это ежемесячную государственную денежная выплата [8].
Право на ее получение определяется в прямом соответствии с нормами и условиями, которые были установлены указанным Федеральным законом. Военная пенсия военнослужащему предоставляется для компенсации вреда, который был нанесен здоровью граждан в процессе прохождении ими военной службы, при условии достижении установленного действующим законом возраста, а также при наступлении инвалидности либо же в случае потери кормильца. В общем же подобное определение военной пенсии можно взять за основу, некоторым образом скорректировав его.
Пенсии всех без исключения категорий военнослужащих (вне зависимости, служат они по призыву либо по контракту) относятся именно к государственному пенсионному обеспечению, базовой цель которого выступает защита этих лиц от рисков материальной необеспеченности в пожилом возрасте и старости, в случае наступлении инвалидности, а также в случае потери кормильца. Кроме этого, пенсионное обеспечение военнослужащих, аналогично пенсионному обеспечению гражданских лиц, представляет собой защиту от перечисленных выше рисков. При этом сама реализация социальных рисков в этом случае является более вероятной по причине специфики военной службы [22].
Военная пенсия по своей сути, с одной стороны, являет собой компенсацию утраченного заработка (также, как и для гражданских лиц), при том, как с другой, – это компенсация военнослужащим (а также членам их семей) всех лишений и тягот военной службы (то есть это повышенного риска потери здоровья, гибели, ограничений общепризнанных прав и свобод, напрямую закрепленных соответствующим российским законодательством, например, Федеральным законом Российской Федерации от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»(ред. от 25 февраля 2022 г. [11]).
Суть военной пенсии показана на рисунке 1.
Рисунок 1 – Сущность военной пенсии
Необходимо обязательно учитывать и тот факт, что военно-социальное законодательство вовсе неслучайно предусматривает ранний возраст (то есть именно до достижения военнослужащим общегражданского возраста), дающему военнослужащему право на получение им пенсии по государственному пенсионному обеспечению. Ведь разного рода сложности и опасности военной службы, а также преждевременная своего рода «изношенность организма», может наступить не только по причине военной травмы, но также и в результате хронической стрессовой ситуации, серьезной психологической усталости и пр. Например, по экспертным оценкам, у военнослужащих-контрактников средний возраст выхода на пенсию именно по государственному пенсионному обеспечению составляет около 44,1 года, при том, как пенсию по инвалидности по причине военной травмы начинают получать примерно в 42,4 года [20].
Нельзя не учитывать и тот факт, что негативные особенности военной деятельности оказывают влияние и на членов семьи военнослужащего (например, это служба в достаточно тяжелых климатических условиях, отдаленных гарнизонах, отсутствие необходимого числа рабочих мест и ряд других).
Именно данные факторы предопределяют то, что размер военной пенсии не может и должен быть ниже размера пенсий, к примеру, государственных гражданских служащих. Иначе получается, что вред, который был причинен здоровью военнослужащего, и иного рода лишения военной службы при выходе на пенсию оцениваются ниже, нежели потерянный заработок, к примеру, при увольнении гражданин с государственной гражданской службы. Это обуславливает необходимость отражения данного момента именно в самом определении военной пенсии, которое, например, могло быть закреплено в Законе РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (в ред. от 16 февраля 2022 г.) [12].
Укажу, что военная пенсия представляет собой ежемесячную государственную денежную выплату, право на получение которой возникает согласно с теми нормами и условиями, которые установлены соответствующим действующим законодательством. Данная выплата предоставляется военнослужащему в случае достижении им необходимой выслуги лет либо же наступлении у него инвалидности, а нетрудоспособным членам его семьи в случае его гибели (в том случае, если он являлся кормильцем), при иного рода основаниях, которые дают право на получение такого рода пенсии, для компенсации утраченного заработка военнослужащего, компенсации всех лишений и тягот военной службы (то есть повышенного риска потери военнослужащим здоровья, его гибели, возникновения ограничений некоторых его общепризнанных прав и свобод). Кроме этого, военнослужащим законодателем установлен запрет на осуществление ими предпринимательской деятельности.
Особенности военной службы предполагает наличие компенсации подобных рода ограничений через одновременное закрепления ряда дополнительных социальных гарантий военнослужащим (к примеру, это реализация их права военнослужащих, жилище и пр.).
Социальный риск, который подлежит компенсации именно в виде пенсионного обеспечения военнослужащего относительно граждан, которые проходят военную службу, членов его семьи, трактовать определить как вероятность наступления материальной необеспеченности военнослужащего по причине его гибели, причинения вреда его здоровью, а также прекращения военно-служебных отношений [21]. Именно поэтому государственное пенсионное обеспечение военнослужащих являет собой часть государственного пенсионного обеспечения, которая представляет собой совокупность определенных социально-экономических отношений, которые возникают по причине исчисления, назначения, а также выплатой и пересмотром пенсий военнослужащим. Эти выплаты финансируются за счет средств федерального бюджета.
Подчеркну, что риск военнослужащего утратить жизнь и здоровье присутствует и на службе по контракту, и на службе по призыву. Тем не менее, военнослужащие по контракту обладаю правом на пенсии за выслугу лет и правом на пенсии по инвалидности. Военнослужащие по призыву наделены правом получения пенсии по случаю инвалидности. В свою очередь члены семей всех этих категорий военнослужащих обладают правом на пенсию по случаю потери кормильца.
В пенсионном и военно-социальном законодательстве даже само понятие «военнослужащий» трактуется по-разному. Так, например, в соответствии с Федеральным законом РФ от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [8], к военнослужащим отнесены сотрудники Следственного комитета РФ, прокурорские работники, сотрудники таможенных органов РФ, сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники органов налоговой полиции, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы. В свою очередь Федеральном законе РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (ред. от 30 декабря 2021 г.)[10]указанные выше сотрудники(категории) не были названы как военнослужащие. Однако, в общем вполне понятно стремление законодателя в области пенсионных отношений в конечном итоге унифицировать правовую базу, которая касается лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах России, и в других федеральных органах исполнительной власти, где такого рода служба официально предусмотрена.
На основе этого более широким характеризуется определение военной службы, которое было сформулировано в ст.6 Федерального закона Российской Федерации от27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»(ред. от 02.0.7.2021 г.) [7]. В данном определении акцент сделан на то, что военная служба представляет собой вид федеральной государственной службы, являющей собой профессиональную служебную деятельность граждан непосредственно на воинских должностях либо же не на воинских должностях в тех случаях и на тех условиях, которые предусмотрены федеральными законами и (либо) действующими нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, иные войсках, воинских (или специальных) формированиях и тех органах, которые осуществляют функции по обеспечению безопасности и обороны государства.
В отношении отдельных должностей в Минобороны России можно указать, что они, согласно с Указом Президента РФ от 31.12.2005 г. №157411, отнесены были именно к должностям федеральной государственной гражданской службы. Поэтому пенсионное обеспечение всех тех лиц, которые занимают такого рода должности, регулироваться должно федеральными законами РФ №166-ФЗ и от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ред. от 30 декабря 2021 г.).
Таким образом, для военнослужащих пенсионное обеспечение имеет особо важное значение. Более того, в определенной мере прослеживается зависимость эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих и качество решения вопросов обеспечения безопасности общественной жизни и страны в целом.
Далее будут рассмотрены правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих.
1.2 Правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих
Рассматривая правовые основы обеспечения военнослужащих, в первую очередь подчеркну многократное изменение действующего законодательства. Например, Закон РФ от 12.02.1993 №4468-1 [12] «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу», начиная с момента его принятия и по сегодняшний день менялся больше 36 раз. В ряде случаев содержание некоторых статей этого Закона (в том числе ст.49) изменялось, нередко, не в положительную для военных пенсионеров сторону. Например, в действующей редакции ст. 49 указанного выше Федерального Закона, пенсии, которые были назначены бывшим военнослужащим, пересмотру подлежат в случае возникновении любого из представленных ниже оснований, в их числе одновременно возникших:
1) одновременно с ростом денежного довольствия определенных категорий военнослужащих, при этом исходя непосредственно из уровня увеличения денежного довольствия, которое учитывается при исчислении пенсий (в соответствии с Федеральным законом РФ от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»(ред. от 31 июля 2020 г.)[4], по воинским должностям и по воинским званиям размеры окладов увеличиваются (индексируются) на ежегодной основе с обязательным учетом уровня инфляции согласно с положениями федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;
2) каждый год с 01 января с обязательным учетом увеличения денежного довольствия.
В сравнении с ранней редакцией ст.49 данного Федерального Закона (ред. от 28.11.1995) видно, что из оснований пересмотра пенсий, которые назначаются военнослужащим, ушедших в отставку или уволенных в запас, были исключены: повышение стоимости жизни, а также повышение оплаты труда, наконец, повышение прописанного федеральным законом минимального размера трудовой пенсии по старости.
В России процесс правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих на современном этапе базируется на нормах Конституции РФ [1] и является урегулированным несколькими федеральными законами. В числе таких законов назвать можно следующие:
- Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ(ред. от 25 февраля 2022 г.) [11]. Данным законом для военнослужащих была установлена единая система социальной и правовой защиты, материального и
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (ред. от 27.12.2018) // Рос. газ. – 2013. – №52. – С.8.
3. Федеральный закон от 28.12.2013 № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» (в ред. от 21.12.2021 г.).
4. Федеральный закон РФ от 07.11.2011 №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (в ред. от 31 июля 2020 г. № 288-ФЗ).
5. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (с из. от 20.12.2016 г.).
6. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (ред. от 04.11.2014).
7. Федеральный закон Российской Федерации от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 02.0.7.2021 г.).
8. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (в ред. от 8 марта 2022) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
9. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (в ред. от 25.12.2022 г.).
10. Федеральном законе РФ от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 30 декабря 2021 г.).
11. Федеральный закон Российской Федерации от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от 25 февраля 2022 г.).
12. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» (в ред. от 16.02.2022.).
13. Указ Президента РФ от 07. 12. 2012 г. №1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» (в ред. от 21 декабря 2020 г.).
14. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (в ред. от 31.12 2021 г.).
15. Постановление Конституционного суда № 14-П/2022.
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 28.01.2020 г. № 5-П.
17. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 1 февраля 2018 г. по делу № 33-1883/2018.
18. Решение Центральный районный суд г. Калининграда № 2-1647/2020 2-1647/2020~М-133/2020 М-133/2020 от 20 июля 2020 г. по делу № 2-1647/2020.
19. Антипьева Н.В. Проблемы правового регулирования социального обеспечения военнослужащих: монография. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2009. – 164 с.
20. Корякин В.М. Государственное пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, и их семей // Право социального обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. – М.: Норма, 2015. – С. 53-57.
21. Малеева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. – М.: Независимый ин-т социальной политики, 2015. – 86 с.
22. Пенсионная система России: история, проблемы и пути совершенствования / под ред. А.С. Кузимина. – М.: Норма, 2017. – 210 с.
23. Потапова Н.Д. Пенсионное обеспечение военнослужащих в РФ. – Вологда: Фонд развития фил. МГЮА им. О. Е. Кутафина. – Вологда, 2020. - 102 с.
24. Токарева Е. А. Вопросы терминологии в праве социального обеспечения: монография. – Екатеринбург, 2017. – 176 c.
25. Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. – М.: Ред. «Роc. газ», 2016. – Вып. 5. – 128 c.
26. Грачев И.С. Пенсионное обеспечение военнослужащих в условиях социального государства // Worldscience: problemsandinnovations. – 2017. – № 2. – С. 200–202.
27. Ермаков Д.Н., Хмелевская С.А. Совершенствование страховых механизмов российской пенсионной системы // Бизнес в законе. – 2012. – №2. – С.258-263.
28. Иващенко А.В. К вопросу о социальной политике государства в сфере социальной защиты уволенных военнослужащих // Материалы Афанасьевских чтений. – 2014. – № 1. – С. 87–92.
29. Ломакина Т.В. Актуальные вопросы назначения страховой пенсии по старости военным пенсионерам. // Право в Вооруженных Силах. – 2016. – № 1. -С. 20-24.
30. Потапова Н.Д., Кудашкин А.В., Потапов А.В. К вопросу пенсионного обеспечения военнослужащих с учетом практики Конституционного Суда РФ// Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение. «Военно-правовое обозрение Теория и практика. – 2020. – № 10. – С.56-64.
31. Скоробагатько А.В. Феномен справедливости в пенсионном обеспечении. // Трудовое право в России и за рубежом. – 2014. – № 1. – С. 48-53.
32. Ткачев И. Назарова К. Пенсионное военное положение // Экономика. – 2022. – №92. – С. 4-11.
33. Торопкин А.И В борьбе обретешь ты право на пенсию (историко-правовой аспект) //Социальное и пенсионное право. – 2009. – № 1. – С. 22-26.
34. Тютюнов Н.В. История формирования отечественной системы пенсионного обеспечения военнослужащих. // Социально-политические науки. – 2012. – №2. – С. 15-21.
35. Шайхатдинов В.Ш., Говорухина Е.Ю. О некоторых правовых вопросах пенсионного обеспечения военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, и членов их семей // Вест. Уральск.юридич. ин-та МВД России. – 2018. – №4. – С. 47-56.
36. Шахбанова Ю.А. Пенсионная реформа в России 2015 года // Закон и право, - 2015. – № 5. – С. 25-28.
37. Шахбанова Ю. А. Пенсионное обеспечение военнослужащих в Российской Федерации // Юридический факт. – 2018. – № 23. – С. 55–59.
38. Богданов М.Б. Пути решения проблем пенсионного обеспечения военнослужащих в Российской Федерации // Молодой ученый. 2020. № 8 (298). С. 271-273. – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/298/67522/ (дата обращения: 10.05.2022).
39. Военная пенсия в 2022 году. – Режим доступа:: https://bankiros.ru/wiki/term/voennaya-pensia-v-etom-godu#voennaya-pensiya-v-curr-year-godu-poryadok-rascheta(дата обращения 02.05.2022).
40. Военная пенсия полковника, капитана, прапорщика и сержанта после всех повышений в 2022 году. – Режим доступа:URL: https://военное-право.рф/.(дата обращения 29.04.2022).
41. Задачи Военного комиссариата Новосибирской области. – Режим доступа:https://www.nso.ru/commissariat(дата обращения 28.04.2022).
42. Официальный сайт новостного агентства «РИА Новости».– Режим доступа: https://ria.ru/defense_safety/20150629/1100546141.html (дата обращения 26.04.2022).
43. Силуанов: выслугу лет для получения военных пенсий можно увеличить. – Режим доступа:https://ria.ru/20150206/1046359257.html. (дата обращения: 30.03.2022).