Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы заключается в том, что поддержка нужда-ющихся граждан является неотъемлемой функцией и задачей государства.
Международные правовые нормы провозглашают право каждого че-ловека на социальное обеспечение. Вместе с тем, в них не содержится четко сформулированного содержания данной категории, без чего является невоз-можным дальнейшее построение эффективной системы государственного со-циального обеспечения граждан, а значит, реализация их прав на получение поддержки государства в случае наступления трудных жизненных обстоя-тельств. В любом обществе есть люди, которые в силу определённых незави-сящих от них причин не могут обеспечить свое существование. Право на со-циальное обеспечение - одно из ключевых социальных прав граждан. Рас-пределение материальных благ нуждающимся людям за счет государствен-ных или иных фондов является проявление заботы государства о населении. Государство имеет цель обеспечить минимальный уровень жизни, тем самым гарантирует каждого гражданина от социальных рисков. Но, к сожалению, встречаются сложности, которые затрудняют работу механизма социального обеспечения.
Социальное обеспечение занимает одно из важных мест в государстве и в обществе. Оно является выражением социальной политики и показателем уровня экономики государства на данном этапе его развития.
Согласно части 1 статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация яв-ляется социальным государством, политика которого направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века. Именно для этого и предназначена система социального обеспечения. К системе социального обеспечения современной России следует относить пен-сии, пособии, компенсационные выплаты, социальное обслуживание, меди-цинскую помощь, а также различные льготы для отдельных категорий граж-дан. Данная система способна не только поддерживать категории граждан, которым необходимо социальное обеспечение, но и обеспечивать новый уро-вень жизни в условиях социального неравенства.
В современных условиях изучение института социальной защиты насе-ления как одного из наиболее значимых социальных институтов сохраняет свое значение и остается необходимым для понимания социума в целом. Масштабная трансформация общества, которую мы можем наблюдать в по-следнее время, требует пересмотра мер социальной защиты социально-уязвимых категорий населения. Социально-психологические, организацион-ные, финансово-экономические, нормативно-правовые способы и средства, используемые государственными организациями социальной защиты, позво-ляют оказывать помощь не только отдельным членам общества, но и целым социальным группам
населения, что и составляет основную цель социальной политики.
Степень изученности. Теоретическим и практическим аспектам обес-печения социальных прав человека и осуществления социальной политики государства посвящены труды таких ученых, как В.С. Андреева, Е.И. Аст-рахана, А.Н. Егорова, Н.Б. Болотиной, П.Д. Пилипенко, В.Я. Бурака, С.М. Синчука, И.М. Сироты, И.С. Ярошенко, А.Г. Чутчевой, Н.В. Гарасимовой, Л.Б. Баранник и других.
Объект исследования – правоотношения, связанные с организацией мер социальной поддержки населения в РФ
Предмет исследования – правовые нормы действующего законода-тельства, регулирующие сферу социальной поддержки населения.
Цель - Проанализировать нормы права, регулирующие сферу соци-альной поддержки населения и исследовать проблемы реализации мер соци-альной поддержки населения и пути решения.
Задачи:
1.Рассмотреть понятие и порядок предоставления мер социальной поддержки граждан в РФ.
2. Изучить нормативно-правовую базу организации мер социальной поддержки населения.
3. Охарактеризовать организацию работы ГКУ Республиканского цен-тра социальной поддержки населения по г. Уфе.
4. Определить оказанные меры социальной поддержки гражданам в период пандемии.
5. Исследовать проблемы реализации мер социальной поддержки насе-ления и пути решения.
Методологическую основу исследования составляют методы: фор-мально-логический, анализа и синтеза, системно-структурный, формально-юридический.
Практическая значимость. Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования полученных результатов для преподавания курсов: «Право социального обеспечения».
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами иссле-дования.
1 Теоретические и правовые основы организации мер социальной поддержки населения в РФ
1.1.Понятие и порядок предоставления мер социальной поддерж-ки граждан
В научной и учебной литературе социальная поддержка определяется как одноразовые или эпизодические мероприятия, способствующие преодо-лению лицом кратковременной трудной жизненной ситуации, обусловленной нарушением здоровья, при отсутствии признаков социальной .
Кроме того, данная форма помощи гражданам может рассматриваться как специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп, отдельных семей, лично-стей, испытывающих нужду.
Социальная поддержка как содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей, решении личностных проблем может быть сгруппи-рована по двум основаниям:
- по своему содержанию - материально-экономическая, социально-бытовая, организационно-правовая, коммуникативно-психологическая и профессионально-трудовая;
- по характеру деятельности, связанной с осуществлением социаль-ной поддержки, - постоянная (социальная поддержка престарелых, прожи-вающих в домах-интернатах, детей-сирот и т.п.), периодическая (социальная поддержка работников, обучающихся без отрыва от производства и т.п.) и ситуационная (социальная поддержка людей, оказавшихся в трудной жиз-ненной ситуации).
Таким образом, социальная поддержка направлена на оказание помо-щи преимущественно незащищенным социальным группам, испытывающим трудности в силу каких-либо объективных факторов (возраст, инвалидность, сиротство и т.д.). Однако этот термин применяется и в отношении других ка-тегорий населения, в частности выполняющих общественно важные функции и имеющих особые заслуги перед государством.
Государственная социальная помощь - это помощь, которая предо-ставляется отдельным категориям граждан, в виде социальных пособий, со-циальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необхо-димых товаров в целях:
- поддержания уровня жизни, прежде всего малоимущих (семей и одиноких), среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;
- адресного использования бюджетных средств;
- усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граж-дан;
- создания необходимых условий для обеспечения всеобщей до-ступности и приемлемого качества социальных услуг;
- снижения уровня социального неравенства;
- повышения доходов населения.
Социальная поддержка в Российской Федерации может предоставлять-ся в виде денежных выплат (субсидий, пособий, компенсаций и т. д.) и нату-ральных товаров (горючее, продукты, одежда, обувь, лекарственные препа-раты и т. д.). Нормативно-правовым обеспечением оказания социальной поддержки является Конституция Российской Федерации , федеральные и ре-гиональные законы о социальном обеспечении, иные нормативно-правовые акты. Категориями, имеющими право на социальную поддержку, в Россий-ской Федерации являются: инвалиды, малообеспеченные семьи, семьи с деть-ми, многодетные семьи, ветераны, безработные .
Государственная социальная поддержка предполагает выделение фи-нансовых средств гражданам (выплат, пособий, субсидий), входящим в со-став какого-либо незащищенного слоя.
По мнению З.П. Замараева, «серьезной проблемой стала громоздкая, затратная и недостаточно эффективная система мер государственной соци-альной помощи в виде различных пособий, единовременных выплат, предо-ставляемых на основании федеральных и региональных социальных про-грамм семьям и гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации» .
Е. Андреева предлагает под государственной социальной поддержкой населения понимать не страховую подсистему социальной защиты населения в виде социальных выплат и льгот .
В рамках международных различий можно выделить три основные це-ли применения модели постановки целей социальной поддержки:
1. Эффективное освоение государственных ресурсов.
2. Максимальная результативность.
3. Поддержка населения.
Однако, как показывают данные проанализированных открытых мате-риалов и документов, ни одна из вышеперечисленных задач или их совокуп-ность не могла быть полностью решена ни в одной стране. Проблема в ди-намике социальных слоев и постоянно меняющийся ситуации во всех госу-дарствах, социальная система не может быть идеальной так как её динамика слишком высока. Но, стоит отметить, что в той или иной мере данная модель реализуется .
В соответствии с этой моделью за рубежом предоставляются различ-ные виды социальной помощи, в том числе:
1. Пособие по безработице.
2. Пенсии по наступлению старости.
3. Пенсии по инвалидности.
4. Пособия по болезни.
5. Семейные пособия.
6. Долгосрочная социальная помощь пожилым людям, одиноким и т.д.
Как следует из приведенного списка, модель постановки задач соци-альной поддержки предусматривает выплаты, направленные на компенсацию общепринятых социальных рисков (болезнь, безработица, старость, несчаст-ные случаи на производстве или профессиональные заболевания, инвалид-ность, потеря кормильца и т.д.), который дополняет или частично заменяет пособия по социальному обеспечению и универсальные типовые пособия. Виды льгот, предоставляемых в рамках модели социальной поддержки, определяющей цели, условия их предоставления и размер за рубежом, раз-личаются и определяются национальным законодательством с учетом влия-ния определенных социальных рисков на уровень финансового положения граждан .
Зарубежный опыт показывает, что внедрение модели социальной под-держки при постановке целей связано с рядом затрат:
1. Административные расходы - связанные с необходимостью работы и других ресурсов, в том числе денег. Они растут с расширением модели и уровня бедности в стране. Их сложно реализовать в странах с высоким уровнем «теневой» неформальной занятости. Самый высокий при использо-вании денежного метода оценки.
2. Политические издержки - связанные с утратой или упадком обще-ственного доверия, формированием негативного отношения со стороны среднего класса.
3. Социальные издержки, связанные с упадком социального единства, обострением отношений, возникновением конфликтов между получателями и получателями социальной помощи.
4. Мотивационные (социально-психологические) издержки - связанные с ростом зависимых настроений; риск потери желания выбраться из «ловуш-ки бедности», потеря или потеря самооценки, люди, меняющие свое поведе-ние с целью получения прибыли от участия в собеседовании, сбора / обра-ботки необходимых документов, в очередях, взятках, Иностранных опыт подсказывает определенные возможности минимизировать / уменьшить объ-емные затраты, связанные с внедрением модели для постановки задач соци-альной поддержки.
Стоит отметить, что в той или иной мере этот зарубежный опыт пере-нимается в наши отечественные реалии. Во многих описанных моментах можно проследить что те или иные меры реализуются и Российской социаль-ной политике, однако это не исключает те проблемы, которые могут являться помехой в реализации того или иного социального аспекта . Стоит отметить, что проблемы, которые имеют свои особенности в том или ином государстве, деформируются под реалии нашего государства. Однако сегодня на 2022 год социальная политика государства имеет высокую направленность, огромные бюджетные средства и ресурсы, однако это не исключает проблем освоения бюджета, эффективность реализации, а также не стоит забывать о проблемах информационного обеспечения, проблемы предоставления адресной помощи и информирования населения.
Все это формирует целостное представление о мировом опыте реализа-ции социальной политики, предоставлении пособий. В целом можно сказать, что социальная политика в рамках целеполагания имеет общий вектор раз-вития по всему миру, но на это все налагаются индивидуальные особенности реализации этой политики, а также общие проблемы эффективности, бюдже-та и т.д.
Далее рассмотрим особенности функционирования инноваци¬онной технологии поддержки населения - социального контракта.
Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государ-ственной социальной помощи» социальный контракт представляет собой договор, который заключа¬ется между малоимущей семьей (гражданином РФ) и органами социальной защиты. Основной обязанностью органов соци-альной защиты является оказание нуждающейся семье государственной со-циальной помощи, а данная семья в свою очередь обязана согласно заклю-ченному соглашению реализовать мероприятия, предусмотренные програм-мой социальной адап¬тации.
Необходимо отметить, что согласно данному контракту человек не яв-ля¬ется пассивным субъектом социальной помощи, он должен принимать ак-тивные действия вместе с органами государственной власти, для того что¬бы преодолеть трудную жизненную ситуацию. Согласно законодательству, под трудной жизненной ситуацией в этом случае понимается обстоятель¬ство или обстоятельства, приводящие к значительному ухудшению усло¬вий жизнедея-тельности семьи или отдельного гражданина, последствия которых они не может преодолеть самостоятельно .
Таким образом, что социальный контракт представляет собой не еди-норазовые материальные выплаты, а инструмент повышения личного благо-состояния человека за счет непрерывного воспроизводства личного капи-тала, полученного с помощью государственных институтов социальной под-держки федерального уровня. Выделяемые средства являются целевы¬ми и могут быть потрачены только на прописанные в законе направления.
К примеру, малоимущая семья может на выделенные бюджетные де-нежные средства приобрести необходимое оборудование, инструменты, раз-личные курсы по обучению, пройти курс лечения. Использование тех-нологии социального контракта может быть дополнительной помощью при иной помощи от органов государственной власти.
По нашему мнению, положительными качествами данного инструмента адресной социальной поддержки являются:
- возможность найти работу;
- получить дополнительное образование, т.е. улучшить качество своего человеческого капитала;
- получить денежные средства для дальнейшей предприниматель-ской деятельности в виде открытия индивидуального предприятия или под-соб¬ного хозяйства.
Но, несмотря на достоинства социального контракта имеются и недос-татки:
- отсутствие четкой структурированности действий и связей между со¬циальной защитой и другими государственными органами и частным сек-тором;
- проблемы по законодательной части в области реализации дан-ной тех¬нологии .
Также, по мнению многих аналитиков, наибольшей проблемой является отсутствие понимания сущности программы адресной помощи «социаль¬ный контракт». Например, многие региональные органы социальной защи¬ты умышленно подписываются малые суммы денежных средств многим получа-телям, чтобы получить эффект масштаба. В результате чего, с одной сторо-ны, денежные средства распределены, помощь оказана, но этой сум¬мы недо-статочно для решения проблем семьи, и соответственно в большей степени наблюдается не положительный эффект, а отрицательный, по¬скольку выра-батывается принцип иждивенчества .
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ас-самблеей Организации Объединенных Наций 10. 12. 1948. // Российская газе-та. 1998. № 68. Ст. 9.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. № 1. Ст. 16.
4. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей: феде-ральный закон от 19 мая 1995 года № 81–ФЗ // Рос. газ. – 1995. – № 99.
5. О государственной социальной помощи : федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 30.04.2022) // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
6. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон от 29 дек. 2006 г. № 256–ФЗ (ред. от 30.12.2021) // Рос. газ. – 2006. – № 297.
7. Об основах социального обслуживания граждан Российской Фе-дерации : федеральный закон Российской Федерации от 28.12 2013 № 442-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ. 30.12.2013. № 52 (ч.1). Ст. 7007.
8. Об Основных направлениях государственной семейной политики : Указ Президента РФ от 14.05.1996 № 712 (ред. от 05.10.2002) // «Россий-ская газета», № 94, 21.05.1996.
9. Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правитель-ства РФ от 25.08.2014 № 1618–р // СЗ РФ. – 2014– № 35. – ст. 4811.
10. Приказ Минтруда России от 29.09.2020 № 668н (ред. от 15.02.2021) «Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты гос-ударственных пособий гражданам, имеющим детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 23.12.2020 № 61741) // Официальный интернет–портал пра-вовой информации. URL: http://pravo.gov.ru, 23.12.2020 (Дата обращения: 17.04.2022).
11. Развитие эффективной социальной поддержки населения в России: адресность, нуждаемость, универсальность: науч. докл. / Е. Андреева, Д. Бычков, Е. Гришина и др. URL: http://www.nifi.ru/images/FILES/Reports/ doc_soz_2017.pdf (дата обращения: 14.04.2022).
Научная и учебная литература
12. Бабнищев, А. Н. «Мобильная бригада» — эффективная техноло-гия повышения доступности и качества социальных услуг жителям отдален-ных населенных пунктов в сельской местности / А.Н. Бабнищев // Работник социальной службы. – 2017. – № 7. – С.72.
13. Бурцева, Е.М. Адресная социальная помощь / Е.М. Бурцева //Актуальные вопросы развития мировой и модернизации российской эконо-мики. Сборник научных трудов. Под научной редакцией С.Г. Ерохина, Ю.В. Сунаевой. – 2017. – С. 127-131.
14. Буянова, А.В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей / А.В. Буя-нова // Социально–политические науки. – 2016. – №3. – С.36.
15. Дышекова, А.А. Социальная политика в условиях пандемии Covid-19 / А.А. Дышекова //Известия Кабардино-Балкарского государствен-ного аграрного университета им. В.М. Кокова. – 2021. – № 2 (32). – С. 115-120.
16. Елисеева, А.А. Государственная поддержка как основа транс-формации института современной семьи / А.А. Елисеева // Социально–правовые аспекты трансформации института современной семьи в контексте реализации государственной семейной политики: сборник статей по материа-лам международной научно–практической конференции, посвященной 25–летию принятия Семейного кодекса Российской Федерации. 29 октября 2020 г. / под общ. ред. О.Ю. Ильиной. – Тверь: Тверской государственный уни-верситет, 2020. – С.81.
17. Замараева, З.П. Нормативно-правовые особенности современной системы социальной помощи населению / З.П. Замараева // Вестник Пермско-го университета. Юридические науки. – 2017. – № 2. – С. 184-192.
18. Замараева, З.П. Социальная защита и социальное обслуживание населения: технологии помощи современной российской семье: учеб. посо-бие. / З.П. Замараева, Г.А. Телегина; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. – Пермь, 2019. – 108 с.
19. Исакова, Н.В. Социальная поддержка населения как одна из тех-нологий социальной работы для решения социальных проблем современно-го общества / Н.В. Исакова // Аллея науки. – 2020. – Т. 1. – № 8 (47). – С. 380-384.
20. Калашников, С.В. Риски реали¬зации социальных контрактов в регионах России / С.В. Калашников, В.Е. Татаринцев, А.М. Марголин // Во-просы государственного и муни¬ципального управления. – 2019. – № 4. – С. 7-30.
21. Камышников, А.И. Проблематика социальной защиты населения в современной России / А.И. Камышников // В сборнике: Социально-политические процессы в современном мире: взгляд молодых Материалы 4-й студенческой научно-практической конференции. – 2019. – 61-67 с.
22. Киселев, И.Н. Теоретико-правовые основы социальной защиты населения. / И.Н. Киселев. // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 11-1. – 150-163 с.
23. Кондакова, Н.А. Современная социальная поддержка семей с детьми / Н.А. Кондакова // Проблемы развития территории. – 2015. – Вып. 3(77). – С.73.
24. Кравченко Е.В. Социальный контракт как перспективный меха-низм повышения эффективности социальной защиты населения / Е.В. Кра-вченко // Экономика труда. – 2019. – Т. 6. – № 2. – С. 827-840.
25. Мищенко, В.И. О правовом регулировании социальной политики: достижения и проблемы / В.И. Мищенко, А.И. Гудков, А.В. Красильщиков //Евразийское Научное Объединение. – 2021. – № 12-3 (82). – С. 278-281.
26. Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы / П.Д. Павленок. – М., 2015. – 353 с.
27. Перова, А.Р. Совершенствование системы мер социальной защи-ты населения в условиях пандемии COVID-19 / А.Р. Перова, Е.А. Вайдова // В сборнике: Проблемы развития современного общества. Сборник научных статей 7-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 5-ти томах. Под редакцией В.М. Кузьминой. – Курск, 2022. – С. 75-80.
28. Сердюкова, В.А. Социальный контракт как одна из мер поддерж-ки населения в РФ / В.А. Сердюкова, И.В. Измалкова // Мировой опыт и эко-номика регионов России. Сборник студенческих научных работ по материа-лам ХVIII Всероссийской студенческой научной конференции с международ-ным участием. Курский филиал Финансового университета при Правитель-стве Российской Федерации; Курская региональная общественная организа-ция Вольного экономического общества России. – Курск, 2020. – С. 310-312.
29. Сидоров, В.А. Семейная политика в системе государственной со-циальной политики / В.А. Сидоров // Власть. – 2015. – № 11. – С.84.
30. Тойдонова, О.М. Социальная помощь малоимущему населению / О.М. Тойдонова, Е.В. Домашова // Диалог культур и толерантность обще-ния. сборник статей по материалам VI Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. ответственный ре-дактор Н. В. Кергилова. – 2021. – С. 143-150.
31. Холостова, Е. И. Социальная работа с пожилыми людьми : учеб-ник для бакалавров / Е.И. Холостова. – М., 2017. – 298 с.
32. Юркина, Е.М. Социальный контракт как эффективное направле-ние социальной поддержки малообеспеченных семей в современной России / Е.М. Юркина, К.Э. Бурнашев // Глобализация и национальная безопасность: человек и общество в меняющемся мире: материалы международной меж-дисциплинарной научной конференции, 2019. – С. 180
33. Яныканова, К.В. Мобильный бригадный метод социального об-служивания как инновационная технология оказания срочной социальной помощи населению / К.В. Яныканова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2019. – № 11. – С. 384-387.
Электронные ресурсы
34. Дунаева А.И., Удачин Н.О. Пути совершенствования социальной защиты населе¬ния в городе Москве [Электронный ресурс] // Проблемы эко-номики и менеджмента. - Социологические науки. - 2020. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/puti- sovershenstvovaniya-sotsialnoy-zaschity-naseleniya-v-gorode-moskve (дата обращения: 17.05.2022).
35. Цинченко Г.М., Шабанова Е.С. Социальная семейная политика // Здоровье – основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sotsialnaya–semeynaya–politika (Дата обращения: 17.04.2022).