Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие физических способностей является естественной потребностью человека и играет важнейшую роль в его жизнедеятельности. Отсутствие физических способностей пагубно сказывается на всех системах организма человека. Особенно большое значение развития физических способностей имеет в детском возрасте, т.к. способствует физическому развитию, развитию нервной системы, психики, интеллектуальных способностей, т.е. помогает формировать те способности, которые наиболее бурно развиваются именно в этом возрасте. Физически развитый ребёнок проще адаптируется к различным психо-эмоциональным стрессам, меньше страдает от соматических заболеваний, легче воспринимает знания, переносит нагрузки. Таким образом, физическое развитие детей в целом, детей дошкольного возраста имеет большое значение для сохранения их здоровья. Высокий уровень физического развития детей позволяет им в будущем выполнять многочисленные социальные, учебные, трудовые задачи, становиться полноценными членами общества.
Подвижные игры с элементами игровых видов спорта являются совершенным инструментом для развития физических способностей ребенка, способны развивать такие качества как сила, координация, скорость, гибкость и выносливость. Для совершенствования процесса физического развития указанной проблемы необходимо изучить источники и разработать программу по физическому воспитанию с элементами игровых видов спорта на развитие физических способностей дошкольников.
Иными словами, адекватный уровень физического развития у детей дошкольного возраста исключительно важен. Для формирования такого уровня необходима программа по развитию физических способностей. Эта программа должна быть адаптирована к физическим способностям детей, отвечать целям и задачам физического развития.
Таким образом, актуальность исследования определяется значимостью развития физических способностей у детей 5-6 лет в процессе физического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
Объект исследования: Процесс физического развития детей 5-6 лет в ДОУ.
Предмет исследования: Программа по физическому воспитанию с использованием элементов игровых видов спорта как средство развития физических способностей дошкольников.
Гипотеза исследования: Применение целенаправленных приёмов, элементов игровых видов спорта в процессе физического воспитания в дошкольном учреждении будет способствовать оптимизации физического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить возможность применения элементов игровых видов спорта в процессе физического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2. Определить уровень развития физических способностей детей 5-6 лет.
3. Разработать программу по физическому воспитанию с элементами игровых видов спорта и подтвердить влияние её применения в дошкольном учреждении на развитие физических способностей дошкольников.
Методы исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Тестирование уровня физических способностей детей.
3. Математические методы обработки полученных данных.
База исследования: МОУ «Сланцевская СОШ №6», дошкольное отделение.
Практическая значимость исследования: состоит в возможности применения разработанной программы с элементами игровых видов спорта для физических способностей дошкольников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1. Анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста – это особая группа детей, для которых характерен ряд анатомо-физиологических особенностей.
Мышечная система в сравнении с таковой у взрослых развита недостаточно, мышечная масса составляет лишь 25% массы тела (у взрослого человека – 40-43%). Мышечные пучки короткие, тонкие, с трудом пальпируются в плотной подкожной основе. Сухожилия короткие, широкие, располагаются несколько дальше оси поворота, что приводит к некоторому ограничению подвижности. Толщина миофибрилл меньше, чем у взрослых. По мере развития движений растет и мышечная масса, т.е. увеличивается объем мышечной ткани.
Отмечается неравномерное развитие мышц. Так, после рождения мышцы плеч и плечевого пояса развиваются в первую очередь, затем активно развиваются мышцы кистей. Только к 5 годам отмечается существенное увеличение мускулатуры нижних конечностей. Значительное увеличение объема мышечной ткани отмечается только к 8-9 годам, а активное развитие мышц спины, ног, плечевого пояса приходиться лишь на начало периода полового созревания. Слабо развиты у детей 3-6 лет мелкие мышцы, которые способствуют точности и изяществу движений. Сила мышц детей с 3,5-4 кг в 3-4 года возрастает, до 13-15 кг к 7 годам. Развитие опорно-двигательной системы в целом проявляется к 4 годам (Сапин М.Р., 2002).
Важными с точки зрения физического развития являются особенности, характерные для дыхательной системы. Так, новорожденный ребенок имеет просвет трахеи всего 3,2-4,5 см, а к 3-4 годам он увеличивается вдвое. Активно увеличиваются в размерах легкие. Кроме того растет разветвленность альвеолярных ходов, что приводит к более эффективному дыханию. Этот процесс заканчивается к 7-9 годам. Новые легочные альвеолы появляются до 12-15 лет. Полное формирование легочной паренхимы заканчивается только к 15-25 годам.
В течение первых двух лет жизни активно растет сердце. Также интенсивный рост отмечается в 5-9 годам. К 2-3 годам масса сердца по сравнению с таковым у новорожденных утраивается, к 6 годам – увеличивается в 5 раз. Постепенно растет число сосудов, их просвет, длина (Вепер Р.А, 2018).
Это далеко не все особенности, но именно опорно-двигательная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы в большей степени влияют на то, как именно строится процесс физического развития детей дошкольного возраста. В соответствии с особенностями развития дети дошкольного возраста имеют ряд отличий в двигательных навыках, например:
− В возрасте 3-4 лет ребенок активно бегает, способен прыгать на одной и двух ногах, лазать по гимнастический стенке, бросать и ловить мяч, ездить на велосипеде с тремя колесами, передвигаться на лыжах. К этому возрасту ребенок может повторить несколько двигательных действий подряд.
− В возрасте 5 лет ребенок может производить цельные двигательные действия, его движения становятся энергичнее, точнее, он может удерживать исходное положение, сохранять направление движения, его темп и амплитуду, может с успехом участвовать в играх с элементами ловли и увертывания, способен передвигаться на лыжах по пересеченной местности до 500 м.
− В 6 лет дети успешно осваивают такие упражнения как прыжки в высоту и в длину, прыжки со скакалкой, лазание по канату, гимнастической стенке, метание в цель и на дальность. Дети 6 лет могут кататься на велосипеде с двумя колесами, лыжах, коньках, осваивают плавание. Движения таких детей становятся более выразительными, плавными, точными. (Холодов Ж.К., 2004)
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать выводы, что дети дошкольного возраста находятся на этапе активного роста и развития. Вместе с тем следует понимать, что многие структуры детского организма в этот период достаточно чувствительны к интенсивному внешнему воздействию.
1.2. Особенности физического развития детей дошкольного возраста
Физическое развитие детей дошкольного возраста — это непрерывный процесс, который имеет свои особенности. Одна из них — это его неравномерность.
В дошкольный период закладывается фундамент здоровья и полноценного физического развития. В самом общем смысле физическим развитием дошкольника называют процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни. Внешними количественными показателями физического развития являются, например, изменения пространственных размеров и массы тела, качественно же физическое развитие характеризуется, прежде всего, существенным изменением функциональных возможностей организма по периодам и этапам его возрастного развития, выраженным в изменении отдельных физических качеств и общего уровня физической работоспособности.
Медики отмечают, что в дошкольном возрасте структура легочной ткани еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3–4 лет частота дыхания – 30 в минуту, 5–6 лет – 25 в минуту; у взрослых – 16–18. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70–74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90–100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.
Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшим тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения.
Таким образом, знание возрастных особенностей физического развития детей позволяет осуществлять целостный подход к вопросу гармоничного физического развития детей, исключая форсированное или одностороннее развитие того или иного показателя.
Можно отметить, что большая часть показателей организма дошкольника отвечает уровню развития органов у взрослого человека. Тем не менее важно не забывать, что ребенок в дошкольном возрасте еще не готов для выполнения серьезных физических упражнений и его возможности ограничены анатомическими особенностями возраста.
Профессиональный спорт для детей в три-четыре года — это колоссальная нагрузка, которая не принесет пользы их здоровью. Важно выбирать для малышей адекватные возрасту физические нагрузки, которые будут способствовать физическому и умственному развитию, а не тормозить его.
Отличный вариант для детей дошкольного возраста — это занятия легкой атлетикой, большим и настольным теннисом, плаваньем, гимнастикой.
Главная особенность дошкольника — это непрерывность его роста и развития. Под ростом подразумевается увеличение массы и длины тела, под развитием — совершенствование систем и отдельных органов организма. Эти процессы непрерывны, но порой происходят отдельно друг от друга. Если в одном возрасте преимущество отдается процессам роста, то в другом оно уже переходит к процессам развития, и это нормально. Именно за счет этих процессов можно определить возрастные различия дошкольников.
Подводя итоги, можно сказать, что физическое развитие детей дошкольного возраста должно быть комплексным, учитывать их анатомо-физиологические способности, исключать любой вред. Обращает на себя внимание, что физическое развитие детей – это очень сложный, многонаправленный процесс. Почти невозможно достичь необходимых результатов, если не подходить к решению этой проблемы комплексно. Для этого необходимо создавать определенную программу, которая позволить формировать необходимый уровень развития физических качеств.
1.3. Анализ опыта физического воспитания детей в дошкольном учреждении
Развитие физических качеств детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей, что делает данный процесс одним из частых объектов изучения современных исследователей. Анализ литературных данных по данной проблеме и педагогические условия формирования физических качеств у детей дошкольного возраста.
Так, Шарикало Н.А. выделяет два важных условия эффективности физического развития детей дошкольного возраста. Первым условием автор называет педагогическое взаимодействие руководителя физического воспитания и детей дошкольного возраста на основе следующих принципов:
Принцип очарования (фасцинации), заключающийся в том, что дети взаимодействие между руководителем физического воспитания и детьми должно быть эмоциональным, позитивным. Важно вызывать у детей восторг от процесса физического воспитания, очаровать предметами, с которыми дети будут заниматься. Занятия не должны вызывать отрицательных эмоций.
Принцип сикретичности отражает единство в выбора средств и методов физического воспитания..
Принцип творческой направленности говорит о том, что необходимо давать ребенку самостоятельно создавать упражнения, основываясь на имеющемся у него двигательном опыте, мотивации.
Вторым условием, по мнению автора, является разделения процесса физической подготовки на такие задачи как:
Оздоровительные. Сюда входит формировать правильное отношение дошкольников к физкультурным занятиям, формировать на должном и доступном для детей дошкольного возраста уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, развитии физических качеств, развивать у дошкольников жизненно важные физические качества (сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость), способствующие укреплению здоровья.
Образовательные. Сюда можно отнести понимание систематизированных знаний, формирование отношения детей дошкольного возраста к двигательной активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании дошкольника, формирование двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
Воспитательные. Это такие компоненты как организация процесса обучения в естественных условиях и обстоятельствах, в соответствующей группе, отнесенных по уровню физической подготовленности, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности. Также необходимо создавать условия для самостоятельного познания окружающей действительности в развитии физических качеств с помощью собственных усилий в процессе решения двигательных задач; способствовать формированию эмоциональной сферы. Важно обращать внимание на постановку частных задач. (Шарикало Н.А., 2019)
Мендот Э.Э., Гасков А.В. рассматривают педагогические условия физического воспитания в системе дошкольного образовательного
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бурухина, Л.А. Взаимодействие ДОО и семьи в вопросах физического развития дошкольников и формирования у них навыков здорового образа жизни / Л.А. Бурахина // Эксперимент и инновации в школе, 2014. – №6. – С. 8-11.
2. Вебер, Р.А. Психолого-педагогические основы физического развития личности / Р.А. Вебер // Вопросы дошкольной педагогики, 2018. – №3. – С. 17-21.
3. Власова, В.П., Тарутина, О.С. Возможности взаимодействия семьи и детского сада в стимулировании развития физической культуры у дошкольников / В.П. Власова, О.С. Тарутина // Science Time, 2015. – №12 (24). – С. 130-135.
4. Воротилкина, И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении: метод. Пособие / И.М. Воротилкина. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2006. – 144 с.
5. Гафурова, И.А. Воспитание физических качеств дошкольников в системе народных подвижных игр / И.А. Гафурова // Инновационная наука, 2018. – №12. – С. 152-153.
6. Дворника, Н.И. Система формирования базовой личностной физической культуры дошкольников / Н.И. Дворника. – М.: Теория и практика физической культуры, 2015. – 462 с.
7. Ермакова, Е.Г., Паршакова, В.М., Романова, К.А. Физическое воспитание в семье. Формы и виды активного семейного отдыха / Е.Г. Ермакова, В.М. Паршакова, К.А. Романова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2018. – №1. – С. 13-14.
8. Иванова, Л.А., Ненашева, Е.В., Попова, Т.Н., Казакова О.А. Организация кружковой работы здоровьесберегающей направленности в условиях дошкольных учреждений / Л.А. Иванова, Е.В. Ненашева, Т.Н. Попова, О.А. Казакова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2019. – №3(169). – С. 115-119.
9. Кирюханцев, К.А. Туризм в системе физического воспитания дошкольников / К.А. Кирюханцев // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2015. – №1(25). – С. 70-74.
10. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов проф. учеб. заведений. – 11-е изд., стер. / С.А. Козлова – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 416 с.
11. Колесникова, Н.Н., Максимук, О.В. Использование комплексной системы оздоровления в условиях детского сада / Н.Н. Колесникова, О.В. Максимук // Здоровье для всех, 2011. – №1. – С. 35-40.
12. Котков, A.T. Формирование физической активности детей и подростков как социально-педагогическая проблема // Теория и практика физической культуры: научно-теоретический журнал. / A.T. Котков, E.B. Aнтипова. – 2003. №3
13. Криволапчук, И.А. Возрастная динамика и адаптационные изменения функционального состояния детей 5-14 лет под влиянием занятий физическими упражнениями: автореф. дис. … д-ра биол. наук : 03.00.13. – М., 2008. – 48 с.
14. Магомедов, А.М., Алибеков, О.А. Управление физическим воспитанием дошкольников средствами подвижных игр / А.М. Магомедов, О.А. Алибеков // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты, 2015. – №20. – С. 48-53.
15. Магомедов, А.М., Каялов, Б.М., Рабаданов, М.С. Возможности использования подвижных игр с элементами ориентирования в процессе физического воспитания дошкольников / А.М. Магомедов, Б.М. Каялов, М.С. Рабаданов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2016. – №48. – С. 268-272.
16. Маслянкина, Г.А. Планирование оздоровительных мероприятий для активизации двигательной деятельности дошкольников / Г.А. Масляникина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2014. – №2. – С. 60-64.
17. Мендот, Э.Э., Гасков, А.В. Педагогические условия физического воспитания в системе дошкольного образовательного учреждения / Э.Э. Мендот, А.В. Гасков // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки, 2010. – №4. – С. 53-55.
18. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Электронный ресурс]: учебник. Л.В. Коломийченко [и др.]. - Электрон. текстовые данные. - Пермь: Пермский государствен-ный гуманитарно-педагогический университет, 2013.
19. Москаленко, Н. Активизация познавательной деятельности школьников на уроках физической культуры / Н. Москаленко, Т. Кожедуб // Спортивный вестник Приднепровья. – 2014. № 1. 77-81 с.
20. Организация двигательной деятельности детей в детском саду./ Т.Е. Харченко. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010. – 176 с.
21. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М. 2010. 301 с.
22. Полтавцева, Н.В. Физическая культура в дошкольном детстве: пособие для инструкторов физкультуры и воспитателей, работающих с детьми 3-4 лет / Н.В. Полтавцева, Н.А. Гордова. – М.: Просвещение, 2007. – 176 с.
23. Рунова, М.А., Двигательная активность ребёнка в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей/ М.А. Рунова - Минск, 2000. - 256 с.
24. Сапин, М.Р., Сивоглазов, В.И. Анатомия и физиология человека (с возрастными особенностями детского организма): Учебное пособие для студентов сред. пед. учебных заведений. – 3-е изд., стереот. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.
25. Снигур, М.Е. Влияние различных режимов двигательной активности на физическое здоровье детей дошкольного возраста в условиях Среднего Приобья / М.Е. Снигур // Омский научный вестник, 2009, №6. – С.180-182.
26. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная. / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. – Олимпия Пресс, ТерраСпорт, 2001. 520 с
27. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста: учебник для учреждений высш. образования/ Э.Я. Степаненкова. – М.:Издательский центр «Академия», 2014. – 368 с.
28. Степаненкова ,Э.Я. Теория физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студ. выс. учеб. завед./ Э.Я. Степаненкова. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
29. Сухарев, A.T. Двигательная активность и здоровье подрастающего поколения. / A.T. Сухарев. – М.: Здоровье, 1996. 62 с.
30. Сухарев, А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков/А.Г. Сухарев. – М.: Медицина,1991. – 272 с.
31. Сычевская, О.Н. Внедрение норм ГТО в ДОУ / О.Н. Сычевская // Педагогическое искусство, 2018. – №2. – С. 107-113.
32. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ С.О. Филиппова, О.А. Каминский, Г.Г. Лукина и др; Под ред. С.О. Филипповой. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 304 с.
33. Уколов, А.В., Рябинина, С.К., Пономарев, В.В. Формирование мотивации занятия спортом школьников: теоретические и практические аспекты: монография / А.В. Уколов, С.К. Рябинина, В.В. Пономарев. - Красноярск: СибГТУ, 2013. – 123 с.
34. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
35. Фомин, Н.А. Физиологические основы двигательной активности / Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
36. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студ. высш.учеб. завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.
37. Чермит, К.Д., Щербина, С.Т. Ресурсная значимость личностной физической культуры родителей для обеспечения процесса физического воспитания детей первого года жизни / К.Д. Чермит, С.Т. Щербина // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2011. – №4. – С. 170-179.
38. Шарикало, Н.А. Дифференциальный подход. Развитие, физические качества детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Шарикало // Здоровье для всех, 2019. – №2. – С. 22-26.
39. Шишкина, В. А. Двигательное развитие дошкольника : пособие для педагогов учреждений дошк. образования / В. А. Шишкина. — Минск, 2011. — 136 с.
40. Шишкина, В. А. Методика физического воспитания : учеб. пособие / В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич. — Минск : Літаратура і Мастацтва, 2011. — 176 с
41. Яковлева, Л.В., Юдина, Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина. – С.-Пб.: Владос. - 2014. – 320 с.