Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы дипломной работы определена как теоретическим, так и практическим значением вопросов, которые связаны с присутствием категории обязательных платежей под названием страховые взносы, которые обязаны уплачивать предприниматели без образования юридического лица.
В основном, сегодня большая часть научных трудов обращено вопросам изучения деятельности, как финансовой, так и бюджетной работы различных фондов. Подробное изучение в сфере разработки правовой природы страховых взносов, установления определенного места отмеченных обязательных платежей в системе государственных доходов проведены лишь в одной диссертации1 десятилетней давности.
Однако в политических и законодательных кругах много раз выкладывалась мысль о необходимости придания страховым взносам статуса федеральных налогов. Такая мысль аргументировалась разнообразными причинами, к примеру, нормами Конституции РФ, оперирующей лишь двумя терминами – это налоги или сборы.
Страховые взносы формируют определенную систему государственных доходов, которая абсолютно отличается от налогов, а также различных неналоговых доходов и иных поступлений по своей правовой природе, формированию, а также распределению и использованию.
Страховые взносы, которые уплачиваются предпринимателями без образования юридического лица, выступают составляющими бюджетов Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ и различных территориальных фондов обязательного медицинского страхования
Актуальность темы дипломной работы установлена и некоторым рядом практических вопросов. Так, огромное недоумение у предпринимателей, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде установленного фиксированного платежа, вызывает процесс и юридические основания их взыскания при отсутствии со стороны таких лиц самого факта осуществления предпринимательской деятельности.
Помимо этого, в процессе исследования судебных дел большое количество вопросов появляется как у страхователей, так и органов судебной власти в связи с определением обстоятельств исключительного характера и определения наличия (либо отсутствия) оснований для взыскания страховых взносов в форме фиксированного платежа.
Все выше изложенные и многие другие проблемы определяют актуальность темы дипломной работы.
Теоретические источники темы исследования в сфере законодательства РФ, регулирующее уплату страховых взносов предпринимателями без образования юридического лица на сегодняшний день мало представлены. В данной работе были использованы труды таких авторов, как: В.Ю. Абрамов, Т.Г. Александрова, А.В. Анищенко, Е.В. Березина, Е.Ю. Грачева и др.
Объектом исследования в дипломной работе являются общественные отношения, складывающиеся в связи с регулированием уплаты страховых взносов предпринимателями без образования юридического лица;
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие особенности уплаты страховых взносов предпринимателями без образования юридического лица в Российской Федерации.
Цель и задачи работы.
Целью дипломной работы является изучение особенностей законодательства Российской Федерации, регулирующее уплату страховых взносов предпринимателями без образования юридического лица.
Для реализации обозначенной цели решались следующие задачи:
- рассмотреть историю становления страхования в России;
- раскрыть понятие и сущность страховых взносов в РФ;
- обозначить виды страховых взносов предпринимателей без образования юридического лица;
- рассмотреть права предпринимателей без образования юридического лица по уплате страховых взносов;
- выявить обязанности предпринимателей без образования юридического лица по уплате страховых взносов;
- рассмотреть ответственность предпринимателей без образования юридического лица в процессе не уплаты страховых взносов;
- вывить проблемы назначения страховых взносов для самозанятых граждан;
- обозначить особенности уплаты страховых взносов при отсутствии предпринимательской деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования в возможности использования основных его положений в процессе изучения обучающимися курсов «Налоговое право», «Финансовое право», «Бюджетное право», «Предпринимательское право» и ряда других учебных дисциплин.
Методологические основы дипломной работы включают общенаучные методы: системного анализа, индукции и дедукции, сравнения и аналогии, а также метод обобщений и др.
Структура работы включает в себя введение, основную часть (включающая три главы и семь параграфов), заключение и список использованных источников.
Глава 1. Общие положения о страховых взносах предпринимателей без образования юридического лица
1.1 История становления страхования в России
В научных трудах можно встретить разнообразные точки зрения по поводу давности наличия страхования. Одни правоведы отмечают, что страхование использовалось уже у древних римлян (тексты Тита Ливия, Цицерона и Светония), а в Древней Греции в эпоху Александра Македонского образовывались взаимные и акционерные страховые общества. Иные правоведы отмечают, что в докапиталистических формациях страхования как такого не было, а появилось оно только в XIII в.2.
Первые признаки страхования возникли в Средние века, когда начали образовываться спецобщества для создания денежных касс, средства которых подлежали расходованию при наступлении заранее установленных опасных событий3. Профессор А. Манес указывал, что уже в XI в. имелась популярная английская гильдия, взимающая страховые взносы для погребения своих сочленов.
В рассматриваемый период возникают первые независимые организации, которые по итогам своей работы на основе статданных делили риски и разрабатывали методику истинного страхования.
Следовательно, первый этап в истории страхования – это этап зарождения страховой деятельности XIII - XIV вв. На этом этапе образовались и установились главные принципы и признаки организации и ведения страхового дела, которые способствовали дальнейшему формированию страхования.
Обществу требовалось возмещать вред от опасных событий, появилась объективная надобность установления новых методов создания страхового дела, то есть реализации страхования на профессиональном уровне, на базе конкретного юридического регламента. К данному периоду еще не было способа оформления страховых отношений, договор страхования заключался очень редко, а стандартной формы страховых полисов не существовало.
Исключительно с данных предпосылок возник второй исторический этап становления страхования - этап юридической регламентации базовых основ формирования страхового дела4. Возникают первые страховые уставы, которые регулируют морское страхование в Барселоне (1435 г.), Венеции (1468 г.). В 1549 г. был создан страховой устав в Голландии, в 1601 г. - в Англии, в 1681 г. - во Франции, в 1727 г. - в Пруссии и в 1734 г. - в Гамбурге. Все эти уставы устанавливали условия реализации страхования, главным образом морского, так как в Средние века самым популярным способом торговли выступала морская торговля. Тем не менее, она относилась к наиболее опасному виду торговли из-за природных явлений, несовершенства судостроения, регулярных разбойных грабежей пиратами.
Следующий, третий этап характеризуется формированием страхового дела и появлением отличных от морского видов страхования. Для этого этапа характерен период XVIII - XIX вв.5.
В XVII в. в Англии было создано известное общество морского страхования Lloyd's и первое страховое общество от огня Friendly Society Fire Office. В этот период во Франции по приказу Людовика XIV образуется Генеральное общество страхования. В Германии (Гамбург) в 1765 г. было сформировано первое морское страховое акционерное общество.
В 1677 г. в Германии была открыта первая крупная генеральная касса страхования от огня. В последующем, страхование от огня получило публичный характер и фактически выступило одним из самых существенных видов страхования, которые послужили образованию в 1821 г. на базе Готского страхового банка первого общества взаимного страхования от огня.
В XVII в. в Голландии приобрел развитие и такой вид страхования, как транспортный, который был организован на акционерных началах.
В рассматриваемый период превалировала акционерная форма страхования над частной, так как она носила преимущество в объединении капиталов. Первоначально акционерные общества страхования от огня создавались на принципах взаимного страхования. В дальнейшем стали возникать элементы коммерческого страхования как независимого предпринимательского вида деятельности.
В данный же исторический период наряду со страхованием от огня начинает создаваться страхование жизни. В 1762 г. в Англии было образовано первое страховое общество жизни, которое основано на теоретических принципах. Так, уже к 1830 г. Англия имела тридцать больших страховых учреждений по страхованию жизни. В Германии в данный период наибольшее становление приобрело промышленное страхование жизни. Во Франции первое аналогичное страховое общество было создано в 1787 г. в виде акционерного общества. В Италии первое общество по страхованию жизни образовано в 1826 г.
Четвертый этап устанавливает период XIX - середина XX в.
В этот период осуществляется превращение частных банков в акционерные, их слияние с акционерными обществами взаимного страхования. Увеличивается тенденция объединения капиталов страховых обществ с иными и расширение работы подобных предприятий. Происходит картелирование промышленных и страховых предприятий, которое приводит к образованию «Союза страхователей». Страховое дело понемногу приобретает мощную интернационализацию, возникает государственное страхование6.
Наравне с имущественным возникает личное страхование, в частности страхование от болезни и от несчастных случаев. Зарождается страхование от безработицы. В 20-х гг. XX в. в Австрии, Болгарии, Великобритании, Германии, Ирландии, Италии, Австралии, Швейцарии было установлено обязательное страхование от безработицы7.
Итогами данного этапа выступает становление систематического перестрахования, которое обеспечивает финансовую стабильность страховых операций, а также специализация страхования на личное страхование, имущественное страхование, страхование ответственности.
Пятый этап формирования страхования - это период времени с середины XX в. по настоящее время.
Он связан с достижениями научно-технической, технологической и информационной революции. Огромными страховыми монополиями к концу XX в. - началу XXI в. выступают Prudential Insurance Co of America, Prudential Assurance (Великобритания), Allianz Versiehezung А. (Германия)8.
Исторические особенности формирования отечественного государства наложили свою печать и на становление страхования. В нашей стране страховые отношения появились немного позже, чем в иных зарубежных государствах. Кроме того, в отечественной истории существовало несколько периодов, когда страховщикам требовалось возобновлять свою деятельность заново.
Первые зародыши страховых отношений на Руси можно обнаружить в Русской Правде, где отмечается возникновение страхования личной безопасности и собственности. К примеру, «кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит за это 12 гривен в казну, а хозяину – гривну»9.
В нормах Русской Правды отмечаются элементы договора страхования гражданской ответственности, где при непреднамеренном убийстве дикая вира выступает итогом предварительного страхового договора и обязательна не для всех, а только для тех и в пользу тех, кто путем подобного договора вступил в это взаимнотерриториальное страховое сообщество.
Второй этап становления страхования в России связан с началом образования национального страхового рынка, возникновением частных акционерных компаний.
Третий этап страхования – это зарождение национального страхового рынка. Особенностью юридического регламентирования страховых отношений в дореволюционный период выступает то, что в обстоятельствах бедного юридического регулирования стороны договоров страхования сами искали другие источники, которые способны ликвидировать огромные недочеты законодательства. При этом допустимость использования тех либо других источников находилась в самом характере договора страхования10.
Четвертый этап страхования - это появление новых видов взаимного страхования в среде землевладельцев и фабрикантов.
Следующие два этапа принадлежат к периоду 1917 - 1991 гг., где первый из этапов – это национализация страхового дела и установление госконтроля над всеми видами страхования, а второй этап - это объявление страхования во всех видах и формах государственной страховой монополией.
Сегодняшний этап можно назвать как страхование в Российской Федерации после 1991 г.
Основы современной системы социального обеспечения граждан, основанной на страховых принципах, формирования бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов в основном за счет страховых взносов были заложены в начале 1990-х годов. С этого времени и до настоящего момента основы правового регулирования исчисления, взимания и администрирования данных видов платежей изменялись несколько раз и прошли 4 основных этапа:
1. С начала 1990-х годов и до 2001 года порядок исчисления и уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды регламентировался самостоятельными нормативными правовыми актами, взносы носили неналоговый характер, администрировали их сами внебюджетные фонды.
2. С 2001 года до 2010 года данные платежи поступали во внебюджетные фонды в рамках Единого социального налога, установленного гл. 24 второй части НК РФ11. Таким образом, с 2001 года данный вид обязательных платежей носил налоговый характер, взимался, контролировался и администрировался налоговыми органами.
3. С 1 января 2010 года Единый социальный налог был отменен, и для тех же плательщиков были введены самостоятельные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), порядок исчисления и уплаты которых регулировался Федеральным законом № 212-ФЗ12.
Таким образом, с 2010 года страховым взносам снова вернули правовой характер неналогового платежа, обособленное правовое регулирование и администрирование государственными внебюджетными фондами.
4. С 1 января 2017 года начинается новый виток правового регулирования страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды: страховые взносы возвращаются в Налоговый кодекс РФ.
Данное решение было принято в связи с тем, что за период с 1 января 2010 года и по настоящее время, когда администраторами страховых взносов были внебюджетные фонды, задолженность по уплате страховых взносов существенно возросла и превысила 300 млрд руб., что сказывалось на размере дефицита внебюджетных фондов, покрываемом трансфертами из федерального бюджета. Учитывая эффективность Федеральной налоговой службы (ФНС) и территориальных налоговых органов в сфере налогового администрирования, было решено о проведении существенных изменений в отношении администрирования сборов страховых платежей и передаче этих функций налоговым органам13. Главным аргументом стало более высокое качество работы налоговой службы, которое позволит сократить административные расходы, оптимизирует систему страховых взносов и упростит отчетность.
Начало было положено Указом Президента РФ от 15 января 2016 года № 1314, которым в целях совершенствования порядка исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС, укрепления платежной дисциплины при осуществлении расчетов с социальными внебюджетными фондами на ФНС были возложены функции по администрированию страховых взносов. Передача страховых взносов на администрирование налоговым органам - это не возврат к единому социальному налогу, а, по сути, техническая замена администратора страховых взносов с сохранением их действующей конфигурации15.
В соответствии с письмом ФНС16 новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Во-первых, будет реализован принцип «одного окна»: существующие до 2017 года четыре основные формы по страховым взносам объединены в единую форму. В состав расчета включаются и персонифицированные данные по физическим лицам, которые затем будут оперативно передаваться в Пенсионный фонд РФ для ведения персонифицированного учета застрахованных лиц.
Кроме того, ФНС сформировал единый порядок и единые методологические правила при администрировании страховых взносов вместо ПФР, ФСС, ФФОМС.
Еще одной нормой, которая распространяется и на плательщиков сборов, является обязательный досудебный порядок урегулирования налоговых споров, установленный НК РФ, который позволяет быстро и эффективно разрешать разногласия с налоговым органом, не прибегая к судебной процедуре. Это должно помочь плательщику избежать затрат17.
Однако до сих пор, многое из обещанного не находит подтверждения в нормативных правовых актах. Правовед Е.В. Березина18 указывает, что главного из обещанных плательщикам преимуществ - возможности сдавать отчетность в единственный контролирующий орган - не произошло. Плательщики страховых взносов отчитываются не только в налоговую инспекцию, но и во внебюджетные фонды. В частности, с 2017 года вместо двух форм отчетности в ПФР и ФСС сдают единый расчет по страховым взносам в налоговую инспекцию по месту учета. Это ежеквартальная отчетность по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд РФ,
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» // Собрание законодательства РФ. - 01.04.1996. - № 14. - Ст. 1401.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ. - 03.08.1998. - № 31. - Ст. 3803.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - Ст. 3824.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 17.12.2001. - № 51. - Ст. 4832.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
7. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. - 27.07.2009. - № 30. - Ст. 3738 (документ утратил силу).
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства РФ. - 30.12.2013. - № 52 (часть I). - Ст. 6965.
9. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» // Собрание законодательства РФ. - 04.07.2016. - № 27 (Часть I). - Ст. 4176.
10. Федеральный закон от 29.07.2017 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2017. - № 31 (Часть I). - Ст. 4799.
11. Указ Президента РФ от 15.01.2016 № 13 «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины при осуществлении расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования» // Собрание законодательства РФ. - 18.01.2016. - № 3. - Ст. 474.
12. Постановление Правительства РФ от 02.10.2009 № 790 «О порядке уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» // Собрание законодательства РФ. - 12.10.2009. - № 41. - Ст. 4776.
13. Разъяснения Минфина № 03-11-11/15001 от 29.04.2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
14. Письмо Минфина № 03-11-11/130 от 03.04.2013 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
15. Письмо ПФ РФ от 25.11.2014 № НП-30-26/15223 «О страховых взносах» // Официальные документы. - № 47. - 16-22.12.2014 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»).
16. Письмо ФНС России от 28.02.2014 № ГД-4-3/3512@ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
17. Письмо ФНС России от 20.10.2016 № ЗН-18-1/1103@ «О создании единой системы администрирования налоговых, таможенных платежей и страховых взносов» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
18. Письмо ФНС от 26 апреля 2017 г. № БС-4-11/7990@ // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
19. Письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@ «О направлении методических рекомендаций по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов)» // Официальные документы. - № 35. - 26.09-02.10.2017 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право».
20. Письмо ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 № 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации» // Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). - № 35. - 08.09.2017.
Научная и учебная литература
21. Абрамов В.Ю. Страхование: теория и практика. - М.: Волтерс Клувер, 2016.
22. Александрова Т.Г., Мещерякова О.В. Коммерческое страхование. - М., 2017. - С. 9.
23. Анищенко А.В. Крестьянские (фермерские) хозяйства: создание, деятельность, налогообложение. М.: Редакция «Российской газеты», 2017. Вып. 3. 160 с.
24. Березина Е.В. Страховые взносы - 2017: что ждет плательщиков // Новая бухгалтерия. 2016. № 8.
25. Грачева Е.Ю., Болтинова О.В. Правовые основы страхования: учебное пособие. М.: Проспект, 2016. С. 113.
26. Недосекова Е.С. Актуальные вопросы и финансово-правовое значение передачи налоговым органам РФ администрирования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды // Юрист. 2017. № 4. С. 42 - 46.
27. Райхер В.К. Общественно-исторические типы страхования. М.; Л.: Изд-во АН СССР, С. 30 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 31.01.2017.
28. Сергеев М.В. Со сменой администратора страховых взносов увеличения нагрузки на плательщиков не произойдет // Налоговая политика и практика. 2016. № 10.
29. Смирнова М.Б. Страховое право: Учебное пособие. - М.: Юстицинформ, 2014. - С. 48.
30. Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф. Страхование: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2015. С. 15.
31. Черепанова А.Ю. Развитие трансграничного страхования в дореволюционной России // История государства и права. 2014. № 6. С. 43 - 46.
32. Широкова Е.К. Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. Диссер. к.ю.наук. 30.05.2008. – М., 2014. 223 с. // http://nalogoved.ru/art/1617.html
Судебная практика
33. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании» // Хозяйство и право. - № 10. – 2004.
34. Апелляционное определение Московского областного суда от 01.08.2016 по делу № 33а-20575/2016 Требование: О взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.11.2018.
35. Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 02.08.2017 по делу № 33а-8458/2017 Требование: О взыскании пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.11.2018.
36. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 25.08.2015 № 33-5482/2015 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.11.2018.
37. Определение Конституционного Суда РФ от 03.10.2006 № 442-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Мосэнергоремонт» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.04.2018.
38. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 18.11.2018.
39. Определение Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 № 211-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 19.11.2018.
40. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2007 № 95-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Черемисиной Ольги Николаевны на нарушение ее конституционных прав положениями абзаца первого статьи 87, пунктов 1 и 4 статьи 100 и пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 16.11.2018.
41. Определение Конституционного Суда РФ от 28.03.2017 № 519-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хатченкова Николая Иосифовича на нарушение его конституционных прав положениями статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также частей 1.1 и 1.2 статьи 14 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 06.11.2018.
42. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.10.2015 №Ф04-25041/2015 по делу № А46-17389/2014 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.04.2018.
43. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.05.2015 № Ф05-5410/2015 по делу № А41-52381/14 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.04.2018.
44. Постановление ФАС Московского округа от 25.10.2012 по делу N А40-13597/12-90-65 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.04.2018.
45. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.2010 по делу № А26-6016/2009 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 09.04.2018.