Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
С начала 21 века в современном отечественном образовании стали происходить достаточно серьёзные перемены, которые были связанны с появлениями новых организаций в образовании, новых разновидностей школ, новых методик преподавания в учебных предметах. Это стало объясняться пересмотрением всего предшествующего ряда опытов и представлений о системе учебного процесса, появлением необходимости фундаментальных совершенствований изучения материала.
В недавнем прошлом в момент существования авторитарной парадигмы образовательного процесса сложилась крайне жёсткая и не всегда подходящая под рамки преподавания современных детей структура учебно-познавательных действий школьников.
Преподавателю в прошлой структуре образования долгие годы была отведена главная роль информаторов, а обучающимся давалась роль только усваивать и запоминать рассказы преподавателя и изучать сведения, прописанные в учебниках.
Оценка учебных действий была сведена к приоритетному усвоению знаний компонентов, что приводило к неудачным практикам заучивания уже готовых отзывов на билеты, написание уже известных тем сочинений, изучение точных и требуемых комиссией формулировок, которые были изложены в учебных трудах. Из-за этого происходил постоянный спад интереса обучающихся к различным предметам, в особенности к русскому языку, что влияло на понижение грамотности, незнаний синтаксиса и пунктуации, снижению культурной образованности, появлению косноязычия, неумения правильно сформулировать свои мысли, что, как следствие, снижало успеваемость учеников.
Так в начальных классах мы столкнулись с разнообразными учебными проблемами у учеников, нереализованным потенциалом возможностей детей. Этот разрыв учеников с учебной деятельностью лишь усиливался по мере увеличения объемов знаний и усложнения программ по учебным процессам, что приводило в итоге к тому, что большая часть учеников к средней школе теряла мотивацию и практически выпадала из учебного процесса. В какой-то определенный момент оказалось, что в большей части школ ученики, физически присутствовав на уроках, никак не участвовали в нём.
Что же касается дополнительных занятий с отстающими детьми в свободное от уроков время увеличивали учебную нагрузку ребенка, не справляющегося с базовыми требованиями, выдвигаемыми учебным процессом, вызывали у ребенка ощущение неприязни к предмету и повлияли на создание конфликтных ситуаций.
Если учебные задачи непосильны, то они угнетающе действуют на психическое состояние ребенка, что по итогу теряется вера в себя. Увеличить тренировочные упражнения на занятиях не в силах решить проблему обучения «отстающих» учеников. Если преподаватель на занятиях будет ориентировать всю учебную программу под отстающих, то сильным ученикам станет неинтересно, сильный ученик потеряет концентрацию тем самым причинит вред полноценному развитию своей познавательной деятельности. В таких актуальных проблемных ситуациях использование традиционных форм работы не позволяют даль требуемой результативности [5, с. 19]..
Одним из путей выхода из данных проблемных ситуаций является – прием современных технологий образования на занятиях. Более приемлемая технология образования - это уровневая дифференциация, где главной идеей есть создание условий для каждого обучающегося, которые будут соответствовать личным его способностям. А в связи с этим возможно обеспечение гарантированного усвоения базы учебной программы, а тем самым повысить качественное обучение в современной школе.
Объект: создание ситуации успеха для младших школьников на уроках русского языка
Предмет: технология уровневой дифференциации на уроках русского языка как средство создания ситуации успеха для обучающихся третьего класса
Цель: обоснование значимости применения технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка в создании ситуации успеха для обучающихся третьего класса
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические основы создания ситуации успеха для младших школьников на уроках русского языка.
2.Рассмотреть особенности применения технологий уровневой дифференциации на уроках русского языка в начальной школе.
3. Разработать технологические карты уроков русского языка с применением технологии уровневой дифференциации с целью создания ситуации успеха для обучающихся третьего класса.
4. Описать результаты апробации технологических карт уроков русского языка с применением технологии уровневой дифференциации с целью создания ситуации успеха для обучающихся третьего класса.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ УРОВНЕВОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ
1.1. Психолого-педагогические основы создания ситуации успеха для младших школьников на уроках русского языка
Младшие школьники – дети, обучающиеся в школе или гимназии, в возрастном периоде от 6-7 до 10-11 лет. Этот период отличает активное развитие речи, расширение словарного запаса. Как отмечает Н.С. Чернышева, у ребенка с 7 лет и далее возрастает функциональная значимость второй сигнальной системы (а именно – речи), это отражается в том, что слово у детей данного возраста оформляется в обобщающее значение, схожее с тем, какое оно имеет для взрослых людей [4, с. 181]. В целом следует отметить, что с позиций физиологии, детям младшего школьного возраста присущи главные характеристики нервных процессов, по своим особенностям уже напоминающие свойства указанных процессов у взрослых.
Решающее значение в этот период для ребенка имеет факт перехода ребенка к систематическому и целенаправленному учению в школьной образовательной системе.
В своей работе учителю начальной школы нужно не только считаться с основными условиями в формировании мотивации ученика, но и постоянно использовать разнообразные приемы и методики стимуляции обучающихся, в их числе первостепенную роль занимает эмоциональные стимуляции – то есть создание ситуаций успеха, требуется поощрять за верность ответов, стараться не осуждать за ошибки, а помогать ребенку справиться с этим и все исправить, создавать яркие визуальные средства при работе на уроке, стимулировать оценками.
Как отмечает В.А. Сластенин, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Успешность ребенка порождает сильный импульс к дополнительной активной учебной деятельности, а также содействует постановке и становлению достоинств учеников, это залог положительных отношений у учеников к образованию, к школе, к деятельности и так далее как таковым. Таким образом, в ситуации успеха проявляется важнейшие моменты развития личности ученика.
Ситуацию успеха можно трактовать как самый эффективный стимул познавательной деятельности. Поэтому создание ситуации успеха – важнейшее направление в работе любого учителя, которое позволяет повысить самооценку учащихся, развить их уверенность в себе, преодолеть неуспеваемость.
Важно понимать, что ситуация – явление, которое способен и должен организовать преподаватель, она не появляется сама собой; а ощущение радости, успешности у ребенка – это итог данной ситуации. Понятие «успех» достаточно многогранно [1, с. 12].
В психологии успех определяется под когнитивно-аффективной личностной диспозицией, способствующей продуктивной работе человека, как некое состояние индивида, которое определяет дальнейшие движения в выбранных направлениях деятельности. Психологи акцентируют на эмоциях радости и удовлетворения большое внимание, возникающее посредством преодоления определенных сложных задач. В этом понимании требуется провести параллельные прямые понятия «успех» и понятия «счастье, эйфория, радость» [36, с 72].
В педагогике успех — является моделированием определенных ситуаций, во время которых возможно достигать высокого результата и для определенного учащегося, и для всего учебного коллектива в общем. Педагогическая деятельность требует осознавать процессы создания ситуации успешной деятельности и успеха школьника начального звена как способа его социального адаптирования в окружающем мире.
Термин успеха в своем содержании можно трактовать по-разному, имеет две стороны, два аспекта подхода [2, с. 44].
Итак, с одной стороны, успешность/успех – это особенное личностное, субъективное ощущение радости. Успеху обычно предшествует определенная деятельность или даже преодолевание каких-либо трудностей.
А с другой стороны, успехом можно назвать оценку достижения индивида коллективом, руководителем, окружающими, наставником (в нашем случае учителем начальных классов) их отношение к определенного рода достижениям, успеху того или иного участника коллектива, группы.
Связи этих двух аспектов очень большие. Поэтому мы будем основываться на том, что успех – это самое позитивное соотнесение ожиданий между окружающими, индивидом и полученным результатом деятельности. В то же время, ситуация успеха – есть некое целенаправленное, и специально организованное соотношение условий, некая совокупность действий преподавателя и ученика, во время которых ученик в силах достичь успеха в момент решения учебных заданий и переживает в этот момент сильные позитивные эмоции [35, с 21].
Взяв за основу определение ситуации успеха, мы можем отметить функциональный строй ситуации успеха:
1. Повышает мотивацию обучения, развивает познавательный интерес обучающихся. Пожалуй, одна из главных функций ситуации успеха, ведь именно для того, чтобы у детей был интерес к учёбе, и используют этот;
2. Корректирует негативные личностные особенности: тревожность, низкую самооценку. Ученик, уверенный, что его похвалят за проделанную работу, не будет тревожен или не уверен в себе;
3. Развивает личностные качества, такие как: инициативность, активность, креативность. Зная, что у тебя всё всегда получается и тебя хвалят за твои дела, можно перейти на следующий уровень – творчество, проявлять креативность [6, с 118].
В научных исследованиях выделаются различные типы ситуаций успеха, возможные к реализации на занятиях русского языка в начальной школе [34, с 59].
Важно отметить, что ситуация успешности у ученика будет отмечаться и становится действенной в плане одного из средств активизации познавательной работы не уроке, когда она:
- реализуется учителем на каждом из этапов деятельностного процесса;
- усложняет для учеников учебные, а также воспитательные задачи, которые стоят на каждой части урока;
- реализуется учителем, учитывая все индивидуальные особенностей обучающихся, что отражается в выборе наиболее качественных и усваиваемых приемов и средств в работе с конкретным возрастом, классом, учеником.
Учитель должен чувствовать умонастроение коллектива, если он понимает, что один из приемов, указанный в технологической карте не подходит – требуется исправление [3, с 28].
Рассмотрим далее приемы создания ситуации успеха на занятиях по русскому языку:
1. Снятие страхов - помогать преодолеть неуверенность в собственных силах, стеснительность, боязнь оценки окружающих;
2. Авансирование успешного результата – выражать твёрдую уверенность в том, что младший школьник обязательно справиться с поставленной задачей;
3. Скрытое инструктирование ребёнка в способах и формах совершения деятельности – помогать школьникам избежать собственное поражения, достигается путём пожелания, намёков;
4. Внесение мотива – показывать школьникам ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения;
5. Мобилизация активности или педагогическое внушение – побуждать к выполнению конкретных действий;
6. Высокая оценка детали – помогать эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой то его отдельной детали [7, с 93].
Далее постараемся конкретизировать, и теперь рассмотрим приемы работы для создания ситуации успеха у младших школьников.
В нашей работе мы рассмотрим базовые, наиболее актуальные приемы при создании ситуаций успеха в рамках исследований А.С. Белкина:
Один из более основных приемов в создании ситуаций успешности на занятиях по русскому языку в начальных классах представляется такой прием как «эмоциональное поглаживание». Суть такого приема крайне проста. Важное здесь - это внушение начальному звену школьников веры в собственные силы посредством похвал, которые акцентируют внимание на небольших победах преподавателем своих учеников и направляет их на верный путь в рамках достижения цели [34, с 32].
Следующий рассматриваемый Белкиным прием – это «умышленная ошибка». Однако его возможно использовать лишь на хорошо изученных в классе начального звена школьников материалах, которые применяются в рамках базовых знаний на занятиях русского языка.
Все дети привыкают за время учебы, что ошибки, обычно, находит учитель. А когда такая задача ставится перед учеником, то понимание своих знаний и сил в моменте возрастает.
Смысл педагогического приема - «эврика» включает в себя то, чтобы сделать характерные условия, во время которого школьник начального звена, при выполнении заданий на занятиях русского языка, нежданно для себя приходит к выводу, который раскрывает неизведанные ранее для него возможности, открывает перспективы познания. Тут важно, чтобы преподаватель как можно больше поддерживал школьника и ставил наиболее сложные задачи, а не только отмечал его открытия похвальбой.
В рамках сотворения ситуации успеха следующего приема - «шанс» применяются такие педагогические ситуации, в момент которых начальному
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы /А.И. Арапов. – Новосибирск: НГПУ, 2017. – 243 с.
2. Блейзер, Г.Д. Дифференциация обучения — условие гуманизации и демократизации образования / Г.Д. Блейзер // Вечерняя средняя школа. –1991. – № 5. - С. 35
3. Блинков, А.Ц. Дифференциация обучения [Текст] / А.Ц. Блинков, М.М. Лови, О.В. Стратовая // Завуч. – 2019. – № 4. С. 26-32.
4. Бутузов, И.Т. Дифференцированное обучение - важное дидактическое средство эффективного обучения школьников / И.Т. Бутузова. – М., – 2018. – 214с.
5. Быкова, Е. А. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте / Е.А. Быкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2017. – № 3. – С. 84-92.
6. Выгодина, М. В. Мотивация как фактор успешной учебной деятельности младшего школьника // Творчество субъекта познания, общения и деятельности / Под ред. В. С. Агапова, М. М. Мишиной, М. И. Плугиной. – М., 2020. – С. 119-124.
7. Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном и младшем школьном возрасте / Л.С. Выготский // Сайт Издательский дом «Первое сентября». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dob.1september.ru/article.php?ID=200600812 (дата обращения: 17.03.2022).
8. Гани, С. В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С. В. Гани и В. А. Гани // Актуальные вопросы современной науки. – 2019. – № 8. – С. 67-72.
9. Гришаева Ю.С. Ситуация успеха на уроке русского языка. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/645423 (дата обращения: 08.04.2022).
10. Дощицина, З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / Дощицина, З.В. - М., 2015.
11. Жаворонкова, Ю. М. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста / Ю. М. Жаворонкова, И. А. Кильмасова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2017. – № 2. – С. 18-22.
12. Залевский, Ф. С. Оценка результатов учебно-познавательной деятельности младших школьников [Текст] / Ф. С. Залевский // Завуч начальной школы. – 2019. – № 1. – С. 70-72.
13. Запорожец А.В. Психология личности и деятельности школьника. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006063688 (дата обращения: 29.03.2020).
14. Карпова А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе // Образование и воспитание. – 2016. – № 5 (10). – С. 133–138.
15. Карпова С.Н., Труве Э.И. Психология речевого развития ребенка. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2018. – 160 с.
16. Кирилова, Е.Ю. Способ организации дифференцированного обучения на основе анализа внутренней позиции учащихся / Кирилова, Е.Ю. –М.:Дрофа, 2017.-213с.
17. Конев, А.Н. Индивидуально - типологические особенности младших школьников как основа дифференцированного обучения [Текст]/ Конев, А.Н.- М., 1998.-320 с.
18. Коротаева, Е. В. О ситуации успеха в учебной деятельности [Текст] / Е. В. Коротаева // Русский язык в школе. – 2017. – № 1. – С. 30–34.
19. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет) – М.: Сфера, 2014. – 464 с.
20. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р.Львов, В.Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: ИЦ «Академия», 2014. – 464 с.
21. Менчинская Н.А. Проблемы воспитания, обучения и психического развития ребенка / Н.А. Менчинская. – М.: МПСИ, Воронеж: Модэк, 2014. – 512 с.
22. Новикова, Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения / Новикова, Л.И. // Начальная школа. – 2019. № 1. С. 17-21.
23. Осмоловская, И.М. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе / Осмоловская, И.М.- М.:Дрофа,2017. – 137 с.
24. Пирмагомедова, Э. А. Формирование самооценки детей младшего школьного возраста и факторы, влияющие на ее развитие / Э. А. Пирмагомедова, А. Т. Нагиева, Г. К. Сулейманова. – 2015. – № 2. – С. 110-112.
25. Психологический словарь под ред. Г. Мещерякова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=25 (дата обращения: 14.03.2022).
26. Рогоновская, И.Д. Дифференцированное обучение – как его осуществить / Рогоновская, И.Д.-М.:Феникс, 2016. С. 56-85.
27. Тихеева Е.И. Развитие речи детей. Изд. 3-е. – М.: Академия, 2021. – 243 с.
28. Трошина, Е. А. Психологические особенности детей младшего школьного возраста / Е. А. Трошина// Вестник ЛГУ. – 2012. – № 2. – С. 89-94.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009г. – [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/922/%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB/227/poop_noo_reestr.doc (дата обращения: 09.04.2022).
30. Фурманов, И. А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И. А. Фурманов, А. А. Аладьин, Е. М. Амелишко. – Мн. : Технология, 2018. – 100 с.
31. Хрестоматия по педагогической психологии / Сост., авт. ввод. статей Е.Ю. Савин. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013 – 174 с.
32. Цуциева, Ж.Ч. О работе в условиях дифференцированного и разноуровнего обучения / Ж.Ч. Цуциева // Начальная школа. - 2017. - № 6. С. 39-43.
33. Чернышева Н.С. Характер младшего школьника. – М.: Array Литагент «Флинта», 2014. – 312 с.
34. Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников / З.П. Шабалина // Начальная школа. – 2017. – № 6. - С. 26-28.
35. Шушкова, Е. С. Стиль общения учителя и учащегося как фактор социального статуса младшего школьника / Е. С. Шушкова // Вестник современной науки. – 2016. – № 6. – С. 95-98.
36. Яковлева, В.В. Организация дифференцированного подхода в процессе усвоения знаний младшими школьниками / В.В. Яковлева // Начальная школа. – 2014.- № 5. - С. 38-42.