Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Биологические и научно-технические аспекты экологии в современной период все больше дополняются социальными, отражающими закономерности взаимодействия общества с природой, человека и биосферы. Уже в следующем веке могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми последствиями. Это связано с проблемами окружающей среды, так и острым дефицитом не возобновляемых ресурсов во всем мире, в частности в России [1].
Вопросы экологии и экологической грамотности, экологической культуры, ввиду их исключительной важности, стали предметом обсуждения на высшем государственном уровне.
Дмитрий Медведев поднял вопрос о необходимости обучения основам экологии в школе, потому что основы экологических знаний, присущие школьному образованию, помогут вырастить экологически грамотное поколение. Это связано с тем, что экологические проблемы становятся настолько серьезными, что для постоянного формирования нового экологического сознания в процессе самопроизвольного развития просто не остается времени: необходимо использовать все каналы воздействия на человека. Соответственно, все лица, способные оказывать этот эффект, должны иметь представление о психолого-педагогических основах экологического образования. И, в первую очередь, это касается учителей независимо от специальности.
Передача знаний, умений и навыков - задача любого педагога, в том числе учителя начальной школы. Предметная область “Окружающий мир” ориентирует младших школьников в окружающей действительности, а также формирует правильное отношение к природе, основные, непрагматические цели и мотивы для взаимодействия с ней, готовность выбирать экологически приемлемые стратегии деятельности. Именно профессиональные качества педагога начальной школы помогут деиям правильно ориентироваться и взаимодействовать с объектами окружающего мира [2,,4,5,7].
В настоящее время метапредметный подход заложен в основу стандартов образования нового поколения, и технологии, использующие элементы такого проблемного обучения, приобретают особую значимость. В курсе “Окружающий мир” данный подход может быть широко представлен в процессе непрерывного экологического образования учащихся.
Объект исследования: проблемное обучение в образовании младших школьников курс «Окружающий мир».
Предмет исследования: применение методов проблемного обучения на уроках «Окружающий мир».
Цель данного исследования: Изучить особенности проблемного обучения младших школьников и применение методов проблемного обучения на уроках окружающего мира.
Для достижения поставленной цели работы необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть развитие технологии проблемного обучения и особенности её организации в учебном процессе.
2. Изучить специфику проблемного обучения младших школьников в курсе "Окружающий мир" в соответствии с ФГОС НОО.
3. Провести анализ содержания программ курса «Окружающий мир» по проблеме исследования.
4. Предложить практическое применение методов проблемного обучения на уроках «Окружающий мир».
Основой для выполнения работы служили Государственный образовательный стандарт, примерные программы предмета «Окружающий мир», базовые учебники, монографии и научные статьи по педагогике [6-8, 15].
Методы, использованные в работе: анализ источников по теме исследования литературы по теме, практическое применение методы проблемного обучения.
Структура работы. Работа имеет классическую структуру, состоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КУРСЕ "ОКРУЖАЮЩИЙ МИР" В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС НОО
1.1 Развитие технологии проблемного обучения и особенности её организации в учебном процессе
Проблемное обучение имеет технологические характеристики в организации процесса обучения. Особенность его состоит в том, что управляемая педагогом учебная деятельность должна отражать поисковую деятельность учащихся и рефлексивное отношение к собственной деятельности. Поэтому проблемное обучение согласуется со структурой исследовательской деятельности и познавательной деятельности, а также выполняет функцию управления творческим учебным процессом. Определение процесса проблемного обучения через его специфику основано, прежде всего, на характеристиках его функциональных единиц и связей между ними [7].
Развивающим обучением, то есть ведущим к общему и специальному развитию можно считать только такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей своих учащихся в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение и является проблемным.
Проблемное обучение возникло как результат достижений передовой практики, а также теории обучения и воспитания в сочетании с традиционным типом обучения. Оно является эффективным средством общего и интеллектуального развития учащихся.
В педагогической литературе имеется ряд попыток дать определение этому явлению.
Под проблемным обучением В.Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний».
Проблемное обучение — это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками и умениями и развитие мыслительных способностей (Г. К. Селевко).
Под проблемным обучением В. Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний Д. В. Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания [9]. Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенно системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям школы» [13]. Т. В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач. Такое понимание имеется и в работах Ю. К. Бабанского [7].
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М. И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [8].
Приемы создания проблемных ситуаций (по Г.К.Селевко)
-педагог подводит обучающихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;
-сталкивает противоречия практической деятельности;
-излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
-предлагает обучающимся рассмотреть явления с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
-побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
-ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
-определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
-ставит проблемные задачи (например, с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.) [10].
Д.В.Вилькеев под проблемным обучением имеет в виду такой характер обучения, когда ему придают некоторые черты научного познания.
Сущность проблемного обучения И.Я.Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитатальным целям образовательного учреждения».
Т.В.Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и овладении учащимися обобщенными знаниями и принципами проблемных задач . Такое понимание имеется и в работах Ю.К.Бабанского .
На основе обобщения практики и анализа результатов теоретических исследований М.И.Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением или готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»[22].
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления учащегося. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что учащийся должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию.
Проблемная ситуация является основными понятием проблемного обучения, которое рассматривается не как механическое сложение деятельности преподавания и учения, а как диалектическое взаимодействие и взаимосвязь этих двух деятельностей.
Проблемное преподавание определяется как деятельность учителя по созданию системы проблемных ситуаций, изложению учебного материала с его объяснением и управлению деятельностью учащихся, направленной на освоение новых знаний – как традиционным путем, так и путем самостоятельной подготовки учебных проблем и их решения.
Проблемное учение – это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний в условиях проблемной ситуации, самостоятельного (или с помощью учителя) анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решения посредством выдвижения предложений, гипотез, их обоснования и доказательства, а также путем проверки правильности решения.
Методы проблемного обучения.
По способу решения проблемных задач выделяют четыре метода:
1. проблемное изложение (педагог самостоятельно ставит проблему и самостоятельно решает ее);
2. совместное обучение (педагог самостоятельно ставит проблему, а решение достигается совместно с учащимися);
3. исследование (педагог ставит проблему, а решение достигается учащимися самостоятельно);
4. творческое обучение (учащиеся и формулируют проблему и находят ее решение).
По способу представления проблемных ситуаций и степени активности учащихся выделяют шесть методов (М.И.Махмутов):
• метод монологического изложения;
• рассуждающий метод;
• диалогический метод;
• эвристический метод;
• исследовательский метод;
Монологический метод
• представляет собой незначительное изменение традиционного метода;
• используется, как правило, с целью передать значительный объем информации и сам учебный материал при этом перестраивается несознательно;
• педагогом осуществляется не создание, а номинальное обозначение проблемных ситуаций.
Рассуждающий метод
• в монолог преподавателя вводятся элементы рассуждения, логика выхода из вытекающих в силу особенностей построения материала затруднений;
• учитель, отмечает наличие проблемной ситуации, показывает, как выдвигались и сталкивались разные гипотезы;
• метод требует уже большей перестройки учебного материала по сравнению с традиционным;
• порядок следования сообщаемых фактов выбирается таким образом, чтобы объективные противоречия содержания были представлены особенно подчеркнуто и возбуждали познавательный интерес учащихся и желание их разрешить;
• ведется не столько диалог, сколько монолог: вопросы могут и задаваться и преподавателем, но они не требуют ответа и используются только для того, чтобы привлечь учащихся.
Диалогический метод
• структура учебного материала остается такой же, как в рассуждающем методе;
• задаются информационные вопросы и к обсуждению широкого привлечения учащихся;
• ученики активно участвуют в постановке проблемы, выдвигают предположения, пытаются самостоятельно их доказать;
• учебный процесс при этом происходит под контролем учителя, им самостоятельно ставится учебная проблема и осуществляется не столько
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Азимов, Э .Г., Щукин, А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. М: Издательство ИКАР, 2009. 599 с.
2. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ под ред. А.Г. Асмолова - М.: Просвещение, 2010 - 151 с.
3. Астраханцева А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроках в начальной школе // Точка доступа: https://урок.рф/library/problemnie_situatcii_i_puti_ih_sozdaniya_na_urokah_v_143714.html (Дата обращения: 22.04.2022 )
4. Бородько, М. В. Каким быть экологическому образованию в 12-летней средней школе? / М. В. Бородько // Педагогика. 2010. №6. С. 40-56
5. Вернадский, В. И. Биосфера и ноосфера /В. И. Вернадский//. М. 2003. с. 26-43. C. 244.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир/ Н. Ф. Виноградова// М.: Вентана-Граф, 2008. 160 с.
7. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский// М. : Издательство Юрайт, 2016. 199 с.
8. Головко, Е.В. Использование эмоциональных опор на уроках окружающего мира как средства формирования познавательного интереса младших школьников / Е.В. Головко, Н.А. Колопатина// Наука и образование. Международная научно-практическая конференция: сборник статей. - 2018. - С. 156-161.
9. Головнева Е.В.Методические приемы создания проблемных ситуаций на уроках в начальной школе /Е.В. Головнева, Н.А. Головнева, Е.Л. Сутурина // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т1. - №5. - С. 149-150.
10. Григорьев, Д. В. Воспитательная система от А до Я / Д. В Григорьев, И.В. Кулешова, Л. И. Виноградова// М.: Просвещение, 2016. 207 с.
11. Грязева, В. Г. Экологическая психология творческой личности: обучение в контексте развития личности как субъекта культуры / В. Г. Грязева// Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 2019. 310 с.
12. Гузеев, В.В. Интегральная образовательная технология/ В.В. Гузеев. - М.: Знание, 2009 - 150 с.
13. Данилюк, А. Я. Теория интеграции образования: Монография / А. Я. Данилюк// Ростов на Дону: Ростовский Пед. универститет, 2000. 440 с.
14. Дахин, А. Н. Педагогическое моделирование как средство модернизации образования в открытом информационном сообществе / А. Н. Дахин // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 46–60.
15. Дидактическая система деятельностного подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации "Школа 2000..." и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.
16. Дмитриев, В. В. Современное учение о развитии ноосферы В. И. Вернадского / В. В. Дмитриев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
17. Добрецова, Н. В. Педагогическое проектирование в дополнительном экологическом образовании /Н. В. Добрецова// Экологическое образование. М., 2015. № 1. С. 57-61.
18. Дьюи, Д. Психология и педагогика мышления/ Пер. с англ. Никольской Н. М., под ред. Виноградова Н. Д./ Д. Дьюи. М.: Совершенство, 1997. 208 с.
19. Емельянова, С.Г. Подготовка преподавателя к проблемному обучению в ВУЗе по математике / Н.А. Демченкова, С.Г. Емельянова // Международная научно-практическая конференция «Молодёжный форум: технические и математические науки» - Воронеж. - 2015 - С. 13-16.
20. Емельянова, С.Г. Технология проблемного обучения / С.Г. Емельянова // Математика и математическое образование. - Тольятти. - 2017. - С.416-419.
21. Задоя С.Э. «Технология проблемного обучения» [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://festival. 1 september.ru/articles/596227 (Дата обращения: 22.04.2022 )
22. Замиралова, Д. В. Особенности применения проблемных методов по предмету «Окружающий мир» в начальной школе / Д. В. Замиралова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 401-403. — URL: https://moluch.ru/archive/336/74971/ (Дата обращения: 22.04.2022 )
23. Зиядинова, Э.М. Проблемные ситуации на уроках «Окружающий мир» в начальной школе как средство активизации умственной деятельности учеников / Э.М. Зиядинова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №50-4. - С. 131-138.
24. Иванова, Е. О., Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. Содержание образования: культурологический подход /Е.О. Иванова, И.М. Осмоловская, И.В. Шалыгина // Педагогика. 2015. № 1. С. 13 – 19.
25. Калинин, В.Б. Формула экологического образования/ В.Б. Калинин// Экологический вестник. № 5 – 6. 2015.
26. Калинина, Л.В. Проектирование урока окружающего мира на основе использования технологии проблемного обучения / Л.В. Калинина // Дошкольное и начальное общее образование: стратегия развития в современных условиях: секция «Начальное общее образование»: материалы Всероссийской заочной научнопрактической конференции с международным участием. - Иркутск: Изд-во ООО «Типография «Иркут», 2017. - С. 36-43
27. Кирилина, М.А. Формирование познавательной активности младших школьников в процессе реализации технологии проблемного обучения / М.А. Кирилина. //Вестник ПензГУ. - 2015. - №1 (9). - С. 31-36.
28. Клепинина З.А. Моделирование в системе универсальных учебных действий/З.А. Клепина //Начальная школа. - 2012. - №1. - С.26 - 29.
29. Комарова, О.Н. Достижение младшими школьниками познавательных универсальных учебных действий в рамках предмета Окружающий мир / О.Н. Комарова // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №4. - С. 33-36.
30. Кудрявцев, Т.В. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. - М.: Знание, 1991 - 80 с.
31. Кудрявцев, Т.В. Психология творческого мышления. - М., 1975.- С. 200-201.
32. Лернер И.Я. Вопросы проблемного обучения на Всесоюзных педагогических чтениях/И.Я. Лернер//Советская педагогика.- 1968 г.-№ 7. - С.18- 20.
33. Лернер, И. Я. Проблемное обучение/ И. Я. Лернер. М.: 1974. 64 с. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. Ч.1/ А. А. Плешаков. М.: Просвещение, 2013. 180 с.
34. Лернер, И. Я. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И. Я. Лернера, И. К. Журавлева// М.: ИТПИМИО, 2015. 288 с.
35. Малеева, Е.В. Технологические аспекты организации учебной деятельности обучающихся / Е.В. Малеева // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - №2. - Ч. 3. - С. 523-527.
36. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. - М.: Педагогика, 1975. - С. 246-258.
37. Медведева Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева// Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
38. Мельникова, Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками / Е.Л. Мельникова. - М.: Просвещение, 2002. - 195 с.
39. Мочалова, Нэлли Михайловна. Методы проблемного обучения и границы их применения [Текст]. - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1979. - 158 с. : ил.; 20 см стр 183.
40. Носкова, А.Б. Современный урок в начальной школе /А.Б. Носкова. - Волгоград: Учитель, 2011.- 116 с.
41. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской
42. Оконь, В. Основы проблемного обучения. - М.: Просвещение, 1968 г. - 208 с.
43. Омарова, А.А. Современная технология проблемного обучения / А.А. Омарова. // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - С. 73¬76.
44. Плешаков А.А. Окружающий мир 1-4 класс /А. А. Плешаков// в 2-х ч., М.: Просвещение, 2012-2013.
45. Подузова А.В. Использование проблемного обучения младших школьников в курсе «Окружающий мир» // https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/300174-ispolzovanie-problemnogo-obuchenija-mladshih-(Дата обращения: 22.04.2022 )
46. Подшибякина, О. А. Рабочая программа 1-4 класс/ О.А. Подшибякина // М.: ГБОУ Московская международная гимназия. 2015. 20 с.
47. Поздняков, О.Г. Реализация проблемного обучения в образовательном процессе высших учебных заведений / О.Г. Поздняков // Мир образования - образование в мире. - 2014. - № 2. - С. 270-273.
48. Пуляев, В. Т. От В. И. Вернадского к А. А. Ухтомскому и Л. Н. Гумилеву: поиск новой парадигмы развития и познания / В. Т. Пуляев // Вернадская революция в системе научного мировоззрения поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке (коллективная монография) / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2003. 592с.
49. Сагатовский, В. Н. Антропокосмизм системообразующий принцип ноосферного мировоззрения / В. Н. Сагатовский // Вернадская революция в системе научного мировоззрения – поиск ноосферной модели будущего человечества в XXI веке: коллективная монография / под науч. ред. А. И. Субетто. СПб.: Астерион, 2013. 592с.
50. Селевко, Г.К.Педагогические технологии по основе информационно - коммуникационных средств: пособие / Г.К. Селевко. - Москва: НИИ школьных технологий, 2005- 208 с.
51. Селиванова, Л. Н. Воспитательная деятельность педагога: учеб. пособие для студентов ВУЗ / Л. Н. Селиванова// Под ред. В. А. Сластенина/ М: Академия, 2017. 344с.
52. Тавстуха, О. Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика: монография /О. Г. Тавстуха// Оренбург: Пресса, 2001. 260 с.
53. Триллер Т. В. Проблемное обучение как способ развития универсальных учебных действий младших школьников // https://www.defectologiya.pro/zhurnal/problemnoe_obuchenie_kak_sposob_razvitiya_universlnyix_uchebnyix_dejstvij_mladshix_shkolnikov/ (Дата обращения: 22.04.2022 )
54. Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=3386 (Дата обращения: 22.04.2022 )
55. Федерации на период до 2024 года: Указ президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2018 № 204 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
56. Федотова О. Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Человек и окружающий мир/О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов// М.: Академкнига учебник, 2009. в 2-х ч
57. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников/ Т.И. Шамова. - М.: Педагогика, 2012.
58. Швейцер, А. Культура и этика /А. Швейцер// М.: Прогресс, 1973. 344 с.
59. Экологическое образование школьников / А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева// М.: Педагогика, 1983. 160 с.
60. Ягодин, Г. А. Экологическое образование и проблемы больших городов/ Г.А. Ягодин //Экология и жизнь. № 1, 1996.
61. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2008 - 96 с.