Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В контексте современного биологического образования в задачи школьного педагога входит не только передача подрастающему поколению теоретических знаний, но и приобщение обучающихся к практической деятельности. Биология, одна из немногих наук, включающая в себя многогранные практические исследования. Используя практическую направленность в биологическом образовании обучающихся, возможно развитие патриотических чувств, любви к родной природе, сознательное отношение к труду, необходимость быть полезным, нужным, воспитывать гуманное отношение ко всему живому. Однако большинство школьных биологических кабинетов не имеют достаточного оборудования, поэтому педагоги используют иные средства воспитания. Одним из таких является живой уголок.
В живым уголком школьники знакомятся будучи воспитанниками детских садов, но в тоже время задачи школьного живого уголка более праграматичные.
Уголок живой природы в школьном биологическом кабинете одно из самых ярких и действенных способов показать школьникам всю обширность живого мира. При ознакомлении с живыми объектами развиваются наблюдательность, интерес к природе. Во время ухода за объектами уголка природы формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Уголок живой природы является дополнением к кабинету биологии. Но его роль в преподавании школьного курса биологии трудно переоценить. При знакомстве с фауной и флора обучающиеся не только могут созерцать, но и принять непосредственное участие в жизненном цикле живого существа. Эти функции уголка живой природы становятся особенно актуальными в нашем современном обществе, в котором происходит своеобразное «индифферентное» отношение к природе. Здесь учащиеся могут ставить опыты с живыми объектами, наблюдать за ними. Длительные наблюдения способствуют развитию исследовательских умений.
Но учебный час не позволяет школьникам в полной мере погрузиться в «жизнь» уголка живой природы. Поэтому процесс работы в нем необходимо организовывать в рамках внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность позволяет расширить учебный процесс за счет новых знаний и возможностей. Именно на внеурочную деятельность в большей мере возложена роль биологического воспитания школьников.
Таким образом, наблюдается противоречие между возросшей небходимостью развития биологического образования у школьников и недостаточной работой в области организации внеурочной деятельности в уголке живой природы.
Проблема исследования: каковы методические условия организации внеурочной деятельности в уголке живой природы?
Выявленное противоречие и проблема обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Внеурочные занятия в уголке живой природы».
Объект исследования – школьный уголок живой природы.
Цели исследования: разработать программу внеурочной деятельности по биологии в рамках работы в уголке живой природы.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятие «внеурочная деятельность»;
2. Выявить особенности организации внеурочной деятельности по биологии;
3. Описать место и роль уголка живой природы в общем биологическом курсе школьного образования;
4. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности по биологии в рамках уголка живой природы.
Методы исследования:
- теоретические – сбор и анализ педагогической, научной и методической литературы по теме исследования, синтез, сравнение, обобщение;
- эмпирические – анкетирование, педагогическое проектирование.
База исследования.
В эксперименте приняло участие 63 обучающихся и 3 педагога.
Теоретическая значимость данной дипломной работы основывается на систематизации знаний по формам, методам и средствам организации внеурочной деятельности по биологии в рамках школьного курса.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что разработанная программа внеурочной деятельности по биологии в рамках школьного уголка живой природы может быть полезна учителям-предметникам в учебной деятельности.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты организации внеурочной деятельности по биологии
1.1. Понятие и основные направления организации внеурочной деятельности
Урочная и внеурочная деятельность составляют единое целое всего учебно-воспитательного процесса. Включение внеурочной деятельности в ФГОС ООО придало ей статус обязательного для всех ступеней школьного образования и возложила множество задач.
Прежде чем приступить к дальнейшему исследованию необходимо определить сущность понятия «внеурочная деятельность».
В педагогической теории используются разнообразные формулировки «внеурочной деятельности», а такие понятия как «внеклассная работа, «внешкольная работа», «внеучебная деятельность» употребляются в контексте учебной деятельности и часто ассоциируются с личным желанием и готовностью классного руководителя (учителя начальной школы) заниматься этой деятельностью, вовлекать в нее учащихся. Под термином «деятельность» понимается деятельность учащегося как ее субъекта. Используя термин «внеурочная (и т.д.) работа» имеется ввиду целенаправленная деятельность субъекта воспитания [3], зачастую интерпретация этого понятия сводится к разнообразным воспитательно - образовательным мероприятиям [10], что не идет вразрез с первой позицией.
Понятно, что внеурочная деятельность это та деятельность, которая проводится после уроков, на переменах, то есть во время незанятое уроками. Исходя из этого, она имеет существенные различия от деятельности учеников на уроке и в целях, и в задачах, и в функциях. Отличаются также и принципы, и содержание и формы. Чтобы определить сущность исследуемого понятия, необходимо учесть целый ряд актуальных тенденций, появившихся в педагогической науке в последнее время. Учитывая одну из них, можно сделать вывод, что внеурочная деятельность является продолжением учебного процесса во внеурочное время и виды организации данной деятельности схожи с видами организации учебной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС ООО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования [23].
Так, внеурочная деятельность приобрела официальный статус и заняла свое место в школьном образовании. Предполагается, что применение внеурочной деятельности позволит выйти за рамки школьного курса и поможет более детально погрузиться в предмет, также внеурочная деятельность может дать возможность неуспевающим школьникам подтянуть свои знания, также и для одаренных детей внеурочная деятельность позволит расшить сферу знаний.
Таким образом, мы может предположить, что внеурочная деятельность может иметь разные образовательные цели.
В.О. Кутьев дает более широкое понятие внеурочной деятельности. Согласно его определению внеурочная деятельность это система занятий и общения учащихся после уроков, которая организуется педагогом совместно с учениками чтобы способствовать нравственному становлению личности, формированию общественно значимых мотивов, внутренних стимулов. Упомянутые внутренние стимулы разнообразными способами проявляются в повседневной жизни и в том, как дети относятся к делам и обязанностям [16]. В.О. Кутьев считает, что ведущей целью организации внеурочной деятельности есть гармоничное развитие учащихся.
Согласно определению Е. Н. Барышникова проведем исследование характеристики внеурочной деятельности, как образовательного процесса [1].
Компоненты внеурочной работы, как процесса обучения, сопоставимы с компонентами методической системы обучения А. М. Пышкало. Структурными элементами, которой являются цель обучения, содержание обучения, формы обучения, методы обучения и средства обучения. А в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативных документов эти компоненты должны отвечать современным заявкам [21].
Каждая компонента образовательного процесса по А. М. Пышкало должна соответствовать остальным составляющим системы обучения, поэтому и средства внеурочной деятельности должны сочетаться с новыми целями, содержанием, формами и методами внеурочной работы [21]. Это требование необходимо для того, чтобы занятия по внеурочной деятельности проходили в едином современном стиле.
Однако внеурочная деятельность, имея аналогичную структуру с урочной, позволяет расширить или восполнить учебно-воспитательный процесс за счет привлечения дополнительных средств.
Стандартные образовательные программы определяют направленность мероприятий во внеурочной деятельности. Согласно существующей точке зрения внеурочная деятельность должна обеспечивать общее развитие каждого ребенка, имея в своей основе особый материал, отличный от учебного материала [7].
Выбор же данных средств обусловлен направлением внеурочной деятельности (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Направления организации внеурочной деятельности
Согласно рисунку 1 выделяют 5 направлений внеурочной деятельности. Выбирая то или иное направление, педагог планирует свою деятельность и рассчитывает потенциальные ресурсы. К ним можно отнести: организацию тематического клуба или секции, конкурсы, экскурсии, тематические вечера, организацию школьного или классного музея. Все это позволяет помощь обучающимся постичь новые научные грани.
Таким образом, целью внеурочной деятельности является способствование достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования посредством создания условий обеспечивающих активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, формирование у нее гражданской ответственности и правового самосознания.
Современность методов обучения, по Д. Ш. Матросу, обуславливается целями обучения. Данный компонент наряду с поставленной современной целью определяет успешность внеурочной деятельности, а также показывает традиционным или личностно-ориентированным будет процесс обучения [7].
Правильно организованная внеурочная деятельность позволяет обучающихся повысить интерес к учению и формированию разносторонней личности.
Выбор направления внеурочной деятельности и методов ее реализации зависит от возраста обучающихся и их уровня знаний, материально-технического оснащения школы, от профессиональной подготовки педагога, от специфики учебного предмета.
Грамотное и профессиональное сочетание всех компонентов внеурочной деятельности позволит в полной мере реализовать все заявленные в ФГОС задачи обучения.
Заслуживает внимания и нестандартная точка зрения на функции внеурочной работы. Цель внеурочной деятельности, согласно Н.Е. Щурковой, это своеобразная проекция учителя вместе с детьми на проблемы жизни во всем их многообразии [31]. Ученики развивают способность ставить и решать проблемы самостоятельно, когда-то решенные человечеством, но вновь возникающие перед формирующейся личностью в новом ракурсе, в свете событий происходящих в политической, экономической и социальной жизни страны. Таким образом первостепенной функцией внеурочной деятельности является обнаружение жизненной проблемы. Вторая функция основана на необходимости передать детям жизненно важные умения. И первая и вторая функции тесно взаимосвязаны, потому что там, где нет выявленной проблемы жизни, нет и практических действий (если понимать внеурочную деятельность как деятельность, организуемую педагогом).
Н.Е. Щуркова говорит о необходимости организации проживания ценностного отношения детей к жизни и это представляет собой третью функцию внеурочной деятельности. И именно данная функция, целенаправленно развивает способность детей быть счастливыми. Раскрывая значения явлений жизни для человека, педагог одновременно, расширяет ценностное пространство учащегося и предоставляет ему потенциальные факторы для счастья. Подход Н.Е. Щурковой раскрывает значение социальной, рекреативной и досуговой функций и устанавливает между ними тесную связь. Данный подход также исключает обычную излишнюю развлекательность и неуместную соревновательность, частый формализм и отождествление с учебной деятельностью. Проблема содержания внеурочной деятельности в педагогической науке раскрыта, при описании видов деятельности, используемых педагогом, а также посредством классификации значимых сфер человека.
Во внеурочной работе с младшими школьниками известны [6]: познавательная деятельность, или познавательно-развивающая; трудовая, или шире - социально-значимая; игра [9].
Задачами, которые стоят перед внеурочной деятельностью являются:
- обеспечение достижения личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы основного общего образования;
- обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;
- оптимизация учебной нагрузки учащихся;
- улучшение условий для развития личности ребенка;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
- включение учащихся в разностороннюю деятельность;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно с общественными организациями, ДДТ, театрами, библиотеками, семьями учащихся,
- воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата и др. [11].
С расширением школьного образования и ее категориально-понятийного аппарата в обиход пришли новые понятия, такие как «дополнительное образование». Учитывая тот факт, что в практике школьного образования возникает тонкая грань между двумя рассматриваемыми нами понятиями, попытаемся разграничить внеурочную деятельность и дополнительное образование.
Как мы уже определили, что под внеурочной деятельностью понимается организация различных видов деятельности обучающихся в рамках школы в свободное от уроков время.
В современном образовательном пространстве имеет место несколько моделей в организации внеурочной деятельности:
1. Модель дополнительного образования (на базе институциональной и (или) муниципальной системы дополнительного образования детей);
2. Модель «школы полного дня»;
3. Оптимизационная модель (на базе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения);
4. Инновационно-образовательная модель.
Опираясь на тему исследования, наибольший интерес представляет первая модель. Рассмотрим ее подробнее.
Данная модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с организациями дополнительного образования детей. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей являются такие формы ее реализации, как факультативы, школьные научные общества, объединения профессиональной нацеленности, учебные курсы по выбору.
Рассмотрим место внеурочной деятельности и дополнительного образования в структуре школьного образования (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Место внеурочной деятельность в системе школы
Можно понять, что внеурочная деятельность в пределах ФГОС ООО нацелена, в первую очередь, на достижение планируемых итогов освоения основной образовательной программы основного общего образования. В то время как дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, осуществление дополнительных образовательных программ. В данном случае может наблюдаться некоторый конфликт интересов, не смотря на то,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Барышников Е. Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е. Н. Барышников // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск : ЧИППКРО, 2014. - 415 с.;
2. Бондарук М.М., Ковылина Н. В. Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах (5-11 классы). – Волгоград: «Учитель», 2005.
3. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии. – М.: «Просвещение», 1983.
4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой, - М., 2002, - С.27-42.
5. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : Пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В Степанов. - М. : Просвещение, 2010. – 127 с.;
6. Евдокимова Р. М. Внеклассная работа по биологии. – Саратов: «Лицей», 2005.
7. Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей: учебное посо-бие. М.:Владос, 2002.-65 с.
8. Елизарова М. Е. Знакомые незнакомцы. Окружающий мир (2-3 классы). – Волгоград: «Учитель», 2006
9. Заикин С. М. "Совершенствование экологического образования учащихся в процессе внеклассной работы по биологии"// автореферат. - М.: Московский Педагогический Университет. - 2000. - 19 с.
10. Машинистова Н. В. История становления дополнительного образования детей в России // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 38-42
11. Методика преподавания биологии : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [М.А. Якунчев, О.Н. Волкова, О.Н.Аксенова и др.] ; под ред. М.А.Якунчева. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 320 с.
12. Кавтарадзе Д.Н. Основы экологического мировоззрения как задача образования для устойчивого развития / Д.Н. Кавтарадзе, АА Брудный. ФИРО, 2012. 25. 2012.
13. Калинова Г. С., Кучменко В. С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя – М.: ООО "Издательство АСТ": ООО "Издательство Астрель", 2002. – 158с.
14. Касаткина Н. А. Внеклассная работа по биологии. – Волгоград: «Учитель», 2004.
15. Колесникова Н.В. Учим созидать: Развитие творческих способностей детей в кружковой деятельности. Народное образование. 2002, №4, с. 3
16. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников / В.О. Кутьев - М.: Просвещение, 2013.-223 с.
17. Мокеева Е.А. Труд детей в природе [Электронный ресурс]-Режим доступа http://www.moi-detsad.ru/konsultac/-Дата обращения 10.05.2022.
18. Никишов А. И. Теория и методика обучения биологии. - М.: «КолосС», 2007
19. Никишов А.И., Мокеева З.А., Орловская Е.В.,Семенова А.М. Внеклассная работа по биологии. – М.: «Просвещение», 1980.
20. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
21. От внешкольной работы – к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К. Бруднова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 544 с.
22. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: учебно-методическое пособие для студентов педагогических ВУЗов / И.Н. Соломин, Г.Д. Сидельникова. – М.: Академия, 2003. – 272 с.
23. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-926 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования // Вестник образования. – 2011. - №11;
24. Прошунина Т.Н. Использование уголка природы в системе экологического образования дошкольников / Т.Н. Прошунина. - Человек, экология и культура. Материалы Всероссийской научнопрактической студенческой конференции, Саратов, 18-20 апреля 2018.- Саратов, изд-во СГТУ имени Гагарина Ю.А,2018.- с. 193-197.
25. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1947 – 153 с
26. Сорокина Л. В. Тематические игры и праздники по биологии (методическое пособие). – М.: «ТЦ Сфера», 2005
27. Тетюрев В.А. Методы обучения биологии в средней школе: научное издание – М.: Учпедгиз, 1960. – 174 с.
28. Токарев А. А. Экологическое образование как основа преемственности детского сада и школы в образовательных комплексах [Электронный ресурс]/Образование и воспитание-Режим доступа URL https://moluch.ru/th/4/archive/4/33/.- Дата обращения 09.02.2018
29. Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: Труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. М.: Мнемозина, 2002. — 304 с.
30. Шарова И. Х., Мосалов А. А. Биология. Внеклассная работа по зоологии. М.: «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
31. Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе / Н.Е. Щуркова - М.: Новая школа, 2008. - 206 с.