Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования связана с тем, что на сегодняшний день в Российской Федерации существует огромное количество людей, которые нуждаются в социальной поддержке и защите, но зачастую регионы и муниципальная власть фактически не справляется с этой задачей, что резко понижает уровень и качество жизни населения.
Для того, чтобы совершенствовать системы социальной защиты в регионах, власти должны откладывать муниципальные бюджетные средства на развитие этого направления и постоянно создавать инновационные программы социальной защиты населения, которые будут учитывать все социально-экономические преобразования в стране и конкретной области.
Цель исследования – проанализировать систему социальной защиты в Пушкинском районе Санкт-Петербурга и разработать программу ее совершенствования.
Объект исследования – система социальной защиты в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.
Предмет исследования – анализ и совершенствование системы социальной защиты в Пушкинском районе Санкт-Петербурга.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие и виды социальной зашиты населения
2. Изучить нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации
3. Проанализировать специфику реализации принципов социальной защиты населения в регионах
4. Дать общую характеристику Пушкинского района Санкт-Петербурга.
5. Проанализировать основные направления работы Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения
6. Выявить проблемные зоны в системе социальной защиты населения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.
7. Разработать проект программы совершенствования системы социальной защиты населения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга
8. Оценить эффективность предложенной программы совершенствования системы социальной защиты населения Администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга.
База исследования: Администрация Пушкинского района Санкт-Петербурга.
Методы исследования: анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, сравнительный, хронологический, историографический, описательный, моделирование, опрос, проектирование.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и источников, и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения основных направлений социальной защиты населения в регионе как важного направления государственной политики
1.1. Понятие и виды социальной зашиты населения
Правила и положения социальной защиты населения напрямую зависят от регламентируемого закона и направления этого вида поддержки населению.
Основа государственной соцгарантии является минимализированным социальным стандартом, который определяют условия жизни людей.
Например, для матери новорожденного ребенка устанавливаются одни правила по поддержке, для пожилого человека (пенсионера) другие1.
Защита населения призвана определять необходимый минимальный уровень жизни, чтобы граждане РФ не оказались за чертой бедности, устанавливать важные для определенных социальных групп льготы, позволять некоторыми бесплатно пользоваться теми или иными услугами.
Сама социальная защита является системой распределения ресурсов между незащищенными слоями населения. Классифицируется и определяется незащищенность по некоторым принципам2.
Общественные денежные фонды базируются на источнике финансирования со стороны бюджета.
Таким образом, средства, направляющиеся на социальную поддержку населения, сформированы за счет налогообложения. Социальная защита – это3:
– забота РФ о людях, которые утратили трудоспособность;
– реализация гарантий для населения;
– рамки, обеспечивающие поддержание минимального установленного уровня жизни.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах4:
– партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако, партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
– экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Без владения некоторыми ресурсами, которые добываются посредством трудоспособности, не может поддерживаться жизнедеятельность граждан. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
– адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
– приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут5;
– превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни6.
Структура органов, отвечающих за социальный статус граждан состоит из7:
– государственных органов (обеспечивают правовую основу, стратегию и тактику социальной политики);
– гражданские сообщества (объединения, организации, фирмы и предприятия);
– благотворительные и добровольные.
Управление социальной защитой на федеральном уровне в России занимается Министерство труда.
Руководят социальным страхованием Пенсионные, социально-страховые и медицинские фонды страхования.
В регионах исполнительными органами соцзащиты в РФ является Департамент. По вопросам в районах Москвы можно обратиться к органам районной администрации.
Среди категорий граждан, подлежащих социальной защите, можно выделить такие8:
– пенсионеры, в том числе одинокие;
– инвалиды ВОВ, семьи погибших военных;
– безработные;
– люди-чернобыльцы;
– инвалиды;
– дети сироты;
– многодетные семьи и малообеспеченные;
– матери-одиночки;
– граждане, не имеющие места проживания;
– инфицированные ВИЧ.
Еще одна мера защиты социальной защиты граждан – социальное страхование, однако это направление принято в государственном масштабе считать вспомогательным9.
Оно охватывает лица, которые потеряли трудоспособность, а также касается тех, кто содержит нетрудоспособных граждан.
На рисунке 1.1 представлена классификация органов социальной защиты в Российской Федерации10.
Рисунок 1.1. Система органов социальной защиты в Российской Федерации
К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести11:
– нормативные ограничения. Они созданы, чтобы посредством использования определенных инструментов невозможно было осуществить влияние на состояние незащищенных слоев населения. Для этого устанавливаются минимальные зарплаты, уровни пособий, существует бесплатная медицина и бесплатное образование;
– соцстимуляторы в виде субсидий, льготных форм помощи, частично оплачиваемых с бюджета услуг;
– анализ результатов проведенных работ по поддержанию среднего уровня жизни. В рамках этих программ разрабатываются правила страхования;
– существование негосударственных пенсионных систем, что позволяет людям вкладывать средства, направляемые в бюджет для последующего получения пенсий, вносить их в частные фонды на других условиях12;
– создание комплекса действий по обслуживанию и социальной защите нетрудоспособных граждан. Например, могут выдаваться медицинские средства или материалы для больных;
– организация благотворительных фондов, направляющих средства для поддержания более высокого уровня жизни разных социальных групп.
Участники страхования людей от жизненных сложностей, препятствующих поддерживать минимальный уровень жизни, – это государство, страховые негосударственные фонды и коммерческие, а также благотворительные организации13.
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что социальная защита населения является одним из важнейших компонентов современной государственной политики.
На данный момент данная сфера переживает не лучшие времена, поскольку в огромной России до сих пор остаются такие регионы, которые фактически не охвачены нормальным распределением бюджетных средств и при этом они не способны самостоятельно заработать средства за неимением достаточных природных и иных ресурсов.
1.2. Нормативно-правовое регулирование социальной защиты населения в Российской Федерации
Основным документом, который регулирует право гражданина Российской Федерации на социальную защиту является Конституция Российской Федерации, в частности14:
– ст. 33, которая регламентирует возможность каждого человека обращаться за помощью в органы государственной власти;
– п. 1 и 2 ст. 38, которые говорят о защите семьи, материнства и детства со стороны органов государственной власти
– ст. 39, которая подробно рассказывает о социальной защите лиц, достигших определенного возраста, а также о принципах социального страхования;
– п. 1 и 2 ст. 41, регламентирующая оказание медицинской помощи населению в рамках программы социальной защиты;
– п. 1 ст. 45, определяющая право человека на государственную защиту его прав и свобод;
– ст. 53, регулирующая возмещение гражданину Российской Федерации нанесенного органами государственной власти ущерба.
Вторым основным законом, который регулирует социальную защиту в стране, является Федеральный закон № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»15.
Данный закон регламентирует основные направления оказания социальной помощи населению, отражает классификацию целевых групп, которым положена социальная помощь, определяет объем и содержание
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы и источников
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в действ. ред. от 21 июля 2014 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 21.03.2018)
2. Федеральный закон Российской Федерации № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 года (в действ. ред. от 14 февраля 2017 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_23735/ (Дата обращения: 21.03.2018)
3. Федеральный закон Российской Федерации № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года (в действ. ред. от 07 марта 2018 года) // Консультант Плюс. Информационно-правовой портал. – [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/ (Дата обращения: 20.03.2018)
4. Авраменко С.М., Иконникова А.П., Чудновская И.Ю., Герасимов Л.Д. и др. Позитивные и негативные факторы развития института социальной защиты в современном мире. Исследование опыта европейских стран: проблема исследования принципов социальной работы в других странах (США, Великобритании, Австралии и Канаде) // Материалы международной научно-практической конференции «Евразийский научный форум». Секция «Социально-гуманитарные науки и межкультурная коммуникация» – СПб.: Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС, 2016. – С. 49–63
5. Безбородова Я.Р., Чупраков М.А. Предоставление социальной защиты и поддержки в контексте изучения потребностей российского населения в регионах // Сборник статей Нижегородского государственного университета. – Н. Новгород: Издательство НижГУ, 2014. – С. 137–151
6. Бондаренко Е.В., Климовская А.П., Державин С.М. Динамические характеристики программ социальной защиты населения в контексте социально-экономических преобразований в России в XXI веке: социально-экономический анализ // Сборник статей Архангельского государственного университета. Вып. 3. Социальные и политические науки. – Архангельск: Издательство АрГУ, 2015. – С. 98–103
7. Володарская С.Ю., Николаенкова А.А., Панкратов О.Г. Реализация принципов социальной защиты населения как фактор оценки социально-экономической эффективности социальной политики // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Социология. – Томск: Издательство ТомГУ, 2018. – С. 92–100
8. Головченко Д.И., Барсукова С.М. Специфика социальной защиты как социального института в российском обществе // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной государственной политики в сфере социального обеспечения в России и за рубежом». – Самара: Самарский государственный университет, 2018. – С. 55–64
9. Город Пушкин.инфо. Новости и анонсы событий Пушкинского района. Информационный портал. – [Электронный ресурс] http://gorod-pushkin.info/administration-phones (Дата обращения: 18.03.2018)
10. Дмитриева П.А., Транькова Е.А. Качество жизни населения России и его осноые показатели: социологическое исследование // Материалы научно-практической конференции «Современные аспекты социальной политики Российской Федерации». – Челябинск: Челябинский государственный университет, 2017. – С. 106–116
11. Еремеева П.Р., Ставиский А.В. Принципы переосмысления органами региональной власти программ социальной защиты населения: критика власти и социальные возмущения как инструменты совершенствования системы социальной политики в регионах // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы государственной политики в сфере социальной полтики». – Петропавловск-Камчатский: Камчатский государственный университет, 2018. – С. 135–150
12. Илатовская А.В., Львова О.Г. Трансформация форм социальной защиты населения в Российской Федерации в постоянно меняющихся экономических условиях // Сборник статей Ярославского педагогического института. Вып. 2. Государственная политика и социальная работа. – Ярославль: Издательство ЯрГУ, 2015. – С. 99–113
13. Ирбитова Ж.Е., Колесников В.С., Усанова А.А. Экономические кризисы как проблемный фактор для развития системы социальной политики и социальной защиты в российских регионах: проблема недостатка бюджета на социальные программы // Социальные процессы. Сборник статей. – Калининград: Калининградский государственный университет им. И. Канта, 2015. – С. 64–79
14. Караваева И.В., Ипатова Л.М., Соколовский С.С. Трансформация принципов социальной поддержки населения в контексте социально-экономических преобразований // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2018. – С. 56–67
15. Кудрявцева А.В., Иматова И.Т., Соколовский С.С. Социально-экономический анализ государственной политики в сфере социальной защиты населения в контексте изучения качества и уровня жизни россиян // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Социальные и политические науки. – Н. Новгород: Издательство НижГУ, 2015. – С. 154–167
16. Литвиненко А.А., Сорокина А.В. Изучение методов социальной работы в историко-социальном контексте: проблема стереотипизации программ социальной защиты населения// Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития сферы культуры искусства в современном мире». – Махачкала: Дагестанский государственный университет, 2017. – С. 243–268
17. Мартыненко А.М., Туровская В.В., Серебрякова М.И. Социальная политика в регионах как показателей социально-экономического развития и смещения моральных норм в российском обществе в начале XXI века // Социальные исследования. – 2017. – № 4. – С. 90–105
18. Наговицына И.П., Прокопьев Л.С. Принципы построения концепции социальной защиты населения: основные детерминанты и компоненты // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной государственной политики». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2018. – С. 43–54
19. Огинская В.А., Малинин С.М. Принципы социальной поддержки и защиты и их социальное значение в современном состоянии российского общества в условиях мирового экономического кризиса: результаты социально-экономического анализа // Социальная работа. Основные принципы. Сборник статей. – Вологда: Зеркало, 2014. – С. 100–115
20. Окунева А.А., Веретенникова В.И., Соболь Т.А. Трансформация принципов социальной работы и формирование инновационных программ социальной защиты населения российских регионов: социэкономический анализ статистического материала // Вестник Южноуральского федерального университета. Вып. 2. Социальная политика. – Челябинск: Издательство ЮФУ, 2016. – С. 157–176
21. Панкова Т.И., Берестенева Л.Ю. Социальное значение применения формализованных социальных программ в системе региональной социальной политики и социальной защиты // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы социальной политики в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2017. – С. 164–172
22. Пилецкая Л.В., Венедиктова С.И., Красильникова А.В. Социальная защита как инструмент эффективной государственной политики России (на материале нормативно-правовых актов и результатов социологических исследований // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы социальной политики в современной России». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2015. – С. 49–59
23. Пушкинский район // Администрация Санкт-Петербурга. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://gov.spb.ru/gov/terr/reg_pushkin/ (Дата обращения: 21.03.2018)
24. Пушкинский район Санкт-Петербурга // Ginfo. Справочно-информационный портал. – [Электронный ресурс] http://spb.ginfo.ru/rayoni/pushkinskiy_rayon/
25. Радомская Ю.Т., Плюшенков С.В. Социальное значение государственной политики в сфере социальной защиты // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные науки. – Волгоград: Издательство ВолГУ, 2017. – С. 88–100
26. Толмачева И.С., Курганова А.А., Равиковская О.И. Региональные особенности реализации государственных программ социальной защиты населения // Сборник статей Крымского государственного университета. Вып. 3. Государственная политика в социальной сфере. – Симферополь: КрГУ, 2018. – С. 109–121
27. Уварова А.С., Гречихина А.А., Милютин Д.М. Трансформационные процессы в социальной политике Российской Федерации как предмет социально-эконмоического исследования // Материалы научно-практической конференции «Социальная политика и социальная работа: на стыке научно-практических направлений». – Севастополь: Севастопольский государственный университет, 2018. – С. 56–70
28. Управление федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://petrostat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/petrostat/ru/municipal_statistics/list_of_municipalities/13059a004f6621ca8adcaf9b972d8349 (Дата обращения: 18.03.2018)
29. Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт. Санкт-Петербург. Пушкинский район. – [Электронный ресурс] http://www.gks.ru/bgd/regl/b05_14t/IssWWW.exe/Stg/sz/sankt-p-1.htm (Дата обращения: 17.03.2018)
30. Хорошева В.И., Соколовская А.В. Принципы проведения анализа социальных потребностей населения регионов: основные параметры качества жизни // Материалы международной научной конференции «Социальная политика в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–63
31. Христосова М.С., Кирюшкина М.Е. Характерные особенности региональной социальной политики: социальный дискурс и идеальной модели социальной защиты населения в регионах Российской Федерации // Социально-демографические особенности современного российского общества. Сборник статей. – Ульяновск: PROспект, 2014. – С. 64–70
32. Чижикова С.С., Аденян А.В. Основные принципы организации социальной защиты населения: современный взгляд на сущность социально поддержки российского населения // Сборник статей Мурманского педагогического университета. Ч. 5. Социальная политика и социальная работа. – Мурманск: Издательство МурПУ, 2017. – С. 33–49
33. Юрченко М.М., Соболева А.М., Велигодская П.И. Социальная политика России и роль социальной защиты в борьбе с бедностью и безработицей: социально-экономическое исследование // Материалы научно-практической конференции «Государственная политика в сфере социальной работы: российский и зарубежный опыт». – М.: Московский педагогический институт, 2016. – С. 30–42
34. Яблокова А.В., Тимошенко М.М. Оценка качества социальной политики регионального характера: конфликт интересов населения и возможностей органов муниципальной власти – социально-экономический анализ // Сборник статей Белорусского государственного университета. – Минск: Издательство БГУ, 2016. – С. 95–106
35. Pushkin. Отечество нам Царское село. – [Электронный ресурс] http://pushkin.ru/o-gorode.html (Дата обращения: 22.03.2018)