Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В Федеральном законе «Об образовании РФ» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.
Национально-региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями региона. Он отвечает потребностям и интересам народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона, национального (родного) языка и национальной литературы.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, является духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить без учета культурно‐исторического опыта народа, создававшегося веками предшествующими поколениями и закрепленного в произведениях народного искусства. В настоящее время наступает этап глубокого анализа педагогических явлений, требующих применение методов, гарантирующих результат обучения изобразитель‐ ному и народному декоративно‐приклад‐ ному искусству в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.
Приоритетным направлением нового содержания образования является развитие национально‐регионального компонента и его структур. Поэтому отличительной особенностью современного этапа развития образовательных систем является использование региональных особенностей в художественном образовании и эстетическом воспитании. «Как известно, только на основе национальной культуры, народных традиций и потребностей общества конкретного региона возможен переход обще‐ человеческих ценностей в личные ценности каждого обучаемого, только в реальном, окружающем здесь и сейчас мире человек может стать субъектом культуры», – отмечает в своем исследовании В. П. Строков [8, с.30‐31].
Региональный компонент - это неотъемлемая часть образования. В задачи регионального компонента входит формирование у каждого ребенка системы знаний о самобытности Родины, знаний о богатстве народной культуры, художественных традициях и знаний о народном творчестве.
Его актуальность обусловлена многими факторами, в том числе необходимостью: воспитывать отечественных патриотов; Знание истории и культуры своего народа, приобщение детей к духовной культуре; формирование человека с активной гражданской позицией, формирование чувства любви к малой стране.
Моя задача при реализации этого компонента в учебной программе заключается в том, чтобы, трактуя патриотизм как чувство привязанности, преданности, ответственности за Родину, научить учащихся привязываться к чему-либо, быть ответственными в своих действиях и поступках. случаи. Прежде чем ребенок научится сопереживать проблемам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживать как человеческому чувству.
Цель исследования: определить специфику реализации регионального компонента в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования
Объект исследования: преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования на примере сюжетно-тематического рисования.
Предмет исследования: региональный компонент в преподавании дисциплин художественного цикла в учреждениях дополнительного образования
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические основы сюжетно-тематической композиции в живописи;
2. Представить разработку практической части по выполнению живописного произведения;
3. Описать процесс и результаты преподавания сюжетно-тематической композиции в системе дополнительного образования.
РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ В ЖИВОПИСИ
1.1. Сюжетно-тематическая картина как жанр изобразительного искусства
Понятие «композиция» существует с давних пор. В римском праве оно означало примирение спорящих сторон или противопоставление борцов на спортивной арене.
Термин «композиция» в переводе с латинского composition обозначает сопротивление, сложение, соединение частей в единое целое в определенном порядке, сочинение, соотношение сторон и поверхностей, которые, вместе взятые, составляют (компонуют) определенную форму. В таком широком понимании термин «композиция» применим к различным видам искусства.
Композиция присуща всем видам искусства. Истоки композиции лежат в архитектурных сооружениях, в музыкальном произведении или опере, в рассказе или стихотворении, в скульптуре или живописи. Принципы единства или разделения, симметрии и ритма по-разному проявляются в разных жанрах искусства.
Однако наличие одних и тех же общих схем допускает синтез искусств, их органическое сочетание, например, в архитектурно-скульптурном ансамбле, театральной постановке, интерьере и т. д. Ярким примером композиционного синтеза является театр, сочетающий в себе драматургию, талант актеров и режиссеров, сценография и музыка. Сила его эмоционального воздействия на зрителя зависит от взаимодействия всех составляющих спектакля.
Говоря об определении понятия «композиция», следует отметить, что в различных видах искусства оно имеет свое специфическое содержание и различную степень разработанности. В музыке это понятие вполне определенно. Однако некоторые специалисты считают, что определение композиции как общего плана музыкального произведения слишком формально и его необходимо дополнить формами, строящими связи между частями.
Определения понятия композиции в изобразительном искусстве можно найти в энциклопедических словарях и искусствоведческой литературе.
Например, в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона композиция определяется как передача или рисование еще смутно нарисованных в сознании художника линий, форм и образов и соединение их различными способами и приемами, характерными для данного предмета. характерная площадь. отрасль искусства, органическое целое, в конечном счете выражающее содержание, задуманное художником. Установить точные правила композиции невозможно, так как представления о характере композиции исторически меняются в зависимости от общественного строя и задач, которые ставит искусство.
Словарь Брокгауза и Ефрона содержит лишь некоторые правила, выведенные из анализа лучших произведений искусства. В этом определении мы уже можем наблюдать главную характеристику, присущую композиции, характеристику целого. В то же время указывается, что данный ансамбль в композиции выражает содержание, задуманное художником.
В Большой советской энциклопедии под композицией понимается "построение художественного произведения, по своему содержанию, характеру и назначению и во многом определяющее его восприятие. Композиция - важнейший организующий элемент формы. Художественный, придающий единство и целостность к произведению, подчиняя его составные части друг другу и целому.Законы композиции, складывающиеся в процессе художественной практики, эстетического познания действительности, являются в известной мере отражением и обобщением объективных законов и отношений, явления реального мира.
Приведенные определения показывают, что, с одной стороны, композиция видится как построение художественного произведения, т. е. создание необходимой вещи; с другой, как важнейший организационный компонент художественной формы, сообщающий единство и целостность произведению и подчиняющий его элементы друг другу и целому.
Живопись в тематическом жанре основана на смешении традиционных жанров изобразительного искусства. Комбинация может включать в себя драки, бытовые жанры, пейзажи, портретные комбинации. Направление развивалось параллельно другим жанрам, в зависимости от исторической эпохи в разных стилях.
Главная особенность – социальная значимость картины. Изображение не абстрактное – объекты на полотне иллюстрируют событие из жизни. Картина имеет фабулу, сюжет, действие. Большинство работ – многофигурные, динамичные композиции.
Сюжетной называют картину, которая отображает определенный сюжет, событие, в котором задействовано несколько или большое количество участников. Тематическое изображение несет в себе определенную идею, смысл, не скрытый при помощи аллегории. Тема четко выражается при помощи художественных средств, в стиле, характерном для определенной исторической эпохи. Сюжетно-тематическое разнообразие отображает широкий круг мероприятий, которые свойственны для жизни человека.
«Сюжетно-тематические картины необычайно разнообразны по своим темам и сюжетам. В них могут быть отражены социально-значимые исторические события, актуальные проблемы современности, сюжеты общественной и частной повседневной жизни. Такие картины всегда привлекали внимание зрителя своей повествовательностью, возможностью сиюминутно «прочитать» рассказ, написанный изобразительно-выразительными средствами на холсте, однако, сам процесс работы художника от задумки до завершенного произведения занимает немало времени и сил. Поэтому в настоящее время живописцы предпочитают более легкие и быстрые в исполнении жанры, что на наш взгляд, несправедливо.
Любой жанр живописи может быть сюжетно-тематическим:
Пейзаж: может передавать достижения экономики, человеческого труда;
Портрет: при условии передачи характерных черт исторической эпохи, наличию динамики изображения;
Натюрморт может быть тематическим, если живописец вложил определенную идею в произведение.
Комбинация предметов на картине может демонстрировать интересы художника, особенности развития общества на определенном этапе, нюансы жизни представителей профессий.
Из характеристики жанра можно сделать вывод, что любую картину можно охарактеризовать как сюжетную, если художник излагает свой идейный замысел при переносе предметов на полотно. Исходя из темы и идеи, художник выбирает стиль и жанр, которые лучше всего подходят для иллюстрации идеи художника.
Жанровая картина имеет множество вариантов исполнения. Она может иметь в своей основе очень простой бытовой сюжет с одним или несколькими действующими лицами, а может представлять сложную, многофигурную композицию со многими сюжетными линиями, раскрывающими столкновения характеров, жизненные противоречия и драмы. Типы жанровых картин разнообразны как сама жизнь, которая требует от художников постоянных исканий, все новых и новых сюжетных и композиционных решений.
В данной исследовании мы осветим ход работы над сюжетно-тематической картиной, особенности этого жанра.
Понятие «тематическая станковая живопись», или, как часто говорят, жанровая живопись, исследователи связывают, прежде всего, с жанрами бытовым, а так же историческим и батальным. Несмотря на то, что тематическая картина исполняется по этюдам с натуры, по сущности своей она противостоит этюдной живописи, которая имеет лишь вспомогательное назначение и ставит частные, нередко узкоспециальные задачи.
Это новое явление может заинтересовать многих художников, и, если они остановятся на одном сюжете, им не избежать однообразия, штампа. Число сюжетов и драматических ситуаций ограничено, а возможности живописного решения безграничны, достаточно перемены ритма или контраста, чтобы совершенно изменить картину. «Сюжет — производное от темы. Например, тема материнства утвердилась в искусстве с очень давних времен, но в каждую эпоху она решается художниками по-разному, во множестве сюжетов». Сколько было повторений одного и того же сюжета в течение веков, тогда как картин с одинаковым живописным решением не существует.
С конца XIX века во многих общеобразовательных учреждениях вводится иллюстративное и сюжетно-тематическое рисование, включающее и вопросы композиции. Особое внимание уделяется необходимости обучения учащихся компоновке как сюжетно-жанровых сцен, так и развитию творческого воображения и мышления.
Сюжетно-тематическое рисование – тематическая композиция, наиболее доступный и популярный вид творчества для детей и молодежи. Объединяет знания по многим предметам как в одном учебнике: музыка, культурология, этика и эстетика, история, литература, окружающий мир, а также точные науки: физика, химия, анатомия, геометрия и др. . . . . , тематическая композиция способствует целостному восприятию и отражению субъектом объективной картины мира, а при правильно организованном процессе обучения в конечном итоге становится целостной системой, способной дать детям базовые знания и практические навыки, либо дать опыт что расширяет их кругозор. кругозор детей в различных дисциплинарных областях, а также помогает самым младшим найти правильные ценностные ориентиры и направление вектора жизни.
Овладение учащимися законов, норм, принципов, правил, приемов, средств и приемов композиции важно как с теоретической, так и с практической точки зрения, ведь именно композиция объединяет все вопросы теории и художественной практики. Знание основ композиции и методики ее преподавания поможет не только приобщить учащихся к изобразительному искусству, но и вовлечь их в активную творческую работу, способствующую развитию и гармонизации личности.
1.2 Особенности создания сюжетно-тематической картины
Процесс создания сюжетно-тематического произведения включает 3 этапа:
- подготовительный (художественные накопления, рождение замысла);
- основной (поиск конструктивной идеи, разработка и оформление сюжета);
- завершающий (обобщение).
Подготовительный этап характеризуется сбором различных идей, впечатлений и знаний по предмету. Выбор предметов и их проявлений является продуктом активного восприятия, чувственной деятельности и воздействует на сознание художника, приводя к тому, что называется художественным видением — созерцанием, проникнутым необычайным восхищением. На уровне художественного зрения создаются и закрепляются зрительные образы, но они еще не являются художественными образами, активизируется зрительная память, возникают новые мысли, суждения и оценки.
Созерцание чередуется с исполнением набросков, этюдов на состояние, колорит, изучаются дополнительные источники информации, что приводит в действие художественное мышление и воображение. Период первоначальных художественных накоплений сопровождается композиционными набросками и зарисовками с натуры, которые должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов.
Конструктивная идея, лежащая в основе художественного мотива, подсказывает место сюжетного и композиционного центра, где сосредоточено основное содержание картины. Наличие конструктивного замысла в первоначальных набросках помогает установить формат картинной плоскости, масштаб, относительную величину главного и второстепенного, главные тональные и цветовые контрасты. Логически процесс количественного накопления превращается в качественный скачок — рождение идеи — базовой организации накопленного материала.
Продуманность замысла положительно влияет на качество будущей композиции, избавляет от случайных невыразительных деталей. Основной этап – разработка сюжета картины с учетом продуманного композиционного решения, размера и формата. В ходе данного этапа осуществляется поиск конструктивной идеи композиции, выбирается точка зрения, отбираются наиболее выразительные детали и т.д. Работа ведется на неразрывной связи всех элементов изобразительного языка: композиции, рисунка, цветовых, тональных, пластических, пространственных отношений.
Вид деятельности художника включает интеллектуальную и практическую. Интеллектуальная включает несколько этапов:
Подготовительный:
- выделение объектов и их проявлений
- образы памяти и воображения
- рождение замысла
- трансформация натурных образов в художественные
- предвидение результата работы
Основной:
- отбор типичного и характерного, поиск конструктивной идеи
- выбор точки зрения, наиболее выразительных деталей
- разработка композиции сюжета, выполнение работы
- конкретизация художественного образа, обобщение
Контролирующий:
- соотнесение задуманного с воплощенным
- анализ созданного произведения
-умение увидеть другие художественные возможности для воплощения данной идеи и др.
Практическая также делится на этапы:
Подготовительный
- наблюдение за предметом, накопление впечатлений, знаний
- выполнение этюдов, зарисовок
- поиск конструктивной идеи композиции
- восприятие и передача цветовых, пропорциональных отношений и др.
Основной
- отбор типичного и характерного, поиск конструктивной идеи
- выбор точки зрения, наиболее выразительных деталей
- разработка композиции сюжета, выполнение работы
- конкретизация художественного образа, обобщение
Контролирующий
- подчинение всех частей произведения композиционному центру в соответствии с общим впечатлением при цельности восприятия
- внесение коррективов
- подготовка произведения к выставке.
Каждый из этапов включает в себя интеллектуальную и практическую части. Интеллектуальная часть деятельности начинается с изучения проблемы, рождения идеи, её осмысления, выработки стратегии действий, после выполнения деятельности следует анализ её результатов. Сущность обобщения – привести изображение в соответствие с общим впечатлением при цельности восприятия, оперируя знаниями о явлении, образами памяти, подчиняя все части произведения композиционному центру. На этом этапе автор старается воспринять работу глазами зрителя, оценивая тем задуманный сюжет к воплощенному.
Поиски композиции продолжаются и при работе над этюдами и даже при создании эскиза — рисунка в размер будущей картины. Работа над эскизами ведется параллельно с выполнением эскизов, набросков, набросков. Сбор этого вспомогательного материала улучшит сюжет, что очень поможет в завершении картины. Надежными помощниками художника на этом этапе являются исторические сведения, предметы быта, документы, боевое вооружение и снаряжение, памятники архитектуры, которые при необходимости фиксируются в зарисовках, зарисовках, зарисовках.
Вся эта предварительная работа позволяет уточнить и улучшить композицию, защитить ее от схождения в расстановке смысловых акцентов. Все элементы композиции, включая детали, прорисовываются на эскизе, после чего эскиз (через кальку или порошок) переносится на холст. Затем проводится так называемая подкраска, чаще всего тонким слоем жидкой краски, «втирания», лессирующих, прозрачных и полупрозрачных красок. В субживописи художник старается правильно передать отношения цветов или тонов. Работая над картиной, живописец решает ряд сложных задач, например: придание локальным цветам - цветным предметам - колористических качеств, установление меры интенсивности, насыщенности цветовых сочетаний - словом, образование формы с цветом, соотнесение освещения условия, образующие светотени и отражения.
Все эти и другие не менее сложные задачи решаются для реализации идейного содержания. В то же время нельзя забывать о силе влияния законов композиции в процессе формирования художественного образа посредством живописи. Подготовительный материал играет важную роль в создании композиции. Но иногда она может быть собрана и проработана недостаточно целенаправленно, так что на финальном этапе вдруг не хватает каких-то важных элементов для целостного выражения сути композиции.
Выход один: заполнить пустоту ссылками на первоисточники, как только нужный материал будет найден. Фрагментарность, ощущение разделения композиции на несколько самостоятельных частей не позволяют зрителю прочесть замысел художника, затрудняют восприятие картины как единого организма. Поэтому в конце работы необходимо обратить внимание на выразительность центра сюжетной композиции, его смысловые связи с второстепенными частями картины, сравнить силу контрастов в главном и второстепенном, проверить, соответствует ли тональная напряжения, формы, размеры повторяются.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник, педагог, школа. -М.: Просвещение, 1984. 158 с.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1993. - 160 е., ил.
3. Бажина И.А. Регионализация обучения как условие формирования технологической культуры у школьников: Дисс. . к.п.н. Казань, 1997.
4. Бакштановский В.И., Согомонов А.Ю., Чурилов В.А. Общественное мнение о судьбах народов Севера: Поиск справедливого решения. -Тюмень; Ханты-Мансийск, 1989. С. 34-41.
5. Барщ, А. О. Рисунок в средней художественной школе / А. О. Барщ. — М. : Изд-во Академии художеств СССР, 1963. — 300 с.
6. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. пособие / под ред. Т. Я. Шпикаловой, Г. А. Поровской. М.: ВЛАДОС, 2000. 272 с.
7. Гасымова Г. А., Наумов Н. Д. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликуль‐ турного пространства России. – Нижневартовск: НГГУ, 2008. – С.42‐47.
8. Гасымова Г. А., Наумов Н. Д. Поликультурное образование в условиях общеобразовательного пространства //Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. Нижневартовск: НГГУ, 2008. С. 42–47.
9. Ибрагимова Л. А. Современные подходы к пониманию системы поликультурного образования // Обучение, воспитание, развитие учащейся молодежи в условиях поликультурного пространства России. Нижневартовск: НГГУ, 2008. С. 48–52.
10. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
11. Игнатьев, Е. И. Психология изобразительной деятельности детей [Текст] / Е. И. Игнатьев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 224 с.
12. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
13. Игнатьев, С. Е. Закономерности изобразительной деятельности детей [Текст] / С.Е. Игнатьев. - М.: Академ. проект; Фонд «Мир», 2007. - 208 с.
14. Киселева З. А. Включение национально‐регионального компонента в содержание школьного образования // Региональ‐ ный компонент в содержании высш. професс. образования Хан‐ ты‐Мансийского автономного округа. – Нижневартовск: Изд‐во Нижневарт. педагогич. ин‐та, 2003. – С. 107‐108.
15. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст] / В С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 232 с.
16. Кузин, В. С. Рисунок. Наброски и зарисовки [Текст] / В С. Кузин. - М.: Академия, 2004. - 232 с.
17. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования : моногр. / С. П. Ломов. — М. : Педагогическая академия, 2010. — 104 с.
18. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. - М.: Пед. академия, 2010. - 104 с.
19. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования [Текст] / С. П. Ломов. - М.: Пед. академия, 2010. - 104 с.
20. Лыкова Е.С. Разработка методов обучения рисованию // ОНВ. 2014. №1 (125). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-metodov-obucheniya-risovaniyu (дата обращения: 22.04.2022).
21. Некрасова М. А. Народное искусство как часть культуры. – М., 1983. – 344 с.
22. Орловский, Г. И. О художественном образовании учителя рисования (из опыта работы) / Г. И. Орловский. — Л. : Учпедгиз, 1961. — 167 с.
23. Повышение эффективности уроков изобразительного искусства. / Под ред. B.C. Кузина. - М.: Просвещение, 1975. - 151 с. 21.Рожкова, Е.Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы учителя / Е. Рожкова - М.: Просвещение 1980.- 118 с.
24. Региональный компонент гуманитарного образования: проблемы реализации: Материалы науч.-практ. конференции: Екатеринбург, 23 мая 2001 г. / Мин-во образования Российской Федерации и др. — Екатеринбург: Издательство: «Банк культурной информации», 2002. — 128 с.
25. Ростовцев, Н. Н. История методов обучения рисованию: Рус. и сов. школы рисунка : учеб. пособие для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов по спец. № 2109 «Черчение, рисование и труд» / Н. Н. Ростовцев. — М. : Просвещение, 1982. — 240 с.
26. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
27. Ростовцев, Н. Н. Рисунок. Живопись. Композиция [Текст]: Хрестоматия / Н. Н. Ростовцев, С. Е. Игнатьев, Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.
28. Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2012. — 256 с.
29. Степанова В. В. Регион как историческая, методологиче‐ ская, образовательная проблема // Региональный компонент в содержании высшего профессионального образования: Пробле‐ мы и перспективы. – Санкт‐Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. – С. 78‐82.
30. Строков В. П. Система подготовки студентов художест‐ венно‐графических факультетов по декоративно‐прикладному искусству с учетом национально‐регионального компонента : дис. … д‐ра пед. наук. – М., 2003 – 363 с.
31. Торшилова Е.М. Общие принципы художественного развития детей и направление их совершенствования в системе дополнительного образования / Е.М. Торшилова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 190 – 194.
32. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.
33. Шорохов, Е. В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе [Текст] / Е. В. Шорохов. - М.: Просвещение, 1984. - 142 с.
34. Шпикалова Т. Я. Новые образовательные технологии эт‐ нохудожественного образования на федеральном и региональ‐ ном уровнях // Народное искусство – детям : материалы Между‐ народной науч.‐практич. конф. – Ханты‐Мансийск: Ин‐т развития образования, 2007. – С. 8‐12.
35. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педа‐ гогике. – М.: Педагогика, 1971. – 325 с.