Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире большую роль в деятельности любой организации играют расходы. Любой руководитель предприятия стремится максимально снизить расходы на осуществление деятельности, получив при этом максимальную прибыль.
В экономической литературе и на практике вместе с термином «затраты» используются и другие понятия, такие как «расходы» и «издержки». Они имеют место как в нормативных документах, которые регулируют финансовый и налоговый учет, так и в учебной и научной литературе, в том числе и по управленческому учету.
Для минимизации расходов на осуществление деятельности организации разрабатывают стратегии развития, которые представляют собой план мероприятий по инновациям для оптимизации издержек. Стратегия разрабатывается на основе оптимизации деятельности организации с наименьшими ресурсными затратами как финансовыми, так и трудовыми.
Современная система планирования затрат, формирование себестоимости товаров, работ, услуг вызывает острую необходимость модернизации ее механизма, поиска новых путей наращивания объемов производства на основе эффективного использования потенциала организации.
Для решения возникших проблем необходима система комплексных организационно-управленческих мероприятий по развитию системы управления деятельностью организации, основанной на совершенствовании способов оценки, анализа и контроля затрат, применении различных методик обработки и обобщения информации о затратах на осуществление деятельности и себестоимости товаров, работ, услуг, необходимой для оперативного и стратегического планирования оптимизации затрат на разных этапах формирования товара, работ, услуг.
В настоящее время не уделяется должного внимания выявлению причин высокой себестоимости и убыточности организаций, изысканию внутрихозяйственных резервов, улучшению показателей эффективности деятельности организации. Наличие научно-обоснованных методик позволит оптимизировать затраты, снизить расходы и потери в целях максимизации прибыли.
Целью данной работы является совершенствование организации управления затратами на примере ООО «Макдоналдс».
Задачами данной работы являются:
- изучение теоретических основ затрат и их видов;
- изучение особенностей управления затратами в ресторане;
- изучение общей характеристики ресторана ООО «Макдоналдс»;
- проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ООО «Макдоналдс»;
- проведение анализа затрат в ООО «Макдоналдс»;
- изучение процесса бюджетирования и его роли в процессе управления затратами;
- предложение резервов и методов снижения затрат в ООО «Макдоналдс».
Объектом исследования данной работы являются затраты. Предметом исследования является ООО «Макдоналдс».
Глава 1. Теоретические основы управления затратами
1.1 Сущность затрат и виды затрат
Затраты – это использованные ресурсы для производства и сбыта продукции в денежном эквиваленте.1 При этом ресурсы могут быть природными (вода, газ, электричество…), материальными (сырье, полуфабрикаты, топливо, стройматериалы, запчасти…), трудовыми (живой и овеществленный труд) и финансовыми. То есть затратами можно считать любые платежи компании за использование экономических ресурсов.
Основные особенности затрат:2
1. Всегда связаны с приобретением, переработкой и хранением ресурсов. Затраты показывают, что было использовано и сколько;
2. Непременно выражаются в единицах стоимости. Так разные ресурсы обретают сопоставимость и могут суммироваться (а как иначе объединить килограммы с киловаттами и человеко-часами?);
3. Всегда привязаны к конкретным целям (на производство товаров, работ, услуг; на обслуживание структурного подразделения). Затраты принято сравнивать с результатами производственной деятельности;
4. Считаются активами предприятия. Если затраты полностью не списываются на конкретную продукцию (работу, услугу), то они превращаются в запасы. Так формируются производственные запасы, незавершенное производство и готовая продукция на складе;
5. Относятся к определенному временному (отчетному) периоду (месяц, квартал, год).
Затраты возникают, когда один актив обменивается на другой равновеликий: один увеличивается, а другой уменьшается на одну и ту же сумму. 3Как исключение, рассматривают начисление зарплаты. В этом случае один актив увеличится за счет одновременного и равновеликого увеличения обязательства перед работниками. Но собственный капитал затраты никогда не задевают.
Затраты отражают в учете в момент производственного потребления. Они не образовывают финансовый результат, а только накапливаются, что называется калькулированием. Только в будущем они трансформируются в фактическую себестоимость продукции (услуг, работ). Они не уменьшают капитал предприятия.
Различают множество направлений классификации затрат. Но мы остановимся на тех, что наиболее характеризуют сущность понятия.
По степени возникновения и отнесения на результат производства затраты бывают:4
1. Капитализируемые – первичное поступление и отражение в балансе ресурсов (производственные запасы, товары, основные средства);
2. Рекапитализируемые – повторное отражение в балансе ранее приобретенных ресурсов; формирование новой группы активов за счет ранее отображенных ресурсов (незавершенное производство, готовая продукция);
3. Декапитализируемые – уменьшение финансового результата вследствие непродуктивного использования ресурсов (порча, утрата);
4. Текущие – административные и сбытовые (коммерческие) затраты.
Расходы (согласно ПБУ 10/99) – это когда уменьшается экономическая выгода по причине выбытия денежных или иных активов и (или) возникают обязательства, что влечет за собой уменьшение капитала компании, кроме уменьшения вкладов по решению учредителей (собственников).
Расходы (согласно НК РФ, глава 25) – это обоснованные (т.е. экономически оправданные и имеющие денежное выражение) и документально подтвержденные (прямо или косвенно) затраты. Получается, что налоговое законодательство рассматривает расходы как частный случай затрат.
Затраты в бухгалтерском учете становятся расходами, когда:
нет образования актива;
имеющиеся оборотные активы списались на непроизводственные нужды;
внеоборотные активы списались по любой причине.
Из-за принципа соответствия расходов и доходов, расходы в конкретном отчетном периоде всегда связаны одновременно с производством и продажей. Именно в момент реализации продукции признаются три ключевых показателя:
доходы (через реализационную цену);
расходы (через себестоимость);
прибыль/убыток («Доходы» минус «Расходы»).
Учет расходов начинается определенных событий. Например:
отгрузка продукции – готовая продукция (актив) выбывает по себестоимости, которая меньше цены реализации. То есть сформировавшаяся дебиторская задолженность будет больше стоимости выбывшего актива;
признание штрафов – обязательства увеличиваются, но никакие активы на баланс не поступают;
списание безнадежной дебиторской задолженности – активы уменьшаются, но обязательства не сокращаются. Возникает убыток – уменьшение собственного капитала;
признание отрицательной курсовой разницы – обязательства увеличатся без какого-либо прироста активов.
Любые затраты с целью получения дохода могут считаться расходами. Расходы в бухгалтерском учете отражаются в момент платежа, при этом платежом считается и реальная покупка, и покупка в рассрочку (расчет векселем вместо денег или путем возникновения обычной кредиторской задолженности). Они формируют финансовый результат и потому отражаются в соответствующем финансовом отчете.
По видам деятельности различают расходы организации:5
1. Обычные – это расходы, связанные с основной, финансовой, инвестиционной и прочей уставной деятельностью предприятия;
2. Чрезвычайные – это расходы, связанные с форс-мажорными ситуациями из-за влияния непреодолимой природной силы (стихийные бедствия) либо спровоцированные деятельностью/бездеятельностью людей (пожар, война, техногенная авария).
Учет чрезвычайных расходов ведется в таких направлениях:
1. Ликвидация последствий (если вред поправимый);
2. Потеря активов (если вред непоправимый);
3. Прочие потери, спровоцированные остановкой производства.
Рассмотрим соотношение затрат и расходов. Возможны три ситуации соотношения двух категорий:
1. Затраты ˂ Расходы – средства потрачены, но актив не поступил в производственное потребление. Потраченные средства могут рассматриваться как расходы будущих периодов, особенно, когда речь идет об освоении нового производства или авансовые платежи за аренду помещения;
2. Затраты = Расходы – средства потрачены и приобретенный актив полностью использован во время производства и продажи продукции. Сформирована как производственная, так и полная себестоимость. Это идеальный вариант совпадения, упрощающий учет;
3. Затраты > Расходы – актив, находящийся в запасе или в резерве, используется в производстве, и включается в себестоимость. Или начислена зарплата рабочим за прошлый период. Но реализации продукции не было.
В современной системе управления наиболее актуально использование прогнозирования расходов и доходов на основе калькулирования себестоимости продукции. Основополагающим принципом при этом является деление затрат на постоянные и переменные в зависимости от степени их реагирования на изменение масштабов производства.
Постоянные затраты - это затраты, которые не меняются с изменением объема производства. Они связаны с постоянными издержками в каждый период времени. Постоянные затраты обычно являются косвенными затратами с точки зрения расчета себестоимости отдельных видов продукции. Постоянные затраты в долгосрочной перспективе изменяются в связи с изменениями размера предприятия, финансовых договоренностей, арендных и страховых отчислений. При этом в расчете на единицу продукции, работ, услуг величина постоянных затрат уменьшается при увеличении объема деятельности и, наоборот, увеличивается при его уменьшении.
Переменные затраты - вид затрат, величина которых в отличие от постоянных затрат изменяется с изменением объемов продукции. Переменные затраты, как правило, являются прямыми затратами, т.е. могут быть учтены в расчете себестоимость продукции (определенного вида изделий или услуг) прямым методом учета, на основании первичных документов и без дополнительных расчетов.
1.2 Особенности управления затратами в ресторане
Главной особенностью предприятий общественного питания является то, что они сочетают элементы производства и торговли. Учитывая этот факт, на практике имеется целый ряд особенностей организации и ведения бухгалтерского учета в этих организациях. Производство продукции, ее реализация потребителю, оказание услуг и ведение торгово-производственной деятельности в целом сопряжено с затратами. В связи с этим, для достижения высоких экономических результатов, одним из главных способов является комплексное и разумное руководство затратами и, кроме того, их возможная оптимизация.
Основным документом, определяющим порядок учета расходов в целях бухгалтерского учета, является Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 33 и ст. 253 «Расходы, связанные с производством и реализацией» ч. 2 налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [2].
Расходы предприятий питания, относимые на издержки, отражены в разделе II ПБУ 10/99 «Расходы по обычным видам деятельности» [1]. Так, согласно пункту 5 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров.
Кроме того, учитывая отраслевые особенности функционирования торговых организаций, при учете издержек обращения необходимо руководствоваться Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвержденными Роскомторгом и Минфином России 20.04.95 г. № 1-550/32-2.
Хотя методические рекомендации и были разработаны на основе Положения о составе затрат, которое с 1 января 2002 г. утратило силу, и с учетом особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий и организаций торговли, утвержденных Комитетом Российской Федерации по торговле по согласованию с Минэкономики России и Минфином России 16.03.93 г. № 1-435/32-2, их можно применять в части, не противоречащей действующим в настоящее время актам по бухгалтерскому учету.
Рынок ресторанных услуг является неотъемлемой частью сферы общественного питания, которая постоянно совершенствуется, укрепляет свое значение в производстве валового внутреннего продукта страны. Однако осложнение политических отношений России со странами ЕЭС, введение встречных экономических санкций по продовольственным товарам, высокие темпы инфляции (в 2013 г. – 6,45%, в 2016 г. - 12,91 % [10]) негативно отразились на покупательской способности населения и устойчивости положения предприятий общественного питания, туризма, транспорта, нефтегазового сектора и др.
Оборот ресторанного рынка в России по итогам января 2017 года вырос на 0,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 101,2 млрд. рублей [12]. На протяжении всего предыдущего года отмечалось снижение оборотов отрасли, в январе 2017 оборот упал на 5,3% до - 97 млрд. рублей [8]. Всего по итогам года снижение оборота ресторанов кафе и баров составило 3,8% по сравнению с предыдущим годом (1,333 трлн. рублей) [12]. Динамика оборота общественного питания в 2006-2017 гг. представлена на рис.1.1.
Рисунок 1.1 – Динамика рынка общественного питания в РФ за 2006-2017 года
Учет на предприятиях ресторанного бизнеса имеет свою специфику, но вместе с тем, как известно, в настоящее время отсутствуют не только рекомендации по учету расходов ресторанов по договорам на управление, но и специальные рекомендации по учету затрат для ресторанных хозяйств как отдельного вида экономической деятельности. В связи с этим большую роль играет исследование отраслевых особенностей ресторанного бизнеса, оказывающих влияние на систему учета затрат.
Схематично отраслевые особенности ресторанного бизнеса представлены на рис.1.2.
Рисунок 1.2- Отраслевые особенности ресторанного бизнеса
Управленческий учет на данных предприятиях не регламентирован отдельными нормативными актами бухгалтерского законодательства. В связи с этим рестораны могут самостоятельно разработать алгоритм бухгалтерского учета, используя при этом различные методики и отраслевые инструкции, которые не противоречат действующим законам [5].
Учет затрат регламентирован законодательством [1, 2], нормами ПБУ 10/99 [3]. Однако данные положения дают общие правила учета расходов и не отражают специфику ресторанной отрасли [4]. Поэтому алгоритм учета издержек разрабатывается компанией самостоятельно и фиксируется в учетной политике компании.
Согласно ПБУ 10/99, расходы делятся на прямые и косвенные. Под прямыми расходами понимают расходы, которые можно отнести на конкретную единицу продукции (например, материал, который используется в производственном процессе). К таким расходам, как правило, относится также зарплата основных производственных рабочих и другие расходы, которые можно в явном виде отнести к производству конкретного вида изделия. Учет прямых издержек ведется на счете 20 «Основное производство» [7].
Косвенные расходы — это расходы, которые нельзя отнести на конкретную единицу продукции. К таким расходам, в частности, относится зарплата администрации, амортизация производственных площадей и так далее. Учет косвенных расходов осуществляется при помощи счетов 25, 26. [7]Прямые и косвенные расходы представлены на рис.1.3.
Рисунок 1.3 – Прямые и косвенные расходы
Однако часто компании на счете 20 «Основное производство» учитывают лишь стоимость сырья, используемого для приготовления блюд, а остальные расходы относят в дебет 44 «Коммерческие расходы». Это связано:
- с особенностью формирования себестоимости производства на счете 20;
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402 ФЗ «О бухгалтерском учете» в ред. от 23.05.2017 года;
2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н в ред. от 24.12.2010 года;
3. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н в ред. от 08.11.2010 года;
4. Унифицированные формы первичной учетной документации по учету продукции, товарно материальных ценностей в местах хранения, утвержденные постановлением Росстата от 09.08.1999 № 66 в ред. от 01.10.2012 года.
5. Бабаев Ю. А. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) : учеб.-практ. пособие. - 3-e изд., испр. и доп. – Москва : Вузовский Учебник : ИНФРА-М, 2014.
6. Балгужин Д. М. Особенности управления затратами торговых предприятий / Д. М. Балгужин, Г. В. Федотова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2015.
7. Буняк И. П. Оптимизация финансовых затрат на управление товарными запасами / И. П. Буняк, Ю. А. Соловьева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015.
8. Даниленко Н. И. Матричный подход к распределению косвенных затрат и формированию полной себестоимости продукции / Н. И. Даниленко, Е. С. Замбржицкая, Я. Д. Балбарин // Международный бухгалтерский учет. - 2015.
9. Замбржицкая Е. С. Взаимосвязь методов и способов калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг): российский и зарубежный опыт / Е. С. Замбржицкая, Е. Ю. Щепотьева, В. П. Точилкина // Экономика и политика. - 2015.
10. Илюхина Н. А. Методика управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции [Электронный ресурс] / Н. А. Илюхина // Интернет-журнал Науковедение. - 2015.
11. Коломеец Е. А. Оценка эффективности системы управления затратами / Е. А. Коломеец // Наука и производство Урала. - 2015.
12. Мазаева П. С. Организация системы управления затратами / П. С. Мазаева, Е. А. Боргардт // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2015
13. Окружко О. А. Прогрессивные методы управления затратами [Электронный ресурс] / О. А. Окружко // ФӘН-НАУКА. - 2015.
14. Романюк Н. Ф. Модель «открытых инноваций» как инструмент снижения рисков управления затратами / Н. Ф. Романюк // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2015.
15. Носов А. Л. Логистика запасов: оптимизация затрат / А. Л. Носов // Концепт. - 2015. [Электронный ресурс].
16. Мельников В. А. Технология формирования себестоимости производимой продукции и анализ стратегических вариантов развития производства / В. А. Мельников // Международный научно-исследовательский журнал. - 2015.
17. Мазаева П. С. Сущность управления затратами на промышленном предприятии / П. С. Мазаева // Инновационная наука. - 2015.
18. Ковалев А. С. Непроизводственные затраты: теоретический аспект / А. С. Ковалев // Управленческий учет. - 2015.
19. Керимов В. Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы : учеб. / В. Э. Керимов. - 8-е изд., перераб. и доп. - Москва : Дашков и К°, 2015.
20. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В.И. Макарьева. – Москва: Финансы и статистика, 2017. – 264 с.
21. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – 3-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. – 718 с.
22. Экономика предприятия: Учебник / Под редакцией проф. Н.А. Сафронова. – Москва : «Юристъ», 2017. – 584 с.
23. Васильева Л.С, Петровская М.В. Анализ хозяйственной деятельности. - М.: КНОРУС, 2017. - 606 с.
24. Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Практикум, 2015. — 192 с.
25. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2015. - 288 с.
26. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник — 2-е изд., доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 374 с.
27. Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций: Учебное пособие для вузов / Л.Т. Гиляровская, А.В. Ендовицкая; под ред. Л.Т. Гиляровская. – М.: Юнити-Дана, 2015. – 159 с.
28. Касьянова Г.Ю. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете. Учебное пособие. – М.: АБАК, 2016. – 832 с.
29. Кондраков Н.П., Кондраков И.Н. Бухгалтерский учет в схемах и таблицах. – М.: Проспект, 2016. – 298 с.
30. Костюкова Е.И. Бухгалтерский управленческий учет. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 270 с.
31. Кувшинов Н.С. Бухгалтерский учет и анализ. Конспект лекций. Учебное пособие. – М.: КноРус, 2016. – 272 с.
32. Полковский Л.М. Бухгалтерский управленческий учет. Учебник. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 256 с.
33. Алексеева, Г.И. Бухгалтерский учет: Учебник / С.Р. Богомолец, Г.И. Алексеева, Т.П. Алавердова; Под ред. С.Р. Богомолец. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 720 c.
34. Богаченко, В.М. Бухгалтерский учет: Учебник / В.М. Богаченко, Н.А. Кириллова. - Рн/Д: Феникс, 2014. - 510 c.
35. Jon Hellevig, Share of Oil and Gas in Russia’s Tax Revenue Dropped to 21%, but the Threatened Devastation Failed to Materialize http://www.awarablogs.com/share-of-oil-and-gas-in-russias-tax-revenue-dropped-to-21/
36. Dmitry L. Komyagin, Budget reforms in Russia: results and perspectives http://cejsh.icm.edu.pl/cejsh/element/bwmeta1.element.desklight-a8b52675-e04a-404e-93a4-4e2fdcf0925f
37. Основы бюджетирования http://tic.tsu.ru/www/uploads/fma/u7.1.htm
38. Аксенова В.О. Бюджетирование-теория и практика: учебное пособие – Москва: Изд-во «КноРус», 2016
39. Волкова О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях: учебное пособие – Москва: Изд-во «Финансы и статистика», 2015
40. Карпов А.Н. Бюджетирование, как инструмент управления. Книга 1: учебное пособие – Москва: Изд-во «Результат и качество», 2016
41. Виткалова А.П. Бюджетирование и контроль затрат в организации – Москва: Изд-во «Дашков и Ко», 2014
42. Бурнов Г.Н. Бюджетирование: шаг за шагом – Москва: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2016
43. Горемыкин В.А. Финансовый план и бюджет предприятия в бизнес-планировании//Справочник экономиста, 2016
44. Ильин А.И. Планирование на предприятии. Учебное пособие в 2ч. Ч1. Стратегическое планирование – Мн.: ООО «Новое знание», 2015
45. Адамов Н., Тилов А. Сущность, функции и методы бюджетирования//Финансовая газета, №8, 2017
46. Хруцкий В.Е., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование – М.: Финансы и статистика, 2016
47. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2016