Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последние десятилетия мир кардинально изменился: быстрый рост технологий, инноваций, а поэтому и экономики, привел к развитию сферы туризма. Повышение популярности туристских услуг обусловлено тем, что они стали более доступными для людей.
Туризм сегодня становится на путь устойчивого развития, однако вследствие изменения мировой ситуации, развития кризисных явлений, пандемии туристская отрасль испытывает ряд проблем и затруднений, которые блокируют ее развитие.
Цель исследования состоит в проведении комплексного анализа влияния кризиса на отрасль туризма.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы функционирования сферы туризма,
- провести анализ современного рынка туристических услуг,
- выявить факторы, оказывающие влияние на экономическое развитие туризма;
- провести анализ туристической отрасли Алтайского края;
- предложить направления развития туристической отрасли в условиях кризиса.
Объектом дипломной работы является рынок туристических услуг.
Предметом – анализ и оценка влияния кризиса на туризм.
Теоретической и методологической основой данной работы являются труды российских и зарубежных ученых в области теории туризма, статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ, Федерального агентства по туризму России, материалы научных форумов и конференций. Из документов нормативно-правовой базы основой данного исследования стали: Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в РФ», «Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2030 года».
Структура работы: данная работа содержит введение, 3 главы, заключение и список литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические основы развития туризма.
Вторая глава содержит анализ влияния кризиса на динамику объемов туристических услуг в Алтайском крае.
В третьей главе приведены результаты анализа туристского потенциала региона и направления активизации в условиях кризиса.
1.Теоретические аспекты изучения развития туристкой отрасли в современных условиях
1.1.Понятие и сущность туризма
Индустрия туризма считается крупнейшей отраслью в мире, обеспечивающей больше рабочих мест, чем любая другая отрасль.
Туризм — это общий термин, используемый для обозначения как спроса, так и предложения, который был принят в различных формах и используется во всем мире. Туризм, по сути, относится к деятельности, осуществляемой посетителями, также известной как экономика посетителей [26, c.139].
Индустрия туризма охватывает всю деятельность, которая имеет место в экономике посетителей. Сюда входят действия, непосредственно связанные с туристом, такие как проживание в отеле, заказ еды или посещение туристической достопримечательности. Сюда также входят косвенные виды деятельности, такие как транспортная компания, доставляющая еду в ресторан, в котором питается турист, или прачечная, имеющая контракт с гостиницей на очистку постельного белья. Во многом из-за косвенного вклада в туризм определение и измерение индустрии туризма так сложно.
Туризм бывает разных форм и размеров, и существует множество различных видов туризма. Существует массовый туризм, нишевый туризм и туризм с особыми интересами. Существует внутренний туризм и международный туризм [27]. Различают въездной туризм и выездной туризм. Несмотря на то, что существует целый ряд различных форм туризма, тем не менее, все они подпадают под широкую туристическую зону. Это потому, что все они вращаются вокруг посетителей, и все они так или иначе подпитывают экономику посетителей.
Туризм — это явление, не имеющее общепринятого определения из-за сложности и индивидуализма самих путешественников и видов деятельности, которые они выбирают для себя. Наиболее широко используемое определение туризма, предложенное Всемирной торговой организацией (ВТО) и Статистическим отделом Соединенных Штатов (ООН) Наций (1994 г.), предписывает, что для того, чтобы квалифицироваться как турист, человек должен путешествовать и оставаться в месте за пределами своей страны не более одного года подряд для отдыха, работы или других целей. Мэтисон и Уолл (1982), с другой стороны, не устанавливают временных рамок, просто заявляя, что человек должен временно отправиться в пункт назначения. Лейпер (1979) считал, что определение туризма является более сложным, чем это, предлагая три подхода, которые можно использовать. Экономическая позиция фокусируется на туризме как бизнесе, техническая позиция фокусируется на туристе, чтобы обеспечить общую основу для сбора данных, а целостная позиция пытается охватить всю сущность предмета. Кембриджский словарь определяет туризм просто как «бизнес по предоставлению таких услуг, как транспорт, места для проживания или развлечения для людей, находящихся в отпуске».
Рисунок 1 – Виды туризма [30]
Хотя такие попытки определить концепцию туризма могут быть полезны с общей точки зрения, практическое применение таких определений затруднено применительно к конкретным типам туризма, таким как те, которые изложены в этом посте с описанием различных видов туризма. Фактически, Робинсон и Новелли (2007) в своем введении к явлениям нишевого туризма постулируют, что туристы развивались как потребители, становясь все более изощренными в своих потребностях и предпочтениях в результате зарождающейся культуры туризма. Несмотря на такое признание прогрессивного и адаптивного характера туризма, особенно очевидного в безграничном внедрении новых и нишевых форм туризма, похоже, что не было попыток параллельно разработать общепринятые определения туризма. Таким образом, существует необходимость пересмотра определения туризма учеными и отраслевыми практиками, чтобы гарантировать, что оно является репрезентативным для туристической индустрии, которая работает сегодня.
Важность туризма демонстрируется во всем мире. От экономических преимуществ, которые туризм приносит принимающим сообществам, до удовольствия, которое туризм приносит самим туристам, ценность этой отрасли бесспорна.
Возможно, наиболее часто упоминаемой причиной важности туризма является его экономическая ценность. Туризм может помочь экономике приносить деньги различными способами. Важность туризма демонстрируется валютными поступлениями. Расходы на туризм приносят доход принимающей стране. Деньги, которые страна зарабатывает на туризме, можно реинвестировать в экономику [23, c.113]. То, как пункт назначения управляет своими финансами, различается по всему миру; некоторые направления могут потратить эти деньги на дальнейшее развитие своей индустрии туризма, некоторые могут потратить эти деньги на общественные услуги, такие как образование или здравоохранение, а некоторые направления страдают от крайней коррупции, поэтому никто на самом деле не знает, куда попадают деньги. Некоторые валюты стоят больше, чем другие, поэтому некоторые страны будут ориентироваться на туристов из определенных регионов. Сильные валюты, как правило, являются наиболее желательными валютами.
Туризм является одной из пяти ведущих категорий экспорта для 83% стран и основным источником валютных поступлений не менее чем для 38% стран. Важность туризма также демонстрируется деньгами, которые собираются и вносятся в государственные доходы. Туризм может помочь собрать деньги, которые затем правительство вложило в другое место. Есть два основных способа накопления этих денег. Прямые взносы образуются за счет налогов на доходы от занятости в сфере туризма и туристического бизнеса, а также таких вещей, как налоги на отъезд. По данным Всемирной туристической организации, прямой вклад путешествий и туризма в ВВП в 2019 году составил 2 849,2 млрд долларов [28]. Косвенный вклад поступает от товаров и услуг, поставляемых туристам, которые не имеют прямого отношения к индустрии туризма. Существует также доход, который генерируется за счет индуцированных взносов. Сюда входят деньги, потраченные людьми, занятыми в индустрии туризма. Это может включать расходы на жилье, питание, одежду и досуг, среди прочего. Все это будет способствовать повышению экономической активности в районе, где развивается туризм.
Важность туризма можно продемонстрировать через создание рабочих мест. Быстрое расширение международного туризма привело к значительному созданию рабочих мест. От менеджеров отелей до операторов тематических парков и уборщиков туризм создает множество возможностей для трудоустройства. Туризм поддерживает около 7% работников в мире. В индустрии туризма существует два типа занятости: прямая и косвенная. Прямая занятость включает рабочие места, которые непосредственно связаны с индустрией туризма. Это может быть персонал отеля, ресторана или таксисты. Косвенная занятость включает рабочие места, которые технически не связаны с индустрией туризма, но связаны с индустрией туризма. Именно из-за этих косвенных взаимосвязей очень трудно точно измерить точную экономическую ценность туризма, и некоторые предполагают, что фактические экономические выгоды от туризма могут быть вдвое выше зарегистрированных цифр [22, c.112].
Важность туризма можно дополнительно увидеть через вклад в местную экономику. Все деньги, собранные как формальными, так и неформальными способами, могут внести свой вклад в местную экономику. Если будет продемонстрирован устойчивый туризм, деньги будут направлены в области, которые принесут наибольшую пользу местному сообществу. Могут быть инициативы в области туризма для бедных (туризм, который призван помочь бедным) или волонтерские туристические проекты. Правительство может реинвестировать деньги в общественные услуги, а деньги, заработанные туристическими работниками, будут потрачены в местном сообществе. Это известно как эффект мультипликатора.
Рисунок 2 – Факторы роста туризма [16, c.87]
Туризм увеличивает экономику в геометрической прогрессии. Отчасти это связано с вышеупомянутыми рабочими местами, которые создает туризм, а также с временным увеличением потребительского населения, которое происходит, когда кто-то путешествует в новое место. Для одних городов и даже целых стран значение туризма больше, чем для других. В некоторых случаях это основной источник дохода. Например, по данным Всемирного совета по путешествиям и туризму, на долю туризма приходится почти 40% общего ВВП Мальдивских островов. Для сравнения, в Великобритании этот показатель составляет менее 4%, а в США еще меньше. На Сейшельских островах это число составляет чуть более 26%, а на Британских Виргинских островах — более 35%, поэтому туризм в этих странах имеет огромное значение [28].
Важность туризма признается не только благодаря экономическим факторам, но и благодаря множеству положительных социальных последствий туризма, которые играют важную роль. Многие направления приложат консервативные усилия для сохранения и защиты местной культуры. Это часто способствует сохранению и устойчивому управлению природными ресурсами, защите местного наследия и возрождению культуры коренных народов, культурного искусства и ремесел.
1.2.Специфика кризисов в туристкой отрасли: влияние пандемии и санкций
Туризм, как основной источник дохода для многих стран, является одной из самых быстрорастущих отраслей в мире. На туристический спрос сильно влияет экономическое положение потребителя, а также политические, экологические условия, условия безопасности и здравоохранения, обеспечиваемые принимающей страной [25, c.113]. Поскольку туризм не является одной из первых ступеней в иерархии потребностей Маслоу, он не входит в группу обязательных расходов. Планы отдыха одними из первых подлежат изменению или отмене, если возникает угроза «биологическим и физиологическим потребностям» или «потребностям безопасности» туриста. Таким образом, туристический сектор очень подвержен кризисам.
В последнее время туристическое движение столкнулось с несколькими крупными национальными и глобальными потрясениями различного происхождения. Это касается влияния критических кризисов и нынешней пандемии COVID-19 на туристическую отрасль с точки зрения их характеристик, социальных конфликтов, политической ситуации и ответных мер. Для достижения этой цели развитие туристического сектора проанализировано с учетом условий мировой экономики. Цифры связаны со значительными инцидентами, экономическими, политическими, медицинскими, социальными или экологическими кризисами, которые произошли на национальном или глобальном уровне.
В связи с санкциями и пандемией индустрия туризма претерпевает множество проблем и вызовов. Основными проблемами, с которыми сталкивается туризм, являются налогообложение, туристический маркетинг, вопросы инфраструктуры, а также правила безопасности и пересечения границ [18, c.155].
Слишком многие туристические направления не подготовлены для посетителей в условиях мандемии. Туристы или путешественники могут иногда считать туристический маркетинг преувеличением. Еще одна серьезная проблема, с которой сталкивается туристическая индустрия, — это колебания цен и инфляция затрат. Возникают новые проблемы, быстро влияющие на отрасль в целом.
Влияние коронавируса на мировой туризм колоссально. Кризис в области здравоохранения, вызванный коронавирусом, сильно ударил по мировой экономике и больше всего по индустрии туризма. Всемирная туристская организация (ВТО) ожидает падения доходов от туризма на 300-500 миллиардов долларов, до одной трети от 1500 миллиардов долларов, полученных в 2019 году [28]. Хотя коронавирусный кризис оказывает краткосрочное разрушительное воздействие на индустрию туризма, это бросает вызов практике туристической индустрии и привлекает внимание к ряду проблем, таких как плохое управление рисками в туристической индустрии, вирусная глобализация и пересечение границ туристами с болезнями.
Это также возможность переосмыслить индустрию туризма с критической точки зрения. Есть несколько областей для потенциальных преобразований и перехода к ответственному, устойчивому и социально-инновационному туризму.
Одной из основных проблем, с которыми сталкивается индустрия туризма сегодня, являются колебания обменных курсов валют. Невозможность узнать стоимость валюты означает, что цены на дальний туризм особенно трудно предсказать, и последствия этой денежной нестабильности уже влияют на несколько систем поддержки туризма. Индустрия туризма носит сезонный характер и не гарантирует круглогодичный поток доходов, что препятствует общей организации бизнеса [17, c.102].
Инфляция в условиях санкций растет быстрыми темпами, и транспортные компании сильно пострадали. Особенно уязвима авиационная отрасль. Авиакомпании зависят как от пищевой промышленности, так и от топливной промышленности. Уже находясь на грани, авиакомпании ничего не могут сделать, кроме сокращения услуг и повышения цен. В результате такой ситуации туристы воздерживаются от дорогостоящего отдыха, что еще больше ударяет по туристическому сектору в целом.
Индустрия туризма является сектором с высокими налогами в некоторых странах. Различные налоги взимаются со всей отрасли, от туроператоров, перевозчиков и авиакомпаний до отелей, и они включают налог на услуги, налог на роскошь, налог на транспорт, налог на авиационное топливо и различные налоги на транспорт. Кроме того, эти налоговые ставки, как правило, различаются в разных штатах страны. Все эти налоги в конечном итоге так или иначе перекладываются на путешественников, что тормозит его рост [13, c.88].
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1. Федеральный Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"
2. Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 N 132-ФЗ
3. ГОСТ 28681.0-90 Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания
4. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
5. Агеева, О. А. Управление развитием туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2018. — № 3. — С. 201–205.
6. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
7. Андреев, В. Д. Организация и методика риск-ориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
8. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
9. Балабанов И.Т. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика, 2018. – 382 с.
10. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
11. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
12. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
13. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
14. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
15. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
16. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
17. Буйленко В.Ф. Туризм. – Ростов на Дону.: Феникс, 2019. – 416 с.
18. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
19. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дестинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
20. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
21. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
22. Дмитриев Н.В. Экономика туристского рынка. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 412 с.
23. Зорин И.В. Туризм как вид деятельности. – М.: Инфра-М, 2019. – 227 с.
24. Косолапов А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности. – М.: Кнорус, 2018. – 280 с.
25. Кусков А.С. Основы туризма. – М.: Кнорус, 2019. – 401 с.
26. Пономарева Т.В. Туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей. - [Текст] // Проблемы современной экономики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2018. — С. 139-143.
27. Сангинов, Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Электронный ресурс] / Д. Ш. Сангинов. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://portalus.ru, свободный
28. Новости туризма [Электронный ресурс]. Режим доступа http://news.turizm.ru/
29. Федеральное агентство по туризму [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.russiatourism.ru/
30. Туристическая библиотека [Электронный ресурс]. Режим доступа http://tourlib.net/
31. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.gks.ru/
32. «Международный Институт Бизнес – Анализа» [электронный ресурс]. – режим доступа: http://www.iiba.org/, свободный.
33. «Экономический портал»» [электронный ресурс].– режим доступа :http://institutiones.com/,свободный.
34. Журнал «Бизнес – аналитика»[электронный ресурс].– режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/journal/fa/,свободный.
35. «Бизнес – аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.businessanalytica.ru/,свободный.
36. Научный журнал «Аналитика»» [электронный ресурс].– режим доступа: http://www.j-analytics.ru/,свободный.
37. Статьи по бизнес – аналитике [электронный ресурс].– режим доступа: http://kmsoft.ru/LD/C002/102/4151289274.html,свободный.
38. «Бизнес - аналитик» [электронный ресурс].– режим доступа: http://consulting.ru/283mgmt4.,свободный.
39. «Маркетинговая компания» [электронный ресурс].– режим доступа:http://sankt-peterburg.menfo.biz/com/1642507/biznes-analitika,свободный.
40. Минэкономразвития [Электронный ресурс]. URL: http://economy.gov.ru/minec/main