Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В последние годы увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Большое значение имеет грамотное диагностирование и заключение.
В настоящее время заметна тенденция роста количества детей с отсутствием или недоразвитием речи. Алалия – одна из тяжелых и стойких форм патологии речевой деятельности. Достоверных статистических данных о распространенности алалии нет. Среди дошкольников она встречается примерно у 1% детей, среди школьников – 0,6-0,2 %. У мальчиков алалия встречается в два раза чаще, чем у девочек.
Согласно данным современных исследования распространенность моторной алалии среди детей дошкольного возраста составляет 1% от общего числа речевых нарушений.
Этиопатогенез моторной алалии изучен в работах Г.В. Гуровец, С.И. Кайданова, И.К. Смойлова, Н.Н. Трауготт, Л.А. Белогруд, А.Л. Линденбаум, Е.М. Мастюковой и др.
В работах В.К. Орфинской, В.А. Ковшикова и др. раскрыты механизмы нарушения речи при моторной алалии, в качестве ведущего механизма выделено нарушение речедвигательного ритма.
Структура речевого дефекта раскрыта в работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Е.Г. Корицкой, Е.Ф. Соботович, О.Н. Учановой и др. Она представлена общим недоразвитием речи I, II и III уровня. Показателями каждого уровня является нарушение всех структурных компонентов речи, однако базовыми показателями является ОНР при моторной алалии: нарушение слоговой структуры слова и грамматического оформления фразовой речи.
Работы Л.Б. Есеченко, В.А. Ковшикова, А.К. Марковой, Н.Н. Трауготт, О.Н. Усановой, С.Н. Шаховской раскрывают основные закономерности становления слоговой структуре в онтогенезе и дизонтогенезе. Авторами раскрыты наиболее типичные ошибки слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
В федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) для детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста, в том числе с моторной алалией отмечены следующие нарушения: отсутствует мотивация в познавательной деятельности, темп выполнения заданий очень низкий, дети нуждаются в постоянной помощи взрослого, у детей отмечается низкий уровень развития свойств внимания, мышления, трудности в понимании инструкции, нарушения движения, низкая самооценка, повышенная тревожность, высокий уровень психомышечного напряжений, низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Данная тема является актуальной, так как формирование слоговой структуры слова у детей с моторной алалией является одной из главных задач коррекционной работы с детьми данной категории.
Усвоение слоговой структуры слова является предпосылкой к дальнейшему обучению детей, однако часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов.
Объект исследования – слоговая структура слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Предмет исследования – формирование слоговой структуры слова у ребенка дошкольного возраста с моторной алалией.
Цель исследования: теоретическое изучение и разработка и апробация основных направлений по формированию слоговой структуры слова у дошкольников с моторной алалией.
Гипотеза исследования: известно, что при моторной алалии вследствие нарушения речедвигательного ритма не сформирована слоговая структура слова, поэтому коррекция нарушений слоговой структуры слова будет эффективной, если логопедическую работу строить с учетом:
- формирования речедвигательного ритма;
- формирования морфологических обобщений;
- с учетом онтогенеза данного процесса;
- на основе формирования речемыслительных действий (сравнение, обобщение, классификация).
Для достижения цели исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
2. Экспериментально изучить состояние слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность направлений коррекционно-развивающей программы по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с моторной алалией.
Теоретико-методологическая база исследования: онтогенетический подход; культурно-историческая концепция Л.С. Выготского; теория онтогенеза речевой деятельности (А.Н. Гвоздев, А.А. Леонтьев, Н.И. Жинкин); теория речевой деятельности (В.А. Ковшиков, В.П. Глухов); общедидактические, коррекционные и логопедические принципы диагностики и коррекции речевых нарушений.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (наблюдение, эксперимент, сравнение).
Методики исследования: методика обследования слоговой структуры слова по классификации по А.К. Марковой.
Этапы исследования:
Первый этап – изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Второй этап – подбор методик для проведения констатирующего эксперимента и изучения слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
Третий этап – разработка, апробация и анализ эффективности направлений логопедической работы по формированию слоговой структуры слова у детей с моторной алалией.
Практическая значимость исследования: разработанная коррекционная программа может применяться логопедами детских садов в своей практической деятельности.
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. Теоретический анализ слоговой структуры слова в норме и при моторной алалии
1.1. Понятие «слоговая структура слова»
Правильно и своевременно сформированная речь является одним из условий нормального психического развития ребенка, его становления как полноценной личности, легкой социализации, активизации процессов познания и изучения окружающего мира, выражения своих эмоций, мыслей и просьб, а также овладения грамотой и дальнейшего успешного школьного обучения. Кроме того, развитие речи дошкольников установлено ФГОС ДО.
Своевременное становление слоговой структуры слова у детей является одним из показателей нормального речевого развития. Её нарушения являются серьёзным недостатком, который негативно сказывается на развитии речи в целом, а также на последующем обучении чтению и письму. У детей с нарушениями речи процесс овладения слоговой структурой значительно затягивается. Ошибки воспроизведения структуры слов иногда остаются даже после преодоления недостатков звукопроизношения. Уже овладев правильным произнесением звуков, дети иногда затрудняются в произнесении слов сложной слоговой структуры [4].
Нарушения слоговой структуры, негативно влияющие на развитие речи в целом, не дают ребенку возможности овладеть данными компетенциями.
Слоговая структура слова является неотъемлемым составным элементом речи. Следовательно, при нарушенном формировании данного компонента, будь это изолированное нарушение или одно из нескольких невозможно нормальное речевое и психологическое развитие ребенка. Данные нарушения требуют выявления и коррекции.
Под понятием «слог» подразумевается функциональная произносительная единица устной речи [3]. Ребенок, осваивая значение слова, стремиться это слово произнести. Звуковое оформление еще далеко неидеально, но несмотря на это дошкольник начинает говорить именно по причине того, что усвоил воспроизведение слоговых контуров слова [21].
Слоговую структуру слова человек усваивает раньше, чем звуковую и, собственно, это дает ребенку способность начать говорить.
Под понятием «слоговая структура слова» А.К. Маркова понимает умение сменять ударные и безударные слоги всевозможной организации. Слоговая структура слова является кинетической артикуляционной программой [40]. Черты слоговой структуры слова:
• ударность;
• количество слогов в слове;
• линейная последовательность слогов;
• модель самого слога (строение) [23].
Анализ слоговой структуры слова отслеживается в работах таких знаменитых педагогов как Р.И. Лалаева, В.А. Ковшина, И.Д. Коненкова, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Н.Н. Китаева, А.К. Марковой.
Слоговая структура характеризуется взаимным расположением и связью слогов, способностью чередовать ударные и безударные слоги различные по организации. Это, своего рода, кинетическая артикуляционная программа, на усвоение которой оказывают влияние ее составные компоненты [24].
Усвоение слогового состава слова детьми является наиболее ранним процессом, нежели освоение прочих компонентов речи, таких как фонематические процессы, звукопроизношение, лексическая и грамматическая стороны речи. Оно интенсивно протекает в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Примерно к трем годам ребенок должен, в норме, овладеть основными закономерностями слогосложения. При нормотипичном развитии каждая структура проходит определенные этапы развития, прежде чем ребенок овладеет правильным механизмом этой структуры. На начальных этапах освоения слоговой структуры имеют место обоснованные искажения облика слов, которые при нормально текущем речевом развитии самоустраняются. Если же ребенок имеет нарушения речевого развития, эти искажения приобретают стойкий и прогрессирующий характер. Искажения слов зависят как от уровня речевого недоразвития, так и от его характера [4].
А.К. Маркова отмечает, что чем сложнее слоговая структура, тем больше нарушается звуковой состав того или иного слова (происходят перестановки и пропуски звуков и пр.). Кроме того, могут наблюдаться трудности усвоения и воспроизведения ритмического рисунка слова. [23].
Важно знать развитие слоговой структуры речи у детей в онтогенезе, так как служит основанием для диагностики и коррекции речевых расстройств.
У детей до трех лет могут проявляться такие особенности в слоговой структуре, как перестановки, пропуски и добавления слогов, но в данный возрастной период, это явление физиологически обусловлено нормально. Однако, если такие ошибки прослеживаются в возрасте четырех-пяти лет, то это является сигналом о стойком нарушении слоговой структуры слова.
Исследователи нормальной детской речи давно заметили, что ребенок, который только начинает говорить, не понимает трудных слов, и поэтому, ребенок вместо трудных слов вставляет легкое (ам-ам, бих-би).
В отечественной литературе наиболее широко представлено исследование слоговой структуры у детей с нарушениями речи.
Вопросом о развитии слоговой структуры в онтогенезе у детей с нормальным речевым развитием занимались ряд авторов Е.А. Аркина, А.Э. Гоера и Г. Геоер, К. Зика, А.К. Маркова, Н.А. Менчинской, В. Миллер, Н.И. Жинкин, А. Московица, Р.В. Тонкова-Ямпольская, данная проблема описана в их работах. Успехи у детей на первом году жизни в усвоении интонации подготавливают ребенка к усвоению слоговой структуры слова.
С точки зрения У.Смита, прежде всего ребенок усваивает открытый слог. В этом периоде ребенок трансформирует закрытый слог типа СГС в открытый тип СГ. По исследованиям А.К. Марковой, после 2,5-3 лет сокращение слогового состава является редким явлением. Исследования И.А. Сикорского свидетельствуют о самостоятельном процессе овладения слоговой структуры слова по отношению к овладению отдельных звуков. По его мнению, овладение слоговой структуры слова начинается с отработки ритмической структуры слов, т.е. ребенок выстраивает «скелет» слова по слоговому составу, по ударению и интонации. А.Н. Гвоздев рассматривает усвоение слоговой структуры слова безотносительно к звуковому составу. Из этого следует, что слоговая структура слова, по мнению автора, является одним из моментов фонетической стороны речи.
Как у детей с нормальным развитием, так и у детей с нарушениями развития речи, первые 3-5 слов по звуковому составу близки к словам взрослых: мама, папа, баба, дай, ам, бух. У всех детей набор данных слов практически одинаков. У детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий время появления первых слов (исключение составляют дети с тяжелыми нарушениями артикуляционного аппарата).
Ребенок не сразу приобретает навык воспроизведения всех слогов слова: наблюдается элизия (пропуск) слогов. Главная причина сохранения одних слогов в слове, пропуск других – это их сравнительная сила, поэтому ребенок начинает воспроизводить слова и слоги в порядке их сравнительной силы. Поэтому ударный слог, как правило, сохраняется, затем появляется первый предударный, далее слабые безударные слоги.
К концу раннего детства ребенок практически в совершенстве овладевает слоговой структурой слова и основными фонемами родного языка.
Таким образом, рассмотренный материал позволяет заключить, что слоговая структура является основой для овладения речевой деятельностью. У детей с нормальным речевым онтогенезом появляется уже ко второму месяцу жизни и достаточно сформирована к трем годам.
По мнению О.Н. Усановой, трудности в употреблении уже поставленных звуков в составе того или иного слова находятся в прямой зависимости от уровня развития слоговой структуры слов [49]. Исследования речи детей с алалией В.А. Ковшикова показали, что нарушения слоговой структуры обычно проявляются в её упрощении. Но, как отмечает автор, и в искажённом слове сохраняется ударный слог [27].
Особое место в нарушении слоговой структуры занимают искажения, когда сохраняется количество слогов и ударение, но наблюдаются перестановки слогов с сокращением стечений согласных. В исследовании состояния восприятия и реализации структурных компонентов слова детьми с экспрессивной алалией Г.В. Бабина пришла к выводу о «дисфункциональном состоянии механизма вероятностного прогнозирования» [3, с. 23]. Автор подтверждает вывод о несформированности у детей с речевым недоразвитием механизмов идентификации и генерализации [4].
Выделяют нарушения слоговой структуры: внутри слога, на уровне слова и на уровне словосочетания.
Более подробно с видами нарушений можно ознакомиться в табл. 1.
Таблица 1
Нарушения слоговой структуры
Тип нарушения Виды нарушения Примеры
Искажение структуры отдельного слога Сокращение стечение «кула» (кукла)
Вставка согласных в слог «мешкот» (мешок)
Искажение слоговой структуры слова Элизия – пропуск слога «потенце» (полотенце)
Опускание слогообразующей гласной «просоник» (поросенок)
Итерация – добавление гласного в стечение «тарава» (трава)
Перестановка слогов «гебемот» (бегемот)
Перестановка звуков «подимор» (помидор)
Антиципация – уподобление слогов «пипитан» (капитан)
Персервации – застревание на одном слоге «постетель» (постель)
Искажение слоговой структуры на уровне словосочетания Контаминация – соединение частей двух слов «тумбница» (тумбочка и хлебница)
Антиципации слов «рукчат ручейки» (журчат ручейки)
Персеверация слов «большой шойчей» (большой ручей)
Перестановка слогов слов «у Деро Модоза» (у Деда Мороза)
Преодоление перечисленных выше трудностей – одно основных направлений логопедической работы. Важной особенностью данного направления коррекционного воздействия является создание условий для многократного проговаривания слов с целью закрепления правильной слоговой структуры в речи ребёнка. Специалисты рекомендуют в коррекционный процесс включать, помимо речевого анализатора, также слуховой, зрительный тактильный [56]. Учителя-логопеды используют множество интересных форм и видов работ, чтобы процесс овладения слоговой структурой слов проходил у дошкольников в занимательной, игровой форме.
Прежде чем перейти к подбору приемов и средств, а также методов коррекции нарушений слогового состава, необходимо провести детальное обследование уровня речевого развития ребёнка. Данное обследование позволит определить характер и степень выраженности дефекта. Это позволит определить границы доступного ребенку речевого уровня, с которого в дальнейшем начнутся коррекционные мероприятия.
1.2. Понятие «алалия» «моторная алалия» в специальной литературе
Анализ специальной логопедической, психолингвистической, психолого-педагогической литературы показал, что проблема изучения алалии как наиболее тяжелого и стойкого варианта речевого дизонтогенеза интенсивно начала разрабатываться в тридцатые годы XX века. Изучение данной речевой патологии является одной из актуальных и в современной
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2001. 48 с.
2. Бабина Г.В, Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недостатками речи. М., 2010. 96 с.
3. Бабина Г.В. Шприпова Н.Ю. Структурно-слоговая организация речи дошкольников: отнтогнез и дизонтогнез. М., 2012. 107 с.
4. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2008. 96 с.
5. Башкирская, Т.В. Как превратить «неговорящего» ребенка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии) [Текст] / Т.В. Башкирская, Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2017. - 122 с.
6. Большакова, С.Е. Формируем слоговую структуру слова. [Текст] / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 32 с.
7. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов. - М.: АСТАстрель Транзиткнига, 2005.- 384 с.
8. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики [Текст] / Г.А. Волкова. ‒ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. ‒ 144 с.
9. Волкова, Л.С. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов [Текст] / Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
10. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.В. Волосовец. – М.: В. Секачев, 2007. – 224 с.
11. Воробьева В.К. Курс лекций по предмету «Алалия» [Электронный ресурс] / Лекции // В.К. Воробьева. – Москва, 2004. – 2005. – Режим доступа: https://gendocs.ru/v13658/лекция_-_алалия
12. Выготский, Л.С. Мышление и речь: [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2011. ‒ 352 с.
13. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. Фонетика и морфология (Теоретический курс): учебное пособие. М.: Просвещение, 2000. 432 с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. - СПб.: Издательский дом «Нева», 2004. ‒ 352 с.
15. Гриншпун Б.М.. Шаховская С.Н. Алалия / Логопедия // Под ред. Л.С. Волковой, С. Н. Шаховской. – 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ВЛАДОС, 2012. - С. 347-401
16. Гриншпун, Б.М. Алалия. [Текст] / Б.М. Гриншпун, С.Н. Шаховская // Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. — 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 680 с.
17. Гриншпун, Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов [Текст] / Б.М. Гриншпун. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 1995.
18. Долганюк, Е.В. Моторная алалия: коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие. [Текст] / Е.В. Долганюк, Е.А. Конышева, И.И. Васильева, М.Е. Касаткина, Н.В. Филиппова, Е.С. Платонова. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2017 – 144 с.
19. Дунаева, Н.Ю. Нарушение слоговой структуры слова у детей с ОНР: Конспекты логопедических занятий с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Учеб. пособ. [Текст] / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. – М.: Издательство ВЛАДОС, 2017 – 20с.
20. Есечко Л.Б. Овладение слоговым составом слова учащихся школы для детей с тяжелыми нарушениями речи // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. - М., АПН РСФСР, 2000, с.142.
21. Жинкин Н.И. Нарушение речи у дошкольников. М., 2003. 232с.
22. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики // Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
23. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. М., 1986. 282 с.
24. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – С.49-52
25. Жукова, Н.С. Формирование словаря у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.С. Жукова. – М.: Просвещение, 1975. – 74 с.
26. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. - СПб.: КАРО, 2006. - 304 с.
27. Ковшиков, В.А. Экспрессивная алалия. / В.А. Ковшиков — М.: «Институт общегуманитарных исследований», В. Секачев, 2001. — 96 с.
28. Козырева, О.А. Логопедические технологии [Текст] / О.А. Козырева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017. – 192 с.
29. Кузьминина, Н.И. Воспитание речи неговорящих детей-алаликов [Текст]: пособие для учителей-логопедов / Н.И. Кузьминина, В.И. Рождественская. – М.: Просвещение, 1996.
30. Курдвановская, Н.В. Формирование слоговой структуры слова логопедические занятия. [Текст] / Н.В. Курдвановская, Л.С. Ванюкова. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
31. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: Союз, 1999. – 153 с.
32. Лалаева, Р.И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – Спб.: Союз, 2006. ‒ 218 с.
33. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаиков) [Текст] / Р.Е. Левина – М.: Издательство министерства просвещения РСФСР – 1951. – 121 с.
34. Логопедия. Теория и практика/ [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Москва: Эксмо, 2019. - 608 с.
35. Лопатина, Л.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л.В. Лопатина. – СПб.: 2014. – 387с.
36. Лурия, А.Р. Язык и сознание [Текст] / А.Р. Лурия, Е.Д. Хомская. – М.: ун-та. 1979. – 320 с.
37. Лынская, М.И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий: [пособие для учителя-дефектолога] / М.И. Лынская; под ред. С.Н. Шаховской. — М.: ПАРАДИГМА, 2015. — 128 с.
38. Мазанова, Е.В. «Обследование речи детей 5-6 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в старшей группе ДОУ / Е.В. Мазанова. – М.: Издательство ГНОМ, 2014. – 64 с.
39. Маркова А.К. О работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Специальная школа. - М., Издательство АПН РСФСР, 1961, № 4, с.46-53.
40. Маркова А.К. Особенности овладения слоговой структурой слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжёлыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. М., 1961. С. 59–70.
41. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей. М., 1961. 70 с.
42. Мокина, М.Е. Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией. [Текст] / М.Е. Мокина, С.Г. Щербак // Психилого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы по итогам научно-исследовательских работ преподавателей и студентов факультета коррекционной педагогики ЧГПУ за 2012-2013 учебный год – Челябинск: Цицеро, 2013. – С. 127-134.
43. Новикова-Иванцова, Т.Н. Ритмы. Слоги. Книга 1. Часть 1. Методическое пособие для работы по формированию слоговой структуры слова у детей с тяжелой речевой патологией [Текст] / Т.Н. Новикова-Иванцова.- М.: ГБОУ г. Москвы «Специальная (коррекционная) школа №1708, 2015.
44. Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / С.Н. Сазонова. – М.: Академия, 2005. – 144 с.
45. Селиверстов, В.И. Понятийно-терминологический словарь логопеда. [Текст] / Под ред. В.И. Селиверстова – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
46. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции : (дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф. Соботович. - М.: Классикс стиль, 2003. - 160 с.
47. Ткаченко, Т.А. Слоговая структура слова: коррекция нарушений. Учебно-методический комплект [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Книголюб, 2002.
48. Травкина, Ж.А. Формирование слоговой структуры слова [Текст]: дидактическое пособие / Ж.А. Травкина. – М.: 2016.
49. Усанова О.Н. Из опыта логопедической работы по формированию фонетической системы речи у детей с моторной алалией // Дефектология. 1970. № 3. С. 59–64.
50. Усанова О.Н. Логопедическая работа по формированию произношения при моторной алалии. - М., 2002, с.67-75.
51. Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение [Текст]: уч.-метод. пос. / Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. –М.: Гном и Д., 2000. – 128 с.
52. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]: профессиональные рекомендации, диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи / Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова. – М.: Эксмо, 2015. – С. 346
53. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223 с.
54. Формирование слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи [Текст]: методические рекомендации / сост. С.Г. Щербак. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014 – 24 с.
55. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. М., 2013. 192 с.
56. Четверушкина, Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. [Электронный ресурс] / Н.С. Четверушкина – М.: Гном Пресс, 2006.
57. Шевцова, Е.Е. технология формирования интонационной стороны речи [Текст] / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 222 с.
58. Шереметьева, Е.В. Логопедия. Раздел «Алалия». Учебно-методическое пособие. [Текст] / Е.В. Шереметьева. – Челябинск: Изд-во Челяб. Гос. Пед. ун-та, 2010.
59. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1958. – 560 с.