Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня наиболее действенным методом помощи детям, оставшимся без попечения родителей – является приемная семья, так как ее отличают высокие компенсаторные возможности последствий депривации, экономичность, доступность психологическому сопровождению и вовлечение широких слоев населения. При включении ребенка в приемную семью, он получает возможность перенять положительный опыт семейного взаимодействия и впоследствии реализовать его в своей собственной семье и стать эффективным родителем. Вместе с тем, возможен и негативный опыт пребывания ребенка в приемной семье. Психолого-педагогическая неграмотность и неумение приемного родителя справляться с трудностями в воспитании детей, переживших травму «сиротства», приводит к возврату ребенка в государственное учреждение и расторжение договора о приемной семье с органами опеки и попечительства.
В октябре 2017 года на встрече с вице-премьером О.Ю. Голодец президент России В.В. Путин подчеркнул важность выстраивания поддержки приемных семей [13, с. 41]. Актуальность темы исследования обусловлена социальной значимостью феномена сиротства и необходимостью профилактики возврата сирот обратно в государственные учреждения вследствие нерешенных проблем в семьях с приемными детьми.
На воспитании в приемных семьях находится примерно 500 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. При этом порядка 10% устроенных в семьи детей-сирот ежегодно возвращается в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [44, с. 54].
Механизм реализации социально-педагогической поддержки семьям с приемными детьми регулируется Федеральным Законом №442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [6, с. 41]. На практике деятельность по социально-педагогической поддержке семей с приемными детьми осуществляется в основном некоммерческими организациями соответствующей направленности.
На настоящий момент научные публикации (Н.А. Соколова, А.А. Бобылева, А.Н. Смолонская и др.), посвященные социально - педагогической поддержке, уделяют большое внимание работе с различными категориями детей, при этом часто не включают в этот процесс родителей. При этом ряд авторов (Г.В. Сабитова, О.Ю. Арсеньтьева, Н.В. Анненкова и др.) за последнее время опубликовали несколько работ, где рассматривают родителей и семью в целом как объект социально - педагогической поддержки [24, c. 21]. Таким образом, теория социально - педагогической поддержки приемных семей находится на стадии активной разработки.
Актуальность исследования основана на том, что в нашей стране государственная политика в отношении детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направлена в первоочередном порядке на организацию работы по их устройству на воспитание в замещающие семьи (семьи опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей). Данное направление определяет необходимость развития семейных форм устройства детей (опека и попечительство, усыновление, приемные семьи), что в свою очередь диктует необходимость выработки форм и методов работы как с ребенком в рамках замещающей семьи, так и с самой семьей как сложной структурой, которая имеет потенциал создания среды для развития и формирования наиболее здоровой личности.
Объект исследования: процесс адаптации детей в приемных семьях.
Предмет исследования: содержание социально-педагогического сопровождения приемных семей в процессе адаптации ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать организацию психолого-педагогической адаптации детей в приемных семьях.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать приемную семью как средство реализации конституционного права детей-сирот на семейное воспитание;
2. Выявить общие проблемы адаптации в приемных семьях;
3. Описать пути решения социально-психологических проблем в приемных семьях Камчатского края.
Методы исследования: теоретические: анализ, сравнение, синтез.
Теоретико-методологическую основу исследования послужили труды авторов в следующих областях:
- изучения психолого-педагогических особенностей приемных родителей (Т.И. Дружинина [38], Ослон [45], О.Г. Япарова [34] и др.);
- проблемы готовности приемных родителей к поступлению приемного ребенка (В. И. Долгова [14], Т.Е. Котова [21], Р.В. Овчарова [26] и др.);
- содержания психолого-педагогической помощи в адаптации детей и родителей в паре «ребенок-приемная семья» (Н.П. Иванова [17], Н.Н. Иовчук [19], В. Н. Ослон [46] и др.).
Теоретическая значимость исследования:
1. Уточнено определение понятия «психолого-педагогическая готовность»;
2. Определены теоретические основы формирования готовности кандидатов в замещающие родители;
3. Проведен теоретический анализ литературы по вопросу причин возврата детей из замещающих семей.
Практическая значимость исследования состоит в осуществлении диагностике проблем социальной поддержки опекунской семьи. Основные положения выпускной квалификационной работы могут быть использованы в работе органов опеки и попечительства по социальной поддержке и защите опекунских семей.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
1 ПРИЁМНАЯ СЕМЬЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ДЕТЕЙ - СИРОТ НА СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1.1 Понятие института приёмной семьи в России
Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре [2, c. 141].
В научной литературе находят свое отражение несколько точек зрения на сущность приемной семьи. Так М.В. Антокольская отмечает, что приемная семья является гибридной формой, содержащей в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления [6, c. 54].
Т.И. Дружинина высказывает противоположную точку зрения – по ее мнению, приемная семья является уникальной формой воспитания детей, обладающей присущей только ей особенностями. Главной особенностью приемной семьи Т.И. Дружинина называет повышенную ответственность супругов по отношению друг к другу и приемному ребенку [38, c. 65].
Р.А. Шукуров также определяет приемную семью как форму воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, являющуюся особым социальным институтом [цит по 52, с. 63].
Н.Ф. Звенигородская считает неверным определять приемную семью как форму воспитания детей, поскольку в нормативно-правовых документах приемная семья определяется как форма устройства, а понятия воспитания и устройства не тождественны [цит по 17, с. 36].
В данной работе приемная семья понимается в определении Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которому, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.
Развитие института приемной семьи является одним из путей оказания социально-психологической поддержки детей, лишенных возможности жить и воспитываться в родной семье. Приемная семья способна обеспечить оптимальные возможности для формирования психологически здоровой личности ребенка, постепенно вводя его в социальные отношения, создаются предпосылки для вступления ребенка в будущую самостоятельную жизнь. Понятие «замещающая семья» не является юридическим термином, оно применяется для обозначения различных типов семейного жизнеустройства детей (опека, попечительство, приемная семья, усыновление) [4, c. 96].
На основании ФЗ № 159 от 21.12.1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» приемная семья определяется как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании договора о передаче ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем [32, с. 98].
Одной из главных задач, которая ставится государством перед учреждениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является жизнеустройство ребенка на воспитание в семью. Данная тенденция привела к необходимости развития института замещающей семьи и создания в стране системы сопровождения замещающего семейного устройства.
Термин «замещающая семья» и «замещающее родительство» не является юридическим. Это обиходное понятие появилось в России сравнительно недавно и объединяет в себе различные формы семейного устройства ребенка.
Ж.А. Захарова в своих работах определяет термин «замещающая семья» как форму семейного устройства ребенка, который утратил связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации [цит по 3, с. 47].
В.Н. Ослон рассматривает замещающую семью как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития. Замещающая семья является одной из форм замещающей заботы или приема: эти два термина используются для обозначения воспитания детей сирот и детей, лишенных родительского попечения [45, с. 5].
С точки зрения И.И. Осиповой, замещающая семья это любая форма жизнеустройства или форма семейного воспитания (реабилитации) детей, нуждающихся в защите государства, где воспитатели и приемные родители не являются биологическими родителями ребенка (семья усыновителей, приемная, патронатная, опекунская семья, семейно-воспитательная группа, семейный детский дом и так далее) [цит по 5, с. 194].
Мы в своей работе будем понимать термин «замещающая семья» как некую форму семейного жизнеустройства ребенка, утратившего возможность проживания и воспитания в семье биологических родителей и нуждающегося в защите государства, которая направлена на обеспечение наиболее благоприятных условия для развития личности ребенка и его дальнейшей социализации.
Рассмотрим подробнее семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти формы устройства наиболее приоритетны, поскольку дают ребенку возможность получить положительный опыт семейной жизни, пройти внутрисемейный процесс социализации.
Семейные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно разделить на две принципиально разных с юридической точки зрения категории: усыновление и опека (попечительство).
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью, при которой юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными отцом и матерью. Основанием для возникновения усыновления служит решение суда. В результате между усыновителем и усыновляемым возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, другими родственниками по происхождению, которые предусмотрены нормами других отраслей законодательства. Эти отношения носят постоянный характер, но возможна отмена усыновления в судебном порядке в случаях, предусмотренных законодательством [22, c. 54].
Опека - форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних граждан), при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.
Попечительство - форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации [25, c. 158].
Опека (попечительство) над несовершеннолетними устанавливается также в целях их воспитания и образования. Опекун осуществляет контроль сохранения и использования имеющегося у несовершеннолетнего ребенка движимого и недвижимого имущества, но сам не имеет права распоряжаться этим имуществом.
Устройство детей под опеку (попечительство) не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) [23, c. 63].
Патронатной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Порядок создания патронатной семьи, требования, предъявляемые к патронатным родителям (воспитателям), финансовая поддержка данной формы семейного устройства, осуществление контроля за условиями жизни и воспитания ребенка в патронатной семье определяется законодательством субъекта Российской Федерации [15, c. 95].
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг, поскольку в данном случае не может быть заключен трудовой договор.
Таким образом, существуют различные формы семейного устройства, одной из которых является приемная семья. В нашей работе мы будем использовать понятие «приемная семья» не в качестве правового термина, а для обозначения любой формы семейного устройства.
1.2 Правовая процедура и стадии создания приёмной семьи
Среди причин установления опеки над детьми из числа ближайших родственников следует выделить: смерть обоих родителей ребенка (чаще одинокой матери), т.е. в ситуации, когда близкие не хотят отдавать детей в детский дом и отстаивают их право на воспитание в семье; лишение родителей ребенка родительских прав. Примечательно, что если на долю отцов приходится примерно 10 % всех случаев лишения родительских прав, то остальные 90 % – на долю матерей (чаще всего одиноких или вдовых). Как правило, основанием для лишения матерей родительских прав является ведение последними асоциального образа жизни [15, c. 102].
Особый интерес для исследования представляет группа неродственных опекунских семей, где опекунами являются посторонние для подопечного ребенка граждане. Если установление опеки родственниками – мера преимущественно вынужденная, продиктованная стремлением не допустить направления ребенка в детский дом, то установление опеки для посторонних людей – это «…осознанный, предварительно тщательно взвешенный шаг». Иными словами, люди знают (но чаще предполагают, что знают), «на что они идут…» [13, с. 117].
В неродственных опекунских семьях желание супругов взять под опеку ребенка нередко обусловлено невозможностью иметь собственных детей (43 % от числа неродственных опекунских семей). Другие имеют родного ребенка, но «чувствуют в себе силы для воспитания еще одного, а возраст и состояние здоровья супруга/супруги исключает беременность» [8, с. 55].
Для третьих причиной взятия ребенка под опеку/попечительство является проявление милосердия к детям-сиротам.
Приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка.
Приемные родители по отношению к принятому на воспитание ребенку или детям осуществляют права и исполняют обязанности опекуна или попечителя и несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Количество детей в приемной семье, включая кровных и усыновленных детей, не превышает, как правило, 8 человек. Ребенок (дети), переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты, пенсию (по случаю потери кормильца, инвалидности) и другие социальные выплаты и компенсации [12, c. 164].
Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством для прекращения обязательств, а также в связи с прекращением опеки или попечительства.
Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье при наличии уважительных причин (болезнь, изменение семейного или имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с ребенком или детьми, наличие конфликтных отношений между детьми и другие).
Орган опеки и попечительства вправе отказаться от исполнения договора о приемной семье в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка или детей, возвращения ребенка или детей родителям либо усыновления ребенка или детей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. от 3.07. 2016) // Российская газета. 1996. 27 дек.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015) // Российская газета. 1996. 27 янв.
3. Абрамова А. А. Культура родительства современности: основные противоречия и инновационные тенденции // Культура на рубеже эпох. - М.: Редакционно-издательский комплекс МГГУ им. М. Шолохова, 2011. - Вып. 7.
4. Алексеева О.Г., Заец Л.В., Звягинцева Л.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (учебно-практический). - М.: Проспект, 2015. - 129 с.
5. Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (под ред. Степанова С.А.). - М.: Проспект, 2010. - 620 с.
6. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. М.: Юристь, 2012. – 336 с.
7. Ахметьянова З.А., Ковалькова Е.Ю., Низамиева О.Н. и др. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный) (отв. ред. Низамиева О.Н.). - М.: Проспект. 2010. - 560с.
8. Борозинец, И.М. Социально-психологические аспекты помощи детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей. - Ставрополь: СТАВГУ, 2003. — 98 с.
9. Вишнякова А.В., Хинчук В.М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации (постатейный). - М.: ИНФРА-М. 2011. - 282с.
10. Гражданское право: Учебник. Т. 3 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект. 2014. - 470 с.
11. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 3 / Е.Н. Абрамова, Н.Н. Аерченко, Ю. В. Байгушева [и др.]; под ред. А.П. Сергеева. - М.: РГ-Пресс. 2010. - 800 с.
12. Гражданский процесс: Учебник 2-е изд. доп., перераб. / под ред. А.Г. Коваленко, А.А. Мохова, П.М. Филиппова. - М.: Статут. 2014. - 512 с.
13. Гришаев С.П. Семейное право в вопросах и ответах. - М.: Проспект-М., 2017. - 272 с.
14. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Меркулова Н.А. Готовность родителей к воспитанию детей в замещающей семье. – М.: Издательство Перо, 2015. – 180 с.
15. Доржиена С.В. Проблемы практики материального обеспечения приемных семей. - М.: Вестник. 2011. - 284 с.
16. Доржиева С.В. Приемная семья: прошлое, настоящее, будущее. Монография – М.: Издательство Проспект, 2019. – 208 с.
17. Иванова, Н.П. Социально-психологическая адаптация детей в замещающих семьях. - М., БФРГТЗ «Слово», 2002. — 100 с.
18. Иванова Г. Ф. Возрастные мотивационные особенности кандидатов в замещающие родители // Казанский педагогический журнал. – 2017. – №3 (122). – С. 148-152.
19. Иовчук Н.Н., Морозова Е.К., Щербакова А.Л. Психолого-медико-педагогическая поддержка детей-сирот, воспитывающихся в семьях // Народное образование. – 2001. - №7. - с. 185-189.
20. Капилина М.В. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. - М.: Никея. 2015. - 432 с.
21. Котова Т. Е. Социально-психологические и личностные характеристики готовности к замещающему родительству: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2011. - 27 с.
22. Летова Н.В. Усыновление как приоритетная форма устройства детей. – Томск, 2013. - 207 с.
23. Морозов Д.В. Создание сообщества приемных семей. - М.: Типограф. 2012. - 118 с.
24. Мелишева Ю.Б. Проблемы сиротства в современной России. - М.: Институт права РАН. 2015. - 499 с.
25. Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. М.:Типограф. 2014. - 368 с.
26. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.
27. Отделкина Т.Н. Формирование и сопровождение замещающей семьи как формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. … канд.социол. наук: 22.00.04 / Т.Н. Отделкина; Нижегородский гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского. – Нижний Новгород, 2017. - 16 с.
28. Попова И.Н. Содержание социально-психолого-педагогической деятельности по сопровождению замещающих семей: технологический аспект. - Владимир: Книги дня, 2011. - 92 с.
29. Поставнев В.М., Поставнева И.В. Психологическая готовность кандидатов в приемные родители. - М.: Экон-Информ, 2015.
30. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот к жизни в замещающей семье: научно-методическое пособие / Сост. Д. С. Занин, О. Н. Хахлова. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2011. – 206с.
31. Сопровождение замещающих семей: рекомендации для специалистов / А. Н. Попыловских, И. В. Маевская, И. В. Татаурова, О. А. Старицина. – Екатеринбург VIP-Урал, 2012. – 84 с.
32. Уханова Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (постатейный). - М.: Деловой двор. 2010. - 612 с.
33. Швецова М. Н. Социально-психологическое сопровождение замещающей семьи: моногр. - М.: МПГУ, 2013. - 216 с.
34. Япарова О.Г. Ребенок свой и чужой. Проблемы их решения. - М.: ООО-Элипс. 2013. - 282 с.
35. Япарова О. Г. Социально-психологические детерминанты успешного приемного родительства: дис. … канд. психол. наук. - М., 2009. - 189 с.
36. Араканцева, Т.А. Полоролевая социализация детей в приемной семье / Т.А. Арканцева // Семья России. - 2002. - №3 - с. 35-41.
37. Большакова Л. Н. Адаптация детей в приемной семье // Семейная психология и семейная терапия. – 2008. – № 4. – с. 28–40
38. Дружинина Т.И. Некоторые проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). - М.: ИГиП РАН. 2014. - 163 с.
39. Заяшникова О.В., Мамедова Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей (из опыта работы практиков) // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 11-2. – С. 224-226.
40. Колпакова Н.В. Психолого-педагогическое сопровождение замещающих семей как условие благополучия приемных детей // МНКО. - 2015. - №3 (52).
41. Лаврентьева З. И. Возврат детей из замещающих семей как социальнопедагогический феномен // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития.- 2017. - №3.
42. Маглыш В. А. Факторы и закономерности формирования родительских установок кандидатов в усыновители // Психол. журн. - 2007. - № 2 (14). - с. 82–88.
43. Маркина О. А. Мотивация личности родителя приемного ребенка // ИСОМ. - 2016. - №2-2.
44. Михеева Л.Ю. Институт опеки и попечительства в современных условиях // Государство и право. - 2013. - № 5. - с. 53-59.
45. Ослон В.Н. Организационная модель психосоциального сопровождения замещающей семьи // Психологическая наука и образование. -2015. - Том 7.- № 2. - с. 1–13.
46. Ослон В.Н. Психологическое сопровождение семьи с приемным ребенком: концепция, инновационные технологии // Психологическая наука и образование: Электронный журнал. - 2010. - № 5. - с. 149.
47. Паламарчук Е. М. Мотивация принятия ребенка в семью как фактор успешности замещающего родительства // Ped.Rev. - 2016. - №2 (12).
48. Прядко Н. А., Бережная О. В. Адаптация ребенка в условиях замещающей семьи // Вестник Ставропольского государственного университета. – 2011. - №73. – С. 155-160.
49. Санжаева Р. Д. Готовность и ее психологические механизмы // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2016. - №2
50. Скачкова Г.С. Особенности правового регулирования труда приемных родителей // Трудовое право. - 2013. - № 8. - с. 24-28.
51. Чашкова С.Ю. Проблемы правового регулирования отношений в приемной семье // Защита прав ребенка в современной России (материалы научно-практической конференции). М.: Типограф. 2014. - 158 с.
52. Брюман В.А. Приемная семья как альтернатива решения проблем сиротства // Научно-методический электронный журнал. - 2016. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ekoncept.ru/2016/86396/htm/ (дата обращения 14.05.2022).
53. Меркулова Н.А. Психологические проблемы воспитания детей-сирот в приемных семьях // Концепт. 2015. №S1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-problemy-vospitaniya-detey-sirot-v-priemnyh-semyah (дата обращения: 17.05.2022).
54. Министерство социального благополучия и семейной политики Камчатского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kamgov.ru/mintrud/structure/view (дата обращения 19.05.2022).