Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современном российском и мировом обществе происходят сложные процессы, которые затрагивают различные группы населения. Эта тенденция вызывает потребность исследования проблем изменения и образования новых векторов в государственном управлении. Сюда же входит анализ стратегических направлений развития регионов и населённых пунктов, разработка эффективного механизма региональной политики при учете новых экономических и социальных факторов.
Значение стратегического управления на уровне регионального государственного управления выражается в потребности улучшения ситуации в разных населённых пунктах. Этот процесс нуждается в детальном анализе и разработке улучшающих мероприятий. Таким образом, тема выпускной квалификационной работы является значимой и актуальной для дальнейшего изучения.
Объект выпускной квалификационной работы – Владимирская область.
Предмет – совокупность методов, инструментов, используемых в процессе совершенствования стратегических приоритетов регионального развития Владимирской области.
Цель работы – совершенствование приоритетов стратегического развития региона.
В связи с поставленной целью задачи, следующие:
- изучить сущность стратегии планирования и развития социально-экономической системы;
- рассмотреть особенности стратегического развития территории;
- описать методы планирования (прогнозирования) территориального развития субъектов РФ;
- проанализировать социально-экономическое развитие Владимирской области;
- разработать направления совершенствования стратегических приоритетов развития Владимирской области.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Теоретические и методологические основы исследования заимствованы из трудов следующих авторов: В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко, В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков и др.
Практическая значимость заключается в том, что итоги анализа в направлении совершенствования стратегического развития Владимирской области могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и применения.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе выпускной квалификационной работы рассмотрены теоретические основы формирования стратегии социально-экономического развития региона.
Во второй главе проведен анализ социально-экономического развития Владимирской области.
В третьей – выделено совершенствование стратегических приоритетов развития Владимирской области.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
1.1 Стратегии планирования и развития социально-экономических систем
Стратегия планирования и развития социально-экономической системы в государственном управлении представляет целенаправленную деятельность органов государственного управления регионального уровня, ориентированную на решение региональных проблем и проблем межрегионального взаимодействия, связанных с обеспечением общегосударственных интересов. Значение стратегии планирования и развития социально-экономической системы в государственном управлении характеризуется определенной масштабностью и сложностью территориального устройства, для осуществления эффективного государственного управления на местах, то есть в рамках определенных территориальных единиц, нуждаются в региональном управлении, основу которого составляет региональная политика. Региональная политика выступает в качестве компонента как федерального, так и регионального управления.
В качестве объекта регионального управления можно обозначить социально-экономическую систему региона, а также отдельных субъектов хозяйствования, имеющих регионообразующее значение. Субъектами стратегии планирования и развития социально-экономической системы выступают органы регионального государственного управления исполнительного характера, а также органы муниципального управления, которым делегируются определенные полномочия по реализации региональной политики. Помимо этого, в реализации стратегии планирования и развития социально-экономической системы участвуют домохозяйства, бизнес-структуры, профессиональные некоммерческие организации, общественные объединения. Эффективность реализации стратегии планирования и развития социально-экономической системы определяется ее инициаторами и разработчиками, то есть региональными органами государственного управления. В основе стратегии планирования и развития социально-экономической системы должны находиться точные принципы, обеспечивают взаимосвязь участников процесса реализации.
Совокупность методов, обеспечивающих реализацию стратегии планирования и развития социально-экономической системы делят на группы, представленные на рисунке 1.
Процесс реализации стратегии планирования и развития социально-экономической системы в структуре государственной власти и местного самоуправления осуществляют в ходе структурной политики, которая включает в себя комплекс государственных мер и оказывает непосредственное влияние на пропорции и структуру экономики.
Рисунок 1 – Совокупность методов, обеспечивающих реализацию стратегии планирования и развития социально-экономической системы
Процесс стратегического планирования в системе государственной власти и местного самоуправления является составным элементом стратегического управления на конкретный период. Его могут осуществлять как ситуациях необходимости, так и на регулярной основе. Среди элементов в системе стратегического планирования выделяют:
- концепции развития;
- комплекс стратегических проектов;
- отдельные стратегии по областям;
- проекты для решения чрезвычайных ситуаций;
- программы для развития материально-технической основы;
- проекты по социальному развитию и многое другое.
Стратегическое проектирование структуры государственной власти и местного самоуправления представляет собой часть управления, позволяющую достичь реализации управляемости и регулируемой конкретных процессов. Настоящая ситуация в российской экономике подразумевает осуществление существенного количества проектов, как национальных, так и отдельных отраслевых. Государство может осуществлять разработки проекта и предоставлять его для обсуждения, при этом оно преследует цели региональной и социальной взаимосвязи. В Россия региональные связи обладают первостепенным значением .
Таким образом, можно сделать вывод о том, что стратегии планирования и развития социально-экономической системы – важная составная часть экономической политики государства. Стратегии планирования и развития социально-экономической системы охватывают комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование размещения производительных сил.
В условиях рыночных отношений стратегии планирования и развития социально-экономической системы должны вырабатываться с учетом децентрализации экономики, укрепления финансово-хозяйственной самостоятельности политических и административно-территориальных единиц, изменения и перераспределения функций между центром, субъектами РФ и органами местного самоуправления.
В настоящее время главные цели реализации стратегии планирования и развития социально-экономической системы :
- создать во всех регионах Российской Федерации равные политические и социально-экономические условия для реализации на их территории прав, установленных в Конституции России и федеральных законах;
-·гарантировать получение всеми гражданами России минимальных социальных стандартов и равной социальной и правовой защиты.
Реализация данных целей предполагает:
- создание в регионах благоприятной среды для установления новых экономических отношений и общехозяйственных условий, облегчающих функционирование субъектов хозяйствования различных типов собственности;
- формирование в регионах условий для реализации интересов территорий (как совокупных интересов проживающего населения);
- активное содействие местному самоуправлению;
- приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное значение для России; оказание государственной поддержки депрессивным регионам.
Основные направления стратегии планирования и развития социально-экономической системы являются представлены в таблице 1.
Основные направления стратегии планирования и развития социально-экономической системы Таблица 1
№ п/п Направление Краткое описание
1 2 3
1 Формирование правовых основ федеративных отношений и местного самоуправления Подразумевает перераспределение полномочий между федеральными органами, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с реально выполняемыми ими функциями), а также практическое обеспечение конституционного принципа взаимного равноправия субъектов РФ
Продолжение таблицы 1
1 2 3
2 Систематическая разработка прогнозов социально-экономического развития РФ и федеральных целевых программ Методическое и нормативное обеспечение деятельности органов государственной власти РФ, субъектов Федерации и органов местного самоуправления; периодическое изменение административно-территориального деления страны – как отражения происходящих перемен в ее политическом и социально-экономическом развитии
Принципами реализации стратегии планирования и развития социально-экономической системы являются: структурная перестройка экономики региона, создание и развитие рыночной инфраструктуры, использование организационных форм общественного и административного управления и др.
Формами реализации этих принципов выступают:
- размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
- участие государственных органов в отдельных структурообразующих инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации на пути осуществления федеральных программ регионального развития с долевым государственным финансированием.
Таким образом, основная задача стратегии планирования и развития социально-экономической системы состоит в обеспечении согласованности государственных интересов в сфере регионального развития с основными региональными интересами. стратегии планирования и развития социально-экономической системы реализуются в разрезе различных направлений, например, экономического, демографического, социального, иного. Все эти направления находятся во взаимосвязи и призваны решать ряд общих задач.
1.2 Особенности стратегического развития территорий
Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территорий выступают в качестве управленческого процесса, представляющего собой последовательные и целенаправленные действия органов власти и управления, призванные обеспечить сбалансированное и полноценное развитие территории . Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территорий направлены на достижение целей, представленных на рисунке 2.
Рисунок 2 – Достижение целей в социально-экономическом развитии территорий
Стратегическое планирование управления социально-экономическим развитием территории представляет собой формулировку и постановку стратегических задач развития территорий в соответствии с прогнозами деятельности органов государственного и муниципального управления, хозяйствующих субъектов и населения в условиях постоянной динамики внешних факторов, задач и проблем.
Для стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием территорий характерны особенности, представленные в таблице 2.
Особенности стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием территорий Таблица 2
№ п/п Особенность Краткое описание
1 Постоянный анализ Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территорий основано на постоянном анализе, призванном выявлять потенциальные риски, проблемы, тенденции и альтернативы развития
2 Оптимизация задач Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территории призваны обеспечить легкую перестройку этого развития под меняющиеся обстоятельства за счет постоянной оптимизации задач развития территории
3 Целенаправленность Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территорий ориентируется на достижение важнейших целей развития
4 Корреляция стратегий Стратегическое планирование и управление социально-экономическим развитием территорий обеспечивает постоянную корреляцию стратегических и тактических планов
Социально-экономическое развитие территории ориентировано на достижение определенной цели или набора целей. Развитие территории представляет собой многоаспектный и многомерной процесс. В экономическом плане цели развития территории сосредоточены на обеспечении роста доходов населения и объемов производства, проведение институциональных, административных и иных изменений, в социальном смысле развитие территорий ориентировано на динамику общественного сознания, изменение привычек и традиций, сохранение культурных ценностей и так далее .
Основной задачей социально-экономического развития территории является улучшение уровня и качества жизни населения этой территории. Работа по стратегическому планированию и управлению социально-экономическим развитием территорий направлена на обеспечение роста доходов, оптимизацию сферы здравоохранения, образования, культуры, спорта, сокращение численности бедного населения, оздоровление окружающей среды, обеспечение равных возможностей, расширение личных свобод и прав. Стратегическое планирование и управление развитием территории формируют постановку долгосрочных и краткосрочных целей в соответствии с возможностями территории.
Долгосрочные цели стратегического планирования развития территории ориентированы на обеспечение формирования постиндустриального общества, создание высококвалифицированных рабочих мест, повышение уровня жизни граждан. Краткосрочные цели призваны обеспечить преодоление кризисного социально-экономического положения, достижение конкретных показателей развития территории.
Стратегическое планирование управления социально-экономическим развитием территорий призвано обеспечить однородность экономического пространства, сформировать необходимые социальные и экономические связи в пределах и за границей территорий, обеспечить достижение общих экономических интересов территории.
Одним из основных инструментов стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием территории выступают целевые программы, которые реализуются федеральными, региональными и муниципальными властями. Целевые программы стратегического развития территории представляют собой совокупность проектов и мероприятий, призванных обеспечить достижение цели и задачи социального, экологического и экономического характера и посредством реализации согласованных действий различных уровней власти и хозяйствующих субъектов за счет средств, выделяемым из бюджетной системы.
Непосредственное отношение к стратегическому развитию территории имеет бюджет потребителя, суммирующий нормативы гражданского потребления материальных услуг и благ, разделение по возрасту, полу и социальному положению, климатическое разделение, трудовые условия, места проживания и пр. Среди ведущих социальных нормативов выделяют: минимальный объем оплаты труда, пособия различного плана, социальные пенсии, стипендии учащихся, адресные пособия наименее защищенным категориям населения: многодетные семьи, матери-одиночки, малообеспеченные граждане и пр. В общности они образуют структуру социального обеспечения граждан как основную ответственность государства: выплат пособий, обеспечение оплаты труда и пенсий, общедоступные и бесплатные услуги в отрасли культуры, образования и здравоохранения. Действующие нормативы отображают современные представления о личных и гражданских потребностях .
Гражданский спрос, который зависит от реальных потребностей общества является формой потребления личных потребностей. Среди направлений спроса выделяют: потребительские потребности соответственно объему потребления материальных услуг и благ, платежеспособные потребности, что является неким выражением платежеспособных возможностей граждан.
Для реализации процесса стратегического развития территории можно выделить разные критерии:
1. Показатели дохода населения:
- номинальные показатели;
- реальные показатели;
- общие показатели.
2. Показатели расходов населения:
- покупка потребительских товаров длительного применения;
- удовлетворение текущих потребностей;
- расходы на приобретение различных услуг (коммунальные, медицина, туризм, дополнительное образование, покупка различных благ т.п.);
- 3. Общие критерии качества жизни:
- динамика объема ВВП;
- динамика фонда потребления.
4. Показатели обеспеченности населения жилой площадью и предметами длительного применения:
- показатели жилищного строительства;
- обеспеченность жилой площадью;
- жилищный фонд в общем.
5. Объем денежных накоплений населения:
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 31.07.2020 № 264-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 02.05.2022)
2. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967 (дата обращения: 02.05.2022)
3. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития российской федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1195467/ (дата обращения: 02.05.2022)
4. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. от 16.12.2021) «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» (ред. от 16.12.2021 № 3633-р) [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/FGb53t (дата обращения: 02.05.2022)
5. Закон Владимирской области «О Счетной палате Владимирской области» от 28 февраля 1997 г. // Вестник Законодательного Собрания Владимирской области. 1997. № 1
6. Устав Владимирской области от 14 августа 2001 г. // СПС «Консультант-Плюс» (дата обращения: 02.05.2022)
7. Постановление администрации Владимирской области от 28.01.2021 № 32 «Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области на 2021 год» [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/3300202101280008 (дата обращения: 02.05.2022)
8. Анализ исполнения областного бюджета Владимирской области за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://dtf.avo.ru/analiz-ispolnenia-oblastnogo-budgeta-za-2021-god (дата обращения: 02.05.2022)
9. Бондарович, С. П. Особенности стратегического планирования социально - экономического развития территорий, в свете реализации указа № 204 от 07.05.2018 года о национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года / С. П. Бондарович, Н. Г. Ивельская // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности: сборник статей Международной научно-практической конференции, Тюмень, 17 октября 2018 года. – Тюмень: Общество с ограниченной ответственностью «ОМЕГА САЙНС», 2018. – С. 91-97. – EDN YKXRNJ.
10. Васильев, В. П. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / В. П. Васильев, Н. Г. Деханова, Ю. А. Холоденко. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
11. Васильева, В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для вузов / В. М. Васильева, Е. А. Колеснева, И. А. Иншаков. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 441 с.
12. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление : учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 453 с.
13. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Е. В. Охотский [и др.] ; под общей редакцией Е. В. Охотского. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 409 с.
14. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / С. И. Журавлев [и др.] ; под редакцией С. И. Журавлева, В. И. Петрова, Ю. Н. Туганова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 305 с.
15. Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы : учебник для вузов / Л. В. Сморгунов [и др.] ; под редакцией Л. В. Сморгунова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 395 с.
16. Государственное и муниципальное управление : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев [и др.] ; под редакцией С. Е. Прокофьева, О. В. Паниной, С. Г. Еремина, Н. Н. Мусиновой. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 608 с.
17. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба : учебник для вузов / Д. Ю. Знаменский ; ответственный редактор Н. А. Омельченко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 405 с.
18. Изосимов С. В. Метод SWOT-анализа: его место в методах исследования, преимущества и недостатки // Экономикс. 2013. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-swot-analiza-ego-mesto-v-metodah-issledovaniya-preimuschestva-i-nedostatki (дата обращения: 02.05.2022).
19. Куимов Павел Алексеевич Применение методики pest для анализа внешней среды предприятия // Контентус. 2016. №8 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-metodiki-pest-dlya-analiza-vneshney-sredy-predpriyatiya (дата обращения: 02.05.2022).
20. Куликова, Е. С. Особенности формирования и реализации стратегического вектора маркетингового развития территории / Е. С. Куликова // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. – 2018. – № 3(61). – С. 84-87. – EDN YVPNTN.
21. Купряшин, Г. Л. Основы государственного и муниципального управления : учебник для вузов / Г. Л. Купряшин. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 574 с.
22. Мухаев, Р. Т. Система государственного и муниципального управления в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Р. Т. Мухаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 299 с.
23. Население Владимирской области: численность, крупные города [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/naselenie/vladimirskoj-oblasti (дата обращения: 02.05.2022)
24. Никитина, А. С. Управление человеческими ресурсами в государственном и муниципальном управлении : учебное пособие для вузов / А. С. Никитина, Н. Г. Чевтаева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 187 с
25. О демографической ситуации во Владимирской области за 2021 год [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/gibG7 (дата обращения: 02.05.2022)
26. Общие географические и исторические сведения о Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: https://www.mnr.gov.ru/activity/regions/vladimirskaya_oblast (дата обращения: 02.05.2022)
27. Основы государственного и муниципального управления (Public Administration) : учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.] ; под редакцией Г. А. Меньшиковой, Н. А. Пруеля. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 340 с.
28. Основы государственного и муниципального управления. Агенты и технологии принятия политических решений : учебник и практикум для вузов / Г. А. Меньшикова [и др.] ; под редакцией Г. А. Меньшиковой. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 387 с
29. Особенности стратегических реалий развития территории / О. А. Рущицкая, Е. С. Куликова, Т. И. Кружкова, О. Е. Рущицкая // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 5-3. – С. 123-127. – EDN ORBJGO.
30. Попова, Н. Ф. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / Н. Ф. Попова ; под общей редакцией Г. Ф. Ручкиной. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 239 с.
31. Прокофьев, С. Е. Теория и механизмы современного государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / С. Е. Прокофьев, С. Г. Еремин, А. И. Галкин. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 695 с.
32. Толок, В. А. Особенности стратегического планирования в развитии региональной конкурентоспособности территории / В. А. Толок // Молодёжь, наука, инновации: актуальные вопросы современности: сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 07 мая 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью «Наука и Просвещение», 2021. – С. 50-54. – EDN JYVPUZ.
33. Управление государственной и муниципальной собственностью (имуществом) : учебник и практикум для вузов / Г. С. Изотова, С. Г. Еремин, А. И. Галкин ; под редакцией С. Е. Прокофьева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 312 с.
34. Уровень жизни населения Владимирской области [Электронный ресурс]. URL: https://avo.ru/uroven-zizni-naselenia (дата обращения: 02.05.2022)
35. Финансово-правовые основы государственного и муниципального управления : учебник и практикум для вузов / И. В. Мишуткин, А. И. Землин, О. М. Землина, Н. П. Ольховская. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 194 с.