Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Трансформация к социально-ориентированным рыночным отношениям нуждается в формировании целостной, многообразной и действенной социальной защиты, которая будет состоять из экономических и юридических гарантий в области установления основных прав граждан состоящих из определенных в нормативно-правовых актах государственных форм и уровней удовлетворения потребностей разнообразных групп граждан.
На данный момент времени в череде социальных гарантий выделяют:
- права, которые определены в Конституции РФ и это: право на труд и льготы, которые относятся к порядку его исполнения, право на образование, медицинскую помощь, право на отдых и жилье;
- права, которые определены в нормативно-правовых актах: минимальная зарплата, пенсионное обеспечение, стипендия, пособия и так далее.
Нужно не только сохранять данные гарантии, но и наполнять их новейшим содержанием, укреплять финансовую базу и, самое главное вносить актуальные дополнения.
Метод права социального обеспечения нужно выстраивать на основании социальных норм, которые являются научно обоснованными показателями степени потребления разнообразных благ и услуг, величины денежных доходов и иных условий жизни граждан.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Метод права социального обеспечения» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Метод права социального обеспечения является особой, неповторимой трансформацией общего метода правового регулирования и состоит в специфическом комплексе основных и дополнительных способов правового регулирования, который существует только в системе конкретных отраслевых правовых норм и первоочередно взаимообусловлен, неразрывно связан с соответствующей группой общественных отношений - предметом права социального обеспечения и отражает следующие отличительные юридические свойства права социального обеспечения: сочетание императивного и диспозитивного правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность возникновения, изменения и прекращения правоотношений специфическими юридическими фактами (фактическими составами); применение правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций. Для метода права социального обеспечения характерно особое сочетание императивного и диспозитивного способов правового регулирования, при неизменном (перманентном) доминировании первого, а также применение в нормах права социального обеспечения стимулирования как производного способа правового регулирования.
Для метода права социального обеспечения характерны в первую очередь восстановительные (компенсационные) санкции, правопресекательные и, играющие незначительную роль, правоограничивающие санкции. Санкции карательные, закрепляющие некий урон, лишения, наносимые законно имеющимся у правонарушителя объектам или отягощения личного, организационного либо имущественного характера, в нормах права социального обеспечения законодателем не применяются.
Объектом исследования являются правовые отношения в области правового регулирования метода права социального обеспечения.
Предметом исследования послужат нормативные правовые акты, относящиеся к теме исследования, комментарии к ним, помогающие понять содержание законодательных норм, монографии и издания периодической печати.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ метода права социального обеспечения, выявление сущности данной правовой конструкции, анализ правового регулирования складывающихся в данной сфере отношений, и, как следствие, выявление наиболее важных теоретических и практических проблем в исследуемой области.
Задачи данного исследования:
1. Рассмотреть определение понятия социального обеспечения, его форм и видов.
2. Изучить предпосылки появления законодательства о социальном обеспечении.
3. Выявить источники права социального обеспечения.
4. Проанализировать понятие, виды методов права.
5. Раскрыть общие особенности методов права социального обеспечения.
6. Установить отличие методов права социального обеспечения от других методов права.
Теоретическая база работы – статьи, монографии, иные работы различных исследователей и ученых, таких как Бесстремянная, Г., Бочарова О.В., Данченко С.П., Канева, С. Ю., Мохов А.А. и т.д. по вопросам, являющимся предметом настоящего исследования.
Нормативной основой исследования – явились имеющие отношение к теме исследования положения Конституции РФ , а также иные нормативные правовые акты, регламентирующие общественные отношения, связанные правовым регулированием метода права социального обеспечения.
Эмпирическую базу работы составляет анализ судебной практики по делам, относящимся к исследуемой сфере.
В качестве методологической основы был использован метод теоретического исследования, это изучение, анализ, синтез, обобщение научных литературных источников, в которых исследуются отличительные особенности метода права социального обеспечения, частнонаучные методы, на основании которых был проведен анализ заявленной темы и сделаны обобщающие выводы.
Структура исследования определена целями и задачами, и оно состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработки темы, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается определение понятия социального обеспечения, его форм и видов, а также предпосылки появления законодательства о социальном обеспечении. Кроме этого представлены источники права социального обеспечения.
Во второй главе исследуется понятие, виды методов права, представлены общие особенности методов права социального обеспечения. И за этим проводятся отличия методов права социального обеспечения от других методов права.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются окончательные выводы по исследованной теме.
Глава I. Общая характеристика права и организации социального обеспечения
1.1.Определение понятия социального обеспечения, его форм и видов
В научных исследованиях, социальное обеспечение рассматривается по-разному. Приведем отдельные примеры формулировок понятия СО на сегодняшний день.
Н.Ф. Басов рассматривает социальное обеспечение в виде многоаспектного комплекса экономических отношений в области распределения государственно-негосударственных средств который нацелен на частичное возмещение дохода от работы, от семейного обеспечения и дополнительных трат на несовершеннолетних и иных нетрудоспособных граждан, например, в рамках оказания медицинской помощи, либо предоставления определенных услуг гражданам, пострадавшим во время возникновения социальных рисков либо иных социально важных последствий .
В.Ш. Шайхатдинов рассматривает социальное обеспечение, как систему общественных отношений, которые складываются на основе законодательства, между гражданами и органами государства, местного самоуправления, а также различными организациями, относительно представления гражданам особых источников дохода, в форме медицинской помощи, пенсий, пособий и иных видов обеспечения при наступлении страховых и не страховых случаев, которые влекут за собой утрату или понижение доходов и/или повышение расходов, малообеспеченность и др., для того чтобы предотвратить, смягчить или устранить описанные отрицательные последствия наступления страховых и не страховых случаев .
В процессе формирования определения социального обеспечения, важным компонентом является еще и экономическая составляющая, так как исследование вопросов социального обеспечения находится в тесной связи не только с правовыми компонентами, но и с экономической и социологической наукой .
Важно упомянуть, что при анализе понятия СО, затрагиваются такие понятия, как социальная защита, социальное право, социальное страхование и др. В рамках данного исследования будет прослеживаться взаимосвязь с этими понятиями, в связи с чем, видится целесообразным соотнести их с определением понятия СО.
Социальную защиту представляют в качестве наиболее применяемых юридических категорий, которую при учете идеологии и влияния разнообразных экономических, а также социально-политических условий, используют с целью оценивания политиками, а также исследователями социального показателя государства .
Понятие «социального страхования» исторически появилось даже раньше, чем понятие «социального обеспечения» – во второй половине XIX века. Впервые, на законодательном уровне, понятие социального страхования закрепилось в законах Германии об обязательном социальном страховании в рамках модели социального страхования, которая была ориентирована на замещение заработной платы, когда финансирование основывалось на страховых взносах работодателей и работников . Затем и другие государства, в том числе Россия, стали использовать данное понятие в законодательстве для урегулирования отношений по страхованию от несчастных случаев и на случай болезни.
Главный сущностным признаком обязательного страхования является возвращение посредством системы страхования, при наступлении страховых случаев ранее отложенных на эти цели своих денежных средств. Это, в некоторой степени, возмещение утраченного заработка, сложившегося у человека социального статуса и привычных условий. Целью данного исследования не является подробный анализ социального страхования, данная категория рассматривается здесь лишь в соотношении с социальным обеспечением.
В системе правовых знаний, социальное обеспечение рассматривается с точки зрения его сущностных признаков как самостоятельный элемент системы.
Различные ученые, такие как В.С. Андреев, В.А. Тарасова, В.Ш. Шайхатдинов выделяют в предмете права СО почти все правоотношения, которые появляются в сфере предоставления конкретной формы СО, это могут быть правоотношения относительно пенсионного обеспечения, правоотношения относительно предоставления пособий, правоотношения относительно предоставления медицинских услуг и так далее. М.В. Лушникова и А.М. Лушников обозначают то, что на основании природы данные правоотношения являются социально-обязательственными и появляются они между органами СО и гражданами в области оказания определенного СО для устранения либо минимизации результатов социальных рисков при помощи денежного возмещения и нормализации финансового положения граждан, а помимо с целью социальной интеграции, нормализации социального положения граждан . Исследование мнений указанных авторов говорит о том, что исследователи, отделяя в предмете, обеспечительные правоотношения, которые появляются исходя из заключения соглашений с негосударственной пенсионной организацией, указывают на то, что они выступают за пределы правоотношений, состоящих в пределах исследуемой отрасли так, как заключение договора и появление в результате этого договорных отношений говорят о том, что такие правоотношения не будут соответствовать главным показателям СО, а определяют их гражданско-правовое направление.
Таким образом, рассмотренные точки зрения авторов, указывают на то, что предмет права СО, представляет собой сочетание общественных отношений и отношений материального, процедурно-процессуального характера, которые возникают в связи с распределением определённой части ВВП в структуре СО. Финансовые правоотношения появляются по поводу материальных выплат и «натуральной» помощи, а правоотношения процедурной, а также процессуальной формы предшествующие или сопутствующие относительно финансовых правоотношений и они нужны в целях действенного функционирования.
Право на СО закреплено в статье 39 Конституции РФ , в которой провозглашается, что каждому гражданину гарантированно СО по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в других случаях, которые установлены законом государства. Пенсии и социальные пособия закреплены законом, а в настоящее время государство реализует формирование финансовых баз и организационных структур, которые позволят реализовать право на социальное обеспечение.
Формами СО являются пенсии и пособия, а также компенсационные выплаты и социальные услуги. Также, существуют такие формы социального обеспечения, как государственные (бюджетные и внебюджетные) и международные.
В настоящее время, в Российской Федерации виды социального обеспечения можно разделить на две группы:
- СО, которое предоставляется в денежном эквиваленте (денежной форме).
- СО, которое предоставляется в натуральном выражении (натуральной форме).
Пенсионное обеспечение относительно обязательного СС подразделяют на трудовое, а также профессиональное, и, на основании нормативно-правовых актов, в череде таких выплат выделяют пенсионное обеспечение по старости, а кроме этого по инвалидности, а также в результате потери кормильца.
Пособия как одна из важнейших форм обеспечения населения, является регулярными или единовременными выплатами, которые осуществляются при помощи средств СС либо государственных средств. В отличие от пенсионного обеспечения, которое является постоянным и главным источником доходов, пособия зачастую выступают в качестве помощи временно заменяющей потерянные доходы, либо выступают в качестве дополнения к основным доходам.
В настоящее время законодательство предусматривает следующие виды пособий: пособие по временной нетрудоспособности; пособие по безработице; пособие для граждан, имеющих детей; пособие по беременности и родам; единовременное пособие для женщин, которые встали на учет в специальные медицинские учреждения в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет; единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью .
Еще одним видом социального обеспечения представляются компенсационные выплаты, которые выдаются вместе с пособиями. В российском законодательстве рассматривается ряд компенсационных выплат.
Таким образом, в нашей стране определены базовые составляющие относительно того, что люди с их правами, свободами, это основная ценность, при учете этого на государственном уровне выстраивают политику, нацеленную на процесс формирования достойного уровня жизни, а также качественного развития. В качестве гарантий при этом определяют закрепленные в нормативно-правовых актах правила, определяющие СО.
Во время развития представления на СО, значимой является экономическая составляющая, на основании того, что изучение проблематики СО состоит в тесной взаимосвязи, как с юридическими составляющими, так и с экономическими. При учете того, что экономика направлена на процесс СО в качестве направления социальной защиты, нацеленной на процесс удовлетворения потребностей, а также поддержки качества жизни определенных слоев граждан. Социология при этом изучает СО с позиции социальных прав определенных в качестве особенного права любой личности на получение установленных минимальных социальных гарантий, в череде которых состоит право СО во время временной нетрудоспособности, во время потери работы и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ // СЗ РФ, 18.11.2002, № 46, ст. 4532.
3. Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» // СЗ РФ, 10.02.2014, № 6, ст. 550.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» // СЗ РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 6965.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» // СЗ РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598.
6. О международных договорах Российской Федерации: Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ // СЗ РФ, 17.07.1995, N 29, ст. 2757.
7. О государственной социальной помощи: Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ // СЗ РФ, 19.07.1999, № 29, ст. 3699.
8. Об основах социального обслуживания граждан в РФ: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ // СЗ РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
9. О ветеранах: Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ // СЗ РФ, 16.01.1995, № 3, ст. 168.
10. О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием: Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ // СЗ РФ, 13.11.2000, № 46, ст. 4538.
11. Об основных гарантиях прав ребенка в РФ: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ // СЗ РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3802.
12. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19.02.1993 № 4530-1 // СЗ РФ, 25.12.1995, № 52, ст. 5110.
13. О занятости населения в РФ: Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 // СЗ РФ, № 17, 22.04.1996, ст. 1915.
14. О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС: Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 // Ведомости СНД и ВС РСФСР, 1991, № 21, ст. 699.
15. Об обеспечении деятельности КС РФ и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям КС РФ и членам их семей: Указ Президента РФ от 07.02.2000 № 306 // СЗ РФ, 14.02.2000, № 7, ст. 795.
16. О мерах по социальной поддержке многодетных семей: Указ Президента РФ от 05.05.1992 № 431 // Ведомости СНД и ВС РФ, 14.05.1992, № 19, ст. 1044.
17. Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан: Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 // СЗ РФ, 25.05.2009, № 21, ст. 2572.
18. О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами: Постановление Правительства РФ от 08.04.1999 № 393 // СЗ РФ, 19.04.1999, № 16, ст. 1994.
19. Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году: Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 // РГ, № 21, 03.02.2021.
20. Об индексации в 2021 году размеров отдельных выплат военнослужащим, сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти, гражданам, уволенным с военной службы (службы), и гражданам, проходившим военные сборы: Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 70 // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 30.01.2021.
21. Об утверждении Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей: Приказ Минтруда России от 29.09.2020 № 668н // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 23.12.2020.
22. «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации»: Постановление Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70 «Об утверждении разъяснения // РГ, № 255, 19.12.2003.
23. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. // Российская газета. 2009. № 5065.
24. Постановление ПВС РФ от 10 марта 2011 г. № 2 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2011. № 5.
25. Постановление ПВС РФ от 11 декабря 2012 г. № 30 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2013 г. № 2.
26. Решение Железнодорожного районного суда г. Самары № 2-275/2019 2-275/2019(2-3179/2018;) М-3051/2018 2-3179/2018 М-3051/2018 от 13 февраля 2019 г. по делу № 2-275/2019.
27. Андреев В.С. Научные труды. Т. 1. – М.: Издательский центр Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2019. С.233.
28. Басов Н.Ф Технологии социальной работы с молодежью. – М.: Кнорус, 2016. С. 119.
29. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения: автореф. дис. … д-ра юрид.наук. М., 2020. С.36
30. Благодир А.Л. Система права социального обеспечения. - Дис. … докт. юрид. наук. / А.Л. Благодир; «Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина». – М., 2020. С.60-65.
31. Васильева Ю.В. Кодификация российского законодательства о социальном обеспечении: теоретические и практические проблемы: автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.,2020. С.15.
32. Делегеоз Е.Г. Правовое регулирование труда и социального обеспечения инвалидов: учебное пособие / Е.Г. Делегеоз, В.В. Джура, Е.Н. Тарасова. СПб.: АНО ВО «СЮА», 2019. С. 30.
33. Евдокимов К. Н., Таскаев Н. Н. К вопросу о совершенствовании Конституции РФ в контексте развития современного российского общества и деятельности органов прокуратуры // Актуальные проблемы развития правового государства. Иркутск: БГУЭП, 2019. С. 85.
34. Захаров М.Л. Социальное страхование в России: монография. М.: Проспект, 2019. С.24–25.
35. Лушников А.М., Лушников М.В. Право социального обеспечения России: научное наследие и современность // Юридические записки Ярославского государственного университета П.Г. Демидова. – Ярославль: Изд-во Яросл. ун-та, 2020, Вып. 8. – С. 90.
36. Максимов Б.И. Инновационная деятельность в сфере производства - социологический анализ. СПб.: Социологический институт РАН, 2016. С.56.
37. Панова А.А. Ключевые виды социального обеспечения // Science Time. 2019. № 1 (13). С.362.
38. Филипова Э.М.О принципах в праве социального обеспечения // Проблемы и вопросы гражданского права – 2019. Т.13. №2. С.67.
39. Шайхатдинов В.Ш. Дополнительное социальное обеспечение: анализ проблем теории и практики // Вестник Пермского университета, 2019. №4(30), С.100-107.
40. Шарифьянова З.Ф. Социальное страхование в России: проблемы и перспективы развития // Инновационная наука. - №12. - 2019. С.350
41. Юрковский А. В., Деревскова В. М., Конституционное право: учебное пособие / Иркутский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры РФ. Иркутск, 2018. С.76.