Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной бакалаврской работе, связана с тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих различные формы нарушений речи. Детям необходимо проходить лечение у логопеда, которое не всегда бывает эффективным вследствие отсутствия достаточного количество квалифицированного и грамотного персонала, а также преимущественного применения традиционных и устаревших техник логопедической работы с детьми.
Согласно статистическим данным, примерно 60% дошкольников к началу школьного возраста имеют нарушения речи различной выраженности [1], что негативно сказывается на их нормальной способности к обучению, вызывает низкий уровень успеваемости, отставание в психическом развитии, психологические проблемы.
Степень изученности проблемы. Проблемой изучения нарушений речи у детей занимались такие ученые как: Е. Ф. Архипова [1], С. В. Ваторопина [5], О. Е. Громова [7], В. М. Делягин [8], Н. Н. Заваденко [10], А. Н. Корнев [12], Т. А. Лазебник [14], И. В. Макаров [16], Е. М. Мастюкова [18], Е. Ф. Соботович [26] и многие другие
Кинезиологические техники и методы как форму коррекционной работы рассматривали такие исследователи как: В. К. Бальсевич [2], Н. М. Валиева [4], Н. Г. Кузнецова [13], В. В. Паутова [21], М. Фадеева [30] и др.
Цель исследования – провести анализ использования кинезиологических техник в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования – дети дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования – использование кинезиологических техник в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Изучить теоретические подходы к изучению проблемы нарушений речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе.
2. Описать классификацию нарушений речи у дошкольников.
3. Раскрыть понятие и сущность кинезиологической работы с дошкольниками.
4. Провести констатирующий эксперимент для выявления степени нарушении речи у дошкольников.
5. Организовать работу с дошкольниками по коррекции нарушений речи с использованием кинезиологических техник.
6. Проанализировать эффективность работы с дошкольниками с использованием кинезиологических техник для коррекции нарушений речи.
Теоретическую базу исследования составили такие исследования как: «Технологии образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста» А. А. Буренковой [3], а также «Психогимнастика» М. И. Чистяковой [33].
Эмпирическая база исследования: МБДОУ «Детский сад № 40 компенсирующего вида».
Гипотеза исследования: применение кинезиологических техник может быть эффективно для коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников при следующих педагогических условиях:
– комплексная и последовательная работа с дошкольниками, представляющая собой реализацию программы специальных занятий.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, классификация, обобщение, моделирование, тестирование, эксперимент, опрос, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников, а также использование кинезиологических техник в процессе данной работы. Полученные теоретические материалы можно использовать в дальнейших научных разработках по рассматриваемой проблеме.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой программы работы с дошкольниками по коррекции нарушений речи с использованием кинезиологических техник, которая может быть использована в практике деятельности коррекционных педагогов и логопедов.
Структура исследования. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения, списка литературы, указателя страниц и иллюстраций и двух приложений.
Глава 1. Кинезиологическая работа с нарушениями речи у дошкольников
1.1. Теоретические подходы к изучению проблемы нарушений речи у дошкольников в психолого-педагогической литературе
Речь является одним из важнейших психических процессов, который, наряду с мышлением, составляет вторую сигнальную систему и отличает человека от животного.
Минимальные речевые навыки закладываются у ребенка еще в период внутриутробного развития, но основным фактором, который оказывает влияние на развитие речи, все же признается постепенное получение социально-коммуникативного опыта [1].
Ребенок учится говорить, копирует коммуникативные модели у взрослых, в течение раннего периода развития усваивает некоторые правила и нормы устной речи, которые впоследствии тренирует и превращает в уже более сложные и развернутые формы говорения и слушания.
Однако некоторые дети попадают в такие ситуации, что их речь не развивается по стандартной возрастной схеме, постепенно родители начинают замечать некоторые отклонения от возрастной нормы, что становится причиной обращения к специалистам, занимающимся данной проблемой [7, с. 30].
Если в раннем возрасте практически отсутствуют серьезные возрастные нормы речевого развития – современные дети начинают говорить в разном возрасте и это не вызывает никаких тревог ни у родителей, ни у специалистов, то после 3-х лет, когда начинается дошкольное детство и ребенок начинает посещать ДОУ, речевые особенности становятся видны очень явно, особенно в сравнении со сверстниками [9, с. 50].
Специалисты (логопеды, врачи, педагоги и психологи) начинают усиленный поиск причин возникновения у дошкольника таких речевых отклонений, проводят комплексную диагностику и выясняют, с чем же связана данная проблема [26, с. 43].
Под нарушениями речи в научной литературе понимают комплекс речевых проблем, которые выражаются недостаточным развитием вербальной коммуникации и речевой моторики. Также у детей с нарушениями речи часто диагностируются проблемы в других (смежных) областях физического или психического развития [34, с. 6].
Нарушения речи у дошкольников возникают по ряду причин, которые можно объединить в следующие группы [11, с. 19]:
– физические проблемы;
– неврологические проблемы;
– психические проблемы.
К дошкольникам с нарушениями речи относят детей, которые имеют сохранный интеллект и нормальные слуховые функции, но при этом отличаются различными отклонениями в речевой деятельности.
В настоящее время исследователи отмечают, что нарушения речи как медико-социальная и психолого-педагогическая проблема очень распространенны и снижают качество жизни дошкольника. Кроме того, ученые выделяют многообразие причин и проявлений нарушений речи, некоторые из них могут быть полностью устранены, некоторые – частично скорректированы, а другие – не подлежат устранению даже при наличии самых современных медицинских инноваций [17, с. 10].
Надо отметить, что для дошкольника, особенно в старшем периоде дошкольного детства, нарушение речи становится не только бытовой и коммуникативной, но и психологической проблемой. Он начинает чувствовать себя особенным, недоразвитым, над ним смеются сверстники, он не может нормально выстроить коммуникацию, дружить с другими детьми [29, с. 26].
Как считает А. А. Леднева, у дошкольников, которые имеют различные нарушения речи, медленней, чем у сверстников с нормальным речевым развитием, проходит социализация [15, с. 353].
Учитывая, что именно дошкольный возраст является тем возрастным периодом, в котором наиболее активно формируются принципы социального поведения, нарушения речи дошкольников представляют собой серьезную психолого-педагогическую проблему.
У дошкольников с нарушениями речи наблюдаются следующие проблемы социально-психологического развития [28, с. 32]:
– нарушение процесса усвоения правил общественного поведения, социальных норм, моральных и нравственных ценностей, национальных традиций;
– трудности с вхождением в социально-ролевые связи и межличностные отношения, усложнение формирование социальной идентичности личности дошкольника с нарушениями речи;
– затруднения в формировании позитивных эмоциональных контактов с окружающими;
– отсутствие нормальной возможности адекватно воспринимать окружающую природную и социальную среду;
– задержка в формировании навыков социально-бытового ориентирования;
– формирование деструктивных мировоззренческих установок, которые приводит к деформации личности и отсутствию возможности развития зрелой личности.
Поэтому детям, имеющим различные нарушения речи, особенно те, которые сложно поддаются коррекции, необходимо постоянное психологическое сопровождение.
Таким образом, дошкольники с нарушениями речи испытывают трудности в следующих сферах жизни [32, с. 60]:
– адаптация к бытовым условиям жизни;
– деятельность и обучение;
– коммуникация.
По данным С. А. Мироновой, родителям и педагогам важно создать наиболее комфортные и гармоничные условия, в которых дошкольник с нарушениями речи может максимально приблизиться к уровню адаптированности к жизни, свойственной дошкольникам с нормальным развитием. К таким условиям исследователь относит [19, с. 80]:
– комплексное психолого-педагогическое воздействие на социальное развитие дошкольника с речевыми нарушениями, в котором должны участвовать не только педагоги, психологи, воспитатели, логопеды и врачи, но и все члены семьи ребенка;
– создание специальной, расширенной коммуникативной среды для дошкольника с нарушениями речи, формирование возможности разнопланового общения не только со сверстниками, но и со взрослыми (данное условие наиболее эффективно создается средствами инклюзивного воспитания и обучения);
– максимальное раннее приобщение дошкольника с нарушениями речи к условиям социальной действительности, быта, различных коммуникативных ситуаций.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что у дошкольников с нарушениями речи существует целый комплекс медицинских, психологических и социальных проблем, которые важно решать комплексно, с помощью интегративного принципа с включенностью не только специалистов, но и родителей, бабушек, дедушек. Чем больше формируется у дошкольника с нарушениями речи коммуникативное поле, тем успешнее он будет справляться с вынужденной изоляцией и отсутствием элементарных навыков функционирования в обществе.
1.2. Классификация нарушений речи у дошкольников
Первая классификация нарушений речи, связанная с повреждениями речевых органов, основана на характере происхождения. Данная классификация представлена на рис. 1 [16, с. 101].
Рис. 1. Классификация нарушений речи по происхождению
При наследственных нарушениях речи возникает такая ситуация, что у одного из родителей были речевые нарушения, связанные с определенными физиологическими и психическими особенностями, которые обусловлены генетически. Однако в этом случае наследственность проявляется в передаче именно этих особенностей, результатом чего становятся схожие речевые нарушения, которые при определенных условиях могли бы и не проявиться у ребенка.
Под врожденными нарушениями речи понимают те проблемы, которые обусловлены негативными факторами, влияющими на ребенка, когда он находился в утробе матери. Так, выделяют такие причины внутриутробных нарушений как [35, с. 23]:
– гипоксия плода, когда невозможность нормально дышать привела к дефекту речевого аппарата;
– стрессовые состояния матери;
– медикаментозное лечение матери на определенных сроках беременности, которое стало причиной интоксикации;
– прием алкоголя, наркотиков или курение матери во время беременности;
– перенесенное матерью во время болезни инфекционное заболевание;
– несовместимость типов крови матери, отца и ребенка;
– переношенность или недоношенность ребенка;
– другие факторы сложного течения беременности матери.
Достаточно сложным для изучения видом нарушений речи по происхождению являются перинатальные. Они возникают у детей вследствие получения родовой травмы, сложных родов, в которых ребенок испытывает ряд проблем, которые всегда приводят к тяжелым последствиям, в том числе и речевым. Так, к нарушениям речи приводят [10, с. 362]:
– асфиксия новорожденного в процессе родовой деятельности;
– различные травмы головы, которые ребенок получает в процессе прохода через родовые пути;
– вес новорожденного при рождении, составляющий менее 1,5 килограммов;
– необходимость проведения реанимации новорожденного сразу после рождения.
Постнатальные нарушения речи формируется в первые месяцы жизни новорожденного и связаны с различными возникшими у них заболеваниями, в том числе [8, с. 1174]:
– разного рода инфекции, которые непосредственно затрагивают область головы, например, воспаление среднего уха, менингит, энцефалит и т.д.;
– травмы головы средней и тяжелой степени, которые ребенок получает в первые месяцы жизни;
– повреждения неба, которые приводят к дефекту наружной части речевого аппарата.
Очень распространенным видом нарушений речи, выделенным по происхождению, являются социально-бытовые. Ребенок, страдающий таким видом нарушений речи, вполне здоров физически, но он просто не получает нормального коммуникативного опыта, т.к. у него отсутствует достаточный уровень вербального общения и эмоционального контакта со своими родителями [25, с. 40].
Вопреки устоявшемуся мнению о том, что социально-бытовые нарушения речи возникают только у детей, которые воспитываются в неблагополучных семьях, статистика показывает, что это не так. Многие благополучные семьи в силу своей занятости не могут предоставить детям комфортной среды для нормального речевого развития [27, с. 34].
Вторая классификация нарушений речи основана на типе причин возникновения. Данная классификация представлена на рис. 2 [6, с. 471].
Рис. 2. Классификация нарушений речи по типу причин возникновения
Различные эндокринные нарушения в формировании здорового организма ребенка вызывают проблемы в психомоторном развитии, которое, в свою очередь, оказывает негативное влияние на речь.
Функциональные причины речевых нарушений основаны на дефектах одного из структурных элементов речевого аппарата, которые также не могут не оказать влияния на развитие речи [5, с. 26].
В случае, если у дошкольника существуют какие-то психосоматические проблемы, например, невроз или фобия, то его речь
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипова, Е. Ф. Дети с тяжелыми нарушениями речи в ДОО: рекомендации к содержанию адаптированных образовательных программ дошкольного образования / Е. Ф. Архипова // Особый ребенок. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-s-tyazhelymi-narusheniyami-rechi-v-doo-rekomendatsii-k-soderzhaniyu-adaptirovannyh-obrazovatelnyh-programm-doshkolnogo/viewer (дата обращения: 11.04.2022).
2. Бальсевич, В. К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В. К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
3. Буренкова, А. А. Технологии образовательной кинезиологии в развитии детей дошкольного возраста. Методическое пособие для педагогов-психологов ДОУ и воспитателей / А. А. Буренкова. – Новокубанск, 2021. – 41 с.
4. Валиева, Н. М. Современные кинезиологические технологии в развитии сеномоторики детей дошкольного возраста / Н. М. Валиева, Т.А. Гусева, С. В. Рахимова // Материалы V международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум-2013». – Тобольск: Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева, 2013. – URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013007037 (дата обращения: 09.04.2022).
5. Ваторопина, С. В. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей / С. В. Ваторопина, Л. Ю. Александрова // Концепт. – 2014. – № 3. – С. 26–30.
6. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Педагогика, 1961. – 650 с.
7. Громова, О. Е. Логопедическое обследование детей 2–4 лет. Методическое пособие / О. Е. Громова, Г. Н. Соломатина. – М.: Сфера, 2005. – 88 с.
8. Делягин, В. М. Задержка речевого развития у детей / В. М. Делягин // Русский медицинский журнал. – 2013. – № 24. – С. 1174–1182.
9. Ермакова, И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: книга для логопеда / И. И. Ермакова. – М.: Просвещение: АО «Учебная литература», 1996. – 240 с.
10. Заваденко Н. Н. Задержки развития речи у детей: причины, диагностика и лечение / Н. Н. Заваденко, Н. Ю. Суворинова // Русский медицинский журнал. – 2016. – № 6. – С. 362–366.
11. Кондракова, Э. В. Распространенность ограничений слуха и речи у детей: динамика и региональные особенности / Э. В. Кондракова // Справочник врача общей практики. – 2005. – № 9. – С. 19–26.
12. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
13. Кузнецова, Н. Г. Кинезиология как метод активного развития дошкольников / Н. Г. Кузнецова // Современный урок. Образовательный портал. – 2020. – URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/23617 (дата обращения: 10.04.2022).
14. Лазебник, Т. А. Коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с использованием Пантокальцина / Т. А. Лазебник, В. Н. Румянцева, Н. А. Шейде, Т. В. Назаренко, О. Ф. Красавцева // Эффективная фармакотерапия в педиатрии. – 2010. – № 1. – С. 12–16.
15. Леднева, А. А. Особенности социализации детей с нарушенным развитием речи / А. А. Леднева // Молодой ученый. – 2019. – № 19 (257). – С. 353–355.
16. Макаров, И. В. Нарушения речевого развития у детей / И. В. Макаров, Д. А. Емелина // Социальная и клиническая психиатрия. – 2017. – Т. 24. № 4. – С. 101–105.
17. Мальцева, Е. В. Особенности нарушения речи у детей с ЗПР / Е. В. Мальцева // Дефектология. – 1990. – № 6. – С. 10–18.
18. Мастюкова, Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция / Е. М. Мастюкова. – М.: Просвещение, 1992. – 388 с.
19. Миронова, С. А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи: книга для учителя: из опыта работы / С. А. Миронова. – М.: Просвещение, 1987. – 142 с.
20. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 108. – 326 с.
21. Паутова, В. В. Влияние кинезиологических тренировок на развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению в школе / В. В. Паутова // Концепт. Научно-методический электронный журнал. – 2014. – № 11. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kineziologicheskih-trenirovok-na-razvitie-lichnosti-rebyonka-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-podgotovki-k/viewer (дата обращения: 09.04.2022).
22. Пилюгина, Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста Э. Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
23. Ранняя диагностика нарушений развития речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации / Под ред. Н. Н. Володина, В. М. Шкловского. – M.: Педагогика, 2015. – 240 с.
24. Сазонова, Н. П. Дошкольная педагогика: курс лекций: учебное пособие для студ. педагогического факультета / Н. П. Сазонова. – Барнаул: Барнаульский государственный педагогический университет, 2008. – 160 с.
25. Скоромец, А. Неврологическое сопровождение и медикаментозная коррекция у детей с нарушениями речи / А. Скоромец, И. Семичева, Т. Фомина // Врач. – 2011. – № 1. – С. 40–44.
26. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) / Е. Ф. Соботович. – М.: Классикс стиль, 2003. – 390 с.
27. Степаненко, Д. Г. О классификациях нарушений речи в детском возрасте / Д. Г. Степаненко, Э. Ш. Сагутдинова // Системная интеграция в здравоохранении. – 2010. – № 2. – С. 32–43.
28. Сурова, В. Г. Развитие навыков социально-бытовой ориентировки у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / В. Г. Сурова. – М.: Полиграф сервис, 2008. – 97 с.
29. Ткачева, В. В. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования / В. В. Ткачева, Е. Ф. Архипова, Г. А. Бутко и др., под ред. В. В. Ткачевой. – М.: Академия, 2014. – 290 с.
30. Фадеева, М. Кинезиология в работе с детьми дошкольного возраста / М. Фадеева // MAAM. Международный образовательный портал. – 2019. – URL: https://www.maam.ru/detskijsad/-kineziologija-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html (дата обращения: 10.04.2022).
31. Филичева, Т. Б. Воспитание и обучение детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста: программно-методические рекомендации / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова. – М.: Дрофа, 2011. – 180 с.
32. Филичева, Т. Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2-х ч.: пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников спец. учреждений, воспитателей детских садов и родителей / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина. Ч. 1. – М.: Альфа, 1993. – 103 с.
33. Чистякова, М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 160 с.
34. Чутко, Л. С. Специфические расстройства речевого развития у детей: учебно-методическое пособие / Л. С. Чутко, А. М. Ливинская. – СПб.: Лань, 2006. – 48 с.
35. Ягунова, К. В. Речевые нарушения у детей раннего и дошкольного возраста / К. В. Ягунова, Д. Д. Гайнетдинова // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2018. – № 63 (6). – С. 23–31.
36. Яковлева, М. А., Пирогова, И. К., Фролов, Е. С. Использование кинезиологических техник в работе с дошкольниками, имеющими нарушения речи / М. А. Яковлева, И. К. Пирогова, Е. С. Фролов // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной логопедической практики». – Томск: Томский государственный университет, 2021. – С. 46–59.
37. Ястребова, С. В., Мануйлова, А. В., Чупракова, Г. М. Практическая работа по коррекции нарушений речи с детьми дошкольного возраста / С. В. Ястребова, А. В. Мануйлова, Г. М. Чупракова. – Архангельск: Педагогика, 2019. – 380 с.