Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы вызвана теми событиями, что предопределяют основу жизнедеятельности и нормального развития общества. Ведь социальное обеспечение важнейшая часть сильного, экономически стабильного, социально развитого и полноценного государства.
В Конституции нашей страны человек, его права и свободы – ценность. А государство должно в полной мере заботиться об их защите и соблюдать, эти самые ценности. Согласно ст. 7, 37 – 41 Конституции РФ, граждане имеют право на социальное обеспечение, достойную жизнь и свободное, спокойное развитие каждого гражданина нашей страны.
Российское государство называют «социальным». В первую очередь потому, что там образуется система социального обеспечения, которая помогает гражданам, попавшим в бедственное положение. Это касается не только резидентов страны, но и иностранцев, беженцев. Все они в таком государстве получают равную помощь, как социальную, так и медицинскую, имеют право на получение пенсий, пособий, компенсаций разного характера.
Право на социальное обеспечение проявляется в его функциях. К ним относится, демографическая функция государства, социальная и другие.
Например, функция демографическая направлена на улучшение демографической ситуации, как в стране, так и в отдельных регионах. Для функционирования любого государства нужны люди, поэтому забота о рождаемости и о подрастающем поколении первоочередная задача экономико-социально развитой страны.
Можно поговорить и о другой функции, защищающей слои населения, не могущие о себе позаботиться самостоятельно. Речь идет о социально-реабилитационной функции, которая стоит на защите прав и свобод инвалидов, слабоактивных членов общества. Такая функция необходима, чтобы каждый человек и гражданин чувствовал себя комфортно и полноценно существовал в обществе более сильной социальной группы.
Существует еще множество социальных функций, направленных на защиту слоев населения от социальных рисков. Мы перечислили лишь немногие из них.
Цель настоящей дипломной работы заключается в исследовании финансовых источников социального обеспечения.
Для выполнения указанной цели поставим задачи:
- рассмотреть понятие, функции, виды и формы социального обеспечения.
- изучить нормативно-правовую базу финансовой основы обеспечения.
- провести анализ источников финансирования социального обеспечения в России.
- рассмотреть основные направления совершенствования финансовой - системы управления социального обеспечения.
- изучить актуальные проблемы при реализации финансирования социального обеспечения в России.
- рассмотреть перспективы развития основ финансовых источников социального обеспечения.
Объект исследования – финансовые источники социального обеспечения.
Предмет исследования - анализ источников финансирования социального обеспечения в России.
Методологической и теоретической основой исследования являются
методы общенаучного познания, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, описания, сравнения и др.
Выпускная квалификационная работы состоит из таких введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие и функции социального обеспечения
Дадим определение понятию «социального обеспечения». Предварительно рассмотрим, какое определение давали исследователи. Так, М. О. Буянова выделяет экономическую сторону в социальном обеспечении и характеризует «вид выражение общественной политики государства, устремленной на материальное обеспечение конкретных категорий людей из государственного бюджета и особых внебюджетных фондов в условиях наступления обстоятельств, которые признаются государством на этом этапе общественно важными, с целью выравнивания положения данных граждан по сравнению с другими людьми». А М. Л. Захаров и Э. Г. Тучкова, считают социальное обеспечение как «один из вариантов распределения части валового внутреннего продукта с помощью предоставления людям материальных благ с целью выравнивания их собственных доходов в обстоятельствах, подразумевающих общественные риски, за счет целевых финансовых потенциалов в объеме и на условиях, строго контролирующихся социумом, государством, для помощи и поддержки их полноценного общественного статуса».
В моем понимании, социальное обеспечение можно определить так. Государство организовывает помощь в определенной форме для лиц, которые утверждаются самим государством. Такая помощь оказывается, когда наступают определённые юридические факты и требуется помочь социально-незащищенным слоям населения, чтобы улучшить их положение.
В этом же заключается и функция социального обеспечения -поддерживать социальный статус граждан при наступлении социальных рисков (болезни, инвалидности, безработицы, бедности) путем предоставления пенсий, пособий, социальных услуг, льгот для поддержания достойного уровня жизни и недопущения бедности.
Социальное обеспечение подразумевает помощь гражданам. Это может осуществляться в виде выплат, например, в виде выплат пособий. Например, за рождение ребенка с 01.02.2021 платится единовременное пособие в сумме 18 886,32 рубля. Еще можно получить до 50 000 рублей от работодателя за усыновление/удочерение ребенка.[41] Для этого необходимо будет соответствующие документы предоставить по месту работы или службы. Также социальное обеспечение может быть и в оказании социальных услуг. А может быть в какой-то натуральной форме, в виде подарка.
Причем, такие выплаты не облагаются налогами, то есть положенная сумма перечисляется на счет родителя и ею можно пользоваться.
Например, с 1 ноября 1974 года начали выплачивать пособия на каждого ребенка в размере 12 рублей ежемесячно до того времени, пока он не достигнет 8-летнего возраста. Тогда на эти деньги можно было прожить семье не менее пяти–семи дней.[38]
Все больше становилось семей, в которых рос один, иногда два ребенка, что не могло не сказаться на общей демографической ситуации. Государство в 1980-х годах приняло следующие меры:
Был введен частично оплачиваемый отпуск в 112 дней по уходу за ребенком после его рождения. Позже отпуск был продлен сначала до года, а затем до полутора лет.
Беременным женщинам выплачивались дородовые пособия.
Через несколько лет были введены детские пособия, которые матери получали до достижения ребенком полутора лет.
В 1981–1985 годах был разработан комплекс следующих мер:
Предлагалось поддерживать не только малоимущие и многодетные семьи, но и, вообще, все, где были дети. Для этого строились детсады, детские летние лагеря, в школах работали группы продленного дня.
Помощь начинали выплачивать после рождения первого ребенка (раньше — на третьего и последующих). Государство платило единовременное пособие по уходу за ребенком — 50 рублей на первого, 75 на второго, 100 на третьего и так далее. Если в семье рождался одиннадцатый малыш, она получала единовременную помощь в размере 250 рублей.
Матери в отпуске по уходу за ребенком получали в месяц 35 рублей (50 — для Дальнего Востока, Сибири и Севера).
Был введен дополнительный неоплачиваемый отпуск для матерей, чтобы они могли быть с ребенком до того времени, пока он достигнет полуторагодовалого возраста. При этом женщине учитывался трудовой стаж, сохранялось рабочее место.
Также можно сказать и про другие незащищенные слои населения, нуждающиеся в поддержке государства. Например, 06.02.2021 года Правительство согласовало Указ № 120, в котором люди с инвалидностью могут получать денежные средства на реабилитацию не только по месту их регистрации, но и там, где они фактически проживают. [11]
А в СССР был принят Закон о государственных пенсиях от 14.07.1956, где было указано, что в СССР право граждан на материальное обеспечение в старости, при потере трудоспособности и в случае болезни является одним из завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции и закреплено Конституцией СССР.
Право на государственную пенсию имеют: рабочие и служащие; военнослужащие; учащиеся высших, средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров; другие граждане, если они стали инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; члены семей граждан, указанных в настоящей статье, в случае потери кормильца. А Государственные пенсии по Закону назначаются: по старости; по инвалидности; по случаю потери кормильца.
Еще одно Постановление от 12.02.2021 №170 «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения расходов», по которому детям-инвалидам, проживающим на территории Дальневосточного федерального округа, будут оплачивать авиабилеты к месту лечения. [12]
Ранее такая льгота действовала, если до места лечения (в том числе санаторно-курортного) нельзя добраться на поезде. Теперь же Фонд социального страхования обязали в полной мере обеспечивать детей авиабилетами в оба направления независимо от наличия железнодорожного сообщения. ФСС также должен предоставить льготный билет взрослому, сопровождающему ребенка-инвалида.
Пособия в России означают государственную поддержку граждан, которые временно оказались в стесненных обстоятельствах. Назначение и выплата материальной помощи — это основа государственной политики — дополнение к доходам нуждающихся. Не все могут получить такую помощь, иначе бюджет бы не смог бы всех обеспечить.
Ввиду этого государство разработало меры социальной помощи и продолжает дальше разрабатывать перечень тех случаев, которые можно отнести к социальным.
В нашей стране, как и во многих стран, предоставляет льготы людям в сложных ситуациях, а также тем, у кого заслуги перед родиной. Такая материальная помощь оказывается, к примеру, ветеранам боевых действий.
Главная задача социального обеспечения – помощь нуждающимся. Помощь может быть, как денежной, так и в виде преимуществ и льгот (например, скидки при покупке лекарственных препаратов).
Социальное обеспечение ведет своими корнями в прошлое столетие, где эта правовая форма выделилась из трудового права в 70-е годы 20 века.
Нормы права социального обеспечения сопровождают человека всю его жизнь. Основное назначение этого права - защита человека от неблагоприятных обстоятельств, таких как: старость, временная нетрудоспособность, инвалидность, безработица, беременность, роды, рождение, смерть, бедность, бездомность, нищета, бедность, голод, материнство, отцовство, детство, недостаточное образование и другие обстоятельства, некачественное образование, некачественное лечение и т.д.
Функции права социального обеспечения - основные направления действия норм: экономическая, социально-реабилитационная, демографическая, политическая; обеспечение народного единства. Экономическая функция: ВВП распределить должным образом, с учетом принципа справедливости; обеспечение достаточного уровня социального обеспечения; аккумуляция финансовых средств, необходимых для выполнения обязательств государства.[7]
За последнее время наша система социального обеспечения постоянно менялась, государство дополняло некоторые моменты, утверждала новый перечень категорий лиц, которым положены выплаты, вносили правки в статьи, по которым такие выплаты назначались. Это касалось всех мер государственной поддержки, начиная от помощи малоимущим и заканчивая государственным страхованием рабочих.
Вспомним, что в СССР лучшей формой страхования считали госстрахование, когда работник обеспечивался всем необходимым если им была утрачена трудоспособность либо получены травмы. Причем, это касалось также и членов его семьи – они также получали соответствующие выплаты и льготы. У нее было название «рабочая страховая программа».
Когда работник точно знал, что в случае, если с ним что-то случиться, его семья будет под социальной защитой.
Конечно, сейчас это тоже практикуется. Взять хоть бы выплаты членам семей военнослужащих, погибших при выполнении специальной операции на Украине, которую объявил Президент Владимир Путин 24 февраля 2022.
Актуализируя содержание социальной функции государства применительно к современным условиям, О.В. Родионова говорит о ней как о деятельности, ориентированной по большей мере, на минимизацию различий в доступе к общественным благам с целью обеспечения самосохранения социума. И эта функция государства выражается через средства и способы реализации внедрения определенных социальных групп в объединенное общество, организованное и находящееся под государственной защитой.
Такое интересное мнение на социальность государства наиболее актуальна, так как нивелирование дифференциации социальных групп является основой общественного согласия. Кроме того, социальную функцию государства как признак его социальности зачастую отождествляют с мерами деятельности. К такой деятельности относят: меры по удовлетворению социальных потребностей людей, работа в направлении снизить безработицу, бедность, а также стремление создать необходимые для человека условия труда, жизни и т.д.
По мнению В.А. Иваненко, В.С. Иваненко, социальное государство — это государство, в котором: все сферы общественной жизни основываются на моральных общечеловеческих принципах социальной справедливости, равенства и общественной солидарности; не только конституционно закреплены и гарантированы, но и реально обеспечиваются и соблюдаются как основные экономические и социальные права и свободы человека, так и социальные обязанности государства перед обществом и человеком.
Указанные меры деятельности необходимо дополнить прямым указанием на инструменты и механизм реализации права на социальное обеспечение, его вообще наличием и возможностями получения. Указанным концепциям социальности государства в какой-то мере противопоставляется концепция социальности государства, связывающая предоставление социального обеспечения с собственными усилиями гражданина. Указанная концепция получила название концепции государства труда.
Также социальность государства в литературе характеризуется через его социальную функцию как внутреннюю деятельность, охватывающую основные направления социальной политики: охрану труда и здоровья людей, регулирующую прожиточный минимум и минимальный размер заработной платы для каждого члена общества, который будет прямым и гарантированным; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; реализация полномочий служб социального назначения; назначение и регулирование основных выплат гражданам, к таковым относятся пособия, пенсии, список не является исчерпывающим, туда входят и другие меры поддержки и соц. защиты, содействие развитию культуры, науки и образования и др.
Формулировка сущности, теоретического и юридического представления о социальности государства имеет практическое значение в рамках определения роли социального обеспечения при решении вопроса государственной поддержки социально незащищенных категорий граждан, определении их нуждаемости в данной поддержке.
Необходимо ли учитывать трудовой и имущественный потенциал граждан при выходе их на самообеспечение, их активность при разрешении трудной жизненной ситуации либо будет достаточно лишь наличия признаков социальной незащищенности для предоставления помощи со стороны государства.
Определение роли социального обеспечения особенно актуально и связи с необходимостью решения стратегических задач государства в свете реализации Указа 7 мая 2018, который подписан Президентом страны Владимиром Путиным за номером 204, в котором прописаны стратегические планы по развитию нашей страны на несколько лет вперед, где одной из целей является снижение в два раза уровня бедности в Российской Федерации. В нашей стране и раньше издавались подобные Указы, но до сих пор ликвидировать бедность не получалось, хотя и процент тех, кто за чертой бедности существенной уменьшился в 2021 году по сравнению с кризисным 2020.
По моему мнению, в настоящее время, в непростой 2022 год и ориентируясь на проведение нашей страной специальной операции на Украине, число бедных будет только расти. Санкции со стороны недружественных стран весьма отражаются на нашем населении, многие лишились заработка на фрилансе или в иностранных компаниях, только из-за национальности.
Поэтому в ближайшее время в социальной поддержке со стороны государства будет нуждаться все больше людей.
Безусловно, положение граждан РФ, их финансовое благополучие в последние годы имеет устойчивую тенденцию к ухудшению. В июле 2016 г. низкий уровень жизни, в том числе низкую заработную плату, назвали наиболее важными для страны проблемами 14% россиян, то в июле 2017 г. - уже 24%. Проблема бедности населения является вызовом и угрозой развития Российской Федерации. Угрозу представляет даже не столько бедность сама по себе, что в принципе является проблемой не только России, а низкий уровень жизни и резкие перепады между доходами разных слоев населения, что ведет к дисбалансу общества, его распаду и некоторым потрясениям социального характера.
Решение данной проблемы, способствующее ослаблению социальной напряженности в обществе, где такие резкие различия в доходах и весьма заметна пропасть между богатыми и бедными, практически исключая возможность как-то это уравнять. Необходимо ставить в политические масштабы для ее решения, как задачи, обеспечивающей защиту национальных интересов. Борьба с бедностью должна решаться сообща, на уровне власти всех регионов и страны вместе взятых.
Проблема бедности сопровождает человечество всю его историю и всегда рассматривалась как угроза закону и порядку. Понимание данной угрозы как общечеловеческой выводит необходимость ее решения на международный уровень, где вопросам борьбы придается большое значение. Комитетом ООН по планированию развития борьба с бедностью была объявлена первостепенной задачей в рамках реализации международной стратегии по развитию, сформулированы основные принцип по искоренению бедности, с учетом того, что: бедность не может быть определена (и, таким образом, проблема, связанная с бедностью, не может быть решена) исключительно в контексте доходов; искоренение бедности должно быть сопряжено со значительными вложениями в социальные секторы;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ.
2. Налоговый кодекс РФ.
3. Закон «Об основах охраны здоровья граждан России» 21.11.2011 № 323-ФЗ.
4. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
5. Закон «Об обязательном медстраховании в России» от 29.11.2010 № 326-ФЗ.
6. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
7. Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
8. Закон РФ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей».
9. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
10. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.122013 № 442-ФЗ.
11. Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2021 г. № 120.
12. Постановление от 12.02.2021 №170 «О внесении изменений в Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг».
13. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 24.11.1995 за номером 181-ФЗ (редакция от 28.06.2021).
14. Постановление Правительства РФ 06.02.2021 № 120. (редакция от 06.02.2021).
15. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В., Гузнов А.Г., Грачева Е.Ю., Мошкова Д.М., Рождественская Т.Э., Цареградская Ю.К. Финансовое право. Учебник (2-е издание, перераб. и доп.) (отв. ред. д.ю.н. Е.Ю. Грачева, д.ю.н., проф. О. В. Болтинова). – «Проспект», 2020 г.
16. Арзуманова Л.Л., Артемов Н.М., Болтинова О.В. и др. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. Е.Ю. Грачевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2016.
17. Актуальные проблемы финансового права: монография / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016.
18. Албогачиева Б.М. Модели построения систем пенсионного обеспечения / Б.М. Алюогачиева // Аллея науки. - 2017.
19. Бакиева, Г. Р. Социальное обеспечение и его виды / Г. Р. Бакиева, С. А. Горазов, А. В. Баннова. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2019. № 52 (290). С. 345-347. URL: https://moluch.ru/archive/290/65194/ (дата обращения: 22.05.2022).
20. Бит-Шабо И.В. Финансово-правовое регулирование функционирования государственных внебюджетных фондов: монография / под ред. Е.В. Покачаловой. М.: Юрлитинформ, 2013.
21. Болтинова О.В. Бюджетное право: учеб. пособие для магистратуры. 2-е изд., пересмотр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2018.
22. Веровая С.С. Основные проблемы пенсионной системы РФ / С.С. Веровая// Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018.
23. Глинская Д. Р. Основные проблемы пенсионного обеспечения в Российской Федерации / Д.Р. Глинская // - 2018.
24. Галаева Л.А.// Социальное и пенсионное право. - 2017. - №2.
25. Добромыслов К.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие практикум / Е.Е. Мачульская, К.В. Добромыслов. - Москва: Книжный мир, 2016.
26. Евстратова А.С. Совершенствование системы пенсионного обеспечения в России / А.С. Евстратова // Воронежский государственный технический университет. 2018.
27. Журавлева Г.П. «Экономическая теория» / Издательство: ИТК «Дашков и К», //2014.
28. Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Захарова Н.А. - Электрон. Текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2018.
29. Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально - экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. 2019.
30. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки. 2017.
31. Казова З. М. Оценка эффективности и финансовой устойчивости пенсионной системы РФ / З.М. Казова // Научно-практический журнал Аллея Науки. 2017.
32. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. М.: Статут, 2012.
33. О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение (П.Н. Байматов, «Российский юридический журнал», № 6, ноябрь-декабрь 2016 г.).
34. Проблемы финансирования системы обязательного социального страхования в современной России (Е.В. Чупрова, «Законодательство и экономика», № 3, март 2015 г.).
35. Сулейманова, Г. В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Дашков и Ко, 2016.
36. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2015.
37. Федоренко, П.А. Правовая природа и соотношение понятий «социальная защита» и «социальное обеспечение» населения / П.А. Федоренко, Е.В. Коваленко // В сборнике: Проблемы и перспективы современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. — 2019.
38. Официальный сайт Фонда социального страхования РФ - https://fss.gov.ru/ru/
39. Официальный сайт Пенсионного Фонда РФ https://pfr.gov.ru/
40. Официальный сайт Федерального фонда обязательного медицинского страхования https://www.ffoms.gov.ru/
41. Официальный сайт Счетной палаты РФ https://ach.gov.ru/