Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время перспективность раннего обучения иностранным языкам (ИЯ) в плане всестороннего совершенствования личности ребенка, его гуманитарного развития и приобщения к общекультурным ценностям не подвергается сомнению. Процесс вхождения России в мировое сообщество ставит проблему хорошего владения иностранным языком на одно из первых мест в системе образования, именно поэтому раннему обучению иностранным языкам сейчас уделяется все больше внимания.
В немалой степени этот интерес носит чисто прагматический характер, поскольку без хорошего знания ИЯ нельзя рассчитывать, как на гармоничное вхождение нашей страны в мировое сообщество, так и на профессиональный и жизненный успех отдельно взятой личности. Знание хотя бы одного иностранного языка в наше время превратилось из пожелания в насущную необходимость.
Многие родители задаются вопросом, как и когда, начинать обучать ребенка иностранному языку, еще тогда, когда ему нет и года. Доказано, что психологические особенности детей дошкольного возраста дают им преимущества при изучении иностранного языка на последующих этапах. Раннее языковое обучение – это не только дань моде, ведь современный ребенок постоянно сталкивается с иностранной речью. [1-12]
Трактовка понятия «раннее обучение» менялась в разные периоды развития методики обучения ИЯ. Если в 50–х годах прошлого столетия термин употреблялся применительно к 3-5 классам школы и возрасту учащихся 10–11 лет, то в 60–70-е годы XX столетия, когда интенсивно разрабатывается теория и методики обучения ИЯ, под ранним обучением начинают понимать обучение в детских садах и 1-2 классах.
Особо выделяются 80–90-е годы – период проведения целенаправленного эксперимента по раннему обучению, разработки основ теории и программ раннего обучения, включая детский сад и начальную школу. Именно в это время происходит изменение основной цели обучения дошкольников иностранному языку от чисто практической до цели личностного развития ребенка. Изменяется приоритетность в расстановке задач обучения.
Развитие ребенка – это процесс, который реализуется в любой ситуации взаимодействия ребенка с окружающим миром, с родителями, педагогами или другими детьми. На ранней ступени обучения иностранный язык должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом его мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на иностранном языке ребенок развивается и познает мир.
У детей дошкольного возраста это предполагает формирование интереса к учению, к познанию окружающего мира, на основе овладения иноязычной речью, развитие интереса к иностранному и родному языкам, формирование умения самостоятельно решать элементарные коммуникативные задачи на иностранном языке.
Все вышеизложенное определило выбор темы исследования «Раннее обучение иностранному языку», актуальность которой определяется следующими факторами:
- определение цели раннего обучения, его содержания и приемов, способов методической организации языкового и речевого материала;
-стремлением использовать возможности возраста, наиболее благоприятного для овладения иноязычной речью;
Актуальность данного исследования состоит в том, что в наше время изучение иностранных языков занимает все большее место в процессе обучения, также происходит постоянный поиск более эффективных способов и путей совершенствования методик преподавания, организации обучения, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами сенситивного периода овладения иностранным языком. Споры же об оптимальном возрасте для начала изучения иностранным языкам не утихают ни в педагогической среде, ни в родительских кругах.
Объект исследования – процесс обучения дошкольников (3-6 лет) иностранному языку.
Предмет исследования – способы организаций занятий и особенности раннего обучения детей иностранному языку.
Цель исследования – определить особенности раннего обучения детей иностранному языку.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1.Изучить психофизиологические особенности детей дошкольного возраста;
2. Определить оптимальный возраст обучения ИЯ;
3.Рассмотреть аргументы «за» и «против» раннего обучения иностранному языку;
4.Рассмотреть специфику организаций занятий детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач был выбран следующий метод исследования: анализ научных источников по теме исследования (научно-методической, педагогической, психологической, учебных материалов по английскому языку), результаты исследований российских и зарубежных ученых, касающихся основных компонентов психологической готовности детей к обучению.
Гипотеза исследования - в том, что можно предположить, что на основе доступных источников литературы, исследовательский анализ методики влияния раннего обучения иностранному языку на формирование психологической готовности ребёнка к школе.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: литературный, педагогический, психологический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Дипломная работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования методики обучения влияния раннего обучения иностранному языку на формирование психологической готовности ребёнка к школе.
Научная новизна исследования заключается в том, что в работе впервые рассмотрено формирование развития методики влияния раннего обучения иностранному языку на формирование психологической готовности ребёнка к школе.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Структура работы: содержание, введение, двух глав, разделенные на параграфы, заключение, список использованных источников.
Во введении дается общая характеристика исследования и определяется его характер. Оно содержит формулировку заглавной темы, цель и задачи, а также аннотированный обзор использованных источников, приемы и методы работы с ними. Выделяется актуальность и проблематика исследования, его практическая значимость. Раскрывается основная гипотеза и структура работы.
Каждая часть работы завершается обобщением и содержит предварительные выводы, которые впоследствии суммируются в заключении, в котором также подводится основной итог работы, делаются обобщающие выводы.
Глава 1. Формирование психологической готовности ребенка к школе
1.1. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Доказано, что психологические особенности детей дошкольного возраста дают им преимущества при изучении иностранного языка на последующих этапах. Раннее языковое обучение – это не только дань моде, ведь современный ребенок постоянно сталкивается с иностранной речью.
Одним из наиболее существенных моментов, по мнению большинства исследователей, является повышенная сензитивность к языковым явлениям в возрасте 5-6 лет, обусловленная наибольшей в этот период интенсивностью языковой способности и представляющая собой важную предпосылку успешного формирования элементарных иноязычных речевых навыков и умений. Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим событиям. [2]
В то же время дети дошкольного возраста обладают способностью к импринтингу, что позволяет им легко усваивать иностранный язык. Импринтинг (от англ. «Imprinting» «впечатывание») – психофизиологический механизм, когда образ прочно закрепляется и формируется в определенный, критический период, практически полностью автоматичен, не обратим и не требует ни первичного, ни дальнейшего позитивного подкрепления.
Дошкольный возраст – очень важный период в жизни ребенка, так как именно в это время закладываются основные психологические особенности ребенка, его характер, привычки и интересы.
В возрастной психологии дошкольный период подразделяется на несколько этапов:
• новорожденность (до появления комплекса оживления);
• младенчество ( 1 месяц – 1 год);
• преддошкольное детство (1 год – 3 года);
• собственно дошкольный период (3 года – 7 лет). [2]
Психические новообразования в дошкольном возрасте характеризуются возникновением внутренней психической жизни, внутренней регуляции поведения. Ребенок сам начинает определять своё поведение.
Важнейшей особенностью дошкольного возраста, с точки зрения Л. С. Выготского, является то, что здесь складывается новая система психических функций, в центре которой становится память. Она становится «центром сознания». [8]
У ребенка появляется круг элементарных обязанностей, он вступает в определенные отношения со сверстниками. В этом возрасте наблюдается интенсивное интеллектуальное развитие, формируется готовность к предстоящему обучению в школе. Ребенок «впитывает язык» – очень быстро (по сравнению с предыдущими периодами и последующими периодами) осваивает новую лексику.
Ребенок в дошкольном возрасте воспринимает социальное окружение через игру, так как именно сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности дошкольника. В современной психологии приводится следующая периодизация ведущих видов деятельности дошкольника. [9]
0 – 1 год. Непосредственное эмоциональное общение (со взрослым – в первую очередь с матерью). Формируется потребность в общении с другими людьми.
1 год – 3 года. Предметно-орудийная (или предметноманипулятивная) деятельность. Интенсивное познание мира. Овладевает речью, осваивает физические свойства предмета, расстояние, скорость, направление движения.
3 года – 6 (7) лет. Сюжетно-ролевая игра. Благодаря этому у ребенка формируются многие психические качества и особенности его личности. У ребенка наблюдается большая потребность в общении с другими детьми.
Учитывая именно эти параметры, авторы различных программ развития и обучения (в том числе и лингвистических) должны разрабатывать свои курсы.
Когнитивная сфера начинает активно развиваться именно в дошкольный период. Ребенок старается объяснить увиденное, осмыслить происходящее. Возрастает сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение. Так как взрослые создают необходимые для развития ребенка социально-педагогические условия, то необходимо учитывать сензитивные (сенситивные) периоды, через которые проходит каждый человек. То, как ребенок пройдет сензитивный период только на 20% определяется его генетикой, остальное же – зависит от среды, в который этот ребенок находится.
В этот период определенные влияния оказывают чувствительное воздействие на весь ход развития, вызывая в нем те или другие глубокие изменения. Поэтому обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах сензитивного периода. В другие периоды те же самые условия могут оказаться нейтральными или даже оказать обратное действие на ход развития. [9]
Становление и развитие речи происходит в раннем детстве. «Речь, как процесс коммуникации, является сложным общественным поступком, совершаемым посредством языка с определенной целью и в определенных условиях».
Так, считается, что благоприятный период для развития интонационного и грамматического строя речи имеет место в период раннего детства – от 1,5 до 3 лет.
Наибольшая же чувствительность к развитию фонематического слуха наблюдается в возрасте около 5 лет, т.е. имеет место несовпадение благоприятных периодов для отдельных характеристик одной функции – речи.
То есть уже с полуторалетнего возраста ребенок начинает активно осваивать язык. В данный период времени для него не является важным, какой конкретно язык, а также количество языков, которые он осваивает. В
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1.Аганова А.В. К вопросу о раннем обучении иностранным языкам в России в XIX веке // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2016. С. 4-5.
2.Амбеталь А.В. Раннее иноязычное образование как средство формирования личностных ценностей детей старшего дошкольного возраста // Психология образования в поликультурном пространстве. 2014. Т. 1. № 25. С. 89–94.
3.Астафьева М.Д. Игры для детей, изучающих английский язык: сб. игр для детей 6-7 лет / М.Д. Астафьева. – Москва: Мозаика-Синтез, 2006. – 64с.
4.Бирюкова А.В. Особенности обучения детей дошкольного возраста лексике английского языка / А. В. Бирюкова, Ю. Г. Пупина, В. М. Хаимова // Сборник статей магистрантов ММА – 2020. – Москва: Моск. междунар. акад., 2020. – Т. 1. – С. 30–35. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44286503 (дата обращения: 16.03.2021).
5.Бозоян А.В. Игровая деятельность как средство развития речи дошкольников при изучении английского языка // nsportal.ru: образовательная социальная сеть: [сайт]. – 10.11.2014. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/11/10/igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechi-pri-izuchenii (дата доступа: 01.06.2021).
6.Василишин Н. Методика проведения занятий по английскому языку в детском саду // melkie.net: [сайт]. – 24.08.2018. – URL: https://melkie.net/vidy-deyatelnosti-v-dou/zanyatie-po-angliyskomu-yazyku-dlya-doshkolnikov.html(дата доступа: 20.05.2022).
7.Вронская И.В. Методика раннего обучения английскому языку / И. В. Вронская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 336 с. – Электрон. копия фрагмента доступна в онлайн библиотеке Google Books. URL: https://www.google.ru/books/edition/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87/RRsxDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0 (дата обращения: 20.05.2022).
8.Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Л.С. Выготский. Собрание сочинений в 6 т.: Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. С. 329–337.
9.Выготский Л.С. К вопросу о многоязычии в детском возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения. 1935. C. 53–72.
10.Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. Гончарова Т.Г. Обучение иностранным языкам детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе единых требований: дис. … канд. пед. наук. М., 2003.
11.Газизова Ф.С. Использование дидактических игр на начальном этапе обучения детей старшего дошкольного возраста английскому языку / Ф. С. Газизова, А. С. Попова // E-Scio: науч. электрон. журн. – 2019. – № 10. – С. 70-79. – URL: http://e-scio.ru/wp-content/uploads/2019/05/E-SCIO-10_2019.pdf (дата доступа: 20.05.2022).
12.Глаголева К.С. Л.С. Выготский о роли игры в психическом развитии ребенка // Молодой ученый, 2017. №4. С. 324-326.
13.Дольникова Р.А. Как детишек нам учить по-английски говорить : пособие для педагогов и родителей / Р. А. Дольникова, Л. Г. Фрибус. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008. – 120 с. – Электрон. копия фрагмента доступна в онлайн библиотеке Google Books. URL: https://www.google.ru/books/edition/%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BA_%D0%BD%D0%B0%D0%BC_%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D1%8C/vRttDwAAQBAJ?hl=ru&gbpv=0 (дата обращения: 20.05.2022).
14.Емельянова И.Д. Специфика развития языковой способности у дошкольников в педагогическом пространстве ДОУ разных видов // Психология образования в поликультурном пространстве. 2012. Т. 1. № 17. С. 18–25.
15.Епанчинцева Н.Д. Новые подходы к формированию элементарных навыков иноязычного общения детей в системе «детский сад – начальная школа» // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы науч.-практ. конф. (заоч.) с междунар. участием. – Екатеринбург, 2017. – С. 181–185.
16.Ермолаева Е.В. Становление и развитие раннего школьного обучения иностранным языкам отечественном образовании. Ульяновск, 2010. 162 с.
17.Жигалев Б.А. Методика формирования иноязычной лингвистической компетенции дошкольников / Б. А. Жигалев, К. Б. Жигалева // Язык и культура. – 2020. – № 51. – С. 129–152. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-inoyazychnoy-lingvisticheskoy-kompetentsii-doshkolnikov (дата обращения: 20.05.2022).
18.Жулина К.А. Особенности формирования у ребенка лексического запаса английского языка // Научная палитра : электрон. науч. журн. – 2017. – № 2 (16). – С. 34. – URL:http://culture.esrae.ru/pdf/2017/2(16)/370.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
19.Жукова А.В. К вопросу о психологических требованиях к организации дошкольного образовательного пространства // Английский язык в поликультурном регионе: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (Ижевск, 2005 г.). Ижевск: УдГУ, 2005. С. 15–18.
20.Запорожцев А.В., Эльконин. Д.Б. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов. М.: Просвещение, 1964. 352с.
21.Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – Москва, 1985. – 152 с. – Электронная копия доступна на сайте Studylib. URL: https://studylib.ru/doc/677324/zimnyaya-i.a.--psihologicheskie-aspekty-obucheniya-govoreniyu-na(дата обращения: 20.05.2022).
22.Золотарёва А.И. Языковые способности детей младшего школьного возраста. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ya-uchitel.ru/load/inostrannye_jazyki/raznoe/jazykovye_sposobnosti_detej_mladshego_shkolnogo_vozrasta/58-1-0-11895
23.Колбасина Т.Н. Игры для дошкольников / Т. Н. Колбаскина. – Москва: Академия, 2017. – 1101с.
24.Комарова Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду / Н. Ф. Комарова. – Москва : Скрипторий 2003, 2010. – 157, [2] с.
25.Конник А.Г. Эффективные инновационные способы и методы раннего обучения детей английскому языку в дошкольных образовательных организациях // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 49-1. – С. 143-150. – Электрон. копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки eLIBRARY.RU. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25016775 (дата обращения: 20.06.2022). – Доступ после регистрации.
26.Копенина О.В. Особенности занятий по иностранным языкам с дошкольниками // Молодой ученый. 2016. №11. 1459-1462.
27.Копылова Е.В. Природосообразное обучение иностранному языку детей старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС ДО // Педагогическое образование в России. – 2019. – № 4. – С. 50–57. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prirodosoobraznoe-obuchenie-inostrannomu-yazyku-deteystarshego-doshkolnogo-vozrasta-v-kontekste-trebovaniy-fgos-do (дата обращения: 20.05.2022).
28.Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: Учебное пособие Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000. 32 с.
29.Кузьминых Ю.И. Рифмовки как средство изучения лексики английского языка дошкольников / Ю. И. Кузьминых, Н. А. Шулешова // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2015. – № 6-2. – С. 115–118. – Электронная копия сборника доступна на сайте Агентства междунар. исследований. URL:https://ami.im/sbornik/MNPK-50-2.pdf#page=115 (дата обращения: 20.05.2022).
30.Ломакина Г.Р., Лаер А.А. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы // Молодой ученый. 2014. №20. С. 597-599.
31.Марданова Ф.С. Методика раннего обучения иностранным языкам // Молодой ученый. 2016. №8. С. 1144-1145.
32.Митрукова Ю.В. Игровая деятельность как средство развития речевой деятельности дошкольников на английском языке // 7я.ру : [сайт]. – 2000-2021. – URL: https://www.7ya.ru/article/Igrovaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-rechevoj-deyatelnosti-doshkolnikov-na-anglijskom-yazyke/ (дата доступа: 20.05.2022).
33.Михеева Е.В. Особенности изучения английского языка детьми дошкольного возраста // Инновационная наука. – 2019. – № 2. – С. 132–134. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-izucheniya-angliyskogo-yazyka-detmi-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 20.05.2022).
34.Мулова Г.В. Дошкольная зрелость (психолого-педагогический анализ) // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. СПб: Свое издательство, 2017. С. 58-60.
35.Ничипоренко Л.К. Педагогическое сопровождение обучения старших дошкольников английскому языку в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ничипоренко Лидия Константиновна. – Санкт-Петербург, 2008. – 22 с. – Электронная копия доступна на сайте new-disser.ru. URL: https://new-disser.ru/_avtoreferats/01004295437.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
36. Паюкова О. Учим английский, играя! // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 1. — С. 105-108.
37. Платонова Е.В. Игры, используемые на уроке английского языка у дошкольников // Учебно-методический кабинет: [сайт]. – 2011-2021. – URL: https://ped-kopilka.ru/blogs/platonova-ekaterina/igry-ispolzuemye-na-uroke-angliiskogo-jazyka-u-doshkolnikov.html (дата доступа: 20.05.2022).
38.Ревенкова К.М. Организационные и психолого-педагогические условия формирования готовности учителей и педагогов дошкольного образования к обучению дошкольников английскому языку // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 2. – С. 153–158. – Электронная копия доступна на сайте науч. электрон. б-ки eLibrary. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13089759 (дата обращения: 20.05.2022). – Доступ после регистрации.
39.Сахипова З.Г. Речевое общение в многоязычной семье. Уфа: Китап, 1998.
40.Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 2004. № 5. С. 44–48.
41.Тарасенко М.Н. Раннее обучение иностранным языкам. Опыт и проблемы // Преподавание иностранных языков и культур: теоретические и прикладные аспекты: материалы Междунар. науч.-метод. симпозиума. (Пятигорск, 2004 г.). Пятигорск: ПГЛУ, 2004. С. 139–141.
42.Тарасюк Н.А. Обучение иностранному языку дошкольников: вопросы теории и практики (на примере английского языка) : учеб. пособие / Н. А. Тарасюк. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2003. – 164 с.
43.Тенис А.О. Использование рифмовок в обучении дошкольников английскому языку // Начальная школа плюс до и после. – 2007. – № 11. – С. 81-84. – Электронная копия доступна на портале Образовательная система «Школа 2100». URL: http://www.1651.vps.agava.net/upload/iblock/4bf/4bfb228c485f64126d13100c0c1e33f5.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
44.Утехина А.Н. Иностранный язык в дошкольном возрасте. Теория и практика. Учебное пособие. 3-е издание, исправленное. М.: ФлИнта, Наука, 2013. 192с.
45.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. М.: Издательствово Института Психотерапии, 2001. 256 с.
46.Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника / О. С. Ушакова. – Москва: Творческий центр Сфера, 2008. – 234,с.
47.Хлыбова Т.Б. Особенности формирования лексического навыка на начальном этапе обучения иностранному языку // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2009. – № 4. – С. 29–33. – Электронная копия доступна на сайте КиберЛенинка. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-formirovaniya-leksicheskogo-navyka-na-nachalnom-etape-obucheniya-inostrannomu-yazyku (дата обращения: 20.06.2022).
48.Шавернева Ю.Ю. Методы и средства культурно-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в условиях раннего изучения иностранного языка : автореф. дис. … канд. пед. наук / Шавернева Ю.Ю. – Майкоп, 2003. – 20 с. – Электрон. версия фрагмента дис. доступна на сайте электрон. б-ки дис. disserCat. URL: https://www.dissercat.com/content/metody-i-sredstva-kulturno-kommunikativnogo-razvitiya-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v/read (дата обращения: 20.06.2022).
49.Шишова Е.О. Психологические факторы формирования двуязычия как оптимальная среда условия эффективного билингвального образования дошкольников // Общее и особенное в культурах и традициях народов: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Москва: РАО, 2017. С. 389–392.
50.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001.