Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что человек, осознавая существование общества, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, что постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте до глубокого личного общения и сотрудничества. Эта ситуация определяет потенциальную непрерывность общения как важное условие. Общение – это очень сложная и многогранная деятельность, в ко-торой человек должен приобрести специальные знания и навыки, переняв социальный опыт, накопленный всеми ранними поколениями. Отношения высокого уровня являются ключом к успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую важность раннего форми-рования навыков общения. Дети постоянно нуждаются в эмоциональном контакте с родными и близкими. Дошкольный возраст – это «период наибо-лее быстрого социального развития личности. Этот период является важным в процессе становления личности ребенка. Дети в этом возрасте нуждаются в объяснении многих жизненных моментов, советах, поддержке и понимании.
Огромная роль в развитии общения и взаимодействия со сверстниками принадлежит взрослому, ведь взрослые являются образцом для подражания. Глядя на взрослых, дети пытаются повторять манеру поведения, стиль обще-ния, взаимоотношения с другими людьми. В дошкольном возрасте при об-щении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотно-шения, существенным образом влияющие на развитие его личности. Обще-ние со сверстниками играет важнейшую роль в жизни детей. Она является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявле-ние и развитие начал коллективных взаимоотношений детей».
Проблема становления межличностного общения на основе человече-ских отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, не-устойчивыми нравственными критериями в воспитании ребенка в современ-ных условиях. Поэтому очень важно в воспитательно–образовательной ра-боте дошкольных учреждений, особое внимание уделять становлению меж-личностного общения и взаимодействия.
Общение как сложный и многократный процесс рассматривали в своих трудах А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Г. Рузская и многие другие. Значение игры как уникального феномена развития и социализации личности нашло отражение в исследованиях Л.С. Выготско-го, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др.
Анализ состояния педагогической и научно–методической литературы свидетельствуют о недостатках в решении проблемы развития общения и взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками: недостаточно полно раскрыты психолого–педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстникамисо сверстни-ками. Необходимость раннего формирования и развития межличностного общения и взаимодействия детей является особенно актуальной на современ-ном этапе в связи с тем, что отсутствие этого приводит к возникновению недоброжелательных, негативных форм поведения у детей, к ненужным кон-фликтам и возможно даже дракам. У детей не всегда получается вступать в контакт, подбирать выражения и выбирать уместные способы общения с детьми своего возраста, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к другим детям. В дошкольном возрасте проявляются как дружеские, так и конфликтные взаимоотношения, а также выделяются дети, испытывающие трудности в общении. По мнению психологов, отставание в развитии обще-ния со сверстниками в рамках ситуативно–делового общения, совместного взаимодействия оказывает неблагоприятное воздействие на психическое раз-витие ребенка, в том числе и на развитие его способностей. Это послужило выделению проблемы нашего исследования: каковы психолого–педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка до-школьного возраста со сверстниками.
Объект исследования: процесс развития общения и взаимодействия де-тей дошкольного возраста со сверстниками.
Предмет исследования: психолого–педагогические условия развития общения и взаимодействия ребенка дошкольного возраста со сверстниками посредством комплекса игровых занятий.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития процесса обще-ния детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в игровой дея-тельности.
Задачи исследования:
изучить процесс общения детей дошкольного возраста в психоло-го–педагогической литературе;
определить особенности развития навыков общения со сверстни-ками у детей старшего дошкольного возраста;
изучить возрастные особенности детей 5–6 лет ;
охарактеризовать виды игровой деятельности детей 5–6 лет;
разработать программу и ход эмпирического исследования;
разработать и апробировать программу по формированию про-цесса общения детей старшей группы со сверстниками посредством игровой деятельности;
составить методические рекомендации для педагогов и родителей.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования; наблюдение; беседа, анкета, каче-ственный анализ результатов исследования.
Гипотеза исследования заключается в предположении: чтобы общение было успешным, надо научить детей не только поступать в соответствии с нормами, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действии, слов, жестов, замечать эмоциональное и физическое состояние других людей, т.е. развивать навыки общения детей, и это возможно через игровую дея-тельность, как самую эффективную форму обучения детей в дошкольном возрасте.
Для решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовался ряд методов:
1) теоретический: анализ психологической и педагогической, научно–методической, справочной и энциклопедической литературы, а также норма-тивных документов по исследовательской проблеме;
2) эмпирический: наблюдение, опрос, изучение, анализ, обобщение опыта, качественная и количественная оценка.
Теоретическое значение исследования заключается в анализе аспектов проблемы общения дошкольников со сверстниками.
Практическое значение исследования заключается в развитии навыков общения со сверстниками старших дошкольников в коллективной работе в форме игры. Эта работа имеет практическую ценность для родителей, для эффективного развития коллективных отношений в процессе работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
1.1 Изучение процесса общения дошкольников в психолого–педагогической литературе
Коммуникация – чрезвычайно сложная и всеобъемлющая концепция. Обычно это интерпретируется как взаимодействие двух или более людей для установления и поддержания межличностных отношений для достижения общих результатов совместной деятельности.
Общение – многогранное явление. Он представляет собой не только отношение людей друг к другу, но и их взаимодействие, обмен информацией между ними и их духовное проникновение. Аспект личных отношений – это всего лишь одна составляющая, один из аспектов этого явления.
Общение направлено на установление психологической связи между людьми, и его цель – изменить отношения между людьми; установление взаимопонимания и влияние на личную ориентацию знаний, мнений, установок, чувств и других проявлений; средства–различные формы
Общение – это более широкое понятие с точки зрения объема. Это общение, взаимодействие двух систем, при котором сигналы, содержащие информацию, передаются из одной системы в другую, а общение включает передачу информации. Содержание общения – это наука и повседневные знания. Средства и способы достижения содержательной стороны общения.
Основным средством общения в человеческом обществе является язык. Однако параллельно с речью в вербальном общении часто используются невербальные средства: внешность, жесты, мимика, позы партнеров друг к другу, образы. Внешность человека сознательно меняется, отчасти созданная им самим. Внешний вид состоит из внешних масок, костюмов и поведения. Маски физиогномики – доминирующие выражения лица – возникают под влиянием частых мыслей, чувств и отношений человека.
Внешний вид и внешний вид маски статичны. Динамические аспекты общения проявляются в жестах и мимике. Выражения лица – это динамические выражения лица в момент общения. Жесты – это своего рода движение социальной практики, которое передает состояние ума. Мимика и жесты были разработаны как средства публичного общения, хотя некоторые из их компонентов являются врожденными [11]
Тактильная мышечная чувствительность также является одним из способов общения. Взаимное проникновение, напряжение мышц для движения другого человека или его нежелание – вот пределы этого способа общения. Конкретными проявлениями этого могут быть рукопожатия, нахождение ребенка в объятиях матери, занятия боевыми искусствами. С помощью тактильной мышечной чувствительности человек учится выражать физическую силу, некоторые черты личности, отношения другого человека и, в свою очередь, некоторые свои собственные качества и отношение к нему.
В старшем дошкольном возрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим от конкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своих друзьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулке и т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других.
Таким образом, у ребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности - внеситуативно-личностное общение. Первое - яркая характеристика общения сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Маркс и Ф. Энгельст ученые отметили, что на развитие человеческого разума влияет совместная работа, в которой решающую роль играет передача результатов практической и теоретической деятельности подрастающему поколению. Они считают, что общение является условием человеческого существования и развития, и уделяют особое внимание общению как средству самопознания и самопознания человека [6].
Теоретические и методические основы дошкольных исследований коммуникации включены в фундаментальные исследования ученых и психологов: А. Н. Леонтьева,С. Л. Рубинштейна,М. С. Каган,М. И. Лисина,Д.Б. Эльконина,А. Валлон, Дж. Пиаже, Ж. Лингарт и др. [25].
Психологи А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн считают, что общение является одним из важнейших условий формирования личности. В этом отношении потребность в общении рассматривается как результат взаимодействия между индивидами и социокультурной средой, и социокультурная среда также является источником этой потребности.
Общение, его внутренняя динамика и паттерны развития являются предметом многих исследований.
Окружающие взрослые не только условие, помогающее детям нормально жить и расти, но и главный источник, двигатель психического развития. В 6-7 летнем возрасте появляется обобщение единичного опыта общения, связанного с отношением, прежде всего со стороны взрослых. От качества, содержательного богатства этого опыта зависит динамика проживания ребенком кризиса семи лет. В культурно-исторической традиции с кризисом семи лет связывается возникновение личного сознания.
Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка: мышления, речи, самооценки, эмоциональной сферы, воображения. От количества и качества общения зависят уровень будущих способностей ребенка, его характер, его будущее.
В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так не получится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии – способности анализировать себя и свою деятельность [19, 284].
Вместе с тем потребность в общении и характер отношений зависят и от партнера по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте существуют две сферы общения – со взрослым и со сверстником.
Личность ребенка, его интересы, понимание себя, его сознание и самосознание могут возникнуть только в отношениях со взрослыми. Без любви, внимания и понимания близких взрослых ребенок не может стать полноценным человеком. Понятно, что такое внимание и понимание он может получить, прежде всего в семье. В дошкольном возрасте в жизни ребенка все большее место начинают занимать другие дети. Если в конце раннего возраста потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у дошкольника она уже становится одной из главных.
Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих его от общения с взрослым. Эти особенности были исследованы в цикле работ, проведенных под руководством М.И.Лисиной и А Г.Рузской. Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения [15, 276].
Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируются социальные преставления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле, и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.
В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собственного поведения более снисходительны и недостаточно объективны. Расширяется общий кругозор детей. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.
Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется оценкой его воспитателем. Воспитателю важно изучить систему межличностных отношений детей в группе и помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).
В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются первые друзья – те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопонимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении: у них есть постоянные партнеры по играм (хотя в течение года они могут несколько раз поменяться). Все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр, хотя в целом игровой репертуар разнообразен, включает сюжетно-ролевые, режиссерские, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные, театрализованные игры, игровое экспериментирование. Они активно общаются между собой в самых разных ситуациях (во время режимных моментов, в процессе различных видов деятельности – игры, труда, занятий и др.).
Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего «Я».
К 6-7 годам у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для нас понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могут долго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), не совершая при этом никаких практических действий [15, 276].
К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Если четырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников, то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его «противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется.
Общение со сверстниками очень эмоционально насыщено. Наблюдается большое разнообразие эмоциональных состояний: от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия, до гнева. Дошкольник одобряет ровесника чаще, чем взрослого, и чаще вступает с ним в конфликтные отношения.
Концептуальные основы проблемы общения связаны с трудами Б.Г. Ананьева. В своей книге «Психология педагогической оценки» автор впервые развернул важность учета категории общения среди других детерминант,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : федеральный закон от 29.12.2012 №273–ФЗ (в ред. от 03.07.2016). – 160 с.
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Методическое по-собие [Текст] / А. Г. Арушанова. – М. : Мозаика–Синтез, 2016. – 272 c.
3. Ваницына, Н. В. Инновационные технологии в образовательном процессе ДОО в соответствии ФГОС [Текст] / Н. В. Ваницына // Дошколь-ник р.ф. – 2018. – № 10. – С. 34–35.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выгот-ский. – М., 2008. – 274 с.
5. Гайдай, Н.П. «Активные методы обучения, модерация и ФГОС» [Текст] / Н.П. Гайдай. – 2015. – С 7.
6. Габова, М. А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений. [Текст] / М.А. Габова. — М.: Юрайт, 2020. — 152 с.
7. Габова, М. А. Теоретические основы дошкольного образования: раз-витие пространственного мышления и графических умений: учеб. пособие для СПО [Текст] / М. А. Габова. — 2–е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2017. — 151 с.
8. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика. [Текст] / Л.Н. Галигузо-ва. — М.: Юрайт, 2020. — 254 с.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обуче-ние дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие [Текст] / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос–Пр., 2013. — 320 c.
10. Ганичева, А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] / А.Н. Ганичева. — М.: Юрайт, 2020. — 292 с.
11. Гогоберидзе, А. Г., Солнцева О. В. Дошкольная педагогика с осно-вами методик воспитания и обучения. Учебник. [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. — СПб.: Питер, 2019. — 464 с.
12. Гонина, О.О. Психология дошкольного возраста: учебник и практи-кум для академического бакалавриата [Текст] / О. О. Гонина. — 2–е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 425 с.
13. Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка–дошкольника [Текст] / Т.В. Дьяченко // Молодой ученый. – 2019. – №38. – С. 60–62. – [Электронный ресурс].– Режим доступа: https://moluch.ru/archive/276/62477/
14. Зарубина, О.С. Картотека сюжетно–ролевых игр [Текст] / О. С. За-рубина. – Иркутск.: Папирус–Арт, 2016. – 10 с.
15. Зацепина, М.Б. Интеграция в воспитательно–образовательной работе детского сада. [Текст] / Зацепина М.Б.// ФГОС 2016. – 96 с.
16. Козырева, О.А. Формирование лексико–грамматических средств языка и развитие связной речи: старшая группа специальных (коррекци-онных) дошкольных образовательных учреждений [Текст] / О.А. Козыре-ва, Н.Б. Борисова. – М.: Владос, 2016. – 119 c.
17. Козина, Е. Ф. Теория и методика экологического воспитания до-школьников: учебник для СПО [Текст] / Е. Ф. Козина. — 2–е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 454 с.
18. Козлова, С. А. Теоретические основы дошкольного образования. Образовательные программы для детей дошкольного возраста: учебник и практикум для СПО [Текст] / С. А. Козлова, Н. П. Флегонтова. — М.: Юрайт, 2017. — 202 с.
19. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник [Текст] / С.А. Коз-лова. — М.: Academia, 2017. — 288 c.
20. Комарова, Т. С. Дошкольная педагогика. Коллективное творчество детей. [Текст] / Т.С. Комарова. — М.: Юрайт, 2020. — 97 с.
21. Коновская, М. В. Семинар–практикум для родителей «Сформиро-ванная речь – важный показатель готовности ребенка к обучению в шко-ле» [Текст] / М. В. Коновская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 3.– С. 27–30.
22. Коурдакова, Е. Г. Развитие активного словаря дошкольников по-средством дидактических игр [Текст] / Е. Г. Коурдакова // Вопросы до-школьной педагогики. – 2017. – № 2.1. – С. 16–17.
23. Курмакаева, Г. З., Кобылянская, Т. М. Составление рассказа по сю-жетной картине «Наша семья» в старшей группе [Текст] / Г. З. Курмакаева // Вопросы дошкольной педагогики. – 2019. – № 2. – с. 115.
24. Краснощекова, Н. В. Сюжетно–ролевые игры для детей дошкольно-го возраста [Текст] / Н. В. Краснощекова. – М.: Феникс, 2016. – 250 с.
25. Лапыгин, Ю.Н. Методы активного обучения: Учебник и практикум [Текст] / Ю.Н. Лапыгин. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 248 c.
26. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М.И. Лисина – СПб.: Речь, 2009. – 204 с.
27. Петрова, С. С. Развитие диалогической речи у детей старшего до-школьного возраста посредством сюжетно–ролевых игр [Текст] / С. С. Петрова. – Республика Саха : Смик–Мастер, 2017. – 7 c.
28. Пинхасова, Е. А. Условия развития положительных взаимоотноше-ний дошкольников в сюжетно–ролевой игре [Электронный ресурс] / Е. А. Пинхасова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 2. – С. 97–101. – Режим доступа: https://moluch.ru (дата обращения: 04.04.2020).
29. Развивающие игры с детьми дошкольного возраста как средство ак-тивации и обогащения словаря [Текст] / Е. В. Гусева // Дошкольник РФ – 2018. – № 10. – С. 113.
30. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного воз-раста [Текст] / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – № 18. – С. 173–175.
31. Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогиче-ской и монологической речи у детей дошкольного возраста [Текст] / О. Е. Ситнова // Дошкольник р.ф. – 2018. – № 10. – С. 75.
32. Сатимбаева, Ю., Кориев А. У. Классификация методов обучения [Текст] / Ю. Сатимбаева // Молодой ученый. – 2017. – №43. – С. 113–115.
33. Смирнова, Е. О. Дошкольная педагогика: педагогические системы и программы дошкольного воспитания. [Текст] / Е.О. Смирнова.— М.: Юрайт, 2020. — 122 с.
34. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возрас-та. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО [Текст] / Е. А. Сорокоумова. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 216 с.
35. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика [Текст] / Е.А. Стребелева. — М.: Academia, 2017. — 576 c.
36. Стульник, Т.Д Этические беседы с дошкольниками. Для занятий с детьми 4–7 лет. [Текст] /Стульник Т.Д //ФГОС. Издательство «Мозаика– Синтез» 2016. – 180с.
37. Соколова, А. В. Практикум по организации игровой деятельности детей [Текст] / А. В. Соколова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский госу-дарственный социально–педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально педагогический универси-тет», 2018. – 112 с.
38. Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области до-школьного образования: учебник и практикум для академического бака-лавриата [Текст] / О. В. Тихомирова. — 2–е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2018. — 155 с.
39. Томина, Т. Н. Развитие речи детей дошкольного возраста посред-ством дидактических игр [Электронный ресурс] / Т. Н. Томина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4. – С. 24–26. – Режим доступа: https://moluch.ru
40. Ханова, Т.Г. Психолого–педагогические основы современного до-школьного воспитания [Текст] / Т.Г. Ханова, Н.В. Белинова // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 5. – С. 84–86.
41. Хухлаева, О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО [Текст] / О. В. Хухлаева, Е. В. Зыков, Г. В. Базаева; под ред. О. В. Хухлаевой. — М.: Юрайт, 2019. — 367 с.
42. Чмелева, Е. В. История педагогики: педагогика дошкольного детства в России конца ХIХ — начала ХХ века. [Текст] / Е.В. Чмелева. — М.: Юрайт, 2020. — 195 с.
43. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для СПО [Текст] / И. В. Шаповаленко. — 3–е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 575 с.
44. Юревич, С. Н. Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими): учеб. пособие для СПО [Текст] / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина; под ред. С. Н. Юревич. — М.: Юрайт, 2019. — 181 с.