Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях 6
1.1 Характеристика младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях 6
1.2 Проблемы работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях 11
1.3 Формы и методы работы педагога дополнительного образования с семьей 13
1.4 Программа работы тренера спортивной школы с семьей воспитанников 19
Глава 2 Методы и организация исследования 31
2.1 Методы исследования 31
2.1.1 Анализ и обобщение научно-методической литературы 31
2.1.2 Педагогическое наблюдение 32
2.1.3 Педагогическое тестирование 32
2.1.4 Педагогический эксперимент 32
2.1.5 Методы математической обработки и анализа результатов исследования 33
2.2 Организация исследования 33
Глава 3 Результаты исследования и их обсуждения 34
3.1 Оценка результатов исследования программы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях 34
3.2 Обсуждение результатов исследования 40
Заключение 47
Список литературы 52
Список сокращений 57
Приложение А 58
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящий момент родители рассматриваются в качестве субъектов спортивной деятельности наряду с детьми-спортсменами и тренерами, их восприятие и отношение к достижениям и тренировочному процессу детей могут определять психологическое состояние юного спортсмена перед соревнованиями.
Установки со стороны родителей являются актуальной проблемой в детском спорте. Авторитарная позиция родителей повышает уровень нервно-психического напряжения у ребенка, разрушая механизмы совладания со стрессом, становясь причиной проблем, связанных с долгосрочным спортивным и личным развитием. В связи с этим возникает проблема формирования компетентности тренера в работе с родительскими установками, негативно влияющими на предстартовое состояние ребенка: распознавание этих установок, коррекция их до соревнований, предотвращение их возникновения у родителей в целом.
Чем большую заинтересованность проявляют родители к каким-либо видам деятельности своих детей (учеба, спорт, музыка и т.д.) тем более успешны будут сами дети в этой области. Отсюда следует, что влияние семьи школьников на их успешность имеет огромную значимость.
Большинство родителей не интересуются и не желают быть вовлечены в спортивную деятельность своего ребенка, как, например, в его учебную деятельность. Еще меньшую заинтересованность они проявляют при достижении школьником подросткового возраста, а с учетом низких спортивных результатов вовлеченность родителей, падает практически к нулевой отметке.
В настоящее время привлечение юных спортсменов, особенно младшего школьного возраста очень зависит от позиции родителей. Именно поэтому важно представлять, что именно побуждает взрослых приводить своего ребенка в спортивную секцию (школу). Спорт побуждает ребенка лучшей социальной адаптации, развития опорно-двигательной системы, а также формирование навыков командной игры и развития в целом.
Для того чтобы тренировочный процесс был максимально эффективным необходима слаженная система родитель – спортсмен.
А также постоянное повышение компетентности родителей в тренировочном процессе. Отношения родителей к занятиям спортом юных спортсменов могут проявиться как прогрессом развития успешной спортивной карьеры, так и колоссальным регрессом, а в дальнейшем и вовсе отвращением у ребенка к спорту.
Для достижения максимальных результатов и создания идеальных условий для становления спортсмена необходимо работать в системе «тренер – спортсмен – родитель». Для лучшего взаимодействия тренеру следует обладать знаниями и умениями о психофизиологических особенностях ребенка.
Достичь максимального эффекта в вопросах физического воспитания младших школьников, которые занимаются в спортивных секциях, а также замотивировать учащихся на занятия спортом можно в условиях полного доверия между тренером и родителями учащихся. Доверительные взаимоотношения между тренерами и родителями помогают в осуществлении воспитания детей, которые будут уверены в себе, смогут относиться с доверием и любовью к окружающим, а также достичь определенных успехов на спортивной поприще.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанная нами программа улучшит эффективность работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
Объект исследования. Взаимодействие педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
Предмет исследования. Содержание системы работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
Цель исследования. Разработать и обосновать эффективность программы работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научные и методические источники по проблеме взаимодействия тренера спортивной школы с семьей воспитанников.
2. Разработать программу взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
3. Экспериментально обосновать эффективность использования программы взаимодействия педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях.
Методы исследования:
1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой теме.
2. Эмпирические методы: содержание методик
3. По форме организации: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты
4. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, практических рекомендаций и списка использованной литературы.
Глава 1. Анализ научной и методической литературы по исследуемой проблеме работы педагога дополнительного образования с родителями младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях
1.1 Характеристика младших школьников, занимающихся в школьных спортивных секциях
Процесс развития ребенка происходит в определенных социокультурных условиях, совокупность которых определяется как «образовательная среда». Выделяют основную образовательную среду (учебную) и дополнительную (дополнительные образовательные учреждения). Включение ребенка в дополнительную образовательную среду способствует гармоничному развитию личности ребенка младшего школьного возраста .
В младшем школьном возрасте у детей продолжают интенсивно развиваться все системы организма, совершенствуются психические процессы, двигательная сфера. Данный возрастной период является сенситивным для развития когнитивной сферы. Особенно благоприятные возможности для их формирования имеются в спортивной деятельности, в частности в тех видах, где начало занятий приходится на младший школьный период . Процессы внимания и памяти играют большую роль в жизни человека. В младшем школьном возрасте они приобретают произвольность, начинают активно развиваться у ребенка навыки саморегуляции своего поведения. От того, насколько будут сформированы когнитивные процессы, их произвольность, зависит успешность в учебной деятельности, спортивной, творческой и др.
Младший школьный возраст характеризуется тем, что в этот возрастной период происходит смена видов деятельности, что естественно вызывает изменения мотивационной сферы младших школьников.
Противоречивость ситуации естественным образом отражается на формировании интереса к спорту. С одной стороны, мы предпринимаем попытки сформировать положительные устойчивые мотивы к занятиям спортом, а, с другой, мы не продвигаемся в этом направлении ни на шаг.
В течение последних нескольких лет вопросы привлечения школьников к занятиям физической культурой в большей степени привлекают внимание педагогов, медицинских работников и родителей. Данная проблема в наше время встает особенно остро, что связано со снижением двигательной активности подрастающего поколения, повышением уровнем заболеваемости и снижением качества жизни детей.
Но современного школьника подстерегает большое количество соблазнов, которые мешают заниматься физической культурой: чрезмерное увлечение компьютерными играми и телепередачами, постоянное времяпрепровождение с гаджетами — все это является негативными факторами, постепенно разрушающими здоровье подрастающего поколения.
В связи с этим особую важность приобретает формирование мотивационной готовности младших школьников к занятиям физической культурой, что является важнейшим фактором привлечения их к ценностям ЗОЖ.
Темпы роста тела в длину замедляются в сравнении с предыдущим периодом дошкольного возраста а вес тела может существенно увеличиваться. Ежегодно рост ребенка в данный период увеличивается на 4 6 см а массы тела на 23 килограмма.
Заметное увеличение окружности грудной клетки изменяется к лучшему показателю и е формы тем самым превращается в конус, который обращен основание кверху. Благодаря этому феномену организма, жизненная емкость легких увеличивается, становится больше.
К усреднённым данным жизненной емкости легких у мальчиков можно отнести показатели в 1400 мл, а у девочек 1200 мл. К периоду среднего школьного возраста жизненная емкость легких увеличивается. Ежегодный прирост у девочек и мальчиков равен 160 мл.
Учитывая слабость дыхательных мышц в младшем школьном возрасте функция дыхания остается несовершенной и тем самым наблюдается поверхностная учащенное дыхание. Другими словами респираторная система детского организма функционирует менее интенсивно и производительно.
Объем вентилируемого воздуха организмом ребенка младшего школьного возраста составляет около 2% а у старших школьников 2 раза выше. Затруднённость дыхания при мышечной работе вызывает упадок насыщения крови кислородом. Именно поэтому в организации физических упражнений учитель или тренер должен учитывать согласованность дыхания ребенка с движением тела. Правильное дыхание является основой обучения в учебно-воспитательной работе по физической культуре и спорту в младшем школьном возрасте.
Органы кровообращения функционируют в тесной взаимосвязи с дыхательной системой. Тканевый обмен веществ поддерживается системой кровообращения, в том числе системой кровообращения поддерживается газообмен в организме. Иными словами кровь является переносчиком питательных веществ и кислорода во все уголки растущего организма. Насчёт ускоренного кровообращения происходит снабжение органов организма кровью в 2 раза быстрее, чем у взрослого человека. Такая высокая активность кровеносной системы обусловлено большим количеством объёма крови на долю массы детского организма.
За счет расширенных артерий в младшем школьном возрасте сердце лучше справляется с работой.
При выполнении работы предельной мощности сердечные сокращения резко увеличиваются и превышают, тем самым, 190 уд/мин. В период соревнований, учитывая эмоциональную напряженность, частота сердечных сокращений может достигать 270 ударов в минуту. К существенным недостаткам детского школьного возраста относится легкая возбудимость сердечной мышцы, тем самым может наблюдаться аритмия. Систематические тренировочные занятия приводят к совершенствованию сердечно-сосудистой системы, тем самым расширяются возможности функциональных систем организма в младшем школьном возрасте.
Жизнедеятельность всего организма обеспечивается обменом веществ, в том числе и мышечная работа. По результатам окислительно-восстановительных процессов распадаются белки, жиры и углеводы, тем самым возникает необходимая для функционирования организма энергия. Незначительная часть выработанной энергии идет на синтез развивающихся тканей подрастающего организма.
Рост, отдача тепла, мышечная активность требует огромных затрат энергии. Для подобных затрат энергии необходима интенсивность работы окислительно-восстановительных процессов. К тому же у детей младшего школьного возраста относительно невелика предрасположенность к работе в анаэробных режимах – без достаточного и необходимого количества кислорода.
По сравнению со старшими школьниками и взрослыми участие в соревнованиях и элементарные физические упражнения требуют от детей младшего школьного возраста повышенных энергозатрат.
При организации физкультурных занятий необходимо учитывать высокий уровень основного обмена, потому что происходят большие затраты энергии на работу, связанный с ростом детского организма. Затраты энергии необходимо покрыть на физическую работу, терморегуляцию и пластические процессы. При систематических занятиях физическими упражнениями пластические процессы в организме ребенка проходит более интенсивно и успешно, тем самым дети младшего школьного возраста успешнее развиваются физически. Такой положительный эффект могут вызывать только оптимальные нагрузки для данного возраста. Работы предельные или около предельной мощности вызывает ухудшение и замедление в гармоничной работе подрастающего организма. Система нагрузки и отдыха должна быть грамотно от координирована и учтена при подборе упражнений. Формирование костного скелета, связочного аппарата и мышц имеет потенциально огромное значение в данный период для роста детского организма.
Мышцы детей в данном возрасте имеют очень тонкие волокна и в своем составе содержит небольшое количество жира и белка. Особенно слабы в данном возрасте мышцы спины, тем самым поддерживать свое тело младшие школьники в правильном положении не всегда способны, что приводит к нарушению в осанке.
Фиксации мыши статических позах происходит достаточно слабо. Большой податливостью кости скелета подвергаются внешнему воздействию. Асимметричное положение тела возникает достаточно легко. В результате подбора упражнений в длительном статическом положений со временем можно наблюдать искривление позвоночника.
Учеными доказано, что сила мышц в правых конечностей и вообще правой стороны туловища оказывается значительно больше чем с левой стороной. Полная симметрия развития мышцы правой и левой стороны туловища и рук наблюдается крайне редко, а у некоторых детей младшего школьного возраста наблюдается резкая асимметричность.
Именно поэтому необходимо учитывать по занятиях физическими упражнениями равномерное и симметричное развитие мышц лево и правой стороны туловища и рук. Тем самым непроизвольным будет происходить воспитание правильной осанки. Мышечный корсет благодаря
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Абдурахманов Р.А. Психологическая культура как актуальная проблема современной школы / Р.А. Абдурахманов // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Политология и социология. - 2015. - № 2. - С. 35-39.
2. Альбицкая Н.В. Пути повышения эффективности подготовленности юных теннисистов различных возрастных групп на основании учета особенностей мотивации их деятельности / Н.В. Альбицкая/ Магистерская диссертация // М., ГЦОЛИФК, 2018
3. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительно образования детей. М., 2001
4. Бушуева Т.Н. Формирование имиджа спортивного тренера как фактора результативности соревновательной деятельности: автореф. дис.. канд. психолог. наук / Т.Н. Бушуева. - Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2007. - 23 с.
5. Волков, И.П. Оценочные стереотипы восприятия и понимания тренером себя и других//Практикум по спортивной психологии/И.П. Волков. - СПб.: Питер, 2002. -С. 133-136.
6. Воронкова, Е. В. Взаимодействие спортивной школы с родителями обучающихся /Е. В. Воронкова, И. Г. Демешев // Аллея науки. - 2018. - Т. 1. - № 10 (26). - С. 909-913.
7. Воронов Н.А. Адаптивные стратегии поведения в спорте / Н.А. Воронов // Человек и современный мир. - 2018. - № 9 (22). - С. 56-59.
8. Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта. - М.: Издательский центр "Академия", 2009. - 256 с.
9. Горская Г.Б. Мотивационный климат как психологический регулятор деятельности спортсменов / Г.Б. Горская // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2016. - № 4. - С. 85-91.
10. Железняк Ю.Д. Основы научно – методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002.
11. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: Теория и методика социально-педагогической деятельности / Худож. А.А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития: 2004
12. Зотов Ю.И. Воспитание подростков в спортивном коллективе. – М., 1984
13. Иванова Н.В. Исследование образовательной среды как фактора развития личности младшего школьника // Теория и практика общественного развития. – 2015. – № 1. – С. 36-40.
14. Камышов В.Я. Управление подготовкой юных спортсменов. - Волгоград: Волгоградский ГИФК, 2013. - 147 с.
15. Ким Т.К. Влияние личностных качеств родителей и детско-родительских отношений на индивидуально-личностные особенности подростков, занимающихся дзюдо / Т.К. Ким, Р.К. Ким // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 228-232.
16. Козлова, С. Ю. Взаимоотношения и взаимодействие тренера и родителей как результат спортивной деятельности спортсмена / С. Ю. Козлова // Ценности, традиции и новации современного спорта : Материалы Международного научного конгресса, Минск, 18–20 апреля 2018 года / Учреждение образования «Белорусский государственный университет физической культуры». – Минск: Белорусский государственный университет физической культуры, 2018. – С. 118-119.
17. Кузнецова, Л. П. Информационное взаимодействие тренера с родителями спортсменов в процессе подготовки смешанных пар высокого класса / Л. П. Кузнецова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2008. – № 1. – С. 63-75.
18. Кузьменко Г.А. Особенности адаптации юных спортсменов к стрессовым ситуациям / Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 62-67.
19. Курилкин А.И. Ценностные ориентации и цели личности как факторы подготовки юных спортсменов // Спортивный психолог. – 2018. – № 1 (48). – С. 64–68
20. Манжелей И.В. Воспитательный потенциал спортивной среды школы Олимпийского резерва / И.В. Манжелей, Е.Т. Колунин, Г.А. Куценко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 1. – С.94-96.
21. Марченков, В. С. Организация взаимодействия тренеров по большому теннису с родителями спортсменов / В. С. Марченков, Г. К. Калугина // Физическая культура, спорт, туризм: наука, образование, технологии : Материалы IХ Всероссийской с международным участием научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, Челябинск, 20 апреля 2021 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2021. – С. 150-152.
22. Марченков, В. С. Подготовка тренеров по большому теннису к взаимодействию с родителями юных спортсменов / В. С. Марченков, Г. К. Калугина // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, посвященной 50-летию УРАЛГУФК, Челябинск, 09 апреля 2020 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – С. 93-95.
23. Медведев С.Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности // Научный потенциал регионов на службу модернизации. – 2013. – № 3. – С. 37-43
24. Мельник, Е. В. Психология тренера: теория и практика: метод. рекомендации / Е. В. Мельник, Е. В. Силич, Н. В. Кухтова. - Витебск: ВГУ им. П. М. Машерова, 2014. - 58 с.
25. Николаев А.Н. Психология тренерской деятельности в детско-юношеском спорте: автореф. дис.. докт. психол. наук / А.Н. Николаев. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, 2005. - 50 с.
26. Пархоменко Е.А., Дубовова А.А., Прицюк О.Е. Особенности психологической готовности юных спортсменов к занятиям спортивными и бальными танцами // Материалы международной научно-практической конференции «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ». – 2019. – С. 138-140.
27. Педагогика физической культуры : учебник / под общ. ред. В.И. Криличевского, А.Г. Семёнова, С.Н. Бекасовой. — М. КНОРУС, 2012
28. Романцов, М. Г. Новые педагогические парадигмы вопросы дидактики и компетентность: справочное руководство / М. Г. Романцов, И. Ю. Мельникова, Г. Г. Даниленкова, М. Ю. Ледванов, М. Н. Бизенкова. - М.: Академия Естествознания. - 2012. - 147 с.
29. Ронь, И. Н. Педагогические аспекты взаимодействия тренера с родителями спортсмена в танцевальном спорте / И. Н. Ронь, О. Ю. Жмайлова, Я. М. Прохожаева // The Scientific Heritage. – 2021. – № 79-3(79). – С. 43-44.
30. Ронь, И.Н. Влияние тренировочных занятий по танцевальному спорту на развитие детей 7-9 лет / И.Н. Ронь, Т.В. Мишина, В.И. Тарасенко// The Scientific Heritage - 2020. - № 54-4 (54). - С. 33-36.
31. Сафонов В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха. - М.: Спорт, 2018. - 288 с.
32. Смолдовская И.О. Конфликты в системе "тренер-родители" в карате // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 34.
33. Смолдовская, И. О. Управление взаимодействием субъектов "тренер - спортсмен - родители" в условиях спортивной деятельности / И. О. Смолдовская // Физическое воспитание и спортивная тренировка. – 2021. – № 4(38). – С. 186-192.
34. Сорокина, Е.Н. Современные тенденции комплексных решений формирования воспитательной системы в условиях вуза / Е.Н. Сорокина, Д.В. Гулякин, И.Н. Ронь //Перспективы науки-2020. - № 12(135). - С. 285-287.
35. Татарникова, Н. С. Деятельность педагога в условиях гуманизации образования / Н. С. Татарникова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 2. - Т. 2. - С. 126-129.
36. Ташкинов, К. С. Причины деструктивного поведения родителей и подходы к оптимизации взаимодействия в триаде "тренер-спортсмен-родитель" / К. С. Ташкинов, Т. К. Ким, Г. А. Кузьменко // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 9. – С. 55-57.
37. Феодорова, Э.З. Отношение родителей к занятиям спортом и другим сферам жизни юных спортсменов подросткового возраста//Физическая культура, спорт -наука и практика. -2014. -№ 1. -С. 40-45.
38. Хвацкая, Е. Е. Психодиагностические методики в работе с родителями юных спортсменов / Е. Е. Хвацкая, Н. Е. Латышева // Вестник Псковского государственного университета. - 2015. - № 1. - С. 216-222.
39. Чернова Е.Д. Проблемы формирования познавательной активности подростков в системе дополнительного образования // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Физическая культура и личность», ОГПУ, Оренбург, 2004
40. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2018. - 450 с.
41. Шарманова, С. Б. Запросы и ожидания тренеров-преподавателей и родителей юных спортсменов в процессе их взаимодействия / С. Б. Шарманова, М. Ю. Алексеев // Физическая культура и спорт: наука, образование, технологии : Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции магистрантов и молодых ученых, посвященной 50-летию УРАЛГУФК, Челябинск, 09 апреля 2020 года. – Челябинск: Уральский государственный университет физической культуры, 2020. – С. 23-29.