Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный уровень развития экономики характеризуется высоким уровнем конкуренции в большинстве рыночных сегментов. Данное обстоятельство стимулирует многие предприятия и хозяйствующие субъекты принимать соответствующие меры, направленные не только на поиск новых рынков сбыта, но и на нахождение более дешевых источников сырья и трудовых ресурсов. Кроме этого в целях повышения уровня своей конкурентоспособности предприятиям необходимо обеспечивать комплексное и эффективное взаимодействие всех своих подразделений. Одним из важнейших вопросов в разрезе современных подходов является использование логистических подходов при организации распределения готовой продукции предприятия в своем сегменте рынка.
Предприятия оптовой торговли являются одним из важных звеньев цепи поставки товара от производителя до конечного потребителя. Логистика распределения для предприятий оптовой торговли является краеугольным камнем и основой конкурентоспособности [2].
Все вышеизложенное объясняет актуальность выбранной темы данной выпускной квалификационной работы.
Цель данной работы заключается в разработке предложений по совершенствованию и развитию логистической системы предприятия на примере деятельности ООО «Четыре Сезона», г. Калининград.
Объектом исследования является логистический процесс управления снабжением и закупками, управления запасами и взаимоотношениями с поставщиками предприятия в рыночном сегменте торговли обувью и одеждой.
Предметом исследования является существующий подход к системе управления запасами в условиях работы предприятия ООО «Четыре Сезона».
Научная новизна данной выпускной квалификационной работы заключается в обосновании целесообразности применения всестороннего и наиболее полного подхода к вопросам совершенствования логистической системы в рыночном сегменте реализации одежды и обуви.
Практическая значимость исследования. В работе предложены мероприятия по совершенствованию и развитию логистической системы на примере деятельности ООО «Четыре Сезона», что, в свою очередь, приведет к увеличению прибыли и повышению показателей рентабельности.
В процессе достижения цели в работе последовательно рассматриваются такие вопросы, как:
- теоретические аспекты управления запасами на предприятии;
- значение и суть логистики управления запасами;
- выполняется анализ процессов управления запасами в системе торговли;
-выполняется производственно-экономический анализ деятельности ООО «Четыре Сезона»;
- намечаются пути совершенстования логистической системы данного предприятия;
- оценивается экономическая эффективность предложенных мероприятий.
Методологическую базу исследования составили методы: диалектического научного познания и частные научные (анализ, синтез, сравнение, логический и системно-структурный анализ, формализация, анализ нормативно-правовых документов), моделирование.
1. Логистика управления запасами как один из ключевых факторов эффективности логистической системы предприятия.
1.1. Теоретические аспекты управления запасами на предприятии
Ряд специалистов [2, 6, 7] основными целями логистики управления запасами считают следующие:
- обеспечение эффективного потока внешних и внутренних ресурсов, требуемых для деятельности компании;
- оптимизацию затрат, связанных с закупочной деятельностью, а также уровня запасов закупаемых ресурсов;
- обеспечение высокого качества поступающих ресурсов при его постоянном повышении;
- формирование и поддержку рациональной базы поставщиков, развитие отношений с компетентными поставщиками;
- усиление конкурентных позиций компании в цепи поставок за счет эффективной стратегии логистики управления запасами;
- координацию деятельности по управлению запасами с другими функциональными областями (производство продукции или услуг и их распределение) компании;
- достижение целей по закупкам с минимальными административными затратами.
Управление запасами - область деятельности, в результате которой фирма приобретает необходимые товары и услуги. В общем случае процесс управления запасами представляет собой организованное приобретение продукции для дальнейшей переработки или для перепродажи [8].
Сфера деятельности, связанная с управлением запасами подразумевает все функции, выполнение которых необходимо для непрерывного обеспечения фирмы ежедневно и в долгосрочном периоде. Поэтому деятельность менеджера или специалиста по закупкам включает следующие задачи:
- определение потребности в материальных ресурсах;
- поиск потенциального поставщика;
- оценка возможности закупки в нескольких альтернативных источниках;
- выбор метода закупки;
- установление приемлемой цены и условий поставки;
- мониторинг товара до момента его доставки;
- оценка продукции поставщика и услуг [11].
Если же функции управления запасами расширить, то к ним будут относиться и инвентарный контроль, транспортировка, приемка закупаемой продукции и контроль на всех этих этапах.
Рассмотрим типовые этапы процесса осуществления закупок и управления запасами на предприятии.
1. Определение объемов производства и продаж, оценка величины затрат. Добываются, анализируются и оцениваются данные о поставщике.
2. Формирование плана закупок, предварительная оценка поставщиков. Составляется список всех будущих закупок для проекта, а также график закупок каждого вида продукции.
3. Разработка предварительного графика закупки на основании известной требуемой даты поставки. Для этого устанавливаются даты начала и завершения той или иной работы по формированию плана закупок, определяются важнейшие этапы этой работы.
4. Размещение объявлений о подаче предложений.
5. Оценка предложения.
6. Окончательные переговоры.
7. Составление документации.
8. Поставка и контроль качества.
9. Обсуждение спорных вопросов и гарантийных обязательств [17].
Специалисты службы закупок предприятия отвечают за закупку продукции и управление запасами в соответствии со спецификациями, полученными от внутренних потребителей. Внутренними потребителями являются другие функциональные подразделения предприятия, которым требуется продукция.
Цель рациональной организации логистики управлении запасами достигается решением ряда задач, которые можно сгруппировать следующим образом:
- выдерживание обоснованных сроков закупки сырья, материалов и комплектующих изделий;
- обеспечение точного соответствия количества поставок потребностям в них;
- соблюдение требований производства по качеству сырья, материалов и комплектующих изделий [11].
Системы управления запасами за длительный период своего развития прошли путь от простейших ручных форм учета запасов и производственных мощностей до современных электронно-автоматизированных методов, предназначенных для применения на предприятиях практически любых масштабов и секторов экономики [20].
Исторически, развитие методов управления запасами происходило в логической последовательности - от простого к сложному, от элементарного отслеживания состояния дел - до информационно-управляющих систем, позволяющих не только учитывать, но и оптимизировать производственные процессы в условиях быстро меняющегося внешнего окружения и внутренних условий предприятия.
В том или ином виде существует три группы методов определения потребности в материальных ресурсах (МР), а именно:
- детерминированный;
- стохастический;
- оценочный.
Выбор метода зависит от особенностей (МР), условий их потребления и наличия соответствующих данных для проведения необходимых расчетов [21].
Общая стратегия планирования запасов на предприятии складывается в процессе взаимодействия финансового, операционного и логистического видов менеджмента.
Отправной точкой в закупочном и снабженческом видов деятельности является определение потребности в том или ином товаре.
Необходимую информацию для определения объемов закупки обеспечивают данные, предоставляемые например отделом производства промышленной компании или службой продаж торгового предприятия. Они дают представление о расходовании материалов в производстве или фактическом рыночном спросе на товарную продукцию.
В системе учета расхода (МР) или готовой продукции могут использоваться разнообразные средства – от компьютерных баз до обыкновенных карточек складского учета. Эти различные средства учета могут быть объединены в систему, содержащую подкаталоги по каждому из возможных поставщиков и данные о продвижении их товаров на рынке. Могут быть так же разделы, содержащие сведения об имеющемся опыте работы с каждым поставщиком: обо всех ранее заключенных сделках, срывах поставок, другие доступные сведения о нестандартных ситуациях и т.п. [11]
Для определения потребности на основе фактического расхода (спроса) продукции используются ряд методов прогнозирования. Чаще всего применяются такие методы, как экспоненциальное сглаживание, динамика средних, метод скользящего среднего и т.п.
Общим недостатком этих методов является ограниченность возможности наблюдения за расходом (спросом) конкретного вида (МР) или товарной позиции [16].
В источнике [10] определены следующие основные методы закупок:
оптовые закупки;
регулярные закупки материалов;
ежедневные (ежемесячные) закупки;
получение материала по мере необходимости;
единичные закупки.
На выбор метода закупки влияет множество факторов:
вид (МР);
особенности потребления материального ресурса (МР);
особенности системы складирования и хранения на предприятии;
особенности рынка материального ресурса (МР);
особенности логистической системы, обеспечивающей поступление МР к потребителю.
Методы управления запасами ориентированы на приобретение (МР) или услуги необходимого количества, качества, в определенные сроки с минимальными затратами.
Одним из главных критериев выбора метода управления запасами является принцип минимизации затрат на закупки МР и содержание складских запасов. Ключевым параметром оптимизации при организации закупки МР является объем заказа. Объем заказа и периодичность поставки – это взаимосвязанные параметры. Поэтому такой параметр как интервал поставки тоже используется в качестве параметра оптимизации.
В научной литературе по логистике, управлению запасами и закупками описывается множество методов определения объема заказа и интервала поставки [17].
Далее рассмотрим теорию вопроса определения параметров заказа: объем, точка и периодичность заказа, которые в наибольшей степени влияют на величину суммарных издержек и являются основными параметрами при построении систем управления закупками и запасами.
Методы определения параметров заказа, положенные в основу многих моделей управления запасами, построены на принципе минимизации величины суммарных издержек, включая издержки, связанные с поступлением, хранением партии заказа, организацией закупки, транспортировки и др.
«Партия за партией» - распространенный метод определения объема заказа. Суть данного метода заключается в том, что размер каждой партии точно соответствует чистой потребности за некоторый короткий период времени, причем к концу периода запасы должны быть полностью потребленными [18].
Другой распространенный метод основан на фиксированном объеме заказа.
МР заказываются заранее определенными равными партиями через изменяющиеся интервалы времени. Заказ на поставку очередной партии дается при уменьшении размера заказа на складе до установленного критического уровня – точки заказа [19].
«Наименьшие общие затраты» – многошаговый метод, при котором размер партии определяется по результатам сравнения расходов на хранение или пуско-наладочные работы (или затрат на размещение заказа) при различных размерах партии. После сравнения выбирается партия, для которой эти затраты примерно равны [3].
Метод расчета объема заказа на основе фиксированного периода поставки. Суть метода состоит в том, что объем заказа рассчитывается каждый раз на основе общей потребности в МР за период поставки, при этом период поставки является фиксированной величиной [20].
«Наименьшие удельные затраты» – многошаговый метод определения размера партии, при котором суммарные затраты, определяемые по периодам, делят на общее число изделий за рассматриваемое количество периодов. Полученная величина представляет собой удельные затраты, по минимуму которых определяется размер партии [10].
Как показывает проведенный анализ, самым популярным из подходов к определению оптимальных параметров поставки является использование формулы Уилсона [8].
Формула Уилсона представляет собой инструмент оптимизации суммарных издержек, и применяется для расчета оптимального (экономичного) размера заказа, который, в свою очередь, используется при построении систем управления запасами и планирования закупок.
В данной модели цена учитывается как постоянная величина. Также в данной модели выделяют следующие ограничения:
- закупки товара одной номенклатуры;
- организация заказа мгновенна;
- статичная потребность;
- равномерное потребление;
- статичные временные параметры поставок;
- издержки осуществления заказа статичны во времени;
- мгновенное поступление товара на склад;
- мощности склада неограниченны;
- сроки хранения запаса не ограничены [19].
В научных исследованиях, посвященных вопросам управления закупками и запасами, представлено множество модификаций формулы Уилсона, которые преодолевают большинство ограничений и учитывают множество других факторов [17]. Это расширяет круг ее применения. На сегодняшний момент существует более десятка различных модификаций.
Вышеупомянутая модель может быть использована только при фиксированной производственной потребности.
В случаях, если производственная потребность не является фиксированной, применяется динамическая модель, использующая алгоритм Вагнера-Уайтина [15].
Результаты анализа алгоритма, освещенные в работе [21], свидетельствуют о том, что необходимым условием его использования является длительный горизонт планирования.
Метод Сильвера-Милла применятся в том случае, если затраты на закупку единицы МР постоянны и одинаковы для всех этапов [22]. Метод направлен на сокращение издержек размещения и хранение запаса.
Некоторые из рассмотренных методов закупок положены в основу логистических концепций и технологий.
Применение логистической технологии или концепции в закупках и снабжении требует наличия партнерских отношений между контрагентами, реализующими ее. Логистическая концепция становится платформой для поддержки бизнеса и инструментарием оптимизации ресурсов фирмы при управлении основными и сопутствующими потоками [14].
Далее рассмотрим логистические технологии и концепции, используемые в области закупок и снабжения.
В настоящее время одной из самых популярных является логистическая концепция DDT (Demand-drivenTechniques) - логистика, ориентированная на спрос [11].
DDT используется в сфере распределения, но если рассмотреть ее с позиции потребляющей организации, то она подразумевает организацию взаимодействия с поставщиком таким образом, что сам процесс снабжения осуществляется непосредственно поставщиком в рамках одной из четырех наиболее известных технологий: «точка перезаказа» (rulesbasedreorder – RBR), «быстрого реагирования» (quickresponse – QR), «непрерывного пополнения» (continuousreplenishment – CR) и «автоматического пополнения» (automaticreplenishment – AR) [6].
Специфика применения концепции DDT ограничивает сферы ее использования до участков распределения продукта конечного потребления. В сфере снабжения производственных предприятий подобная технология труднореализуема, в силу специфики формирования спроса и системы распределения в промышленных отраслях [8].
Другим подходом к организации снабжения является управление запасами согласно логистической технологии «точно в срок» (Justintime - JIT), согласно которой логистическая система должна быть организована по тянущему принципу. При этом уровень запасов должен быть минимален.
Подобная организация управления материальными потоками подразумевает закупки мелкими партиями у поставщиков, имеющих постоянные запасы необходимых МР по необходимости.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Айбазов Р.У., Атаманчук Г.В. и др. Теория организации: учебник. - М.: Изд. РАГС, 2018. - 456 с.
2. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2019. 79 с.
3. Альферьев Е.А. Качество. Развитие науки об управлении. Методические указания. - Самара, СГТУ, 2017.
4. Андерсен Б. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2017. - 272 с.
5.Батова Т.Н., Васюхин О.В. Экономика промышленного предприятия. СПб.: ГУ ИТМО. 2017.-248с.
6. Бауэрсокс Д.Дж, Логистика: интегрированная цепь поставок: Пер. с англ./ Д.Дж.Бауэрсокс, Клосс Д.Дж. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2017.- 640 с.
7.Берзинь И.Э., Пикунова С.А., Экономика предприятия. М.: Дрофа, 2017.-368с.
8. Бодряков Р.Е. ABС и XYZ: составление и анализ итоговой матрицы. [Электронный ресурс] —Режим доступа. —http://www.rombcons.ru/logistik2.htm
9. Бочкарев Андрей Планирование и моделирование цепи поставок. - М.: Альфа-Пресс, 2017. - 192 с.
10. Брагин Л.А. Торговое дело - экономика и организация. М, ИНФРА - М, 2017. -256с.
11. Бузукова Е.А. Анализ ассортимента и стабильности продаж с использованием ABC-анализа и XYZ-анализа. [Электронный ресурс] — Режим доступа. —URL: http://zakup.vl.ru/files/avs_i_huz_analizi.pdf.
12. Воинов Н. Вступление России в ВТО: Будущее транспортно-логистического рынка: Анализ рынка [Текст] /Воинов Н. // Логистика-2018. - №5. - С.22-24.
13. Волгин Владислав. Логистика хранения товаров. - М.: ИТК "Дашков и К", 2017. - 368 с.
14. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М., 2018. - 254с.
15. Ермолина М.В. Расчет и применение показателя упущенных продаж в политике обслуживания клиентов компании. Научно-аналитический журнал «Логистика и управление цепями поставок» №3, 2017г.
16. Зорин Ю.В., Ярыгин В.Т. Системы качества и управление процессами. - Самара, 2018г.
17. Козлов А.С. Проектирование и исследование бизнес-процессов: учеб. пособие - 2-е изд. -М.: Флинта: МПСИ, 2017. - 272 с.
18. Козловский В.А. и др. Производственный менеджмент: учебник. - М.: Инфра-М, 2017. - 574 с.
19. Костоглодов Д.Д.,Харисова Л.М. Распределительная логистика.-М.:Экспертное бюро, 2017.
20. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика:Учеб.для вузов.-М.: ЮНИТИ: Банки и биржи, 2018.
21. Ньюман Э. Кален П. Розничная торговля - СПб.: Питер, 2018 - 416с.
22. Организация и технология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. - М.: Экономика, 2017. - 334 с.
23. Памбухчиянц О.В. Организация и технология торговых процессов.- М.: Маркетинг, 2018. - 320 с.
24. Памбухчиянц О.В., Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, 2017г.
25. Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность. - М.: Маркетинг, 2018. - 580с.
26. Покровский А.И. Экономика торговли. - М., 2017. - 354с.
27. Предприятия розничной торговли. - М.: Издательско-книготорговый центр Маркетинг, 2017. - 425 с.
28. Сергеев В.И. Управление цепями поставок. Учебник для магистров и бакалавров. Москва Юрайт, - 2017г. – 428с
29. Филипов П. Иллювиева Е. Бизнес-план вашего предприятия. - СП б.: Норма, 2017 г.
30. Экономика предприятия / Под ред. В.Я. Хрипача. – 2 е изд. – Мн.: Экономпресс, 2018. 464 с.