Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Социальная значимость норм права, которые регулируют общественные отношения в области социального обеспечения – это основная гарантия права на жизнь. Нормы права представлены в обществе как источники права, за которыми располагается государство, обладающее собственной силой принуждения в части обеспечения реализации данных источников.
При этом, по словам автора А.В. Радоновой, «…понимание права может совершаться по-всякому, возможно рассматривать его в определенно-нормативном либо наиболее широком смысле, обратив внимание на качество источников идеи свободы, справедливости. Вскоре человек однозначно сталкивается с каким-либо источником права» [51; 202].
Непосредственное утверждение принципов правового, социального государства, а также обеспечение прав и свобод человека и гражданина в практике вызывает проблемы в настоящее время. С целью совершенствования и эффективности источников права, следует достигнуть положительных перемен и в правовом регулировании, и в правовом применении. Здесь необходимо отметить проблемы целостности правового положения Российской Федерации (далее – РФ), а также верного сознания связи источников права федерального значения с субъектами РФ, общности развития источников права, в том числе в применении дифференцированных позиций в области правового регулирования материальных отношений.
Право социального обеспечения сосредоточивает в себе способы увеличения источников, обновленных общепризнанных норм как международного права, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, местного самоуправления, локальные акты. Ввиду увеличения круга регулирования общественных отношений социальным обеспечением, происходят изменения в предметной области права. Модификация основных видов социального обеспечения является причиной возникших перемен. Проблемы в усложнении регулирования отношений, складывающихся в данном праве, недостаточное правовое регулирование, имеют достаточную актуальность в данное время, тем самым их развитие сопровождается в постоянно изменяющихся взаимоотношениях как с отношениями внутри страны, так и международными отношениями.
Вышеназванные аспекты обуславливают актуальность и проблему данного исследования.
Целью работы является анализ особенностей источников права социального обеспечения, а также выявление проблем в практике их правоприменения.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие источника права социального обеспечения.
2. Изучить систему источников права социального обеспечения.
3. Проанализировать нормативные правовые акты как источник права социального обеспечения.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, законы и подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере права социального обеспечения, международные источники.
Теоретическая основа исследования. С позиции теоретических подходов, используемых в работе, для нас востребованными являются базовые концепции системного подхода и системного анализа: труды Адриановской Т.Л., Горшкова А.В., Радоновой А.В., Филипповой Э.М. и др.
Методологической основой являются как общенаучные методы научного познания (диалектический метод, методы анализа и синтеза), так и специальные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой).
Нормативную основу исследования составили: Конституция РФ, ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».
Эмпирическую основу исследования составляет анализ законодательства в системе источников права социального обеспечения.
Структура работы. Данная работа включает в себя: введение, основную часть, состоящую из двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключение и список источников и литературы.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОЧНИКОВ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Понятие источника права социального обеспечения
Вначале нужно установить само понятие источника права. Правовед В.И. Сергеевич указывал, что «под источником права можно разуметь те силы, которые производят право. С этой точки зрения источником права будет, например, законодательство как сила, создающая закон. Но под источником права можно разуметь и продукт этой силы, в данном случае закон...» [51; 202]. Если говорить об источнике права с юридической точки зрения, то различные ученые акцентируют внимание на разнообразных его аспектах. С.Ф. Кечекьян отметил, что «источник права - это не более как образ, который скорее должен помочь пониманию, чем дать понимание того, что обозначается этим выражением» [45; 28].
Е.Е. Мачульская считает, что источники права - это внешние формы организации его содержания, какое присутствует в определенных нормативных актах. Такие акты, по её мнению, могут содержать только нормы права социального обеспечения. Она также отмечает, что отечественному праву типично то, что главными его источниками считаются нормативные правовые акты. В различие от остальных правовых актов данные акты предназначены для многократного использования [25].
Отдельными правоведами указывается на несовпадение определений «форма права» и «источник права». Так как если «форма права» говорит о том, «как организовано и выражено вовне содержание права, то понятие «источник права» охватывает «источники формирования права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения» [22; 11].
Однако, в научной правовой литературе разнообразным смысловым оттенкам определений «источник права» и «форма права» не придается конкретного значения, и они практически во всех случаях разбираются как тождественные [36; 186].
Нынешнее определение источника права многостороннее, а универсального понятия подобного понятия, которое бы охватывало все грани подобной непростой категории, нет.
В российской теории права есть два взгляда на понимание «источника права». В первом варианте под «источником права» следует понимать силы, которые создают право, материалы, заложенные в основу того либо другого законодательства, исторические источники, которые в иное время имели силу действующего законодательства, средства познания существующего права [48; 23].
Классический подход к определению источника права следует понимать как форму внешнего выражения содержания действующего права, и в данном смысле законы выступают базовым источником права в России [31; 512].
Таким образом, понятие «источник права» можно охарактеризовать в двух значениях.
Во-первых, как фактор образования права. Государство в целом является правообразующей силой, которая закрепляет в праве свободу и интересы народа.
Во-вторых, он характеризует юридическую природу государства. При этом «источник права» описывает результаты правотворческой деятельности.
В данное время проблемные аспекты применения источников права социального обеспечения, исследованы не в полной мере, а лишь частично.
Стоит отметить, что ранее, еще до того, как право социального обеспечения было признано самостоятельной отраслью права, источники, нормы каких регулировали социально-обеспечительные отношения, представляли собой составную часть источников трудового, колхозного, административного права. В настоящее время данная отрасль права является самостоятельной.
Основываясь на общей теории права, отметим, что источники права - это внешние формы выражения правотворческой деятельности страны, с поддержкою которой свобода законодателя становится неотъемлемой для выполнения.
Анализ понятия «источники права социального обеспечения» указывает на то, что в данной области права в полном объеме представлены теоретические подходы, дискуссии, относящиеся непосредственно к общей теории права, а также к трудовому праву. До признания права социального обеспечения самостоятельной отраслью, многие авторы относили нормы социального обеспечения к числу источников трудового права.
Конечно, такая материнская отрасль, как трудовое право, значительно оказала влияние на понятие источников права социального обеспечения. Эту созвучность можно увидеть на примере тех понятий, которые представлены в учебно-методической, научной литературе, диссертациях по праву социального обеспечения.
Профессор В.С. Андреев отмечал, что под источниками права социального обеспечения можно обозначить формы выражения волеизъявления народа в юридических положениях, которые относятся к этой отрасли права. Нормы права социального обеспечения устанавливаются в нормативных актах самого государства [13; 65].
По мнению правоведа М.Л. Захарова, под источником права следует понимать принятые в этом обществе формы выражения нормативной государственной воли правящего класса, а в сформировавшемся социалистическом обществе - всего народа. Источники права - это разнообразные акты государственных органов, которыми определяются конкретные нормы права [34; 14].
В.А. Тарасова, под источниками справа социального обеспечения понимала нормативные акты, которые издаются компетентными органами (органами государственной власти и управления, а в определенной части - органами колхозов и профсоюзов), с помощью которых устанавливаются, модифицируются либо отменяются нормы права, которые регулируют отношения по социальному обеспечению граждан, и тесно сплоченные с ними отношения, образующие предмет права социального обеспечения [20].
Я.М. Фогель отмечал: «Термин «источник права» обычно имеет два значения. Первое раскрывает причину создания права. Правообразующей силой в основном выступает государство, закрепляющее в праве волю и интересы народа или только господствующего класса, исходя из соответствующих социально-экономических и политических условий жизни общества. Второе значение понятия источника права характеризует его юридическую природу. В этом смысле оно отражает результаты правотворческой деятельности. Ими служат разнообразные нормативно-правовые акты, принимаемые уполномоченными на то органами государства в соответствии с предоставленными им правами» [20].
Правовед М.В. Филиппова утверждает: «Источниками советского права социального обеспечения являются формы выражения воли народа в правовых нормах, которые относятся к этой отрасли права. Непосредственно нормы права социального обеспечения закреплены в государственных нормативно-правовых актах» [38; 166].
Правовед Е.Е. Мачульская указывает, что под источниками права следует понимать внешние формы организации его содержания, которое присутствует в некоторых нормативных документах. Подобные нормативные документы могут включать лишь нормы права социального обеспечения [25; 46].
Ученый К.Н. Гусов представляет следующее определение: «Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права» [30; 60].
В диссертационном исследовании М.О. Смирновой указывается, что «источниками права социального обеспечения следует считать нормативные акты, являющиеся результатом правотворческой деятельности компетентных органов, выражающих волю государства, и направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с алиментированием граждан из специализированных фондов социального обеспечения и процедурной деятельностью компетентных органов по осуществлению социального обеспечения» [20; 153].
Правоведы М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова в первом российском учебнике по праву социального обеспечения, раскрывая понятие источников права социального обеспечения, пишут: «В правовой науке укоренились в основном два понятия источника права. Первое понятие источника права в материальном смысле, как реальной силы, создающей правовые предписания и обеспечивающей их исполнение, в том числе, естественно, принудительное». Второе понятие источника права приводится в формальном смысле - как внешней формы выражения правовых предписаний, как «резервуара, в котором пребывают правовые нормы», как «оболочки бытия правовой нормы». В этом смысле источники права можно определить как принятые в обществе способы выражения воли соответствующих властных структур, направленной на правовое регулирование общественных отношений независимо от их содержания.
«В современном российском праве, как и ранее в советском, единственным способом внешнего выражения правовых предписаний, придания им общеобязательного характера являются нормативные правовые акты соответствующих властных органов, что в полной мере относится и к источникам права социального обеспечения» [18; 11].
Т.Л. Адриановская выделяет, что источники права социального обеспечения - это нормативные акты, которые являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, которые, в свою очередь, выражают волю государства, и направлены на регулирование отношений, складывающихся ввиду обеспечения граждан из специализированных фондов социального обеспечения и деятельности уполномоченных органов по вопросу осуществления социального обеспечения» [10; 212].
Осуществляя анализ приведенных выше определений источников права социального обеспечения без определенного спора по некоторым составляющим, общепринятым можно обозначить тот факт, что во всех представленных понятиях говорится только о позитивном праве, а источниками считаются нормативные правовые акты компетентных органов, которые содержат нормы права социального обеспечения и выступающие внешней формой выражения волеизъявления государства в ходе правотворческой деятельности.
Понятие источников права социального обеспечения рассматривается в научной литературе в качестве научной дефиниции, охватывающей общие признаки, свойственные данному явлению, поэтому определение понятию источников права социального обеспечения можно представить следующим образом: источники права социального обеспечения являются внешней формой правотворческой деятельности государства по регулированию отношений в сфере социального обеспечения, ввиду чего воля законодателя обретает обязательность для исполнения. Правотворческая деятельность государства в качестве результата, имеет нормативные правовые акты, которые содержат нормы права социального обеспечения. Следовательно, они, объективированные лишь в определенной форме, становятся общеобязательными, правовыми, осуществление каких обеспечивается методами государственного воздействия.
Таким образом, источники права социального обеспечения олицетворяют в себе решения правотворческих органов о формировании, модификации, отмене норм права социального обеспечения. Формирование источника права социального – это неотъемлемая часть правотворчества, без которой нормы права социального обеспечения не могут появиться, а решение компетентного органа не может приобрести значение государственной воли, нормы права.
Источники права социального обеспечения являются той формой, в которой нормы права выступают в реальной жизни, из которой черпаются знания о действующем праве и к которой обращаются при решении конкретных правовых ситуаций.
Понятие источников права социального обеспечения будет не полным, без его конкретных признаков. Основными признаками источника права являются: нормативный характер предписаний; обязательность для исполнения; сила государственного принуждения.
Нормативный правовой акт как источник права социального обеспечения отмечается такими важными чертами [44; 95], как: он издается в рамках компетенции определенного государственного органа; обязан отвечать актам вышестоящих органов; приобретает обязательную силу после его обнародования либо другого предусмотренного положениями права доведения до сведения исполнителей.
Нормативные правовые акты выступают наиболее исследованными в российском правоведении источниками права. Исследовались их природа, признаки, свойства. К примеру, профессор И.Е. Фарбер считал, что источники права обязаны содержать определенные свойства: они обязаны быть, во-первых, определенными, четко и понятно формулировать права и обязанности вероятных участников правоотношений; во-вторых, общеобязательными, охраняемыми возможностью государственного принуждения для тех, кто станет уклоняться от выполнения их предписаний; в-третьих, общеизвестными адресатам юридических норм. Таким образом, должен присутствовать определенный порядок публикации нормативных актов и введения их в действие [20].
Параллельно с общими признаками источники права социального обеспечения имеют особенности, которые определены предметом и методом самой отрасли права социального обеспечения. Имеющая в своей основе объективный характер, отрасль права в большинстве своем устанавливает систему законодательства, выступает для законодателя ориентиром в его правотворческой деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст.4398.
2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
3. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Сборник «Действующее международное право». Т. 2.
4. Определение Конституционного Суда РФ от 6 ноября 1998 г. № 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Администрации Челябинской области о проверке конституционности статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Справочно-правовая система Гарант (текст документа официально опубликован не был), дата обращения 29.03.2018.
5. Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.К. Шматкова» от 19.11.2015 № 29-П // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 29.03.2018.
6. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 мая 2006 г. № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой главы города Твери и Тверской городской Думы» // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 22. – Ст. 2375.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126 и 127 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - № 25. - 22.06.1998. - Ст. 3004.
8. Постановление Конституционного Суда РФ по делу «О проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова» от 14 января 2016 г. № 1-П // Справочно-правовая система Консультант Плюс, дата обращения 29.03.2018.
Монографии
9. Абрамова А.И., Губаева Т.В., Мицкевич А.В. и др. Законотворчество в Российской Федерации: науч.-практ. и учеб. пособие / под ред. проф. А.С. Пиголкина. Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации. М.: Формула права, 2000. С. 69.
10. Адриановская Т.Л. Право социального обеспечения. Институт пособий и компенсационных выплат: учебно-практическое пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»/ Адриановская Т.Л., Карданова И.В. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 455 c.
11. Алексеев С.С. Государство и право: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Проспект, 2007. С. 89.
12. Алексеев С.С. Общая теория права. М.: Проспект, 2009. С. 305.
13. Андреев В.С. Право социального обеспечения в СССР: учеб. М.: Юридическая литература, С. 65 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 15.03.2018.
14. Бондарь Н.С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 122.
15. Горшков А.В. Право социального обеспечения: учебное пособие/ Горшков А.В. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. — 188 c.
16. Горшков А.В., Захарова Н.А. Право социального обеспечения: учебное пособие / Н.А. Захарова [и др.]. – М.: Омега-Л, 2015. – 170 с.
17. Горюшкин З.А. Руководство к познанию российского законоискусства, сочиненное коллежским советником Захарием Горюшкиным преподавателем сея науки в Московском университете и Благородном пансионе, при нем учрежденном. М.: в Универ. тип., 1811. С. 75 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.03.2018.
18. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: учеб. 2-е изд. М.: БЕК, 2002. С. 11.
19. Кауфман А.А. Право социального обеспечения в схемах и определениях: учебное пособие / Кауфман А.А. – М.: Проспект, 2016. – 80 с.
20. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России. - М.: Проспект, 2009.
21. Лукьянова Е.Г. Учение о законе в русской юриспруденции: моногр. М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. С. 7.
22. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2015. С. 11.
23. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения: учебник / М.В. Лушникова [и др.]. – М.: Юстицинформ, 2009. – С.23
24. Марченко М.Н. Судебное правотворчество и судейское право. М.: Проспект, 2009. С. 406.
25. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник / Мачульская Е.Е. – М.: Юрайт, 2016. – 442 с.
26. Научно-практический комментарий к главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» / под ред. К.А. Экштайна// Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.03.2018).
27. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения // Правоведение. СПб.: С.-Петерб. ун-т, 1997. С. 33.
28. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Том 1 [Электронный ресурс]/ Победоносцев К.П.— М.: Зерцало, 2013. — 768 c. Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/5832, дата обращения 29.03.2018.
29. Право социального обеспечения / Под ред. М.В. Филипповой. М.: Юристъ, 2006. С. 117.
30. Право социального обеспечения: учеб. Изд. 2-е / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2001. С. 60.
31. Проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М.Н. Марченко. М., 2012. С. 512.
32. Рогалева Г.А. Локальное регулирование условий труда и система источников трудового права: монография. М., 2003. С. 21.
33. Сергеевич В.И. Лекции по истории русского права. СПб., 1889 - 1890. С. 5 // Справочно-правовая система Гарант, 2016.
34. Советское пенсионное право / под ред. М.Л. Захарова: учеб. пособие. М.: Юридическая литература, С. 14 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 15.03.2018.
35. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения: базовый курс / Сулейманова Г.В. – М.: Юрайт, 2013. – 576 с.
36. Теория государства и права / Под ред. М.М. Рассолова, В.О. Лучина и Б.С. Эбзеева. М., 2015. С. 186 - 188.
37. Тихомиров Ю.А. Правовые акты: учеб.-практ. и справ. пособие. М., 2011. С. 17-19.
38. Филиппова М.В. Право социального обеспечения: учебник и практикум / М.В. Филиппова [и др.]. – М.: Юрайт, 2017. – 384 с.
39. Цветаев Л.А. Начертание теории законов / изданное надворным советником, прав знатнейших древних и новых народов профессором п.о. и кавалером Львом Цветаевым. М.: Универ. тип., 1816. С. 35 // Справочно-правовая система Гарант, дата обращения 29.03.2018.
40. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Вып. 1-4. М.: бр. Башмаковы, 1910 - 1912. С. 368 // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 30.03.2018.
41. Чичерин Б.Н. Общее государственное право / под ред. и с предисл. В.А. Томсинова. Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. М.: Зерцало; Гарант, 2006. С. 33.
42. Шаяхметова В.Р. Из истории социального обеспечения в России: учебное пособие/ Шаяхметова В.Р. — Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2012. — 164 c.
Иные источники
43. Бондарь Н.С. Конституционное правосудие – универсальный институт разрешения социальных противоречий современного общества // Справочно-правовая система КонсультантПлюс: Электронный ресурс http://www.consultant.ru/ (дата обращения 07.03.2018).
44. Бошно С.В. Развитие признаков нормативного правового акта в современной правотворческой практике // Журнал российского права. 2004. № 2. С. 95-106.
45. Еремин С.Г. Теоретические аспекты к пониманию источника финансового права // Российская юстиция. 2015. № 2. С. 28 - 31.
46. Ершова Е.А. «Правовые позиции» Конституционного Суда РФ - источник трудового права в России? // Российский ежегодник трудового права в России. 2006. № 2.
47. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений КС РФ // Журнал российского права. 2004. № 12.
48. Копина А.А. Место судебной практики в системе источников налогового права // Финансовое право. 2014. № 12. С. 23.
49. Мамедов А.А. Современные тенденции международно-правового регулирования административных отношений // Административное право и процесс. 2014. № 6. С. 12.
50. Ордина О.Н. Конституция Российской Федерации как основополагающий источник административного права // Российская юстиция. 2017. № 9. С. 2 - 5.
51. Радонова А.В. Основные формы социального обеспечения и социальной защиты населения // Историческая и социально-образовательная мысль. №3. 2014. С. 202-204
52. Хохрякова О.С. Правовые позиции КС РФ и их значение для применения трудового законодательства и законодательства о социальном обеспечении // Вопросы трудового права. 2006. № 9.
53. Чирков С.А. Влияние федерального конституционного правосудия на пенсионные права граждан // Справочно-правовая система КонсультантПлюс, дата обращения 15.03.2018.