Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Выбранная тема является актуальной, так как в современной лингвистике вопросы изучения градации на данный момент находятся в зачаточном состоянии. Во многом это связано с тем, что современная лингвистика стремится к коммуникативному подходу в изучении стилистических средств языка, и в ее поле зрения попадают наиболее важные и употребляемые стилистические средства, такие как метафора или метонимия, в то время как градация остается пока что вне поля зрения лингвистов.
Следует отметить, что газеты, как один из современных и чрезвычайно популярных способов получения информации, используют стилистические средства (тропы и фигуры речи) русского языка чрезвычайно широко, в том числе употребляя в текстах и градацию в разных ее видах, ведь газета не просто дает читателю информацию, но и помогает ему совершить эмоциональный выплеск, получить переживания от полученной из текста статьи информации, поэтому изучение использования приема градации в текстах газеты «Комсомольская правда» можно считать актуальным.
Степень изученности проблемы. Функции и разновидности градации как синтаксического приема рассматривались в работах таких исследователей как: Г.Н. Червакова, Е.А. Панова, Н.Н. Пронгишвили, Н.Т. Головкина, Е.Н. Марченко, А.В. Щербаков и др.
Цель исследования – провести анализ функций и разновидностей градации как синтаксического приема на примере газеты «Комсомольская правда».
Объект исследования – градация как синтаксический прием.
Предмет исследования – функции и разновидности градации как синтаксического приема.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Рассмотреть синтаксические средства выразительности и их роль в русском языке.
2. Охарактеризовать понятие и функции градации.
3. Определить разновидности градации в русском языке.
4. Выявить идейно-тематическую направленность газеты «Комсомольская правда».
5. Дать общую характеристику языковых средств, используемых в текстах газеты «Комсомольская правда».
6. Провести анализ разновидностей и функций градации в текстах газеты «Комсомольская правда».
Эмпирическая база исследования: выпуски газеты «Комсомольская правда» за 2019–2022 годы.
Хронологические рамки исследования: 2019–2022 годы.
Теоретическую основу исследования составили работы Г.Н. Черваковой и А.В. Щербакова.
Методы исследования: анализ научной литературы и текстов периодической печати, описательный, сравнительный, хронологический, обобщение, классификация, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы, посвященной градации как синтаксическому приему, а также составлением классификации разновидностей и функций градации. Полученные теоретические данные могут быть полезны для проведения научных разработок в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена проведением анализа применения градации в публикациях газеты «Комсомольская правда», выработкой программы анализа, который можно использовать для анализа синтаксических средств выразительности в других периодических изданиях.
Научная новизна исследования основана на формировании специфического алгоритма выявления и анализа синтактических средств выразительности в публицистических и художественных текстах.
Структура исследования. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, и списка литературы и приложения, включающего в себя конспект урока по теме «Градация в публицистических текстах.
Первая глава дипломной работы является теоретической и посвящена анализу научных источников по проблеме изучения градации как синтаксический прием художественной и публицистической речи.
Во второй главе проводится анализ использования синтаксического приема градации в текстах газеты «Комсомольская правда».
ГЛАВА 1. ГРАДАЦИЯ КАК СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПРИЕМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ РЕЧИ
1.1. Синтаксические средства выразительности и их роль в русском языке
В русском языке существует большое количество различных средств выразительности, которые помогают украсить речь или текст, сделать их более эмоциональными и запоминающимися.
В научной литературе выделяется 3 группы средств выразительности, которые используются в художественной, публицистической и разговорной речи. Это, в частности, фонетические, лексические и синтаксические средства [Финагентов 2020; 33].
Среди синтаксических выразительных средств исследователи выделяют 14 видов, которые дают возможность выразить определенные эмоции и усилить экспрессивность устной или письменной речи путем особого построения фразы, без учета фонетических особенностей звучания фразы и применения специфических лексических средств [Капельшерова, Туманская, Заврагина 2021; 50].
В Таблице 1.1 представлены характеристики синтаксических средств выразительности, которые представлены в русском языке и встречаются как в устной (разговорной) речи, так и в художественных и публицистических текстах [Демидов, Носова, Кутейникова 2019; 78].
Таблица 1.1
Синтаксические средства выразительности в русской речи
№ п/п Наименование синтаксического средства выразительности Определение и содержание
1 Анафора Синтаксическое средство выразительности, связанное с повторением начальных слов или их сочетаний в нескольких фразах подряд.
2 Антитеза Синтаксическое средство выразительности, связанное с наличием противопоставления одного объекта (или предмета) другому.
3 Градация Синтаксическое средство выразительности, при котором слова располагаются в восходящей или нисходящей по степени воздействия последовательности.
4 Инверсия Синтаксическое средство выразительности, при котором наблюдается обратный порядок слов в высказывании.
5 Композиционный стык Синтаксическое средство выразительности, при котором первые слова следующей фразы повторяют последние слова предыдущей.
6 Многосоюзие Синтаксическое средство выразительности, при котором автором текста специально осуществляется многократных повтор одного и того же союза.
7 Оксюморон Синтаксическое средство выразительности, связанное с наличием и сочетанием в тексте двух взаимоисключающих понятий.
Окончание Таблицы 1.1
8 Парцелляция Синтаксическое средство выразительности, при котором целостное предложение делится на короткие в местах расстановки акцентов.
9 Риторическое высказывание, риторический вопрос, риторическое обращение Синтаксическое средство выразительности, необходимое для привлечения внимания и связанное с обращением к читателю или слушателю либо с вопросом, либо с заявлением.
10 Парное соединение однородных членов (ряды) Синтаксическое средство выразительности, связанное с применением большого количества однородных членов в одном предложении для усиления экспрессивности высказывания.
11 Синтаксический параллелизм Синтаксическое средство выразительности, при котором все строки выстроены по одному грамматическому стандарту.
12 Умолчание Синтаксическое средство выразительности, при котором текст прерывается, чтобы читатель или слушатель додумали, что хотел сказать автор (обычно определяется многоточием).
13 Эллипсис Синтаксическое средство выразительности, связанное с исключением одного из слов из фразы, которое читатель может восстановить, понимая смысл высказывания.
14 Эпифора Синтаксическое средство выразительности, связанное с повторением концевых слов или их сочетаний в нескольких фразах подряд.
Рассматривая основные синтаксические средства выразительности, которые применяются в русском разговорном, публицистическом и художественном языках, можно сказать, что значимое место в этой классификации занимает градация, которая часто применяется во всех указанных речевых стилях для привлечения внимания читателей или слушателей и повышения уровня эмоциональности высказывания.
1.2. Понятие и функции градации
В современной лингвистике исследование современного русского языка осуществляется посредством коммуникативного подхода, т.к. язык, прежде всего, используется для вербального общения между людьми, и средства выразительности имеют большое значения для формирования устойчивой коммуникации.
Именно потому исследователи обращают внимание на стилистику языковых средств, их экспрессию и возможность использования как в речевом дискурсе, так и в текстах – литературных, публицистических.
Однако, градация как прием в русском языке оказалась не самым исследуемым приемом – в большей степени исследователи рассматривают метонимию, метафору, антитезу.
Выразительные средства до сих пор слабо исследованы с позиций системного подхода, что в полной мере касается и градации как приема.
С другой стороны, например, важная для понимания градации теория градуальности, трактуемая в исследованиях как лексико-семантическая, лексико-грамматическая, логико-семантическая, как часть категории интенсивности, как часть категории усиления – достаточно исследована как в русской, так и в зарубежной лингвистике: анализ этих явлений представлено в работах таких авторов, как Н.Д. Арутюнова, Э. Сэпир, С.М. Колесникова, B.C. Горшкова, И.И. Туранский, И.И. Сущинский. Прием градации при этом оказывается на периферии исследовательского внимания.
Определение стилистических особенностей приёма градации по-разному представлено в научных работах. Так, в работе Г. Н. Черваковой под градацией понимается усилительное перечисление членов в предложении [Червакова 1977; 8]. С Г.Н. Черваковой согласна Е.А. Панова, которая также акцентирует внимание на градации как перечислительном приеме [Панова 1986; 17].
В работе Н.Н. Прангишвили градация встречается как синоним ретардации [Прангишвили 1982; 35]. Н.Т. Головкина рассматривает градацию как синтаксический и лексический прием повтора [Головкина 1964; 24]. Е.Н. Марченко выводит градацию как особый вид синонимического ряда [Марченко 1983; 87].
А.В. Щербаков выделяет градацию как «стилистический прием, то есть явление, способное иметь формальные характеристики (особая синтаксическая конструкция). С другой же стороны, для градации всегда важно содержание (семантика, лексическое наполнение градационного ряда), поскольку градонимы (элементы градационного ряда) должны располагаться в определенной последовательности: каждый последующий член ряда должен отличаться от предыдущего по степени проявления какого-либо признака» [Щербаков 2003; 113].
По мнению И.И. Сущинского, градацию следует рассматривать как частный случай усиления в рамках коммуникативно-прагматического подхода к выразительным средствам: «усиление всегда связано со стремлением говорящего/пишущего акцентировать свое собственное отношение как к предмету речи, так и к собеседнику, чтобы вызвать с его стороны желаемую реакцию. Следовательно, усиление – отражение позиции говорящего по отношению к содержанию высказывания и по отношению к тем, кому это высказывание адресовано» [Сущинский 1987; 110].
По мнению А.Д. Кирьяна, градацию в русском и иностранных языках следует рассматривать с позиций логической градации, которая является одним из основных свойств мышления человека [Кирьян 1980; 71].
С ним полностью соглашается А.Т. Кривоносов, который утверждает, что в языковой форме градации необходимо видеть также и логическую форму, так как они неотделимы друг от друга [Кривоносов 1996; 57].
По мнению А.И. Николаева, градация – это «расположение частей высказывания, относящихся к одному предмету, при котором каждая последующая часть оказывается более выразительной, чем предыдущая»
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Асламова Д. С днем рождения, мой любимый министр! 21 марта главе МИД России Сергею Лаврову исполняется 70 лет // Комсомольская правда. – URL: www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181907/ (дата обращения: 10.05.2022).
2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов – М.: УРСС, 2004. – 560 с.
3. Баранец В. «Перезахороните Гагарина!» Потому что с Красной площади нужно убрать «кладбище» // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181895/ (дата обращения: 09.05.2022).
4. Береговская Э.М. Градация в системе синтаксических фигур // Модели культуры: Межвуз. сб. науч. тр. – Смоленск, 1992. – С. 121–129.
5. Волчков С. Сергей Корнеев. Петербург следует сделать более комфортным для азиатских и восточных туристов // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27395/4591428/ (дата обращения: 20.05.2022).
6. Ворсобин В. Пандемия: Может, пора остановиться и подумать, что с нами? // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27108/4183949/ (дата обращения: 10.05.2022).
7. Вяткин В. «Комсомольская правда»: история и нынешний день газеты // РИА Новости. – 2010. – URL: https://ria.ru/20100524/236957896.html (дата обращения: 09.05.2022).
8. Головкина Н.Т. Повтор как стилистическое средство в разных видах и жанрах речи (на материале немецкого языка). Дис. ... канд. филол. наук. – М., 1964. – 170 с.
9. Демидов И.С., Носова А.С., Кутейникова И.М. Основные средства повышения экспрессивности художественных и публицистических текстов: русский и европейские языки // Вестник Саратовского государственного университета. – 2019. – № 6. – С. 78–90.
10. Ефимов С. Мне 43, ему 14. Мы не ходим в школу вместе: дневник отца школьника на удаленке // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27108/4184320 (дата обращения: 10.05.2022).
11. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов. Изд. 5-е, испр. и доп. – Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. – 270 с.
12. Капельшерова И.Ю., Туманская Е.Е., Заврагина И.Т. Понятие и классификация средств художественной выразительности в русском языке: теоретические и методологические подходы // Материалы международной научно-практической конференции «Современная гуманитарная наука: вопросы и ответы». – Хабаровск: Хабаровский государственный университет, 2021. – С. 50–62.
13. Карповская Н.В. Категория интенсивности атрибутивного признака в испанском языке: Дис. ... канд. филол. наук. – Воронеж, 1998. – 180 с.
14. Кирьян А.Д. Градация как основа классификации лексики // Вопросы лексической семантики. – М., 1980. – С. 71–86.
15. Козлова Л. Жесткий карантин из-за коронавируса введут в Ленобласти // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/3809731/ (дата обращения: 10.05.2022).
16. Колесникова СМ. Семантика мыслительного содержания категории градуальности // Вопросы лингвистики. Вып. 1: Межвуз. сб. науч. тр. – М., 1997. – С. 6–13.
17. «Комсомолка»: молодая газета с богатой историей // Рамблер. – 2020. – URL: https://news.rambler.ru/other/44232876-komsomolka-molodaya-gazeta-s-bogatoy-istoriey/ (дата обращения: 10.05.2022).
18. «Комсомольской правде» исполняется 95 лет // Известия. – 2020. – URL: https://iz.ru/1013929/2020-05-21/komsomolskoi-pravde-ispolniaetsia-95-let (дата обращения: 10.05.2022).
19. Копнина Г.А. Об определении понятий «стилистический эффект» и «стилистическая функция» // Речевое общение: Специализированный вестник / Краснояр. гос. ун-т; Под ред. А.П. Сковородникова. – Вып. 2(10). – Красноярск, 2000. – С. 124–129.
20. Кривоносов А.Т. Язык. Логика. Мышление: Умозаключение в естественном языке. – М. – Нью-Йорк, 1996. – 268 с.
21. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Ярцевой. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 640 с.
22. Лялин Р. Школьный учитель Гузеевой: «Лариса покорила Рязанова безобразной игрой, она все на сцене роняла» // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27395.5/4590923/ (дата обращения: 20.05.2022).
23. Мардан С. Пигмеи не должны судить титанов // Комосольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27107.7/4181897/ (дата обращения: 10.05.2022).
24. Марченко Е.П. Полипредикативные отрицательно-противительные и градационные предложения в современном русском языке: Дис.... канд. филол. наук. – Краснодар, 1983. – 150 с.
25. Мифтахутдинова А. Захар Прилепин на презентации стихов Эдуарда Лимонова: «Он свою жену, родившую ему двоих детей, в поэзии вминает в землю» // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27395.5/4590859/ (дата обращения: 20.05.2022).
26. Нехорошев И. «Желтизна» газеты «Комсомольская правда» // Maxpark. – 2014. – URL: https://maxpark.com/community/politic/content/2492969 (дата обращения: 11.05.2022).
27. Николаев А.И. Основы литературоведения: учебное пособие для студентов филологических специальностей. – Иваново: ЛИСТОС, 2011. – 450 с.
28. Новикова О. Дневной дожор: как не набрать лишний вес на самоизоляции или нерабочей неделе из-за коронавируса // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27109/4185099/?see-also.number=39#see-also (дата обращения: 08.05.2022).
29. Новрузова А.С. Стилистические средства воздействия в информационных материалах современных газет (на примере «Независимой газеты» и «Комсомольской правды») // Медиа. Информация. Коммуникация. Международный журнал. – 2017. – URL: https://mic.org.ru/vyp/2017/stilisticheskie-sredstva-vozdeystviya-v-informatsionnykh-materialakh-sovremennykh-gazet-na-primere-n/ (дата обращения: 10.05.2022).
30. Ожегов СИ., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук: Институт русского языка имени В.В. Виноградова. М., 1999. – 980 с.
31. Панова Е.А. Перечислительные конструкции в стихотворном синтаксисе А.С. Пушкина: Дис.... канд. филол. наук. – М., 1986. – 154 с.
32. Послянова А., Сури А. Нерабочая неделя – подарок судьбы: Эксперты рассказали, что изменится в жизни петербуржцев в ближайшее время // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27109.4/4184777/ (дата обращения: 09.05.2022).
33. Прангишвили Н.Н. Психолингвистическая природа стилистического приема ретардации. Дис.... канд. филол. наук. – Тбилиси, 1982. – 162 с.
34. Пятов Г. Коронавирус: Вы не умрете! // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27108/4183424/ (дата обращения: 10.05.2022).
35. Сахар С.А. Дискурс «Комсомольской правды» как отражение отечественной языковой действительности // Киберленинка. Научный портал. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/diskurs-komsomolskoy-pravdy-kak-otrazhenie-otechestvennoy-yazykovoy-deystvitelnosti/viewer (дата обращения: 10.05.2022).
36. Сковородников А.П. Экспрессивные синтаксические конструкции современного русского литературного языка. Опыт системного исследования. – Томск, 1981. – 270 с.
37. Стешин Д. Агония нацистов на «Азовстали»: ложь и деньги Киева, женщины-снайперы, голод и страшная правда // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.kp.ru/daily/27395.5/4590806/ (дата обращения: 20.05.2022).
38. Сущинский И.И. Коммуникативно-прагматическая категория акцентирования и ее роль в вербальной коммуникации (на материале немецкого языка) // Вопросы языкознания. – № 6. – 1987. – С. 110–120.
39. Сэпир Э. Градуирование: семантическое исследование // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. Лингвистическая прагматика. – М: Прогресс, 1986. – С. 43–78.
40. Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности как понятие экспрессивной стилистики // Проблемы экспрессивной стилистики. Вып. 2. – Ростов н/Д., 1992. – С. 27–34.
41. Федорова М.В. Градация в поэтической речи // Филологические науки. – №3. – 1992. – С. 30–39.
42. Финагентов А.Ю. Средства выразительности в русской художественной литературе: понятие и классификация // Вопросы литературоведения. – 2020. – № 10. – С. 33–45.
43. Чемерис А. Главврач Боткинской больницы: Сегодня о пике коронавируса в Петербурге нет и речи // Комсомольская правда. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27109.4/4184557 (дата обращения: 10.05.2022).
44. Червакова Г.Н. Синтаксический параллелизм в языке немецкой художественной публицистики: диссертация ... кандидата филологических наук. – М., 1977. – 156 с.
45. Шарыпова А. Вы голодаете в своих бомбоубежищах: Германия отказалась возвращать в РФ дочь расчлененной петербурженки из-за спецоперации на Украине // Комсомольская правда. – 2022. – URL: https://www.spb.kp.ru/daily/27395/4591278/ (дата обращения: 20.05.2022).
46. Щербаков А.В. К вопросу о статусе градации в современном русском языке // Язык, культура, коммуникация: аспекты взаимодействия. Научно-методический бюллетень / Под ред. И.В. Пекарской. Вып. 1. – Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2003. – С. 113–120.