Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Развитие мирохозяйственных связей в условиях рецессии пандемической ситуации, увеличение численности участников внешнеэкономической деятельности, приоритетно бизнес-структур, совершенствование таможенных процедур, расширение потенциала экспортно-импортных операций требуют от таможенных служб обеспечения малозатратного, оптимального по времени и эффективного таможенного контроля товаров и транспортных средств, пересекающих таможенную границу. Ключевым элементом досмотровых процедур оперативных сотрудников таможен выступает использование соответствующих средств технического определения исполнения таможенного законодательства.
Высокие результаты таможенной проверки достигаются задействованием инновационных технических средств, используемых при выполнении таможенных процедур. Причем для таможенного контроля каждого вида объектов, которые переходят государственную границу должны применяться строго определенные виды технических устройств. Грамотное оперирование возможностями технического комплекса, знание современных способов их применения на практике, овладение практическими умениями работы с ними обеспечивает компетентностный уровень таможенного контроля, начиная с пресечения попыток нарушения требований таможенного регулирования и до выявления предметов/товаров/продуктов контрабанды/контрафакта, социально опасных для населения страны и несущих угрозу национальной безопасности государства. Включение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) позволит оптимизировать таможенный контроль по времени, качеству проведения и его результативности.
В настоящее время использование технических средств таможенного контроля (далее - ТСТК) в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) является одним из наиболее важных и актуальных вопросов. Это обусловлено тем, что при проведении различных форм таможенного контроля применение ТСТК является обязательным составляющим в деятельности таможенных органов. Однако, анализ результатов по применению ТСТК возлагается на человека, это обуславливает возможное возникновение ошибок и снижение результативности проведенного таможенного контроля. С этой целью представляется возможным использование неразрушающих технологий по оценке и анализу рентгенографических изображений. Однако, при использовании таких технологий существуют свои трудности и проблемы. Этим обуславливается актуальность темы исследования.
Цель исследования - выполнить анализ современного состояния практики и теории таможенного контроля с использованием ИДК.
Задачи исследования:
1) изучить теоретические аспекты таможенного контроля;
2) рассмотреть направления развития ИДК, применяемых для таможенного контроля;
3) проанализировать практику применения инспекционно-досмотровых комплексов таможенных органов.
Объект исследования – таможенный контроль с использованием ИДК.
Предмет исследования – современное состояние практики и теории таможенного контроля.
Теоретико-методологические основы работы: изучение специализированной литературы, анализ и сравнение.
Структура работы: введение, две главы основного текста, заключение и список использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
1.1 Понятие и формы таможенного контроля
В настоящее время товарные потоки между странами увеличиваются, увеличивается количество перемещаемых товаров. В условиях все более развивающейся торговли перемещение транспорта через таможенные границы является чрезвычайно важным процессом. Актуальность этого процесса заключается в том, что это не только перемещение грузов внутри страны, но и международные перевозки, осуществляемые перевозчиками в больших масштабах. Кроме того, в современных условиях возрастает важность таможенного контроля после выпуска товаров при сохранении надлежащего уровня соблюдения таможенного законодательства, в том числе самого таможенного законодательства ЕАЭС в государствах-членах ЕАЭС. В результате возрастает необходимость сокращения продолжительности таможенного контроля. Однако сокращение срока таможенного декларирования не может обеспечить таможенный контроль на границах в полном объеме.
Эффективное функционирование ЕАЭС невозможно представить в отсутствие согласованной политики, предусматривающей разработку и реализацию совместных действий государств-членов Союза в целях достижения сбалансированного экономического развития. Таким образом, таможенный контроль является единственным из основополагающих институтов таможенного регулирования в рамках ЕАЭС.
Раздел VI Таможенного кодекса ЕАЭС посвящен таможенному контролю. В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС таможенный контроль представляет собой комплекс мер, позволяющий отслеживать ввоз и вывоз товаров (а также других объектов) через границы государств-членов ЕАЭС. В связи с формированием единого экономического пространства регистрация и перемещение товаров были значительно упрощены. Современные технологии сыграли значительную роль в концепции таможенного контроля – теперь доставка необходимых документов может осуществляться с использованием электронных систем . Таможенный контроль в узком смысле - это совокупность таможенных операций и порядок их совершения .
В настоящее время происходит стремительная интеграция экономики России в мировое хозяйство. При этом растущие масштабы внешнеторговой деятельности способствует увеличению нагрузки на таможенные органы Российской Федерации. В такой ситуации, таможенному контролю, проводимого в различных формах и нацеленного на выявление, пресечение и предупреждение административных правонарушений и преступлений в сфере таможенного дела, отводится особая роль. Порядок проведения таможенного контроля регламентируется Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) (раздел VI), а также законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, а именно Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , иными нормативно-правовыми актами федерального и внутриведомственного характера. Статья 2 ТК ЕАЭС раскрывает понятие таможенного контроля:
Рисунок 1 - Понятие таможенного контроля
В широком смысле таможенный контроль - это разновидность государственного контроля за ввозом товаров на таможенную территорию РФ и их вывозом с этой территории, который осуществляется только таможенными органами. Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов в отношении:
- товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
- товаросопроводительные документы и информация;
- профессиональная деятельность лиц, связанная с перемещением товаров через таможенную границу;
- физическое лицо, пересекающее таможенную границу.
На рисунке 2 представлены формы таможенного контроля, применяемые таможенными органами при проведении таможенного контроля, в соответствии со статьей 322 ТК ЕАЭС
Формы таможенного контроля
получение объяснений таможенный досмотр
личный таможенный досмотр
проверка таможенных, иных документов и (или) сведений
таможенный осмотр помещений и территорий
таможенный осмотр
таможенная проверка
Рисунок 2 - Формы таможенного контроля
Принцип избирательности считается важным элементом таможенного контроля. Это основано на том факте, что должностные лица имеют право выбирать все возможные формы таможенного контроля, доступные в таможенном законодательстве. Допускается анализировать каждую форму таможенного контроля как самостоятельную административную процедуру, характеризующуюся особыми задачами, особым предметом, порядком и методами проведения, набором прав и обязанностей таможенных органов и проверяемых лиц. Технологии (инструкции) применения форм таможенного контроля и меры по обеспечению его осуществления установлены в Таможенном кодексе ЕАЭС.
Формы таможенного контроля:
- Получение объяснений;
- Проверка таможенных, иных документов и (или) информации;
- Таможенный досмотр;
- Таможенный досмотр;
- Личный таможенный досмотр;
- Таможенный досмотр помещений и территорий;
- Таможенный досмотр.
Меры по обеспечению таможенного контроля и их применение:
- провести устный опрос;
- запрашивать, требовать и получать документы и (или) информацию, необходимые для таможенного контроля;
- назначить таможенную экспертизу, взять пробы и (или) образцы товаров;
- для идентификации товаров, документов, транспортных средств, помещений и других мест;
- использовать технические средства таможенного контроля, другие технические средства, водные и воздушные суда таможенных органов;
- применить таможенное сопровождение;
- установить маршрут перевозки грузов;
- вести учет товаров, находящихся под таможенным контролем, таможенных операций, совершенных с ними;
- привлечь специалиста;
- привлекать специалистов и экспертов других государственных органов государств-членов;
- требовать выполнения грузовых и других операций в отношении товаров и транспортных средств;
- осуществлять таможенный надзор;
- проверка наличия системы учета товаров и ведения учета товаров;
- иные меры, обеспечивающие таможенный контроль, установленные законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
Меры, обеспечивающие таможенный контроль, применяются самостоятельно или для обеспечения применения форм таможенного контроля. В соответствии со статьей 14 Таможенного кодекса ЕАЭС таможенный контроль осуществляется в зонах таможенного контроля, за исключением других мест, которые определяются таможенными органами. Зоной таможенного контроля может быть место перемещения товаров через таможенную границу, территория склада временного хранения, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли. В соответствии со статьей 319 Таможенного кодекса ЕАЭС существует два типа зон таможенного контроля – постоянные и временные. Совершенствование концепции таможенного контроля рассматривается как баланс между оказанием содействия внешней торговле и контролем экономической безопасности государства. Ввиду этого, увеличения объемов международной торговли и высокого уровня конкуренции в деятельности различных организаций, необходим переход от глобального таможенного контроля к выборочному таможенному контролю со стороны таможенных служб. Стандартная программа таможенного контроля воссоздает концепцию взаимодействия между предприятиями, организациями и таможенными органами, связанную с перемещением товаров, транспортных средств и лиц через таможенную границу.
В настоящее время в процессе таможенного контроля существуют проблемы, с которыми сталкиваются заинтересованные лица. Во-первых, таможенное законодательство может показаться широким и сложным для людей, не имеющих опыта в этой области. Таможенный контроль после выпуска товаров - это действия таможенных органов, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства. Также, анализируя проблемы таможенного контроля, необходимо акцентировать внимание на системе управления рисками. Управление рисками не рассматривается отдельно от многих других функций управления, поскольку риски проявляются на всех этапах таможенного контроля. В связи с регулярно растущим товарооборотом одной из основных проблем в работе таможенных органов остается недекларирование товаров, ложное декларирование таможенной стоимости, наименований товаров и т.д., что приводит к потерям государственного бюджета и снижению уровня экономической безопасности страны.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что понятие таможенного контроля, которое в настоящее время закреплено в Таможенном кодексе ЕАЭС, не в полной мере раскрывает суть таможенного контроля. Мы считаем целесообразным включить в понятие таможенного контроля также правоохранительную и фискальную функцию, чтобы обеспечить соблюдение прав и законных интересов физических лиц и создать условия для ускорения товарооборота через таможенную границу .
Также, на мой взгляд, осуществление таможенного контроля усиливает создание условий, когда незаконное перемещение товаров через таможенную границу станет экономически оправданным для недобросовестных участников внешней торговли. Таможенный контроль является ключевым элементом таможенного законодательства, он предоставил возможность выявлять и предотвращать случаи нарушения установленных норм и правил, связанных с перемещением объектов таможенного контроля через таможенные границы ЕАЭС.
Особое место среди форм таможенного контроля занимает таможенный досмотр. В статье 328 ТК ЕАЭС содержится понятие таможенного досмотра (рисунок 3):
Рисунок 3 - Формы таможенного контроля
Таможенный досмотр проводится в целях проверки и получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль . В соответствии с письмом Федеральной таможенной службы России (далее – ФТС России) от 4 февраля 2016 г. № 01-11/04772 «О направлении методических рекомендаций» можно выделить 4 этапа проведения таможенного досмотра:
1. Принимается решение о проведении таможенного досмотра на основании системы управления рисками. Должностное лицо таможенного органа, выявившее необходимость проведения таможенного досмотра, направляет начальнику таможенного поста докладную записку. Далее начальник поста принимает решение путем проставления резолюции на докладной записке
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" (ред. от 29.05.2019) (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
2. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон [от 03 августа 2018 г. № 289-ФЗ)] // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2018. – № 32. – Ст. 5082.
3. Приказ ФТС России от 9 декабря 2010 г. № 2354 "Об утверждении инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при таможенном контроле товаров и транспортных средств с использованием инспекционно-досмотровых комплексов".
4. Приказ ФТС России от 15.08.2016 № 1585 «Об утверждении Концепции импортозамещения в таможенных органах Российской Федерации до 2020 года» / Официальный интернет-портал правовой информации.
5. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года»
6. Российская Федерация. ФТС. О направлении Методических рекомендаций [по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров]: письмо ФТС от 4 февраля 2016 года № 01- 11/04772 // Таможенные ведомости, № 10. – 2016.
7. Акименко, А. С. Инспекционно-досмотровые комплексы крупногабаритных грузов на примере инспекционно-досмотровых комплексов «ЭФАСКАН» / А. С. Акименко, А. Э. Боярчук, П. С. Шевчук // Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы : Сборник научных статей по материалам IV Международной научно-практической конференции, Уфа, 05 января 2021 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2021. – С. 23-27.
8. Анализ системы электронного декларирования во взаимодействии РТУ, РЭТ И ЦЭД и направление совершенствования/ Подоприхин А.А., Старых С.А.// В сборнике: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Е.А. Болычева. 2018. С. 71-75.
9. Безуглов Д.А. Особенности применения технических средств таможенного контроля при применении отдельных форм таможенного контроля в рамках ЕАЭС: учебное пособие (доп. и перер.). / Д.А. Безуглов, В.Ф. Вербов и др. – Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2019. 103-107 с.
10. Бобырева Е.В., Спасских Н.А. Таможенно-тарифное регулирование ВЭД как инструмент обеспечения экономической безопасности стран ЕАЭС. В сборнике статей IX МНПК: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2016. С. 25-29
11. Ведякова И. В., Акашева В. В. Формы таможенного контроля // Молодой ученый. – 2018. – № 5. – С. 273-276.
12. Вербов В.Ф., Магомедов М.М., Шевчук П.С. Особенности МИДК СТ-2630М, позволяющие повысить качество проведения контроля транспортных средств и грузов. / В.Ф. Вербов, М.М. Магомедов, П.С. Шевчук. // В сборнике: Наука и инновации в XXI веке: Актуальные вопросы, открытия и достижения. сборник статей XII Международной научно-практической конференции. – 2019. 55-58
13. Ворона А.А. Применение технологий автоматической регистрации и автоматического выпуска товаров в деятельности центров электронного декларирования// Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 153-160.
14. Григорян, Е. Р. Актуальные вопросы модернизации применения технических средств таможенного контроля / Е. Р. Григорян, Е. А. Момот, П. С. Шевчук // Инновации в науке и практике : Сборник трудов по материалам VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 30 января 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 17-22.
15. Иванова В.В. Технологические особенности мобильных инспекционно-досмотровых комплексов на примере СТ-2630М. / В.В. Иванова, А.Э. Боярчук, П.С. Шевчук. // В сборнике: сборник статей X Международной научно-практической конференции. – 2019. 38-41 с.
16. Клейменова А.Н. Таможенный контроль после выпуска товаров [Текст]: учебник для вузов / А. Н. Клейменова. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 136 с
17. Крюкова Н.И. Квалификация и расследование преступлений в сфере таможенного дела [Текст]: учебное пособие / Н.И. Крюкова, Е.Н. Арестова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 223 с.
18. Лаптев Р.А., Соломатин Э.Г. Эволюция таможенного регулирования экономических процессов в России. Курск, 2018.
19. Литвинова, М. И. Применение технических средств таможенного контроля в отношении транспортных средств международной перевозки / М. И. Литвинова, П. С. Шевчук // Актуальные проблемы науки и техники : Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции, Уфа, 14 января 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 38-43.
20. Мазалова М.С., Соломатин Э.Г. О целесообразности импортозамещения на продовольственном рынке России. В сборнике: Импортозамещение сельскохозяйственной продукции на региональном уровне: проблемы и перспективы. Материалы научнопрактической конференции. 2015. С. 65-67.
21. «Мощная база для развития». Анна Тимофеева. Таможня, официальное издание ФТС России. журнал № 446 с.42-43.
22. «На пути к цифре», Татьяна Сазонова. Таможня, официальное издание ФТС России. журнал № 443 с.6-11.
23. «Новые вызовы и инновационные решения». Юлия Бобкова. Таможня, официальное издание ФТС России. журнал №451 с.6-11.
24. «Отвечая вызовам времени». Андрей Хандаченко, Таможня, официальное издание ФТС России. журнал № 446 с.16-17.
25. Показатели правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации // Федеральная таможенная служба.
26. Повышение качества таможенных услуг/ Митина С.П., Старых С.А.// В сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016. Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 227-230.
27. Попов, А. Н. Создание Цифрового пункта пропуска как ключевой элемент экономической безопасности / А. Н. Попов // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетентностный подход к созданию : Сборник докладов Всероссийской практической конференции, Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2022 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет "ЛЭТИ" им. В.И. Ульянова (Ленина), 2022. – С. 10-11.
28. Попова Л.И. Таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств [Текст]: учебное пособие / Л.И. Попова. – Москва: Издательство Юрайт, 2019. – 214 с
29. Репина, А. Д. Особенности применения инспекционно-досмотрового комплекса при проведении таможенного контроля / А. Д. Репина, Е. А. Момот, П. С. Шевчук // Инновационный потенциал развития науки в современном мире : Сборник трудов по материалам VII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 15 января 2022 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "Научно-издательский центр "Вестник науки", 2022. – С. 20-24.
30. Соломатин Э.Г. Актуальные вопросы таможенного оформления в международных почтовых отправлениях// В сборнике материалов МНПК: Актуальные проблемы развития социально-экономических систем: теория и практика. 2018. С. 81-84.
31. Соломатин Э. Г. Основы проведения таможенного контроля ФТС России / Э. Г. Соломатин, И. Г. Кузьмичева // Цифровая экономика: проблемы и перспективы развития : Сборник научных статей 3-й Межрегиональной научно-практической конференции, Курск, 11 ноября 2021 года. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2021. – С. 375-377.
32. Совершение таможенных операций в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу еаэс в регионе деятельности курской таможни/ Солодухина О.И., Старых С.А., Солодухин Д.Ю.// В сборнике: Стратегия социально-экономического развития общества: управленческие, правовые, хозяйственные аспекты. сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-127.
33. Сущность испытания при приеме на службу в таможенные органы/ Варинова А.С., Старых С.А.// В сборнике: Молодежь и XXI век - 2016. Материалы VI Международной молодежной научной конференции. В 4-х томах. 2016. С. 250-252
34. Таможенные органы в системе органов государственной власти/ Павлова А.И., Старых С.А.// В сборнике: Юность и Знания - Гарантия Успеха - 2016. Сборник научных трудов 3-й Международной молодежной научной конференции. Ответственный редактор Горохов А.А., 2016. С. 230-233.
35. Тонких Ю.А. Особенности нормативно-правового регулирования и технология действий должностных лиц при организации и проведении таможенного досмотра // Научная гипотеза. – 2017. – № 4. − С. 77-83.
36. «Центры электронного декларирования — основа современной таможни». Р.В Давыдов, первый заместитель руководителя ФТС России. Таможня, официальное издание ФТС России. журнал № 450 с.34-39.
37. Шевчук П.С. Эффективность применения технических средств таможенного контроля при фактическом контроле на базе инновационных и информационных технологий. / П.С. Шевчук, В.Ф. Вербов. // Издательская группа «Юрист». Таможенное дело. – Москва, 2020. № 2
38. Южик Е. И. Понятие и характеристика таможенного контроля / Е. И. Южик // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения : сборник статей XXIV Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 апреля 2021 года. – Пенза: Общество с ограниченной ответственностью "Наука и Просвещение", 2021. – С. 151-154
39. Личный кабинет участника внешнеэкономической деятельности — URL: https://edata.customs.ru/FtsPersonalCabinetWeb2017/#?view=Home
40. Об общих положениях об оснащении пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза инспекционно-досмотровыми комплексами и их использовании. Рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17.05.2016 №7. — URL: https://www. alta.ru/tamdoc/16rk0007/
41. Официальный сайт Федеральной таможенной службы России [Электронный ресурс] // https://customs.gov.ru.
42. Пресс служба. / Южное таможенное управление. [Электронный ресурс]. – URL: https://yutu.customs.gov.ru/folder/91956.
43. Система межведомственного взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти — URL: https://customs.gov.ru/list .
44. Система контроля и учета багажа. — URL: https://neologos.ru/nashiresheniya/bagkeeper/
45. Стратегии развития до 2020 и до 2030. Электронная и интеллектуальная таможня. — URL: https://customs.gov.ru/activity/programmy-razvitiya
46. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 №1388-р. — URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/
47. ФТС России совершенствует подходы к реализации «зеленых коридоров». URL: https://customs.gov.ru/press/federal/document/294205