Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Человек появляется на свет с уже вполне сформированной системой органов чувств, но еще не способной к активному функционированию. Умению пользоваться своими ощущениями ему предстоит научиться. Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорикой, а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание. Сенсорное развитие — это основа формирования познания окружающей действительности. От его уровня зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания.
Актуальность исследования. На современном этапе дошкольного образования большое место уделяется сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. Актуальность данной проблемы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения детей в детском саду, школе.
Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте, охватывающем третий и четвертый год жизни ребенка, трудно переоценить. Психологические новообразования, которые складываются в этот период, влияют на все дальнейшее развитие и деятельность личности. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления представлений.
Актуальные проблемы сенсорного развития отражены в работах Н.А. Агеносовой, Э.А. Л.А. Венгера, Е.А. Гребенщиковой, Е.Б. Давидович, А.В. Запорожца, А.П. Усовой, A.M. Фонарева, СВ. Фонаревой и др. Особое место в изучении процесса сенсорного воспитания занимают исследования (Ш.А. Абдуллаевой, З.М. Богуславской, З.Н. Максимовой, С.Л. Новоселовой, Л.А. Э.Г. Пилюгиной и др.).
Объект исследования: особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Предмет исследования: педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Цель исследования: выделить педагогические условия сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста в ДОО.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. изучить содержание понятия сенсорного развития в психологии;
3. рассмотреть особенности сенсорного развития детей раннего возраста;
4. провести диагностику уровня сенсорного развития детей раннего возраста;
5. выделить психолого-педагогические условия сенсорного развития детей раннего возраста.
Решая выше поставленные задачи, мы использовали следующие методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (наблюдение, диагностика, беседа) и методы обработки полученных данных (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО
1.1. Психолого-педагогические особенности детей младшего дошкольного возраста
Младший дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 4 лет.
На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Те моральные чувства, представления и навыки, которые сформируются у детей в этом возрасте, тот моральный опыт, который они накопят, лягут в основу их дальнейшего нравственного развития.
В младшем дошкольном возрасте еще сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом. Но взрослый выступает уже не «носителем» предметного мира, а законодателем норм и правил поведения. Ребенок овладевает различными способами взаимодействия с другими людьми [6].
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте [12].
Игра может возникать по инициативе взрослого и самостоятельно, то есть начинаться по собственному желанию, замыслу ребенка. Именно в последнем виде ребенок больше развивается умственно и как личность, а именно эта игра строится на материале значимых для ребенка чувств и впечатлений [6].
В исследованиях B. C. Мухиной, Л. А. Венгера, Е. О. Смирновой, Л. А. Парамоновой и др. [10; 2; 14; 12] отмечаются следующие особенности детей младшего дошкольного возраста:
• возникает интерес и желание вести здоровый образ жизни – выполнять гигиенические процедуры, режим дня, совершенствовать движения;
• происходит дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются все системы;
• интенсивно развиваются моторные функции, повышается двигательная активность (объем двигательной активности составляет десять – четырнадцать тысяч условных шагов, интенсивность – до сорока – пятидесяти пяти движений в минуту);
• движения детей имеют уже преднамеренный и целеустремленный характер;
• однако отмечается слабость волевых регуляций, усилий по преодолению трудностей;
• увеличивается работоспособность детей;
• совершенствуются виды движений при слабом развитии физических качеств;
• большая роль принадлежит любознательности (возраст «почемучек»);
• расширяются способы ориентировки ребенка в окружающем мире, обогащаются представления и знания ребенка о мире;
• интенсивно развивается память, однако носит непроизвольный характер;
• ребенок начинает использовать символические представления предметов, фантазирует, используя речь как символическое средство.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук / Т. В. Башаева. – Ярославль: Академия развития, 1997. -273 с.
2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет : Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. - М. : Просвещение, 1988. – 143 с.
3. Запорожец, А. В. Восприятие и действие [Текст] / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко, А. Г. Рузская ; под ред. А. В. Запорожца. ‒ М. : Просвещение, 1967. ‒ 324 с.
4. Запорожец, А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве [Текст] / А. В. Запорожец // Избранные психологические труды : в 2-х т. Т.1. Психическое развитие ребенка. ‒ М. : Педагогика, 1986. ‒ С. 91-99.
5. Зинченко В. П. Восприятие как действие [Текст] / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. ‒1967. ‒ № 1. ‒ С. 17-24.
6. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / С. В. Еманова. – Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. – 142 с.
7. Кирисюк Н.Е. Особенности сенсорного развития детей раннего возраста [электронный ресурс]: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/08/osobennosti-sensornogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta (дата обращения 31.03.2022 г.
8. Метиева, Л. А. Развитие сенсорной сферы детей : [пособие] / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова. - Москва : Просвещение, 2009. - 160 с.
9. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст: сенсорное развитие и воспитание // Дошкольное воспитание. – 2003. – №5. – С. 54-57
10. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – Москва : Изд-во «Академия», 1998. – 456 с.
11. Пичугина, Н. О.Дошкольная педагогика: конспект лекций / Пичугина Н. О., Айдашева Г. А., Ассаулова С. В. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2004. - 381 с.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
13. Слободчикова, В. И. Концепция «Дошкольное образование» / В. И. Слободчикова. – М., 2005
14. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания : учебное пособие для студентов / Е. О. Смирнова. – Москва : ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2000.
15. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду [Текст] / под ред. А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной. ‒ М. : Просвещение, 1965 ‒ 188с.
16. Хохрякова, Ю. М. Сенсорное воспитание : учебно-методическое пособие / Ю. М. Хохрякова. - Москва : ТЦ Сфера, печ. 2014. - 125 с.
17. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М. : Издательство ВЛАДОС, 2018. — 351 с.