- Курсовая работа
- Дипломная работа
- Контрольная работа
- Реферат
- Отчет по практике
- Магистерская работа
- Статья
- Эссе
- Научно-исследовательская работа
- Доклад
- Глава диплома
- Ответы на билеты
- Презентация
- Диаграммы, таблицы
- ВАК
- Перевод
- Научная статья
- Бизнес план
- Рецензия
- Лабораторная работа
- Решение задач
- Диссертация
- Доработка заказа клиента
- Аспирантский реферат
- Монография
- Дипломная работа MBA
- ВКР
- Компьютерный набор текста
- Речь к диплому
- Тезисный план
- Чертёж
-
Оставьте заявку на Дипломную работу
-
Получите бесплатную консультацию по написанию
-
Сделайте заказ и скачайте результат на сайте
Дисциплина социальная работа ,тема:Детская деревня SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей
- Готовые работы
- Дипломные работы
- Социальная работа
67 страниц
37 источников
Добавлена 02.07.2021 Опубликовано: stuservice
4460 ₽
8920 ₽
Фрагмент для ознакомления 1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы сиротства 6
1.1. Понятие, причины сиротства, его особенности 6
1.2. Традиционные и альтернативные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 13
1.3 Политика государства по отношению к детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей 27
Глава 2 Детская деревня SOS как альтернативная форма жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 34
2.1 История и современность Детской деревни SOS как альтернативной формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Детская деревня SOS: цели, предмет и виды деятельности) 34
2.2 Нормативно-правовое регулирование жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях Детской деревни S0S 39
Глава 3 Организация деятельности «Детской деревни SOS Пушкин» как альтернативной формы жизнеустройства детей сирот 42
3.1 Анализ опыта жизнеустройства детей сирот на примере «Детской деревни SOS Пушкин» 42
3.2 Диагностика эффективности данной формы жизнеустройства и анализ результатов 51
Заключение 61
Список использованной литературы 65
Фрагмент для ознакомления 2
По данным Министерства образования и науки РФ на 30 июня 2017 года в федеральном банке данных числилось 54,5 тыс. детей-сирот. В 2016 г. более 130 сиротских учреждений находилось в ведении Министерства труда РФ, в них проживало около 20 тыс. детей. Также в стране работает более 1,6 тыс. образовательно-воспитательных организаций для детей-сирот (детские дома, коррекционные детские дома, школы-интернаты). По данным на 2016 год, в России было более 90 тыс. приемных семей, в них воспитывалось более 148 тыс. детей (всего в российских семьях было более 400 тыс. приемных детей, в том числе под опекой).
Строительство детских деревень как формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является ответом на целый ряд обстоятельств, характеризующих современное российское общество. Развитие общества в сторону гуманизации, очевидные трудности с социализацией детей в детских учреждениях, предназначенных для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют ухода от прежней модели детских домов интернатного типа. Но стремление заменить их жизнеустройством сирот в семьях порой наталкиваются на неготовность российских семей брать значительное количество детей на воспитание. В этой ситуации детские деревни выступают как паллиативная форма жизнеустройства сирот. В этой модели форма квазисемейного жизнеустройства, создаваемая за счет бюджетов разного уровня и средств общественных организаций, совмещается с элементами семьи, как малой группы.
Речь идет о локализации таких семей в отдельных домах с ведением соответствующего хозяйства, включении детей в процесс жизнеобеспечения, обеспечивающий им гораздо более высокий уровень социализации, и, соответственно, формировании у живущих в таких «семьях» детей ментальности и житейского опыта, в какой-то степени приближенных к опыту жизни ребенка в родной семье. В данной выпускной квалификационной работе рассматривается жизнеустройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на современном этапе развития общества.
С точки зрения теории и методологии, главная суть подхода к созданию детских деревень состоит в преодолении социальной эксклюзии детей. Оказываясь в силу тех или иных причин без родителей, ребенок исключается из процесса социализации в условиях семьи. Он лишается возможности обретения житейского опыта через повседневные практики постепенного вхождения в финансовые, имущественные, этические, социально-статусные, бытовые и другие формы семейной жизнедеятельности. Создание детских деревень направлено на преодолении социальной эксклюзии.
Актуальность работы заключается в анализе имеющихся практик альтернативных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлении наиболее эффективных форм так называемых «детских деревень», барьеров, возникающих в этом процессе.
Объект исследования: детские деревни как альтернативные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: методы работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
Целью исследования является изучение особенностей и возможностей детской деревни SOS как альтернативной формы жизнеустройства детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
Из поставленной цели вытекает ряд следующих задач:
1. Провести теоретический анализ феномена сиротства
2. Проанализировать традиционные и альтернативные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Рассмотреть политику государства по отношению к детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Изучить основные принципы, история и современное состояния детской деревни-SOS как альтернативной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
5. Провести анализ опыта жизнеустройства детей сирот на примере «Детской деревни SOS Пушкин» и диагностику эффективности данной формы жизнеустройства.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы сиротства
1.1. Понятие, причины сиротства, его особенности
Такое явление как сиротство существовало на протяжении всей истории человечества. Возникновению сиротства, его динамике (увеличению или снижению количества детей-сирот) способствовали особенности того или иного времени, уровень развития общества как в глобальном, так и в локальном смыслах. В современных условиях немалое значение имеет концепция государственной социальной политики, благодаря которой любая социальная проблема, в частности сиротство, может быть преподнесена как значимая, а к ее решению привлечены широкие слои населения и большое количество ресурсов и средств.
В настоящее время различают понятия биологического и социального сиротства, последнее из которых наиболее характерно для нынешней ситуации, связанной с сиротством в стране. Под биологическим сиротством подразумевают категорию детей, потерявших родителей вследствие их смерти, а под социальным – детей, имеющих кровных родителей, но в силу тех или иных причин оказавшихся им ненужными.
Кроме того, социальных сирот разделяют на: «скрытых» социальных сирот (дети, живущие в кровной семье, но фактически лишенные внимания и заботы со стороны родителей), которых сложно распознать в обществе – отсюда и название «скрытые»; и детей, чей статус определен, и в соответствии с этим они находятся в интернатных учреждениях, либо под опекой в замещающей семье .
Существует также еще одно условное деление социальных сирот в обществе на тех, кто оказался сиротой в результате лишения их кровных родителей родительских прав («лишенцы»); тех, чьи кровные родители сами добровольно отказались от этих прав, как правило, сразу же после рождения ребенка («отказники»).
Проблема социального сиротства стала наиболее актуальна в нашей стране в период перестройки (90-е гг. XX в.) и начала 2000-х XXI в. В прошлом веке огромный рост числа детей-сирот, в большинстве своем именно «социальных» сирот, был обусловлен кризисным состоянием всех сфер общественной жизни (политическая, экономическая, социальная сферы), разрушением моральных устоев, подрывом ценностей, высоким уровнем безработицы, бедности и преступности.
В настоящее время перед государством и обществом поставлена задача создания современной системы социальной защиты детей-сирот. Вопросы социальной защиты детей-сирот являются очень актуальными в настоящее время, поскольку они достаточно сложные, как в теоретических, так и в практических аспектах. Данные вопросы носят межотраслевой характер и входят как и юриспруденцию, так и в социологию и другие науки.
В качестве базовой ценности нашего общества признается семья, как основной институт общества. В любом государстве всегда есть такая категория граждан, как дети–сироты, которые по различным причинам остались без попечения родителей. Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей сирот, число таких детей постоянно растет. К категории детей-сирот относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким–то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нём. Это и дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не заботятся о своих детях.
Согласно Всеобщей декларации прав человека 1948 года, принятой генеральной Ассамблеей ООН, дети имеют право на особую заботу и помощь . Конституция Российской Федерации гарантирует государственную поддержку семьи, материнства и детства, статья 38 гласит, что материнство и детство, а также семья находятся под особой защитой государства .
Подписав Конвенцию о правах ребенка и иные международные акты в сфере обеспечения прав детей, Российская Федерация выразила приверженность участию в усилиях мирового сообщества по формированию среды, комфортной и доброжелательной для жизни детей . Нормы Конвенции детализируются в нормах Семейного кодекса Российской Федерации, регулирующих правовое положение ребенка в семье (ст. 54-60) . Также Семейным кодексом Российской Федерации определен круг лиц, обязанных защищать права и интересы детей, основания и способы защиты. Данным нормативным правовым актом установлен приоритет семейного воспитания детей, забота об их благосостоянии и развитии, обеспечение приоритетной защиты их прав и интересов государством как принцип семейного права.
В научных исследованиях, официальных изданиях, средствах массовой информации сиротство и социальное сиротство признается одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем и в России, и на всем постсоветском пространстве. Росту этого «заболевания» активно способствовали характерные для переходного периода утрата духовных ценностей, забвение традиций, снижение экономического благосостояния общества, асоциальное поведение родителей, конфликтная обстановка в семьях, жестокое обращение с детьми. Существовало мнение, что «сиротство» – явление временное, и оно само постепенно «изживет». Эта точка зрения, как показывает практика, оказалась ошибочной и привела к свертыванию исследований по данной проблематике, ослаблению внимания к этому проблемному вопросу со стороны государства. В результате, столкнувшись с новой волной «сиротства» в новых социокультурных, социально-экономических и политических условиях, представители науки и практики оказались к ней не готовы.
Сиротство характерно любой исторической эпохе, классу, социальному строю. Любое развитое государство знакомо с этим явлением. Значит, не одно общество даже самое «элитное» не застраховано от сиротства. Сегодня мир особо остро ощущает проблему сиротства.
По разным оценкам, в мире насчитывается от 143 до 165 миллионов детей-сирот . Это количество поражает. Но что скрывается за этими цифрами? Это число включает в себя как детей, имеющих одного родителя и зачастую живущих с родственниками или приемными родителями, так и детей, проживающих в детских домах или просто на улицах. Наряду с выявленными социальными сиротами, родители которых лишены родительских прав, за рамками статистики остаются т.н. «скрытые» социальные сироты, количество которых неуклонно увеличивается как в нашей стране, так и в мире в целом. Ребенок может находиться в семье, кажущейся абсолютно нормальной и даже респектабельной, однако внутри нее могут происходить процессы, характерные для социально неблагополучных семей: эмоциональная отчужденность, несформированность представлений о функциях семьи и ее членов, отсутствие или ослабление контроля, ведущие к педагогической запущенности и явному социальному сиротству. К сожалению, огромное количество семей, в которых формируется социальное сиротство, остается без внимания соответствующих органов до тех пор, пока уличный образ жизни ребенка не становится единственной возможной альтернативой его существования.
Известно, что реабилитационные мероприятия требуют больших расходов и времени. Вот почему именно в таком случае необходимо сконцентрировать внимание на родной семье ребенка, диагностировать причины, вызвавшие социальное сиротство, и наметить пути сближения детей и родителей.
Существует целый ряд определений понятия «социальное сиротство», но все они в конечном итоге сводятся к явлениям устранения или неучастия родителей в выполнении ими родительских обязанностей, к так называемому искажению родительского поведения. Социальные сироты – это особая группа детей от 0 до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим и иным причинам, то есть сироты при живых родителях.
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появлилось и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности последних осуществлять родительские обязанности, в результате чего они отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Радикальные преобразования во всех сферах российского общества, начавшиеся в конце XX в., обусловили нарастание кризисных процессов в институте семьи, проявляющихся в ослаблении родительских функций, в уменьшении ответственности многих родителей за содержание и воспитание детей. Отчуждение части родителей от собственных детей, произошедшее в последние десятилетия по причине алкогольной и наркотической зависимости, привело к широкому распространению беспризорных и безнадзорных детей, которые в основном относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сиротство, как таковое, по сей день продолжает сохранять свою актуальность во всех странах современного мира, в частности, и для России.
Особую значимость в этой ипостаси приобретает социальное сиротство. Обостряет проблему то, что дети сиротеют при живых родителях, а их число продолжает неуклонно расти. Многие страны обеспокоены тем, что родильные дома, больницы и специальные учреждения неуклонно заполняются брошенными младенцами. Острейший социальный кризис в этой сфере по нарастающей охватывает в последние десятилетия Россию, который обусловлен тяжелым материальным благополучием населения и нравственным здоровьем семьи . Семья, по определению, должна являться главной системой, обеспечивающей естественную социальную и биологическую защиту ребёнка. Однако в РФ она оказалась в непредсказуемо кризисной ситуации, что привело к появлению сентенции – «социальное сиротство» .
Причина добровольных отказов родителей от детей складывается из того, что мать-отказница зачастую пребывает за чертой бедности, может быть в наркотической или алкогольной зависимости, а также сама мать могла быть воспитанницей детского дома, в связи с чем у нее отсутствуют навыки и опыт самостоятельного планирования семейной жизни, а также то, что мать находится еще в весьма ювенильном возрасте. Не малое значение имеет и состояние здоровья родившегося ребенка .
По данным статистики в РФ на сегодняшний день около 110 тысяч детей-сирот, среди которых более 80% - дети, являющиеся социальными сиротами. Социологические исследования свидетельствуют о том, что лишь у 10% из воспитанников детских учреждений складывается «успешная» жизнь. У остальных – вследствие низкого уровня социальной адаптации, наличия проблем с адекватной психикой и способности к обучению определенной степени происходит изоляция от социума . Ежегодно выявляется порядка 120 тысяч сирот, а из них около 80% – социальные сироты, то есть дети, которые остались без семьи при наличии живых родителей. В то же время, часть родителей временно ограничена в родительских правах, как в силу состояния их здоровья, а также и отбыванием наказаний в местах лишения свободы. Порядка 80% детей в специальных учреждениях составляют те, от которых отказались родители сразу же после рождения, а по причинам наличия тяжелых заболеваний – около 60%, вследствие крайне тяжелых жизненных ситуаций (материального положения) – до 20% .
Социальное сиротство сопровождается комплексом проблем социально-экономического, психологического и педагогического плана, что создает предпосылки применения как традиционных, так и инновационных технологий в социальной работе . Также требуется разработка новых подходов к работе учреждений для детей, оставшихся без опеки родителей, программ для социализации выпускников социальных учреждений различной принадлежности (частных и государственных), развитие разнообразных форм семейного устройства. Сохраняется актуальность поиска путей, обеспечивающих снижение беспризорности и безнадзорности детей, с одновременным повышением эффективности мер, предупреждающих семейное неблагополучие . Приоритеты семейного воспитания и мер, которые направлены на профилактику социального сиротства, по определению являются приоритетами инноваций в социальной сфере. Региональная инновационная практика состоит из ранней профилактики семейного неблагополучия, из эффективной работы по предупреждению кризисных ситуаций в семьях с одновременной коррекцией психологического здоровья, профилактикой отклонений в развитии ребенка . На сегодняшний день в социальной сфере отсутствует необходимый комплекс инновационных ресурсов. В социальной практике, как правило, в качестве инноваций применяются лишь некоторые методы для эффективного предупреждения социального сиротства.
Перед современным российским обществом возникла объективная необходимость адекватного и неотложного решения проблемы социального сиротства с повышением эффективности профилактических мероприятий. Проблема сиротства достигла глобального масштаба в пределах всей страны. Главная проблема во всей системе борьбы с сиротством, а именно - ее государственный сектор, фактически не справляется со сложившейся ситуацией в России, не способен достичь необходимых целей, которые стоят перед ним. Профилактические меры в некотором обобщении представляются в виде нейтрализующих, компенсирующих, предупреждающих возникновение обстоятельств, которые ведут к социальному отклонению.
1.2. Традиционные и альтернативные формы жизнеустройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Самыми первыми формами поддержки, устройства сирот были семейные. Они появились еще задолго до институциональных форм. Каждой исторической эпохе в древности были характеры свои формы, особенности, но все они, главным образом, базировались на принципах семейного воспитания.
До появления единого Российского государства, призрение детей-сирот было, как правило, делом князей или христианства в лице церкви, осуществлялось как некая «богоугодная акция». Таким образом, наряду с семейными формами начинали развиваться приюты для сирот при монастырях. К одним из таких можно отнести монастыри в Кирилло-Белозерском, при которых создавались детские приюты («голышни»). За приютами следили специально назначенные старцы. Там дети полностью получали содержание – питание, одежду, ночлег, и, кроме того, приучались к труду (готовке, полевым работам). Помимо приютов, содержание осиротевшим могли предоставить зажиточные крестьяне, взяв к себе на проживание и обучение хозяйственной, трудовой деятельности. Крестьянских детей, оставшихся без родителей, вместе с их имуществом могли взять к себе в семью родственники. При царе Михаиле Федоровиче в начале XVII в. сироты жили в приютах, которые вел Патриарший приказ. Первая попытка устроить детей в специальные учреждения принадлежала митрополиту Иову. По его инициативе дети помещались в «сиропитальни» (10 сиропитален под Новгородом), но вследствие их переполненности и ненадлежащих условий содержания, смертность там была очень высокой, в связи с чем, после смерти митрополита они были закрыты .
Благодаря Петру I начинает происходить институализация призрения сирот. По его инициативе при монастырях и церквях открывались госпитали (гошпитали) для подкидышей, куда детей передавали через специальное окно, благодаря чему матерям можно было скрыть свое лицо. Большой вклад в поддержку детей-сирот был внесен Екатериной II. При ней в 1764 г. был открыт Воспитательный дом в Москве (благотворительное учебно-воспитательное учреждение для детей-сирот) с госпиталем для родильниц, позже похожее учреждение было открыто в Санкт-Петербурге (1770). Им предоставлялись привилегии в виде освобождения от пошлин, также права на покупку земель, деревень, домов, а воспитанники на всю жизнь оставались вольными .
На данном учреждении, Воспитательном доме, стоит остановиться подробнее, так как это первое крупнейшее институциональное в истории России учреждение, занимавшееся устройством сирот и просуществовавшее достаточно длительное время; некоторые отдельные виды помощи, которыми он занимался, благодаря своей эффективности используются и в наши дни. Устройство сирот в Воспитательных домах на протяжении практически всего времени их существования подробно рассматривают в своей статье «Практики жизнеустройства детей-сирот в дореволюционной России» А.А. Быков и А.В. Жукова .
Современник императрицы, И.И. Бецкой, проводивший активную политику в области призрения детей-сирот, пытался сделать из них городское сословие, которое воспитывалось бы в условиях новых представлений о семье и обществе, так называемый «третий чин». Но его идеи так и не были реализованы в жизнь, в том числе и идея о том, чтобы все «приемыши» воспитывались в самом доме.
В 1768 г. из-за большого числа питомцев в Воспитательном доме, из-за недостатка кормилиц и вследствие высокой смертности детей, Опекунским советом было объявлена передача детей на воспитание в деревенские крестьянские семьи, чего не предполагала изначальная задумка Бецкого, но мера на тот момент стала крайне необходимой.
Воспитательный дом заботился за содержанием и тех детей, которых приходилось отдавать на воспитание в деревни. Так в 1768 году, после первой «раздачи» детей, Опекунским советом был назначен специальный человек (чиновник), в обязанности которого входил объезд с целью проверки, контроля воспитания и содержания детей в деревнях.
Следующим после И.И. Бецкого попечителем Воспитательного дома стал граф Сивере. Он предпринял еще кое-какие меры по надзору за содержанием детей в деревнях, назначив еще одного человека в помощь надзирателю. Определенный список характеристик, по которым надзиратель мог забрать ребенка из одной семьи и передать в другую примерно выглядел он следующим образом:
• дурное содержание,
• смерть воспитателей,
• болезнь кормилиц,
• переезд воспитателей,
• отказ самих воспитателей,
• желание питомцев,
• раздел или «расстройство хозяйства».
Позже воспитательные дома в двух столицах перешли в ведение жены Павла I, Марии Федоровны, и с тех пор возрос интерес к жизнеустройству детей, и призрение незаконнорожденных и подкидышей начало носить централизованный характер (с 1796 г.). В 1828 г. была создана ее личная канцелярия, в ведении которой находились различные женские учебные заведения, благотворительные и медицинские и др.
Из деревень, куда дети отправлялись в младенчестве, на шестом году жизни они возвращались в воспитательные дома для освоения ими различных ремесел, профессий.
В 1797 году было введено ограничение по количеству воспитывающихся в воспитательных домах. Число детей не должно было превышать 500 человек, остальных размещали по деревням. Семьи за содержание у себя детей получали неплохие по тем временам деньги. Содержание больных и инвалидов при этом оплачивалось дополнительно. После достижения детьми 15-летнего возраста, им давали землю, и они, таким образом, получали статус казенных крестьян. Если говорить о плюсах такой формы воспитания сирот, как устройство их в крестьянские семьи в деревни, то можно отметить, что воспитанники по тем временам получали вполне адекватное для их последующей жизни воспитание, проходя все этапы социализации, получая навыки сельскохозяйственного труда и обучаясь в сельских школах воспитательного дома. Таким образом, впоследствии дети становились самостоятельными и адаптированными к жизни в сельской местности.
Усыновление на тот момент считалось самой сложной формой устройства воспитанников. Порядок усыновления в воспитательных домах впервые был установлен в 1803 г. Согласно ему, могли усыновлять только казенные крестьяне с разрешения своего сельского начальства, предоставив удостоверение о своем прилежном поведении и состоянии для содержания питомца. Брать на усыновление могли только по достижении воспитанником 8-летнего возраста.
Среди матерей, приносящих своих внебрачных детей в воспитательный дом, были представительницы абсолютно разных сословий: от крестьян до «привилегированных».
Наряду с Ведомством учреждений Марии Федоровны, предоставлением помощи детям-сиротам в дореволюционный период занималось Императорское Человеколюбивое общество, которое начало действовать в 1816 году, так же находясь под покровительством царствующего дома. Оно включало в себя несколько крупных заведений, такие как Ивановское малолетнее отделение, Дом призрения малолетних бедных, Девичья школа.
Методы работы в двух крупнейших учреждениях того времени были идентичны, но вопросами устройства в большей степени занималось Ведомство Марии Федоровны, включавшее самые крупные по тем временам структурные элементы призрения сирот в лице двух воспитательных домов. Таким образом, к концу 19 века произошла институционализация основных форм устройства детей-сирот, в основном находящихся в воспитательных домах Москвы и Санкт-Петербурга – это:
• передача детей в семьи крестьян,
• передача на попечение родственникам,
• выдача замуж,
• усыновление,
• передача на обучение ремесленникам,
• приписывание по достижении 21 года к сословию .
Рубеж ХIХ–ХХ вв. – время поиска новых форм устройства детей-сирот. Особенно изменилась ситуация в начале XX века. Следствием войн, революций стал огромный всплеск сиротства в стране.
После свержения самодержавия помощью нуждающимся занялось Временное правительство, а что касается поддержки сирот, то ответственность за данную категорию возлагалась на образованное в 1917 г. Министерство государственного призрения. Оно объединило в себе ведомства, занимающиеся проблемой сиротства в дореволюционный период, в том числе туда вошли Ведомство императрицы Марии Федоровны и Совет Человеколюбивого общества.
В начале 1918 г. вышел приказ «О комиссиях для несовершеннолетних», а в 1919 г. образован Совет защиты детей. Именно этот период, до 1920-1930-е гг., ознаменовался созданием основ системы поддержки сирот, их устройства в советский период. В основе лежали учреждения интернатного типа, в которые входили:
• дошкольные детские дома, где дети воспитывались в возрасте от 3 до 7 лет;
• школьные детские дома (8-15 лет);
• смешанные детские дома, включающие и маленьких и подростков;
• пионердома и др.
Существовали учреждения и для детей до трех лет: патронат для подкинутых младенцев, дом матери и ребенка, ясли.
На тот момент (к 1935 г.), благодаря помещению детей в такие учреждения временно удалось сократить численность сирот, беспризорников в стране. Новый всплеск сиротства произошел после Великой Отечественной войны, когда многие дети остались круглыми сиротами в результате гибели родителей, поэтому после окончания войны так же происходит массовое создание детских домов интернатного типа. Ввиду тяжелого послевоенного времени, многие из этих наспех созданных детских домов могли удовлетворить только самые важные нужды детей-сирот, не уделяя должного внимания условиям их содержания и тем более воспитанию. Со временем государство начинает обращаться внимание на качество воспитания детей-сирот в детских домах. В результате этого принимались меры по реорганизации некоторых детских домов в школы-интернаты, детей-сирот начали занимать производительным трудом, творческой досуговой деятельностью. Наряду с помещением в детские дома, детей передавали на воспитание в семьи (усыновление, опека, патронат).
По мнению А.Ш. Шахмановой, развитие сети интернатных учреждений в послевоенные годы имело противоречивые тенденции, так как, с одной стороны, государство старалось устроить всех детей и обращать внимание на качество их образовательного процесса в таких учреждениях, занималось поиском новых форм устройства сирот (группы продленного дня). С другой стороны государство упускало эффективность условий содержания в этих учреждениях (большая наполняемость) и отношениям, складывающимся между воспитанником и воспитателем (формальные отношения) .
Существуют также точка зрения о том, что сама идеология советского государства препятствовала постоянному поиску новых форм устройства детей-сирот, усовершенствованию интернатных учреждений и поддержке семейных форм воспитания.
Так М.А. Дмитриева в своей статье, посвященной причинам социального сиротства, говорит о том, что «коммунистическая идеология приоритетной чертой воспитания считала общественное» .
Таким образом, для государства важнее было сформировать тот тип личности, который будет выгоден для самой идеологии, будет соответствовать ценностям режима (коллективизм). Поэтому в какой-то степени происходили снижениезначимости семьи в воспитании детей и потеря семейных ценностей. Следствием такого подхода было и то, что уже имеющихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, преимущественно устраивали в интернатные учреждения, которые в настоящее время подвержены сильной критике в связи с проблемами социализации воспитанников. Также следует отметить, что в Советском государстве детей изымали немедленно, без различных пересмотров, взвешиваний всех «за» и «против», как поступают специальные органы в современных условиях. Государство не брало на себя ответственности активного социального вмешательства в неблагополучные семьи для вывода их из кризисного состояния. Таким образом, в годы советской власти, вместо предупреждения семейного неблагополучия (социальная поддержка семей, ранняя профилактика в семьях группы риска), основные усилия были направлены на устройство детей, оставшихся без попечения родителей. Детский дом рассматривался как реальная альтернатива семье.
В конце XX в. стали появляться новые формы устройства детей-сирот. Одна из первых – это дома семейного типа, которые стали создаваться благодаря выходу 17 апреля 1988 г. Постановления «О создании детских домов семейного типа». Они представляли собой:
• отдельные поселения («детские городки») для проживания семей с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (не менее 10 сирот на семью);
• отдельные семьи, имеющие на попечении не менее 5 детей и проживающие в многокомнатных квартирах обычных домов, либо специализированных домов .
После очередного всплеска сиротства в 90-е годы, а также после появления многочисленных исследований о неэффективности системы воспитания сирот в учреждениях интернатного типа (В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых и др.), на уровне государственной власти начинает признаваться необходимость изменении политики по отношению к данной категории. Эта необходимость заключалась в развитии семейных форм воспитания детей-сирот и переформировании существующих детских домов в дома (учреждения) семейного типа, изменении установившихся в них в советское время нормы и порядки.
В настоящее время в РФ следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:
а) семейные, включающие в себя:
• усыновление,
• опека и попечительство,
• патронатные семьи,
• приемные семьи
• гостевые семьи;
б) институциональные:
- детские дома разных типов (для разных возрастов),
- реабилитационные центры,
- интернаты и др.
Детские приюты и социально-реабилитационные центры являются учреждениями социальной защиты, предназначенными для временного пребывания детей перед передачей в семью или направления в детский дом.
Кроме того, существуют коррекционные учреждения для пребывания детей с отклонениями в развитии. Всего выделяется 8 типов коррекционных школ-интернатов в зависимости от дефектов развития: 1 вид — для глухих, 2 вид — для слабослышащих детей, 3 и 4 виды — для слепых и слабовидящих детей соответственно, 5 вид — для детей с нарушением речи, 6 вид — для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 7 вид — для детей с задержкой психического развития, 8 вид — для умственно отсталых детей. В том случае, если у детей есть противопоказания для пребывания в таких учреждениях (как правило, противопоказаниями являются невозможность себя обслуживать и психические заболевания в стадии обострения), их могут перевести в детские дома-интернаты.
Пребывание детей-сирот в коррекционных учреждениях, с одной стороны, позволяет обеспечивать им специализированный уход, организация которого в домашних условиях, как правило, затруднена, что особенно важно для детей с тяжелыми формами инвалидности. В то же время закрытость системы коррекционных учреждений, отсутствие доступа к общеобразовательным школам и инклюзивному обучению приводит к социальной изоляции пребывающих в них детей, значительно ограничивая возможности последующей интеграции в общество на всех уровнях для тех детей, нарушения в развитии или здоровье которых являются относительно незначительными. При этом по окончании коррекционного учреждения в 18 лет его воспитанники, как правило, переводятся в институциональные учреждения для взрослых, а содержащиеся в детских домах-интернатах переводятся в психоневрологические диспансеры.
Отдельно следует указать такую форму содержания детей, как семейно-воспитательные группы. Такая форма содержания детей в настоящее время существует только на ведомственном и в ряде случаев — на региональном уровнях28, и по действующему законодательству она не является семейной формой устройства. В соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 «Об утверждении Примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» (в ред. от 10.03.2009) закреплено право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп. Семейные воспитательные группы создаются приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы, т.е. они являются подразделением институциональной структуры создаваемого ими учреждения. Создаваемые семейные воспитательные группы должны обеспечить оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации несовершеннолетних.
Существует также ряд организационных форм содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, условия пребывания в которых приближены к семейным, но, тем не менее, не являются семейными в полном смысле. Поиск подобных подходов обусловлен сложностью устройства отдельных групп детей (детей старших возрастов, родных братьев и сестер, детей-инвалидов) на усыновление, под опеку и попечительство.
К указанным формам устройства относятся, во-первых, детские дома семейного типа. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» (в ред. от 04.09.2012) такие детские дома организуются на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее пяти и не более десяти детей. При формировании детского дома семейного типа учитывается мнение всех совместно проживающих членов семьи, в том числе родных и усыновленных детей.
Общее количество детей в детском доме семейного типа, включая родных и усыновленных, не должно превышать 12 человек. На воспитателей детского дома семейного типа распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков, а также льготы и гарантии, установленные для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, несмотря на это, такая форма устройства не получила в России широкого распространения, и в настоящее время практически все детские дома семейного типа прекратили свое существование.
Во-вторых, такой формой устройства детей-сирот являются детские поселки, которые представляют из себя семейные группы, создаваемые на материнском принципе.
Фактически личность отца в таких группах отсутствует, а организация воспитательного процесса в детских поселках предполагает частичное или полное замещение так называемого «мужского элемента». Основными принципами действия детских поселков являются: 1) принцип матери как постоянного воспитателя и создателя эмоциональной уверенности у детей; 2) разнородность детской группы; 3) проживание в семейном доме со всеми атрибутами «родного очага»; 4) существование сообщества поселка, обеспечивающего организационную и социальную поддержку отдельным семьям.
Наиболее распространенной и известной формой детского поселка являются SOS-деревни. Сегодня в России действует 6 деревень-SOS, в которых проживают более 400 детей. При этом всего под опекой благотворительной организации «Российский комитет «Детские деревни-SOS» в России находятся более, чем 1300 детей-сирот и детей из неблагополучных семей в Санкт-Петербурге, Вологде, Пскове, Мурманской, Орловской и Московской областях.
Детская деревня-SOS похожа на небольшой поселок с 11-15 домами на объединенной территории. В каждом доме живет семья — SOS-мама и 6-8 детей разного возраста и пола.
У каждой семьи — своя собственная жизнь, со своими делами и заботами, привычками и традициями—как и в любой другой семье. Мама ведет хозяйство и учит детей всему, что понадобится им во взрослой жизни. Дети растут, помогают маме по дому, в учебное время ходят в детские сады и школы, на каникулах отдыхают в лагерях и походах. Праздники и важные события всегда отмечаются всей семьей, и у каждого здесь есть право голоса. Кроме семейных домов в каждой Детской деревне-SOS есть административная часть, где работают директор, бухгалтер, педагоги и приходящие работники, охрана и т.п.
Еще одной формой организации устройства является детский (семейный) городок. Детский городок находится на границе между замещающей семейной заботой и заботой в детском учреждении. По своей организации он близок к детскому поселку, в то время как по воспитательной атмосфере похож скорее на так называемые квартирные детские дома. Городок образует несколько (до 20) павильонов для семей и ряд других зданий, включая медпункт, мастерские, спортивные объекты. Воспитателями здесь являются всегда супруги, по крайней мере один из которых должен иметь специальное педагогическое образование.
На воспитании в каждой семье пребывают, как правило, 10-14 детей в возрасте от 3 лет. Детей не передают воспитателям на личное попечение, как это бывает в случае семейных групп и детских поселков. Ответственность за устроенных детей несет учреждение, оно же обеспечивает основные виды услуг для всех семей, таких как приготовление пищи, стирку белья, ведение домашнего хозяйства.
Воспитатели обычно имеют своих детей, живущих вместе с ними в квартире внутри павильона.
Наконец, существует такая форма организации устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как детские дома квартирного типа. Данная форма замещающей помощи еще в большей степени приближена к учреждениям стационарного типа. В организационно-административном отношении это детский дом с воспитателями-профессионалами, не берущими на себя роль родителей и, таким образом, не являющимися опекунами. Детские коллективы разнородны в отношении пола и возраста (в пределах дошкольного и школьного возраста), дети живут совместно в своего рода квартире внутри учреждения, и надзор за данной группой поручен двум-трем воспитателям. Таким образом, существенно расширяется возможность единого воспитательного руководства и единства среды в смысле «родного дома».
Многие директора детских домов проявляют свои организаторские способности и свой вкус, ввиду чего условия пребывания приближаются к домашним. Эта форма устройства детей-сирот слабо распространена в России.
Практически уникальным примером является создание инновационного детского дома квартирного типа в г. Олонец Карельской области в рамках эксперимента, проводившегося на основе Олонецкого детского дома № 2 (http://gazeta-licey.ru/public/family/item/130-dom-dlya-siroty). Как отмечает руководство детского дома, воспитание в детском доме квартирного типа делает его воспитанников самостоятельными и более уверенными в себе, а также позволяет налаживать более тесные связи и с выпускниками детского дома, которые после окончания школы покидают его.
Кроме этого, в последние годы в России появляются отдельные примеры новых форм организации устройства детей-сирот подобного типа, сочетающих в себе коллективное проживание и создание условий, приближенных к семейным.
Уникальной, в своем роде, организационной формой устройства детей-сирот является семейный детский дом «Китеж» — поселок, созданный в форме некоммерческого партнерства приемных семей. Семейный детский дом «Китеж» можно рассматривать как детский (семейный) городок, однако он обладает рядом специфических отличий.
Особенностью детского дома «Китеж» является подход к решению образовательных задач путем создания развивающей среды на базе педагогической общины и приемных семей.
Основные воспитательные задачи, которые ставятся в семейном детском доме «Китеж» — это создание благоприятной развивающей среды, многоуровневого иерархически организованного пространства, организующего развитие личности ребенка, усвоение социальных ролей и норм. Такой подход позволяет облегчить проблемы социализации детей и их адаптации к самостоятельной жизни после выхода из детского дома.
Реализуемая на протяжении последних лет политика, направленная на деинституционализацию детей, оставленных без попечения родителей, привела к существенному изменению контингента таких детей, проживающих в учреждениях. Так, в настоящее время около 70% детей с низким потенциалом для семейного устройства составляют дети старше 10 лет, 15% — дети с ограниченными возможностями, 10% —дети из многодетных семей. Существует еще два фактора риска с точки зрения возможностей семейного устройства: этническая принадлежность, которая может уменьшить шанс ребенка попасть в семью, и конфессиональная принадлежность кандидатов в замещающие родители.
Обеспечить детям из перечисленных категорий семейное устройство и необходимый уровень социальной поддержки со стороны профессиональных воспитателей может позволить развитие профессиональных форм — института профессиональных замещающих семей, в том числе приемных и патронатных.
Фрагмент для ознакомления 3
Список использованной литературы
1. Антипова Е.И. Инновационные технологии профилактики социального сиротства // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. №12, 2. С. 20 – 26
2. Балеева К.И. Отказы от новорожденных: динамика проблемы и актуальность ее в современной России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2015. №111. С. 1 – 4
3. БелокрыльцеваА. Призрение детей-сирот: исторический обзор // Демоскоп Weekly 2014 г. №609-610, URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/analit05.php
4. Бессчетнова О.В. Сиротство в России: от призрения к деинституционализации // Федеральный образовательный портал ЭСМ. Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/27/1269788600/Besschetnova.pdf
5. Бирюкова С. Семейные формы устройства детей // Демоскоп Weekly №609-610, 2014 г. URL:http://demoscope.ru/weekly/2014/0609/tema04.php
6. Быков А.А. Практики жизнеустройства детей-сирот в дореволюционной России (на примере деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества)//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. №1. С. 145-152
7. Быков А.А. Практики жизнеустройства детей-сирот в дореволюционной России (на примере деятельности Ведомства учреждений императрицы Марии и Императорского Человеколюбивого общества)//Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. №1. С. 151-152
8. Всеобщая декларация прав человека ООН 1948 года //СПС Гарант
9. Денисова Д.Н. Сиротство: особенности современной ситуации / Д.Н. Денисова // Известия российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009 г. №91. С.103-110.
10. Динамика семейного устройства детей // Интернет проект Министерства образования и науки РФ «Усыновление в России». – Электр. данные - URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2014/5/
11. Дмитриева М. А. Причины социального сиротства/ М.А.Дмитриева // Молодой ученый. 2012 г. №11, С.353-355.
12. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения // Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122 – 124.
13. Дубровина М.С., Кром И. Л. Современные тенденции профилактики социального сиротства в Российской Федерации // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. №8.
14. Жуковская Н.А. Деревня, где всегда тепло: детская деревня SOS в подмосковном Томилино // Социальная защита. 2003. №3.
15. Иванова К. Детство должно быть счастливым // Сайт «Казахстан без сирот». – Электрон. данные - URL:http://www.usynovite.kz/rus/smi/Detstvo_dolzhno_bitj_schastlivim.html
16. Иванова К.А. Социализация // Журнал «Знание. Понимание. Сила». – Электрон. Данные - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sotsializatsiya
17. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс] Официальный сайт ООН. – Электрон. данные - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
18. Конституция Российской Федерации от 1993 года (ред. от 21.07. 2014) // СПС Гарант
19. Коренюк А.А. Системный подход к решению общенациональной проблемы сиротства: взаимодействие государственных структур в решении проблемы сиротства // Вестник экономики, права и социологии. 2015. №1. С. 202 – 205
20. Митяев Л.М. Детская деревня SOS - новая форма детского дома семейного типа // Социальная педагогика. 2003. №3. С.88
21. Онучина Н.Ю. Социальное сиротство – реалии современной жизни // Международный научно- исследовательский журнал. 2014. №4-4 (23). С. 19 – 21
22. Осипова И.И. «Система предотвращения социального сиротства» [Электронный ресурс] // Электронная библиотека диссертаций «disserCat». – электрон. данные - URL: http://www.dslib.net/
23. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних // Ориентиры партнерства. Информационно-методический бюллетень. Специальный выпуск. М., 2008. – С. 25-27
24. Осипова И.И. Социальное сиротство в контексте объективистского исубъективистского подходов / И.И. Осипова // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Социология. Психология. Философия, 2008 г. № 5, С. 324-328.
25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10.05.2006 «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ»
26. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 30.11.2010 г.
27. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011 г.
28. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 №223-ФЗ (ред. от30.12.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон.дан. - М., 2015.
29. Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
30. Цветков В.А. Приемная семья как форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, по законодательству Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юридич. наук: 12.00.03/В.А. Цветков. -Омск, 2005. -18 с.
31. Шахманова А.Ш. Сиротство как социально-историческое явление// Вестник ТГПУ, 2012 г. №6. С.64-67.
32. Юдина А.И. Технологическая карта как интерактивный инструмент предупреждения социального сиротства // Мир науки, культуры, образования. 2013. №6 (43). С. 304 – 307
33. Child adoption: trends and policies (2009) [Электронный ресурс] // Department of economic and social affairs. United Nations, New York. – URL: http://www.crin.org/docs/child_adoption.pdf
34. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/362141
35. http://www.sos-kinderdorf.de/portal
36. https://de.wikipedia.org/wiki/SOS-Kinderdorf
37. https://www.destatis.de/DE/Startseite.html
Узнать стоимость работы
-
Дипломная работа
от 6000 рублей/ 3-21 дня/ от 6000 рублей/ 3-21 дня
-
Курсовая работа
1600/ от 1600 рублей / 1-7 дней
-
Реферат
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней
-
Контрольная работа
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Решение задач
250/ от 250 рублей/ 1-7 дней
-
Бизнес план
2400/ от 2400 руб.
-
Аспирантский реферат
5000/ от 5000 рублей/ 2-10 дней
-
Эссе
600/ от 600 рублей/ 1-7 дней